И.С.Тургенев «Бежин луг. Анализ «Бежин луг» Тургенев

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

Комплексный анализ рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

«Бежин луг» вошёл в сборник «Записки охотника». Но мне кажется, что этот рассказ отличается от других, и не столько главными героями или сюжетом, сколько настроением. Строчки дышат спокойствием и красотой, атмосфера народных сказаний захватывает, почти околдовывает читателя…

Как и большинство тургеневских рассказов, «Бежин луг» начинается пейзажем. Всё в картине этого «прекрасного июльского дня» создаёт ощущение гармонии природы: и «приветно лучезарное» солнце, и «золотисто-серые, с нежными белыми краями» облака, и постоянно «лёгкого, бледно-лилового» цвета небо. Но вот наступает ночь, и лирический герой — охотник — оказывается в совершенно незнакомых ему местах. Его охватывает «неприятная, неподвижная сырость», над головой носятся летучие мыши… но, несмотря на это, в рассказе нет тревоги: в монологе охотника нет страха или паники («Вот как только я выйду на тот угол… тут сейчас и будет дорога»). Однако появляется новое настроение, ночное ожидание необычного и загадочного, природа олицетворяется:

«с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак…», белые камни «сползлись… будто для тайного совещания». Ночью мир изменяется, герой видит, казалось бы, реальные предметы по-иному, и это отражается в эпитетах: «стальные отблески воды», «синеющая воздушная пустота».

Но в середине этой ночи, «под самой кручью холма», светятся два костра, зажженные людьми. Кажется, что эти огоньки контрастируют с царящей вокруг темнотой, как и само появление людей здесь, на Бежином лугу… Но так ли это?

У костров сидели крестьянские ребята из соседней деревни, пригнавшие лошадей в ночное. «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Лирический герой знакомит читателя с каждым из них: и с сыном богатого крестьянина Федей, и с мечтательным Костей, и с тихим, молчаливым Ваней. Но особенно охотник обращает внимание на Павлушу и Илью, не только в момент встречи, но и после. Почему?

На первый взгляд, их характеры противоположны: Павел прям, активен, смел (это он первым бросается к табуну, когда волки подбираются слишком близко), а Илья - болезненен, задумчив, он лучший рассказчик среди этих ребят, «знаток народных преданий».

Охотник притворяется спящим, и ребята возобновляют прерванный приходом барина разговор. Разговор о русалках, утопленниках и домовых… А рядом «мрак борется со светом»: то исчезает, то появляется пламя костра, то приходят, то уходят тени — и настроение волшебства, таинственности усиливается.

Рассказ Кости о русалке прерывается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком». Природа оживает: «казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким острым хохотом…». И в реакции ребят на эту ночную перекличку отражаются их характеры. Илья шепчет молитву, веря, что это разговор лесной нечисти, но крик Павла «Эх вы, вороны… чего всполохнулись» отгоняет страхи ребят. Позже, когда залают собаки, Павел бросится в лес за ними, вызывая восхищение рассказчика: «он был очень хорош в это мгновение… «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

Разговор заходит о самом загадочном — о Тришке, «таком удивительном человеке, что и взять его нельзя будет, и ничего сделать ему нельзя будет». Но если Илья «с жаром» рассказывает о его чудесной силе, Павел более прозаичен: его описание паники в деревне вызывает у ребят смех. Непонятно, действительно ли он верит в рассказы Ильи: на рассказ о страшном голосе из «бучила» он спокойно «замечает», что это может быть душа утопленного лесника; несмотря на то, что слышит зов водяного, набирает воды из реки. Он негласный лидер мальчишечьей компании: у него Костя спрашивает совета («ты, может быть, знаешь…»); когда рассказчик уходит, он «один… приподнялся до половины и пристально посмотрел» на охотника. Смерть Павла, о которой говорится в коротком эпилоге, ещё раз подчёркивает ту «смелую удаль», которую почувствовал в нём лирический герой:

«он не утонул: он убился, упав с лошади…».

