капиллярные венозные артериальные

Урок Первая помощь при кровотечениях

Цель: научить учащихся распознавать виды кровотечений;

оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

знать способы предохранения раны от возможной инфекции, правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять;

развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: жгут медицинский, материал для наложения повязки, вата, спиртовой настой иода, зеленка, бинт, палочка для закрутки

Ход урока:

I . Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

В: Из каких частей состоит кровеносная система?

(Кровеносная система состоит из сердца и сосудов.)

В: Какие виды сосудов вы знаете ?

(артерии, вены, капиляры)

В: Давайте вспомним, какие сосуды называют а) артериями (сосуды по которым кровь движется от сердца)

б) венами (сосуды по которым кровь движется к сердцу)

в) капилярами (мельчайшие сосуды в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями)

На прошлом уроке мы говорили о гигиене сердечно-сосудистой системы и мерах первой пормощи при заболеваниях сердца и сосудов.

Однако любой человек не застрахован от травм. При травмах нарушается целостность кожи и мягких тканей, повреждаются кровеносные сосуды и возникают кровотечения. Они опасны в первую очередь значительными потерями крови, что приводит к угрозе жизни.

В: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке .

Запишем в тетрадях число и тему урока «Первая помощь при кровотечениях».

Цель нашего урока ознакомиться с типами кровотечений и мерами первой помощи при разных типах кровотечений.

2. Внешнее и внутреннее кровотечение. Образование гематомы и способы ослабления внутреннего кровотечения.

Итак, мы сегодня говорим о кровотечениях

В: Как вы считаете что такое кровотечение?

(кровотечение – выход крови за пределы кровеносных сосудов или сердца, в окружающую среду, в полость тела или просвет органа)

В: Какие типы кровотечений вы знаете? (внешние и внутренние)

Задание: составьте в тетради схему «Типы кровотечений»

«Типы кровотечений»

Кровотечения

внутренние внешние

капиллярные венозные артериальные

В: Как вы считаете, какие кровотечения называют внешними? (когда кровь изливается наружу)

А внутренними? (когда целостности кожных покровов не нарушена и кровь изливается в органы или в межклеточные промежутки)

О внутренних кровотечениях мы с вами говорили при изучении мер доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и закрытых переломах. При небольших поверхностных поражениях сосудов кровь обычно вытекает в подкожную клетчатку, при этом возникает гематома (синяк). Со временем кровь начинает свертываться, а гемоглобин – разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зеленой и наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно узнать о времени ушиба. Это широко используется в криминалистике.

При ушибе головы излившая из сосудов кровь скапливается над надкостницей, образуя «шишку».

В: Какую помощь надо оказать пострадавшему в этом случае?

(Она станет меньше, если к ушибленному месту прижать холодный металлический предмет, например монету. Этим способом удается механически сжать капилляры и уменьшить кровотечение. Холод способствует уменьшению боли и сужению сосудов.)

В результате травмы или заболевания может возникнуть сильное внутреннее кровотечение.

В: Каковы признаки внутреннего кровотечения?

Признаки внутреннего кровотечения : бледность кожи, липкий холодный пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс.

В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу. До прихода врача больного укладывают или придают ему полусидячее положение, обеспечивают полный покой. К предполагаемой области кровотечения прикладывают мешок со льдом или бутылку с холодной водой.

3. Внешние кровотечения, их виды.

Рассмотрим внешние кровотечения.

В: Какие кровотечения мы называем внешними?

В: Врезультате чего возникают внешние кровотечения?

(Внешние кровотечения возникают в результате повреждения кровеносных сосудов)

В: Зная это назовите виды внешних кровотечений.

Дополните в тетрадях схему «Типы кровотечений»

В: Какова цель доврачебной помощи при внешних кровотечениях?

(При внешних кровотечениях необходимо попытаться их остановить, предохранить рану от возможных инфекций и уменьшить боль)

Капиллярные кровотечения .

В: Какие кровотечения называют капилярными?

