Церковь зачатия святой анны, что в углу. Церковь зачатия праведной анны, что в углу

Православный храм
Церковь Зачатия Анны

Церковь Зачатия Анны, что в Углу (2017)
55°45′00″ с. ш. 37°37′51″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания вторая четверть XVI века
Статус Объект культурного наследия № 7710445000 № 7710445000
что в Углу Церковь Зачатия Анны на Викискладе

История

Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года , когда деревянный храм сгорел полностью. Называлась также церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище [ ] реки, которое выдавалось в Васильевский луг . При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает Андрей Баталов , самое раннее возможное начало строительства - после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года .

Северный придел храма - в честь великомученицы Екатерины (построен в -1668 годах). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина . В 1658-1668 годах была построена галерея -паперть (гульбище) вокруг храма .

Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия .

В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в храм чудотворный образ Божьей Матери .

В 1920-х годах (по другим данным - в 1929 году ) храм был закрыт , но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1947-1948 годах сооружение обследовал архитектор Александр Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954-1957 годах .

Из-за сноса гостиницы «Россия», а затем и строительства парка «Зарядье» богослужения в храме временно не проводились .

Архитектура

Изначально храм был покрыт чёрнолощёной черепицей со стрельчатыми окончаниями. Остатки первоначального покрытия были обнаружены над юго-западным углом храма во время реставрации. Последнее по времени создания покрытие церкви (на момент реставрации середины 1950-х годов) - четырёхскатная кровля .

Как отмечает Давид, расположение церкви было чрезвычайно выигрышным: здание возвышалось над Великой улицей, и из-под арки Косьмодемьянских ворот , на входе в Китай-город, вид на храм открывался на фоне панорамы Московского Кремля .

Реставрация

В 1954-1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Льва Давида совместно с Борисом Альтшуллером и Сергеем Подъяпольским) . Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы святого Мины, святой Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены .

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов , считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями - того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам .

При исследовании древнего покрытия церкви над её юго-западным углом было обнаружено основание южного столба старой звонницы , располагавшейся диагонально. Вопрос о её композиции остаётся открытым .

Во время реставрации была снесена колокольня, построенная в середине XIX века.

Примечания

  1. , с. 56-57.
  2. Зачатия праведной Анны церковь / Москворецкая набережная, 3 (неопр.) . Русские церкви. Проверено 30 июля 2014.

Вконтакте

Расположена на пересечении Китайгородского проезда и . Существующее здание построено в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязана послевоенной реставрации (архитектор Л. А. Давид).

История

Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Также называлась церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг.

При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает А. Баталов, самое раннее возможное начало строительства - после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Южный придел храма - в честь великомученика Мины Котуанского (возведён в первой четверти XVII века, возможно, по заказу князя Пожарского в честь освобождения столицы от польских и литовских интервентов). Придел получил имя великомученика, в день памяти которого, 11 ноября, в 1480 году войска Большой Орды ушли от реки Уфы.

Северный придел храма - в честь великомученицы Екатерины (построен в 1658-1668). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина. В 1658-1668 годах была построена галерея-паперть (гульбище) вокруг храма.


неизвестен , Public Domain

Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в неё чудотворный образ Божьей Матери.

В Храме Василия Блаженного находится колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во время реставрации 1954–1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.

В 1920-х годах (по другим данным - в 1929) храм был закрыт, но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1947–1948 годах сооружение обследовал архитектор А. С. Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954-1957 годах.

В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том же году.

В настоящее время, из-за строительства, богослужения в храме не проводятся.

Реставрация

В 1954—1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Л. А. Давида совместно с Б. Л. Альтшуллером и С. С. Подъяпольским). Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы св. Мины, св. Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены.

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов, считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями - того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам.

