Исследовательская работа по информатике "компьютерные игры в жизни школьника". Влияние компьютерных игр на подростков

на тему:

г. Ханты – Мансийск

Ханты – Мансийский автономный округ - ЮГРА

Руководитель: Черепанова Татьяна Николаевна

учитель биологии, МБОУ «СОШ№8»

Аннотация

Цель исследования:

Методы исследования:

2. Эмпирические методы:

В работе была рассмотрена степень заинтересованности и предпочтения в компьютерных играх у детей, выделены положительные и отрицательные стороны.

:

:

«Компьютер в жизни современного ученика»

«План исследований»

Выполнила: Почитенко Екатерина

Ученица 11 в класса, МБОУ «СОШ№8»


Актуальность исследования. В последние годы компьютер стал доступным для большинства детей. Что же касается "детского" пользования, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов - 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.

Однако дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений (прослушивание музыки, просмотр видео фильмов и т.п.). При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер практически не используется.

Объект исследования: компьютерная игровая деятельность школьника среднего звена.

Предмет исследования: особенности развивающего воздействия компьютерной игры на школьников среднего звена.

Гипотеза: компьютерную игру, как вид деятельности можно использовать в развивающей работе со школьниками среднего звена.

Цель исследования: Изучение особенностей компьютерной деятельности школьников и выявление возможностей использования компьютерной игры в развивающей работе с обучающимися средних классов.

Задачи:

    Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме анализа и использования развивающих возможностей компьютерных игр для школьников .

    Проанализировать современный уровень вовлеченности школьников в компьютерную игровую деятельность.

    Выявить дидактические условия, способствующие эффективному использованию компьютерных игр в развивающей работе со школьниками.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение.

2. Эмпирические методы:

Анкетирование детей с целью изучения роли компьютера в жизни ребенка и содержание предпочитаемых компьютерных игр.

«Компьютер в жизни современного ученика»

«Научная статья»

Выполнила: Почитенко Екатерина

Ученица 11 в класса, МБОУ «СОШ№8»


Глава 1. Компьютерная игровая деятельность современных школьников: проблемы и развивающие возможности

1.1.Общие характеристики компьютерных игр для детей. Классификация игр

Сегодня компьютер в доме - не просто дань моде, и совсем скоро он станет для детей таким же привычным, как для нас - телевизор. С одной стороны, мы понимаем, что надежное профессиональное будущее ребенка невозможно без освоения этого чуда техники, а с другой - у нас возникает закономерный вопрос: «Что ребенок приобретает, а что теряет при общении с «умной машиной», которая порой не знакома многим взрослым?»
Особенно наболевшей для многих родителей является тема компьютерных игр, и мнения на эту тему практически сходятся: "Компьютер - не игрушка, на нем надо учиться", "Почему детей увлекают только игры, у компьютера много других интересных и полезных операций!". Конечно, родителям хочется, чтобы дети не теряли даром времени на электронных человечков, а овладевали основными операциями чудо - техники в учебных целях, но за благими намерениями мы порой забываем, что познавать различные программы ребенку сложно и неинтересно - это все равно, что пытаться разобраться в непонятных документах родителей. Совсем другое дело игра: ребенок увлеченно погружается в фантастический, красочный, а главное, интересный ему мир, причем в зависимости от возраста интерес этот меняется.

Сегодняшний ассортимент игр предоставляет детям немалый выбор не только развлекательных, но и обучающих игр. Первая отечественная классификация компьютерных игр была предложена Шмелевым А.Г. Согласно его классификации выделяется 7 классов игр (см. Приложение 1).

1.2 Вовлеченность школьников в игровую деятельность: анализ современной ситуации.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности.

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье сберегающих технологий.

Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:

Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

Отсутствие ответственности;

Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели не ролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».

1.2.1 Анализ психолого–педагогических и социологических исследований вовлеченности школьников в компьютерную игровую деятельность.

В настоящее время все больше ученых и педагогов интересуются вопросом компьютерной, в том числе и игровой деятельности школьников.

Например, интересную точку зрения высказывает Ольга Мартынова в своей статье «Игры разума». Автор говорит о том, что « Вполне возможно, что ребенок, чудом перенесшийся из века девятнадцатого в наше время, не заинтересовался бы компьютерными играми, даже если бы освоил компьютер в совершенстве. Психологов уже давно интересует, в чем причина привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства никуда не пропали и, более того, продолжают развиваться. В то же время нынешние подростки явно предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не коварные телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение. Виной тому - биологические изменения, которые происходят в организмах наших детей. В последние годы нейропсихологи активно обсуждают так называемый популяционный синдром. Другими словами, синдром, ставший настолько распространенным, что вполне может считаться нормой. Собственно, популяционных синдромов несколько, но обсуждение, как правило, касается только одного, самого яркого - синдрома функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю. И - компьютерным играм.

Почему именно детям нравятся компьютерные игры? «Дело в том, что компьютерные игры основаны на эмоциях, непроизвольных, моторных реакциях, а не на произвольных, сознательных актах психической деятельности. Играя в компьютерные игры, ребенок осваивает компьютер, вместо того чтобы развивать собственную психическую деятельность, собственные интеллектуальные способности. Чем эмоциональнее компьютерная игра, тем больше она привлекает ребенка.

Исключения есть - «Седьмой гость», «Одиннадцатый час», «Мист», многочисленные, но не слишком популярные развивающие компьютерные игры, написанные при участии и под руководством психологов, - но они довольно редки и теряются в море более популярных игр, рассчитанных скорее на подсознательное, нежели сознательное. Разумеется, агрессивные компьютерные игры - Doom, Quake, Counter-Strike - крайне эмоциональны, чем, во многом, объясняется их популярность.

Раз уж речь зашла об агрессивных компьютерных играх, хотелось бы развеять один довольно популярный миф, который часто муссируется в прессе. Какой бы ни была агрессивной компьютерная игра, она никогда не сможет спровоцировать играющего на проявление насилия, если он не был к этому предрасположен».

Но есть и положительные моменты.

Многие психологи и родители замечали, насколько существенно быстрее развиваются память и внимание детей, занимающихся на компьютере. Мир ребенка полон ярких красок и эмоций. В его памяти откладываются лишь те события, которые ассоциируются с чем-то очень приятным и значимым для него. Понятия «нужно запомнить» для ребенка еще не существует. Подача материала с экрана монитора делает процесс запоминания увлекательным приключением и оставляет в памяти знания на длительный период. Можно сказать, что у ребенка в большей степени развивается непроизвольная память, что в будущем поможет ему в обучении.

Немаловажную роль играет развитие координации ребенка в процессе игры. Ведь чтобы играть, нужно не только смотреть на экран, но и выполнять определенные действия на клавиатуре. Ребенок, справившийся с этой непростой задачей, легко выполнит упражнения, которые раньше были ему не под силу или вызывали определенные затруднения. Родители будут с умилением наблюдать за своим чадом, успешно повторяющим «взрослые» действия.

Ознакомившись со статьями и исследованиями, можно сделать вывод, что в наше время большое внимание уделяется проблеме использование компьютерных игр «во благо». Рассматриваются развивающие возможности компьютерных игр. Пару лет назад во внимание брались лишь отрицательные факторы влияния компьютерной деятельности на ребенка. Но, тем не менее, этот фактор нельзя полностью исключить.