(кровотечения которые возникают в результате повреждения капиляров)

В: Каковы признаки капилярных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при капилярных кровотечениях?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», второй абзац.(можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки капиллярного кровотечения?

(Рана небольшая и кровь слегка сочится.)

В: Почему?

(Скорость движения крови в этих сосудах низкая, кровь медленно сочиться из ранки)

2. Перечислите меры доврачебной помощи при капиллярном кровотечении.

(Промыть рану перикисью водорода, смазать пораженное место йодом или зеленкой, после чего зажать рану ватным тампоном, если кровь остановилась повязку можно не накладывать. А если кровь продолжает сочиться нужно наложить марлевую повязку или заклеить рану пластырем)

Венозные кровотечения.

В: Какие кровотечения называют венозными?

В: Каковы признаки венозных кровотечений и каковы меры доврачебной помощи при венозных кровотечениях?

Найдите ответы на вопросы в тексте учебника на странице 126 в разделе «Внешние кровотечения», третий абзац, (можете использовать подсказку у вас на столе)

1. Каковы признаки венозного кровотечения?

(При венозном кровотечении кровь из раны вытекает довольно сильной струей. Она вишневого цвета, идет ровно без толчков.)

В: Почему?

2. Перечислите меры доврачебной помощи при венозном кровотечении.

(Прежде всего края раны нужно обработать йодом. Ни в коем случае нельзя лить йод в рану. Затем наложить на рану антисептическую повязку. Сверху наложить слой ваты и туго забинтовать. Тугая повязка сдавливает мягкие стенки вен и кровь через рану не проходит).

Артериальные кровотечения.

Наиболее опасны артериальные кровотечения.

В: Как вы считаете почему?

(по артериям кровь движется от сердца под большим давлением, и за короткое время человек может потерять много крови, а большие потери опасны для жизни. При потере около 50% крови, это 2-2,5 л, наступает смерть)

В: Как распознать артериальное кровотечение?

Если затрудняетесь ответить используйте текст учебника на странице 126 раздел «Внешние кровотечения» и подсказку на вашем столе

(Из раны ярко – алая кровь будет бить фонтаном.)

В: Каковы меры доврачебной помощи при артериальном кровотечении?

Артериальное кровотечение опасно тем, что пострадавший может быстро потерять много крови. Поэтому прежде всего надо остановить кровотечение. Вначале это достигается зажатием артерии в тех местах, где прощупывается пульс. Точки пальцевого прижатия артерий показаны на рис. 58 (А). Затем необходимо наложить жгут или закрутку на 5-7 см выше раненого участка.

В: Почему?

(Т.к. по артериям кровь движется от сердца)

Потом следует обработать рану антисептическими препаратами и наложить повязку. Если помощь оказывают несколько человек, это можно делать одновременно.

Как же правильно наложить жгут или закрутку?

(Правила наложения закрутки).

1. Конечность приподнять вверх

2. На место наложения закрутки подкладывают мягкую ткань

3. Конечность объвязывают веревкой (или чем-то ее заменяющим) и свободно завязывают узлом

4. В образовавшееся кольцо вставляем палку (или любой прочный предмет) и вращаем, пока круговое сдавливание не остановит кровотечение

5. После этого закрепляем палку

6. Под закрутку подкладываем записку с указанием времени наложения: в теплое время года закрутку или жгут можно не сниматьв течение двух часов, а в холодное – в течение одного часа. Если за это время пострадавшего не удалось доставить в больницу, закрутку или жгут надо ослабить на несколько минут.

В: Почему?

Затем необходимо вновь затянуть жгут.

Затягивать закрутку или жгут слишком сильно нельзя , т.к. можно повредить нервы.

4. Лечение раны, образование струпа, смена повязок, рубцовая ткань.