Рассказы ребят удивительно гармонично вписываются в окружающий ночной пейзаж. И сами они кажутся частью Бежина луга, где словно действительно бродят утопленники, а в речке живут водяные и русалки. Та ночь, в которой заблудился охотник-барин, для Павла привычна: он уходит к реке один, легко находя дорогу.

Мне кажется, Бежин луг — это олицетворение, символ красоты души русского крестьянина, его поэтичности, которая отражается в характере Кости, и его силы, «твёрдой решимости», которыми пронизан образ Павла.

Ефремова Татьяна, 10 класс, 2002

Урок литературы 7 класс

Тема урока: «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цели урока: продолжить анализ содержательной и художественной канвы рассказа для целостного видения образной картины художественного мира произведения;

побудить обучающихся к кропотливой работе с художественным текстом,

развивать наблюдательность и лингвистическое чутьё к слову;

активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.

Задача: на основе вдумчивого чтения, пересказа текста и озвученных ответов учащихся сформулировать проблему умение видеть и слышать окружающий мир; помочь учащимся лучше ориентироваться в сложном тексте литературного произведения; задуматься над умением понимать природу, разбираться в тайнах окружающего мира; разбудить в обучающихся желание работать со словом, понимать красоту звучащего слова.

Форма проведения: «Следствие ведут знатоки».

Подготовительная работа.

На перемене раздать группе «Искатели» карточки с лингвистическими терминами.

Подготовить слайдовую презентацию.

Картины по теме «Русалка» и музыку.

Задания группам.

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок мы вновь посвящаем рассказу «Бежин луг» удивительного русского писателя XIX века И.С.Тургенева (1818-1883гг).

СЛАЙД 1.

Рассказывая о жизни крепостных детей, о красоте русской природы, писатель знакомит нас с героем-повествователем, охотником. СЛАЙД 2.

Наше путешествие с этим интересным человеком уже началось, и сегодня мы вместе с ним отправимся на речку Сн е жеть, СЛАЙД 2-1 которая и сегодня течёт Брянской области России, левый приток Десны. Название происходит от белопесчаных, словно заснеженных, берегов этой реки .

Здесь бывал И.С.Тургенев. Здесь побываем и мы:

СЛАЙД 3

посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, попробуем ответить на вопрос, верят ли крестьянские дети в свои «былички», если да, то почему; вместе с героями рассказа последим за пейзажем, увидим утреннее пробуждение природы.

И всё это будет нам подвластно, потому что мы знатоки рассказа «Бежин луг».

Итак, следствие ведут знатоки. СЛАЙД 4

Но прежде проверим, хорошо ли уложен наш багаж, не забыли ли мы то, что нам просто необходимо.

II. Актуализация знаний обучающихся. ………………………………………….
1. На перемене группа «Искатели» получила карточки, содержащие литературоведческий термин и его определение. Нашли ли искатели свои пары? «Искатели», вам слово!

1) художественное изображение природы (П ейзаж)

2) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (Р ассказ)

3) необычный порядок слов (И нверсия)

4) Р оль пейзажа в произведении:

  1. обозначение места действия;
  2. создание определённого настроения;
  3. способ выражения авторской позиции
  1. перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы (О лицетворение)

6)разговор двух или нескольких действующих лиц в литературном произведении (Д иалог)

7) вид звукописи: повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности (А ллитерация).

2. Прошу остаться тех, у кого цветные буквы. А вам, уважаемые друзья, я предлагаю составить из этих букв ключевое слово и отгадать пароль, который позволит нам начать наше путешествие.

ПРИРОДА (прикрепить его на доску).

А, как вы думаете, почему я загадала именно это слово?

Пожалуй, с описания летнего утра мы и начнём.

3. Наизусть отрывки из рассказа.

МУЗЫКА П.И. Чайковский «Времена года. Июль.»

