Как называется медовый спас. Медовый Спас: народные традиции, обычаи и приметы

Великие православные праздники всегда ассоциируются с походом в храм, народными обычаями. Летние праздники всегда сопровождались народными гуляниями, танцами, песнями. Поэтому поговорим о первом спасе – медовом. История его создания началась еще до нашей эры в честь нашего Спасителя. Но почему спас медовый и что делать в праздник?

Что такое Медовый Спас? Когда и как празднуют

Сначала разберем, что такое спас. Спас – сокращение слова Спаситель, что означает православного спасителя – Иисуса Христа. Это летние праздники, которые посвящены Иисусу. Он возник в древнем Константинополе во время сильной жары в августе. Из-за высокой температуры все инфекции и болезни быстро распространялись по городу, из-за чего пострадало много людей. В это время появилась традиция выносить из храма святой Софии кусочек креста, где был распят сын божий, которым освящали воду для исцеления от болезней.

Также праздник великому Спасу и Пресвятой Богородице связан со знаками, которые осветили иконы о победе великого князя Андрея Боголюбского и императора Мануила в сражениях.

В день празднования Медового Спаса вспоминают о семи братьях Маккавеях, которые были принесены в жертву из-за своей веры в Бога. Сегодня, чтобы отдать им долг, на службу в храме люди приносят букеты из цветов – маковейчики для их освящения.

С этого дня, было разрешено есть овощи, собирать мед и сеять озимые культуры. В этот день организовывали походы к рекам и колодцам, которые освещались. После в водоемах купались и купали скот, чтобы те (в зависимости от вида животного) давали хорошее молоко, вкусное мясо, яйца.

Какого числа отмечают яблочный и медовый спас

Медовый Спас – один из трех праздников, которые начинаются первыми в августе, еще есть яблочный и ореховый. Сегодня медовый день празднуют 14 августа, раньше по старому времяисчислению его отмечали первого числа августа. Яблочный Спас празднуют 19 августа, это второй спас, этот день считается уходом лета и встречи осени.

Смородина золотистая медовый спас

Данный сорт золотой смородины используют для композиции маковейчиков. Смородиновый куст среднего срока созревания, который универсально используют. Ягоды круглые желто-оранжевого цвета, обладают сладким вкусом и нежным освежающим ароматом.

Обычно куст цветет с середины до конца июля, его можно встретить в белгородской и волгоградской области. Цветет яркими цветками. Интересно, что существуют и другие растения с таким же тематическим названием сорта, например, gladiolus гладиолус медовый спас.

Другие названия

В зависимости от народных обычаев и культур, у разных стран существуют разные названия, например, в России его еще называют:

  • Первый Спас;
  • Мокрый спас;
  • Маковей;
  • Маковый Спас;
  • Медовый день;
  • Медовый праздник;
  • Проводы лета;
  • Калинник.

Возможно, это еще не все названия у российских славян, скорее всего, в отдельных регионах существуют свои диалектические. В Белоруссии праздник называют: Макавей, Макава, Першы спас, Спас мядовик. На Украине это Спас Маковея, Маковей, Перший спас, Медовий спас, Макотрус. В Болгарии праздник зовут Протоягус, Егус, Ягус, Устина, Макавеи, Чуруци, Моринки, Зтьовден.

Начало Спасовок (Успенского поста)

В первый день начинается святой Успенский пост. Спас – название в народе 3 праздников православных славян, которые обедняют в себе: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господа, Преображение Господа и Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя.

Спас от короткого - спаситель – Иисус Христос. Спас в переводе - спасать себя. В этот православный день спастись можно с помощью поедания святых меда, яблок, хлеба и потребления воды. В Сербии славяне в эти дни копали новые и очищали существующие колодцы, так как считалось, что праздник освещает колодец, и вода в нем тоже святая.

Обычаи восточных славян

Северяне ходили в храм, где освящали воду и мед, который недавно собрали. Священный обычай – печь из меда различу сдобу: булочки, пироги, торты, пряники и прочие, тем самым благословив еду.

Уже в первые дни праздника можно было сеять озимые культуры, считалось, что будущий урожай должен быть хорошим и освященным Богом. В Сибири Макавей называется Калинник (первый по счету) и день Соломониды-бабушки. Последний – праздник, который почитается будущими мамами, матерями и знахарками. В этот день девушки, которые хотели забеременеть, ходили в храм, молились и умывались святой водой.

Макавей

Первый день Спаса – 14 августа, также день памяти ветхозаветных мучеников Макавеев, которые принесены в жертву ради Спасителя еще в 166 г. до нашей эры. Украинские, белорусские, сербские, болгарские, македонские и частично русские славяне почитали мучеников.