После свертывания крови образуется струп, коричневая корочка, которая защищает раневую поверхность. Под струпом образуется зернистая соединительная ткань. Она вся пронизана кровеносными сосудами и очень ранима. При перевязках надо стараться не повредить струп, так как в противном случае может возобновиться кровотечение. Прилипший бинт нужно размочить перекисью водорода или раствором перманганата калия и снимать послойно. При повторной перевязке к ране необходимо приложить содержащую антибиотики мазь. Ее наносят на марлевую салфетку и прикладывают к ране. Сверху накладывают слой ваты и забинтовывают. Держать долго рану под повязкой не рекомендуется, так как она начнет мокнуть. Если образовалась сухая корочка, повязку лучше не накладывать. Важно чтобы к заживающей ране был доступ воздуха.

При глубоких порезах образуются шрамы из грубой соединительной ткани, ее разрастание приводит к тому, что она выступает над поверхностью кожи.В быту наросты соединительной ткани называют «диким мясом», но к мышцам эти образования никакого отношения не имеют. Рубцовая ткань не способна выполнять функцию той ткани, которую заменила.

5. Носовые кровотечения. Меры доврачебной помощи.

Бывает так, что у человека открывается носовое кровотечение. Каковы причины носовых кровотечений? Какую первую помощь можно оказать такому человеку?

Найдите ответы на вопросы на странице 128 в разделе «Носовые кровотечения»

В: Каковы причины носовых кровотечений?

Причины носовых кровотечений. (в тетрадь)

    травмы головы

    гипертония

    перегрев тела.

В: Каковы меры доврачебной помощипри носовых кровотечениях?

Меры доврачебной помощи.

    На область переносицы положить полиэтиленовый мешочек со льдом.

    В носовые ходы вложить вату пропитанную перекисью водорода.

    Голова должна быть направлена вперед. Нельзя запрокидывать голову назад.

    При продолжительном кровотечении обе ноздри прижать к носовой перегородке.

II . Задание на дом.

Параграф 25, ответить на вопросы к параграфу, прочитать «Основные положения главы».

III . Закрепление изученного материала.

В: О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Вы уверены в своих новых знаниях и умениях?

Решение практических задач

Задача №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №2

Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Задача №3

Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? Докажите.

Задача №4

Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач?

Оказание первой помощи.

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как?

Выберите на столе необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте схему -подсказку.

Итог урока . Различают внутренние и внешние кровотечения. К внешним кровотечениям относят капиллярное, венозное и артериальное кровотечения. При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); при венозном кровотечении она вытекает равномерной струёй, имеет тёмно-вишнёвую окраску. При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-алый цвет, она бьёт сильной прерывистой струёй (фонтаном). Наибольшую опасность представляет артериальное кровотечение, для остановки артериального кровотечения используют жгут или закрутку, при венозном – можно ограничиться давящей повязкой.

Выставление оценок.

Вашему вниманию тестовая работа

Заполните графы таблицы:

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи

Капиллярное

Венозное

Артериальное

Урок биологии в 8 классе по теме:

«Первая помощь при кровотечении»

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи;

Обучающие: Формировать знаний учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать при выполнении коррекционных заданий. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока : Изучение нового материала на основе командной работы, с элементами лабораторной работы

Форма проведения : Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет, карточки-задания, таблица «Первая помощь при кровотечении», табельные и подручные средства оказания первой доврачебной.

Время урока : 30 минут

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 4 человека в каждой. Мы начинаем самый замечательный и важный для нас урок биологии.

Сегодня мы будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах прикреплены цифры, которые указывают номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участник №1, поднимите руки, №2,№3,№4. И здесь нумерация столов: стол№1, №2,№3.

Мотивация на начало урока . Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3% , в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.

Просто человек-это обыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем свой организм. У вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки создать команду, при этом вы можете двигаться, общаться, но время ограничено (дети создают команду). По какому принципу вы объединились? Произошло чудо! Имена детей перечисляются –вы теперь одна команда. Вторая, третья команда. Посмотрите, а что-нибудь всех вас объединяет? ЧТО? Покажите, что вы единая система, как надо встать, построиться? (встать в круг). Давайте встанем в круг и покажем что вы единая система (берутся за руки).

