Идейно-художественные особенности лирики тютчева. Художественные особенности лирики тютчева

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

1. Краткая биографическая справка.
2. Философское миросозерцание поэта.
3. Любовь и природа в поэзии Тютчева.

Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянской семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано — уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату». После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился — по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его Стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Silentium!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, то передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то а, вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению этого образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос... Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты — сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу... Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
...Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий — божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..

или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева — это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Биография Тютчева.

Жизнь и творчество Тютчева. Реферат

С самого детства входит в нашу жизнь странным, завораживающей чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвиться и играя,

Грохочет в небе голубом …

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября / 5 декабря 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в средне-помещичьей, старо-дворянской семье. Первоначальное образование Тютчев получил дома. С 1813 года его учителем русского языка был С. Е. Раич, молодой поэт и переводчик. Раич знакомил своего ученика с произведениями русской и мировой поэзии и поощрял его первые стихотворные опыты. «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, — рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, — когда, бывало, весной и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Ф. И. выходили из дома, запасались Горацием, или Вергилием кем либо из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений поэзии ». Говоря о необычных способностях своего «одаренного от природы» воспитанника, Раич упоминает о том, что «по тринадцатом году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Эти переводы из Горация 1815 — 1816 годов не сохранились. Но среди ранних стихах поэта есть ода «На новый 1816», в которой можно увидеть подражания латинскому классику. Она была прочитана 22 февраля 1818 поэтом и переводчиком, профессором Московского университета А. Ф. Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. 30 марта того же года юный поэт был избран сотрудником Общества, а через год появилось в печати тютчивське свободное переложение из Горация-«Послания Горация к Меценату».

Осенью 1819 года Тютчев был принят в Московский университет на словесное отделение. Дневник этих лет товарища Тютчева, будущего историка и писателя М. П. Погодина, свидетельствует о широте их интересов. Погодин начал свой дневник в 1820 году, когда был еще студентом университета, увлеченным молодым, открытым для «впечатлений бытия», мечтавшие о «золотой век», о том, что через сто, через тысячу лет «не будет богатых, все сравняются» . В Тютчеву он нашел того «прекрасного молодого человека», каждый мог проверять и доверять свои мысли. Они говорили о «будущее образование» в России, о «свободном благородный дух мыслей», о оду Пушкина «Вольность» … 3. Обличительный тираноборчицький пафос «Вольности» был сочувственно воспринят молодым поэтом, и он ответил стихотворным посланием Пушкину («К оде Пушкина на вольность»), в котором приветствовал его как обличителя «тиранов закоснелых». Однако свободомыслие юных мечтателей носило в достаточной степени умеренный характер: Тютчев сравнивает «огонь свободы» с «пламенем божьим», искры которого сыплются на «чела бледных царей», но в то же время, приветствуя глашатая «святых истин», он призывает его «рознижуваты», «умилять», «смягчать» сердца царей — не затмевая «блеска венца».

В юношеском стремлении постичь всю полноту бытия университетские товарищи обращались к литературе, истории, философии, все подвергая своему критическому разбору. Так возникали их споры и беседы о русский, немецкий и французский литературе, «влияние, которое словесность одного языка имеет на словесность другого», о курсе лекций по истории русской литературы, они слушали на словесном отделении.

В раннем интересе Тютчева к идеям далеких друг от друга мыслителей отразились и поиски собственных решений, и ощущение сложности, неоднозначности этих решений. Тютчев искал свое собственное прочтение «книги природы», в чем убеждает нас все его дальнейшее творчество.

Университет Тютчев закончил за два года. Весной 1822 года он был уже зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, вскоре уехал за границу. Первые шесть лет пребывания за границей поэт числился «сверх штат» при русской миссии и только в 1828 году получил место второго секретаря. Эту должность он занимал вплоть до 1837 года. Не раз в письмах к родным и знакомым Тютчев шутливо писал о том, что слишком затянулось его ожидание повышения, и так же шутливо объяснял: «Потому что я никогда не относился к службе серьезно, — справедливо, чтобы служба также смеялась надо мной».

Тютчев был противником крепостного права и сторонником представительной, установленной формы правления — больше всего, конституционной монархии. С большой остротой Тютчев осознавал несоответствие между своим представлением о монархии и ее действительное воплощение в российском самодержавном строе. «В России канцелярия и казармы», «все движется вокруг кнута и чина», — в таких саркастических афоризмах выразил Тютчев, приехавший в Россию в 1825 году, свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Александра I.

