Буддизм простыми словами. Сообщение о буддизме

Основные идеи буддизма. Мифы и заблуждения

В Индии более 2500 лет назад возникло учение о духовном пробуждении, известное как буддизм.

Это самая мирная и гостеприимная из мировых религий, однако, самая малая по численности.

Именно благодаря своей открытости, популярность буддизма растёт во всём мире и сейчас число его приверженцев достигает уже свыше одного миллиарда человек.

Однако далеко немногие способны понять суть буддистских практик. Основные идеи буддизма трактуются неверно по различным причинам.

Мы рассмотрим самые распространённые заблуждения и постараемся их опровергнуть.

Буддизм - типичная религия

Говорить о буддизме как о типичной религии, по меньшей мере, некорректно, поскольку в нем отсутствуют основополагающие религиозные понятия, такие как вера в Бога, священное писание, грех.

В буддизме нет призыва к отречению от иных верований, как в других мировых религиях, таких как, например, христианство. Также отличается буддизм и отсутствием служителей культа, хотя возникшая ритуальность в нем имеет скорее сходство с религией, пожалуй, только внешнее.

С осторожностью можно назвать буддизм религией опыта, в которой полученное понимание - это результат проб и ошибок, т.е. анализа знаний, полученных на практике, в отличие от других религий, где краеугольным камнем является вера.

Можно считать буддизм философской концепцией, поскольку это законченное и логичное мировоззрение. Но здесь снова приходим к тому, что только практика может привести к пониманию сути явлений целиком, используя при этом не только силу интеллекта, но и подсознание, эмоции, чувства, речь.

Это в свою очередь приводит к положительной трансформации человека, в отличие философии, объясняющей суть явлений на формальном уровне понятий и слов.

Поступательно осознавая природу явлений, естественным образом приходим к конечному результату практики - состоянию совершенства вне концепций.

Все буддисты - пацифисты

В основные идеи буддизма вхожа идея пацифизма - исчезновения всякого насилия как явления, противодействия войнам исключительно посредством осуждения их аморальности. Идея же и практика ненасилия — совсем не то же самое.

Буддисты, конечно же, практикуют ненасилие, но в случае непосредственной угрозы применяют активные действия для предотвращения насилия, направленного против них. Есть много примеров, когда монахи практикуют боевые искусства и, когда невозможно избежать боя, без сомнений и колебаний демонстрируют свои умения.

Все буддисты медитируют

Наверняка многие считают, что медитировать, значит, сидеть в позе лотоса и методично «мычать», сосредоточившись и концентрируясь на своих внутренних ощущениях.

На самом деле, это целый комплекс методов, позволяющих достичь физического и морального самосовершенствования.

Это обобщенное название совокупности основных духовных практик, направленных на развитие самонаблюдения, внимательности, достижения просветления и нирваны.

Конечно же, далеко не все буддисты медитируют, а точнее, как показывают исследования, только небольшой процент монахов, представляющих данную конфессию.

Далай-лама буддистский Папа

Проводить параллели между далай-ламой и Папой Римским не совсем корректно. Далай-Лама по учению о реинкарнации является воплощением одного и того же бодхисаттвы Авалокитешвары, отказавшегося от полного просветления для спасения, защиты и покровительства всех живых существ на земле.

Поиск нового перевоплощения далай-ламы всегда представляет собой целый ритуал. Происходящие сверхъестественные явления, связанные с его рождением, указания оракулом признаков, по которым разыскивается избранный кандидат, все это является частью ритуала. Тем не менее, считаясь духовным учителем и наставником, далай-лама не является руководителем тибетской школы Гелуг.

Формально эту выборную должность занимает Ганден Трипа. Папа Римский для католиков является полным сувереном Святого Престола, владея тремя нераздельными функциями власти.

Будда - веселый толстяк

Один из самых популярных персонажей, воплощенных в скульптуру сидящего в позе лотоса и смеющегося толстяка, отнюдь не является Буддой.

Это, на самом деле, один из семи божеств счастья - Хотей, Будай. Также он считается одним из воплощений бодхисаттвы Майтрея, будущего учителя человечества. Согласно многочисленным легендам, туда, куда приходил Хотей, он приносил достаток, здоровье, удачу, а также помогал исполнению желаний.

Буддисты язычники

Если исходить из того, что все дохристианские и нехристианские религии являются языческими, то и буддизм можно назвать таковым.

Основные идеи буддизма также имеют родственные связи с язычеством, что обусловлено традицией отсутствия правила исключенного третьего, что определяет особое положение буддизма среди мировых религий, оставаясь терпимым к другим верованиям.

Однако, с другой стороны, буддизм принципиален в отношении необходимости уничтожения причин бытия на Земле, а семейно-родовые отношения, любовь к Земле являются в этом случае несомненным препятствием на пути к личному спасению - на этом буддизм разрывает связи с язычеством. Далай-лама даже как-то заявил: «Религия — это то, без чего мы, вероятно, можем обойтись».

Страдание - главная цель духовной практики буддиста

Естественно, приверженцы буддизма не стремятся себя истязать физически до смерти. Основные идеи буддизма - это четыре истины: “Есть страдание, есть причина страдания, есть конец страдания, есть путь практики, кладущий конец страданию” .

Рассматривая их все вместе, целиком, совсем не напрашивается такой уж пессимистический вывод, что жизнь-страдание. Да, в буддизме страдание - это характеристика бытия, оно сопровождает все, даже приятные моменты жизни. По сути, страдание - это привязанность к физической форме, чувствам, восприятию, мыслям, и сознанию. И буддизм рассматривает проблему всего человечества в целом и предлагает пути к ее решению.

Будда, испытав безусловное счастье, указывает людям на причину страданий и пути их преодоления. То есть, полностью положить конец страданиям можно самостоятельно с помощью исследования и понимания их причин.

Все буддисты - аскеты и вегетарианцы

Чрезмерный аскетизм, предполагающий отказ от всяких желаний ради достижения личного духовного идеала, был осужден самим Буддой, как абсолютно бесполезный. В результате аскет приобретал сверхъестественные способности, но служили они эгоистическим интересам.

Идеалом же является бодхисаттва, который заботится о благе других людей. Поощрялся самоконтроль за физическим состояниями тела в качестве средства достижения полного контроля над сознанием. Соответственно, совершенно необязательно придерживаться вегетарианства и строго ограничивать себя в еде.

Поедание мяса не приравнивается буддизмом к участию в убийстве. Таким образом, поощряется, когда человек стремится сбросить со своего ума своего рода сон с мясом и его поеданием это коррелирует, но довольно слабо.

Вера буддистов в реинкарнацию

Вера в переселение душ феноменальна. Однако не все буддисты верят в постоянный цикл перерождения. Скорее, речь идет о повторном воплощении, т.е. помещение сущности живого существа в другое тело.

Буддийская философия отрицает существование души, соответственно, и реинкарнации. Есть понятие сантана— протяжённость сознания, не имеющая никакой опоры, однако связанная с постоянными изменениями.

Пребывание сознания в мире живых, как и после смерти, определяется психическим состоянием и определяется кармой.

Особое значение в тибетском буддизме приобретают далай-ламы, которые сохраняют линию перерождения.

Сиддхартха Гаутама - божественное существо

Одно из заблуждений о буддизме - это то, что Будда есть божественное существо. Это неверно. Являясь духовным учителем для своих последователей, Будда Шакьямуни был человеком и никогда не претендовал на божественность. При рождении он получил имя Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой (буквально «пробудившимся»), когда истина открылась ему после длительных поисков.

Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение - донести истину до людей. Наличие же или отсутствие Бога Будда не считал существенным.

