Как называется французский президент. На какой срок избирались президенты? Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Président de la République Française ; часто сокращается как президент республики , чтобы не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) - избираемый французами глава государства .

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок - 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу. Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Церемония инаугурации

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес , где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления , которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Напишите отзыв о статье "Президент Франции"

Ссылки

  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Президент Франции

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.
Пьер смотрел то вниз по полю, по которому в нынешнее утро разъездились повозки и верховые, то вдаль за реку, то на собачонку, притворявшуюся, что она не на шутку хочет укусить его, то на свои босые ноги, которые он с удовольствием переставлял в различные положения, пошевеливая грязными, толстыми, большими пальцами. И всякий раз, как он взглядывал на свои босые ноги, на лице его пробегала улыбка оживления и самодовольства. Вид этих босых ног напоминал ему все то, что он пережил и понял за это время, и воспоминание это было ему приятно.
Погода уже несколько дней стояла тихая, ясная, с легкими заморозками по утрам – так называемое бабье лето.
В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это с крепительной свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.
На всем, и на дальних и на ближних предметах, лежал тот волшебно хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревнею, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви, и углы дальнего белого дома – все это неестественно отчетливо, тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе. Вблизи виднелись знакомые развалины полуобгорелого барского дома, занимаемого французами, с темно зелеными еще кустами сирени, росшими по ограде. И даже этот разваленный и загаженный дом, отталкивающий своим безобразием в пасмурную погоду, теперь, в ярком, неподвижном блеске, казался чем то успокоительно прекрасным.

ПАРИЖ, 8 мая — РИА Новости, Виктория Иванова. Непредсказуемая избирательная кампания на выборах президента Франции завершилась без сюрпризов — новым главой государства стал лидер движения "Вперед", бывший министр экономики страны Эммануэль Макрон.

Сейчас обработаны 99,99% (35,4 миллиона) бюллетеней. За Макрона проголосовали 66,06% избирателей, а за его соперницу — лидера партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен — 33,99%.

Президентские выборы в Пятой республике прошли в 11-й раз. Глава государства избирается на пять лет путем всеобщего прямого тайного голосования, в выборах могут принять участие граждане в возрасте от 18 лет — около 47 миллионов избирателей. До оставляющего должность Франсуа Олланда высший государственный пост занимали Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Валери Жискар д"Эстен, Франсуа Миттеран, Жак Ширак и Николя Саркози.

Кто такой Макрон?

Макрон стал самым молодым президентом Франции в новейшей истории страны — ему всего 39 лет. Он закончил одно из самых престижных учебных заведений Франции — парижский Институт политических исследований Sciences-Po, а затем кузницу кадров французской политической элиты — Национальную школу администрации ENA. Макрон стал магистром философии, специализируясь по работам итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, автора "Государя", считающегося основоположником политического реализма, а также написал работу по философии немецкого идеалиста, основоположника диалектики Георга Гегеля.

Макрон проявил способности и к финансам. В 2008 году он пришел на работу в банк Rothschild & Cie, где через два года стал управляющим партнером. За время работы в банке Макрон заработал свыше трех миллионов евро, после чего его политическая карьера резко пошла в гору, и уже в 2012 году он стал заместителем генерального секретаря при президенте Франсуа Олланде. Спустя два года он покинул и этот пост, чтобы в 36 лет стать уже министром экономики, промышленности и цифровых технологий Франции.

О своем решении баллотироваться на высший пост в государстве Макрон, которого считали протеже Олланда, объявил в ноябре 2016 года. Ранее, в апреле, он создал свое движение под названием En Marche! ("Вперед"). За год Макрон сделал то, чего от него никто не ждал, — он неожиданно занял лидирующие позиции в опросах общественного мнения.

Кампания

Первый тур выборов прошел 23 апреля, по его итогам борьбу за президентское кресло продолжили центрист Макрон, получивший 24,01% голосов, и лидер правого "Национального фронта" Марин Ле Пен, ставшая второй с 21,3%.

