Как объяснить смену дня и ночи ребенку. День и ночь на земле

Почему происходит смена времен года? Древние мыслители и астрономы Греции полагали, что смена времен года объясняется мистическими причинами, никак не связанными с движением планет в Солнечной системе.

Более того, для них вся остальная вселенная находилась в движении вокруг нашей планеты, а сама Земля оставалась неподвижной. Подобная модель сохранилась и в эпоху Средневековья, по религиозным соображениям.

Николай Коперник совершил переворот, доказав, что Земля и прочие планеты движутся вокруг Солнца, а, как мы увидим, именно этим движением объясняется смена времен года.

Движение вокруг Солнца — вот ответ на вопрос


Земля со спутника Электро-Л. На видео показано как менялась Земля с 1 января по 31 декабря 2012 года.

Наша планета имеет два постоянных движения: она движется вокруг своей оси, а так же оборачивается вокруг Солнца. Первым движением объясняется смена дня и ночи — один полный оборот происходит за 24 часа, мы называем это сутками. Второе движение является непосредственной причиной смены времен года.

Ось планеты находится под непрямым углом к падающим на нее солнечным лучам, если бы было иначе — смена времен года никогда бы не происходила, ночь и день всегда были бы одинаковыми и длились по 12 часов, как на экваторе, так и в Лондоне, и в заполярье.

Однако, ось наклонена по отношению к солнечным лучам и не составляет с ними прямого угла, поэтому в течении полугода северное полушарие получает большую часть солнечного тепла, предоставляя солнечным лучам большую поверхность, чем южное. То же самое происходит с южным полушарием в течении другой половины года.

Почему на Юге теплее круглый год

Поскольку во время движения по своей орбите Земля находится на разных расстояниях по отношению к Солнцу — лето в южном полушарии теплее, чем лето в северном. Это объясняется тем, что во момент, когда расстояние между Землей и Солнцем является минимальным — именно Южное полушарие находится ближе к Солнцу, чем северное.

Конечно, и в Южной Африке бывает зима и выпадает снег, но зима в ЮАР и в Австралии намного теплее, чем зима в России на полуострове Ямал или на архипелаге Новая Гвинея.


Смена времен года, смонтирована на основе изображений геостационарного спутника METEOSAT-9, полученных в период с 21 декабря 2010 по 20 сентября 2011 года.

Заключение

Итак, смена времен года происходит благодаря двум факторам: во-первых, это движение Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите, во-вторых, это непрямой угол между земной орбитой и солнечными лучами. Не будь одного из этих двух факторов — на Земле никогда не сменялись бы времена года.

Однако возникает вопрос: какое время года было бы в таком случае на Земле — вечная зима или вечное лето? Ответ: ни то, ни другое. Дело в том, что если бы земная ось не была бы наклонена — на экваторе, куда лучи падают под прямым углом, было бы вечное лето, а чем дальше от экватора — тем холоднее. Если же наша планета не двигалась бы вокруг Солнца, но ось была бы так же наклонена по отношению к солнечным лучам — в одном из полушарий было вечное лето, а в другом зима, в зависимости от расположения Земли относительно Солнца.

Ольга Климова
«Смена дня и ночи». Конспект занятия в средней группе

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели :

Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток.

Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи , утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Закрепить понятие «Солнечная система» .

Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

Целевые ориентиры дошкольного образования :

развивать познавательный интерес к смене дня и ночи ;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, познакомить с новой загадкой,

Материалы и оборудование :

глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок) ; плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи , утра; настольная лампа; альбомный лист, карандаши.

Предварительная работа : Беседа по теме «Солнечная система» , рассматривание иллюстраций с изображениями планет, заучивание «Астрономической считалки» А. Усачева.

Словарная работа : Солнечная система, ось; Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель : Смена дня и ночи . Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью ?

Дети : Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.

Воспитатель : Но прежде чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?

Дети : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель : А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка» :

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Кто не видит - выйди вон.

Воспитатель : А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?

Дети : Земля.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку :

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и млад и стар,

Что она большущий шар.

Дети : Земля.

Воспитатель : А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?

Дети : Влияет.

Воспитатель : Как влияет?

Дети : Оно греет Землю.

Воспитатель : Солнце когда-нибудь отдыхает?

Дети : Не отдыхает.

Воспитатель : Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)

Дети : Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.

Воспитатель : Люди часто говорят про Солнце : «Просыпается Солнышко» , «Солнце под гору скатилось, за лес село. А вы как думаете, Солнце движется?

Дети : Нет.

Воспитатель : Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?

Дети : Утро.

Воспитатель : Сейчас давайте с вами немного разомнемся

Все встали и повторяем за мной.

Физминутка

Каждый день по утрам,

Делаем зарядку

Очень нравится нам,

Делать по порядку :

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель : На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус) .

Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это)

Каждый день и каждый год

Совершаешь оборот.

А с Земли при наблюденье

Создается впечатленье,

Что кружиться не она,

А все звезды и Луна.

Воспитатель : Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе) . А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.

Воспитатель : Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь , а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.

Воспитатель : Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.

Друг за дружкой чередой,

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот –

Спать немедленно зовет.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.

Физминутка

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете,

На носко поднялись.

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель : Мы с вами побывали в космосе, и теперь я вам предлагаю нарисовать рисунок на тему : «Что мы видели из космической ракеты» .

Воспитатель : Ваши пальчики устали и давайте их немного разомнем.

Пальчиковая гимнастика

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается -

Цветочки раскрываются,

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком» .

5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

Подойдите на улице к любому встречному и попросите показать, в каком направлении вращается Земля. Вопрос очень простой, но многие люди ответят на него неправильно. И все потому, что они никогда не пытались понять, что происходит с движением Земли на самом деле.

Вряд ли сейчас найдется человек, который не знает о вращении Земли. встает , а садится на , вращение Земли и обеспечивает смену дня и ночи. Понять это очень просто с помощью глобуса и настольной лампы, имитирующей – при вращении глобуса его участки будут попеременно уходить в тень и снова выходить к свету.

Если вы находитесь в России, то есть в , и будете следить за движением Солнца, то вы увидите, что для вас оно движется слева направо (если вы стоите к нему лицом). Но это движение Солнца иллюзорно, на самом деле вращается Земля – в сторону, противоположную видимому движению Солнца. Если бы вы находились в и тоже следили за Солнцем, стоя к нему лицом, то для вас оно бы двигалось справа налево.

А что определяет смену времен года? Сочетание двух факторов: движения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси по отношению к нему на 23,4º. Не будь земная ось наклонена, не было бы и смены времен года. Именно наклон земной оси приводит к тому, что Солнце попеременно сильнее прогревает то южное полушарие Земли, то северное. Когда в северном полушарии наступает лето, в начинается зима. Но пройдет , и все изменится – Солнце начнет сильнее прогревать южное полушарие, там настанет лето. В северном же воцарится зима.

Наклон земной оси приводит и к тому, что длительность дня и ночи в разных частях мира неодинакова и меняется по мере движения Земли вокруг Солнца. Неизменна она лишь и полюсах: на экваторе день и ночь в любое время года равны двенадцати часам, на полюсах день и ночь всегда длятся по полгода. Для остальных территорий длительность дня и ночи плавно меняется от летнего солнцестояния 21 июня, когда день максимален, а ночь наиболее коротка, до зимнего солнцестояния 21 , когда день очень короток, а ночь самая продолжительная.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • как происходит смена дня ночи

С давних времен люди пытались понять и объяснить различные природные явления – почему идет дождь, отчего день сменяется ночью, почему происходит смена времен года. Но еще и сейчас некоторые люди думают, что смена сезонов обусловлена удаленностью Земли от Солнца. На самом деле это не так.

Инструкция

Земная ось – воображаемая линия, соединяющая Северный и Южный полюс. Она имеет определенный угол наклона к плоскости орбиты (плоскости эклиптики) . Угол наклона оси - величина постоянная и составляет 23,5 градуса. Земная ось неизменно направлена в одну точку – на Полярную звезду. Именно наличием угла наклона оси планеты к плоскости ее орбиты и обусловлена смена года.

Поскольку угол наклона земной оси не меняется, то при дальнейшем движении планеты по орбите (то есть другую часть года) наклоненным к Солнцу оказывается Южный полюс. Южное полушарие получает больше тепла и света, к югу от экватора приходит весна. Северное полушарие, получая меньше солнечного света, постепенно остывает. К северу от экватора – зима.

Видео по теме

Источники:

  • как происходит смена времени года

Чередование дня и ночи настолько привычно для людей, что многие даже не задумываются о причине этого явления или его особенностях. Трудно найти человека, который бы не знал о вращении Земли или о том, что она движется вокруг Солнца. Но многие ли помнят, что день или ночь могут длиться полгода?