Глава 2. Компьютерная игровая деятельность младших школьников и ее использование в развивающей работе

2.1. Особенности компьютерной игровой деятельности школьников МБОУ «СОШ №8» в учебной работе

2.1.1 Характеристика выборки и описание анкет

Для сбора эмпирического материала нами был проведен опрос школьников с целью выявления особенностей их компьютерной игровой деятельности, в опросе приняло участие 126 детей. Для этого использовалась анкета, составленная нами (см. Приложение 2).

Цель анкеты – анализ компьютерной деятельности школьника.

Цель исследования – проанализировать современный уровень компьютеризации школьников, степень их вовлеченности в компьютерную игровую деятельность.

Задачи исследования:

    Провести анкетирование среди школьников.

    Анализ результатов.

2.1.2 Особенности компьютерной игровой деятельности в восприятии

школьников

(Результаты анкетирования детей)

Наличие в семье компьютера среди опрошенных школьников

(n =126;2012г.)

Из диаграммы видно, что 99% из опрошенных детей имеют дома компьютер, 1% детей не имеют компьютера дома, но это не означает, что они не включены в компьютерную игровую деятельность.

Возраст детей, в котором они начали играть в компьютерные игры

(n =126;2012г.)

Диаграмма показывает что, 48% детей впервые сели за компьютер в возрасте 6 или 7 лет, 28% детей впервые сели за компьютер в возрасте, когда им было меньше 5 лет, 24% детей впервые сыграли в компьютерную игру в возрасте, когда им было больше 7 лет.

Ответ детей на вопрос «что ты делаешь, находясь за компьютером?» (n= 126;2012 г.)

Данная диаграмма показывает, что 29% опрошенных детей обычно играют сидя за компьютером, 38% - выходят в интернет, лишь 33% - выполняют домашнее задание.

Ответ детей на вопрос «разрешают ли тебе родители долго играть на компьютере?»

(n =126;2012г.)

Как видно из диаграммы 24% детей считают, что родители разрешают играть в компьютерные игры долго,76% детей отвечают, что родители не разрешают им долго играть в компьютерные игры.

По результатам анкет видно, что у большинства детей дома есть компьютер и чаще всего они играют, сидя за ним. В большинстве случаев дети впервые сели за компьютер уже в 6 лет. Больше половины опрошенных детей считают, что родители не разрешают им долго находиться за компьютером. Из проведенного опроса можно сделать вывод, что дети используют компьютер не как средство обучения, а чаще для развлечения: играют в разнообразные игры и сидят в интернете

Проанализировав анкеты, мы выявили некоторые тенденции:

    Увеличилось количество семей, в которых есть компьютер.

    Возраст детей, впервые севших за компьютер в большей степени меньше 5 лет.

    Родители стали больше уделять внимания и времени на занятия с детьми. И большее количество родителей запрещают детям находиться долгое время за компьютером.

Казалось бы, что результаты положительны относительно позиции родителей, но, тем не менее, дети все больше времени проводят в интернете и чаще играют в игры похожие на боевики, нежели в развивающие игры. Но, выявив предпочтения детей, мы можем использовать популярные игры в развивающей работе. В этом случае дети смогут посмотреть на игры с другой стороны.

Развивающие занятия с использованием компьютерных игр обосновывается еще и тем, что некоторые родители недостаточно компетентны и детям нужна помощь специалистов. Часто родители не задумываются о последствиях излишней заинтересованности детей теми или иными играми, а это может обернуться непоправимыми последствиями.

Заключение

Итак, мы рассмотрели степень заинтересованности и предпочтения в компьютерных играх у детей. Многочисленные исследования по проблеме влияния компьютерной игры сообщают о тех последствиях, которые влечет за собой увлеченность компьютерной игрой. Выделяют положительные и отрицательные стороны этого влияния.

Среди основных негативных моментов указываются :

1) зависимость от компьютерной игры;

2) некоторые игры провоцируют агрессивное поведение;

3)сужение круга интересов ребенка, стремления создания собственного мира, ухода от реальности.

Среди положительных моментов отмечается :

1) компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию;

2) компьютерные игры учат ребенка классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Именно поэтому следует обратить особое внимание на развитие школьников. Ведь именно в этот период легче сориентировать ребенка на выбор той или иной игры, заинтересовать играми, имеющими развивающее воздействие. И, конечно, использовать в развивающей работе с детьми те игры, которым он отдает предпочтение, не зависимо от того ярко ли выражен развивающий компонент.

Что касается развивающей работы, компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в школьном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.




Список литературы

    Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.

    Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3.

    Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. - №3.

    Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4.

    Думанский Т. Заигравшиеся дети // Воспитание школьников.- 2000.- №1.- С. 31-35.

    Маленкович С. Компьютер и ребенок // Мир школы. – 2002. – №1. – С. 68–73.

    Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4.

    Смирнов В. «Компьютер помогает школе»// Народное образование, №12, 1988 г.

    Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование.- 2003. - №3.- С. 145-152.

Приложение 1

Классификация компьютерных игр по жанрам

Жанры компьютерных игр

Характеристика жанров компьютерных игр

Примеры игр

Action

3D-шутеры, «бродилки-стрелялки»,

Шутеры от первого и от третьего лица,

«Кровавые» шутеры,

Тактические шутеры

1.Шутеры от первого лица: серия Doom ,серия Quake , серия Unreal Tournament , серия Call of Duty

2.Шутеров от третьего лица:серия Tomb Raider,

серия Max Payne, серия MDK ,серия Grand Theft Auto

3. Классические шутеры :

Battlefield,Counter-Strike: Condition Zero,

Counter-Strike,

Counter-Strike Source,

Star Wars: Battlefront,

Delta Force,Star Wars: Republic Commando,

Operation Flashpoint: Cold War Crisis

Файтинг

Слэшер

Mortal Kombat,Street Fighter, Tekken, Virtua Fighter, Dead or Alive, Guilty Gear X, Избей их всех , Oni, Enter the Matrix, Path of Neo, Blade of darkness, Rune,

Enclave, Jedi Academy,

God of War,Devil May Cry.

Аркада

Cтелс-экшен

Assassin’s Creed, Thief,

Metal Gear Solid, Tom Clancy’s Splinter Cell, Hitman, Manhunt.

Симуляторы

Технические

Аркадные

Спортивные

Экономические

FlightGear, Live for Speed, Microsoft Flight Simulator, X-Plane, Ил -2 Штурмовик , Orbiter, Trainz, X-Wing, TIE-Fighter, Wing Commander, Need for Speed, Полный привод ,

Burnout Paradise

Стратегии

Стратегии по схеме игрового процесса,

Стратегии реального времени, Пошаговые стратегии, Стратегии по масштабу игрового процесса

Серия Command & Conquer, серия Warcraft,

серия Age of Empires, X-COM, Civilization, Galactic Civilizations,

Heroes of Might and Magic, Disciples, серия Steel Panthers, серия Panzer General, ранние компьютерные игры из серии Warhammer, серия Squad Battles, серия Master of Orion, серия Civilization, серия «Total War» , Shogun: Total War, Rome: Total War, Medieval II: Total War, Empire: Total War, серия Space Quest, серия Ларри в выходном костюме , серия Syberia, серия Myst, серия The Longest Journey

Квест

Текстовые квесты, Графические квесты,

Экшн-адвенчуры, Симулятор свиданий

Mass Effect, Hexen 2, Gothic.