Избирательная кампания в преддверии выборов 2017 года во Франции стала, пожалуй, самой скандальной и непредсказуемой. Впервые в истории Пятой республики от права баллотироваться на второй срок отказался действующий президент страны Франсуа Олланд, который понимал, что с учетом провальных итогов его правления он не имеет шансов на переизбрание.

Также впервые во второй тур вышли кандидаты альтернативы, а правые и социалисты, которые на протяжении десятков лет сменяли друг друга у штурвала, в этот раз оказались за бортом: представитель правящей Социалистической партии, бывший министр образования Бенуа Амон был фактически проигнорирован большинством однопартийцев, решивших поддержать Макрона, и получил в первом туре только 6,36% голосов.

Казавшийся в начале года одним из фаворитов президентской гонки кандидат "Республиканцев", экс-премьер Франсуа Фийон пал жертвой серии скандалов и финишировал лишь третьим с 20,01%.

День выборов

После разгромных дебатов, прошедших в среду в преддверии второго тура голосования, у французов и заграничных наблюдателей, кажется не осталось никаких иллюзий — президентом будет Макрон.

Уже утром, во время голосования самих кандидатов, картинка сложилась четко. У избирательного участка, где голосовал экс-министр, собралась толпа, долго не пускавшая политика, а голосование лидера Нацфронта прошло стремительно и без особого присутствия сторонников.

По информации французских социологических институтов, явка во втором туре может стать самой низкой с 1969 года, когда на второй тур выборов не пришли 31,1 избирателей. Официальной информации о явке к настоящему моменту не поступало.

В отличие от первого тура выборов, в преддверии которого был теракт и предотвращенная попытка теракта, второй тур прошел без серьезных происшествий. Протесты в Париже начались уже вечером, когда были объявлены первые результаты.

Настроения в штабах

Известие о поражении сторонники Ле Пен, собравшиеся вечером воскресенья в бывшем охотничьем павильоне императора Наполеона III на юго-востоке Парижа, встретили громким вздохом. Появление Макрона на экранах вызвало осуждающие возгласы.

Глава Нацфронта не заставила себя долго ждать — она вышла на трибуну почти сразу, признала поражение и заявила, что ее партия является "самой большой оппозицией" новому президенту и продолжит борьбу на парламентских выборах. Вечер продолжился исполнением гимна Франции — "Марсельезы" и танцами.

Макрон, выбравший для празднования площадь у Лувра, вышел к народу спустя почти три часа после оглашения первых результатов. Он поблагодарил французов за поддержку и приложенные усилия, а также кратко изложил свои задачи, направленные на процветание Франции.

В конце его выступления на сцену поднялась его супруга Бриджит и две ее дочери со своими детьми. Члены большой, теперь уже президентской семьи также исполнили гимн на глазах у тысяч избирателей.

Реакция в мире

Одним из первых Макрона с победой на выборах поздравил председатель Европарламента Антонио Таяни, заявивший, что "рассчитывает на Францию в самом центре Европы, чтобы изменить весь (Европейский) Союз".

О роли Франции в Европе написал и официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, назвавший победу Макрона "победой сильной единой Европы".

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сообщила, что "с нетерпением ждем начала работы с новым президентом по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес".

Президент США Дональд Трамп поздравил Макрона и выразил надежду на совместную работу. "Поздравляю Эммануэля Макрона с сегодняшней крупной победой в качестве следующего президента Франции. Очень рассчитываю работать с ним!" — написал президент США в Twitter.

