Как купол собора казанской иконы божией матери возвысился над городом. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)

Православный храм без купола или главки как будто ненастоящий. Бывают, конечно, временные храмы или приспособленные для богослужений различные помещения и без куполов, но, согласись, нет в таких стенах ни должной красоты, ни величия. И все же, красота – не главное. Купола символизируют горний мир, Царство Небесное, куда устремлены взгляды верующих.

Эту важнейшую для православной архитектуры деталь русские зодчие позаимствовали у византийских мастеров. Вспомним огромный купол над собором Святой Софии в Константинополе. Он был «придуман» еще в VI веке и произвел настоящую революцию в архитектуре – казалось, купол венчает храм без всяких подпорок, он как бы парит в воздухе. К слову сказать, такой тип купола называется парусным.

Купол всегда завершается главкой, где устанавливается крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Но ты, конечно, знаешь, что две абсолютно одинаковые церкви найти невозможно. Где-то храм накрывает один большой свод, а гдето три, пять или семь луковок устремляются ввысь. Почему?

Конечно, неспроста. Две главки означают два естества в Иисусе Христе – божественное и человеческое. Три главы символизируют Святую Троицу, пять глав – Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь глав – семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, а тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Морской собор святителя Николая чудотворца в Кронштадте

Цветовая гамма куполов тоже бывает разная. Золотой цвет – это символ небесной славы. Такие купола бывают у главных храмов, посвященных Спасителю и двунадесятым праздникам. Синие со звездами ты увидишь на церквях, посвященных Богородице, так как звезда напоминает нам о рождении Христа от Девы Марии. А на Троицких храмах, как правило, купола зеленого цвета, поскольку это цвет Святого Духа. Зеленые (а иногда серебристые) купола бывают и на церквях в честь различных святых. В монастырях можно увидеть храмы с черными куполами. Объясняется это просто: черный цвет – это символ монашества.

А что ты скажешь о разноцветных луковках Покровского храма (Василия Блаженного) на Красной площади? Они призваны напоминать нам о красоте и радости Небесного Иерусалима, которой удостоятся праведные христиане.

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, и Собор Василия Блаженного в Москве. Последний имеет еще и другие названия, наиболее популярным из которых является Покровский собор на Рву.

Общие сведения

Собор отпраздновал свое 450-летие 02.07.2011 г. Это уникальное строение возведено на Красной площади. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием. Даже те, кто ничего не знает об архитектуре России, сразу же узнают Церковь Василия Блаженного. Собор имеет неповторимую черту - все его пестрые купола отличаются друг от друга.

В основной (Покровской) церкви находится иконостас, который был перенесен из разрушенной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев. В подклете церкви Покрова Богоматери находятся самые ценные наиболее древняя из которых — икона Василия Блаженного (XVI в.), написанная специально для этого храма. Тут же экспонируются иконы XVII в.: Богоматерь Знамение и Покров Пресвятой Богородицы. Первая копирует изображение, расположенное на восточной стороне фасада церкви.

История возникновения храма

Собор Василия Блаженного, история возведения которого обросла целым рядом мифов и легенд, построен по приказу первого царя Руси Ивана Грозного. Он был посвящен знаменательному событию, а именно - победе над Казанским ханством. К большому сожалению историков, имена зодчих, создавший этот бесподобный шедевр, не дошли до наших дней. Существует много версий относительно того, кто работал над возведением храма, но достоверно так и не установлено, кто создал Собор Василия Блаженного. Москва была главным городом Руси, поэтому царь собирал в столице лучших мастеров. По одному преданию главным зодчим был Постник Яковлев из Пскова по прозвищу Барма. Другая версия полностью противоречит этому. Многие считают, что Барма и Постник - разные мастера. Еще больше путаницы возникает по третьей версии, которая гласит о том, что Собор Василия Блаженного в Москве был построен по проекту итальянского архитектора. Но самой популярной легендой о данном храме является та, в которой говорится об ослеплении зодчих, создавших этот шедевр, дабы они не смогли повторить свое творение.