Головоломки, логические, пазлы

Сапёр, Sokoban, Охота на лис, Portal

Онлайн игры

Lineage 2, World of Warcraft, Warhammer Online: Age of Reckoning, Ragnarok Online, EVE Online, Everquest 2, Steel Giants, Сайт виртуальных питомцев , Морвард - Таинственные земли

Приложение 2

Анкета для обучающихся среднего звена

Дорогой друг, ответь, пожалуйста, на вопросы! Нам важны твои правдивые ответы. Аккуратно отметь выбранный ответ галочкой.

1. Есть ли у тебя дома компьютер?

- да - нет

2. Сколько лет тебе было, когда ты стал играть на компьютере?

- меньше 5 лет

- 6 или 7 лет

- больше 7 лет

3. Кто тебя учил работать с компьютером? (можно выбрать несколько вариантов)

- папа

Мама

- старший брат, старшая сестра и другие родственники

Друзья

Сам научился (сама научилась)

Посещаю занятия, где учат работать на компьютере

4. Что ты делаешь, находясь за компьютером? (можно выбрать несколько вариантов)

- играю

- играю, иногда выхожу в Интернет

Выполняю домашние задания

Ищу информацию, которая мне интересна (укажи какую)__________

____________________________________________________________

5. Сколько времени ты тратишь на работу с компьютером?

Меньше 15 минут - 15-20 минут

30-60 минут - больше 1 часа

Меня никто не контролирует, играю сколько хочу

6. Мама с папой тебе разрешают играть в компьютерные игры долго?

- да - нет

7. Почему ты прекращаешь работу с компьютером? (можно выбрать несколько вариантов)

Потому что устаю, сам заканчиваю играть и освобождаю компьютер

Потому что родители говорят, что пора отдохнуть от компьютера

Потому что старший брат или сестра просят освободить компьютер

8. Какие компьютерные игры ты любишь больше других?

9. Какие игры у тебя есть еще?

1__________________________________________________________

2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

10. Назови свои любимые сайты, которые ты посещаешь?

11. Чему ты научился, играя или работая на компьютере? (запиши)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Что ты чувствуешь, играя в компьютерную игру?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что ты чувствуешь, когда тебя отвлекают во время игры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Ты играешь обычно один или с кем-нибудь? (можно выбрать несколько вариантов)

Один

С мамой

С папой

С сестрой (или братом)

С друзьями

Спасибо тебе!

МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»

Компьютерные игры в жизни нашей школы

Савельева Диана

Научный руководитель: Юсупкина

Наталья Васильевна,

Учитель математики

пгт. Приволжский, 2015 г.

Содержание проекта:

Учебные предметы:

математика, информатика, ОБЖ

Тип проекта:

поисково-исследовательский

Предмет исследования:

математическая статистика (показано использование статистики для выявления отношения учащихся к компьютерным играм в МОУ Приволжская СОШ).

Методы исследования:

наблюдение, сравнение, вычисления, статистика, анализ.

Актуальность проекта

В современном обществе существует много проблем – это алкогольная и наркотическая зависимости. К этому же ряду можно отнести и компьютерную зависимость.

На наш взгляд обычные компьютерные игры грозят не меньшей опасностью, особенно для юного населения нашей страны. Разговаривая с одноклассниками и учениками нашей школы, мы заметили, что многие из них играют в компьютерные игры и решили провести исследование. Выяснить какое место в их жизни занимают компьютерные игры. Было спланировано исследование среди учащихся 5 – 11 классов по вопросу компьютерной зависимости. Ведь именно в этом возрасте данная проблема является наиболее актуальной. А методы и способы исследования имеют непосредственное отношение к математике и тесно связаны с математической статистикой.


Цель исследования:

выявить, сколько времени ученики уделяют компьютерным играм, и как игра влияет на психику и здоровье ребенка.

Задачи:

    выявить количество учащихся, играющих в компьютерные игры;

    сравнить отношение к компьютерным играм учащихся различного возраста;

    выявить влияние компьютерных игр на психику и здоровье ребенка.

Гипотеза исследования:

компьютерные игры занимают большое количество времени в жизни учащихся нашей школы.

Поставленный вопрос:

играть… или не играть?

Ожидаемые результаты

    Приобретение навыков исследовательской деятельности.

    Получение возможности реализации творческих и интеллектуальных способностей.

    Оценка собственного потенциала с точки зрения образовательной перспективы.

    Формирование понимания необходимости знаний методов математической статистики для решения большого круга задач необходимых человеку в современном обществе.

    Осознание важности и необходимости математической и экономической грамотности в современном мире.


Календарный план проекта

Сроки

Этапы

Вид деятельности

сентябрь

2010-2011 уч.год

подготовительный

Создание условий для реализации проекта

сентябрь-март

2010-2011 уч.год

основной

Практическая работа по реализации проекта

март-апрель

2010-2011 уч.год

завершающий

Мониторинг успешности проекта


Перспективы развития

Новизна работы и её практическая ценность.

    Данный проект найдёт отражение, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, включая кружковую работу с целью привлечения учащихся к дополнительным занятиям.

    Так же работу можно использовать в методической работе учителей математики при обучении статистике в качестве примера статистического исследования и примеров графического представления результатов исследования.

    Проект рассчитан на дальнейшее осуществление на уровне общеобразовательных школ района и республики.

Этапы работы:


1.Подготовка учащихся

к работе над проектом


2. Выбор проблемы и

анализ литературы

3. Сбор и анализ информации

(проведение анкетирования)

Встречи с психологом и медиком

Социологический опрос

4. Статистическая обработка данных

и построение графиков и диаграмм


5.Составление портфолио

6. Защита презентация


7. Рефлексия

Основные статистические характеристики.

«Независимо от того, в какой отрасли знания получены числовые данные, они обладают определёнными свойствами, для выявления которых может потребоваться особого рода научный метод обработки. Последний известен как статистический метод или, короче, статистика».

Дж. Юл. Кендалл о «Теории статистики».

Статистика- это вид деятельности, направленная на собирание, обработку, анализ и публикацию статистических данных, характеризующих количественные закономерности жизни общества

Основной задачей статистики является выявление и исследование общих закономерностей, присущих совокупностям, состоящим из очень большого числа элементов. Эти закономерности обычно проявляются не как точный закон, а только как общая тенденция, с колебаниями и отклонениями от неё в свойствах отдельных элементов.

Результаты статистических исследований позволяют принимать более правильные управленческие решения, выявлять закономерности и взаимозависимости, скрытые за случайными колебаниями, ошибками и искажениями.

Нередко возникает необходимость сравнить между собой две или несколько совокупностей статистических данных. Поскольку сравнение производится по какому-то определенному свойству, то для проведения сравнения нужны показатели, характеризующие то или иное свойство совокупности данных одним числом. Такие показатели в статистике получили название числовых характеристик.

Результаты анкетирования, исследований можно представить графически, в виде диаграмм, полигона, гистограммы.

Во время проведения статистического исследования использовались некоторые статистические характеристики. Введем их определения.

    Частота – количество появлений числа в ряду.

