История возникновения и традиции самурайства. Японские традиции. Самураи - воины-профессионалы феодальных кланов

Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.

Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?

Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.

Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Воспитание и становление самурая

Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций.

Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть.

Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер.

Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна.

В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.

В возрасте 15 лет, мальчик превращался в доблестного самурая.

Японская культура предстает перед западным человеком в виде совокупности идей и красочных образов. И самым ярким из них является образ воина-самурая. Он имеет героический ореол и считается своеобразным символом мужества и стойкости в бою. Но все ли мы знаем про самураев? Насколько правда об этих воинах отличается от легенд и мифов?

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай - это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак - японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении "самурай". Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол "служить". Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина - дайме. Многие европейцы считают, что самурай - это служилый человек, которого можно называть японским словом "буси". Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей - дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай - это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай - это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай - это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Предисловие

Загадочные воины, которые стали неизменным атрибутом не только японского фольклора, но и мирового представления о Японии . Люди, которые по преданиям были верны своему военному долгу и имели специализированный свод законов, который регулировал не только их службу, но и систему ценностей. Кто же они эти загадочные воины?

Давайте посмотрим сквозь призму истории и попытаемся понять, что же такие эти воины.
Самурай , я как лингвист не могу не начать свой рассказ без анализа этого слова. Итак японское слово さむらい(samurai - romanji; самурай - по системе Поливанова) состоит из иероглифа 侍 который и означает слво самурай. Но существует и еще один вариант написания этого слов а, а именно 武士 (bushi; буси). Отличаются они тем, что буси (или воин) - это более расплывчатое или широкое понятие и может не всегда относиться именно к сословию самураев. Но само слово самурай вероятно происходит от глагола さべる(saberu; саберу), что в дословном переводе означает - служить или поддерживать. Из этого можно сделать вывод о том, что слово самурай вероятно означает "человек который служит или служивый человек(возможен вариант - слуга, вассал, подчиненный).

Из исторической справки можно выяснить, что самурай это своего рода дворянин(не путать с дворянами в Европе). Но даже среди самураев есть четкая иерархия, начиная с мелких дворян и заканчивая светскими феодалами (например - даймё или князь). Деятельность этих воинов и светских лиц заключалась не только исключительно в военных действиях. Зачастую самураи выполняли роль слуг для крупных даёме, а также являлись телохранителями.

Юность и воспитание будущего воина

Отдельное внимание стоит уделить становлению будущего самурая . Это очень интересный процесс. Так как включал в себя множество элементов, вырабатывающих специфичные черты характера у человека.

С самого детства сын самурая осознавал, что он является продолжателем рода и хранителем семейных традиций и тайн. И поэтому воспитание будущего воина проводилось с особой тщательностью. Во-первых с самого раннего детства ребенок слушал на ночь сказания о великих исторических деятелях и героических воинах. Что интересно нередко приводились примеры не только героической победы легендарной личности, но и его готовности пойти на верную смерть или о мужественном принятии этой самой смерти. Как и следует понимать, юные продолжатели родов с самого раннего детства мечтали быть великими воинами и славными полководцами.


Во-вторых воспитание уже с самого детства носило характер Бушидо . Особое место в нем занимала модель системы Иэмото (家元 ). Сущность этого подхода заключалось в том, чтобы дать понять молодому человеку то, что главное место в быту и доме занимал старший мужчина. В основном старший мужчина, отец семейства, определял будущий род деятельности ребенка. Что интересно, систему Иэмото можно найти не только в традиционных семьях в Японии в древние века, но и в додзе (где старший говорил младшим что делать и как себя вести) и в школах традиционных японских искусств. Эта система носила собой теоретических характер для мальчика и закрепляла в нем уверенность в том, что он в будущем тоже станет главой рода и сможет уже сам регулировать действия всех других членов коллектива. И это помогало ему в определении своей роли в будущем.

В-третьих мальчика с детства закаляли тяжелыми испытаниями. Учили его владеть своим телом, чувствами и вырабатывали в нем терпимость к боли. Он учился выносить тяготы и невзгоды жизни. Аргументировали это тем, что воля, характер и умение подчиняться жесткой дисциплине, помогут будущему воину в его нелегком деле.