Происхождение названия

Поразительно, но, несмотря на то, что главная церковь этого храма была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен как Собор Василия Блаженного. В Москве всегда было много юродивых (блаженных «божьих людей»), но имя одного из них навсегда запечатлено в истории Руси. Безумный Василий жил на улице и даже зимой ходил полуголым. При этом все тело его было обвито веригами, которые представляли собой железные цепи с большими крестами. Этот человек пользовался большим уважением в Москве. Даже сам царь относился к нему с несвойственным ему благоговением. Василий Блаженный почитался горожанами как чудотворец. Он умер в 1552 г., а в 1588 г. над его могилой была возведена церковь. Именно эта постройка дала общепринятое название данному храму.

Практически все, кто посещает Москву, знают, что главным символом России является Красная площадь. Собор Василия Блаженного занимает одно из самых почетных мест в целом комплексе строений и памятников, находящихся на ней. Храм венчают 10 великолепных куполов. Вокруг основной (главной) церкви, называемой Покрова Богородицы, симметрично расположены 8 других. Они построены в форме восьмиконечной звезды. Все эти церкви символизируют приходящиеся на дни взятия Казанского ханства религиозные праздники.

Купола Собора Василия Блаженного и колокольня

Восемь церквей венчают 8 луковичных глав. Главное (центральное) строение завершено «шатром», над которым возвышается маленькая «главка». Десятый купол был построен над церковной колокольней. Поразительно то, что все полностью отличаются друг от друга по своей фактуре и окраске.

Современная колокольня храма была возведена на месте старой звонницы, которая полностью пришла в негодность в XVII в. Ее возвели в 1680 г. В основании колокольни находится высокий массивный четверик, на котором возведен восьмерик. На нем есть открытая площадка, огражденная 8 столбами. Все они соединены между собой арочными пролетами. Верх площадки венчает высокий восьмигранный шатер, ребра которого украшены изразцами разного цвета (белого, синего, желтого, коричневого). Грани его покрыты зеленой фигурной черепицей. Наверху шатра располагается луковичная главка, увенчанная восьмигранным крестом. Внутри площадки на деревянных балках висят колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX вв.

Архитектурные особенности

Девять церквей Собора Василия Блаженного соединены между собой общим основанием и обходной галереей. Ее особенностью является причудливая роспись, основным мотивом которой являются растительные орнаменты. Неповторимый стиль храма сочетает в себе традиции как европейского, так и русского зодчества эпохи Возрождения. Отличительной особенностью собора являются и Высота храма (по наивысшему куполу) составляет 65 м. Названия церквей Собора: Николая Чудотворца, Троицы, Мучеников Адриана и Наталии, Входа в Иерусалим, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Армянского, Покрова Божией Матери.

Еще одной особенностью храма является то, что в нем нет подвала. У него чрезвычайно прочные стены подклета (достигают толщины в 3 м). Высота каждого из помещений составляет примерно 6,5 м. Вся конструкция северной части храма уникальна, поскольку длинный коробовый свод подклета не имеет никаких поддерживающих столбов. Стены здания «прорезаны» так называемыми «продухами», которые представляют собой узкие отверстия. Они обеспечивают в церкви особый микроклимат. Много лет помещения подклета не были доступны прихожанам. Ниши-тайники использовались в качестве хранилищ и закрывались дверями, о наличии которых сейчас свидетельствуют только сохранившиеся на стенах петли. Считается, что до конца XVI в. в них хранилась царская казна.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Покровского собора в СССР

Несмотря на гонения советской власти в отношении религии и разрушение огромного множества церквей, Собор Василия Блаженного в Москве еще в 1918 г. был взят под государственную охрану как памятник культуры мирового значения. Именно в это время все усилия властей были направлены на создание в нем музея. Первым смотрителем храма стал протоирей Иоанн Кузнецов. Именно он практически самостоятельно заботился о ремонте здания, хотя его состояние было просто ужасным. В 1923 г. в Соборе разместился историко-архитектурный музей «Покровский собор». Уже в 1928 г. он стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В 1929 г. с него были сняты все колокола, а богослужения были запрещены. Несмотря на то что храм на протяжении почти ста лет постоянно реставрируется, его экспозиция закрывалась всего один раз - в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 1991-2014 гг.

После развала Советского Союза Собор Василия Блаженного перешел в совместное пользование Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. С 15.08.1997 г. в храме были возобновлены праздничные и воскресные богослужения. С 2011 г. открыты для посещения недоступные ранее приделы, в которых устроены новые экспозиции.

