Cочинение «Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе. "Старуха Изергиль": анализ рассказа, образы героев

Сочинение

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-подёнщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия - описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу. Третья сюжетная линия - легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки. Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.

Цельность произведения достигается ещё и тем, что Горький ставит актуальные для своего времени социально-философские проблемы, обращаясь то к легендам, то к реальной жизни. Писателя волнуют две крайние формы социального поведения. Легенды о Ларре и Данко вроде бы рассказывают о разном, но на самом деле представляют два противоположных, а значит взаимосвязанных, взгляда на отношения человека и общества. Ларра - гордый индивидуалист, он любит только себя, он презирает людей и их законы. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повёл свой народ искать новую родину, он вырвал своё сердце, чтобы осветить людям путь через лес, он умер, чтобы его народ обрёл новую родину. Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем, ибо он обречён на одиночество. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия в благодарной памяти народа. Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль - быть судьёй, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь. Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.

Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в её жизни была любовь к людям. Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признаётся: «Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками» (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике. В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берёт верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко - идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.

Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, её незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, - это научить молодых, чтобы они не повторяли её ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою - молодому человеку - свои легенды. То есть героиня берёт на себя роль учителя, что можно считать четвёртой функцией образа Изергиль. Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по её мнению, не живут, а всё только примеряются жить, а когда пройдёт их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чём: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: «В жизни всегда есть место подвигам. Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно» (II).

Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль - главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает ещё в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя. Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.

Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещённая между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности. Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Всё это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"

Краткое сочинение на тему «Старуха Изергиль: образ героини»

Композиционно «Старуха Изергиль» делится на три части: легенда о Ларре, жизнь самой Изергиль и легенда о Данко. И центральной частью рассказа является именно автобиография старухи, из истории которой мы видим, как она пришла к идеям свободолюбия и «умению жить». Образ её противоречив: она делится с автором большим количеством приятных и неприятных воспоминаний, говорит о великих людях и великой жизни, но не испытывает ни радости, ни горя, ни воодушевления. «Черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание»,- говорит рассказчик.

Рисуя внешность Изергиль, автор подчеркивает её старческую безобразность, используя для этого соответствующие тропы: «сухие, потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы», «черные ямы» на щеках, лицо, «изрезанное морщинами». Он сравнивает её с живым скелетом. И это очень показательное изображение. Сама старуха говорит ему следующие слова: «Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье - то же золото»,- и свое «золото» она истратила почти полностью, не жалея об этом и спокойно принимая свой внешний вид, «иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень.»

Основная характеристика Старухи Изергиль — повествование об многих историях ее любви, каждая из которых разная и по-своему раскрывает характер героини. Еще девушкой она была искренней и честной: если любила, то бросалась в омут с головой, если охладевала, то ничего не заставило бы её быть рядом с нелюбимым: ни увещевания, ни угрозы. Она говорит: «Сначала все уговаривал меня и грозил бросить в воду, а потом - ничего, пристал к ним и другую завел…». У Горького все цыганки такие: что дочь Макара Чудры, Нонка, что горделивая Радда — скорее умрут, чем будут в неволе. При этом такие женщины — не чета обычным. Они активные, жизнелюбивые, деятельные, хотят чувствовать вкус жизни, до конца испить её чашу, а не прозябать на шее у мужчины, угождая ему или воспитывая детей.

«А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, - ничего… Но скучно стало…- всё женщины, женщины… Восемь было их у него… Целый день едят, спят и болтают глупые речи… Или ругаются, квохчут, как курицы…» – рассказывает героиня. Такие женщины сильны духом и подготовлены к жизни, они порывистые и легкие на подъем, но в то же время сохраняющие свою честь и руководствующиеся своими желаниями: «Да, выгнала я его, хотя он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом». Позже старуха рассказывает про «рубленого поляка», который оказался ей милее богатого и щедрого пана, потому что первый был очень похож на старуху по мироощущению и пониманию.

