Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи. Квотирование рабочих мест для инвалидов

Работодателям будет полезно знать что понимается под понятием квотируемого рабочего места в 2017 году. Какая категория граждан имеет право на него: имеют ли инвалиды, несовершеннолетние, молодёжь и прочие социальные категории? Как происходит отчет по квотированию и прочие орг моменты?

Что значит термин «квотируемое рабочее место»

Заметка. Законом «О занятости населения в РФ» № 1032–1 от 19.04.1991 года предусмотрена обязанность государства обеспечивать занятость граждан, в силу объективных причин испытывающих сложности с трудоустройством.

http://sovetnik.consultant.ru/rabota/chto_takoe_kvotiruemoe_rabochee_mesto/

Квотируемое рабочее место - это место, на которое могут претендовать в данной организации только граждане, которые относятся к особой социальной категории, например, инвалиды. Это введено для того, чтобы у таких категорий людей появилась реальная возможность устроиться на работу. Иметь хотя бы одно квотируемое место обязаны все работодатели, у которых число работников превышает хотя бы 35 человек. Ниже представлены социальные категории помимо инвалидов, для которых предусмотрены данные рабочие места:

  • малолетние работники от 14 до 18 лет;
  • работники. которые были сиротами в детстве;
  • работники, которые в прошлом сидели в тюрьме;
  • работники, которые окончили закрытие коррекционные заведения;
  • молодые специалисты до 20 лет, которые впервые устраиваются на работу.

Как рассчитывается количество квотируемых рабомест на предприятии? По закону, если на предприятии трудоустроено от 35 до 100 человек. то количество квотируемых мест не может быть более 3%. Если устроено более 100 человек, то этот показатель может разниться от 2% до 4%.

Права и обязанности работодателей относительно квотирования

Компании или ИП нужно обязательно в течение месяца после регистрации в налоговой встать на учет в Центре квотирования рабочих мест. Это является обязанностью, за нарушение которой предусмотрен штраф. Для этого вам потребуется несколько документов:

  • Копия свидетельства государственной регистрации.
  • Копия устава.
  • Копия свидетельства о постановке на учёт в налоговой.
  • Информационное письмо об учёте в Едином государственном регистре.
  • Данные о количестве сотрудников в штате.

Ответственность за нарушение норм

За нарушение квотирования предусмотрены некоторые штрафы:

  1. Если предприятие, в котором работает более 35 человек, на устраивает никого на квотируемое рабочее место, то оно обязано ежемесячно перечислять за каждого неустроенного работника плату в размере прожиточного минимума, а отчитываться по ней ежеквартально.
  2. В случае правонарушений в области трудовой сферы по отношению к квотируемому работнику работодатель уплачивает штраф в размере от 500 до 5000 рублей.
  3. Если работодатель откажет в трудоустройстве на квотируемое место инвалиду, то он может попасть на штраф в размере от 2000 до 3000 рублей.

Квотируемое рабочее место - это рабочее место, на которое могут претендовать в данной организации только граждане, которые относятся к особой социальной категории, например, инвалиды. Это введено для того, чтобы у таких категорий людей появилась реальная возможность устроиться на рабочее место. По закону, если на предприятии трудоустроено от 35 до 100 человек. то количество квотируемых мест не может быть более 3%. Если устроено более 100 человек, то этот показатель может разниться от 2% до 4%.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2019 году - льготы при приеме инвалида на работу

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на . Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.


Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.


30.04.2019

Фирмы, численность которых от 100 чел и больше, должны брать на работу 4% от численности инвалидов и также молодежи, которая еще не имеет стажа (требование органов службы занятости). Если не принимали на работу таких, то надо начисления делать на это количество по среднему размеру зп по региону для трудового населения.Как правильно это рассчитать, какие налоги/взносы с этого надо уплачивать, как отражать в бухгалтерском учете (если компания уже приняла инвалидов, но недостаточно).

Социальные гарантии при трудоустройстве определяются федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данными законами установлено, что работодатели обязаны устанавливать квоту на прием инвалидов и молодежи. При этом регионам дано право устанавливать размеры квоты в пределах величин, указанных в федеральных законах.