В народе праздник со временем переименовали в Маковый, так как в это время расцветает мак. Поэтому в этот день священным обычаем было печь выпечку из мака: пряники, пироги, рулеты, булки. Часто мак объединяли со священным медом. Садились за стол славен и начинали обед с употребления блинчиков с маком и маковым молочком, которое также готовили из мака и меда. Важной особенность было приготовление макового молочка в особой посудине, которая обрела название макальник в России, украинцы называют ее макитра, а белорусы – макатер.

Славяне следовали в праздник многим приметам, которые связаны с маком, придумывали стихи. Молодые люди выходили на улицы в Макавей, пели песни и танцевали, почитая маковое растение. Девушки посыпали своих избранников маком, после чего заигрывали к ним, щипая их и щекоча.

Спас на воде

Такое название праздник приобрел из-за того, что в первый день в храмах проводили освящение воды, рек, озер и колодцев. В этот день разрешено было копать новые колодцы и очищать существующие. Крестовые походы на реки и озера южные славяне проводили с целью обмыть себя и свой скот. Считалось, что вода может смыть порчу и сглаз, болезни, бесплодие и прочие недуги.

Другое название спаса на воде – мокрый спас, считалось, что уже на следующий день после него нельзя было купаться. Вода считалась грязной, цвела, из-за приближения осени температура водоемов резко снижалась. Селянину разрешено было проводить полевые работы, собирать старый урожай и садить новый. Крестьяне в этот день подготавливали землю и орудия работы на поле.

Медовый Спас

Название «Медовый», Спас получил от того, что в этот день улья на пасеках были заполнены новым урожаем меда. В медовый спас разрешено было выкачивать урожай и святить его в храме. В народе считалось, что если не выкачать мед, то пчелы с соседних пасек заберут его. Освященный в храме мед можно уже было есть. По обычаям считалось, что если собрать урожай раньше, то следующий урожай не удастся.

Пасечники в этот день проводили целые обряды. Утром они, оценив урожай и найдя самый «богатый» улей, выламывал из него соты, брал некоторые из них и шел в храм для освещения. После этого с помощью святого меда освещали оставшийся мед и готовили святой обед. После обедни крестьянин должен был дать часть освященного меда малоимущим, которые выражали свои поздравления с медовым спасом.

После, пасечник шел дальше собирать урожай из ульев. В это время на пасеке собиралась детвора, которая всячески помогала пчеловоду, а взамен, он раздавал им часть урожая. В ответ и в благодарность ребята благословляли пасечника с помощью народных тематических песен, с пожеланиями здоровья ему и его семье.

Из меда в этот день готовили множество блюд и напитков. В день медового спаса он особо почитался и уважался. Еще в древние времена люди знали о пользе меда, его целебных особенностях. Использовался он для лечения, рецептов красоты, сохранения молодости, для обретения сил и энергии.

Обычаи южных славян

Интересно, насколько разнятся традиции северных и южных славян. Например, сербские святят воду с помощью молодого базилика. В первый день нельзя купаться и работать. Славяне считали, что работа в этот день может привести к неизлечимому недугу.

В Македонии на протяжении всего Маккавея славяне внимательно следят за изменениями в погоде, так как они предсказывали прогноз на следующий год. Праздник длится 12 дней, а значит, 1-ый день спаса предсказывает погоду в январе, 2-ой – в феврале и так далее. Женщинам в этот день и следующий, запрещалось стирать и купать детей. Иногда запрещались и другие работы.

В Болгарии день также называется Зетьовдень. В торжество обязательной традицией было ходить зятьям в гости к свекрам, обязательно нужно поздравить - принести дары, а также при встрече целовать руку.

Поговорки и приметы

В народе существует множество поговорок о медовом спасе. Вот некоторые из них:

  • поминаючи мак, не прогневайся и так;
  • первый Спас – первый сев;
  • на маковый Спас мак собирай;
  • если выкопать колодец на первый Спас, то никто не сможет ему навредить;
  • после медового спаса в реку не входят;
  • с первого Спаса и роса хороша.

Также существуют и приметы в первый спас:

  1. Дождь на праздник первого Спаса – будет мало пожаров.
  2. Посев озимых культур нужно начинать только со дня первого Спаса. Если посеять раньше, то урожай не удастся.
  3. На праздник нужно съесть первую ложку священного меда и при этом загадать желание.
  4. На медовый праздник купаются в последний раз, так как после вода начинает цвести и становится холодной.
  5. Чтобы оздоровиться и приобрести удачу, нужно съесть ложку святого меда и запить 3 глотками воды из колодца в первый Спас.

