Как пользоваться православными четками и их значение. Четки. Кладезь энергии и незаменимый помощник в практике

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


На сегодняшний день четки - это и вспомогательный элемент при прочтении молитв или мантр, и просто украшение. Возникновение их не имеет какой-либо даты, различные источники указывают различные периоды. Однако все изыскания сводятся к одному мнению: своим появлением они обязаны индийским традициям и верованиям. Четки используются в различных религиях: буддизме, исламе, индуизме, христианстве, которое имеет множество течений. Основными являются православие и католичество. Они имеют различие в оформлении храмов, ведении служб, одеяниях священнослужителей. И, конечно, православные четки отличаются от тех, которые используются в католичестве. Считается, что использоваться они начали приблизительно в IV веке, связывают их с именем Святого Пахомия.

Изначально православные четки служили монахам для подсчета количества молитв в течение дня или службы. Согласно канонам церкви, инок должен постоянно находиться в молитве, которая должна идти из глубины сердца. А в послушники и в монахи приходило очень много людей, которые не умели ни читать, ни писать, ни считать. Всем им выдавалась веревочка, на которой после каждой молитвы необходимо было завязать узелок. Таким образом, изначально четки в православии не имели форму замкнутого кольца, как в современном мире.

В более поздний период на нитку или шнур стали нанизывать бусины различной формы из самых разнообразных материалов и закреплять их в форме круга. В католической церкви четки называют «розариум» - венец, а в православии - «лествица» (лестница к Богу). Из материалов используются лески или прочные шнуры, круглые или овальные бусины, бусины в виде объемных геометрических фигур. Изначально выполняли четки из деревянных элементов. Но с течением времени их стали использовать не только священнослужители и монахи, но и прихожане. И богатые семьи, чтобы выделиться, стали заказывать мастерам четки из драгоценных и полудрагоценных камней.

Вообще, православные четки в классическом исполнении - это прочная натуральная нить с нанизанными деревянными бусинами, в месте соединения - деревянный крест и прикрепленная к нему кисточка. Количество бусин колеблется от 10 до 1000 штук, их диаметр индивидуален. Но наиболее часто распространены православные четки на 100, 12 и 24 бусины. Католические отличаются тем, что после замкнутого круга на крестике изображено объемное распятие Иисуса Христа со скрещенными ногами.

Нефритовые четки попали в наш мир из буддизма и индуизма. Кроме других догм и постулатов, составляющих основу верований, в них еще и придавалось значение камням. Поэтому минералы, которые приносят счастье и удачу одному человеку, по учению, могут принести несчастья и проблемы другому. Нефритовые четки не только помогают концентрировать внимание, развивать моторику пальцев и успокаивать нервную систему, но и изменяют судьбу человека, пробуждая в нем чувство справедливости, отвагу, любовь, изгоняя негативные мысли, ведущие к различным недостойным поступкам. Но православные четки из нефрита не принесут удачи семейным людям. Этот камень требует отрешения от мира и общения с людьми, поэтому он больше подходит для послушников или адептов веры.

Родоначальницей современных четок принято считать Индию. Еще в древние времена, не умеющие считать верующие, помогали себе разными способами: перекладывали орехи или камушки с одной кучки в другую, вязали узелки на веревках и кожаных ремнях, нанизывали ракушки, семена, косточки или брусочки на шнурки.

Это удобное приспособление получило широкое распространение практически на все религиозные течения, не исключением стало и православие.

Для чего нужны четки православным христианам

Основная функция четок – подсчет определенного количества молитв, которые произносит христианин. Возносить молитву нужно искренне, с чистым сердцем, не отвлекаясь на посторонние шумы и действия. Четки прекрасно помогают сосредоточиться именно на священных словах, не отвлекаясь на подсчет уже произнесенных молитв.