Да, сюрпризов немало. И главный из них - историческое поражение социалистов и республиканцев. В течение последних 30 лет они царствовали в политической жизни Франции. В стране существовала огромная прослойка населения, которая всю жизнь традиционно голосовала за социалистов и республиканцев. С их правлением исторически связаны такие имена, как Ф. Миттеран, Ж. Помпиду, Ж. Ширак, то есть люди, которые имели собственный голос не только во Франции, но и во всём мире. При Н. Саркози, а потом и Ф. Олланде этот голос стал лишь эхом брюссельской и вашингтонской политики. Уровень поддержки уходящего президента опустился до 12%. В чём дело?

На падении влияния социалистов во главе с Олландом сказался затянувшийся экономический кризис. Доходов не хватало, чтобы поддерживать традиционную для социалистов сильную социальную политику. Ухудшилось положение пенсионеров. Но главное не это. Главное - безработица, особенно среди молодёжи, перевалившая за 20%. А ведь французская молодёжь - традиционно самая активная часть населения. И вот эта активная часть оказалась без дела, без заработков. Осталась лишь возможность выходить с протестами на улицу. Что она и делала в последние годы.

Часть вины лежит и на предпринимателях. Воспользовавшись тем, что в стране много мигрантов, они стали прибегать к практике замены хорошо оплачиваемых французских работников на дешёвых мигрантов. Экономя при этом ещё и на «социалке». Это привело к тому, что французские трудящиеся, традиционно поддерживавшие левые партии - коммунистов и левых социалистов, перекинулись в лагерь правых националистов, то есть в лагерь Марин Ле Пен . За Марин Ле Пен голосовало и французское фермерство, недовольное политикой Евросоюза, которая привела к тому, что французские фермеры оказались в униженном положении живущих на дотации Брюсселя.

Чьи идеологии?

Есть и ещё одна - более глубинная причина поражения традиционных партий. Это кризис самой партийной системы во Франции и частично в Европе. В последние десятилетия идеология вымывалась из политической жизни Франции. В ходе парламентских и президентских выборов французы стали делать выбор не между идеологиями (социалистической, коммунистической, либеральной, консервативной), а между теми экономическими и социальными программами, которые обеспечивали бы Франции лучшие условия роста и лучшие социальные права.

Всё большее значение приобретала личность. Но и личностями Франция в последние годы обеднела. Этим отчасти и объяснялись успехи Марин Ле Пен. Она, пожалуй, единственная, кто во Франции имел хоть какой-то оттенок харизматичности. Узнаваема, резка в суждениях, «непримирима к врагам», неординарна во внешнеполитических ориентациях. Последнее обстоятельство стало играть во Франции заметную роль, поскольку французы всё громче заявляют о недовольстве чрезмерной ориентацией Парижа на Вашингтон. Позиции Марин Ле Пен все последние годы укреплялись, даже несмотря на то, что против неё яростно выступали почти все французские СМИ. Кроме того, она всё время заявляет, что по самым животрепещущим проблемам должен быть референдум. Макрон же про это не вспоминает. Или народ Франции должен безмолвствовать?

Что же теперь?

Практически все аналитики уверены, что следующим президентом Франции станет Эммануэль Макрон. Уверены и в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Откуда такая уверенность? Разве забыли о том сюрпризе, который весь мир наблюдал недавно в США, где бесспорная фаворитка американской элиты проиграла «ужасному» Трампу . Можно сказать, что во Франции тоже случился сюрприз: ведь «голубчик» Э. Макрон опередил «ужасную» Марин Ле Пен всего на 2%. Почему же при таком минимальном отрыве все делают ставку на Макрона?

Причин несколько. Марин Ле Пен пугает своим национализмом. Если она, став президентом, будет последовательно осуществлять свою антимигрантскую политику (а при твёрдости её характера это возможно), это может выплеснуть на улицы французских городов те миллионы граждан и неграждан, которые за последние десятилетия перебрались сюда из бывших французских колоний, а в последнее время с полыхающего Ближнего Востока. Это, говорят её противники, может посеять хаос. Либеральную элиту и часть «глобализированного» городского населения Франции пугает и угроза французского исхода из Евросоюза.