Она понимает и осознает, что такое героизм, и точно знает, что для нее важнее: оставить после себя тень или жить скучно, пусть и купаясь в золоте. «В жизни всегда есть место подвигам»,- самая знаменитая фраза Изергиль, которая красной нитью проходит через все произведение. Именно эта мысль объединяет все истории старухи. Мысль о свободе, собственном пути, силе духа и жажде жизни. «Красивые всегда смелы»,- мудро заключает Изергиль, но, наверное, более верным будет сказать, что смелые всегда красивы. Она отжила свой век так, как смогла и посчитала нужным, пробуя на вкус всю его сладость и горечь, «таких две жизней за одну», как писал Лермонтов. Это самый чистый романтизм, которому все же, как и подвигам, есть место в нашей жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

1. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

2. Основная часть.

2.1 Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

2.2 Легенда о Ларре.

2.3 Судьба старухи-рассказчицы.

2.4 Легенда о Данко.

2.5 Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

2.6 Образ рассказчика.

3. 3аключение.

«Видно, ничего не напишу я так стройно

и красиво, как «Старуху Изергиль написал.

М. Горький

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные, Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изер гиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла. Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх. Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него.

Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе. Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие.

Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе.

Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей.

Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их

Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой

человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о слав-

Главной героиней рассказа Горького «Старуха Изергиль» есть, конечно же, сама старуха - личность весьма интересная и неоднозначная.

В молодости, она жила на берегу Бырлада, что под Фальчи, со своей матерью. Вместе с ней они с утра до вечера ткали ковры. По характеру женщина была очень энергичная и веселая. Так как она была очень красивой, мужчины очень любили ее, а она их.

Она быстро увлекалась мужчинами и кружила им голову, но потом бросала их, почувствовав, что уже скучает рядом с ними. А они, в свою очередь, быстро влюблялись в ее красоту и задор, и не выносили разлуки.

Мужчины дарили ей дорогие подарки и хвастали ею перед своими друзьями. Девушке это очень льстило, она чувствовала себя королевой. Но бывало, что очередной возлюбленный мог ударить ее, в таком случае, она как кошка бросалась ему в лицо и оставляла памятные шрамы.

По роковой случайности почти все мужчины, с которыми она гуляла, погибли или с ними случилось какое-то несчастье. Женщина как будто была черной меткой, сама не осознавая этого. Легко играя мужским сердцем, она вскоре разбивала его и оставляла мужчину опустошенным. Вскоре смерть забирала его.

Не чуждалась женщина так же чужих мужей. За что в один день была сильно ранена одной из ревнивых жен. После этого ее долго выхаживали в монастыре. Но и в монастыре она нашла себе мужчину. Это был брат монашки, которая ее выхаживала. Молодой совсем парень. Он без памяти влюбился в красавицу вдвое старше себя и умер, когда она его бросила.

С теми, кто оставался в живых после встреч с этой роковой женщиной, она никогда больше не встречалась.

Женщина не умела больше ничего делать, кроме как ткать ковры и любить мужчин. Одно время она торговала собой, чтоб насобирать много денег и уехать домой в Бырлад. К ней ходили богатые вельможи, дарили ей подарки и дрались из-за нее. Мужчины как будто сходили с ума, узнав ее. Они готовы были отдать все, лишь бы быть с ней.

И вот, наконец наигравшись, она осела в Польше, где сильно полюбила одного шляхтыча. На этот раз она сама долго добивалась его. Он был очень красивым и гордым, а так же избалованным женщинами. На то время красота Изергиль стала меркнуть, и он бросил ее. Это был единственный мужчина в ее жизни, который сам ее бросил. Она, наверное, впервые в жизни полюбила по-настоящему и продолжала добиваться его, а он все смеялся над нею.

Однажды он попал в плен к русским возле Варшавы, женщина узнала об этом и пошла за ним следом. Она задушила охранника и помогла бежать своему любимому.

Оказавшись на свободе и в безопасности, он и тогда стал глумиться над нею. И она поняла, что никогда не будет с ним. Она сама прогнала его.

После этого случая Изергиль поняла, что пора остановиться и завести семью. Молодость ее прошла и красота увяла.

Она вышла замуж за молдаванина и жила с ним до старости в Добрудже. После смерти мужа, старуха осталась одна, но тянулась к молодежи. Молодые девушки и юноши любили слушать рассказы и легенды, находя в них много мудрости и пользы для себя.