Федеральное законодательство не предусматривает замену квотирования рабочих мест на выплату денежной компенсации. Однако законодательство субъектов РФ такую возможность предоставляет.

Так, в п. 3 ст.2 Закона Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» сказано, что вместо квоты для молодежи работодатель имеет право выплатить в бюджет города Москвы компенсацию. Компенсация выплачивается ежемесячно, размер компенсации равен прожиточному минимуму на дату выплаты за каждое не созданное рабочее место. В отношении инвалидов выплата такой компенсации не предусмотрена. Величина прожиточного минимума устанавливается постановлениями Правительства Москвы. Так, на 3 квартал 2016 года прожиточный минимум установлен в размере 17487 рублей. На 4 квартал прожиточный минимум еще не установлен, но в п.2 указанного постановления говорится, что для расчета нужно брать прожиточный минимум для 2 квартала 2016 года. Вероятно, до утверждения прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года лучше ориентироваться на эту же величину.

В Санкт-Петербурге порядок квотирования определяется Законом Санкт-Петербурга от 08.10.97 N 161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге». Для молодежи квот не установлено. Также закон не устанавливает права уплатить компенсацию взамен резервирования рабочих мест для инвалидов.

По мнению контролирующих органов, выплата в бюджет компенсации не учитывается при расчете налога на прибыль. Такая точка зрения высказывалась в письмах Минфина России от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504, УФНС России по Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@, ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ и других.

Страховыми взносами выплата компенсации вместо квотирования рабочих мест не облагается страховыми взносами. Связано это с тем, что объектом обложения взносами являются выплаты в рамках трудовых, гражданско-правовых или авторских договоров. Однако в данной ситуации не идет речи о заключении договора, т.е. выплата производится за рамками трудовых и договорных отношений.

В бухучете отразите начисление квоты в прочих расходах:

Д 91.2 – К 76

Д 76 – К 51 – уплата компенсации в бюджет г. Москвы.

Обоснование

Ивана Шкловца , заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве

Да, можно. Однако сделать это организация вправе только по объективной причине или когда квота выбрана полностью.

Ведь если среднесписочная численность сотрудников превышает пороговое значение, и нет объективной причины не нанимать гражданина, для которого предусмотрена квота, то его придется принять в штат. По-другому поступить работодатель не вправе (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

К объективным причинам отказа в приеме на работу относят, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания ().

Давайте разберемся с существующим порядком.

Государственные гарантии

Квотирование рабочих мест установлено законодательно. Это дополнительная гарантия трудоустройства для инвалидов и молодежи. Разобраться в том, когда нужно применять квоту, поможет таблица.

Среднесписочная численность у работодателя Группы населения, для которых квота предусмотрена Как утверждают квоту Предельный размер квоты Основание
От 35 до 100 человек Инвалиды Местные власти вправе сами решить устанавливать квоту для приема или нет Не более 3 процентов среднесписочной численности персонала Часть 1
От 100 человек Инвалиды и молодежь В субъектах РФ квоту устанавливают обязательно Больше 2 и меньше 4 процентов среднесписочной численности сотрудников Пункты и статьи 13 Закона от 19 апреля 1991 № 1032-1,
часть 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ

В среднесписочной численности персонала для расчета квоты сотрудников с вредными и (или) опасными условиями труда не считайте. Главное, подтвердить тяжелые условия результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Учет расходов в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места

Вопрос: Может ли налогоплательщик учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с уплатой в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного лица, в том числе из числа несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет?

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников не менее 2 и не более 4% ().

При этом полномочия Российской Федерации в области содействия занятости, переданные для осуществления органам государственной власти субъектам Российской Федерации, установлены в Закона № 1032-1. К ним относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте до 18 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В силу норм пункта 2 статьи 7.1 Закона № 1032-1 средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона № 1032-1 полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, федеральное законодательство устанавливает необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет. При этом указанными законами не предусмотрена замена квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного гражданина в возрасте до 18 лет.

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств являются средства работодателя.

Loading...Loading...