Победа М. Ле Пен во втором туре маловероятна и потому, что, буквально через несколько часов после того как стали известны предварительные итоги первого тура, большинство партийных лидеров Франции заявили, что во втором туре они поддержат Макрона. Поддержат безусловно и несмотря на межпартийные противоречия, то есть у Макрона, даже если он во втором туре победит с минимальным перевесом голосов, будет возможность создать мощную политическую коалицию. Франция не хотела продолжения политики Олланда, но может её получить. Хотела сильного лидера типа де Голля , а может получить нового Петена .

Пугать французского избирателя возможностью политического хаоса в ходе подготовки ко второму туру будут и СМИ. Поводы есть. В июне во Франции предстоят выборы в Нацсобрание (парламент). В нынешнем собрании у Национального фронта всего 2 места. А союзников для серьёзной парламентской кампании у Марин Ле Пен нет. Даже если Национальный фронт увеличит своё представительство, влиятельной коалиции в Нацсобрании ему создать не удаст-ся.

Кто такой Макрон?

Теперь несколько слов о победителе первого тура и возможном будущем президенте Франции Эммануэле Макроне. Назвать его тёмной лошадкой, конечно же, нельзя. В правительстве президента Ф. Олланда он занимал должность министра экономики. На трибуны не лез. Держался в тени. Личность Макрона неожиданно заиграла после того, как он неожиданно создал новую партию, точнее, движение «Вперёд!», заявив, что он «ни за левых, ни за правых», а за новую Францию. На фоне кризиса старых партий (11% совокупного доверия) движение оказалось востребованным. Французам нравится его молодость (ему 39 лет) и то, что он никак не связан отношениями со старыми элитами. Он либерал, сторонник глобализации и Евросоюза, атлантист, выступающий за сохранение НАТО. В отличие от М. Ле Пен выступает за политику открытых дверей для иммигрантов (возможно, это его будущая ловушка, как в случае с Меркель в Германии). Женат на своей бывшей учительнице, которая старше него на 24 года. В общем «Киндер-сюрприз», в том числе и для России.

Президент Республики избирается всеобщими прямыми выборами. Срок полномочий Президента Франции составляет 5 лет, а одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух сроков подряд.

Активное избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет и не ограниченные в гражданских и политических правах. Обязательным условием наличия активного избирательного права является внесение лица в список избирателей.

Кандидатом на выборах Президента может быть гражданин Франции, имеющий активное избирательное право и достигший 23 лет. Для регистрации кандидату необходимо получить поддержку не менее 500 выборных должностных лиц (членов Парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), представляющих не менее чем 30 департаментов или заморских территорий.

Выборы проходят по мажоритарной системе в 2 тура. Для победы в первом туре необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов. При отсутствии победителя в первом туре во втором туре участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, набравший голосов больше, чем его соперник.

Объявляются президентские выборы Правительством. Помимо истечения 5-летнего срока президентских полномочий выборы объявляются при вакансии президентского поста, образовавшейся в силу смерти или отставки главы государства, смещения Президента с поста, а также в случае установления обстоятельств необратимого характера, не позволяющих Президенту исполнять свои обязанности. Обязанности Президента Республики в период вакантности поста главы государства исполняет председатель Сената, лишенный, впрочем, права распускать Национальное собрание, назначать референдум и инициировать изменение Конституции.

Статья 68 Конституции Франции допускает смещение Президента Республики с его поста по решению, принятому Высокой Палатой правосудия . Фактически речь идет о своеобразной реализации процедуры импичмента главы государства. Основанием смещения Президента Республики служит "невыполнение им своих обязанностей, явно несовместимое с его мандатом".

Инициатива смещения и создания Высокой Палаты правосудия должна исходить от одной из палат Парламента и быть поддержана другой палатой. Решение о поддержке такой инициативы принимаются палатами большинством в две трети голосов от числа членов каждой из них. Окончательное решение Высокой Палатой правосудия принимается тайным голосованием бюллетенями и требует большинства в две трети голосов от числа членов Палаты. Решение Высокой Палатой правосудия о смещении Президента Республики с его поста вступает в силу немедленно.