Пожалуйста, кто учил первый отрывок? СЛАЙДЫ 5-7

Второй? СЛАЙДЫ 8-10

Третий? СЛАЙДЫ 11-13

И что же случилось в такой замечательный день с нашим вожатым?

(Наизусть четвёртый отрывок – Гриша Харламов) СЛАЙД 14

Как подействовало на вас словесное описание пейзажа? Какова здесь его функция?

Осталось вспомнить имена героев рассказа. Обратимся к таблице, которую мы заполняли на прошлом уроке.

СЛАЙД

Имя

героя

Возраст

Портрет

Поступки /действия

Федя

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем приметам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.

Павлуша

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная - с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

Ильюша

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.

Костя

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хотели что-то высказать, для чего на его языке не было слов.

Ваня

Русая кудрявая голова.

Свежее личико, большие тихие глаза.

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!

Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых - Феде - 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Ильюше - по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.

III. Работа по теме урока.

СЛАЙД

  1. Слово учителя. СЛАЙЖД 14

Тихая росистая летняя ночь, неподалёку река, (Слайд 15) горит костёр, (слайд 16) чуть поодаль щиплют траву кони (СЛАЙд 17). Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая интересные истории. Со вре мен ные ис сле до ва те ли на зы ва ют их бы лич ка ми – это рас ска зы о фак ти че ских со бы ти ях, уча ст ни ком или сви де те лем ко то рых был рас сказ чик. В рас ска зе 11 бы ли чек. Мы остановимся на нескольких из них. После прослушивания «быличек» мы будем выполнять задания. Будьте внимательны. В тетрадях у вас есть таблица, которую по ходу урока мы будем заполнять. Пожалуйста, ребята.

Задание группе «Творцы» (Синявин Кирилл, Никитина Настя)

(Карточка с заданием. НОУТБУК

Используя подготовленные иллюстрации и музыку, создайте слайдовую презентацию на тему «История про русалку». При показе прокомментируйте своё творчество.)

  1. Пе ре сказ.

«Илю ша о до мо вом» - Руслан.

История о белом барашке - Женя.

«Кос тя о ру сал ке» - Артём .

3. Слово группе «Творцы». Презентация «История о русалке».

  1. А теперь давайте обратимся к слову Тургенева.

Чтение по ролям стр. 331 (Кучер Саша и Саша Гуммер) - о сол неч ном за тмении.

Как известно, одной из характеристик героев является их речь. Исследовать речь одного из них мы попросим сейчас н аших учёных - лингвистов (Попова Ольга и Катя Деркач).

(Карточка

Как характеризует Павлушу его речь? Проведите эксперимент: замените в последней на стр. 331 реплике Павлуши просторечные слова литературными. Сравните оба варианта. Какой лучше? Почему?)

(Вариант Тургенева. Картина получилась правдоподобнее, ближе, естественнее )

Нам предстоит провести собственное расследование.

5. Работа в группах.

Я приглашаю на рабочее место группу экспертов . (Селюкова Вика, Вика Келлер, Анжела Мамонова) . Приступайте к своей работе.

(Карточка с заданием.

1. Изучите предложенную литературу и дайте своё заключение-ответ на вопрос: «Почему ребята верят в домового, лешего, русалку?»

2. Как вы можете объяснить историю Павлуши о предвиденье небесном (стр. 331)?)

Группа журналистов (Зайцева Алёна, Полосина Алёна, Баталина Юлия).

Мы приветствуем наших журналистов. Они тоже рвутся в бой и готовы провести своё расследование. Пожалуйста, приступайте к работе.

(Карточка с заданием.

Расследуйте, какое мнение о домовом, лешем «живёт» в современном обществе. Проведите анкетирование наших гостей, подведите итоги, сделайте заключение, ответив на вопрос «Удивлены ли вы тому, что крестьянские дети 19 века верили в домового, лешего, русалок?»)

Группа «Лирики»

(Карточка с заданием.