    Относительная частота – отношение частоты к общему числу данных в ряду, выраженное в процентах.

    Ранжирование ряда чисел – расположение числовых данных упорядоченно, в порядке возрастания.

    Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.

    Модой называют число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.

    Размах – это разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных.

    Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если это ряд упорядочить.

    Медианой ряда, состоящего из четного количества чисел, называется среднее арифметическое двух стоящих посередине чисел этого ряда


Введение

В современном обществе существует много проблем – это алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, к этому же ряду можно отнести и компьютерную зависимость.Игра завлекает человека настолько сильно, что он не живёт в реальном мире, и часто путает мир игры с окружающим миром. Такой человек перестаёт работать приносить пользу обществу, замыкается, очень редко выходит из дома. Современной России нужны полноценные здоровые люди, специалисты различных специальностейлюди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и повседневной хозяйственной, и производственной деятельности. Учёные и правительство заметив вред от казино и игровых автоматов, внесли поправки в законодательство и запретили их расположение в городах, для того чтобы люди продолжали полноценно трудиться и приносить пользу обществу.

Основная часть

На наш взгляд обычные компьютерные игры грозят не меньшей опасностью, особенно для юного населения нашей страны. Разговаривая с одноклассниками и учениками нашей школы, мы заметили, что многие из них играют в игры и решили провести исследование. Выяснить какое место в их жизни занимают компьютерные игры. Было спланировано исследование среди учащихся 5 – 11 классов по вопросу компьютерной зависимости.

Исследование началось с этапа статистического наблюдения. Для этого была составлена анкета из вопросов, требующих простого ответа (см. Приложение).

Проводилось анонимное анкетирование, поэтому ответы в большинстве случаев соответствуют действительности.

В течение недели было опрошено 268 учащихся 5 - 11 классов. Анкеты были обработаны и произведен подсчет ответов. Данные были внесены в таблицы и разбиты по группам для составления графиков. По наиболее интересным данным были составлены столбчатые и круговые диаграммы.

Таблица №1

Результаты социологического опроса.

всего

да

нет

Играете ли вы в ком. игры?

268

Играете ли вы в онлайн?

Употребляете ли вы еду во время игры за компьютером?

Таблица №2

Играете ли вы в компьютерные игры

классы

да

нет

5

6

7

8

9

10

11

Диаграмма №1 Результаты социологического опроса



Диаграмма №2 Отношение к компьютерным играм детей различного возраста


Диаграмма №3 Время, затрачиваемое на игры


Диаграмма №4. Онлайн - игроки


Диаграмма №5. Кушают во время игры


Д
иаграмма №6. В какие игры мы играем

Диаграмма №7. Какими персонажами мы играем

Заключение

Анализ анкетирования показывает, что учащиеся нашей школы большое количество времени проводят, играя за компьютером (каждый ученик в среднем около трёх часов ). Сравнение по параллелям даёт результат о том, что учащиеся 5 – 8 классов более увлечены компьютерными играми. Но по результатам устного опроса можно сделать вывод, что связано это не с тем, что учащиеся старшего звена понимают вред от долгого просиживания за компьютером, а с тем, что они меньшее количество времени проводят дома, у них больше уроков и факультативных занятий по подготовке к экзаменам.

У
чащихся, у которых игра в день занимает более 4 часов в день  40 человек можно отнести к группе риска. Эти ребята рискуют попасть в полную зависимость от игры. Проведённые беседы с классными руководителями данных учащихся, а также со школьным психологом показывают, что у этих учеников наблюдаются резкие перепады в настроении, они более рассеяны, чем другие учащиеся, снижается успеваемость. Школьный врач утверждает, что за последние три года количество детей, у которых наблюдается спазм аккомодации и общее ухудшение зрения, повысился в 2,5 раза. Увеличилось количество детей страдающих нарушениями осанки и заболеваниями желудочно – кишечного тракта. Диаграмма №7.

Зависимость уровня тревожности и здоровья

от времени, проведённого за компьютерными играми

Можно сделать вывод о том, что проводя в день более 2 часов за компьютером, учащиеся нашей школы наносят своему здоровью непоправимый вред.

Несмотря на неутешительные результаты, мы хотим пожелать всем не унывать, а всегда находить выход из сложившихся, даже самых не разрешимых, на первый взгляд, ситуаций.

Наша школа  социокультурный комплекс, в котором учебная деятельность сочетается с дополнительным образованием. В послеобеденное время у нас работают творческие объединения и спортивные секции. Здесь каждый учащийся может найти занятия по своему вкусу, используя своё свободное время с пользой. Мы рекомендовали всем учащимся посещать занятия в творческих объединениях для дополнительного развития и образования. А также нами были даны рекомендации о том, что компьютер может использоваться с пользой для посещений интернет – библиотек, музеев; подготовки к экзаменам и урокам; участия в онлайн олимпиадах и конкурсах. Не стоит всё своё свободное время проводить в игровом компьютерном мире.

Используемые источники:

Приложение №1

Анкета

1.Играете ли вы в компьютерные игры?

а) да б) нет

2.Какое время в день вы играете?

а) менее 2 часов б) 3-4 часа в) более 4 часов

3.В какие игры вы предпочитаете играть?

а) головоломки б) стратегии в) квесты г) ролевые

4.Играете ли вы в онлайн игры?

а) да б) нет

5.Какими персонажами вам нравиться играть?

а) люди б) монсты в) сказочные герои г) военные д) всё равно

6.Вы употребляете пищу во время игры за компьютером?

а) да б) нет

7.Ваш возраст

8. Пол

9. Класс

Приложение №2

Классификация компьютерных игр

По жанрам компьютерные игры классифицируют следующим образом:

    Аркады  игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Различают детские аркады, где главная задача игрока обычно состоит в том, чтобы избегать врагов, и аркады для более взрослых, где врагов необходимо ещё и убивать.

    Стратегии  игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. В экономических стратегиях задача игрока состоит в том, чтобы построить мощную финансовую корпорацию, победив в экономической войне своих конкурентов. В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, управляющего постройкой военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя.

    Головоломки  электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо думать.

    Квесты (англ. Quest - поиск) игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.

    Компьютерные ролевые игры (CRPG - Computer Role Playing Game , часто называют просто RPG )  очень популярный и очень противоречивый жанр. Противоречивость заключается в том, что постоянно идут споры, что считать ролевой игрой, а что - нет. Особенностью этого жанра является то, что персонажи ролевых игр обладают некоторыми личными качествами и параметрами (как правило, выраженными в числах). [ 12]

Тезисы:

Интернет как жизнь-делать нечего, а уходить не хочется.

Хорошая вещь интернет, посидел 15 минут – полтора часа прошло.

Компьютер однажды побил меня в шахматы, но в кикбоксинге он оказался просто слабак.

В тюрьме столько не сидят, сколько вы в интернете.

Машины должны работать, а люди должны думать.

Не пускайте детей в интернет! Он от них тупеет!

Интернет – пункт демонстрации и обмена краденого остроумия.

Умные используют компьютер для экономии времени, дураки – чтобы его потратить.

Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им пользуются. (Габриэль Лауб)

Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер.

Компьютер - это почти человек. Единственное серьезное различие - ему не свойственно сваливать свои ошибки на другой компьютер.

