Как снимать панорамы. Как сделать панорамное фото. Пошаговая инструкция! Просто, легко, быстро

Как сделать панораму из фотографий без приложений

Если ваш телефон подключен к сервису Google Фото, то панорамы, стилизованные снимки и истории у вас уже создаются автоматически. Чтобы это проверить, сделайте три фотографии под разными углами, не меняя высоту расположения камеры.

У снимков должно быть пересечение по краю картинки 20-30%, чтобы облегчить работу алгоритма. Выберите какой-то приметный столб или гору в правой части одного снимка. Затем поверните камеру, чтобы выбранный ориентир был в левом краю второго снимка. И так далее.

Панорамы, автоматически собранные из таких снимков, появляются в галерее Google Фото в разделе Ассистент (выбор папки в нижней строке).

Чтобы отправить панораму в свой альбом, нажмите кнопку Сохранить с облачком и выберите нужное действие.

Как сделать панораму улиц для Google карт

Чтобы сделать объемную фотоработу с обзором на 360°, скачайте и установите приложение Google Просмотр улиц . При старте программы, появляются несколько картинок, поясняющих принцип работы с программой. Ее можно использовать даже для видеосъемки улицы из машины.

Чтобы сделать панораму на 360°, нажмите кнопку с оранжевым фотоаппаратом в правом нижнем углу.

Выберите источник. Приложение работает с профессиональными беспроводными камерами 360°, загружает готовые панорамы, но нам нужно выбрать Камеру смартфона, чтобы сделать свой снимок.

Теперь поднимите смартфон на 1,8-2 метра от землей и следуйте инструкциям ассистента, совмещайте оранжевую точку с кружком и дожидайтесь подтверждения.

Оранжевая точка будет перемещаться, камера должна следовать за ней, пока все пространство на 360 градусов не заполнится снимками.

Если делаете снимок для себя, землю и небо фотографировать не обязательно. Можно остановиться в любой момент. Получится просто обычный панорамный снимок, а не сфера.

По завершении приложение грузит материал на сервер, там происходит склейка. Другие пользователи не увидят панорамный снимок в Картах, пока пользователь не нажмет Опубликовать. Хотите привлечь внимание туристов к красотам вашего региона, опубликуйте панорамный вид!

Чтобы сделанные в приложении Google Просмотр улиц снимки попали в вашу Галерею, зайдите в Настройки Гугл Фото и в разделе Автозагрузка и синхронизация, Папки на устройстве включите panoramas.

Теперь панорамный снимки будут автоматически попадать в вашу Галерею.

Мы выяснили, какие возможности даёт фотографу панорамная съёмка и какие инструменты будут необходимы для неё. Сегодня же мы затронем практические стороны вопроса. Как снимать отдельные кадры панорамы так, чтобы при её склейке всё сошлось воедино без проблем?

Делаем снимки для склейки панорамы

Итак, мы на месте съёмки и хотим сделать панорамную фотографию.

Продумываем кадр. С чего начать? Как всегда, с художественного замысла. Представьте композицию будущего снимка: выберите объект, передний план и тому подобное. Сложность панорамной съёмки в том, что мы не можем увидеть итоговый кадр прямо через видоискатель или экран камеры: там уместятся лишь его фрагменты, из которых и будет собрана панорама. Поэтому для такой съёмки очень важно развить особый навык - видеть готовый кадр без помощи фотоаппарата. Отметьте для себя границы будущего снимка: что вы хотите включить в него, а что оставите за его границами. Например, так: «Я сниму панорамный кадр начиная от того деревца слева до того камня справа так, чтобы этот живописный домик расположился в итоговом изображении согласно правилу третей». Такой мысленный план поможет эффективно действовать дальше, а не просто щёлкать камерой во все стороны, пытаясь снять кадр с максимально возможным углом обзора. Отсутствие продуманной композиции - основная проблема большинства панорам, сделанных новичками, поэтому внимательно продумайте ваш будущий кадр перед тем, как приступить к съёмке!