В программу аттракционов входило то, что ребят будили еще в предрассветные сумерки, отправляли играть в не отопленной комнатушке и надолго лишали провианта. Но на этом перечень событий в жизни мальчика не заканчивался...

Еще бывали случаи, когда отцы решали что надо бы мальчику сходить разок другой ночью на кладбище или место с дурной славой (где например водилась всякая нечисть). Это нужно было для развития смелость у будущего бойца. Так же практиковалось посещение общественных событий, таких как публичные наказания и казни. Кроме того мальчики любовались на отрубленные головы преступников. Вот тут очень интересный факт проскальзывает, дело в том, что мальчик (молодой буши) должен был оставить свой знак на голове мертвеца, это якобы доказывало то, что буши действительно посещал указанное ему родителем место. Для развития терпения и выносливости, заставляли исполнять непосильно тяжелые работы, иногда даже проводить целые ночи без сна (например во время праздников богов учения), ходить босиком по снегу зимой и конечно же рано вставать.

Когда же ребенку исполнялось 5 лет, ему давали боккэн или два боккэна и давали ему с ним(ними) играть. Так как это воспитывало в нем любовь и уважение к самурайскому мечу. Также это было начало первых тренировок у самураев. Приобщение к тренировкам начиналось с торжественной церемонии. Его учили также плаванию(иногда со связанными руками), верховой езде (киба 騎馬 ), тактике (сэндзюцу 戦術 ), каллиграфии (сёдо: 書道 ), литературе, истории и естественно джиу-джитсу (дзю:до: 柔道 / дзю:дзюцу 柔術 / явара 柔ら ) . А джиу джитсу это самооборона только уже без оружия. Только после этого эти базовые навыки развивали и учили владению мечом (кэндо: 剣道 , либо кэндзюцу 剣術 ) , стрельбе из лука (кю:до: 弓道 , либо кю:дзюцу 弓術 ) и борьбе на копьях (со:дзюцу 槍術 ) . Большинство данных дисциплин в своём составе имеют иероглиф 道 (до :), означающий «истинный путь», по которому самурай должен пройти и достичь совершенства и мастерства, что «в философском смысле означало познание самого себя». Кроме этих дисциплин, молодые воины изучали трактаты философа Конфуция, военное дело по Сун Дзы, математику, медицину, фармацевтику и музыку.

В-четверных, как всем известно, символом самурайского сословия является Карп, и разнообразные фигурки присутствовали на празднике, который проводили пятого числа пятого месяца. Символика Карпа означала"мужественную добродетель". И детей учили воспринимать эту символику как символ храбрости, энергии и твердости.

Как известно, японцы очень любят обращать внимание на детали. И одной из важных черт обучения юного бойца являлось конфуцианство (говоря конкретно про него). Оно внушало трепетное уважение к семье и родителям. Кроме того, оно культивировало преданность императору (или сёгуну) и правительству (бакуфу). У мальчика был даже свой учитель, который приравнивался по градусу уважения к отцу («Родитель тот, кто произвёл меня на свет, учитель тот, кто делает меня человеком»). Также его воспитывали тому, что в случае необходимости, он должен отдать жизнь за своего сюзерена.

И после такого тренинга, знатные молодые воины покидали стены своей школы. И кроме того, что они имели прекрасные боевые навыки, они были еще и чрезвычайно катастрофически образованными людьми, способными чувствовать возвышенное и прекрасное (можно найти много таких примеров в романе "Мусаси").

После достижения 15ти летнего возврата, молодой воин представлял собой точное определение выражению «Спокойным, как лес, неподвижным, как гора, хо лодным, как туман, быстрым, как ветер, в принятии решения и яростным в, атаке, как огонь».

История

Самым соком самурайства считается временной период от правления первого Сёгуна (Минамото но Ёритомо,1184 год если кто не помнит) до смуты городов Онин . Это был почти тихий период для Японии(ну если не брать в расчет попытки монгольского вторжения). Также численность самураев была крайне невелика, как например при Токугава, когда каждый пятый японец был самураем (см. Токугава) . и малочисленность позволяла самураям иметь достаточно высокий жизненный уровень(много коку риса).