Конституция Франции (ст. 67) освобождает Президента Франции от ответственности за действия, совершаемые им в этом качестве. На протяжении периода пребывания в должности Президент Республики не может быть вызван для дачи показаний в какой бы то ни было французский судебный орган или орган административной юстиции, а так же не может являться объектом иска и действий по сбору информации, следственных действий или судебного преследования. При этом течение всякого срока давности и срока для обращения в суд приостанавливается. Иммунитет от судебного преследования носит временный характер – исковые требования и производство могут быть возобновлены или возбуждены против Президента Республики по истечении месячного срока с момента прекращения его полномочий.

Иммунитет Президента Франции не освобождает его от ответственности перед Международным уголовным судом, на что прямо указывают положения статей 532 и 68 Конституции.

Основные полномочия Президента Республики вытекают из положений ст. 5 Конституции Франции, определяющей природу, основные задачи и функции данного института: "Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров".

Президент Франции одновременно является князем Андорры – одним из двух монархов этого княжества. Андорра – карликовое государство, расположенное в Пиренеях между Францией и Испанией. Соправителем Президента Франции, вторым князем Андорры является епископ Урхельский, глава одноименного диоцеза в Испании.

Президент Франции является гроссмейстером ордена Почетного Легиона, высшей государственной награды Франции.

Полномочия Президента Франции могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, требуется ли для их реализации контрассигнация Премьер-министра, и, в случае необходимости, ответственного министра.

"Личные", не требующие контрассигнации, полномочия Президента республики также можно разделить на несколько групп:

  • – во-первых, полномочия Президента как гаранта и арбитра – назначение законодательного референдума; право отказаться от подписания ордонанса; право назначения трех членов Конституционного совета и Председателя этого органа; право обращаться в Конституционный совет; полномочия Президента как гаранта независимости судебной власти, в реализации которых ему содействует Высший совет магистратуры;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с взаимодействием с другими институтами государства, такими как Парламент и Правительство. Президент Республики обращается с посланиями к Парламенту, назначает и смещает Премьер-министра, созывает заседания Совета министров, утверждает его повестку дня и председательствует на его заседаниях;
  • – в-третьих, это полномочия Президента по преодолению кризисов – право принять чрезвычайные полномочия, предусмотренное ст. 16 Конституции. Согласно данной статье "когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом".

Приняв соответствующее решение, Президент Франции информирует о нем нацию в послании. Характер чрезвычайных мер, предпринимаемых Президентом, согласно Конституции должен диктоваться "стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач".

Дискуссии касательно того, насколько соответствует принципам демократии признание за Президентом Республики данного права, ведутся уже больше полувека. Критики этого права указывают на опасность злоупотребления главой государства этим правом, вплоть до возможности узурпации власти. Защитники данного права опираются на ограниченную конституционную практику его применения и на комплекс предохранительных механизмов, встроенных в положения ст. 16 Конституции.

Процедура роспуска Национального собрания требует от Президента всего лишь проведения предварительных консультаций с главами палат и Премьер-министром, никак не ограничивая главу государства в основаниях такого роспуска. Национальное собрание не может быть распущено:

  • – председателем Сената в период выполнения последним обязанностей Президента;
  • – в период, когда глава государства пользуется чрезвычайными полномочиями в порядке ст. 16 Конституции;
  • – на протяжении года со дня предыдущих выборов.