Еще одна функция – напоминание, что верующий должен постоянно творить молитвенный щит, очищая свою душу и прося милости и прощения у Бога. Многие христиане забывают молиться в течение дня, произнося молитву только утром или вечером. Если носить четки с собой на запястье руки, они будут напоминать о вознесении молитвы днем.

Зачем еще могут пригодиться

Четки помогают расслабиться и успокоиться, сосредотачиваясь только на молитву, очищая ум от мирских мыслей и забот. Перебирая гладкие бусины подушечками пальцев можно снять головную боль, избавиться от гнева и агрессии, научиться терпению и покаянию.

Четки в православной религии – виды

Православная церковь дает разрешение на использование четок, которые мы привыкли видеть чаще всего. Они представляют собой нить с бусинами, концы которой сомкнуты в круг. На месте соединения двух концов нити – крест, увенчанный кисточкой. В древности использовали разные виды четок, в том числе «лестовки», по которым молились старообрядцы. Такие четки вязались из веревки, вместо бусин завязывали петли, в которые вставлялись скрученные листки с написанными молитвами. Верующие видели в таких четках «лестницу в небо». В наше время такой аксессуар причислен к устаревшему, и не применяется в обращении православными.

Четки для православных христиан делают из разных природных материалов, христиане не стремятся к роскоши, поэтому чаще всего для их изготовления используют дерево. Цвет и размер бусин не имеет значения, главное, чтобы четки удобно сидели в руке и были соблюдены правила по количеству зерен.

Христианские четки имеют число бусин, кратное 10, либо , подобно числу земных лет Иисуса. Для мирян обычно изготавливают четки из 10, 30, или , для тех, кто посвятил себя служению Господу, число зерен может насчитывать до 1000 единиц. Четки носят на запястье руки, на шее, или в специальном тканевом мешочке.

Каждый десяток бусин разделен между собой маленьким крестиком, либо бусинкой другого размера. Место сцепления нити в круг увенчано большим крестом с кисточкой. Постоянно пользуясь четками, они впитывают настроение и энергетику своего владельца, поэтому этот аксессуар считается личным. Исключение составляет ритуал передачи или дарения четок от учителя к ученику, а также от отца к сыну.

Четки в православии – как правильно пользоваться

Важно, чтобы четки удобно лежали в руке и не были слишком тяжелыми. Только полное созвучие этого аксессуара с владельцем позволит возносящему молитву полностью расслабиться и отрешиться от внешнего мира.

По четкам можно читать любые молитвы, главное, чтобы они исходили от сердца и были искренними. Для ежедневных обращений к Богу рекомендуется читать молитву Иисусу: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного». Прочитав 10 раз, пальцы почувствуют перемычку, на которой можно прочесть молитву Богородице: «Пресвятая Богородица, моли Бога за нас».

Если какая-то ситуация требует особого внимания, то эти молитвы можно заменить на подходящие случаю: за болящих, за ребенка, за здравие, за упокой. Нося при себе четки, при каждом удобном случае перебирайте зерна, вознося молитву. Со временем, слова будут литься сами, без каких-либо усилий, а состояние молящегося будет схоже с легким трансом.

Монахи и православные служители относятся к своим четкам, как к сильному оберегу от злых духов и нечисти, поэтому этот аксессуар они не выпускают из своих рук, ассоциируя его со святым щитом.

В эпоху Возрождения массивные дорогие чётки стали непременным атрибутом знатной дамы. Поэтому художники даже Деву Марию и царственных особ изображали с чётками в руках. Так, у бельгийской Антуанетты были чётки из чёрного и розового жемчуга, каждая величиной с ноготь большого пальца.