Заблуждения о Дхарме

Понятие Дхармы не имеет однозначного аналога, это основополагающий свод законов и правил, соблюдение которого необходимо для развития космоса и общества, неделимая единица бытия. Это центральная категория в буддизме, наверняка самая сложная и бесспорно многозначная. Природа Дхармы непостижима, но живущие по ее устоям могут достичь нирваны.

Зачастую некоторым людям кажется, что можно выбрать какие-то ситуации и моральные принципы, которые нравятся, а остальные, которые сложно понять, принять, можно исключить или отбросить. Существуют различные обеты, которые запрещают принимать отдельные части учения и пренебрегать другими. Другая ошибка - вера в возможность усовершенствовать практики, получив в результате перерождения снова человеческую жизнь.

Карма - некоторый аналог судьбы

Идею кармы в буддизме переоценить невозможно. Если о карме говорить совершенно упрощенно, то это будет примерно так: позитивные деяния ведут к счастью, а негативные - к страданию.

Таким образом, избегая всего негативного и совершая только позитивные действия, человек закладывает основу для достижения состояния абсолютного счастья.

Человек имеет возможность совершенствоваться тем самым совершенствовать свою карму, так как в учении буддизма проведена прямая причинно-следственная связь между настоящей жизнью человека, его прошлым и будущем воплощением.

Однако зачастую человек заблуждается, считая, что карма - это нечто такое же как и судьба, что все уже предопределено, иначе, собственно, и не было бы никакой возможности изменить что-либо.

На самом деле, чем глубже понимание взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего, тем более вероятно эффективное вмешательство и изменение привычек, переживаний, что может изменить карму.

Самое сложное - увидеть связь между причиной (факторы, эмоции, внешние действия) и соответствующим следствием из-за возможного большого временного промежутка между ними.

Все наши действия оставляют отпечаток в подсознании, и это знание может быть промежуточным шагом для понимания, какие действия нужно практиковать, какие избегать в продолжение кармического пути.

Заблуждений о буддизме значительно больше, чем было перечислено. Основные идеи буддизма ошибочно описываются в связи с трудностью понимания, особенностями различных школ и так далее.

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Вопреки устоявшемуся у европейского человека мнению о том, что буддизм является цельным течением, это не совсем так. Так же как христианство или ислам, он имеет несколько направлений. Одни зародились в глубокой древности, другие появились позднее и немного иначе трактуют древние тексты. В этой статье мы попробуем разобраться этих тонкостях.

– одна из мировых религий, которая зародилась в IV в. до н.э. на северо-востоке нынешней Индии, поэтому в ней прослеживается тесная связь с древнеиндийской философией. Приверженцев насчитывается более 450 миллионов, и основная их масса сосредоточена в азиатских странах – Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке. Стать буддистом можно независимо от предыдущего вероисповедания, а также разреза глаз, цвета кожи и классовой принадлежности.

Направления

Вероучение распадается на множество школ – в среднем их насчитывается 18. Итак, кратко об основных направлениях буддизма:

  • . Старейшее направление, второе по численности. В XXI веке насчитывает почти 40% приверженцев.
  • или «Великая колесница». Приверженцы составляют основную массу – более 50% всех буддистов мира. Центры сосредоточены в Японии, Монголии, Китае, Корее, Тибете.
  • – «Алмазная колесница». Тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны (тантра – древнейшая система самосовершенствования, помогающая оздоровлению организма, продлению жизни, развитию духовности).
  • (сформирована на основе махаяны и ваджраяны), самая малочисленная – 6%. Центры находятся в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии, Манчжурии и Северном Китае.

Некоторые исследователи считают, что у буддизма всего три ветви, другие же говорят о двух основных — Тхераваде и Махаяне.

Тхеравада

Учение старейших. Тхеравада основана на текстах, которые были составлены после ухода Будды в нирвану. Приверженцы этого направления считает, что многое более поздних направлениях — нововведения, которые искажают суть учения Будды Шакьямуни, а в некоторых случаях и полностью ему противоречат.

Некоторые применяют к Тхераваде название Хинаянаили Малая колесница. Это не совсем корректно. Понятие Хинаяна зародилось внутри Махаяны и означает буквально «низший», «узкий», «презренный». Однако применять такие «эпитеты» к Учению старейших – одной из самых древнейших школ, согласитесь, не совсем правильно.

Тхеравада – аскетическое направление. Оно учит повторять путь Будды, чтобы достичь нирваны. А это значит, что нужно отказаться от всего земного, разорвать семейные связи. В идеале по учению нужно стать монахом — только так можно достичь истинного просветления.

Тхеравада не является целостным учением. Ее последователей одолевают сомнения по поводу правильности трактовок текстов Будды. В связи с этим направление в процессе своего существования разделилось на несколько религиозно-философских течений:

  • саунтрантики;
  • вайбхашики.

Тхеравада существенно отличается от Махаяны – «Великой колесницы». Если первая акцентирует внимание на том, что сам человек должен пройти путь Будды и достичь нирваны, то вторая говорит, что нужно помогать другим людям в достижении просветления, а о себе думать в последнюю очередь, так как помощь другим уже сама по себе является частью пути к пробуждению.

Истинный буддизм отличается от остальных мировых религий – здесь нет такого понятия как «Бог». Его основатель – Сиддхартха Гаутама – реальный человек. С помощью духовных практик он дошёл до состояния, называемого нирваной. Считается, что если обычный человек будет следовать его пути, то он сможет повторить его в точности.

Махаяна

Часто ее называют северным буддизмом. Истоки махаяны находятся в Индии, откуда она и распространилась по азиатским странам – в Непал, Тибет, Корею, Вьетнам, Монголию, Китай, отдельные регионы России. Возникновение ее относят к концу I века до н.э.

Махаяна – противоположность Тхераваде. В ней прослеживается обожествление Будды, а также теория триединства, немного напоминающая христианскую религию: Отец, Сын, Святой дух, только в Махаяне это называется иначе:

  • Реальный человек – Сиддхартха Гаутама – это проекция Бога на земле (Самбхогакая).
  • Земное тело может иметь множество форм. Одна из них – Амитаба, которую люди видят, уважают, поклоняются.
  • Нирваны достигает сущность или Дхармакая – то, что является первоисточником во вселенной.

Основа восточного вероучения – личный опыт реального человека. Познавая себя и мир, Сиддхартха Гаутама отталкивался не от религиозных догматов, которые ничем не доказаны и принимаются только на веру, не от мифических сказаний, а от того, что «рассказывают» его собственные органы чувств. Те, кто глубоко изучают буддизм, часто называют его не вероучением, а философией.

Тантрическое направление или Тантраяна (путь Результата) – самое молодое из основных в буддизме. Образовалось в V веке н.э. как часть Махаяны. Сейчас наиболее распространено в Тибете, Монголии, Непале, Японии, некоторых районах России (Тыва, Бурятия, Калмыкия). Последователи Ваджраяны многое позаимствовали из вероучений коренных народов Тибета (Бон).

Для последователей Ваджраяны очень важна личность Учителя. Только он может правильно подобрать практику для ученика.


Тибетский буддизм

Другое название – Ламаизм. Основан на учениях махаяны и ваджраяны, а также тхеравады (монашеские обеты). Здесь наблюдается полное сохранение позднеиндийского буддизма.

В Тибете это религиозное учение начало утверждаться и развиваться не раньше VII века н.э. Основное отличие от традиционного буддизма заключается в способе передачи власти, как светской, так и духовной. На Тибете это происходило как перерождение (тулку) одной и той же личности, в то время как в других странах, исповедовавших эту же религию – по наследству либо через организацию выборов. В конце концов, это привело к тому, что духовенство и светская власть объединились. Единым правителем Тибета стал Далай-лама.