Штатив. Чтобы снятые кадры сошлись в единую панораму, важно делать их строго с одной точки. В этом поможет штатив. Кроме того, это приспособление позволит снимать на длинных выдержках. Это особенно важно, если у вас есть передний план, расположенный близко к фотоаппарату (что почти всегда так).

Из чего состоит панорама? Ясное дело, панорамный снимок состоит из нескольких отдельных кадров! Но как правильно сделать эти фотографии, чтобы они потом хорошо сошлись в единое изображение? Для этого нужно снимать «внахлёст», поворачивая камеру на штативе. Каждый последующий кадр должен захватывать определённую часть предыдущего снимка. Естественно, чем меньше они накладываются один на другой, тем меньше кадров потребуется для итоговой панорамы, но при этом выше шанс допустить огрехи при съёмке.Панорама, снятая на скорую руку, может не сложиться в единое изображение. Поэтому, чтобы кадры уверенно сошлись, наложение одного кадра на другой должно быть не меньше одной трети. И чем оно будет больше, тем лучше. Сколько всего должно быть кадров в панораме? Сколько угодно - решать только вам. Отталкивайтесь не от количества кадров, а от снимаемого сюжета: просто сделайте нужное количество снимков с необходимым наложением.

Съёмка изображений с недостаточным наложением друг на друга - основная причина, по которой у начинающих фотографов не склеивается итоговая панорама. Так что уделите этому моменту особое внимание.

Внимательный читатель может заметить, что в большинстве примеров панорамы собраны из вертикальных кадров. Ничего принципиального здесь нет: вы можете склеивать как вертикальные, так и горизонтальные фотографии. Но мне работа с вертикальными кадрами кажется более удобной. Особенно если речь идёт об однорядной панораме: в этом случае мы можем получить более детализированное изображение (так как узкой стороной панорамного кадра становится широкая сторона снятых кадров). Кроме того, вертикальный кадр позволяет более точно оценивать общую экспозицию сюжета (в кадре у нас достаточно неба, достаточно земли). Также при съёмке вертикальных кадров гораздо удобнее использовать градиентные фильтры.

«Многоэтажные» панорамы. Часто для того, чтобы при съёмке получить достаточный угол обзора, склеить в ряд несколько вертикальных кадров недостаточно. Серьёзно расширить возможности панорамы позволяет склейка многорядных панорам. Этот метод мало чем отличается от описанного выше. Просто в процессе съёмки мы делаем не один ряд кадров, а несколько. Так можно добиться любого угла обзора. Плюс многорядной панорамы - возможность серьёзно увеличить угол обзора при съёмке, равно как и разрешение готового изображения. Но есть и минусы. Например, при съёмке многорядной панорамы гораздо сложнее пользоваться градиентными фильтрами.

Многорядные панорамы несколько сложнее снимать и склеивать. Поэтому я советую сначала попрактиковаться с однорядными панорамами и уже потом переходить к более сложным, «многоэтажным» вариантам.

Пример многорядной панорамы.

Параметры экспозиции, брекетинг и HDR. Параметры экспозиции при панорамной съёмке настраиваются точно так же, как и при работе с одиночными кадрами. Важно лишь одно: все кадры панорамы должны быть сняты с одинаковыми параметрами экспозиции. Поэтому панораму необходимо снимать в ручном режиме (М), при отключённой функции автоматического определения ISO. Иначе итоговые снимки получатся разными по яркости, и вы замучаетесь их приводить к одинаковому виду.