Бенвенуто Челлини «Каящаяся Магдалина» наделил крупными чётками, свисающими с левого запястья исторического персонажа, а Рембрант, написавший около сотни своих ранних автопортсров на очень многих изображен с четками. Мария Медичи, похоже, и спала, не выпуская четки из рук; алмазные четки были предметом гордости Генриха VIII, Людовик XI перебирал яхонтовые четки даже за обедом, а британский Георг II только на охоте прятал четки из бирюзы в карман. Те из близких придворных и некоторые заслуженные воины-ветераны, которым Повелитель Вселенной Железный Хромец Тимур-завоеватель подарил золотые чётки с особой пойцзой (пропускной жетон), могли заходить к нему в любое время и сидеть в его присутствии. Известно из хроник, что легендарный Саладдин в знак дружбы подарил Ричарду Львиное Сердце не только удивительный «живой» клинок сабли, но и уникальные четки из двенадцати редчайших драгоценных камней, чередующихся с крупными бриллиантами - подарок поистине бесценный…

Пожалуй, любому человеку, вне зависимости оттого, какую религию он исповедует, верует вообще или нет, хоть единожды в жизни случалось брать в руки четки. Потому что этот предмет не только магически притягивает , но и вызывает непременное жгучее желание потрогать, ощутить гладкость или неровность бусинок, перебрать их и как минимум подумать о сокровенном…

Бусы беспокойства

У четок много разных названий. Так, на мусульманском Востоке их именуют месбаха и говорят, что они «бусы тревог и 6сспокойства».Тем не менее четки уже давно стали обязательным атрибутом традиционного мужского облачения, в котором человек отправляется на молитву.
Однако в Коране ничего не сказано о «бусах беспокойства». Эго связано с тем, что обычай молиться с ниткой бус в руках пришел из Северной Индии и Персии. После завоевания Востока Александром Македонским традиция распространилась очень быстро.
Четки у мусульман, как правило, состоят из 33 бусин. Они разделены на три части более крупными промежуточными шариками и обязательно оканчиваются бусинкой с кисточкой. Иногда в месбаха бусин бывает 99, это число соответствует количеству черт Бога или, подругой версии,обозначает число Его имен.
Во время молитвы верующий перебирает четки, и; каждой бусине соответствует фраза из Корана или же количество повторов предложений.

Первые дорогие месбаха изготавливали из редкого драгоценного черного коралла, который добывали в Красном море и искусно полировали. Бусины инкрустировали серебром и чернили. Затем в ход пошли другие дорогие камни и ценные породы дерева. Но особенно ценились четки, изготовленные из душистого сандала и столь редкого на Востоке янтаря.

Зёрна прозрения

Буддийские чётки отличаются от месбаха. Они и называются иначе – мала или же, в тибетском варианте, пренба. Количество зёрен (именно так буддисты предпочитают называть бусины) на них обычно 108. Это священное число – 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний, омрачающих дух человека: желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6); по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3); к объектам внутренним и объектам внешним (2); три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3). Отсюда - канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18×2 = 36; 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-й), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.
Также 108 получается при умножении числа планет (9) на число знаков зодиака (12) или числа четвертей луны (4) на число лунных созвездий (27), которые луна проходит за месяц. Кроме того, в йоге считается, что за день или за ночь (т.е. за 12 часов) человек совершает 10800 вдохов и выдохов.

Буддистские четки с 108 зернами чаще всего имеют разделители, которые расположены на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна. Как разделитель обычно принято использовать более крупное зерно, чем остальные.
Кроме того, буддистские четки часто имеют 54 и 27 зерна, представляющие собой укороченный вариант (половина и одна четвертая от ста восьми). Так же, бывают четки, которые имеют 18 зерен, в честь восемнадцати учеников Будды, двадцать одно зерно, как символ двадцати одной формы богини Тары, четки с 32 зернами, которые используются для счета тридцати двух достоинств Будды.
Классические зёрна буддийских чёток изготавливаются непременно из кости животного или даже человека и имеют вид маленьких черепов. Разделяет мала крупная целиндрическая бусина, которую называют меру, из которой выходит пучок разноцветных нитей. Каждая нить означает обет той или иной буддийской школы. Так, чёрная соответствует принятым мирским обетам, красная – начальным монашеским, а жёлтая – полным монашеским.