За границей Тютчев пробыл более двадцати лет. Там он продолжает много переводить. От Горация, Шиллера, Ламартина, привлекавшие его внимание еще в Москве, он обращается к Гете и к немецким романтикам. Первым из русских поэтов Тютчев переводит стихи Гейне, и притом до выхода в свет «Путевых картин» и «Книги песен», сделали имя автора столь популярным в Германии. С Гейне одно время его связывают дружеские отношения. В писем 1828 года К. А. Фарнхагену фон Энзе Гейне называл дом Тютчев в Мюнхене (в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон) «прекрасным оазисом», а самого поэта — своим лучшим тогдашним другом.

Конечно, переводами не ограничивалась поэтическая деятельность Тютчева этих лет. В 20-30-е годы он пишет такие оригинальные стихи, свидетельствующие о зрелости и самобытности его таланта.

Весной 1836 года, выполняя просьбу бывшего сослуживца по русской миссии в Мюнхене кн. И. С. Гагарина, Тютчев послал в Петербург несколько десятков стихотворений. Через Вяземского и Жуковского с ними познакомился Пушкин, встретил их с «удивлением» и «захватом» — с удивлением и восторгом перед «неожиданным появлением» стихотворений, «выполненные глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка». Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т. »появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника ». Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкин.

В 1837 году Тютчев был назначен старшим секретарем русской миссии в Турине, а затем вскоре — поверенным в делах. На время оставив семью в Петербурге, в августе 1837 года Тютчев уехал в столицу сардинская королевства и через четыре с половиной месяца по приезде в Турин писал родителям: «Поистине, мне здесь совсем не нравится и только безусловная необходимость заставляет меня мириться с подобным существованием. Оно лишено всякого рода занимательности и представляется мне плохим спектаклем, тем более скучным, что он насылает скуку, тогда как единственной его достоинством было забавлять. Такое точно и существование в Турине.

30 травня/11 июня 1838 года, как рассказывал потом сам поэт в письме к родителям, ему пришли сообщить, что у Любека, у берегов Пруссии, сгорел русский пассажирский пароход «Николай I», который вышел из Петербурга. Тютчев знал, что на этом пароходе должны были его жена и дети, направлявшиеся в Турин. Он тотчас же выехал из Турина, но только в Мюнхене узнал подробности о том, что случилось.

Пожар на теплоходе вспыхнул в ночь с 18/30 на 19/31 мая. Когда разбуженные пассажиры выбежали на палубу, «два широких столба дыма пополам с огнем поднимались по обеим сторонам трубы и вдоль мачт началась ужасная суматоха, что уже и не прекращалась. Беспорядки были невообразимый … »- вспоминал в своем очерке« Пожар на море »И. С. Тургенев, который тоже был на этом пароходе.

Элеонора Тютчева обнаружила во время катастрофы полное самообладание и присутствие духа, но и без того слабое здоровье ее было окончательно подорвано пережитым в эту страшную ночь. Смерть жены потрясла поэта, затмив много лет горечью воспоминаний:

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Доступен, неизменный,

Как ночью на небе звезда …

В пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры Тютчев писал той, которая помогла перенести вес потери и вошла в жизнь поэта, по его собственному признанию, как «земной призрак»: «Сегодняшнее число-9 сентября — печальное для меня число. Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, и моим днем »(письмо Ернестины Федоровна Тютчева от 28 августа / 9 сентября 1843 года).

После вступления во второй брак с Ернестиною Дернберг Тютчев вынужден был подать в отставку из-за самовольный отъезд в Швейцарию по случаю венчания, которое состоялось 17/29 июля 1839 года. Подав в отставку, осенью 1839 года Тютчев вновь поселился в Мюнхене. Однако дальнейшее пребывание на чужбине, не обусловленное служебным положением, становилось все более и более тяжелым для поэта: «Хоть я и не привык жить в России, — писал он родителям 18/30 марта 1843 года, — но думаю, что невозможно быть более прив «связанным к своей стране, чем я, более постоянно озабоченным тем, что в ее относится. И я заранее радуюсь тому, что снова окажусь там ». В конце сентября 1844 Тютчев с семьей вернулся на родину, а через полгода был вновь зачислен в ведомство Министерства иностранных дел.

