Классификация видов социального управления. Классификация социальных процессов

С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

* процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

* процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

* процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением , что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Классификация (типология) управления представлена на рисунке 1.

Административно-государственное (политическое) управление занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Административно-государственное управление охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь Административно-государственное управление имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место.

Духовное производство представляет собой особую форму духовной деятельности, выделившуюся в самостоятельную сферу, "отрасль" производства в процессе общественного разделения труда и расслоения общества; это деятельность, определенны образом организованная, институционализированная и профессионально закрепленная за особой группой людей (идеологи, ученые, художники и т. д.). Духовное производство появляется в результате "рассечения" человеческой деятельности на материальный и духовный труд, получая статус и вид особой сферы общественного производства наряду с материальным производством.

В современных условиях духовное производство представляет собой сложную систему духовной деятельности, охватывающую сферу духовного творчества (научного, художественного, идеологического и т. д.) и сферу распределения и освоения продуктов этого творчества в масштабе всего общества. В последнюю сферу входят образование населения, его нравственное и эстетическое воспитание, различные формы его приобщения к духовной культуре.

Управление духовным производством касается преимущественно отношений, в которые вступают производители духовного продукта, поскольку технология его изготовления также имеет управленческую часть. В более сложном виде управление духовным производством может осуществляться с помощью определенного знания, в частности идеологического, в форме манипулирования общественным и личностным сознанием, в том числе через систему средств массовой информации, путем внедрения в общественное поведение различных программ благодаря системам образования и другим формам воздействия. Объект воздействия в таких системах становится духовным продуктом, который создается с помощью другого духовного продукта.

Объектом управления в духовном производстве являются отношения, в которые вступают работники этого производства, а субъект управления состоит из непосредственных административных учреждений в сфере духовного производства (например, министерство образования, министерство культуры, министерство печати и т. д.) и потребителя духовного продукта, который в конечном итоге является решающим фактором регулирования духовного производства в конкретном обществе.

Государственное управление социально-культурной сферой (духовным производством) состоит из административных учреждений, функционально организованных в соответствии с отраслью или видом духовного производства (соответствующие министерства и ведомства, их органы на местах), а также из общественных самоуправляющихся структур: писателей, композиторов, архитекторов, ученых, художников и др.

Управление материальным производством -- это системная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всего народного хозяйства на всех его стадиях и уровнях. Это механизм реализации требований всей системы объективных экономических законов через организаторскую и исполнительскую производственную деятельность, а также механизм, реализующий всю систему интересов всех участников производства -- общественных, коллективных и личных.

.

Материальное производство охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим управление материальным производством предусматривает управление собственно производством, материально-техническим снабжением и сбытом, финансами, обращением.

В рамках управления общественным производством как объекты различают отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т. д.), а в последних -- составляющие их подотрасли.

В материальном производстве объективно складывается не только определенная отраслевая структура, но и структура региональная. Поэтому объектом управления являются и территориальные звенья материального производства: промышленные, агропромышленные, транспортные и другие комплексы, экономические районы и т. д. В управлении материальным производством объектом управления является также хозяйство различных административно-территориальных единиц: города, района, области.

Особое место среди объектов управления материальным производством занимают основные производственные звенья хозяйства: предприятие (фирма), производственное объединение (корпорация), а также составляющие части этих звеньев. Таким образом, объект управления материальным производством охватывает все звенья экономики, все стадии и компоненты производства, всех участников трудовой деятельности.

Субъектами управления материальным производством являются государство, общественные (негосударственные) организации, непосредственно работники. Государство как субъект управления имеет органы власти (представительные органы), деятельность которых заключается главным образом в разработке и установлении наиболее общих правил управления экономической сферой организации общества. Общественные организации и непосредственно работники также участвуют в управлении материальным производством, влияют на него, контролируют и развивают его. В ряде случаев они являются главными носителями управленческих функций.

Система управления материальным производством состоит из следующих основных компонентов: механизма управления, структуры управления и процесса управления. Механизм управления материальным производством включает в себя такие фундаментальные звенья, как общие принципы, функции, цели и методы. Общие принципы управления -- это основополагающие начала, присущие всем компонентам системы управления на всех этапах ее развития в материальном производстве. Функции управления -- это относительно самостоятельные, специализированные участки, которые обособляются в управлении в процессе его специализации. Цели, которые ставит перед управлением его объект -- экономика, -- следующее звено системы управления материальным производством. Методы управления -- это способы достижения целей управления.

Структуру управления составляют такие звенья: общая структура управления, конкретная система органов управления, кадры управления и технические средства управления. Структура управления формируется на основе комбинации базовых управленческих структур -- линейной и функциональной. Система органов управления охватывает органы управления общей компетенции, межотраслевые (функциональные), отраслевые, территориальные органы управления первичными звеньями экономики. Органы управления формируются из кадров управления, которые представляют собой важнейший элемент управления. Следующий компонент структуры управления -- технические средства управления, обеспечивающие повышение эффективности управленческого труда.