Грязные руки прочь!

Мала может считаться “настоящей” лишь после того, как её освятит учитель – лама. Их ни в коем случае нельзя передавать посторонним, а если зёрна на мала сотруться, то чётки следует восстановить, причём не только с помощью физического воздействия на них, но и с применением особого очистительного обряда. В отдельных случаях разрешается сжечь мала – с обязательным чтением всех положенных для такого случаи мантр.
Буддийские паломники традиционно оставляют четки, на которых они уже насчитали 108 тысяч мантр, в святых местах.

Буддисты относятся к мала очень серьезно, называют их мощным орудием дли управления умом и даже “кнутом, который направляет ум к прозрению”. Они верят в магическую силу мала, её способность исцелять, дарить радость. К буддийским четкам запрещается прикасаться грязными руками.

Не умеешь считать? Перебирай

Христиане также носят четки, подвешивая к ним крестик. Четки разрешается иосить даже тем католикам, которые не имеют духовного звания.
В православии ношение четок было привилегией исключительно монахов и монахинь. По преданию, основатель христианского монашества Пахомий Великий в IV веке ввел четки для ие разумеющих грамоту монахов - перебирая бусины, они могли вести счет молитвам и земным поклонам.

Наиболее распространенные чётки из 30 зерен. Согласно христианству они знаменуют «Воскресенье Троицы» (Троицын день), который служит напоминанием людям о вечной природе Бога, о том, что Господь Вседержитель един в трех лицах – Отца, Сына, Святого Духа.
А пёрстные четки из 10 бусин – отождествляют Богочеловека Иисуса Христа.

Благотворное влияние четок

Четки популярны и в наше время. Это не только дань моде. Ученые выяснили, что перебирание бусинок помогает человеку снять стресс, сосредоточиться или, напротив, расслабиться, совладать с бессонницей. А недавно медики, интересующиеся свойствами четок посоветовали курильщикам, решившим расстатьса с пагубной привычкой, взять а руки нитку с бусинками и перебивать их чтобы справиться с соблазном зажечь сигарету.
Ритмичность перебирания четок восстанавливает нормальный ритм функционирования всех внутренних органов и повышает общий тонус организма.
Восточные целители рекомендуют массировать четками кисти и пальцы рук, чтобы снять воспалительные заболевания суставов иди дать себе отдых после долгой кропотливой работы.
Для лучшего запоминания информации достаточно повторять ее одновременно с перебором четок, который повышает концентрацию внимания и сосредоточенность.

Магические свойства четок

Магический аспект использования четок заключается в том, что четки накапливают энергию молитв, мантр, определенных текстов, символов, психических состояний, набирают на себя вербальную, ментальную и иную энергию, со временем становятся предметом силы и, вступая в резонанс с полем “хозяина”, позитивно изменяют его полевую структуру.
В эзотерике четки, не утратив первоначального значения, используются для фиксации сложных магических программ и коррекций. Любой , который вы делаете – это монада, которая может быть разбита. Четки же состоят из множества, но составляют целое. Это то, что постоянно чистит, постоянно накачивает энергию, постоянно держит поток, это талисман который находится в постоянном движении.

Денежные: Зеленые камни – малахит, яшма, может быть зеленый гранат – уваровит, гроссуляр; оникс, халцедоновые.
Любовные: Розовый кварц, земляничный кварц, родохрозит, родонит чистый, розовый турмалин – рубеллит (янская энергия цвета приоритетна); гранат, розовый рубин.
Брачно – семейные: Розовые камни смешивать с зелеными; например, родохрозит с малахитом на благополучие в любви.
Карьера, социум: Синие – лазурит, бирюза, сапфир, содалит. Социум, достижение власти – может быть темный аметист, темно-фиолетовый флюорит.
Здоровье: Флюорит – зеленый (омоложение), желтый, многоцветный; агаты, оникс, халцедон. Очень хороши желтые, зеленые камни; универсальные из сердолика (лучше оранжевый), для чистки крови – карнеол.
Кахолонг используется на здоровье – женщинам, детям, старикам (возрастные проблемы).