2. Постановка целей и задач урока .

Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я хочу назвать вас, немедиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, чтобы назвать товарищами по «медицинскому оружию», которые скорее «Скорой» могут прийти на помощь.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении)

3. Восприятие наовой темы.

Слайд Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным , если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним , если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.

Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают, и заполним кластер (опорную схему) на доске. Для этого обратимся к тексту учебника на с.120. Внимание! Команда №1 находит информацию в абзаце 2 сверху, 2-третий, 3 команда-с абзаца 4.На это вам минута дается. А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе чтения, а участник под №1 с каждой команды выходит и закрепляет эту карточку на доске.

(Слайд) Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении»

Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.

У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник под номером 2 каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.

4. Закрепление. И следующее задание называется «Прием в травмункте».

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями. Они адресованы участникам команд под №3. А оказывать помощь им будет участник №4.

Задача №1При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите ПМП.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки

Задача №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

5. Рефлексия.

Посмотрите, какой замечательный кластер у нас получился. И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете не только карточки на доске висят, но высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

Скажи мне- и я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

6. Заключение.

Д/З параграф 25, и творческое задание составить алгоритм действий при носовом кровотечении, буклет «Как сохранить здоровье»

Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту.

Спасибо за урок! Досвидания!

Ситуация №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.


Ситуация №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.

Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую помощь.

Ситуация №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак

Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

    Командная работа,

    Фронтальная беседа;

    Индивидуальная работа

    практическая работа

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников.
Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания.
Домашнее задание имеет творческий характер.
Урок является инновационным, интересным, познавательным.

III. Воспитательные задачи

Тип урока

Вид урока

Методы

Средства урока

План урока

  1. Организационный момент
  2. Ориентировочно - мотивационный этап.
  3. Операционно - исполнительный этап.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексивно - оценочный этап.

I Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап.

  1. Кровь - это. (ткань)

III

ВИДЕОРОЛИК

IV . Операционно - исполнительный этап.

Кровотечение (haemorrhagia) - истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

Проверяем схему………….

По каким признакам определить артериальное кровотечение …………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?.....(записываем).

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...(записываем)

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?..(записываем)

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?.(записываем)

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные - травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Динамическая пауза

V

  1. под музыку

Наложение жгута: 1 ряд - на плечевую область правой руки

2 ряд - на область предплечья руки

3 ряд - на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд - на средний палец руки

2 ряд - на большой палец руки

3 ряд - на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Познавательное - в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно - оценочный этап.

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии -

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно - напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Просмотр содержимого документа
«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

I. Развивающие задачи

    формирование интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы

    развитие общетрудовых умений: применять знания на практике, умений пользоваться приборами и лабораторным оборудованием

    развитие воли и самостоятельности, уверенности в своих силах, инициативы, развитие настойчивости

II. Образовательные задачи

    научиться определять типы кровотечений

    научиться оказывать первую помощь при кровотечении

    формировать навыки работы с раздаточным материалом

III. Воспитательные задачи

    продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности

    содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему

    содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.

Тип урока

    Комбинированный с элементами проблемного обучения

Вид урока

    С применением средств мультимедиа

Методы

    По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

    По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа

    По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

    По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Средства урока

    компьютер, мультимедийный проектор

    памятка “Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях”

    текст-подсказка, таблица, бинты, ножницы, жгуты.

План урока

    Организационный момент

    Ориентировочно – мотивационный этап.

    Актуализация знаний и практических умений.

    Операционно – исполнительный этап.

    Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Домашнее задание.

    Рефлексивно – оценочный этап.

I Организационный момент.

День добрый дорогие ребята! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Впереди у нас интересная и полезная для всех присутствующих работа. (Скажите, все ли присутствуют в классе?).

II . Ориентировочно – мотивационный этап.