Полномочия Президента Франции, реализация которых требует контрассигнации, так называемые "разделяемые" полномочия, также образуют несколько групп:

  • – во-первых, это кадровые полномочия, связанные с назначением Премьер-министра и, по представлению Премьер-министра, министров. Кроме того, Президент осуществляет назначение на другие гражданские и военные должности. Часть назначений, например, членов Государственного совета, великого канцлера Почетного легиона, чрезвычайных послов, чрезвычайных посланников, старших советников Счетной палаты, префектов, представителей государства в заморских административно-территориальных образованиях и в Новой Каледонии, генералов, ректоров академий, директоров центральных административных ведомств происходит в Совете министров. Кроме того, конституционная реформа 2008 г. установила, что органический закон может определять перечень должностей, назначения на которые Президентом осуществляются после проведения публичных консультаций с профильными комиссиями Парламента, наделенными правом заветировать назначение в том случае, когда сумма голосов "против" в каждой комиссии составляет по меньшей мере 3/5 от суммы голосов, поданных в обеих комиссиях;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с подписанием ордонансов и декретов, принятых на заседаниях Совета министров;
  • – в-третьих, это полномочия по созыву внеочередных сессий Парламента;
  • – в-четвертых, это право назначения референдума в порядке положений ст. 88s Конституции – на референдум выносится проект закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого- либо государства в Европейский Союз и в Европейские сообщества;
  • – в-пятых, вопросы международных отношений и обороны. Президент, согласно Конституции, является главнокомандующим вооруженных сил, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Правительство Франции, согласно ст. 20 Конституции 1958 г., определяет и проводит политику Нации, в его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы;
  • – в-шестых, полномочия промульгировать законы, принятые Парламентом, включая право вернуть закон в парламент для повторного рассмотрения;
  • – в-седьмых, право помилования.

Содействие Президенту Франции в выполнении его конституционных полномочий оказывает целый комплекс вспомогательных служб и органов, так называемый "дом Президента". Ведущие позиции в этом комплексе удерживает генеральный секретариат главы государства, ответственный за основные аспекты организационного и информационного обеспечения деятельности Президента Франции, а также за обеспечение его взаимодействия с другими органами государства.

Большинство вспомогательных органов и служб размещено в официальной резиденции главы французского государства, в качестве которой еще с 1873 г. служит Елисейский дворец.

Завершая характеристику института Президента Франции, необходимо отметить, что созданная Ш. де Голлем и М. Дебре "президентоцентричная" модель организации институтов Пятой республики, где отношения между главой государства и главой правительства строились согласно принципам, высказанным Ш. де Голлем при назначении М. Дебре Премьер-министром: "Я не собираюсь вдаваться в детали правительственной деятельности. Я ограничусь тем, что определю основные направления", "постепенно, под влиянием как политической практики “сосуществования” или “кохабитации”, так и конституционных реформ", эволюционировала в направлении более гибкого распределения как полномочий, так и политической ответственности в системе высших органов государства.

Парламент Франции организован как двухпалатное учреждение. Верхняя палата – Сенат – заседает в Люксембургском дворце, нижняя – Национальное собрание – во дворце Бурбон.

Двухпалатную структуру Парламент Франции сохраняет со времен Второй империи. Современный французский бикамерализм отражает потребность обеспечить представительство не только нации в целом, что обеспечивается формированием Национального собрания путем всеобщих прямых выборов, но и территориальные коллективы. Функция представительства территориальных коллективов возложена Конституцией Пятой республики на Сенат, а ее реализация обеспечивается способом формирования этой палаты. Кроме того, не подлежащий роспуску Сенат представляет собой элемент стабильности в институционной картине страны.

Депутаты Национального собрания Франции избираются на всеобщих прямых выборах по одномандатным избирательным округам с использованием мажоритарной системы и двумя турами голосования.

Право голоса на выборах депутатов Национального собрания имеют достигшие совершеннолетия граждане Франции, пользующиеся в полном объеме гражданскими и политическими правами. Кандидатом на выборах может быть гражданин Франции, достигший 23 лет, пользующийся в полном объеме избирательными правами и не обладающий свойством неизбираемости.

Для избрания в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов, причем явка на выборах не должна быть меньше 25 % от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей.