Обратите внимание, что на вашем панорамном сюжете, скорее всего, будет большой перепад яркостей: может так случиться, что на одних кадрах панорамы будет лишь земля и тень, а на других - красочное небо с рассветным солнцем. Но параметры экспозиции при этом, как мы уже говорили, должны быть везде одинаковы. Поэтому важно настроить экспозицию так, чтобы были хорошо проработаны детали как в самых светлых, так и в самых тёмных участках панорамы. Современные аппараты Nikon D810 , Nikon D750 , Nikon D610 , да и более простые модели обладают широчайшим динамическим диапазоном . А значит, при грамотной экспозиции зачастую из одного кадра можно вытянуть детали как в тёмных, так и в светлых участках. Однако для этого необходимо мастерски точно настроить экспозицию, что не всегда возможно в полевых условиях. Чтобы застраховать себя от ошибок, я рекомендую снимать каждый кадр будущей панорамы с брекетингом экспозиции (когда камера делает серию снимков с определённым шагом экспозиции). В итоге получится серия из кадров с разной яркостью. При хорошем стечении обстоятельств вы сможете без проблем вытянуть все детали из самого удачно проэкспонированного кадра такой серии. В противном случае вы можете из этой серии склеить HDR-снимок , а из подготовленных HDR-изображений уже собирать панораму. Кроме того, качественно проэкспонировать кадр помогут градиентные фильтры : они способны затемнить яркое небо, не тронув остальную часть кадра.

RAW или JPEG? Поскольку при панорамной съёмке предполагается компьютерная обработка изображений, разумеется, удобнее будет работать с форматом RAW. Тем не менее, если вы хотите лишь потренироваться в панорамной съёмке, можно работать и с JPEG, но тогда рекомендуется включить в меню камеры коррекцию искажений и виньетирования объектива, чтобы впоследствии ваши снимки сошлись один с другим. Отметим, что такая коррекция через меню аппарата будет доступна лишь при использовании родной оптики Nikon.

К слову, при работе с форматом RAW вы тоже сможете корректировать искажения оптики в один клик. Такой механизм реализован, например, в RAW-конвертере для камер Nikon Capture NX-D .

Баланс белого. Если вдруг вы решили снимать панораму не в формате RAW , а в JPEG, проследите, чтобы и баланс белого на всех фото был одинаков. Я однозначно рекомендую снимать панорамные кадры в RAW: этот формат значительно более гибок в обработке, да и баланс белого он позволит настроить уже после съёмки, при работе с изображениями на компьютере.

Фокусировка. Как и в случае с экспозицией кадра, фокусироваться при съёмке панорам можно точно так же, как и при работе с одиночными снимками. И точно так же на всех кадрах панорамы фокусировка должна быть одинакова. Если фокус будет «гулять», скорее всего, склеить их воедино не получится. Поэтому, сфокусировавшись однажды, непосредственно перед съёмкой конкретной панорамы автофокус лучше вообще отключить. И следить за тем, чтобы случайно не сдвинуть кольцо фокусировки объектива. Если фокусировка сбилась, лучше всё переснять с самого начала. При съёмке пейзажной панорамы удобно фокусироваться на гиперфокальное расстояние . Если вы хотите сделать панорамный портрет с малой глубиной резкости , то, разумеется, фокус должен всегда оставаться на вашей модели.

Сложности при панорамной съёмке

Панорамная съёмка - очень мощный приём в арсенале фотографа, однако есть сюжеты, которые снять как панораму очень затруднительно. Помните: если в вашем кадре много движения, в особенности на переднем плане (например, если вы снимаете лес и дует сильный ветер, раскачивая ветви деревьев), то лучше такой сюжет снять без панорамной склейки, одним кадром. Иначе будет сложно сводить вместе ветки, оказавшиеся на разных кадрах в разном положении. То же касается и сюжетов с динамичной водой, прибоем, людьми и животными. Если вы снимаете волны, на разных кадрах они будут выглядеть совершенно по-разному и склеить их будет максимально затруднительно. Исключения из этого правила есть. Например, кадры с зеркальной водной гладью легко склеиваются друг с другом. Ещё одно исключение - вода, движущаяся равномерно, без перепадов. Если в морском прибое набегающие волны немного разнятся по своей силе и высоте, то поток в горной реке движется абсолютно стабильно, без резких перепадов в своём движении. Это позволяет снимать кадры с горными реками и водопадами в склейку, не боясь особых проблем.

Простое решение проблемы с движением - разместить подвижный объект в пределах одного кадра панорамы, чтобы он не полностью в него помещался. Мы сможем взять его изображение с этого кадра и избежим описанных проблем.