Выставка меда в Москве

Ежегодно москвичи могут посетить выставочные экспозиции меда в Коломенском. Там проводится выставочная дегустация различных сортов меда, угощений и сладостей из него. Выставка меда часто сопровождается веселыми песнями, танцами, народными гуляниями. Выбрать и купить на тематических ярмарках мед намного интереснее и проще, зачастую, там стоят сами пасечники со всех регионов страны, которые хорошо знают свой продукт и гарантируют качество. Выставка меда в Москве проводится на коломенской ярмарочной площади в музее-заповеднике.

Мед – особый продукт, который почитается во всем мире. Он славится своими целебными свойствами и неповторимым вкусом. В его составе более 300 биологически активных компонентов, полезных для здоровья человека. Медовый спас – святой праздник православных славян, в который медовый продукт святили в храмах, из него готовили множество блюд. А сам сбор продукта превращался в целый обряд с песнями и плясками.

Медовый спас – первый спас, во время которого нужно было начинать собирать мед и сеять озимые культуры для хорошего будущего урожая. В народе у южных и северных славян существовали свои обычаи, которые нужно было проводить, но объединяло их то, что в этот праздник нужно было в обязательном порядке попробовать освященный мед, который оберегал в будущем от болезней.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова




Последний летний месяц невероятно богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. 14 августа по новому стилю каждый год начинается Лакомка – двухнедельный Успенский пост, который, по мнению православного народа, уступает по своей строгости лишь Великому. Однако Успенский пост также считается и самым легким, ведь в это время природа щедро одаривает людей сочными фруктами, различными овощами и грибами. Начало Спасовки по времени совпадает с Первым из трех Спасов – Медовым.

Медовый Спас отмечался нашими предками с особым размахом, именно поэтому этот день отличается богатой историей и традициями, благодаря которым он получил много названий. Но обо всем по порядку.

История и традиции Медового Спаса

По верованиям наших предков Медовый Спас знаменовался с окончанием лета, началом холодов и сезона дождей. Считалось, что 1 августа по старому стилю (14 августа – по новому, соответственно) птицы начинают собираться в стаи для отлета в теплые края, природа постепенно готовится к зимовке, а пчелы перестают носить пыльцу. Именно в этот день пасечники осуществляли последний торжественный забор меда. Именно поэтому Первый Спас называют Медовым, Медоломом или Лакомкой. Надев чистую рубаху и осенив себя крестным знамением, пчеловод на рассвете осматривал свои владения, выбирал улей, переполненный медом, и приступал к залому сот. Первые соты помещали в чистую деревянную посуду, никогда не использовавшуюся до этого и относили в церковь для освящения. Освященным медом угощали всех прохожих: знакомых и незнакомых. Особым грехом считалось обделить нищих и подростков. Девушки и юноши пели традиционные песни, а пасечники щедро одаривали их янтарным ароматным лакомством. Мед ели просто так и готовили с ним всевозможные . Кстати, есть мед нового урожая разрешалось только после Медолома.




Еще одно название Первого Спаса – Маковый или Маковей. История происхождения этого названия довольно интересна и уходит своими корнями к самому зарождению христианской веры. Изначально этот день был днем поминовения братьев-мучеников Маккавеев. Однако с течением времени эти два праздника слились в один, а фамилия братьев трансформировалась в «Маковей», поскольку в это время также происходит активный сбор съедобного мака. Поэтому традиции на Медовый Спас также включают освящение мака и букетов-оберегов маковейчиков, которые составляются из разнотравья и маковых головок. По верованиям наших предков эти букеты обладали целительной силой и уберегали семью от несчастий и голода. Букетик не выбрасывали, а засушивали и хранили целый год в качестве украшения и оберега. А для того чтобы уберечь свою семью от несчастий, бедности и недобрых взглядов людей, нужно было посыпать вокруг жилища освященными зернышками.




Также Медовый Спас часто называют Мокрым Спасом или Спасом на воде. Это связано с традицией малого водосвятия. Весь православный народ в этот день совершал крестные шествия к водоемам. Священники освящали воду в реках, озерах и криницах. Люди чистили старые колодцы и освящали новые. Даже дождь и росу в этот день наделяли волшебными свойствами. Считалось, что, искупавшись в святой воде, можно избавиться от многих недугов и даже смыть грехи. Поэтому люди купались сами и заводили в воду домашних животных.

Медовый Спас 2014

Люди и сегодня с размахом отмечают Медовый Спас: история праздника и традиции настолько богаты и интересны, что люди и по сей день стараются им неотступно следовать. Современная молодежь и люди более солидного возраста ходят в церковь для освящения меда, воды и мака, хозяйки пекут румяную постную выпечку с маком и медом. Также повсеместно устраиваются народные гуляния на Медовый Спас: сценарий праздника может включать традиционные песни, танцы и веселые конкурсы. Обычно устраиваются конкурсы букетов-маковейчиков или выпечки с маком или медом, организовываются выставки лучших сортов меда с его последующим освящением и дегустацией, а также веселые ярмарки и вечернее разжигание костров.