Более четко оформленные формы, сословие самураев получает во время правления сёгуната Токугава (см. Токугава) . И наиболее зажиточными был слой самураев, который называли хатамото("под знаменем"). Они являлись непосредственными вассалами сёгуна (см. роман Клавела "Сёгун"). Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от даймё жалование рисом(коку - как размерность).

Кодекс поведения самурая «Бусидо » был пропитан духом полного подчинения господину и полного презрения к смерти. Дозодило до того, что законодательство сёгуната Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний (см. Общественный бунт Гэкокудзё).

Но также было распространено такое явление, как превращение огромного количества самураев в ронинов (浪人 , ро:нин , букв. «блуждающие волны», «странник»). Ронины были представителями деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей неожиданно прекратилась. Ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью. Но некоторые из них шли другим путем и превращались в синоби - ниндзя...или просто наемных убийц (скоро статья про ниндзя).

Как известно счастье не может длиться вечно и бесплатно, так и сословие самураев не стало исключением. Процесс распада этого сословия встал на рельсы в середине XVIII века. Что же их погубило спросите вы? Прогресс отвечу я. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии постепенно экономически уничтожали самурайство. Множество самураев к тому моменту были в долговой зависимости от многочисленных торговцев и ростовщиков. Никто не понимал их принадлежность, и самое опасное они тоже не понимали свое положение. И это породило множество странных симптомов, помимо комплекса неполноценности. Одним из которых было усиленное внимание уделяемое духовным традициям(например чайной церемонии и поэзии). Также некоторые занимались торговлей и разными ремеслами в свободное от работы время. Множество представителей этого сословия переквалифицировалась в землевладельцев при сёгунате Токугава. Некоторых представителей этого сословия попросту уничтожили за их несогласие с положением вещей (см. фильм "Последний самурай").

Мнение

Самурайство это неотъемлемая часть японской культуры. И иногда вызывает грусть тот факт, что такие легендарные воины попросту самоуничтожились. Но это было закономерно, так как технический прогресс не оставлял им никакого шанса на выживание. Самое интересное, что кодекс "Бушидо" до сих пор действует внутри японской армии. И внутри этой армии, японцы называют друг друга самураями(как и абитуриентов шутливо называют "Ронинами"). Но это уже совсем другая история.

Кто такие самураи? Они представляют собой феодальный класс Японии, который пользовался великим уважением и почтением среди всех остальных сословий. Самураев боялись и уважали, за их жестокость в боях и благородство в мирной жизни. Великие имена самураев Японии написаны историей, которая навсегда запомнит этих легендарных личностей.

Это своеобразный аналог европейских рыцарей, которые присягали служить верой и правдой своему господину и играли одну из главнейших ролей в японском сообществе. Их деятельность и образ жизни жестко был связан кодексом чести, который носил название «бусидо». Великие самураи Японии сражались за феодалов или даймё – наиболее могущественных правителей страны, которые подчинялись могущественному сёгуну.

Эпоха даймё продолжалась с X по середину XIX века. За это время самураи успели окружить себя своеобразным ореолом благородства, их боялись и уважали даже за пределами страны Восходящего Солнца. Простые смертные восхищались ими, преклоняясь перед их жестокостью, отвагой, хитростью и изворотливостью. Самураям причислялись многие подвиги, однако правда на самом деле была гораздо прозаичней – знаменитые самураи Японии были рядовыми убийцами, но каков был характер их преступлений!

Топ самых известных самураев Японии

О великих самураях можно говорить бесконечно. Их истории окутаны ореолом таинственности и благородства, очень часто им приписывали незаслуженные подвиги, однако эти личности по-прежнему оставались предметом поклонения и бескорыстного уважения.