Кроме этого, не стоит снимать панорамы с использованием поляризационных и нейтрально-серых фильтров с переменной плотностью. Такие фильтры на широкоугольной оптике могут давать неравномерное затемнение кадра: в результате на итоговой панораме вы можете получить, например, пятнистое небо.

Параллакс и борьба с ним

Прежде чем окунаться в теоретические дебри, скажу: начать снимать панорамы вы можете без всех приспособлений, описанных ниже! Они нужны далеко не всегда, в большинстве случаев хватит только камеры, штатива и вашего вдохновения! Современные программы склейки панорам в большинстве случаев отлично «переваривают» кадры с параллаксом и выдают достойный результат. Также небольшие огрехи в склейке можно поправить путём ретуширования фотографий в графическом редакторе.

Параллакс - изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя. Этот эффект может сыграть с фотографом очень злую шутку. Если сюжет включает в себя близко расположенный передний план, его детали на разных кадрах могут менять своё положение относительно объектов на фоне. Всё это грозит тем, что итоговая панорама соберётся с ошибками или не соберётся вовсе.

Огрехи в склейке, вызванные параллаксом

Как же быть? Есть распространённый стереотип о том, что с параллаксом можно бороться лишь с помощью специальных панорамных штативных головок . Однако такие головки сложны в использовании, громоздки, дороги. Да, они помогут избавиться от параллакса, но использование их в полевых условиях сопряжено с огромным количеством трудностей. При этом реально нужны они лишь в очень сложных случаях: например, при создании шаровых панорам с обзором 360 градусов.

Пожалуй, каждый из нас, любуясь панорамным пейзажем или панорамой города с какой-нибудь смотровой точки, имея в руках фотокамеру, испытывал желание запечатлеть увиденное во всей красе, но в кадр помещалась лишь часть картины и это расстраивало. Чтобы ничего не осталось за кадром, пригодится умение делать панорамные фотографии.

В этом уроке пойдет речь о том, как самому делать панорамные фотографии. Как и во многих других случаях, процесс изготовления фотопанорамы состоит из нескольких этапов: подготовка, съемка и обработка.

Этап первый. Подготовка.
Для съемки панорамы понадобится цифровая камера, штатив и конечно объект съемки. Желательно использовать штатив с уровнем, чтобы минимизировать перекосы камеры во время съемки отдельных кадров. В некоторых современных фотоаппаратах появились встроенные цифровые гироскопы, позволяющие контролировать положение камеры в пространстве, путем отображения уклонов непосредственно на экране. Очень удобная, но увы, не всем доступная функция. Пузырьковый уровень напротив, имеется практически в любом штативе.

Камеру следует перевести в режим ручной корректировки светочуствительности, т.е. самостоятельно установить значение ISO. Так как вы пользуетесь штативом, то можно смело установить минимальное значение 100 ISO, не боясь смаза изображения. Если вы решили снимать панораму в вечернее или ночное время, позаботьтесь о наличии спускового тросика или пульта ДУ.

Поскольку при съемке широких панорам разброс освещения довольно большой, сложно получить равномерно экспонированные кадры, используя одинаковые настройки диафрагмы и выдержки. Камеру следует перевести в режим приоритета диафрагмы. В этом случае встроенный экспонометр автоматически подгонит значение выдержки.

Этап второй. Съемка.
Определитесь с начальной точкой съемки и конечной. За исключением случаев съемки круговых панорам на 360 градусов, в которых начальная точки и конечная совпадают. Направление съемки не принципиально. Можете снимать как справа налево, таки слева направо. Важно соблюдать следующий принцип. Каждый следующий кадр должен перекрывать площадь предыдущего на 30%-50%. То есть, чем чаще вы делаете снимки, тем лучше. Это более предпочтительная ситуация чем, если у вас не будет хватать кадров и тогда появятся разрывы, из-за которых всю панораму можно будет выкинуть.