Каждый учившийся в школе человек знает, что в основе смены дня и ночи лежит суточное вращение Земли. За 24 часа она делает полный оборот вокруг своей оси, что и обеспечивает чередование дня и ночи для большинства районов Земли. Для большинства – но не для всех.Земля наклонена по отношению к плоскости своей орбиты на 23,4?. Это приводит к тому, что Солнце освещает ее поверхность неравномерно. Территории близ Северного и Южного полюсов оказываются в особых условиях освещения: в течение полугода на одном из полюсов царит ночь , тогда как на другом – день . На одном Солнце просто не заходит за горизонт, все время оставаясь на виду, на другом оно вообще не появляется над горизонтом. Белые ночи в Петербурге связаны именно с географическим положением города – Солнце не опускается слишком низко, поэтому ночь не наступает. Но ночи не только в Петербурге, но и во всех городах, расположенных выше (ближе к Северному полюсу) 49? северной широты. На этой широте в день летнего солнцестояния бывает одна белая ночь . Чем ближе от этой широты к северу, тем больше . С широты 65? и севернее можно наблюдать непрерывный день , Солнце вообще не заходит за горизонт. Подобные явления наблюдаются и по другую сторону экватора.Почему полярные день и ночь длятся ровно полгода? Потому что Земля вращается вокруг Солнца, и ровно через полгода, вследствие наклона своей оси, подставляет Солнцу другой полюс. Движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси объясняется и чередование времен года. Попеременно, с периодичностью в полгода, холодный сезон сменяется теплым, и наоборот. Когда в северном лето, в южное приходит зима. Проще всего понять , взяв глобус и осветив его имитирующей Солнце лампой. Вращая глобус, вы легко увидите, как и происходит чередование дня и ночи. А передвигая глобус вокруг лампы- , поймете и причины чередования времен года.Если ежедневно наблюдать за Солнцем и отмечать ровно в полдень его высоту над горизонтом, можно заметить, что она меняется. Раз в год – 21 июня, в день летнего солнцестояние – оно достигает наибольшей высоты. Продолжительность светлого в этот день наибольшая, а ночь самая короткая. Через полгода, 21 декабря, в день зимнего солнцестояния, высота Солнца над горизонтом будет наименьшей, а день самым коротким. Для жителей северного полушария летнее солнцестояние – это день поворота к зиме. С каждым днем Солнце будет подниматься над горизонтом все ниже и ниже, пока в день зимнего солнцестояния не достигнет низшей точки. С этого момента начнется поворот к лету – Солнце станет подниматься все выше, его лучи будут падать на землю под все более прямым углом, давая больше тепла.

Традиционно считается, что Санкт-Петербург- это город мостов, дворцов, каналов, старинных особняков и белых ночей. Северная столица – это еще и город туристов, которых кормят не только впечатления, но рестораны, бары, молодежные кафе, современные кинотеатры, дискотеки. Для них работают развлекательные учреждения – бильярдные и теннисные корты, боулинги. Питер располагает огромным количеством заведений, где можно отметить день рождения на любой вкус.

Причины смены дня и ночи заключаются в постоянном и циклическом вращении Земли вокруг своей оси. Этот процесс довольно стремительный по Но мы успеваем его заметить темными вечерами или наблюдая утренний рассвет. Благодаря лучам Солнца прогревается поверхность планеты, а мы можем видеть меняющиеся темноту и свет.

Лучи Солнца и свет Луны

Причины смены дня и ночи заключаются в том, что Земля вращается вокруг оси, которую мы можем мысленно представить. Но она одновременно поворачивается относительно Солнца. Это происходит во время движения ее по орбите вокруг светила.

Причины смены дня и ночи заключаются в движении Земли по оси, проходящей сквозь полюса планеты. Она успевает обернуться за 24 часа. А вот вокруг Солнца происходит более медленное вращение - за 365 суток.

Причиной смены дня и ночи является вращение планеты. На разных континентах разная. Например, в Санкт-Петербурге существует сезон белых ночей, а полярные дни могут длиться более месяца.

За счет чего наблюдается неравномерность длительности светового дня?

Продолжительность дня и ночи не везде одинакова по причине того, что воображаемая ось Земли немного наклонена относительно Солнца. Поэтому и лучи падают неодинаково на разные полушария. Благодаря перераспределению тепла и существует жизнь на планете.

Успевая остыть за ночь, днем планета разогревается. Происходят жизненно необходимые обменные процессы. Мы видим Землю в таком привычном виде благодаря уникальному движению планеты. На разных континентах растительность и животный мир отличаются из-за продолжительности дня.

Полюс может находиться в тени полгода - это время называют полярной ночью. Затем наступает на следующие полгода день на полюсе. В то время когда на северном полюсе ночь, на южном - день, и наоборот.

Если бы не было привычных суток?

Благодаря тому что Земля равномерно освещается Солнцем, существует жизнь на планете. Вот представим, что она перестала бы вращаться, и на одной стороне всегда был бы день, а вторая была бы вечно обделена светом. Полушарие под Солнцем раскалилось бы до температуры, при которой все живое высохло бы.

Вторая часть планеты начала бы замерзать из-за нехватки солнечных лучей. Так в настоящем мы имеем идеальную планету для жизни. Разнообразие живых существ поражает, и это возможно только благодаря вращению Земли. Смена как дня, так и ночи важна, как и перемены погоды в связи с приходом разных сезонов.