Во втором туре голосования участвуют все кандидаты, получившие не менее 1/8 числа голосов от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал 1/8 и более голосов избирателей округа, то во втором туре участвуют два кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.

Срок полномочий Национального собрания составляет 5 лет. Предельная численность депутатов Национального собрания определена ст. 24 Конституции и составляет 577 депутатов.

Национальное собрание может быть распущено Президентом Республики .

Сенат избирается путем непрямых выборов. Он обеспечивает представительство административно-территориальных образований Республики. Общая численность Сената составляет 348 членов. Срок полномочий сенатора составляет 6 лет, а состав Сената каждые 3 года обновляется наполовину.

Кандидат в Сенат должен быть гражданином Франции, достигшим 30 лет, и обладающим полнотой избирательных прав.

Сенаторы избираются коллегией выборщиков общей численностью около 150 тыс. человек. Для выборщиков Сената действует принцип обязательного участия в голосовании, а сама коллегия по каждому департаменту включает в себя членов Национального собрания, депутатов региональных и генеральных советов, делегатов муниципальных советов и т. д.

Применяемая на выборах сенаторов избирательная система зависит от количества сенаторов, избираемых в департаменте. Если в департаменте избирается менее 4 сенаторов, то используется мажоритарная система абсолютного большинства. Если департамент посылает в Сенат 4 и более членов, то используется пропорциональная система с использованием метода наибольшего среднего.

Каждая из палат французского парламента возглавляется председателем.

Председатель Национального собрания избирается Палатой на весь срок ее полномочий и отвечает за организационное обеспечение ее работы, председательствует на заседаниях Национального собрания, выполняет целый ряд иных полномочий, предусмотренных Конституцией.

Руководство деятельностью палаты председатель Национального собрания осуществляет при содействии Бюро Национального собрания, коллегиального органа, в состав которого, помимо председателя Палаты, входят 6 заместителей председателя, 3 квестора и 12 секретарей.

Председатель Сената избирается после каждой ротации Палаты. Бюро Сената – коллегиальный орган, аналогичный по функциям Бюро Национального собрания. В состав Бюро входят, помимо председателя Палаты, 8 заместителей председателя Сената, три квестора и 14 секретарей.

В составе палат действуют партийные фракции и группы.

В каждой из палат действуют по три квестора. На депутатов (сенаторов), занимающих эту должность, возлагается административное и финансовое обеспечение деятельности палаты, как-то: управление персоналом палаты, ее вспомогательными службами и т. п.; определение режима использования зданий и помещений палаты; управление режимом доступа и безопасности палаты; управление финансами палаты.

Число постоянных комитетов, создаваемых в Национальном собрании и Сенате Франции для подготовки и обсуждения законопроектов, не может превышать восьми. В Сенате Франции в 2014 г. функционировали следующие постоянные комитеты: по экономическим вопросам; по международным делам, обороне и вооруженным силам; по социальным вопросам; по финансам; по культуре, образованию и связи, по развитию инфраструктуры, сферы услуг, городскому и сельскому планированию; по конституционным законам, законодательству, всеобщему избирательному праву и общему администрированию. Также на правах постоянного комитета работает комитет по европейским вопросам.

Палатами могут создаваться также временные комитеты и комитеты, включающие в себя членов обоих палат (объединенные комитеты).

Палаты французского Парламента заседают отдельно. Исключением являются заседания Парламента, собираемого в формате Конгресса. Конституция Франции предусматривает, что в этом формате Парламент Франции собирается для принятия решения о пересмотре Конституции (ч. 3 ст. 89), для заслушивания обращения Президента Республики (ч. 2 ст. 18), для утверждения закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого-либо государства в Европейский Союз (ч. 2 ст. 885).

Парламент Франции работает сессионно. Ежегодная сессия парламента продолжается с октября по июнь включительно, а число дней пленарных заседаний каждой из палат за период сессии в обычных условиях не должно превышать ста двадцати.