Вы даже представить не можете, какой жизненно важный материал мы сегодня будем изучать. Тему вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

    Кровь – это... (ткань)

    Красная кровяная клетка крови называется …(эритроцит)

    Человек, которому переливают кровь … (реципиент)

    Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу… (вены)

    Мышечный слой сердца … (миокард)

    Гормон надпочечников ускоряющий и усиливающий частоту сердечных сокращений … (адреналин)

    Прибор для измерения артериального давления у человека … (тонометр)

    Искусственный пассивный иммунитет формируется после введения лечебной … (сыворотки)

    Заболевание у человека, вызванное устойчивым низким артериальным давлением … (гипотония)

    Сокращение предсердий и сокращение желудочков сердца … (систола)

    Стойкое повышение артериального давления у человека называется … (гипертония)

    Учёный, лауреат Нобелевской премии, открывший фагоцитарный иммунитет … (Мечников)

    Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называется …(иммунитет)

    Заболевание сердечно-сосудистой системы, которое в народе называют «Грудной жабой» … (стенокардия)

    Кровоизлияние в мозг …. (инсульт)

    Малый круг кровообращения … (лёгочный)

III . Актуализация знаний и практических умений.

«Типы кровотечений» - жизненно важный материал. Актуальность и практическую значимость её мы узнаем из видеоролика. Это будет продолжением темы нашего урока.

ВИДЕОРОЛИК

Ребята, сформулируйте тему урока? «Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

А каковы цели урока? «Изучить типы кровотечений, меры первой медицинской помощи при кровотечениях и научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях». Ребята, вы можете делать повязки или останавливать кровотечения? А хотите научиться?

IV . Операционно – исполнительный этап.

Какое ключевое слово в теме? «Кровотечение» Ребята посмотрите в Интернете, что оно обозначает?

Кровотечение (haemorrhagia) – истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Какие типы кровотечений бывают, мы узнаем из текста, по которому ещё составим кластер «Типы кровотечений»

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

капиллярное артериальное венозное

Пока ………………. записывает схему на доске, мы в тетради зачертим таблицу «Типы кровотечений», которую будем заполнять.

Проверяем схему………….

И начинаем совместную работу. Опираясь на текст, скажите, какими признаками обладает капиллярное кровотечение ……………….(записываем).

По каким признакам определить артериальное кровотечение ……………..(записываем).

Чем отличается венозное кровотечение от артериального………………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?..........................(записываем).

Знать, какие бывают кровотечения мало, надо уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему.

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...........(записываем)

Промыть рану перекисью водорода.

Смазать йодной настойкой или раствором зелёнки.

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?............(записываем)

Выполнить пальцевое прижатие сосуда выше раны (см. рис.58 стр.127).

Наложить жгут или закрутку выше повреждённого сосуда (демонстрация + инструкция в папке).

Рану обработать и наложить давящую повязку.

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?....(записываем)

Обработать края раны йодной настойкой.

Наложить давящую повязку (демонстрация повязки).

При сильном венозном кровотечении наложить жгут ниже раны. Почему как вы думаете?

Немного отвлечёмся от нашей работы и узнаем, как лечат раны? (Сообщение учащегося).

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные – травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Посмотрите на два фото. На них изображены меры первой помощи. На одном из фото сделана ошибка, какая вы мне сейчас назовёте, если прочитаете текст учебника на стр.128.

Запишем в таблицу меры первой помощи:

Пострадавшего посадить или положить, приподняв ему голову;

На переносицу наложить холодный компресс;

В носовую полость положить кусочек ваты, смоченной перекисью водорода.

Динамическая пауза

V . Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Задание по вариантам (2 варианта).

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. (Взаимопроверка ….). Подпишите и отложите листочки.

    Ролевая игра по рядам (3 варианта) под музыку

Наложение жгута: 1 ряд – на плечевую область правой руки

2 ряд – на область предплечья руки

3 ряд – на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд – на средний палец руки

2 ряд – на большой палец руки

3 ряд – на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Наш урок заканчивается записываем домашнее задание.