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

М. ЛЕРМОНТОВ. А. Пушкин. О домовом

РУСАЛКА

Русалка плыла по волне голубой,
Озаряема полной луной;
И хотела она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя, и крутясь, колебала река
Отражённые в ней облака;
И пела русалка - и звук её слов
Долетал до крутых берегов.

Все остальные ребята заполняют в тетрадях таблицу.

Имя героя

Возраст

(лет)

«Былички» ребят

о ком?

реакция слушателей

Федя

Павлуша

О предвиденье небесном (стр. 331)

О Тришке (стр 331-332)

О душе утопленника (стр 333)

Ильюша

О домовом

9стр. 325-236)

Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Костя

О русалке

(стр. 326-327)

О белом барашке на могиле утопленника.

(Стр. 328-329)

История о бабе Ульяне.(стр. 330-331)

О Тришке

(стр. 331-332)

О лешем (стр. 333-334)

Да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить…

Защекотать она его хотела… Это ихнее дело, этих русалок-то.

Мальчики переглянулись, вздрогнули…

С нами крестная сила!

Внимательно слушают.

Принимают участие, верят.

Ваня

Верят ли мальчики тому, о чём рассказывают?

Как эти рас ска зы ха рак те ри зу ют са мих маль чи ков?

(Маль чи ки суе вер ны, бо ят ся не по нят но го, но та ин ст вен ное при тя ги ва ет их, жи вой ум и бо га тое во об ра же ние ста ра ют ся всё объ яс нить. Они эмо цио наль ные рас сказ чи ки, ве рят в свои рас ска зы. Па вел от но сит ся иро нич но.)

Тогда почему они верят?

Слово Экспертам, лирикам. СЛАЙД 23

Что скажут наши журналисты?

Можно ли не поверить во все эти чудеса, если взрослые творческие личности верили и верят в это безоговорочно?!.

III. Каков же финал рассказа? - О чём он говорит?

Не всё так глад ко, бла го по луч но в жиз ни. Горь ко ав то ру. Но жизнь про дол жа ет ся, и мы возвращаемся к ключевому слову нашего урока. Природа.

И.С.Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. СЛАЙД 31. Посмотрите, что по этому повод сказал известный писатель 19 века, «батенька-художник» Л.Н.Толстой: СЛАЙД 31.1«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты, и пахнет».

Я приглашаю вас быть сегодня читателями-творцами, читателями-соавторами. Откройте свои души, дайте волю своим мыслям и чувствам.

IV. Создание эмоционального настроя.
1. Обратимся к картине утреннего пробуждения природы.

Чтение описания утра учителем. (На фоне музыки Э.Грига «Утро» из Первой сюиты к драме «Пер Гюнт»).СЛАЙД33.

Я думаю, описание утра не оставило вас равнодушными. Кому-то стало немного грустно, а кто-то ощутил радость, кто-то вообще растерялся от избытка чувств…

Вы слышали и музыку норвежского композитора Эдварда Грига. Это «Утро» из Первой сюиты к драме Ибсена Генрика «Пер Гюнт» . Это одно из самых красивых изображений восхода солнца в музыке. Можете ли вы сказать о впечатлениях композитора от утреннего пробуждения природы?

Это мастерство композитора. А в чём же мастерство И.С.Тургенева? Почему же «его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…»? Чтобы ответить на этот вопрос, я приглашаю вас прочитать описание утра (стр. 336-337), вдуматься, вслушаться, пропустить через себя. А результаты работы оформить в таблице.

Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы видите деревья, траву, небо, но и…? ..

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

V. Домашнее задание: оформить таблицу, последнее задание на стр. 339 – сочинение-размышление «Человек и природа».


Часто понять значение художественного произведения помогает отзыв. «Бежин луг» - это произведение, которое входит в знаменитый цикл "Записок охотника", который начал выходить в свет с 1847 года. Этот сборник пользовался большой популярностью и любовью читателей за колоритные описания русской природы, тонкий анализ душевных переживаний героев и интересный сюжет.