Основные идеи

В отличие от других мировых религий, где личность как таковая не важна – рассматривается лишь абстрактное поклонение Богу (самостоятельное мышление не поощряется, все принимается на веру, доказательства отсутствуют), буддизм основан на личностном аспекте. Это значит, что если индивидуум сам не захочет измениться, никто за него этого не сделает.

Всего основных идей четыре:

  • средний путь;
  • 4 благородные истины;
  • восьмеричный путь;
  • 5 заповедей.

Средний путь – понятие, которое означает отсечение крайностей. Не нужно ударяться в полный аскетизм либо опускаться в пучину удовольствий.


4 истины есть не что иное, как констатация следующих фактов:

  • земной мир полон страданий;
  • причины страданий – страстное желание удовольствий;
  • возможность избавления от страданий есть – это путь ограничения себя в удовольствиях;
  • достижение нирваны.

Восьмеричный путь – возможность пройти семь взаимосвязанных между собой ступеней собственного совершенствования, где наградой будет нирвана (восьмая ступень). Здесь все подчинено логике. Поэтапное прохождение ступеней невозможно – все работает в комплексе, центр которого – человеческий разум.

Заповеди таковы:

  • не убивать;
  • не лгать;
  • не красть;
  • не прелюбодействовать;
  • не употребляй «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак).

Заключение

Уважаемые читатели, информация в этой статье – мизерная часть тех знаний, которые может подарить восточное вероучение. Однако мы надеемся, что он поможет вам глубже разобраться в интересующей вас теме.

Если материал оказался для вас полезным, поделитесь им в соцсетях.

А мы прощаемся с вами до следующей встречи!

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как известно, знание любого предмета начинается с изучения его основ. Поэтому предлагаем вам сегодня поговорить кратко об основных идеях буддизма: узнать самое главное об этом кладезе мудрости, вернуться на две с половиной тысячи лет назад, познакомиться с Буддой Шакьямуни и изучить главные положения его философского наследия.

Также эта статья поведает об основополагающих истинах, заповедях, священных писаниях и обозначит границы между разными школами буддизма.

Немного истории

Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.

Сегодня о буддизме знают на всех континентах. Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке. Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.


Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины. Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.

Основные идеи

Важно понимать, что буддизм – это не религия в привычном понимании, это скорее философия, традиция, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления.

Здесь нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно. Будда не Бог, он человек, которому удалось достичь нирваны, и он подсказывает ученикам свою дорогу.

Упор делается на то, что человек сам должен обладать желанием измениться, понять природу этого мира, очистить разум от тщетных мыслей, предаться глубоким размышлениям, достичь гармоничных отношений с окружающим миром, избавиться от страстей, желаний и спастись. Это и называется нирваной – полным освобождением от страданий.


Нирваны можно достичь путем соблюдения строгих предписаний этики, постоянными медитациями, чтением мантр, скромным, аскетичным образом поведения, а также при поддержке различных боддхисаттв и будд – существ, уже достигших Просветления.

Нирваной заканчивается вращение колеса сансары – череды перерождений. Буддисты не сомневаются в идее реинкарнации, а ведь в каждой жизни люди рождаются, болеют, умирают, что само по себе является страданием. Выйдя из , можно навсегда избавиться от него.

Важное понятие буддийской традиции, известное многим, – . Любое наше действие, чувство и даже мысль находит отражение в будущем. Они, благие или разрушительные, оставят кармический отпечаток и неизбежно приведут к последствиям.

С таким взглядом неразрывно связаны законы причины и следствия. Шакьямуни учил, что все имеет условия появления и влечет определенные последствия.

Будда говорил: «Хорошая причина образует хороший результат. Плохая причина – плохой результат. Моя причина – мой результат».

Философия определяет основные ценности:

  • Будда – великий Учитель, а также каждый, кто дошел до истины его тропой, называется буддой;
  • – учение, его положения, понятия;
  • Сангха – буддистская община, которая учит правильному следованию правилам и непреложным принципам.

На пути к освобождению нужно научиться противостоять сложностям, отметать так называемые «три яда»:

  • неведение, уход от истины;
  • потакание страстям и телесным желаниям;
  • гневливое, несдержанное поведение.

Буддийская традиция придерживается главных идей:

  • четыре благородные истины;
  • пять заповедей;
  • срединный путь;


Истины

Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:

  • в мире много страданий – дукхи;
  • они имеют за собой причину – желания;
  • есть путь избавления от страданий;
  • этот путь ведет к нирване.

Заповеди

  • не причинять вреда живым существам, не убивать их;
  • не воровать;
  • не врать;
  • не прелюбодействовать;
  • не употреблять одурманивающих средств.


Срединный путь

Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути». Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред. Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.

Восьмеричный путь

Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана. Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:

  • понимание, видение мира;
  • мысли, намерения;
  • слова;
  • поступки;
  • образ жизни;
  • усилия, старания;
  • внимание, мысленный и чувственный контроль;
  • сосредоточенность, которая достигается медитациями.


Священные книги

Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».

  • Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
  • Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
  • Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.


Школы

Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев. Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую. Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому.

В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца. По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне.

Таких примеров может быть уйма, поэтому принято разделять главные течения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие направления.

Тхеравада

Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни. Она считается самой строгой, консервативной. По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.


Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур. В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека.

Махаяна

Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения. Она также известна под названием «Великая колесница».

Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле.


Ваджраяна

Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания.

В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать. Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Буддийский мир удивительный, мы только начинаем его открывать. Делитесь этой статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Буддизм

БУДДИ́ЗМ -а; м. Одна из мировых религий, основанная на учении о "четырёх благородных истинах": страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. Буддизм возник в конце 6 в. до н.э. в Индии и назван по имени его основателя Сидхартхи Гаутамы (около 623 - 544 гг. до н.э.), прозванного Буддой, т.е. просветлённым; распространён в странах Востока.

Будди́йский, -ая, -ое. Б-ое учение. Б. храм.

будди́зм

одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии V в. до н. э. - начало 1-го тысячелетия н. э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в том числе ритуализма). В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