Храм Зачатия Святой Праведной Анны, что в Углу - одна из старейших приходских церквей в Москве. Он расположен в самом углу парка «Зарядье», вблизи пересечения Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Храм этот почти неизвестен даже коренным москвичам. Нет, когда-то его конечно знали. Но в последнее время основательно подзабыли. Около двадцати лет он стоял за высоким забором. К нему нельзя было не только подойти, его почти не было видно.
За свою историю он сменил много названий. Почти все они описывали местную топонимику. Церковь Зачатия Анны - на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом. Впервые храм, ещё деревянный, упоминается в летописи аж в 1493 году. В начале XVI века строится белокаменный храм, который сильно пострадал в пожаре 1547 года. Храм восстанавливается. К этому времени уже завершено строительство укреплений Китай-города. Именно тогда храм и получает от Елены Глинской, матери Ивана Грозного, своё нынешнее название «что в Углу». Ибо храм действительно оказался в углу, между южной и восточной крепостной стеной. Архитектор достоверно неизвестен, но многие историки сходятся на том, что им вполне мог Алевиз Новый.
В 1617 году к храму пристраивается южный придел в честь Великомученика Мины Котуанского. Считается, что этот придел существовал ещё в деревянной церкви и был построен в память освобождения Руси от монголо-татарского ига. Именно в день памяти Великомученика Мины - 11 ноября 1480 года монголо-татары ушли от реки Угры. Так что Дмитрий Пожарский просто восстановил в камне придел, который был здесь давно.
В 1668 году к храму пристраивается придел Святой Великомученицы Екатерины. Считается, что это произошло в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же строится и галерея-гульбище вокруг храма. В XVIII веке к храму пристраиваются ещё приделы: Девяти мучеников, Виктора и Викентия. В XIX веке возводится колокольня. Старый храм XVI века хоть и существует, но его уже почти не видно, он полностью скрыт под новейшими пристройками.
Приходит 1917 год. Храм закрывают. А потом его и вовсе готовят к сносу. Ведь именно здесь, в Зарядье, должна была вырасти восьмая сталинская высотка - министерство тяжёлого машиностроения. Но Сталин умирает, а у Хрущева были свои взгляды на архитектуру. Строительство высотки останавливается. На уже готовом стилобате строится гостиница «Россия». Помните: «В красной рубашке - профессор Хачикян». Да, это снимали здесь. И церковь решают не сносить. Более того - её реставрируют. Оставляют только XVI и XVII век, всё, что было пристроено позже сносят. В 1994 году храм возвращают Русской Православной Церкви и освящают. Но вскоре начинаются работы по демонтажу конструкций гостиницы «Россия». Почти на 20 лет храм оказывается за высоким забором. После открытия парка «Зарядье» храм освободился из многолетнего плена, и снова радует нас свой красотой. Сейчас храм действующий, но службы проходят пока очень и очень редко, так что внутрь попасть не просто.

Для описания использованы старые фотографии с сайта "Фотографии прошлого" https://pastvu.com/

Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и покровительстве, несведущие верующие точно не уверены, с какой именно Анной они пытаются установить контакт. Это приводит к тому, что молитвы остаются неуслышанными, а вера их подвергается сомнению. Давайте рассмотрим всех известных святых с именем Анна, а также области их покровительства.

Святая Анна, мать Богородицы

Памяти святой праведной Анны посвящены 22 декабря, 7 августа и 22 сентября по новому стилю. Святая Анна происходит из рода Ааронова, а её муж, святой Иоаким, происходит из дома самого царя Давида, откуда, согласно древним преданиям, должен был произойти Мессия. Супружеская пара проживала в Назарете и ежемесячно отдавала часть доходов на строительство храма Иерусалима, а также на пожертвования беднякам.

К сожалению, Бог до глубокой старости не даровал паре детей, о чём супруги несказанно скорбели. Известно, что у евреев бездетные семьи считаются самыми несчастными, а бесплодие называют тяжким наказанием Божьим. Однако святые не сдавались и горячо молились о появлении потомства. Иоаким отправился в пустыню и провёл там 40 долгих дней, молясь о чуде, Анна же винила себя в их несчастье, она также просила Господа даровать ей дитя, дав обещание принести его в дар Богу.