2 2 759 0

Мам, куда солнышко спряталось?
– Сынок, мама сейчас занята, не мешай.

Процесс смены дня и ночи у малышей вызывает много вопросов, как и все остальные явления природы. Это говорит о нормальном развитии ребенка .

Правильный ответ родителей имеет решающее значение для полноценного развития малыша и для установления доверительных отношений.

  • Не нагружайте информацией и терминологией.
  • Не врите (что-то вроде: «солнышко на тебя обиделось, потому что ты плохо себя вел»).
  • Отвечать на все вопросы, которые задает ребенок;
  • Устную форму подкрепляйте визуальной и/или ассоциативной (дети легче понимают и запоминают увиденное, чем услышанное).

В статье расскажем, как легко научить сына или дочь распознавать смену дня и ночи.

В каком возрасте объяснять и почему

Если малыш сам спросил: «Куда делось солнце?» , – родители должны доступно объяснить, чтобы у ребенка не осталось вопросов. При этом, не нагружать информацией.

    Примерные фразы-ответы

    «Солнышко пошло спать»;
    «Солнышко должна сменить луна»;
    «Солнце спряталось за тучками» годятся для объяснения детям до 2 - 2,5 лет, так как малышу будет сложно усвоить материал даже в игровой форме.

У детей постарше такие ответы вызывают шквал дополнительных вопросов. Родители, продолжая объяснения в игровой форме, могут только запутать ребенка.

По статистике, в возрасте 3-4 года дети задают около 900 вопросов в день.

Начиная с 3-х лет, если ребенок не спрашивает об этом, можно самим поинтересоваться, как он считает, почему день сменяет ночь. Услышать ответ, не перебивая, не критикуя и не высмеивая. Затем аккуратно предложить вместе разобраться в этом вопросе.

Почему меняются день и ночь

Солнечная система представлена центральной звездой – Солнцем, вокруг которой вращаются 9 планет:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Земля третья по счету от Солнца после Меркурия и Венеры. Благодаря удачному расположению нашей планеты, на ней существует жизнь. Поэтому у нас не так жарко как, например, на Венере, где температура 460 градусов Цельсия и не так холодно, как на Марсе (-125 градусов).

Солнце освещает планету поочередно – сначала одну, затем вторую половину. Благодаря этому ночь сменяет день. Этот процесс непрерывный и происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси.

Земная ось – это воображаемая прямая линия, вокруг которой совершается вращение планеты за одни сутки. Земная ось проходит сквозь ее центр.

Полный поворот Земли на 360 градусов вокруг своей оси совершается за 23 часа 56 минут 4 секунды – это одни сутки.

Рассказывать о солнечной системе можно начинать с 3-х лет, обязательно с дополнением картинок или видео. Так ребенок сможет сравнить планеты и Солнце между собой. Также, для закрепления полученных знаний.

При объяснении Земной оси, для наглядности, можно взять яблоко и продеть карандаш или любую длинную палочку от хвостика к противоположной его части.

Карандаш – это ось Земли, а яблоко – Земля.

Аналогично прокручиванию яблока вокруг карандаша, наша планета вертится вокруг своей оси.

Как объяснить на примере апельсина

Этот метод подходит для деток дошкольного возраста.

    Вам понадобится:


    - апельсин;
    - длинная палочка.

Желательно этот урок проводить вечером, так ребенку будет интереснее.

  1. Прокалываем апельсин длинной палочкой – это будет Земля , которая вращается вокруг своей оси. На апельсине можно нарисовать человечка и сказать, что здесь находится малыш.
  2. Напротив устанавливаем свечку на подставке – это Солнце .
  3. Начинаем аккуратно вращать «Землю» вокруг своей оси. По ходу объясняем, что там, где светит Солнце, сейчас день, а на обратной стороне – ночь, завтра будет по-другому.

Можно дать потрогать «теплую сторону» апельсина и объяснить, что таким же образом Солнце прогревает Землю.

Пример с глобусом

Берем глобус (или обычный мяч), напротив включаем настольную лампу (временно настольная лампа – это Солнце, которое освещает глобус – Землю).

Медленно прокручиваем глобус или мяч, указывая на темную и светлую стороны глобуса.

Попросите ребенка, чтобы он указал пальчиком на какой стороне «глобуса – Земли» сейчас день и на какой ночь.

Как обучать в раннем школьном возрасте

Желательно увеличивать информационную нагрузку, к примеру, объяснять что такое сутки и зачем нам Солнце.

Что такое сутки?

  • Сутки состоят из дня и ночи.
  • В сутках 24 часа, за это время Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Объяснить это можно с помощью глобуса с включенной настольной лампой напротив него.

Loading...Loading...