БУДДИЗМ

БУДДИ́ЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда (см. БУДДА) ). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «4-х благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм (см. ДХАРМА) ; освобождение (нирвана (см. НИРВАНА) ) - состояние несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв (см. БОДХИСАТТВА) , ритуал, появились сангхи (см. САНГХА) (монашеские общины) и т. д.
* * *
БУДДИ́ЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды (см. БУДДА) Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга (см. ГАНГ) примерно в 5 в. до н. э.
Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму (см. ДХАРМА) и сангху (см. САНГХА) , - что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. - Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,
1) Есть Будда - просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара (см. САМСАРА) ). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи (см. БОДХИ) ) и Успокоение (нирвана (см. НИРВАНА) ), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша (см. МОКША (в индуизме)) ) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.
2) Есть Дхарма - Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту). Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака (см. ТРИПИТАКА) , на языке пали - Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на пали - Сутта-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака (см. АБХИДХАРМА-ПИТАКА) , на пали - Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.
3) Есть сангха - община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.
История распространения
Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (см. АШОКА) (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии Закона Будды на политику государства. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую Шри-Ланку (см. ШРИ-ЛАНКА) . Этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы - курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (см. ГАНДХАРА) (восточная часть современного Афганистана (см. АФГАНИСТАН) ) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со 2 в. украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.
Очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, в странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (см. МЬЯНМА (государство)) (Бирмы) до Вьетнама (см. ВЬЕТНАМ) буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв. (в Лаосе лишь в 16 в.). На острова Малайского архипелага (см. МАЛАЙСКИЙ АРХИПЕЛАГ) (прежде всего Яву (см. ЯВА) и Суматру (см. СУМАТРА) ) буддизм проник в конце 7 в.
В страны Средней Азии буддисты пришли в 1 в. н. э. во времена великой империи Кушан (см. КУШАНСКОЕ ЦАРСТВО) , покровительствовавшей буддизму. Отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города-государства на территории современного Синьцзяна (см. СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН) (Восточный Туркестан) и в китайскую столицу Лоян (см. ЛОЯН) . Из Китая буддизм проникает во второй половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в Японию.
В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины 7 в. Он стал государственной религией в Тибете со второй половины 8 в., в Тангутском (см. СЯ ЗАПАДНОЕ) государстве 9-13 вв. (северо-западная часть современного Китая) - в 10 в., в Монголии во второй половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине 17 в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 праздновалось его 250-летие в нашей стране).
Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.
Направления в буддизме и особенности их учений
Многочисленные формы современного буддизма можно разделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, поведенческими и др. особенностями - хинаяну (см. ХИНАЯНА) , махаяну (см. МАХАЯНА) и ваджраяну (см. ВАДЖРАЯНА) .
(1) Хинаяна (Малая колесница)
Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады - исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений, Срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирских желаний (ради этого священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д.), другая - в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман (см. АТМАН) ) и отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовал избегать обеих крайностей, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни, способствующего «истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби», является непривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и, следовательно, Моего.
Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице - учение о «четырех благородных истинах»: 1) существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха); 2) причина страдания - жажда чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения; 3) страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается; 4) Восьмеричный путь (он же Срединный), включающий в качестве ступеней созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.
Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) выступают как объекты углубленных раздумий и медитаций (см. МЕДИТАЦИЯ) , которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние абсолютного покоя, нирваны (см. НИРВАНА) - конечная цель религиозного пути, предполагающего, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи (в Малой колеснице только они считались членами сангхи, общины).
Будда учил, что в мире нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ, вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары (см. САМСАРА) безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы (см. КАРМА) как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее благоприятна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.
В отличие от других религий Индии, буддизм отрицал существование вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Согласно школам хинаяны, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе индивида, ибо над законом кармы не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: «Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить» (Дхаммапада, 165). Кармическая причинность раскрывается в учении о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), характеризующем прошлую, настоящую и будущую жизни индивида.
Среди крупнейших представителей хинаяны - мыслители 5 в. Буддхагхоша (см. БУДДХАГХОША) и Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ) .
(2) Махаяна (Великая колесница)
Самые ранние тексты махаяны - сутры Совершенствования мудрости (Праджня (см. ПРАДЖНЯ) -парамиты, 1 в. до н. э. - 1 в. н. э.; уже со второй половины 2 в. переводились на китайский язык). Согласно легенде, их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми, и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (см. НАГАРДЖУНА) (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные комментарии. То же произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой (см. АСАНГА) в 4-5 вв. Тексты махаяны записывались на санскрите; со 2 по 11 вв. они активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку; с 8 в. переводились на тибетский язык и в 14 в. были упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны не совпадают и включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА) , поскольку махаяна признает бесконечное многообразие путей и способов освобождения.
В центре доктрины махаяны - учение о небесных и земных бодхисаттвах (см. БОДХИСАТТВА) . Первые - это существа, уже обретшие Просветление (бодхи), но давшие обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны. Земные бодхисаттвы - это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется, в частности, свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство «пустотности» (шуньята).
Эта великая Пустота (шунья (см. ШУНЬЯ) ), которую можно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда - абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя (см. МАЙЯ (в индийской философии)) ), обманом, игрой сознания. Избавление от Иллюзии - это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды. Дхарма-кайя - Тело Закона, которое есть Будда и Пустота.
Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика (см. МАДХЬЯМИКА) ) и школа йоги сознания (йогачара (см. ЙОГАЧАРА) , виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны.
(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)
Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных (огромное значение здесь придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики. В своем учении ваджраяна почти идентична махаяне, однако считает возможным обрести Просветление именно в этой жизни; разработала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.
Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.
Космология
Уже самые ранние палийские тексты представляли мироздание постоянно меняющимся циклическим процессом. В каждом цикле (кальпа) выделяются четыре последовательные временные стадии (юга): созидание мира, его становление, убыль и распад (пралая), длящиеся многие тысячи земных лет, а затем повторяющиеся в очередном цикле. Вселенная описывается в виде вертикали 32-х миров, или уровней сознания пребывающих на них существ: от тварей ада (нарака) до неких недоступных нирванических обитаний просветленных умов в нирване. Все 32 уровня существования сознания подразделяются на три сферы (дхату или авачара).
Нижняя сфера страстей (кама-дхату) состоит из 10 уровней (в некоторых школах - 11): ад, животный уровень, преты (голодные духи), человеческий уровень, а также 6 видов божественного. Каждый из них имеет свои подуровни, напр., на уровне ада как минимум 8 холодных и 8 горячих адов; классификации человеческого уровня сознания строятся на возможности изучать и практиковать Закон Будды.