Молитвы супругов были услышаны, к ним снизошёл ангел и возвестил о свершении чуда. Таким образом, в Иерусалиме у супругов родилась дочь - Пресвятая Дева Мария. По преданиям, святая праведная Анна умерла в глубокой старости в Иерусалиме ещё до Благовещения. Первый храм в честь святой был построен в Девтере, а ее успение празднуется 7 августа. Молитвы святой Анне возносят при бесплодии, а также в случае осложнений при беременности, чтобы обрести здоровое потомство. Как и святая Анна, Мария, дочь её, стала жить благочестивою жизнью и удостоилась счастья произвести на свет Иисуса Христа, спасителя нашего.

Княгиня Анна Кашинская

Во времена тотального атеизма церковь снова разрушили, а источник был засыпан землёй и закрыт бетонными плитами. Однако священная вода пробилась, а крестьяне расчистили место для возвращения озера.

Сейчас на месте озера сооружена целая купальня, с отдельными кабинками для мужчин и женщин. Примечательно то, что температура озера не меняется, независимо от времени года. Летом вода не нагревается, а зимой не замерзает…

в Вильнюсе

Этот костел считается настоящим шедевром поздней готики. Небольшой собор выглядит настолько хрупким и миниатюрным, что привлекает намного больше восторженных взглядов, чем стоящий позади него огромный костел святого Бернарда. Кто именно и в какой период времени построил этот собор - точно неизвестно, однако выглядит он настолько ослепительно, что сам Наполеон возжелал перенести его в Париж.

Сейчас знаменитый костел святой Анны считается одним из символов Вильнюса. Если вы присмотритесь к основному фасаду собора, то обнаружите буквы «А» и «М», что может означать «Аве Мария» или же «Анна матер Мария». По словам некоторых экспертов, композиция фасада имитирует столпы Гедиминовичей, верхушками которых являются 3 небольшие башенки.

В 19-м веке рядом с костелом была построена колокольня, выполненная в псевдоготическом стиле. Сейчас возле костела разбит красивый парк, где желающие могут посидеть в тени деревьев или полежать на траве, наслаждаясь красотой собора. Для туристов проводятся специальные экскурсии продолжительностью в полтора или же 3 часа, в том числе с русскими гидами.

Церковь в Аугсбурге

Церковь вместе с небольшим монастырём была возведена в самом центре города в 1321 году, после чего множество раз реставрировалась и реконструировалась. Уже к 1420 году, благодаря пожертвованиям, монастырь святой Анны вдвое превысил свою первоначальную площадь. Была построена капелла Ювелиров, а затем и капелла Фуггеров. Принадлежала она одной из самых влиятельных семей города и была практически первой постройкой в стиле ренессанс.

Одной из достопримечательностей церкви является музей Мартена Лютера. История его восходит к 1518 году, когда Лютер прибыл в город для богословской беседы с самим кардиналом. В результате этой встречи папский легат планировал арестовать лидера партизан. Однако после встречи Лютер тайно уехал из города. В 1551 году началась новая история храма, где открылась школа, а затем и гимназия святой Анны. Немного времени спустя городской архитектор воздвиг специально для гимназии новое здание с библиотекой и церковной башней со шпилем.

Украшения церкви

В 16-м веке церковь стала обладательницей уникальной коллекции картин, которые можно увидеть там и по сей день. Некоторые из произведений искусства принадлежат руке великого немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего. Что касается художественной составляющей оформления храма, здесь есть на что посмотреть как паломникам, так и простым туристам, не относящимся к христианской вере. Во-первых, следует обратить внимание на росписи на потолке, выполненные в стилях рококо и барокко. Многочисленные фрески и лепнина изображают такие великие события, как Судный день, Распятие и Нагорная проповедь.

Построенная полностью на пожертвования, капелла Ювелиров была расширена и украшена фресками, изображающими царя Ирода. По сюжету царь обращается к чернокнижникам с просьбой узнать местонахождение Иисуса. Также фрески изображают самого Иисуса, волхвов, святых Елену, Георгия и Кристофера.