Петербургский период жизни поэта отмечен новым подъемом его лирического творчества. В 1848-1849 годах он пишет действительно сделаны стихи: «Неохотно и несмело …», «Когда в кругу убийственных забот …», «Слезы людские, о слезы людские …», «Русской женщине», «Как Дымный столб светлеет в вышине … »и др.. В 1854 году в приложении к мартовскому того «Современника» вышел первый сборник стихов Тютчева, а в майской книжке того же журнала появилось еще девятнадцать стихотворений. В том же году стихи Тютчева вышли отдельным изданием.

Появление сборника стихов Тютчева было большим событием тогдашней литературной жизни. В «Современнике» выступил со статьей «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» И. С. Тургенев «… Мы не могли душевно не порадоваться, — писал Тургенев, — собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы переданного нам приветом и одобрением Пушкина ». В 1859 году в журнале «Русское слово» была помещена статья А. А. Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева», в которой говорилось о нем как о самобытного «властелина» поэтической мысли, который способен соединять «лирическую смелость» поэта с неизменным «чувством меры». В том же 1859 году появилась знаменитая статья Добролюбова «Темное царство», в которой среди суждений об искусстве встречается оценка особенностей поэзии Тютчева, ее «жгучей страстности» и «суровой энергии», «глубокой думы, возбужденного не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни ».

В ряде новых созданий поэта выделяются замечательные по своей психологической глубине стихотворения: «О, как убийственно мы любим …», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит..», «Последняя любовь» и некоторые другие. Дополнены в последующие годы такими поэтическими шедеврами, как «Весь день она лежала в забытьи …», «Есть и в моем страдальческом застое …», «Сегодня, друг, пятнадцать лет прошло. . »,« Накануне годовщины 4 августа 1864 г. »,« Нет дня, чтобы душа не ныла … », — они составили так называемый« Денисовский цикл ». Этот цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», — о любви его к Елене Александровне Денисовой. Их «беспределе» в глазах общества отношения продолжались в течение четырнадцати лет. В 1864 году Денисова умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», Тютчев в страданиях, причиненных ей двусмысленным ее положением в обществе, обвиняет прежде всего самого себя.

Политическое мировоззрение Тютчева в основном складывается к концу 40-х годов. За несколько месяцев до своего возвращения на родину он выпускает в Мюнхене брошюру на французском языке «Письмо г-ну доктора Густава Кольбе» (впоследствии перепечатывалась под названием «Россия и Германия»). В этом произведении, посвященном взаимоотношениям царской России с германскими государствами, Тютчев в противовес Западной Европе выдвигает Европу Восточную как особый мир, живущий своей самобытной жизнью, где «Россия во все времена служила душой и движущей силой». Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1848 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад». Сохранились лишь общий план этого замысла, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французском языке («Россия и революция», «Папство и римский вопрос» — опубликованы в 1849, 1850 годах), и конспективно наброски других разделов.

Как свидетельствуют эти статьи, а также письма Тютчева, он убеждается в том, что «Европа трактатов 1815 года» уже перестала существовать и революционное начало глубокий «проникло в общественную кровь». Видя в революции только стихию разрушения, Тютчев ищет результат той кризисе, колеблет мир, в реакционной утопии панславизма, преломленной в его поэтическом воображении как идея единения славян под эгидой русского — «всеславянского» царя.

В поэзии Тютчева 50-60-х годов усиливается трагизм восприятия жизни. И причина этого-не только в пережитой им драме, связанной с любовью к Е. А. Денисовой и ее смертью. В его стихах возникают обобщенные образы пустынного края, «бедных поселков», «бедного нищего». Резкий, беспощадный жестокий контраст богатства и бедности, роскоши и обездоленности отражен в стихотворении «Пошли, господи, свою отраду …». «Безнадежно-грустными, раздирающих душу предсказаниями поэта» выполнен стихотворение «Российской женщине». Зловещий образ нечеловеческого «света», что губит клеветой весь лучше, образ света-толпы, возникает в стихах «Две силы есть — две роковые силы …» и «Чему молилась ты с любовью …».

В 1858 году назначен председателем Комитета цензуры иностранной, Тютчев не раз выступал в роли заместителя изданий, подвергнутых цензурной каре, находившихся под угрозой преследования. Поэт был глубоко убежден в том, что «нельзя накладывать на умы безусловное и слишком продолжительное сжатие и гнет без существенного вреда для всего общественного организма», что задача правительства должна заключаться не в подавлении, а в «направлении» печати. Реальная действительность, равно постоянно говорила о том, что для правительства Александра II, как и для правительства Николая I, единственно приемлемым методом «направления» печати был метод полицейского преследования.