Четки из минералов не рекомендуется носить постоянно с собой. Это проверено многовековым опытом предыдущих поколений. Любой камень обладает так называемой природной памятью. Даже «ваш» камень от долгого постоянного ношения начинает вести себя как усилитель эмоционального статуса своего хозяина. В это можно не верить, над этим можно смеяться. И все-таки лучше прислушаться к опыту тех, кто развивал и отрабатывал традицию изготовления, применения и использования каменных четок. Из примеров истории известно следующее. Монахи, равно как миряне,пользовались каменными чётками только при принятии важных решений. Их брали на серьезные встречи, переговоры, на битву с «ворогом» и т.п., когда они играли роль своеобразного амулета-охранителя. Но после «серьёзной встречи» каменные чётки всегда подносили к огню лампадки, т.е. обжигали огнем, затем поливали святой водой и убирали за «образа» до следующего судьбоносного момента в жизни».

Кто из нас, так или иначе, не сталкивался с четками? Многие их активно используют, кто-то видел их в руках родных и близких, кому-то они знакомы по книгам и художественным фильмам. Четки - неотъемлемый атрибут большинства существующих религий и всевозможных духовных течений. Они - незаменимые помощники в молитве и духовном труде. Четки по праву считаются одним из наиболее почитаемых символов духовной мудрости, а их широкое применение в молитвах - великолепный пример того, как реальные предметы нашего материального мира могут служить проводниками в мир Души.

Для начала, обратимся к энциклопедии: «четки» (др.рус. -чьт-, то есть считать, читать, пересчитать) - нитка или ленточка, на которую нанизаны бусины (зерна), пластины, или другие плотные однородные элементы, навязаны узелки. Чаще всего они замкнуты в кольцо. Во многих религиях четки используются для счета уже произнесенных молитв, способствуют большей концентрации и задают определенный ритм для непрекращающейся молитвы без счета.
Самые первые образцы четок, найденные в результате археологических раскопок, были созданы во II тыс. до н.э. в Индии. Первое упоминание буддийских четок относится к III веку н.э. Христианские четки, создателем которых признан святой Пахомий, известны с IV века н.э. По легенде Пахомий основал в пустыне Фиваидской монастырь Тавенна. Для того, чтобы необученные счету монахи читали в день положенное количество молитв, он давал им шнурок с завязанными на нем узлами. Этот шнурок и стал первыми четками христиан.
Зачастую, четки считают исключительно религиозной принадлежностью, рассматривают их как помощников при чтении молитв. Количество входящих в четки зерен должно соответствовать количеству молитв, произносимых верующим. Однако не только молитвами сопровождается перебирание четок.
Доподлинно известно, что в среднеазиатском шаманстве основным инструментом шамана был вовсе не бубен, как мы привыкли считать, а четки. Перебирая четки, шаманы предсказывали будущее счастье, надвигающуюся беду, погоду и даже смерть.
Итак, четки нашли свое применение во многих культурах и практически во всех религиях мира: в христианстве (как в православии, так и в католицизме), исламе, буддизме, шаманизме и мн.др. Естественно, что у каждой религии были свои собственные строгие параметры, по которым изготавливались четки. Когда смотришь на конкретные четки, всегда можно определить, кто их владелец, - христианин, буддист или мусульманин. Помимо этого, по виду четок можно рассказать и о степени подготовки ее владельца, о его принадлежности к той или иной ветви учения. Послушникам, например, хватает меньшего количества зерен в четках, нежели тем, кто перешел на следующий этап духовного развития.

Буддийские чётки.