Афонский скит святой Анны

В Греции находится одно из самых популярных мест паломничества, посвящённых святой Анне. Афонский скит обладает чудотворной иконой, покровительствующей материнству. Известно, что тысячи людей после молитв перед иконой получали детей, и помогала им святая Анна. Икона стоит здесь со стародавних времён, об этом свидетельствует старинная лампада с яйцом, стоящая возле иконы.

Оказывается, эту лампаду преподнёс в подарок скиту турецкий султан более 200 лет назад! История этого подарка крайне интересна. Дело в том, что султан Лимну был бездетным, а, как уже говорилось ранее, у мусульман бесплодие подобно проклятью на всю семью. Проходило время, султан постепенно старел, а надежды обрести потомство всё не было. Тогда до него дошли слухи, что в Афонском ските стоит чудотворная икона, помогающая родителям обрести детей. И султан не раздумывая отправил щедрые дары в скит с просьбой привезти ему святую воду и масло от лампады.

Однако паломники подумали: «Как же мы вручим святыню человеку, который даже не исповедует христианство?» И они вылили масло. Однако султан верил в силу иконы и снова потребовал от паломников исполнения своей просьбы. Будучи в замешательстве, паломники отправились за советом к отцам скита. «Что же нам делать? - спросили они. - Если мы не выполним просьбу султана, он нас казнит!» И ответили отцы: «Тогда отнесите ему простого масла и обычной воды».

Решено было так и сделать. Веря в чудотворную силу иконы, султан выпил обычной воды из ручья и стал отчаянно молиться, ведь его последней надеждой стала святая Анна. Икона действительно помогла, и вскоре случилось чудо: султан получил долгожданного сына! Исполненный благодарности, султан отправил лампаду, украшенную драгоценным камнем. Однако вскоре воры украли камень, и султан прислал на его место серебряное яйцо.

Чтобы молитва обрела силу...

Многие люди отказываются верить в Бога только потому, что не получают ответы на их молитвы. Но что, если это вина самих молящихся? Дело в том, что очень часто мы слишком сосредоточены на своих собственных горестях, чтобы воздать должное почтение и внимание величию Господа, к которому обращаемся. Когда мы зацикливаемся лишь на собственных нуждах, наша молитва теряет силу. Главное условие успеха любой молитвы - это упование на любовь и могущество Бога, который хочет помочь нам.

Чтобы молитва была сильна, нужно рассматривать её в свете благодати Бога, тогда мы сможем вознестись к нему, и молитва будет услышана. Научитесь «встречаться» с Богом в каждой молитве. Ведь мы жаждем встречи с любимыми людьми и родственниками, а от Бога чаще всего просто чего-то хотим. Однако Бог не подобен продавцу. Он дарует благость тем, кто действительно верит и жаждет именно присутствия Господа в своей жизни.

На примере султана можно судить, что не столько важно вероисповедание человека, сколько искренность его молитв и побуждений. Поэтому, если даже «неверный» искренне обратится к Богу и попросит его участия в своей жизни, Господь откликнется на его молитвы.

Одна из древнейших сооруженных в Москве церквей, дожившая до нашего времени, во имя Зачатия праведной Анны, "что в Углу" - ныне единственная в первопрестольной освященная в честь этого праздника.
Ее название связано с тем, что после возведения здесь, за Кремлем крепостной стены Китай-города (сохранившийся участок которой и ныне находится в Китай-городском проезде) древняя посадская церковь оказалась в углу между восточной и южной сторонами стены.
Один дореволюционный москвовед писал, что ради сохранения чтимой церкви средневековым мастерам пришлось здесь выдвинуть стену выступом на 4 сажени вперед.
И ныне эта церковь находится на углу, образуемом Китай-городским проездом и Москворецкой набережной - чудом уцелевший памятник старомосковского Зарядья.
Неизвестно точно, когда впервые тут появился храм. Достоверно, это произошло в XV веке, задолго до постройки Китай-городской стены. Некоторые дореволюционные историки считали ее древнейшей, едва ли не после кремлевского храма Спаса на Бору. Иногда основание этой церкви относят ко времени правления великого князя Василия II Темного и к его супруге Марии Ярославовне, самолично повелевшей возвести здесь Зачатьевский храм.
И именно он сгорел уже в печально знаменитом московском пожаре 1493 года, когда Москва загорелась от копеечной свечки в арбатской церкви св. Николая на Песках. Быстро распространяясь, пламя охватило и Зарядье вплоть до церкви Всех Святых на Кулишках. Тогда же, в летописном повествовании об этом пожаре и упоминается впервые в московской истории Зачатьевский храм. Позднее, в другом месте, говорится, что церковь загорелась от "огня небесного" - видимо, имелся в виду удар молнии во время грозы.
И считается, что храм действительно был основан незадолго до этого пожара, потому что ранее нигде о нем говорится, - а пожары в Москве были очень частым явлением.