Время превратило ее из писаной красавицы в дряхлую старуху с сухой морщинистой кожей и седыми редкими волосами.

Редактируя рассказ, М. Горький меняет разбивку на главы. Однако, как в первом, так и в последнем варианте, писатель сохраняет трехчастную композицию рассказа. Наряду с этим вводит в свое повествование традиционного персонажа-рассказчика. Им и является старуха Изергаль. Она нужна автору, чтобы связать воедино реалистическое и сказочное, сделать естественным переход от авторского обрамления к сказочно-фантастическому повествованию.

«Старуху Изергиль» исследователи относят к молдавско-валашскому циклу в горьковском творчестве, хотя она и создана несколько позднее. Трагическое развитие темы совместимости любви и свободы в этом рассказе объединяется его автором с темой подвига ради людей. Сама Изергиль и история ее жизни являются связующим звеном между прошлым и настоящим, между реальными и легендарными людьми.

Обычно, говоря о жанровом своеобразии этого рассказа, исследователи ведут речь о двух легендах, объединенных в рамках одного повествования рассказом о своей жизни старухи Изергиль. В действительности все выглядит несколько иначе. М. Горький, следуя сложившейся в русской литературе практике, отталкивается от легендарной основы историй Ларры и Данко и переводит их в форму предания, которые превращает в сказочные повествования. Таким образом, старуха Изергиль рассказывает сказки, герои которых имеют легендарное происхождение. Впрочем, и сама Изергиль, история всей ее жизни и окружающая ее действительность кажутся нам «началом чудесной сказки». Другими словами, М. Горький добивается в своем рассказе того, что сказочное видится им в реальности и наоборот.

М. Горький сохраняет трехчастную композицию, чтобы подчеркнуть стилевую равноценность каждой из трех частей рассказа, две из которых являются сказками с легендарными героями, а третья - история жизни реального персонажа (Изергиль), подаваемая автором как своеобразная сказка. В результате сама реальность отражается в сказке,а сказка - в реальности.

Место действия, как и время, не определено, оно развивается в рамках «страны большой реки». Изергиль, преодолевая временные рамки, пытаясь и в данном случае вывести действие за установленные сказочные границы, делая себя и своего собеседника причастным к легендарному событию: «Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!».

Разумеется, авторская речь заметно отличается от речи Изергиль: в ней меньше своеобразных инверсий, повторов - тем не менее, и она включает в себя простые двухсоставные предложения, связанные интонационной связью, повторы слов, однотипных синтаксических фигур. Другими словами, складывается впечатление, что авторская речь как бы испытывает влияние речи Изергиль и также приобретает сказочный колорит. Вмешиваясь в монолог рассказчицы, повествователь проводит границу между своими высказываниями и высказываниями Изергиль, речь которой тяготеет к устной. Писатель улавливает некую параллель между образами Ларры и Изергиль: «Конец рассказа она вежа таким возвышенным, угрожающим тоном, и все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота».

Чтобы показать близость упомянутых персонажей, автор вводит в произведение историю жизни самой рассказчицы. Исследователи считают, что «эгоизм Ларры все более противопоставлен Изергиль с ее сильным чувством и стремлением к подвигам», и «Изергиль платит людям за все, что у них берет, отдавая им накопленную мудрость».

Согласно другой точке зрения, в облике Изергиль типизируются качества и свойства, присущие Ларре. Старуха повторяет его коренные ошибки и понимает истинный смысл жизни, только испытав одиночество. Однако утверждение Г.Г. Агеносова, которое гласит, что Изергиль искренне жалеет Ларру, вызывает сомнение. Скорее, рассказчице жаль самое себя, ибо в Ларре она видит собственные черты. По мнению А.М. Ладыженского, никакой принципиальной разницы между Изергиль и Ларрой не существует. Эту позицию разделяют и современные исследователи, указывающие на животное начало героини: «писатель не заслонил ее красотой (Изергиль. - М.Ш.) страшный звериный оскал, время от времени появляющийся на ее прекрасном лице». В облике Изергиль проступают дьявольские черты. Она не только чувственна, но властолюбива и злобна. Изергиль погубила немало людей: растерзала «маленького поляка», «высосала» жизнь из хрупкого мальчика-турка, убила молодого русского солдата. Однако наступило время, жизненные силы покинули властную женщину, и она, подобно Ларре, почувствовала приближение старости, а вместе с ней беспомощности как неотвратимого наказания.