Для съемки панорамы не следует использовать короткофокусный широкоугольный объектив. Такие объективы сильно искривляют пространство, что может повлечь искажения при сборке панорамы. Лучше всего использовать объективы с фокусным расстоянием от 50 мм.

Теперь, несколько слов о положении камеры. Для более широкого охвата изображения горизонтальные панорамы лучше снимать с вертикальным расположением фотоаппарата, а вертикальные панорамы - с горизонтальным. Кроме того, снимать панорамы можно не только в один ряд, но и в два и три параллельных ряда.

Приведенный пример состоит всего из шести горизонтальных кадров, сделанных как всегда на бегу без какой-либо особой подготовки, и поэтому как нельзя лучше подходят для нашего случая.

Этап третий. Обработка.
Собрать отснятый материал в единую картинку можно несколькими способами, поскольку существует несколько программ, которые довольно просто это делают. Остановимся на двух, наиболее известных продуктах: Photoshop и PTGui. Последняя программа крайне проста и интуитивно понятна в работе. Склейка панорамы с ее помощью делается буквально в четыре действия: загрузка, раскладка и упорядочивание, склейка и сохранение результата.

Поэтому подробнее рассмотрим способ сборки панорамы при помощи Adobe Photoshop. Следует обратить внимание, что писанный ниже способ проделан при помощи Photoshop CS6. В более ранних версиях возможен несколько иной алгоритм, но принцип остается неизменным.

1. Для начала нужно загрузить все снятые снимки в программу. Быстрее всего это сделать через меню: File > Scripst > Load Files ito Stack...

2. В открывшемся окне выбираем все нужные нам кадры и нажимаем ОК . Не забудьте поставить галочку в Attemp to Automatically Align Source Images . Тогда программа после загрузки фотографий автоматически соберет их в единую картинку.

3. После проделанного действия получится почти готовая панорама. Однако из-за разброса освещения в разных кадрах общая картинка выглядит неоднородной: какие-то участки светлее, какие-то наоборот темнее. Эта проблема убирается следующим действием.

4. В панели справа выделяем все наши кадры, которые как видно загрузились каждый отдельным слоем. Затем в меню: Edit > Auto-Blend Layers.. запускаем функцию автоматической корректировки переходов между слоями.

5. В следующем окне выбираем метод Panorama и нажимаем ОК .

6. Теперь картинка приобрела законченный вид. Осталось только удостоверится в том, что горизонт в готовом изображение находится в горизонтальном положении и обрезать лишнее.

7. Наша панорама готова. По желанию можно сделать корректировки изображения и сохранить в желаемом размере и формате. В данном примере корректировка не требуется, поскольку все необходимые доводки изображения уже были сделаны заранее.

Как видите, изготовление панорамных снимков вещь скорее хлопотная, чем сложная. Экспериментируйте! И удачных вам снимков!

Оставайтесь на связи!

В этом уроке я постараюсь без лишних теоретизирований изложить методику съемки панорам, которая позволит избежать значительной части проблем при их склейке.

Панорамой принято называть фотографию, собранную из нескольких кадров с помощью специальных программ. Для того чтобы легче склеить панораму в графическом редакторе, нужно выполнить несложные правила при ее съемке.

Порядок съемки панорамы:

  1. От большей части проблем, связанных с "шевеленкой" и неправильным перемещением камеры при съемке, вас спасет старый добрый друг - штатив. Если штатива нет, придется потренироваться и приобрести некоторый навык. Но при некоторых видах съемки, например, на закате или на рассвете, при съемке панорам помещений вам не удастся получить снимки высокого качества без использования штатива.
  2. Установите баланс белого на камере в одну из предустановок, подходящую для данного освещения. Либо, при наличии большой серой карты, сделайте ручную настройку. Это позволит избежать проблем с разными цветовыми оттенками кадров, что делает склейку панорамы зачастую невозможной.
  3. Настройте оптимальную экспозицию для данного сюжета. Замерять экспозицию желательно в режиме приоритета диафрагмы, затем, сделав несколько пробных снимков в режиме М, настроить значение выдержки более точно.
  4. Выполнив наводку на резкость, отключите автофокус. Если этого не сделать, при следующих кадрах фотоаппарат может сфокусироваться не там, где нужно, например, на переднем плане. в результате склейка панорамы окажется невозможной.
  5. Съемку нужно выполнять быстро, иначе некоторые объекты, например, облака на небе, могут изменить свое положение, что приведет к дефектам в панораме.
  6. При съемке необходимо следить за тем, чтобы каждый кадр перекрывал предыдущий примерно на треть. Тогда программе будет легче собирать панораму. Это относится ко всем видам панорам - горизонтальной, вертикальной, комбинированной, сферической.
  7. Отсняв необходимое количество кадров, переходим к следующему этапу - сборке или склейке панорамы в графическом редакторе.