Средняя сфера - сфера форм и цветов (рупа-дхату), представлена 18 небесными мирами, населенными богами, святыми, бодхисаттвами и даже буддами. Эти небеса являются объектами медитации (дхьяна), во время которой адепты могут духовно посещать их и получать наставления от их обитателей.
Верхняя - сфера - вне форм и цветов (арупа-дхату (см. АРУПА-ДХАТУ) ), состоит из 4-х нирванических «пребываний сознания», доступных тем, кто обрел Просветление и может обитать в бесконечном пространстве, в бесконечном сознании, в абсолютном ничто и в состоянии вне сознания и вне его отсутствия. Эти четыре уровня являются и четырьмя видами наивысшей медитации, которые Будда Шакьямуни освоил в состоянии Просветления.
Циклы космических катаклизмов охватывают лишь 16 нижних миров (10 из сферы страстей и 6 из рупа-дхату). Каждый из них в период гибели распадается вплоть до хаоса первостихий (земли, воды, ветра, огня), в то время как обитатели этих миров с присущим им уровнем сознания и кармы в виде «самоблестящих и самодвижущихся» мельчайших «светлячков» переселяются на небо света Абхасвара. (17-й мир, не подвержен вселенскому распаду) и пребывают там вплоть до восстановления космических и земных условий, годящихся для возвращения на их уровень. При возвращении они проходят долгую биологическую и социально-историческую эволюцию, прежде чем станут такими, какими были до переселения на Абхасвару. Движущей причиной этих изменений (как и всего космического цикла) является совокупная карма существ.
В буддизме, особенно в махаяне, развивается традиция опровержения идеи Бога-творца (ниришвара-вада) логическими средствами; сама эта идея считается допустимой лишь на обыденном уровне сознания. Буддисты приняли и «расселили» на нижних небесах своей вселенной всех богов индуизма, а также и других религий, в частности, в 20 в. - христианства: Иисуса Христа назвали великим небесным бодхисаттвой, воплощавшимся на земле. Некоторые национальные школы буддизма отождествляют высших будд поздней махаяны и ваджраяны с главными местными богами. Напр., в японской школе сингон будда Вайрочана (см. ВАЙРОЧАНА) отождествлен с главной богиней-прародительницей синтоизма Аматэрасу (см. АМАТЭРАСУ) . Тем самым сохраняются обе культовые системы и устраняется раздор между религиозными общинами.
Буддийские представления о земном мире (горизонтальная космология 6 нижних уровней сферы страстей) весьма мифологичны. В центре земли возвышается огромная четырехгранная гора Меру (Сумеру), окруженная океанами, горными цепями с четырьмя материками (по сторонам света) и островами за ними. Южный материк - это Джамбудвипа, или Индостан, с прилегающими землями, известными древним индийцам. Ниже поверхности океанов располагались 7 подземно-подводных миров, самый нижний из которых - ад. Выше поверхности, на горе Меру живут божества, на ее вершине - небесные дворцы 33-х ведических богов во главе с Индрой (см. ИНДРА) .
Длительность жизни на каждом уровне вселенной различна: самая короткая жизнь у людей и животных, а выше и ниже она удлиняется, время как бы замедляет свой бег. Например, 50 человеческих лет - это одни сутки богов сферы страстей, голодные же духи (преты (см. ПРЕТЫ) ) живут 500 земных лет.
Буддизм в современных странах Азии
В Бутане примерно тысячелетие назад установилась ваджраяна в тибетском варианте: далай-лама (см. ДАЛАЙ-ЛАМА) признается духовным главой, но в культовом отношении явны черты более древних школ Тибета - ньингмы и кагью.
Во Вьетнаме буддийские проповедники появились в 3 в. в северной части страны, входившей в империю Хань. Они переводили сутры махаяны на местные языки. В 580 индиец Винитаручи основал первую школу тхиен (санскр. - дхьяна, кит. - чань), которая существовала во Вьетнаме до 1213. В 9 и 11 вв. китайцы создали здесь еще 2 подшколы южного чань-буддизма, который стал главной религией независимого государства вьетов с 10 в. В 1299 указом императора династии Чан утверждается объединенная школа тхиен, теряющая, однако, к концу 14 в. после падения Чан свое главенство, которое постепенно переходит к амидаизму (см. АМИДАИЗМ) и тантризму ваджраяны. Эти направления распространялись в сельской местности, центрами культуры и образования оставались монастыри тхиен, которым покровительствовали богатые роды и которые восстановили свои позиции к 17-18 вв. во всей стране. С 1981 существует Вьетнамская буддийская церковь, единство в которой достигается умелым сочетанием элитного монашества тхиен и народного синкретизма амидаизма, тантризма и местных верований (напр., в бога земли и в бога животных). Согласно статистике, примерно 75% населения Вьетнама буддисты, кроме махаяны есть и сторонники тхеравады (3-4%), особенно среди кхмеров.
В Индии (включая Пакистан, Бангладеш и восток Афганистана) буддизм существовал примерно с 3 в. до н. э. по 8 в. н. э. в долине Инда и с 5 в. до н. э. по 13 в. н. э. в долине Ганга; в Гималаях не прекращал своего существования. В Индии сформировались основные направления и школы, созданы все тексты, вошедшие в каноны буддистов других стран. Особенно широко буддизм распространялся при поддержке центральной власти в империях Ашоки (см. АШОКА) (268-231 до н. э.), Кушан (см. КУШАНЫ) на севере и Сатаваханов на юге Индостана во 2-3 вв., Гуптов (см. ГУПТОВ ГОСУДАРСТВО) (5 в.), Харши (см. ХАРША) (7 в.) и Палов (8-11 вв.). Последний буддийский монастырь в равнинной части Индии был разрушен мусульманами в 1203. Идейное наследие буддизма было отчасти поглощено индуизмом (см. ИНДУИЗМ) , в котором Будду объявили одним из аватар (см. АВАТАРА) (земных воплощений) бога Вишну (см. ВИШНУ) .
Буддисты в Индии составляют свыше 0,5% (более 4 млн.). Это гималайские народы Ладака и Сиккима, тибетские беженцы, сотни тысяч которых переселились в Индию с начала 1960-х гг. во главе с Далай-ламой XIV. Особые заслуги в возрождении индийского буддизма принадлежат обществу Маха Бодхи, основанному шри-ланкийским монахом Дхармапалой (см. ДХАРМАПАЛА (правитель)) (1864-1933) и восстановившему древние святыни буддизма (в первую очередь связанные с деятельностью Будды Шакьямуни). В год празднования 2500-летия буддизма (1956) бывший министр юстиции центрального правительства Б. Р. Амбедкар (1891-1956) выступил с призывом к индийцам касты неприкасаемых обращаться в буддизм как в некастовую религию; только за один день ему удалось обратить более 500 тыс человек. После смерти Амбедкар был объявлен бодхисаттвой. Процесс обращения продолжался еще несколько лет, новых буддистов относят к школе тхеравада, хотя монашества среди них почти нет. Правительство Индии субсидирует работу многочисленных институтов буддологии и факультетов при университетах.
Индонезия. В 671 китайский путешественник-буддист И цзин (см. И ЦЗИН) (635-713) по пути в Индию морем остановился на острове Суматра в царстве Шривиджая, где обнаружил уже развитую форму монастырского буддизма хинаяны и насчитал 1 тыс монахов. Археологические надписи показывают, что там существовали и махаяна, и ваджраяна. Именно эти направления при сильном влиянии шиваизма получили мощное развитие на Яве при династии Шайлендра в 8-9 вв. Здесь была возведена одна из наиболее величественных ступ- Боробудур (см. БОРОБУДУР) . В 11 в. в монастыри Индонезии съезжались студенты из других стран, напр., знаменитый Атиша (см. АТИША) изучал на Суматре книги сарвастивады - школы хинаяны. В конце 14 в. мусульмане постепенно вытеснили буддистов и индуистов; ныне в стране примерно 2% буддистов (около 4 млн).
В Камбоджу (см. КАМБОДЖА) буддизм проник вместе со становлением первого кхмерского государства во 2-6 вв. Здесь преобладала махаяна с существенными элементами индуизма; в эпоху Анкгорской империи (9-14 вв.), это особенно проявилось в культе бога-царя и бодхисаттвы в одном лице императора. С 13 в. все большее значение приобретает тхеравада, в конце концов вытеснившая и индуизм, и махаяну. В 50-60 годах 20 в. в Камбодже насчитывалось около 3 тыс монастырей, храмов и 55 тыс монахов тхеравады, большинство из которых было убито или изгнано из страны во время правления «красных кхмеров» в 1975-1979. В 1989 буддизм объявлен государственной религией Камбоджи, 93% населения - буддисты. Монастыри подразделяются на две подшколы: Маханикая и Дхаммаютика-никая. Вьетнамский этнос Камбоджи (9% буддийского населения) в основном следует махаяне.
В Китае со 2 по 9 в. буддийские миссионеры переводили сутры и трактаты на китайский язык. Уже в 4 в. появились первые школы буддизма, сотни монастырей и храмов. В 9 в. власти наложили первые имущественно-хозяйственные ограничения на монастыри, превратившиеся в самых богатых феодальных собственников страны. С тех пор буддизм в Китае уже не играл ведущей роли, если не считать периодов массовых крестьянских восстаний. В Китае сложился единый идейно-культовый комлекс трех конфессий (буддизма, конфуцианства (см. КОНФУЦИАНСТВО) и даосизма (см. ДАОСИЗМ) ), каждая из которых имела свое предназначение как в ритуале (напр., буддисты занимались заупокойной обрядностью), так и в религиозной философии (предпочтение отдавалось махаяне). Ученые разделяют китайские буддийские школы на 3 вида: 1) школы индийских трактатов, изучавшие тексты, родственные индийским мадхьямике, йогачаре и другим (напр., Саньлунь-цзун - школа Трех трактатов - это китайский вариант мадхьямики, основанный Кумарадживой в начале 5 в. для изучения трудов Нагарджуны и Арьядевы (см. АРЬЯДЭВА) ; 2) школы сутр - китаизированная версия поклонения Слову Будды, при этом Тяньтай-цзун опирается на «Лотосовую сутру» (Саддхарма-пундарика), школа «Чистой земли» - на сутры цикла «Сукхавати-вьюха»; 3) школы медитации обучали практикам созерцания (дхьяна), йоге, тантре и другим способам развития скрытых способностей личности (чань-буддизм). Для китайского буддизма характерны сильное влияние даосизма, акцентирование идеи пустотности в качестве подлинной природы вещей, учение о том, что абсолютный Будда (пустота) может почитаться в формах условного мира, идея мгновенного Просветления в дополнение к индийским учениям постепенного Просветления.