Приложение №3

Сбор информации



(социологический опрос)




Обработка информации





1

Наливайко Т.В. (, Южно-Уральский государственный университет (НИУ))

1. Омельченко, Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: дис…канд. психол. наук. – Краснодар, 2011. – 169 с.

2. Собчик, Л.Н. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста / Л.Н. Собчик. – М.: Компания Боргес, 2010. – 60 с.

Актуальность. Игра в жизни человека - давно и широко обсуждаемая тема. Философы и психологи отмечали большое значение игр не только для ребенка, но и для взрослого, предлагая различные концепции для описания и объяснения психологических механизмов и последствий человеческих игр. Игра, подобно другим формам действия фантазии, например, грезам и сновидениям, представляет собой проявление вытесненных стремлений, тенденций.

В последние десятилетия с ростом компьютеризации возник и развивается новый вид игр - компьютерные игры (КИ), которые получили широкое распространение. Миллионы людей разных возрастов в разных странах увлечены этим видом игровой активности, а производство новых игр превратилось в настоящую индустрию.

Существует личностная предрасположенность к увлеченности КИ, а с ростом игрового опыта взаимосвязь между личностными особенностями и игровой компьютерной активностью усиливается.

Мотивы погружения в компьютерную реальность нельзя определять однозначно. Выдвигаются гипотезы, что увлеченность КИ может для личности выступать и способом бегства от реальности, и возможностью реализовать в игре потребности, удовлетворение которых проблематично в реальной жизни, и способом реализации поисковой активности, познавательных мотивов. Но остается слабо изученным, какие именно личностные особенности актуализируют те или иные мотивы и варианты игровой активности.

Несмотря на то, что изучается главным образом негативное влияние КИ на человека, некоторые авторы отмечают их положительные эффекты. Отмечено, что КИ способствуют улучшению моторики и концентрации внимания, способствуют развитию творческих способностей в процессе решения игровых задач. КИ широко применяются для исследования мыслительных процессов. Полученные результаты позволяют оценивать КИ как высокоэффективное средство для развития познавательной гибкости, креативности и других форм критического мышления. КИ отводится важная роль в процессе обучения.

Прояснение конкретных психологических закономерностей, связывающих увлеченность КИ с личностными чертами субъекта и с тем, как он конструирует своё видение виртуального игрового мира, даст новые возможности диагностики личности и оптимизации воздействия на неё в коррекционных или обучающих целях.

В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.

Большинство ролевых КИ рассчитано на подростковый возраст. Они написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей. Ребенок видит мир глазами компьютерного героя. Реалистичные компьютерная графика, звуковые эффекты способны на время игры полностью заменить реальность. Через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где он получает острые, яркие впечатления. Пройти игру для него становится, чуть ли не смыслом жизни.

Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра в глобальной сети, где подросток играет уже с живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами персонажей игры. В сети игрок придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая партнерам по игре себя придуманного за себя реального.

Играющий действует уже по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и большого количества участников подталкивает подростка создавать собственные правила поведения, принимать решения, которые не имеют отношения к реальной жизни.

Как показывают исследования, в большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением. Участие в виртуальном мире позволяет подросткам абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Но это происходит лишь во время пребывания в виртуальном пространстве. Для такого ребенка реальный мир неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого подросток пытается жить в другом мире - виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение.

Исследование. Мы провели исследование, в котором приняли участие 59 человек, учащихся 7-ых классов, в возрасте 13-14 лет, их них 33 - мальчика, 26 - девочек.

Нами была разработана и проведена анкета для учащихся 7-х классов, включавшая в себя следующие вопросы:

1. Какие компьютерные игры ты знаешь? (названия или жанры)

2. В какие компьютерные игры ты любишь играть? (названия или жанры)

3. Почему ты играешь в эти игры (эту игру)? Укажи 3 причины.

Проанализировав ответы учащихся, мы выявили, что из 59 опрошенных все знают, что такое компьютерные игры и могут привести названия некоторых игр и жанров. Назывались не только игры, в которые играют сами учащиеся, но и игры, которые существуют, рекламируются, играются другими членами семьи.

56 человек играют в компьютерные игры разных жанров (RPG, MMORPG, Стрелялки, Стратегии, Настольные игры, Онлайн-игры). 27 человек (20 мальчиков и 7 девочек) играют в RPG, 35 человек (23 мальчика и 12 девочек) играют в Стрелялки, 20 человек (19 мальчиков и 1 девочка) играют в Стратегии,12 человек (12 мальчиков) играют в MMORPG,7 человек (5 девочек и 2 мальчика) играют в Настольные игры,5 человек (3 мальчика и 2 девочки) играют в Онлайн-игры (рисунок 1).

Рис. 1. Распределение мальчиков и девочек по играм разных жанров

На вопрос: «Почему ты играешь в эти игры (эту игру)?» ответы были следующими: «я просто люблю играть в компьютерные игры», «это доставляет мне удовольствие», «потому что игры позволяют мне отвлечься от реальных проблем», «мне нравится графика в этих играх, звук, сюжет, в общем, мне нравится их реалистичность», «из некоторых игр можно узнать много нового по истории, литературе, искусству».

Также для исследования личности играющих мы использовали Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н. Собчик (для детей 10-15 лет) , который состоит из 8 шкал. С помощью ИТДО определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера.

По шкале «Экстраверсия» с высоким уровнем - 2 человека (2 девочки), с низким - 4 человека (2 мальчика, 2 девочки).

По шкале «Спонтанность» с высоким уровнем - 9 человек (6 девочек, 3 мальчика), с низким - 6 человек (3 девочки, 3 мальчика).

По шкале «Агрессивность» с высоким уровнем - 5 человек (4 девочки, 1 мальчик), с низким - 12 человек (2 девочки, 10 мальчиков).

По шкале «Ригидность» с высоким уровнем - 11 человек (5 девочек, 6 мальчиков), с низким - 17 человек (7 девочек, 10 мальчиков).

По шкале «Интроверсия» с высоким уровнем - 9 человек (4 девочки, 5 мальчиков), с низким - 7 человек (4 девочки, 3 мальчика).

По шкале «Сензитивность» с высоким уровнем - 8 человек (7 девочек, 1 мальчик), с низким -11 человек (2 девочки, 9 мальчиков).

По шкале «Тревожность» с высоким уровнем - 14 человек (9 девочек, 5 мальчиков), с низким - 8 человек (4 девочки, 4 мальчиков).

По шкале «Лабильность» с высоким уровнем - 7 человек (6 девочек, 1 мальчик), с низким - 8 человек (3 девочки, 5 мальчиков).

Из всего этого можно сделать вывод, что жанр игры не влияет на особенности личности играющих, однако, имеются сходные качества личности у играющих в компьютерные игры. Все они обладают средним уровнем экстраверсии, спонтанности, агрессивности, интроверсии, сензитивности, тревожности и лабильности. И лишь по шкале ригидности одна третья всех опрошенных показала низкий уровень. Также между предпочтениями компьютерных игр определенного жанра и личностными чертами не выявлены какие-либо определенные связи. Это может быть объяснено тем, что в этом возрасте у подростков формирование образа «Я» еще не закончилось, и в поисках себя они играют в компьютерные игры разного жанра.