Буддийские четки (на санскрите: мала, на тибетском: пренба). Буддийские четки представляют собой некое подобие ожерелья с нанизанными на него зернами. Чаще всего встречаются четки, имеющие 108 зерен (108 брахманов, присутствующих при рождении Будды). Такие четки имеют разделители, которые располагаются после 18, 21, 27 и 54 зерна. Помимо четок со 108 зернами, часто встречаются четки с 27 и 54 бусинами (1/4 и 1/2 от 108, это укороченные варианты). Встречаются четки с 18 зернами - в честь 18 учеников Будды (архатов), с 21 зернами, отождествляемые с 21 формой богини Тары, четки с 32 зернами - для отсчета 32 достоинств Будды.
Четки венчаются двумя кисточками или несколькими бусинами. Четки с красной кисточкой и нитью предназначаются для чтения Тантры. Во многих буддийских четках одна из бусин выделяется, она, как правило, более крупная или окрашена в другой цвет. Это символ золотой жемчужины Будды. Четки Брахманов оканчиваются двумя одинаковыми кистями. В месте своего соединения узлы окрашены в оранжевый цвет.
Четки используются практически во всех религиях для отсчитывания количества прочтенных молитв или мантр, выполненных поклонов или ритуалов. Но в буддизме четки играют и дополнительную роль предмета, в котором зашифрована информация, тесно связанная с философскими и практическими аспектами Великого Учения Будды.

Цена: 1250р, 1540р, 3100р, 7250р. Нефрит.

Цена: 980р, 1540р, 6300р. Агат.

Цена: 2740р, 4250р, 8450р. Лунный камень.

Цена: 3100р. Чёрный агат.

Цена: 3540р. Лазурит.

Цена: 6800р. Кошачий глаз.

33 бусины. Материал: оникс. Цена: 480р.

108 бусин. Материал: керамика. Цена: 480р.

Христианские чётки.

1. Православные четки.

В православных четках чаще всего используются четки с 33 зернами, по числу земных лет жизни Христа, или кратные 10 или 12. В правиле Номоканона XI века рассказывается о веревице, имеющей 103 узелка. Четки применяются для совершения Иисусовой молитвы. Православные четки делятся звеньями по 10 штук, плюс 3 штуки от узла нитки вниз, затем нитяная кисточка, как правило, она сочетается с крестом.
Раньше четки были обязательны для любого православного. Так, к примеру, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции четко сказано: « Любому христианину всегда держать в руках четки, как молитву Иисусову - неустанно на устах. И в церкви, и дома, и на торгу,- ходишь ли, стоишь ли, сидишь ли, и на любом месте»

2. Католические четки (розарий).

В католицизме четки называют Розарием, венком из молитв, которые повторяются в определенном порядке. Обычно они состоят из 50 зерен, отделенных по 10 штук большими бусинами. Это подразумевает повторение каждой молитвы по 10 раз, и таких повторов - пять. Также могут использоваться четки с 33 и 150 бусинами. Существует и полный Розарий, включающий 20 декад. Он предназначен для чтения всех таинств Розария сразу. Бывают Розарии и на одну декаду, выполненные в виде браслетов. Они используются для чтения одного десятка «Богородиц». Католические четки венчает Распятие, над которым располагаются еще пять бусин. Традиционный способ ношения четок у католиков - надевать их на шею в виде ожерелья. Часто католические четки носят на руках, наматывая их в виде браслета, или убираются в карман, в специальном мешочке - «scapula», украшенном вышивкой с изображениями святых.

Православные чётки.

Чётки деревянные.

40 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 540р.

50 бусин. Материал: ясень. Цена: 480р.

30 бусин. Материал: ясень. Цена: 380р.

100 бусин. Материал: граб. Цена: 680р.

100 бусин. Материал: золотой ясень. Цена: 1100р.

54 бусины. Материал: самшит. Цена: 780р.

40 бусин. Материал: золотой ясень. Цена: 540р.

100 бусин. Материал: орех. Цена: 680р.

50 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 480р.

7 бусин. Материал: ясень. Цена: 310р.