Многие критики, говоря об убийстве молодого солдата, называли этот поступок подвигом, совершенным во имя любви. Таким образом, приписывая Изергиль несвойственные ей передовые идеи и взгляды, исследователи ждут от нее и соответствующих поступков. По замечанию В.А.Калашникова, старуха Изергиль не только доказала свою правоту, но и обнаружила противоречивость своего отношения к жизни. Сама Изергиль «по духу своему эгоистична и внутренне мало связана с теми людьми, среди которых жила», - добавляет автор монографии.

В итоге большинство исследователей склонно видеть в Изергиль не героя, призывающего к подвигам, а крайнего индивидуалиста. И, тем не менее, отождествлять Изергиль с Ларрой не следует. Ларра - все-таки сказочный персонаж. Изергиль - авторская аллегория, которой М. Горький сумел придать реальные черты, облекая ее в плоть и кровь живого человека. Наконец, Изергиль намного сложнее и глубже Ларры. Более того, став похожим на него, она резко меняет образ жизни. И хотя к старости перед нами совершенно другая Изергиль, но ничего не проходит бесследно.

Изображая внутренний мир своей героини, автор раскрывает перед нами ее душу, показывая деградацию человека. Однако М. Горький, сам познавший «дно жизни» и сумевший подняться с этого «дна», верит в человека и не торопится осуждать моральное падение Изергиль. Писатель заставляет, в конце концов, свою героиню понять, что только добрыми делами она сможет заслужить прощение. Поэтому, живя среди простых людей, старуха рассказывает им сказки о Ларре и Данко, чтобы предостеречь их от ошибок, которые она сама совершала в молодости. Причем использование апокрифических мотивов характерно не только для рассказов, в которых отчетливо просматривается легендарная основа (Ларра, Данко), но и для истории жизни самой Изергиль. Не случайно некоторые исследователи сравнивают Изергиль с Марией Магдалиной.

Писателю важны не столько сами события и герои, в них участвующие, сколько возможность с их помощью углубиться в человеческие переживания и мысли, воспринимаемые как основные ценности бытия. И сказочная форма, сплавленная с реальностью, позволяет М. Горькому лучшим образом реализовать свой замысел.

Образ персонажа-рассказчика появляется уже в первых рассказах раннего М. Горького. Если сравнить Изергиль с Макаром Чудрой, то она намного значительнее, если можно так выразиться, философичнее последнего. Речь Изергиль изобилует емкими афоризмами: «Здоровье - то же золото»; «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» и т.д. В молодом писателе развивается наблюдательность, делая его тонким психологом и философом самой жизни. Отсюда и возрастающая роль автора-повествователя. Теперь он не только задает вопросы, но и ведет сюжет своего повествования в целом, включая в него легендарно-сказочные составляющие. Если Макар только спорил с собеседником и рассказывал «одну быль», то старуха Изергиль является героем собственных рассказов, сопоставляя себя с Ларрой и Данко.

В своем монологе Изергиль выражает определенную точку зрения на жизнь, на окружающих ее людей, с которой явно не согласен М. Горький, с сочувствием относящийся к героине: «Мне грустно было рядом с ней». Именно авторский пейзаж позволяет читателю видеть сказочное в действительном: «Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное».

Изергиль черпает из сокровищницы народного творчества эпитеты, отдельные слова и образы, сравнения и метафоры, которых особенно много в сказании о «непроходимые леса», «явились откуда-то иные племена»; «лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню...»; «как змеи, протянулись всюду корни» и т.д. Обыгрывание слова «тьма»: «А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное» - придает рассказу сказочно-фантастический колорит.