Библиографическая ссылка

Лазорак Р.А. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПОДРОСТКОВ // Старт в науке. – 2016. – № 3. – С. 79-81;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=325 (дата обращения: 17.03.2019).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Мамадыш»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан

К районному конкурсу научно-исследовательских работ и проектов

среди учащихся образовательных учреждений

Мамадышского муниципального района

«Мой след в науке VII»

Тема: Роль компьютерных игр в жизни учащихся

Секция: точные науки (информатика)

Работу выполнила:

Хабибрахманова Ляля,

ученица 10Б класса.

Руководитель:

Гиззатуллина Чулпан Махсутовна -

учитель информатики

первой квалификационной категории
2013 год.

ВВЕДЕНИЕ 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ВВЕДЕНИЕ


В нашу эпоху компьютер занимает определенное место в жизни человека. Кто-то использует компьютер для игр, кто-то для обучения, некоторые любят посидеть в Internet. Но все эти компьютеры имеют общую структуры и принципы функционирования, а соответственно, и историю развития. Эволюционный процесс, который привел к современным компьютерам, был и продолжает оставаться чрезвычайно быстрым и динамичным. Ученые вывели даже закономерность, что частота процессоров увеличивается вдвое каждые 18 месяцев!

При создании машины, известной как "персональный компьютер", было использовано большое число открытий и изобретений, которые внесли важное значение в развитие компьютерной техники.

Рассматривая историю общественного развития, марксисты утверждают, что «история есть ничто иное, как последовательная смена отдельных поколений». Очевидно, это справедливо и для истории компьютеров.

Вот некоторые определения термина «поколение компьютеров», взятые из 2-х источников. Поколения вычислительных машин - это сложившееся в последнее время разбиение вычислительных машин на классы, определяемые элементной базой и производительностью. Поколения компьютеров - нестрогая классификация вычислительных систем по степени развития аппаратных и в последнее время - программных средств.

Утверждение понятия принадлежности компьютеров к тому или иному поколению и появление самого термина «поколение» относится к 1964 г., когда фирма IBM выпустила серию компьютеров IBM/360 на гибридных микросхемах (монолитные интегральные схемы в то время ещё не выпускались в достаточном количестве), назвав эту серию компьютерами третьего поколения. Соответственно предыдущие компьютеры - на транзисторах и электронных лампах - компьютерами второго и третьего поколений. В дальнейшем эта классификация , вошедшая в употребление, была расширена и появились, компьютеры четвёртого и пятого поколений.

Для понимания истории компьютерной техники введённая классификация имела, по крайней мере, два аспекта: первый - вся деятельность, связанная с компьютерами, до создания компьютеров ENIAC рассматривалась как предыстория; второй - развитие компьютерной техники определялось непосредственно в терминах технологии аппаратуры и схем. Второй аспект подтверждает и главный конструктор фирмы DEC и один из изобретателей мини-компьютеров Г.Белл, говоря, что ’’ история компьютерной индустрии почти всегда двигалась технологией’’.

В ходе своей работы, я выявила и поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель: определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером , компьютерными играми, и зависимости их здоровья от этого фактора.

Задачи:

1. Изучение компьютерных игр и их влияние на жизнь, и здоровье школьника.

2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.

3. Сопоставление роста количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье по данным ежегодного медицинского осмотра.

Объект изучения:

Компьютерные игры и школьники.

Главная идея, проблема работы

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер подрастающего поколения порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу.

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Более подробно одну из этих проблем – роль компьютерных игр в жизни учащихся, я поднимаю в своей исследовательской работе .

Актуальность изучаемой темы.

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера и компьютерных игр на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


На сегодняшний день компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Хотим мы того, или нет, но это – свершившийся факт. Тем не менее, споры вокруг детских компьютерных игр не утихают уже много лет. Сторонники говорят о развивающих качествах игр, противники – о вреде для психики, об «игромании», и каждый из них по-своему прав . Разрешение этого спора кроется в афоризме древнего лекаря Парацельса: «Все есть лекарство, и все есть яд. Только доза делает вещество ядом или лекарством». Там, где дело касается компьютерных игр, все зависит от выбора игры и от места, которое игра занимает в жизни человека. Один-два часа за экраном компьютера, проведенные с пользой, ни в коей мере не сделают из ребенка психически неуравновешенного «игромана».

Без сомнения, злоупотребление игровой реальностью несет с собой множество опасностей, начиная от ухудшения успеваемости в результате потери интереса к внешнему миру, и заканчивая самой настоящей зависимостью от игры. Однако причины этих печальных фактов кроются гораздо глубже, чем простое и вполне естественное увлечение компьютером. Если говорить кратко, дело не в том, что человек из-за сидения за компьютером становится неполноценным, а скорее в том, что человек, страдающий какими-либо психологическими проблемами стремится сбежать от них в виртуальный мир. Поэтому, пытаясь полностью оградить своего ребенка от влияния компьютерных игр, родители забывают о том, что необходимо в первую очередь решать проблемы связанные с реальной жизнью.

При этом озабоченные родители попросту лишают своего ребенка множества возможностей, которые дают ему компьютерные игры. А ведь вред и польза во многом зависят от выбора правильной игры, подходящей именно вашему ребенку. Конечно, жестокие или пугающие игры с участием монстров, или циничные, грубые игры, которыми сегодня забиты прилавки многих магазинов, окажут на маленького человека исключительно вредное влияние. Но необходимо помнить, что помимо взрослых «стрелялок» существует масса разновидностей компьютерных игр, созданных специально для детей, с участием педагогов и психологов. Цель таких программ – обучение и воспитание ребенка в процессе игры , развитие внимательности, реакции, познавательной активности и логического мышления, а в целом – даже подготовка к жизни, где ребенку со временем придется учиться самостоятельно принимать решение в каждой новой для него ситуации – прямо как в игре.

Многолетние опыты, проведенные учеными, доказывают, что обучающие компьютерные игры ускоряют темпы развития ребенка, способствуют повышению его познавательной активности, поощряют умение логически рассуждать и нестандартно подходить к решению различных задач. Кроме того, составленные специально для детей определенного возраста, игры помогают ребенку в учебе, в развитии определенных необходимых ему навыков. Не стоит забывать и о том, что, активно пользуясь клавиатурой компьютера, ребенок развивает мелкую моторику руки, что положительно влияет на развитие речи. Внимательность и скорость реакции тоже обязательно пригодятся в жизни маленького человека.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Внимание и память

Многие психологи и родители замечали, насколько существенно быстрее развиваются память и внимание детей, занимающихся на компьютере. Мир ребенка полон ярких красок и эмоций. В его памяти откладываются лишь те события, которые ассоциируются с чем-то очень приятным и значимым для него. Понятия «нужно запомнить» для ребенка еще не существует. Подача материала с экрана монитора делает процесс запоминания увлекательным приключением и оставляет в памяти знания на длительный период.

Координация

Немаловажную роль играет развитие координации ребенка в процессе игры. Ведь чтобы играть, нужно не только смотреть на экран, но и выполнять определенные действия на клавиатуре. Ребенок, справившийся с этой непростой задачей , легко выполнит упражнения, которые раньше были ему не под силу или вызывали определенные затруднения. Родители будут с умилением наблюдать за своим чадом, успешно повторяющим «взрослые» действия.