Мнения о пейзажных зарисовках

Подготовить школьный урок по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Бежин луг» - это повесть, проникнутая теплым чувством любви к родному краю. Все читатели отмечают великолепное описание июльского дня, когда главный герой, охотник, бродит по лесу. Пользователи в один голос указывают на поэтическое и тонкое описание красот окружающей среды. По их мнению, автору особенно хорошо удалось передать цветовую гамму уходящего дня. Светлые праздничные тона постепенно сменяются темными и мрачными оттенками, которые показывают изменение настроения рассказчика. Любовь современных читателей к рассматриваемому произведению доказывает отзыв.

«Бежин луг» - это рассказ, в котором нашли отражение основные принципы творчества И. С. Тургенева. Он через состояние природы умел передавать душевный настрой. По мере наступления ночи и сгущения красок рассказчик чувствует тревогу и волнение. Он теряется в лесу и случайно выходит на незнакомую поляну, где встречается с деревенскими мальчиками.

Герои

Обратить внимание учащихся на основные идеи книги поможет отзыв. «Бежин луг» - это удивительно проникновенное произведение, в котором поэтичное описание природы органично соединяется с тонким психологическим анализом действующих лиц.

Охотник пристраивается на ночлег у костра и наблюдает за мальчиками, каждый из которых привлекает его внимание своей внешностью и характером. По словам читателей, создание образов мальчиков - несомненная удача писателя. Повесть «Бежин луг», главные герои которой - простые деревенские жители, привлекает любителей творчества писателя своей душевностью и непосредственностью.

Безусловное лидерство в компании принадлежит старшему Федору. Он одет хорошо, так как, очевидно, принадлежит к богатой семье. Павлуша - сильный смелый мальчик, хотя на вид несколько неловок. Илюша несколько замкнут и не очень разговорчив. Костя все время задумчив и печален, чем резко выделяется среди товарищей. Самый младший Ваня спит и не принимает участия в разговоре.

Рассказы

Одним из самых известных является сборник рассказов «Записки охотника». «Бежин луг» - это повесть, которая входит в школьную программу и изучается в среднем звене. По словам читателей, самой драматичной и мрачной частью повествования является сцена, где мальчики рассказывают друг другу страшные выдумки, в которых отразились многие языческие верования. В этом месте описание природы делается еще более зловещим. Ночные шумы, крики, лай собак - все страшит мальчиков, и без того напуганных собственными рассказами.

По отзывам пользователей наиболее запоминающимся является эпизод, когда один Павлуша бросился вслед за убежавшими собаками, почувствовавшими присутствие волка. Повествователь делится с читателями своим восхищением храбростью и отвагой мальчика. После этого инцидента ребята продолжают пугать друг друга страшными фантазиями и засыпают только к утру.

Образ охотника

Почти никто из читателей не обошел вниманием личность самого рассказчика. По их наблюдениям, это очень добрый и отзывчивый человек, который тонко чувствует красоту природы и по своему миросозерцанию приближен к простому народу, несмотря на принадлежность к дворянскому сословию. Он с интересом наблюдает за простыми деревенскими мальчишками, а в финале с горечью сообщает о гибели Павлуши, прибавляя, что это был славный парнишка.

Бежин луг

Сюжет рассказа "Бежин луг" И. Тургенева несложный. Охотник Целый день провёл в поисках дичи, вечером заблудился и вышел к Бежину лугу. Там наткнулся на мальчиков у костра, где он устроился на ночлег. Сидя у костра, охотник слушал рассказы и присматривался к мальчишкам. Ранним утром дети собрались и погнали свое стадо лошадей в деревню, а рассказчик отправился домой. Таков сюжет, то есть цепь событий.