Сегодня многие представители светского общества и антиклерикальных кругов страны, то тут то там поднимают вопрос о слишком на их взгляд интенсивных и абсолютно по их мнению ненужных возведениях православных храмов, по всей территории нашей необъятной Родины. Мол итак уже достаточно, зачем ещё их дескать лепить...
Я не буду останавливаться на противоречивой статистике количества верующих православных христиан в нашей стране, а также на вопросе о том кто из этих верующих воцерковлён, а кто нет. Я просто хочу донести до окружающих людей следующую простую мысль.
Представьте себе положение верующего православного воцерковлённого человека, который живёт в местности где на всю округу один православный храм и один православный священник, а межличностные отношения у этого человека с этим священником, выражаясь мягко - хреновые. Ну, не сложилось что-то в отношениях... ну характерами не сошлись...ну или политические взгляды разные. Да мало ли, что может быть! А исповедоваться и причащаться этому человеку - всё равно надо. Ведь он же православный и воцерковлённый. А без исповеди и Причастия, духовная жизнь воцерковлённого человека - бессмысленна. Без этого, что называется и в Церковь можно не ходить... Но как же ему, этому воцерковлённому человеку в неё не ходить, если он именно воцерковлённый православный христианин, а не зелёный крокодил в реке Нил? Как ему быть без исповеди и Причастия? Да никак. По канонам Церкви вообще, если год не причащался - сам себя от Церкви отлучил.
И вот идёт этот несчастный воцерковлённый христианин ни к кому-нибудь другому, а именно к этому священнику, у которого с ним плохие отношения. На исповедь идёт. Ведь исповедоваться всё равно душа просит, а идти то больше не к кому! Он один, этот ненавистный поп, на все ближайшие километров двести по округе... Один и всё тут! Хоть убейся... И ладно бы ещё если бы всё зависело от самого этого человека и от его силы воли. Ну пересилил он допустим бы себя и пошёл бы на исповедь к этому священнику, да стиснув зубы излил бы душу так сказать. Богу душу излил, не ему. Он - посредник. А исповедуются всё равно Богу. Ан, нет же... Тут же ещё сам священник может роль отрицательную сыграть... не буду мол тебя исповедовать, плохой ты и вообще мне не нравишься. А если и исповедую, то так, что больше ты ко мне на исповедь и не придёшь вовсе... Не нравится? Ну, так иди к другому священнику! Что? Нет другого священника? Так это твои проблемы дружок, ха-ха-ха...
И что делать этому воцерковлённому православному человеку, господа атеисты, антиклерикалы и иже с ними, а? Нет, я понимаю вам это может и смешно показаться и вообще быть по фигу, но вы войдите в положение этого человека. Вы же просите нас частенько входить в ваше положение, мол вы не забывайте что в стране ещё и атеисты живут и считаться с вами требуете. Ну, так и с нами тогда считайтесь, уважаемые! Да этот человек может поехать на исповедь в другой город, но он для этого должен будет работу бросить и на семью наплевать. Вы же тогда первые его долбить будете, вот дескать церковник семью и работу из-за религии бросил, посмотрите мол до чего религия доводит... Так это не религия доводит, а вы, которые своими стараниями добиваются прекращения строек новых православных храмов по всей стране. Поставьте себя на наше место. Если бы вы допустим жили в населённом пункте, в котором бы был всего лишь один продуктовый магазин, а хозяин этого магазина был бы вашим врагом - как бы вам там жилось? Особенно с учётом того, если бы хозяин этого магазина давал бы особые распоряжения своим подчинённым продавцам, в отношении вас? Ну, там цену поднять, или обхамить вдовесок. И представьте себе если кто-то бы ещё пробякал, а ты мол тогда вообще живи без продуктов, на фига они тебе сдались... Вы же именно так говорите верующим людям, когда советуете им "забить" на религию в принципе, если кто-то из них сталкивается с трудностями в духовной жизни.
Лучше бы вы против борделей, ночных клубов и баров выступали, которые появляются как грибы после дождя. Против спаивания и развращения нашего общества. Так нет же... надо именно против православных храмов что-то пздеть. Делать видимо вам больше не хера...