Познавательная мотивация

Игра в этом возрасте доставляет столько удовольствия ребенку, что любое занятие на компьютере в этой форме не воспринимается им как нечто насильственное и недружелюбное. Он с радостью готов играть в любую из предположенных игр. Интересная игра мотивирует ребенка на получение новых знаний . Это особенно важно в период подготовки ребенка к школе. Итак, положительных моментов общения ребенка с компьютером мы насчитали немало .

Однако есть и отрицательные стороны

Могут ухудшиться зрение и осанка. Строго следите за количеством времени, которое ребенок проводит у компьютера. Проблемы могут возникнуть и с психическим здоровьем. Даже очень «продвинутая» компьютерная игра не может заменить ребенку общение со сверстниками и родителями.

Постоянно находясь в иллюзорном мире компьютерных игр, ребенок отдаляется от действительности. А так важно научиться строить отношения в реальной жизни. Порой они будут непростыми. Но это даст возможность посмотреть на себя глазами других и изменить личностные качества в лучшую сторону .

Забота и внимание со стороны любящих взрослых помогут не перейти ту тонкую грань, за которой общение с компьютером становится опасным.

Пусть компьютер станет добрым помощником в получении новой и интересной информации! Подарит необходимую пищу для размышлений! Даст возможность приобрести разнообразные навыки решения сложных жизненных задач.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

Учебно – исследовательская работа на тему:

Роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы

Направление информатика

Исполнитель:

8 класс, МБОУ Бондарская СОШ, Кускова Алина Андреевна

Научный руководитель:

учитель информатики Точнова Марина Павловна

Тамбов - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________3

    История возникновения компьютерных игр____________________5

    Классификация компьютерных игр___________________________6

    1. Классификация компьютерных игр по жанрам _________________ 6

      Классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу их взаимодействия ___________________________________________ 8

      Классификация компьютерных игр по тематике _______________ 9

    Мнения о компьютерных играх______________________________ 10

    1. Мнение ученых­­­­­­__________________________________________10

      Анкетирование среди учащихся _____________________________12

      Мнение родителей_______________________________________17

    Турнир компьютерных игр. Предложения по проведению_______ 19

    Заключение ______________________________________________20

Список литературы ____________________________________________22

Введение

С экрана телевизора, от родителей часто слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками. Но мне всегда казалось, что это ужасно интересно, развивает память, занимает в свободное время. Я решила изучить этот вопрос. Исследование я начала с изучения теории; узнала историю возникновения компьютерных игр. Прочитала мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди школьников провела опрос с целью изучения их мнения о компьютерных играх. В результате мною разработаны рекомендации для детей по выбору компьютерных игр.

Одна известная фирма по производству игрушек проводила опрос мальчиков от 5 до 12 лет на тему: «Какие игры вы любите?». Результат: 80% опрошенных ответили: «Компьютерные игры». Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые особо боязливые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители вовсе не смотрят, во что именно играет их сын или дочь. Узнав эти интересные факты, я решила больше узнать о компьютерных играх и их роли в жизни учащихся нашей школы.

Цель исследования: выяснить роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы.

Задачи исследования:

узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;

узнать, в какие игры больше играют учащиеся нашей школы, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;

Гипотеза:

Объект исследования : компьютерные игры, роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы.

Методы исследования: анализ литературы; обработка полученных данных; построение диаграмм и графиков с использованием компьютерной программы MS Excel; обобщение полученных результатов.

    История возникновения компьютерных игр.

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников.

Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в Англии и США в начале 60-ых годов прошлого века. Они имитировали игры: «крестики-нолики», «теннис для двоих», «пинг-понг», а также «Космическая война и Большое Приключения Джона». Платформы для таких игр были большие университетские компьютеры, создавались игры преподавателями, причем некоторые из игр стали для них докторскими диссертациями. Одним из первых создателей компьютерных игр в России был Алексей Пожитнов, работавший в Академии Наук, который в 1985 году создал небезызвестный «тетрис», завоевавший весь мир.

С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. Особенным успехом компьютерные игры пользуются у школьников младших и средних классов. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистические игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.

2. Классификация компьютерных игр.

2.1 Классификация компьютерных игр по жанрам.

Жанр определяется целью игры. Выделяют следующие жанры:

Экшен (от англ. Action/Действие) - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок. Аналогичный жанр в кино - боевик. Экшен подразделяется на:

        • шутер (от англ. Shoot/Стрелять) - в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты и другие «плохие парни». Полезны тем, что игроки учатся разбираться в технических особенностях оружия, улучшается пространственная память, повышается командный дух и способность работать в коллективе;

          файтинг (от англ. Fight/Борьба) - поединки двух и более противников с применением рукопашного боя;

  • Сурвайвал Хоррор (от англ. Survival/Выживание и Horror/Ужас).

Приключения (они же адвенчуры, от англ. Adventure/Приключение) - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета;

Стратегии - игра, требующая выработки стратегии, например, для победы в военной операции. Это игры, где играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя: командира отряда спецназа, главнокомандующего армией и даже главы государства. При этом человек не видит на экране своего героя, а сам придумывает себе роль. Полезна тем, что вырабатывается сбалансированное мышление, мозговая дисциплина, позволяющая выстраивать картины, несвершившихся событий. Улучшается долговременная память. Стратегия - игры, в которых нужно строить свои города, вести бизнес, управлять огромной армией и т. д. Игровой процесс может идти как в реальном времени (RTS - real time strategy), так и в пошаговом (TBS - turn based strategy).

Симуляторы - основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-то тематической области (например: автосимулятор должен максимально точно воспроизводить физические особенности машин). Полезны тем, что игрок приобретает навыки владения техникой, которые могут быть применены в реальной жизни.

Головоломки - игры, полностью или больше чем наполовину состоящие из решения различных логических задач наподобие собирания кубика Рубика; компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия» и другие.

Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков;

Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс и, благодаря повышению интереса к ним в связи с необычным антуражем, впоследствии хорошо запоминаются.

Ролевые (от англ. RPG - Role Playing Game/Ролевая Игра) - жанр игр, отличительной особенностью которых является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия. Также в играх данного жанра зачастую существует система инвентаря, то есть в процессе прохождения игрок может находить/приобретать новые виды оружия, доспехов, вспомогательных средств и т.п. RPG может быть разных жанров: от стратегий, до экшенов.

2.2. Классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу их взаимодействия.

Одиночные (однопользовательские) Рассчитаны на игру в одиночку, против компьютера.

Многопользовательские: Рассчитаны на игру нескольких человек (обычно до 64) по локальной сети или Интернету. Часто встречаются, как дополнительный режим в играх, имеющих в основе одиночное прохождение.
Многопользовательские на одном компьютере ( англ. Hotseat, Splitscreen).
На современных персональных компьютерах встречаются редко, однако еще имеют место на старых ПК и приставках. Hotseat - игроки поочередно совершают необходимые игровые действия, используя один и тот же компьютер/приставку. Splitscreen - экран делится на части (чаще две, реже четыре), игрокам уже не требуется ждать своей очереди, действие игры разворачивается в реальном времени, каждый игрок взаимодействует с игровым миром со своей части экрана.