Особенности французской конституционной модели "рационализированного парламентаризма" обуславливают ограниченную законодательную компетенцию парламента этого государства, предметный перечень которой содержит ст. 34 Конституции Франции. Согласно положениям данной статьи "закон устанавливает нормы, относящиеся к:

  • – гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; к свободе, плюрализму и независимости средств массовой информации; к обязанностям, касающимся граждан лично и их имущества и обусловленным задачами национальной обороны;
  • – гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности лиц, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;
  • – определению тяжких преступлений и правонарушений средней тяжести, а также полагающихся за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых категорий судебных органов и статуса судей;
  • – базе налогообложения, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

  • – порядка выборов в палаты Парламента, в собрания местного уровня и в представительные органы для французов, проживающих за пределами Франции, также условий осуществления выборных мандатов и должностей членами совещательных собраний административно- территориальных образований;
  • – создания категорий публичных учреждений;
  • – основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим;
  • – национализации предприятий и передачи собственности на предприятия из государственного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

  • – общей организации Национальной обороны;
  • – свободного самоуправления административно-территориальных образований, их полномочий и их ресурсов;
  • – образования;
  • – сохранения окружающей среды;
  • – режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств;
  • – трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения".

Приведенный перечень может быть расширен органическим законом.

В целом же принимаемые Парламентом Франции законы можно разделить на семь категорий.

Во-первых, это конституционные законы, которыми изменяется и дополняется Конституция Республики.

Во-вторых, это органические законы, принимаемые по предусмотренному Конституцией перечню вопросов и соблюдением особой процедуры, включающей обязательную проверку их положений на соответствие Конституции Конституционным Советом Республики.

В-третьих, это так называемые "обычные" или "текущие" законы – наиболее многочисленная группа законодательных актов.

В-четвертых и в-пятых, это, соответственно, финансовые законы и законы о финансировании социального обеспечения, особенности принятия которых Парламентом Франции определяются органическими законами.

В-шестых, это программные законы, которыми определяются цели деятельности государства в какой-либо сфере (образование, здравоохранение и т. п.).

В-седьмых, это законы, которыми дается согласие на ратификацию международных договоров.

Соотношение полномочий Национального собрания Франции и Сената в законодательном процессе позволяет отнести верхнюю палату Парламента Франции к категории так называемых "слабых" палат, в связи с тем что за некоторыми исключениями принятие закона при разногласии палат относительно его положений возможно без согласия Сената, т. е. в редакции Национального собрания.

Основой статуса французского парламентария служат положения ст. 27 Конституции Франции, устанавливающие, что "любой императивный мандат недействителен. Право голосования члены Парламента осуществляют лично. Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата".

Режим парламентского иммунитета и индемнитета членов Парламента Франции определяется положениями ст. 26 Конституции:

  • – ч. 1 устанавливает невозможность подвергнуть французского парламентария преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении им своих обязанностей;
  • – положения ч. 2 ст. 26 устанавливают объем и пределы иммунитета французских парламентариев: "член Парламента в случае преследования его за совершение тяжкого преступления или правонарушения средней тяжести может быть подвергнут аресту или иной мере, связанной с лишением или ограничением свободы, только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или правонарушения либо в случае вынесения окончательного приговора".

Условия несовместимости мандата члена Национального собрания и Сената устанавливаются органическим законом и включают в себя, в частности, пребывание на других выборных должностях в органах публичной власти (исключая должности председателей регионального и генерального совета и мэров), пребывание на невыборных должностях в органах публичной власти, состояние в органах управления государственных и отдельных категорий негосударственных корпораций и т. д. Ограничения касаются также осуществления парламентариями определенных видов деятельности.

Детали процедуры роспуска были охарактеризованы выше.

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие - они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат - лидер партии "Вперед!" Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу "Революция", которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

Loading...Loading...