А композиция рассказа сложнее, чем построение сюжета. Большое место в тексте отведено пейзажам, изменениям в природе в течение суток. Повествование о героях (мальчиках) начинается с их развёрнутых портретов. Затем начинаются рассказы детей, имеющие форму монолога (то есть речи одного). Каждый отдельный монолог отличается своей интонацией, потому что манеры повествования у ребят разные. Благодаря портрету героя и его монолога автор создал образ действующего лица, раскрывает своеобразие его облика, внешнего и внутреннего. Так, писатель выделил среди всех мальчишек Павлушу, отмечая особенности его внешности, изображает его поступки. Между монологами есть и диалог, то есть замечания, вопросы присутствующих. В повествование о мальчиках И. С. Тургенев вставляет и свои замечания, наблюдения, иногда оценки.

Таким образом, портрет, пейзаж, монолог, авторские замечания не включены в сюжет, а являются элементами (составной частью) композиции.

А. Грина «Зеленая лампа»

Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» повествует о двух судьбах, жизненных путях двух героев произведения – богача-аристократа Стильтона и бедняка Джона Ива. Ив приехал в Лондон в поисках заработка, а в итоге мы находим его нищим, старым и больным.

Рассказ делится на две части, которые противопоставлены друг другу в сюжетном плане. В первой Стильтон и его друг Реймер видят на улице умирающего от голода молодого человека «лет двадцати пяти», которым оказывается Джон Ив. Писатель рассказывает нам историю этого парня, который приехал в Лондон из Ирландии «искать службу или работу». Он сирота, «воспитанный в семье лесничего». У Ива нет никакого образования, кроме начальной школы. В свои двадцать два года он успел поработать и у фермера, испытал труд углекопа, матроса, слуги в трактире.

Тут же мы узнаем и о богаче Стильтоне, который «в сорок лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище». Стильтон был обладателем состояния в двадцать миллионов фунтов. Жизнь с ее приторными забавами была скучна миллионеру. Но вот ему представился удивительный случай поиграть человеческой жизнью бедолаги Ива, которого он нашел лежащим на улице.

Стильтон предлагает Джону своеобразный заработок. Во-первых, тот за десять фунтов, которые дает ему «благодетель», должен снять квартиру с окнами на улицу. Во-вторых, каждый вечер в одно и то же время (с пяти до двенадцати) обязан никуда не выходить, никого не принимать и зажигать зеленую лампу.

Для чего все это нужно, Стильтон не говорит. Он только замечает, что когда-то, «неожиданно, внезапно», к Иву придут люди, которые сделают его «состоятельным человеком». Джон, которому и терять-то нечего, соглашается. Он в полном соответствии выполняет поручения Стильтона, не догадываясь даже, что стал заложником издевательской забавы злого шутника.

Для понимания истинного замысла Стильтона писателем введена фигура Реймера. Именно в диалоге с этим героем выражена цель затеи миллионера:

« – Однако вы тоже дурак, милейший, – сказал Реймер, беря приятеля под руку и увлекая его к автомобилю. – Что веселого в этой шутке?

– Игрушка… игрушка из живого человека, – сказал Стильтон, – самое сладкое кушанье!».

Этими словами завершается первая часть, действие которой относится к 1920-м годам. А вторая рассказывает о событиях, произошедших восемь лет спустя. В это время в больнице для бедных появляется старик, «грязный, скверно одетый… с истощенным лицом. Он сломал ногу, оступившись на черной лестнице темного притона». Пострадавшему сделали операцию, лишив его правой ноги. После того, как после операционного сна мужчина пришел в сознание, он увидел перед собой… Джона Ива. А на больничной койке, как оказалось, лежал… Стильтон. «Узнаете ли вы меня, мистер Стильтон? Я – Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зеленой лампы», – произнес доктор, «серьезный, высокий человек с грустным взглядом».

Из разговора «старых знакомых» мы узнаем о том, что Стильтон разорился и «вот уже три года, как… стал нищим», а Ив несколько лет безукоризненно исполнял поручения Стильтона. Он, сначала от скуки, а потом с большим увлечением начал читать все книги, которые были в той квартире, которую он снимал.

Loading...Loading...