7 бусин. Материал: ясень. Цена: 280р.

20 бусин. Материал: ясень, дуб. Цена: 310р.

20 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 380р.

30 бусин. Материал: ясень. Цена: 280р.

Католические чётки.

50 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 680р.

52 бусины. Материал: самшит. Цена: 780р.

10 бусин. Материал: граб. Цена: 100р.

Мусульманские чётки.

Четки в Исламе (ас-субхаh). Четки по праву считаются одним из важнейших религиозных символов Ислама. Их применяют для чтения зикра: слов упоминания Аллаха. «Воистину, самая полезная вещь, которая напоминает о чтении зикра - это четки» (слова Пророка). Арабское слово «ас субах» (четки) с точки зрения арабского языка и религии Ислама образовано от слова «ат тасбих», означающего произнесение слов «Субхан Аллах», которые являются словами восхваления Аллаха.

Мусульманские четки состоят из 99 зерен (или кратные 99 (99,33,11). 99 - число, которое соответствует Божественным Именам. У четок есть свои определенные названия. Так, четки, состоящие из 33 зерен, называются - «тасбих», «субха» и «мисбаха», они делятся на три звена при помощи специальных зерен-камней. Четки из 99 зерен делятся на звенья после каждого 33 зерна. Мусульманские четки оканчиваются пушистой продолговатой кисточкой или камушком с кисточкой, это символизирует веру в Единого Бога.

33 бусины. Материал: дуб, граб, ясень, орех. Цена: 410р.

99 бусин. Материал: граб. Цена: 980р.

99 бусин. Материал: ясень. Цена: 1100р.

Иные, нерелигиозные, достоинства и функции четок - медицинские и эзотерические.
Уже давно известно, что в кончиках наших пальцев сосредоточены нервные окончание, напрямую связанные с мозговыми центрами. Взгляните на детей. Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, тесно связаны с перебиранием в руках небольших предметов: шариков, кубиков, горошинок, и т.д. То есть, развивая руки,- мы одновременно влияем и на развитие мозговой деятельности. Умные китайцы уже давно придумали для снятия стресса небольшие металлические шарики (шары цигун). Перекатывая их по руке, они воздействовали на мозг, через нервные окончания, расположенные на пальцах. Точно по такому же принципу работают четки. Перебирая зерна четок разными пальцами, можно влиять на весь организм в целом и на отдельные стороны его жизнедеятельности. И, конечно, на свое эмоциональное состояние. Например, используя большой и указательный пальцы, можно облегчить головную боль и восстановить дыхание. Если задействовать средний палец, можно успешно снять гнев и угнетенное, депрессивное состояние. Работа с безымянным пальцем помогает повысить устойчивость организма к магнитным бурям и перепадам давления. Если мять четки в руках и тем самым воздействовать на всю ладонь, можно нормализовать работу всех внутренних органов.
Помимо этого, подобная работа с четками влияет и на болезненные суставы тех, кто болен артритом, существенно облегчая состояние рук.
Также работа с четками рекомендуется тем, кому это заболевание угрожает в силу выбранной профессиональной деятельности. Например, офисным работникам, которые проводят за клавиатурой по несколько часов в день. Перебирая четки, вы заставляете тренироваться те мышцы пальцев рук, которые рискуют атрофироваться в течение жизни.
- также одна из важнейших сторон воздействия четок на человеческий организм - это помощь в концентрации. Если вам необходимо запомнить какую-нибудь нужную информацию (тексты, иностранные слова, стихи), нужно в строгой последовательности перебирать зерна четок, и при перекладывании каждой бусины, - повторять ту или иную единицу информации.
Таким образом, четки хороши не только в религиозно-культовом служении и молитвах, но и крайне полезны для поддержания отличного физического и эмоционального здоровья. Они могут стать хорошим личным оберегом, полезным инструментом и великолепным подарком для родных и близких.

Loading...Loading...