Сказочная интонация усиливается благодаря повторению глаголов как совершенного, так и несовершенного вида, например: «Тогда он повел... Повел их Данко» и т.д. По сравнению с рассказом о Ларре, пейзажные зарисовки теперь занимают значительное место, являясь центром сказочного действия. Своеобразная символика леса и степи явно сказочного происхождения. Лесом с трех сторон ограничивается место развивающихся событий. В этом лесу Данко, как и полагается сказочному персонажу, выдерживает экзамен на мужество. Общее художественное пространство рассказа Изергиль членится, как и в сказке, на свое и чужое. Свое - это степь, чужое - страшный, «заколдованный» лес, из которого нужно вы браться на волю, так как люди «привыкли к степному простору». От остального мира степь отделена какой-то иной страной, откуда и появились неизвестные племена.

Неопределенность места согласуется с неопределенностью времени действия. Оно отнесено к далекому прошлому, но рассказчица сближает его со временем настоящим, превращая его в безграничное и вечное: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!», - заканчивает Изергиль свой рассказ.

Рассказ о Данко, как и первая история, прерывается авторскими ремарками. Они дорисовывают облик рассказчицы и возвращают читателя к реалистической трактовке легенды. Это достигается ритмическим повтором слова «искры» в речи Изергиль и авторских отступлениях. Развивая в «Старухе Изергиль» философскую проблематику «Валашской сказки», М. Горький продолжает совершенствовать композиционную структуру своего произведения. Исследователи полагают, что «Старуха Изергиль» состоит из трех самостоятельных рассказов. Однако в действительности это три взаимодополняющие части одного произведения, связанные стержневой темой красоты и построенные по единой трехчастной схеме.

Вместе с тем каждая из частей произведения включает в себя развивающиеся по той же схеме мотивы. Например, диалог автора и Изергиль ведется под аккомпанемент пения молдаван, и песни их трижды напоминают о сказочных красавцах. Собирательный образ молдаван соотнесен с образом Изергиль, и эта связь усиливается не только песенным сопровождением, но и другим трехкратным повтором в монологическом диалоге рассказчицы и собеседника: «Слышал ли ты, чтоб где-нибудь еще так пели?» и т.д.

Итак, несмотря на то, что история Данко в меньшей степени, чем история Ларры, зависит от прямых фольклорных источников, а в генезисе образа Данко явно превалируют социальные литературные и философские аспекты, М. Горький, пересказывая ее устами Изергиль, предпочитает жанровую форму сказки. И это совсем не потому, что писатель в очередной раз пытается создать свой вариант литературной сказки. Просто, продолжая традиции своих великих предшественников (Гоголя, Толстого и др.), Горький вводит жанровую форму, взятую из фольклора, в чистую литературу. Писатель показывает сложное взаимодействие своих героев: Изергиль - Ларра, Изергиль - Данко, Ларра -Данко, точки соприкосновения их характеров. Жанровая форма сказки позволяет М. Горькому более полно воссоздать окружающую действительность и место человека в ней. Своеобразное суждение молодого писателя об особенностях человеческой личности, отстаивающей жизнеутверждающую позицию, позволило автору нарисовать сложный и противоречивый образ старухи Изергиль.