Всего 62 фото

В Москве на Красной Площади стоит собор Василия Блаженного. Для множества жителей мира храм символизирует Россию, точно также как в Англии - Биг-Бен или в Китае - китайская стена.
Храм построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного.
Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом.
Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг белокаменного храма во имя Живоначальной Троицы обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских - Александра, Иоанна и Павла - был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней.
1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи. Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань
Другие храмы были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам, являющийся покровителем царского рода. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Когда русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá. Все престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого. Через два года в Москве на Красной площади на месте Троицкой церкви был заложен храм Покрова Богородицы.


02

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы». До постройки колокольни Иоанна Великого Покровский храм считался самым высоким зданием в Москве, высота его 65 метров.

Изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.

03

У дизайна сооружения нет аналогов в российской архитектуре, и ничего подобного не может быть найдено в истории византийских традиций строительства соборов. Храм Василия Блаженного содержит 9 лукообразных куполов. Этот тип вскоре стал преобладающим для церковных куполов в России.
Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.


04

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный - на Москва-реку, западный - на Кремль. Четыре большие церкви: церковь Входа Господня в Иерусалим (западная), церковь Киприана и Иустины (северная), церковь Николы Великорецкого (южная), церковь Святой Троицы (восточная).
Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре - основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м).Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Возле этих церквей находится колокольня и придел Василия Блаженного, которого венчает луковичная глава

Куполов всего 11. Девять куполов над храмом (по числу престолов):

1.Покрова Богородицы (центр.), 2.Св. Троицы (вост.), 3.Входа Господня в Иерусалим (зап.), 4.Григория Армянского (сев.-зап.), 5.Александра Свирского (юго-вост.), 6.Варлаама Хутынского (юго-зап.), 7.Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), 8.Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), 9.Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.) 10 Купол над церковью Василия Блаженного 11.Купол над колокольней.


06

07

Миниатюры куполов храма
01 Колокольня 02 Центральна церковь Покрова Богородицы 03 Церковь Святой Троицы. 04 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого) 05 Церковь Василия Блаженного

Луковицевидные купола ростово-суздальского (русского) типа. Уже с середины купола его верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая


06 Церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии) 07Церковь Григория Армянского 08 Церковь Входа Господня в Иерусалим 09 Варлаама Хутынского 10 Церковь Николы Великорецкого 11Церковь Александрв Свирского

09

План церквей собора

10

11

Пропорции храма Василия Блаженного

Пропорции храма Василия Блаженного в Москве определяются восемью членами ряда золотого сечения:1, ф, ф2 ,ф3 ,ф4 ,ф5 ,ф6 ,ф7. Многие из членов ряда неоднократно повторяются в пропорциях храма, но всегда благодаря свойству золотого сечения, части сойдутся в целое, т.е. ф +ф2=1,ф2+ф3=ф и т.д.

12

Храм глазами художника Аристарха Лентулова.
Художник помогает увидеть Храм сразу со всех сторон. Напоминает калейдоскоп, остановившийся на мгновение

13 Аристарх Лентулов «Собор Василия Блаженного», 1913 г.

14 Собор Василия Блаженного. 1961-1962 г.

15 Покровский собор, 1895 г.

16 Покровский собор, 1870 г.

Главы Покровского собора

Завершения церквей, которые называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол - это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.

По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно.
Луковичные купола отличаются друг от друга размером, декором и цветом. Первоначальная их форма нам также неизвестна, так как самые ранние изображения Покровского собора на миниатюрах Лицевого летописного свода (1560-е гг.) достаточно условны.Древние летописи сообщают о появлении фигурных глав из луженого железа после опустошительного пожара 1595 г.: «во дни благочестивого царя Федора Иоанновича зделаны верхи у Троицы и у Покрова на Рву розными образцы и железом немецким обиты».Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.

17 Церковь Святой Троицы, церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии), церковь Покрова Богородицы, церковь Григория Армянского,церковь Входа Господня в Иерусалим

Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.

В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше. Иностранные путешественники с восхищением подчеркивали неповторимую красоту куполов собора, усматривая в них «чешую кедровой шишки, ананаса и артишока». Судя по их запискам, главы были расцвечены уже в первой половине XVII в.(как упоминалось выше, на короткий срок). Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.


18 Церковь Покрова Богородицы.

В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.