Многопользовательские оффлайн-игры. Некоторые жанры (спортивные менеджеры, пошаговые стратегии и т. д.) могут работать в таком формате: игроки делают ходы и отсылают результат через веб или электронную почту. Независимо от метода связи (Фидонет, электронная почта, веб…), у этих игр есть такие особенности:

Требуют периодического появления в сети. Но при этом требуется лишь периодичность, время подключения выбирает сам игрок, не согласовывая его с ведущими и соперниками. Длительность хода - от нескольких часов до нескольких дней. Игра длится месяцами и годами.

Массовые онлайновые. Массовые игры, использующие подключение Интернет. В большинстве таких игр отсутствует одиночная игра (в оффлайн). Наиболее часто встречающиеся жанры - настольные и ролевые игры (MMORPG). Среди них различают также игры, запускающиеся в браузере и не требующие скачивания и/или установки чего-либо на компьютер. Из обычных многопользовательских игр выделяется жанр MUD - текстовые онлайновые игры.

2.3. Классификация компьютерных игр по тематике.

    Фэнтези

    Исторические

    В духе современности

    Космические

    Постапокалиптические

    Мифологические

    Киберпанк

    Стимпанк

3. Мнения о компьютерных играх.

3.1. Мнение ученых.

Среди психологов и педагогов нет единого мнения о воздействии компьютерных игр на психофизиологическое развитие детей. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже самых хорошо защищенных современных мониторов - тяжелая нагрузка на зрение и осанку не сформировавшегося организма. Санитарно-гигиенические требования совершенно категоричны – не более 1 часа в день для подростков и старшеклассников и не более 30-40 минут для детей младшего школьного возраста.

По статистике почти каждый подро­сток в возрасте от 13 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Около половины опрошенных, однако, играют достаточно редко (не более одного раза в месяц), и только около 15% играют каждый день, большин­ство из них тратят на игру не более часа. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсив­но, чем девочки; частота и продолжительность игры снижается с возрастом и по мере повыше­ния образовательного уровня игрока. Взрослея, школьник с каждым классом всё больше играет в игры, но с 9 класса практически перестает в них играть.

При этом у девочек степень эмоциональных переживаний гораздо выше, чем у мальчиков.

Что касается влияния на личность, то это зависит от репертуара игр. Доминирующие на рынке коммерческие игры западного производства культивируют агрессивную мораль, что быстро отражается на самосознании подростков. Заключение сообщества врачей состоит в том, что компьютерные игры с актами насилия приводят к развитию агрессивных чувств в реакции и поведении детей. Более того, продолжительное наблюдение жестоких сцен ведет к тому, что человек становится бесчувственным по отношению к насилию в реальной жизни.

Существует и положительная оценка влияния на детей компьютерных игр. С этой точки зрения медики считают продолжительное время, проведенное у компьютера не ужаснее, чем продолжительное чтение книг. Все интересные игры в наши дни заставляют постоянно следить за всем экраном, поэтому это является тренировкой для зрительного аппарата.

Многие современные игры, так называемые «стратегии», требуют сообразительности, умения мыслить, способности быстро принимать решения. Компьютер поможет ребенку самоутвердиться.

Англичане выяснили, что дети, играющие в компьютерные игры регулярно, но не сверх меры, более развиты, масштабней мыслят, имеют больше друзей и лучше управляемы.

Слово «игромания» люди понимают как увлечение азартными играми, но и компьютерные игры могут спровоцировать эту «болезнь».

Многие старшеклассники отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. Возникает постоянное желание «быть в сети». В итоге «электронный пациент» начинает мириться с потерей друзей, других интересов и возникает склонность забывать об обязанностях.

Ученные которые вплотную занимаются изучением вопросов функционирования мозга и познавательной деятельности человека, считают, что систематическое увлечение компьютерными играми вызывает изменение восприятия визуальной информации мозгом. Дело в том, что частое использование динамичных игр вынуждает мозг человека приспосабливаться к быстро меняющейся картинке и виртуальному окружению, а это, в свою очередь, приводит к улучшению зрения. Также отмечается, что механизмы адаптации положительно сказываются впоследствии, тогда, как результаты обнаруживаются и в повседневной жизни человека.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что настроение игрока во время игры изменяется в зависимости от успеха играющего и в случае удачи эмоциональный настрой может сохраняться достаточно долго в зависимости от возраста участника. Последние очень важно, так как приводит твердого, целеустремленного характера с явными признаками лидерства.

3.2. Анкетирование среди учащихся.

После того, как я изучила информацию о компьютерных играх, я решила узнать, а что думают учащиеся нашей школы о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я провела анкетирование среди учащихся 7-10 классов нашей школы. В результате я выяснила, что:

    учащиеся нашей школы играют в компьютерные игры;

    мальчики и девочки предпочитают различные виды компьютерных игр по жанрам (рис.3): мальчики чаще всего играют в игры типа экшен, приключения, стратегии, симуляторы (рис.2), а девочки – игры – приключения, головоломки и забавы (рис.1). Лишь небольшое количество опрошенных играют в образовательные и ролевые игры;

    в основном учащиеся нашей школы играют в игры с историческим содержанием, игры в духе современности и фэнтези (рис. 4, 5, 6);

    мнения мальчиков и девочек по вопросу о влиянии компьютерных игр разделись. Большинство мальчиков считают, что компьютерные игры не оказывают влияния, а большинство девочек, напротив, считают, что компьютерные игры – это вредно(рис.7).

    большинство детей понимают, что нельзя долгое время играть в компьютерные игры (рис.8).

На основании всего я сделала вывод, что почти все учащиеся осознают, что играть в компьютерные игры долго и играть в агрессивные игры – это вредно.

(рисунок 1)

(рисунок 2)

(рисунок 3)

(рисунок 4)

(рисунок 5)

(рисунок 6)


(рисунок 7)

(рисунок 8)

3.3. Мнение родителей.

В ходе выполнения работы я провела анкетирование родителей и выяснила, что родители наших учащихся также играют в компьютерные игры (рис.9), предпочитая игры для социальных сетей. Большинство из них считает, что компьютерные игры – это вредно (рис.10).

(рисунок 9)

(рисунок 10)

4. Турнир компьютерных игр. Рекомендации по проведению.
В заключение своей работы вместе с учителем информатики я провела школьный турнир компьютерных игр. Приведенные выше факты помогли мне сделать правильный выбор компьютерных игр для проведения школьного турнира. Этими играми оказались игры стратегии, симуляторы, приключения и головоломки, так как они развивают сообразительность, скорость реакции, пользуются популярностью.

Заключение

«Если перейдешь меру, то самое приятное станет неприятным…»

Демокрит

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно - все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.

Исследуя проблему влияния компьютерных игр на человека, для меня стало очевидным, если владеть информацией о компьютерных играх, то играть в них для детей будет полезно.

Польза

Компьютерные игры развивают у ребенка:

    быстроту реакции;

    мелкую моторику рук;

    визуальное восприятие объектов;

    память и внимание;

    логическое мышление;

    зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

    классифицировать и обобщать;

    аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

    добиваться своей цели;

    совершенствовать интеллектуальные навыки.

Список литературы

    Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова:-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

  1. Новоселов С.Л., Петку Г.П., Компьютерный мир дошкольника – М: Новая школа, 2005г, с. 71-81.

Loading...Loading...