В 30-е годы 20 в. в Китае насчитывалось свыше 700 тыс буддийских монахов и тысячи монастырей и храмов. В 1950-е годы создана Китайская буддийская ассоциация, объединившая более 100 млн верующих мирян и 500 тыс монахов. В 1966 во время «культурной революции» все культовые заведения были закрыты, а монахи были отправлены на «перевоспитание» физическим трудом. Деятельность ассоциации возобновилась в 1980.
В Корее с 372 по 527 распространился китайский буддизм, официально признанный на Корейском полуострове во всех трех существовавших тогда государствах; после объединения их во второй половине 7 в. буддизм получил мощную поддержку, складываются буддийские школы (большинство из них - махаянские аналоги китайских, за исключением школы нальбан, опиравшейся на «Нирвана-сутру»). В центре корейского буддизма - культ бодхисаттв, особенно Майтреи (см. МАЙТРЕЯ) и Авалокитешвары (см. АВАЛОКИТЕШВАРА) , а также будд Шакьямуни и Амитабхи (см. АМИТАБХА) . Буддизм Кореи достиг расцвета в 10-14 вв., когда монахи были включены в единую систему чиновничества, а монастыри стали учреждениями государства, активно участвуя в политической жизни страны.
В 15 в. новая конфуцианская династия урезала монастырскую собственность, ограничила число монахов, а затем и вообще запретила строительство монастырей. В 20 в. буддизм начал возрождаться при колониальном господстве Японии. В 1908 корейским монахам было разрешено вступать в брак. В Южной Корее в 1960-90-е годы буддизм переживает новый подъем: половина населения считает себя буддистами, действуют 19 буддийских школ и их ответвлений, тысячи монастырей, издательств, университетов; административное руководство осуществляется Центральным советом, состоящим из 50 монахов и монахинь. Наиболее авторитетна монастырская школа Чоге, образованная в 1935 путем объединения двух школ медитации и обучающая монахов в университете Тонгук (Сеул).
В Лаосе, в период его независимости в 16-17 вв., король запретил местную религию и официально ввел буддизм, представлявший собой две мирно сосуществовавшие общины: махаянскую (из Вьетнама, Китая) и хинаянскую (из Камбоджи, Таиланда). Влияние буддизма (особенно тхеравады) усилилось в колониальный период 18-20 вв. В 1928 при участии французских властей он объявлен государственной религией, каковой остается до сих пор: около 80% из 4 млн жителей лаосцев - буддисты, 2,5 тыс монастырей, храмов и свыше 10 тыс монахов.
Монголия. Во время образования в 13 в. Монгольской империи в нее вошли государства, народы которых исповедовали буддизм - китайцы, кидани, тангуты, уйгуры и тибетцы. При дворах монгольских ханов буддийские учители, соперничавшие с шаманами, мусульманами, христианами и конфуцианцами, одержали победу. Основатель династии Юань (см. ЮАНЬ (династия)) (правила Китаем до 1368) Хубилай в 70-х годах 13 в. пытался объявить буддизм религией монголов, а Лодой-гьялцена (1235-1280) - настоятеля монастыря тибетской школы сакья - главой буддистов Тибета, Монголии и Китая. Однако массовое и повсеместное принятие монголами буддизма произошло в 16 в., прежде всего благодаря тибетским учителям школы гелуг: в 1576 могущественный монгольский правитель Алтан-хан встретился с Далай-ламой III (1543-1588) и вручил ему золотую печать - знак признания и поддержки. В 1589 внук Алтан-хана был объявлен Далай-ламой IV (1589-1616) - духовным главой буддистов Монголии и Тибета.
Первый монастырь был возведен в монгольских степях в 1586. В 17-18 вв. сложился монгольский буддизм (прежнее название - «ламаизм»), в состав которого вошло большинство автохтонных шаманских верований и культов. Зая-пандит (см. ЗАЯ-ПАНДИТА) Намхай джамцо (1599-1662) и другие переводили с тибетского на монгольский язык сутры, Джебцзун-дамба-хутухта (1635-1723, в 1691 провозглашен духовным главой- Богдо-гэгэном (см. БОГДО-ГЭГЭН) восточных монголов) с последователями создавал новые формы обрядности. Далай-лама признавался духовным главой Джунгарского ханства, образованного ойратами и существовавшего в 1635-1758.
В начале 20 в. в малонаселенной Монголии было 747 монастырей и храмов и около 100 тыс монахов. В независимой Монголии при коммунистах почти все храмы закрылись, монахи были разогнаны. В 1990-е годы началось возрождение буддизма, открылась Высшая школа лам (монахов-священников), восстанавливаются монастыри.
В Мьянму (Бирму) первые буддийские миссионеры-тхеравадины из Индии прибыли в начале нашей эры. В 5 в. в долине Иравади строятся монастыри сарвастивады и махаяны. К 9 в. сформировался бирманский буддизм, соединивший в себе черты местных верований, индуизма, махаянских культов бодхисаттв Авалокитешвары и Майтреи, буддийского тантризма, а также монастырской тхеравады, которая получила щедрую поддержку в Паганской империи (9-14 вв.), построила огромные храмово-монастырские комплексы. В 18-19 вв. монастыри стали частью административного устройства новой империи. При английском колониальном господстве (19-20 вв.) буддийская сангха распалась на отдельные общины, с обретением независимости в 1948 возрождается централизованная буддийская иерархия, жесткая монашеская дисциплина тхеравады. В 1990-е годы в Мьянме существуют 9 подшкол тхеравады (крупнейшие - Тхудхамма и Шведжии), 25 тыс монастырей и храмов, более 250 тыс монахов. Развита практика временного монашества, когда миряне вступают в сангху на несколько месяцев, выполняя все обряды и духовные практики; этим они «зарабатывают» заслугу (лунна, лунья), которые должны перевесить их грехи и создать «светлую карму», обеспечивающую благоприятную реинкарнацию. Примерно 82% населения - буддисты.
Непал. Юг современного Непала - родина Будды и его народа шакьев. Близость индийских центров махаяны и ваджраяны, а также Тибета определила характер непальского буддизма, преобладающего с 7 в. Священными текстами являлись санскритские сутры, популярны были культы будд (непальцы верят, что все они родились в их стране), бодхисаттв, особенно Авалокитешвары и Манджушри. Сильное влияние индуизма сказалось на развитии культа единого Будды - Ади-будды. К 20 в. буддизм уступил духовное лидерство индуизму, что вызвано отчасти миграцией народов, а отчасти тем, что с 14 в. буддийских монахов объявили высшей индуистской кастой (банра), они стали жениться, но продолжали жить и служить в монастырях, как бы включенных в индуизм.
В 1960-е годы 20 в. в Непале появились беженцы-монахи из Тибета, способствовавшие возрождению интереса к буддизму, строительству новых монастырей и храмов. Невары, один из коренных народов Непала, исповедуют т. н. «неварский буддизм», в котором махаяна и ваджраяна тесно сплелись с культами и представлениями индуизма. Невары проводят богослужение в одной из крупнейших ступ мира Бодхнатхе.
В Таиланде самые ранние буддийские ступы археологи датируют 2-3 вв. (воздвигнуты при индийской колонизации). Вплоть до 13 в. страна входила в состав различных империй Индо-Китая, которые были буддийскими (с 7 в. преобладала махаяна). В середине 15 в. в царстве Аютия (Сиам) установился заимствованный у кхмеров индуизированный культ «бога-царя» (дэва-раджи), включенный в буддийскую концепцию единого Закона (Дхармы) мироздания. В 1782 к власти пришла династия Чакри, при которой буддизм тхеравады стал государственной религией. Монастыри превратились в центры образования и культуры, монахи выполняли функции священников, преподавателей и нередко - чиновников. В 19 в. множество школ сведено к двум - Маханикая (народная, многочисленная) и Дхаммаютика-никая (элитарная, но влиятельная).
В настоящее время монастырь - самая мелкая административная единица страны, включающая в себя от 2 до 5 деревень. В 1980-х годах насчитывалось 32 тыс монастырей и 400 тыс «постоянных» монахов (примерно 3% мужского населения страны; иногда в монахи временно постригаются от 40 до 60% мужчин), действует ряд буддийских университетов, готовящих высшие кадры духовенства. В Бангкоке находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов.
В Тайване буддизм появился вместе с китайскими переселенцами в 17 в. Здесь установилась местная разновидность народного буддизма чай-хао, в которой ассимилировались конфуцианство и даосизм. В 1990-е годы из 11 млн верующих страны 44% (примерно 5 млн) составляют буддисты китайских школ махаяны. Действует 4020 храмов, преобладают школы Тяньтай, Хуаянь, Чань и «Чистой земли», имеющие связи с буддийской ассоциацией материкового Китая.
В Тибете принятие индийского буддизма было осознанной политикой тибетских царей 7-8 вв.: приглашались видные миссионеры (Шантаракшита, Падмасамбхава, Камалашила и др.), переводились с санскрита на тибетский язык сутры и буддийские трактаты (тибетская письменность создана на основе индийской в сер. 7 в.), строились храмы. В 791 открылся первый монастырь Самье, и царь Трисонг Децэн объявил буддизм государственной религией. В первые века господствовала ваджраянская школа ньингма, созданная Падмасамбхавой. После успешного миссионерства Атиши (см. АТИША) в 1042-1054 монахи стали строже следовать уставу. Возникли 3 новые школы: кагьютпа, кадампа и сакьяпа (названы школами «новых переводов»), попеременно главенствовавшие в духовной жизни Тибета. В соперничестве школ победила гелугпа, выросшая в кадампе; ее создатель Цзонкаба (см. ЦЗОНКАБА) (1357-1419, монг. - Цзонхава) укрепил монашескую дисциплину по хинаянскому уставу, ввел строгий целибат, учредил культ будды будущего - Майтреи. В школе был детально разработан институт перерождений - живых богов тибетской религии, являвшихся воплощениями будд, небесных бодхисаттв, великих учителей и святых прошлых времен: после смерти каждого из них находили кандидатов (детей 4-6 лет) и выбирали из них (с участием оракула) следующего представителя этой линии духовной преемственности. С 16 в. так стали назначать и высших иерархов гелугпы - далай-лам в качестве перерождений бодхисаттвы Авалокитешвары; при поддержке монгольских ханов, затем - китайско-маньчжурских властей они стали фактически правителями автономного Тибета. До 50-х годов 20 в. каждая семья в Тибете посылала хотя бы одного сына в монахи, соотношение монашества и мирян составляло примерно 1: 7. С 1959 Далай-лама XIV, правительство и парламент Тибета находятся в изгнании, в Индии, с частью народа и большинством монахов. В Китае остался второй духовный иерарх школы гелугпы панчен-лама (воплощение Будды Амитабхи) и действует несколько монастырей уникального тибетского буддизма - синтеза махаяны, ваджраяны и бона (местного шаманизма).