Во время войны Красную площадь охраняло сплошное поле аэростатов, чтобы защитить её от бомбёжек. При разрывах зенитных снарядов осколки, падая вниз, портили обшивку глав. Повреждённые главы немедленно ремонтировали, ведь если оставить пробоины, то сильный ветер мог бы полностью «раздеть» купол за 20 минут.

В 1967-1969 гг. состоялась капитальная реставрация глав собора: вместо железа металлические каркасы покрыли более долговечным и устойчивым к воздействию непогоды материалом — медью. Если железные купола требовали ремонта каждые 10-20 лет, то новые покрытия сохраняются до сих пор.Мастера израсходовали на купола около 32 т медного листа толщиной 1мм. Они вручную придавали листу необходимую форму, в точности повторяя предыдущую. Это была поистине ювелирная работа. Общая площадь листов, не считая маленькой главки центральной церкви, составляет около 1900 квадратных метров.

Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.

В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.

Пышное разноцветие причудливых глав делает Покровский собор неповторимым и узнаваемым во всем мире.


19 Церковь Покрова Богородицы

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.
Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюся", - отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.Этот праздник имеет большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.


20 Церковь Покрова Богородицы.

21

22

23 Церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии)

24

25

26

27 Церковь Григория Армянского

28

29

30 Церковь Входа Господня в Иерусалим

31

32

33 Церковь Варлаама Хутынского

34

35

36

37 Церковь Николая Чудотворца Великорецкого

38

39

40

41 Церковь Александрв Свирского

42

43

44

45

46

47 Церковь Святой Троицы

48

49

Церковь Василия Блаженного

Собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства в 1588 г. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.

50

Собор изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.Церковь Василия Блаженного оказалась единственной зимней из всего храма, она была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

51

52

53

54 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого)

55

56

57

Шатровая колокольня построена в 1670 -х годах.

58 Колокольня

59

60

Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор

61 Фрагмент Спасской башни Кремля. Вид со стороны церкви Киприана и Иустины

62 Храм будто бы парит в воздухе!

Источники

www.pravoslavie.ru Храм Покрова Божией Матери/ Православие.Ru Елена Лебедева
globeofrussia.ru Храм Василия Блаженного: 9 церквей на одном фундаменте- Глобус России

Религия. Что скрывает православие. Часть 3

Давайте теперь рассмотрим как и что меняется со временем. Наиболее удобно это делать на примере церквей чьё убранство так или иначе запечатлено в архивах или не сильно пострадало во время реставрационных работ.

Начнем все с того же Дмитровского собора во Владимире , ибо его пример наиболее насыщен. Во второй части я дал ссылку на фотографии и видео собора где запечатлены ведические боги и вообще всё оформление собора не имеет ничего общего с христианскими традициями.

Смотрим картинку с изображением Дажьбога . Чтобы не ошибиться, изображение даже подписано буквми ДА и БЪ.

Вообще такого рода изображений много. Вот здесь Дажьбог традиционно для его канонического изображения улетает на грифонах.

Такие изображения есть на монетах, на головных уборах, в орнаментах одежды и т.д. Всего три примера для наглядности, кто хочет легко их найдет в интернете в великом множестве. Историки прекрасно знают этот образ Дажьбога .

А что говорят нам экскурсоводы Дмитровского собора? Да ведь это Александр Македонский ! А в другом случае, там где подписано буквами ДА и БЪ это якобы царь Давид . Что забыл Александр Македонский и царь Давид в древнем русском храме лично мне совершенно не понятно. Но тем не менее вот такую глупость официально нам преподносят.

Кстати, согласно исследованиям советского академика Б.А. Рыбакова , по верованиям большинства русских людей средневековья, в том числе самых образованных и высокопоставленных, Христос являлся воплощением именно Дажьбога, а не иудейским Мессией (Б.А. Рыбаков, "Язычество древней Руси", М., "Наука", 1988). Опять-таки по Рыбакову, дохристианские и раннехристианские изображения птиц с девичьими головами – это ни что иное как русские русалки . Это те что еще в начале 19 века у А.С.Пушкина на ветвях сидели. Именно они были подателями, а никакие не ангелы. Ангелы появились под влиянием западной культуры только к концу 19 века. К этому же времени под влиянием все того же запада у русалок вырос рыбий хвост и вместо подательниц они стали утопленницами (Б. А. Рыбаков, "Язычество древней Руси", М., "Наука", 1988) . Изображения русалок с птичьими хвостами так же еще можно встретить на фасадах старых церквей, и на саккосе митрополита Московского, Киевского и всея руси Алексия (офиц. 14 в).