В старину, до возведения стены Китай-города посадская Зачатьевская церковь еще называлась "на Востром конце" по особенностям местного ландшафта, потому что была выстроена в урочище (местности) у реки, углом или "концом выдававшемся в Васильевский луг.
На раннее время основания церкви указывает ее придел во имя св. великомученицы Мины. На день памяти этой святой - 11 ноября по старому стилю и 24 ноября по новому в 1480 году пришлось знаменитое бегство хана Ахмета от реки Угры и падения на Руси монголо-татарского ига. В этот же день празднуется память св. Феодора Студийского, и как мы уже писали, в его честь и в ознаменование спасения России, у Никитских ворот была основана сперва часовня, а потом и Студитская церковь.
А в новоустроенном Зачатьевском храме в честь этого счастливого дня в русской истории был основан деревянный придел и в честь св. великомученицы Мины.
Вновь отстроенная после пожара 1493 г. белокаменная Зачатьевская церковь снова сгорела в 1547 году, но частично и была сразу же востановлена повелением Ивана Грозного. И тогда в нее с благоговением перенесли чудотворный образ Божией Матери, называемый "Одигитрией", из находившихся рядом и сгоревших в том пожаре палат подьячего Третьяка Теплова: его дом сгорел, но саму икону, как, и покои, где находился этот образ, огонь не повредил. Поначалу царь забрал этот образ к себе в Кремль, но когда Зачатьевская церковь была восстановлена, он передал его в этот храм.

К этому времени, ко второй четверти XVI века официально относят возведение ныне существующего здания Зачатьевской церкви, построенного на месте прежней - эта дата была определена во время его советской реставрации.
Раньше рядом с церковью еще стояла ее колокольня, выстроенная в древнем стиле, однотипная с колокольней древнейшей московской церкви св. Трифона в Напрудном - что тоже является свидетельством раннего времени ее возведения.
На этой колокольне находился иностранный колокол, возможно, пленный, который попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах.
Однако, есть еще предание, что этот колокол, названный Амстердамским, пожертвовал в Зачатьевскую церковь сам князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Достоверно известно, что князь действительно участвовал в устроении этой церкви и восстановил в ней в камне придел св. Мины - на этот раз в честь избавления Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году..
А в середине XVII века, в 1658-1668 г.г. повелением царя Алексея Михайловича в Зачатьевском храме был устроен северный придел во имя св. великомученицы Екатерины - в честь рождения у него дочери.
Первые Романовы вообще очень любили эту древнюю китай-городскую церковь. И Михаил Федорович, и Алексей Михайлович часто благолепно обновляли ее и ездили сюда в храмовые праздники слушать обедню. И тогда в Китай-город на богослужение в Зачатьевскую церковь посылал духовенство сам Патриарх. А ее священнослужители состояли на государевом денежном и продовольственном,"хлебном", содержании.
Церковь была закрыта в советское время, колокольня снесена, но само здание состояло на государственной охране как памятник истории. Свой современный вид она обрела во время реставрации в 1955-1958г.г., исполненной под руководством архитектора Л.А.Давида.

Loading...Loading...