В Шри-Ланку первые миссионеры индийского царя Ашоки, среди которых были его сын и дочь, прибыли во второй половине 3 в. до н. э. Для привезенных ими отростка древа Бодхи (см. БОДХИ ДЕРЕВО) и других реликвий возвели несколько храмов и ступ. На состоявшемся при царе Ватагамани (29-17 до н. э.) соборе был записан на языке пали первый буддийский канон Типитака господствовавшей здесь школы тхеравада. В 3-12 вв. заметно было влияние махаяны, которой придерживался монастырь Абхаягири-вихара, хотя с 5 в. сингальские цари поддерживали только тхераваду. В конце 5 в. на острове работал Буддхагхоша, завершивший редактирование и комментирование Типитаки (день его прибытия на Ланку является государственным праздником). В настоящее время буддизм исповедуют преимущественно сингалы (60% населения), действуют 7 тыс монастырей и храмов, 20 тыс монахов тхеравады, причем в отличие от тхеравады стран Индокитая здесь нет практики временного монашества и акцента на идее накопления «заслуг». Функционируют буддийские университеты, издательства, находится штаб-квартира всемирного общества Махабодхи (основано Анагарика Дхармапалой (см. ДХАРМАПАЛА (правитель)) ), молодежные ассоциации буддистов и т. д.
В Японию первые буддийские проповедники из Кореи прибыли в середине 6 в. Они получили поддержку императорского двора, построили храмы. При императоре Сему (724-749) буддизм провозглашается государственной религией, в каждом административном районе страны основывается монастырь, в столице воздвигается величественный храм Тодайдзи с гигантской позолоченной статуей Будды, юноши отправляются учиться буддийским наукам в Китай.
Большинство школ японского буддизма происходят от китайских. Их делят на три категории: 1) индийские - так называются те китайские школы, которые имеют аналоги в Индии, напр., самая ранняя японская школа Санрон-сю (625) во многом тождественна китайской Саньлунь-цзун, которую, в свою очередь, можно считать подшколой индийской мадхьямики; 2) аналоги китайских школ сутр и медитации, напр., Тэндай-сю (от Тяньтай-цзун), Дзэн (см. ДЗЭН) (от Чань) и т. д.; 3) собственно японские, у которых нет прямых предшественниц в Китае, напр., Сингон-сю или Нитирэн-сю; в этих школах буддийские идеи и практики объединялись с мифологией и обрядностью местной религии синто (см. СИНТО) (культ духов). Отношения между ней и буддизмом подчас обострялись, но в основном они мирно сосуществовали, даже после 1868, когда синтоизм был объявлен государственной религией. Сегодня синтоистские храмы соседствуют с буддийскими, а верующие миряне участвуют в ритуалах обеих религий; согласно статистике, большинство японцев считает себя, однако, буддистами. Все школы и организации входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию, самые крупные - дзэнская школа Сото-сю (14,7 тыс храмов и 17 тыс монахов) и амидаистская Дзедо-синсю (10,4 тыс храмов и 27 тыс священников). В целом для японского буддизма характерен упор на ритуально-культовую сторону религии. Созданная в 20 в. в Японии научная буддология внесла большой вклад в текстологию древнего буддизма. С 1960-х годов активно участвуют в политической жизни необуддийские организации (школа Нитирэна).
Буддизм в России
Ранее других буддизм был принят калмыками, роды которых (относящиеся к западно-монгольскому, ойратскому, союзу племен) откочевали в 17 в. в Нижнее Поволжье и степи Прикаспия, входившие в состав Московского царства. В 1661 калмыцкий хан Пунцук принял за себя и весь народ присягу на верность московскому царю и при этом целовал образ Будды (монг. - Бурхан) и книгу буддийских молитв. Еще до официального признания монголами буддизма калмыки были хорошо знакомы с ним, поскольку примерно четыре века находились в тесных контактах с буддийскими народами - киданями, тангутами, уйгурами и тибетцами. Калмыком был и Зая-пандит (см. ЗАЯ-ПАНДИТА) (1599-1662) - создатель ойратской словесности и письменности «тодо бичиг» («ясное письмо») на основе старомонгольской, переводчик сутр и других текстов. Новые российские подданные прибыли со своими кочевыми буддийскими храмами на кибитках - хурулами; элементы древнего шаманизма сохранялись как в бытовой обрядности, так и в буддийских ритуальных праздниках Цаган Сар, Зул, Урюс и др. В 18 в. было 14 хурулов, в 1836 - 30 больших и 46 малых, в 1917 - 92, в 1936 - 13. Некоторые из хурулов превращались в монастырские комплексы, населенные ламским монашеством трех степеней: манджи (ученики-послушники), гецул и гэлюнг. Калмыцкое духовенство училось в тибетских монастырях, в 19 в. в Калмыкии созданы местные высшие духовные школы - цаннит чооре. Крупнейшим хурулом и буддийским университетом был Тюменевский. Последователи тибетской школы гелуг, калмыки считали своим духовным главой далай-ламу. В декабре 1943 весь калмыцкий народ был насильственно выселен в Казахстан, а все храмы разрушены. В 1956 ему разрешили вернуться, однако буддийские общины не регистрировались до 1988. В 1990-е годы буддизм активно возрождается, открываются буддийские школы для мирян, издаются книги и переводы на новокалмыцкий язык, строятся храмы и монастыри.
Буряты (северные монгольские роды), кочевавшие в долинах рек Забайкалья, уже исповедовали тибето-монгольский буддизм, когда в первой половине 17 в. сюда прибыли русские казаки и крестьяне. Становлению буддизма в Забайкалье способствовали 150 монголо-тибетских лам, бежавших в 1712 из Халха-Монголии, захваченной маньчжурской династией Цин. В 1741 указом Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) лама Навак-Пунцук объявлен главным, ламы освобождаются от налогов и податей и получают разрешение на проповедь буддизма. В 50-е годы 18 в. строится старейший бурятский монастырь - Цонгольский дацан из семи храмов, его настоятель в 1764 назначается главой всего ламского духовенства - Бандидо-хамбо-ламой (от санскр. «пандита» - ученый); это звание сохраняется и доныне, хотя первосвященство перешло в 1809 к настоятелю крупнейшего в России Гусиноозерского дацана (основан в 1758). К 1917 в Забайкалье было построено 46 дацанов (их настоятели, ширетуи, утверждались губернатором); Агинский дацан (см. АГИНСКИЙ ДАЦАН) стал центром буддийского образования, учености, культуры. В 1893 насчитывалось 15 тыс лам различных степеней (10% бурятского населения).
Буддизм Бурятии исповедуется в монгольской версии тибетской школы гелуг. За содействие монашескому буддизму к сонму перерождений Белой Тары («Спасительницы») была причислена Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) , таким образом став самым северным «живым божеством» буддийской религии. Бурятом был один из образованнейших деятелей тибетского буддизма Агван Доржиев (1853-1938), обучавший Далай-ламу XIII (1876-1933) и возглавлявший обновленческое движение в Бурятии и Туве в 20-30-х годах 20 в.; впоследствии он был репрессирован. В конце 1930-х годов дацаны были закрыты, ламы отправлены в ГУЛАГ. В 1946 было разрешено открыть в Забайкалье лишь Иволгинский и Агинский дацаны. В 1990-х годах началось возрождение буддизма: восстановлено около 20 дацанов, торжественно отмечаются 6 больших хуралов - буддийских праздников: Саагалган (Новый год по тибетскому календарю), Дуйнхор (первая проповедь Будды учения Калачакры, Колеса времени, и ваджраяны), Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Просветление и нирвана Будды), Майдари (день радости будде грядущего - Майтрее), Лхабаб-Дуйсэн (зачатие Будды, спустившегося с неба Тушита в лоно матери Майи), Зула (день памяти Цонкапы - основоположника гелуг).
Тувинцы были знакомы с буддизмом задолго до его принятия от джунгар в 18 в. (монголо-тибетский вариант школы гелуг, но без института перерождений). В 1770 возведен первый монастырь - Самагалтайский хурэ, состоявший из 8 храмов. К 20 в. построено 22 монастыря, в которых проживало более 3 тыс лам различных степеней; наряду с этим было около 2 тыс «буддийских» мирских шаманов (функции шаманов и лам нередко совмещались в одном лице). Главой духовенства являлся Чамза-хамбо-лама, подчинявшийся Богдо-гэгэну Монголии. К концу 1940-х годов все хурэ (монастыри) были закрыты, но шаманы продолжали действовать (иногда тайком). В 1992 Далай-лама XIV посетил Туву, присутствовал на празднике буддийского возрождения и посвятил в монахи несколько молодых людей.
В настоящее время в России открыто несколько центров по изучению различных форм мирового буддизма. Популярны японские школы, особенно светский вариант дзен-буддизма, действует монастырь (в Подмосковье) буддийского ордена Лотосовой Сутры (Нипподзан-Меходзи), основанный Дз. Тэрасавой в 1992-1993 и относящийся к школе Нитирэна. В Санкт-Петербурге просветительской и издательской деятельностью активно занимается общество китайского буддизма Фо Гуан (Свет Будды), с 1991 действует тибетский храм, посвященный божеству Калачакре (был открыт в 1913-1915, в 1933 закрыт). Координирует деятельность Центральное духовное управление буддистов.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :
  • Энциклопедия Кольера