Хотя Тютчев до конца своих дней занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной (умер поэт 15/27 июля 1873 года), и служба, и придворно-бюрократическое окружение обременяли его. Среда, к которой принадлежал Тютчев, была далека ему, не раз из придворных церемоний он выносил чувство досады, глубокой неудовлетворенности собой и всем окружающим. Поэтому чувством тоски, одиночества, разочарования проникнуты почти все письма Тютчева. «Я его люблю, — писал Л. Толстой, — и считаю одним из тех несчастных людей, что неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Биография Тютчева, Жизнь и творчество Тютчева реферат

2.7 (54.74%) 57 votes

Критики часто называют Тютчева классиком в романтизме. Крылатые фразы из тютчевских стихотворений до сих пор на слуху («Умом Россию не понять...», «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые...» и др.).

Лирический герой поэзии Тютчева — сомневающийся, ищущий, находящийся на краю «бездны роковой» человек, осознающий трагическую конечность жизни. Мучительно переживая разрыв с миром, он в то же время устремлён к обретению единства с бытием.

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (1835) мы слышим меланхолическую интонацию, создаваемую лексическими повторами, градацией и особым романтическим эпитетом «тихий». Обратите внимание на детали: лирический герой ощущает и незримый полёт мотылька, и непостижимость огромного дремлющего мира. Микрокосм (внутренний, духовный мир человека) и макрокосм (внешний мир, Вселенная) словно сливаются воедино.

Романтический мотив у Тютчева не связан с жизненными обстоятельствами, не обусловлен традиционным конфликтом «личность — общество», он имеет, как принято говорить, «метафизическую основу». Человек одинок перед лицом вечности, перед тайной бытия. Он не может в полной мере выразить свои мысли и чувства, потому что не существует полного соответствия им на языке слов. Отсюда возникает столь значимый для лирики Тютчева мотив поэтического молчания.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои…

« Silentium !»

Излюбленный тютчевский прием — антитеза. Чаще всего противопоставляются ночь и день, земля и небо, гармония и хаос, природа и человек, покой и движение. Контрастность, парадоксальность образов способствуют изображению противоречий, которыми полон мир. «Мир души ночной» с особой остротой воспринимает бытие, под мнимым покоем и светом дня скрывается первозданный хаос.

Многие стихотворения Тютчева выдержаны в форме поэтического фрагмента и, как правило, имеют симметричную структуру: две, четыре, шесть строф. Подобная форма не только позволяет подчеркнуть открытость художественного мира, его незавершённость, мимолётность, но и подразумевает его целостность, полноту. Подобные фрагменты тесно примыкают друг к другу, создавая общую поэтическую концепцию мира, своеобразный лирический дневник.

Основная тема стихотворения обычно подчёркивается повтором, риторическим вопросом или восклицанием. Иногда стихотворение напоминает диалог лирического героя с самим собой.

Лексическое наполнение стихотворений Тютчева отличается сочетанием штампов элегической и одической поэзии, лексики нейтральной и архаичной. Для передачи особого эмоционального состояния смешиваются зрительные, слуховые и осязательные образы.

Впросонках слышу я — и не могу

Вообразить такое сочетанье,

А слышу свист полозьев на снегу

И ласточки весенней щебетанье.

Из античной и немецкой поэзии Тютчев позаимствовал традицию составных эпитетов: «громокипящий кубок», «грустно-сиротеющая земля» и др. Перед нами не только описание явления или предмета, но и его эмоциональная оценка.

Стихотворения Тютчева очень музыкальны: повторы, ассонансы и аллитерации, анафоры и рефрены, особенно в любовной лирике, создают их неповторимую мелодику. Недаром на стихи Тютчева написано немало романсов. Кроме того, поэт использует разные стихотворные размеры в рамках одного стихотворения, что позволяет также варьировать поэтическую интонацию.

Одной из важнейших особенностей лирики Тютчева является «неуловимость» тематики стихотворения. Собственно пейзажной лирики у поэта немного: чаще всего тема природы связана с философскими мотивами или темой любви, стихотворение о любви может содержать философские обобщения.

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л. Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык… " Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".

Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

("Как хорошо ты, о море ночное… ")

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

Loading...Loading...