  • Тайра-но Киёмори (1118 — 1181)

Был полководцем и воином, благодаря которому была создана первая самурайская административная система управления в истории японского государства. До начала его деятельности все самураи были просто-напросто наёмными воинами для аристократов. После этого он взял под свою защиту клан Тайра и достаточно быстро добился успехов в политической деятельности. В 1156 году, Киёмори вместе с Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) сумели подавить восстание и принялись управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. В результате их союз превратил в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Киёмори смог серьезно продвинуться по карьерной лестнице. В 1171 году он выдал свою дочь замуж за императора Такакура. Чуть позже у них родился первенец, который частенько использовался в качестве рычага давления на императора. Однако планы самурая осуществить не удалось, он скончался от лихорадки в 1181 году.

  • Ии Наомаса (1561 – 1602)

Был известным генералом или даймё в период, когда у власти находился сегун Токугава Иэясу. Это был один из самых преданных самураев, которых знала история Японии. Он значительно продвинулся по служебной лестнице и получил большое признание после того, как 3000 солдат под его предводительством одержали победу в битве при Нагакутэ (1584).Он сражался с таким напором, что даже противники восхищались его поведением на поле боя. Наибольшую популярность принесла ему битва при Секигахаре. Во время сражения в него попала шальная пуля, после чего он так и не смог полностью поправится. Его отряд носил название «Красные Дьяволы» за соответствующий цвет доспехов, которые одевали воины во время боя для устрашения противников.

  • Датэ Масамунэ (1567 — 1636)

Список «Самые известные самураи» продолжает эта легендарная личность. Даймё был безжалостным и беспощадным, так говорили о нем практически все. Это был выдающийся воин и отличный стратег, а его личность стала еще более запоминающейся из-за потери одного глаза, за что Масамунэ и получил прозвище «Одноглазый Дракон». Он должен был занять главенствующее место в клане после своего отца, но потеря глаза вызвала раскол в семье и к власти пришел младший брат Датэ. Уже будучи генералом, самурай смог завоевать хорошую репутацию и стал по праву считаться лидером. Именно после этого он развязал кампанию для того, чтобы одержать победу над соседними кланами. Это породило значительное волнение. В результате соседний клан обратился к отцу с просьбой обуздать своего старшего сына. Терумунэ был похищен, но он успел предупредить своего сына о подобном исходе событий и попросил его убить всех членов соседних кланов. Датэ Масамунэ исполнил наставление отца.

Хоть это и противоречит некоторым представлениям о самураях, но Датэ Масамунэ был сторонником религии и культуры. Он даже лично был знаком с папой Римским.

  • Хонда Тадакацу (1548 — 1610)

Был генералом и одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного и беспощадного. Это был истинный воин, даже в глубине своей души. Так, например, Ода Нобунага, который, кстати, не очень радовался своим последователям, считал Тадакацу настоящим самураем среди всех остальных самураев. О нем часто говорили, что Хонда обошел саму смерть, так как ни разу не получал серьезных травм, несмотря на то, что количество его сражений перевалило за 100.

  • Хаттори Хандзо (1542 — 1596)

Он являлся самым известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку. Благодаря ему император Токугава Иэясу остался в живых, а также чуть позже стал правителем объединенной Японии. Хаттори Хандзо показал блестящую военную тактику, за что и получил прозвище Дьявол Хандзо. Он выиграл свою первую битву еще в совсем юном возрасте – Хандзо тогда было всего 16 лет. После этого он смог освободить из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. 1582 год стал для него решающим в карьере и завоевании лидирующего положения – он помог будущему Сёгуну бежать от преследователей в провинцию Микава. В этой операции ему помогли местные ниндзя.

Хаттори Хандзо был отличным фехтовальщиком и свои последние годы, как говорят исторические источники, он скрывался под видом монаха. Многие частенько приписывали этому самураю сверхъестественные способности. Говорили, что он мог мгновенно скрываться и появляться в самых неожиданных местах.