Склейка панорамы в графическом редакторе

Рассмотрим сборку панорамы в самом распространенном графическом редакторе - Adobe Photoshop CS5. Для этого выберем наши кадры панорамы в Bridge.

Затем перейдем в меню Инструменты - Photoshop - Photomerge. В открывшемся диалоговом окне появятся имена выбранных файлов. Рекомендуется включить чекбоксы Удаление виньетирования и Коррекция геометрического искажения .

Чаще всего съёмка панорамы наиболее уместна, когда не столь важны детали на переднем плане. Тогда можно смело снимать панораму и даже дополнительное оборудование не понадобится. Конечно, придётся проделать некоторую подготовительную работу.

steho/Depositphotos.com

1. Выбирайте правильную точку съёмки

Успешно склеить несколько изображений может помешать параллакс - изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от вашего положения. Чтобы этого не случилось, следует убедиться, что на переднем плане нет объектов. По этой же причине не стоит снимать на большом фокусном расстоянии. Менять фокусное расстояние в процессе съёмки, естественно, тоже не стоит.

2. Снимайте панорамы в безветренную погоду

Во-первых, ветер будет смещать объекты в кадре, что сделает невозможным склейку изображений. Во-вторых, он может сместить и фотоаппарат, что приведёт к размытому снимку. Возможно, испорчен будет лишь один кадр, но из-за него вы не сможете сделать всю панораму. Поэтому не тратьте время зря, когда погода ветреная.

3. Восход и закат - не лучшие условия для съёмки панорамы

В такое время уровень освещённости меняется слишком быстро. Вы, конечно, можете попытаться сделать все кадры панорамного снимка в быстром темпе. Но очень вероятно, что качественной картинки это не даст.

4. Панорамный снимок - для особенных ситуаций

Не стоит снимать панорамно всё подряд. Если вид ничем не примечателен, нестандартным форматом съёмки его не спасёшь. Учитывая, что создание качественной панорамной фотографии требует основательного подхода, лучше сначала оцените, стоит ли оно того.

5. Делайте также и обычные фотографии

На тот случай, если что-то пойдёт не так, не забывайте делать не только панорамный снимок, но и обычный. Так вы застрахуете себя от полного разочарования, если панорамная фотография вам не понравится. И не забывайте, что панорамный снимок не обязательно должен быть длинным. Вы можете снимать вертикально или склеить снимки в несколько строчек.


ES0lex/Depositphotos.com

Заключение

Может показаться, что снимать панорамы - чересчур хлопотная затея. Но с опытом, когда сложности будут иметь меньшее значение, вы сможете оценить достоинства этого типа съёмки: некоторые преимущества в построении композиции кадра, возможность печати в большом формате или создания из одной панорамы серии изображений обычного формата, которая может смотреться очень ярко. Ещё раз коротко о том, что станет залогом хорошего панорамного снимка:

  • отсутствие объектов на переднем плане;
  • фокусное расстояние не слишком велико и не меняется;
  • безветренная погода, а время суток - не рассвет и не закат;
  • действительно стóящий вид.

Вам решать, стоит ли тратить дополнительные средства на специальное оборудование для съёмки панорам. В любом случае данные советы помогут вам получить базовые навыки создания панорамного снимка - пусть даже на недорогую камеру или смартфон.

Loading...Loading...