Обязательное - §25, записи в тетради.

Познавательное – в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно – оценочный этап.

Возвращаемся к цели урока. Мы её достигли? Как мы её достигали?

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии –

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно – напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Если же у вас тревога, что вы многого не поняли, то артериальное давление явно у вас выше нормы, поэтому кружочек поставьте выше 120 мм рт.ст.

Ну, а если у вас безразличие, то спасательный круг опускайте ниже 80 мм рт.ст.

Эпиграфа к уроку не было, но мне бы хотелось его завершить просмотром видео.

§ 1 Виды кровотечений

Нам известно, что в организме взрослого человека объем циркулирующей крови составляет приблизительно 5 литров. Угрозу для жизни представляет потеря 1/3 объема крови. При потере 50% крови наступает смерть. Причины кровотечений обусловлены повреждениями сосудов вследствие травмы, увеличении проницаемости стенок сосудов, свертывания крови при некоторых болезнях (например, опухоль или воспалительный процесс). Наиболее опасно стремительное вытекание крови. При этом снижается кровяное давление, мозг испытывает кислородное голодание, страдает сердечная мышца, печень, почки. При несвоевременной или неумело предоставленной помощи может наступить смерть.

Разберем основные виды кровотечений и способы их остановки.

Различают три вида кровотечений: артериальные, венозные и капиллярные.

Артериальные кровотечения возникают из-за повреждения артерий. Кровь в них движется под большим давлением. Такие кровотечения наиболее опасны для жизни. Особенно это касается повреждений аорты, сонных и легочных артерий, плечевых, бедренных артерий и коронарных артерий, снабжающих сердечную мышцу. Из поврежденного сосуда кровь вытекает фонтанирующей струей. Она алого цвета из-за большого содержания в ней гемоглобина, связанного с кислородом.

При венозных кровотечениях кровь вытекает равномерной, непрерывной и непульсирующей струей. Цвет венозной крови темный из-за высокого содержания в ней гемоглобина, связанного с углекислым газом. Так как многие вены располагаются поверхностно, то вероятность их ранение велика, что опасно для жизни из-за большой потери крови и возможного попадания воздуха в кровеносные сосуды.

Особенность капиллярных кровотечений состоит в том, что кровоточит вся раневая поверхность. Кровь по цвету близка к артериальной. Она вытекает медленно в небольшом объёме. Виден так называемый симптом «кровавой росы», когда на пораженной поверхности появляются небольшие, медленно растущие капли, напоминающие капли росы. При таком кровотечении не происходит значительной потери крови. Данное кровотечение легко останавливается.

§ 2 Первая помощь при кровотечении

В зависимости от вида повреждения выбирается и способ остановки кровотечения. Например, при некоторых видах венозных и капиллярных кровотечений возможна самостоятельная остановка крови. Первая помощь при капиллярных и венозных кровотечениях сводится к обработке кожи вокруг раны настойкой йода, закрытии раны стерильной марлевой салфеткой и наложении давящей повязки. Сдавливание стенок сосудов помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения. Если приподнять раненую конечность, то это уменьшит приток крови и ускорит остановку кровотечения. Если кровь не остановилась в течение 10 минут, то для оказания более квалифицированной помощи пострадавшего необходимо доставить в больницу.

Артериальное кровотечение остановить намного труднее.