А помните крест Дмитровского собора? Чисто ведический. Так вот, чтобы прибрать к себе историческое наследство и обосновать свою древность современная РПЦ решила начать ставить кресты в этом стиле. С "православным" восьмиконечным крестом и нужными буквами ХС в кружочках.

Или уже со всеми нужными маленькими или косыми палочками.

Вот еще пример того, как на месте старой ведической церкви слепили христианскую. Это между прочим не захолустье какое-нибудь, а Благовещенский собор московского кремля!

Питер не отстает от Москвы. Там фальсификации вообще настолько масштабные, что в пору говорить о том что вся история Петербурга сплошная фальсификация. Например есть в Питере часовня Николая чудотворца , находится на Английской набережной, там ежедневно проезжают десятки тысяч машин. И я там тысячу раз ездил пока однажды случайно замыленным глазом не обратил внимание на крест часовни. Он же старинный, чистой воды ведический ! Оказывается этот крест скопирован с креста более старой церкви стоявшей рядом с этим местом, которая разрушена в 1932 году и точь в точь внешне повторяла ведический Дмитровский собор во Владимире. Только в кружочках торцов креста теперь нарисованы корабельные якоря.

Называлсь та старая церковь "Спас на водах". Вот ее фото из википедии.

Сейчас современная РПЦ собирается ее восстанавливать. Дело в общем-то хорошее, но с одной оговоркой. Наша РПЦ утверждает что этот храм был построен в 1909-1911гг и всегда был христианским. Однако это не правда. Этот храм стоял ВСЕГДА !!! Он обозначен на всех картах и планах Санкт-Петербурга начиная с начала 18 века , по сути с момента "основания" города. Вот фрагмент плана города 1913 года, я его выкладываю чтобы понятно было где это. Это раз, а во-вторых для того чтобы было понятно что рядом никаких похожих церквей нет вообще.

А теперь смотрим на на фрагмент панорамной фотосъемки сделанной с крыши Адмиралтейства в 1861 году. За 50 лет до якобы строительства. Мы видим "Спас на водах".

А вот она на литографии начала 19 века

Вряд ли эта церковь в то время именовалась как "спас на водах" и вообще вряд ли в середине 19 века она была христианской. Иначе бы РПЦ не врала бы. Обратите внимание что купол немного другой формы. По всей видимости после церковной реформы 1905 года когда язычники стали уголовно-преследуемы как "изуверские сектанты", старый ведический храм переделали в христианский, в том числе и купол заменили. А два года, которые указывает официальная РПЦ как якобы годы строительства нового храма, просто шли реставрационные и косметические работы под нового владельца .

Самое интересное что церквей с датой постройки в период 1905-1915 гг достаточно много и многие из них удивительным образом сделаны под "глубокую старину". Чего стоит только Феодоровский собор все в том же Питере.

Официально его построили все в тех же 1911-14 гг, вместе с куском кремлевской стены. Да да, и кусок стены тоже. Сходите в него и посмотрите живьем. Прямо у Московского вокзала, всего 5 минут пешком. Там весь первый этаж родной, с толстенными кирпичными сводчатыми потолками без перекрытий, то есть при реставрации уже в нулевые годы 21 века его практически оставили не тронутым. Верхушка уже бетонная. Нужно быть очень сильно верующим сказкам РПЦ человеком в то, что так будут строить в 20 веке, а не за 300-600 лет дот этого. Причем с утонувшим в землю нижним ярусом. Прямо чудеса какие-то. По всей видимости этому храму, или как минимум его фунтаменту и нижнему ярусу, тоже многие сотни лет и он тоже раньше был ведическим . Вот картинка из газеты дореволюционного периода, обратите внимание на купола и нижний ярус.

А вот он на фотографии 1861 года.

Церкви – ведические храмы прошлого .

Ведический храм во Владимире

Ложь и лицемерие РПЦ! Часть1

Ложь и лицемерие РПЦ!! Часть2

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Loading...Loading...