  • Бэнкэй (1155 — 1189)

Был воином-монахом, который находился на службе у Минамото-но Есицунэ. Бэнкэй, пожалуй, является самым популярным героем японского фольклора. Рассказы о его происхождении многолики: некоторые утверждают, что он родился у изнасилованной женщины, а другие склоняются к тому, что Бэнкэй являлся потомком бога. Ходят слухи, что этот самурай убивал, как минимум, 200 человек в каждом своем бою. Интересный факт – в возрасте 17 лет он был ростом больше 2-х метров. Он обучился мастерству владения нагинатой (длинное оружие, которое представляет собой смесь копья и топора) и ушел из буддистского монастыря, чтобы присоединиться к секте горных монахов.

По преданию, он отправился на мост Годзё что расположен в Киото, и смог обезоружить каждого проходящего фехтовальщика. Таким образом, он смог собрать 999 мечей. Во время 1000-ого сражения с Минамото-но Ёсицунэ Бэнкэй потерпел поражение и вынужден был стать его вассалом. Несколько лет спустя, находясь в осаде, Есицуне совершил ритуальное самоубийство, в то время, как Бэнкэй сражался за своего хозяина. Поговаривают, что остальные солдаты боялись выступить против этого гиганта. В том бою самурай положил около 300 солдат, которые своими глазами видели, как пронзенный стрелами гигант по-прежнему стоит. Так все смогли узнать о «стоячей смерти Бэнкэя».

  • Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)

Это был один из самых могущественных полководцев времен Сенгоку в Японии. Он верил в буддистского бога войны, а его последователи были убеждены в том, что Уэсуги Кэнсин был воплощением Бисямонтена. Он был самым юным правителем провинции Этиго – в возрасте 14 лет он занял место своего старшего брата.

Он согласился выйти против величайшего полководца Такеды Сингена. В 1561 году состоялась самая масштабная битва Сингена и Кэнсин. Результаты сражения были неоднозначны, так как обе стороны потеряли в этом бою около 3000 человек. Они были соперниками более 14 лет, но даже этот факт не мешал им обмениваться подарками. И когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин не мог смириться с утратой такого достойного соперника.

Данные о смерти Уэсуги Кэнсин неоднозначны. Кто-то говорит, что он умер от последствий тяжелого пьянства, кто-то склоняется к версии о том, что он был серьезно болен.

  • Такеда Синген (1521 – 1573)

Это, пожалуй, самый знаменитый самурай в истории Японии. Известен он, по большому счету, своей уникальной военной тактикой. Часто упоминается как «тигр из Кай» за свои отличительные характеристики на поле боя. В 20-летнем возрасте он взял под свою опеку клан Такэда, затем объединился с кланом Имагава – в результате молодой военачальник получил власть над всеми близлежащими территориями.

Это был единственный самурай, который обладал достаточной силой и мастерством, чтобы победить могущественного Ода Нобунага, стремящегося к власти над всей Японией. Синген скончался во время подготовки к очередному бою. Некоторые говорят, что его ранил солдат, а другие склоняются к тому, что самурай умер от тяжелой болезни.

  • Токугава Иэясу (1543 — 1616)

Это первый сёгун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла страной Восходящего Солнца с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу получил власть в 1600 году, через три года стал сёгунов, а еще через два отрекся от должности, но находился все остальное время у власти вплоть до своей смерти. Это был один из самых известных полководцев за всю историю Японии.

Этот самурай пережил многих известных правителей на своем веку: Ода Нобунага заложил основу для сёгуната, Тоётоми Хидэёси захватил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму и тактическому мышлению Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

  • Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Это также самый известный самурай в своем роде. Он был генералом и великим политиком эпохи Сэнгоку, а также вторым объединителем Японии и человеком, который положил конец периоду Воюющих царств. Хидэёси приложил усилия к созданию некоторых культурных наследий. Так, например, он ввел ограничение, из которого следовало, что только члены класса самураев могли носить оружие. Кроме того, он финансировал строительство и восстановление многих храмов, а также сыграл значительную роль в истории христианства на территории Японии.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, смог стать великим генералом Нобунаги. Он не смог получить титул сёгуна, но сделал себя регентом и построил дворец. Когда его здоровье начало давать сбои, Хидэёси начал завоевывать династию Мин с помощью Кореи. Классовые реформы, которые проводил самурай, существенно изменили японскую социальную систему.

Loading...Loading...