В зависимости от места и степени повреждения выбирают различные приемы остановки крови. Давящая повязка сама по себе артериальное кровотечение не остановит, поэтому помимо нее используют максимальное сгибание конечности, например, в локтевом или коленном суставе с последующей фиксацией ее повязкой. При ранении крупных артерий прибегают к сдавливанию артерий пальцами выше места повреждения. Это возможно сделать в местах, где прощупывается пульс, т.е. на кости. Как только кровотечение уменьшилось, накладывается стандартный (резиновый) или самодельный жгут. Самодельный жгут может быть сделан из подручного материала: веревка, ремень, шарф. Существуют определенные правила наложения жгута. Местоположение жгута при артериальном кровотечении должно быть выше места ранения. Его затягивают с такой силой, чтобы сдавить мягкие ткани и стенки сосудов. Под жгут подкладывают мягкую материю, чтобы не повредить окружающие ткани, и записку с временем наложения жгута. В летнее время жгут накладывается не более чем на 2 часа. Зимой - не более чем на 1 час. Детям летом жгут накладывается не более чем на 30 минут, а зимой - на 10-12 минут. При более длительном сдавливании конечности жгутом возможно омертвение тканей.

Пострадавшего при артериальном кровотечении необходимо доставить в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи.

В некоторых случаях при венозном кровотечении также требуется наложение жгута. Его накладывают ниже места повреждения сосуда.

Достаточно часто встречается носовое (капиллярное) кровотечение, поэтому рассмотрим оказание первой помощи при этом виде кровопотери. Пострадавшего следует посадить, немного наклонив туловище вперед, или уложить, приподняв ему голову. Это делают для того, чтобы кровь не затекала в глотку и не вызывала рвоту. Далее следует слегка прижать крылья носа большим и указательным пальцами на 3-5 минут и попросить пострадавшего дышать в это время ртом. При более сильном кровотечении в носовую полость вводят тугой марлевый или ватный тампон, смоченный 3% раствором перекиси водорода. На носовую перегородку следует положить лед или ткань, смоченную холодной водой. Тампон и лед накладывают на 10-20 минут.

Мы разобрали различные виды наружного кровотечения. Существует другая категория кровотечений - внутренние. Опасность их заключается в том, что кровь вытекает в полости органов, не сообщающихся с внешней средой, т.е. в полости внутренних органов. Диагностировать такие кровотечения неспециалисту крайне сложно, поэтому при подозрении на внутреннее кровотечение пострадавшего как можно скорее следует доставить в лечебное учреждение.

§ 3 Краткие итоги урока

Итак, на уроке Вы узнали что:

1. Различают внутренние и наружные кровотечения, последние делят на три вида кровотечений: артериальные, венозные и капиллярные.

2. Наиболее опасно артериальное кровотечение.

3. Характер кровотечения определяет стратегию первой помощи.

4. Вовремя оказанная медицинская помощь может спасти человеку жизнь.

Список использованной литературы:

  1. «Биология. Человек», 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
  2. Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 240 с.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кровотечение

Урок проводится в форме обучающей игры. Класс это бригада скорой помощи, которую возглавляет врач (учитель). Он отвечает за работу бригады и контролирует её действия.

ТЕМА : «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи урока:

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) познакомить с медицинскими профессиями;

5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,

обобщения;

Цель работы : научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.


Ход урока:

Учитель:

Назовите общую тему, над которой мы работаем с вами уже несколько уроков? (Кровеносная система)

Что такое кровь?

Назовите функции крови?

Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил - всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь - от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.

Сегодня на уроке

работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Елена Анатольевна, медсестра Камила, санитар Павел.

Начнём свой рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Существуют 3 вида кровотечения:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение

Если повреждены вены…венозное

Аорта ….артериальное

(На доске заполняется схема и вывешиваются рисунки рук)

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь выполнит задание в рабочей тетради, заполнить таблицу, воспользуемся текстом учебника на стр задание

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

ФИЗМИНУТКА Вы проделали большую работу и немного устали, давайте отдохнем. Сели правильно, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох открыли глаза и приступили к работе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

Давайте подведем итоги и посмотрим краткий курс остановки разных видов кровотечений:





Правила наложения жгута




Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость



Учитель : спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

Если вам было интересно и всё понятно, поставьте!!;

Если интересно, но не всё понятно, поставьте!?;

А, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Домашнее задание: параграф, в рабочей тетради выполнить задание, творческая работа сделать памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях

Урок окончен. Спасибо всем.

Loading...Loading...