Сказочное писателем видится в самой реальности. Поэтому авторская фантазия делает «молдаван» странными и сказочными, и благодаря ей весь окружающий пейзаж начинает казаться «началом чудной сказки». И автору нужен лишь удобный повод, чтобы заставить свою собеседницу старуху Изергиль рассказать сказку. Повествователь находит такой предлог: «По степи, влево от нас, - пишет М. Горький, - поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей». Автор-повествователь не просто первым видит прозрачные тени, он знает этимологию этого образа, в основе которого фольклорное поверье. Согласно ему, человек, совершивший тяжкий грех, перед смертью долго мучается, становится тенью и бродит по земле тысячелетия. Поэтому бессмертие считалось тягчайшим проклятием. Именно его желает чабан из «Валашской сказки» тому, кто наделил людей чувством любви и страсти: «И, желая смерти, жил, / Жил бы вечно!». Конкретизируя практически не расшифрованный ранее образ «тени», делая упор на фантастическое происхождение образа, М. Горький буквально вкладывает в уста Изергиль «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Изергиль не просто функциональный персонаж, рассказывающий сказки, она реальный, живой герой горьковского произведения. Жизнь старухи совсем не похожа на сказочную, да и к сказкам она обратилась лишь на склоне своих лет. По сравнению с красавцами-молдаванами, Изергиль глубоко несчастна и одинока, хотя и старается убедить себя и собеседника в обратном: «- Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Еще молодые все...». С одной стороны, автору страшно «жалко ее» , а с другой - «грустно рядом с ней». М. Горький с большей охотой / слушает сказки, чем собственную историю Изергиль, и при первой же возможности старается вернуть старуху к сказочному повествованию. Писатель обращает внимание на то, чего уже не в состоянии заметить Изергиль: «...очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». По собственному признанию автора, он «слышал кое-что раньше о происхождении этих искр...». И действительно, образ светящегося сердца встречается у М. Горького уже в сказке «О маленькой фее и молодом чабане»: «...кабы могла вынуть из груди сердце и поднести его на руке к твоим очам: посмотрел бы ты, что в нем есть», - обращается фея к чабану. Этот образ затем повторяется и в других ранних произведениях: в «Девушке и Смерти», «Макаре Чудре». Чудра, например, произносит такие слова: «...нужно тебе его сердце, он, сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Образ светящегося сердца вновь понадобился писателю, чтобы вложить в уста Изергиль вторую сказку.

Старуха кончила «свою красивую сказку, в степи стало странно тихо...», а ее собеседник-проходящий продолжает думать «о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд», в человеческой фантазии проходящий, и ищет ответы на мучающие его философские вопросы. Отсюда и тяга к сказкам, которые сам он вкладывает в уста Изергиль. Для убедительности и правдоподобности сюжетной ситуации писатель вводит в свое повествование особого персонажа. Так появляется образ старухи-рассказчицы, благодаря которому реальное находит параллели в легендарном и наоборот. Например, прямые нити от «шляхтича», одного из любовников Изергиль, который, как «гордый демон, все хотел, чтобы я сама кинулась к нему в руки», ведут к образу индивидуалиста Ларры. «Достойный пан», с изрубленным лицом, готовый «идти на край света, чтобы делать что-нибудь», напоминает легендарного Данко. Сама Изергиль имеет много общего с Ларрой.

В толкование легенд, которое читатель получает в форме законченных рассказов Изергиль, писатель вкладывает собственное понимание явлений и предметов действительности. М. Горький обходится без субъективных определений, абстрактных описаний, а главное - без философских рассуждений и навязывания собственного мнения читателю, Философские выводы за автора делает его героиня, которую он осуждает за это: «Я знал, что когда она отправляется в бурное время своих воспоминаний, оно веет от нее философией, и часто случалось, что конец той или иной легенды гиб под гнетом этой философии, свободной и простой, но, в изложении старой Изергиль, представлявшей собой какой-то странный клубок разноцветных ниток, хитро перепутанных временем». Впрочем, в окончательной редакции М. Горький снимает такое пространно-субъективное объяснение, оставляя за старухой право на вольнолюбивый полет фантазии.

В итоге жизнь, в которой «всегда есть место подвигам», оказывается печальнее и скучнее, чем сказка: «По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально». Проходящий тот человек, который ищет подвиги, не находя их в жизни, обращается к сказке, не теряя надежды, что, «когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

С другой стороны, именно благодаря сказке, которая контрастирует с «печальной и скучной» действительностью, автору удается поставить и со своей позиции решить определенные нравственно-философские проблемы. Таким образом, М. Горький постепенно превращает сказку в один из удобных для него приемов отражения реальной действительности. При этом писатель не превращает сказку в аллегорический рассказ (как Н.П.Вагнер) или сатирический памфлет (как М.Е.Салтыков-Щедрин), а предлагает читателю настоящее сказочное повествование, герои которого не столько фантастичны, сколько функциональны. Это помогает М. Горькому не только сблизить, но и практически уравнять между собой легендарных и реальных персонажей (Ларру, Изергиль, Данко).

Loading...Loading...