Религ. филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший… … Философская энциклопедия

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и… … Энциклопедия Кольера

Во второй половине VI первой четверти V в. до н. э. возникло еще одно религиозно философское учение, вступившее в открытое противоборство с ведийским религиозно мифологическим мышлением и так ярко проявившееся в ведах и эпосе. Оно связано … Энциклопедия мифологии

- (от Будда). Религиозное учение, основанное Буддой; исповедание этого учения и поклонение Будде, как божеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

Буддизм - – ежелгі Үндістанда б.з.д. VI Vғ.ғ. пайда болған діни философиялық ілім. Негізін қалаушы Сиддхартха Гаутама (Готама), кейін ол Будда деп аталған (мағынасы – көзі ашылған, оянған, нұрланған). Ол өз уағыздарында брахманизмді байлық пен сән… … Философиялық терминдердің сөздігі

буддизм - а, м. bouddhisme m. Одна из мировых религий, возникшая в 6 в. до н. э. в Индии и названная так по имени своего легендарного основателя Гаутами, получившего впоследствии имя Будда (просветленный); буддизм получил большое распространение в Китае,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время … Религиозные термины

См … Словарь синонимов

Одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI V вв. до н.э.в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвещенный). Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм… … Энциклопедия культурологии

БУДДИЗМ - теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как… … Теософский словарь

БУДДИЗМ, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно философских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Буддизм , Нил. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Буддизм , А. Н. Кочетов. Книга, которую вы держите в руках, - не роман и не приклю­ченческая повесть. Это и не путевые заметки, хотя автор часто де­лится своими впечатлениями о родине буддизма, которую он недав­но…
Loading...Loading...