Также предлагаем вам прочесть еще одну нашу статью об

В середине августа начинают улетать на юг птицы, дозревает урожай, летние цветы сменяются осенними. Еще пару дней — и порывом ветра сорвет с дерева первый пожелтевший лист. В это благодатное время начинают следовать друг за другом церковнославянские праздники Спасы. Самый первый Спас – Медовый — празднуют 14 августа. С этим праздником связано немало событий, легенд и обрядов.

Предлагаем Вам 13 фактов о Медовом Спасе.

1. Как появился праздник Медовый Спас на Руси?

Медовым Спасом в народе стали называть официальное православное празднество – Происхождение Честных Древ Креста Господня.

На Русь этот праздник пришел из столицы Византии — Константинополя, где многие годы существовал обряд «изнесения» частей Креста Господня по улицам. Так город, и его жители очищались от болезней и скверны.

2. Почему Спас?

Спас – от слова «спаситель», в православии так называют Иисуса Христа, спасшего человечество, искупив его грехи собственной смертью на кресте.

3. Почему медовый?

Медовый спас – самое популярное название Первого Спаса. Именно в это время, в самой серединке августа, бортники Руси приступали к основному сбору меда. В народе считали, что пчелы с этого дня перестают собирать нектар с цветов.

Традиционным было освещение меда в храме на вечерней службе. Кушанья, щедро сдобренные медом, были главными блюдами праздничного дня.

4. Спас Маковый

Еще одно популярное название Спаса – Маковый — имеет различные толкования. По одной из версий, название праздника связано со святыми Маккавеями. Семеро братьев приняли мученическую смерть от сирийского царя за отказ принять веру в языческих богов. День памяти мучеников праздновали 14 августа.

5. Блюда из мака — на Маковый Спас

По другой версии, Спас стал Маковым, потому что в эту пору созревает мак. Маковые головки тоже вместе с медом несли освятить в церковь, чтобы потом приготовить из них множество традиционных кушаний: мак, сваренный в меду, сочиво, булочки и лепешки с маком, маковые рулеты.

Также из маковых коробочек делали букетики, которые хранили весь год — они считались хорошими оберегами от злых духов и невзгод.

6. Мокрый Спас

Первый Спас называли еще Мокрым (Спас на воде) из-за старинной традиции совершать крестные ходы к водоемам.

Вся вода освещалась и наделялась целительными свойствами. Даже роса и дождь считались целебными. Люди не только сами купались, но и скотину обливали святой водой. Наши предки верили, что избавляются от недугов и смывают с себя грехи.

7. Медовый Спас 14 августа — начало Успенского поста

14 августа православные христиане приступают к Успенскому посту, который длится всего 2 недели. Этот пост очень строгий, но по сравнению с другими довольно приятный, потому что разрешается употреблять в пищу мед.

8. Медовый Спас — проводы лета

В некоторых регионах России на Медовый Спас совершались проводы лета.

Из свежей соломы вязали большую куклу, наряжали ее — и под обрядовые песни топили в воде.

9. Медовые ярмарки

Медовый Спас на Руси неразрывно связан с традиционными медовыми ярмарками, на которых продавался мед и проводились народные гуляния без песен и хороводов – как-никак, первый день поста.

Большой честью считалось одарить в этот день медом сирот и вдов.

10. Крещение Руси

Оказывается, на Медовый Спас произошло очень важное историческое и религиозное событие!

Именно в этот день, в 988 году, князь Владимир Святославович совершил обряд Крещения Руси .

11. Победа над булгарами 14 августа

А 14 августа 1164 года князем Андреем Юрьевичем Боголюбским в бою с булгарами была одержана победа, благодаря взятому им в поход образу Владимирской Богородицы.

С тех пор православные чествуют в этот день Пресвятую Божью Мать.

12. Народные приметы на Медовый Спас

С праздником Медового спаса связано несколько народных примет:

  • Если в этот день прошел дождь, то пожаров до зимы не будет.
  • Поможешь нищему и убогому – сам счастье обретешь.
  • На Медовый спас уходят все бабьи грехи.

13. Как в наше время можно отметить этот древний и колоритный праздник?

Сходите в храм на праздничное богослужение, подарите родным и близким мед в красивых баночках, искупайтесь – очистите душу и тело от грехов и недугов, напеките пирогов и блинов и раздайте нуждающимся.

Вот уже сотни лет празднуют в нашей стране Медовый Спас. Не нужно забывать историю, традиции и обычаи нашего народа!

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
Loading...Loading...