Процесс управления включает в себя содержательную и организационную характеристики, организацию принятия и реализации решений, технологию и процедуры управления, организацию деятельности работников управления. Характеристика процесса управления с точки зрения содержания определена объектом управления. Это решение проблем организации материального производства. С организационной точки зрения процесс управления образует цикл, состоящий из предварительного (прогнозирования и планирования) и оперативного (организации, мотивации, координации) управления, а также контроля (учета, анализа, проверки). Решение является сердцевиной процесса управления, состоящего из совокупности решений, находящихся на различных стадиях принятия и реализации. Технология управления представляет собой процесс получения, хранения, преобразования и передачи управленческой информации, предусматривающий использование общих приемов, процедур и операций.

Управление в материальном производстве организует общественную трудовую деятельность, т. е. соединение работников со средствами производства в масштабе всего народного хозяйства. В этой связи различают управление материальными и человеческими ресурсами .

С точки зрения управленческой теории управление человеческими ресурсами - это одна из концепций управления персоналом, сменившая долго существовавшую концепцию признания персонала обычным активом компании. Анализ развития концепций управления персоналом свидетельствует о вытеснении технократических моделей управления гуманистическими.

Не успели менеджеры признать человеческие ресурсы важнейшим и невозобновляемым ресурсом организации, как на смену этому тезису приходит понимание человека как основного субъекта организации и особого объекта управления. Важнейшей функцией управления становится обеспечение профессиональной и даже личностной самореализации сотрудников - главного условия стабильно высокой производственной мотивации и конструктивной творческой активности. Создание добавленной стоимости бизнеса будет во все более возрастающей степени зависеть от того, каким образом удастся включить креативные и исполнительские способности человека. Однако среди исследователей менеджмента ведутся споры о том, существуют ли принципиальные отличия концепции управления персоналом от концепции управления человеческими ресурсами. Очень часто эти понятия употребляются как синонимы.

С точки зрения управленческой практики управление человеческими ресурсами - комплексное управление системой взаимодействия людей, объединенных совместной деятельностью в общем организационном пространстве. Ключевые термины: комплексное управление, система взаимодействия людей, организационное пространство. Комплексность управления означает то, что человеческим ресурсом следует управлять не как обычным ресурсом компании, но как саморазвивающимся ресурсом. То есть технические (профессиональные) и управленческие (стратегические и административные), «человеческие» компетенции менеджеров должны реализовываться в векторах согласованного целеполагания и сбалансированного воздействия. Организация системного взаимодействия людей имеет большее значение для эффективной деятельности компании, чем управленческое воздействие на каждого из сотрудников или вложение в те или иные организационные, финансовые, технологические ресурсы. Конфигурация и механизмы соединения индивидуальных компетенций в ключевые компетенции компании являются основными предпосылками успеха. Границы организационного пространства имеют тенденцию к расширению: не только штатный персонал, но также бывшие и будущие сотрудники, и даже поставщики и потребители попадают в поле деятельности менеджеров компании.

С точки зрения функциональной области менеджмента управление человеческими ресурсами находится в ряду функциональных областей менеджмента (маркетинг, финансы, стратегии и др.), но вместе с тем принципиально отличается от любой из них. Можно выделить следующие его особенности:

Во-первых, даже сам термин «управление» в этой сфере менеджмента не является корректным и нуждается в уточнении, поскольку человек не является объектом управления. Человек является объектом только лишь в качестве единицы теоретического изучения и производственного планирования, но в реальной жизнедеятельности он проявляет субъектность, т. е. самостоятельную активность, самоуправляемость, избирательное восприятие и свободный выбор решений. Поэтому корректнее говорить не об управлении человеком, но о работе с человеком по эффективному использованию его потенциала, по обеспечению эффективности производственного взаимодействия и производственных взаимоотношений;

Во-вторых, именно человеческий, а не какой-либо другой ресурс включает и связывает воедино все бизнес-процессы компании, непосредственно поддерживает организационную культуру и корпоративные стратегии. Компания достигает своей эффективности благодаря правильной организации потоков работ, направленных в конечном итоге на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон;

В-третьих, управление человеческими ресурсами осуществляют все менеджеры компании, имеющие подчиненных. При этом существует и специализированный отдел - служба управления персоналом;

В-четвертых, человеческий ресурс в решающей степени обеспечивает успешность и устойчивость любых организационных изменений и управленческих новаций, гармонизируя основные подсистемы организационного поведения - технологическую, формальную, внеформальную и неформальную.

Руководителям компании следует осознать многомерность этого понятия. Это осознание должно опираться на четкие параметры обозначения места и роли управления человеческими ресурсами в системе менеджмента. Путаница, которая возникает при употреблении близких понятий «управление персоналом», «управление кадрами», скорее всего, означает естественный период оттачивания своего - корпоративного - взгляда на данное явление, но никак не отсутствие компетентности.

Управление человеческими ресурсами включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления.

Управление материальными ресурсами представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту.

Сущность управления материальными ресурсами раскрывается двумя основными положениями.

Первое из них предопределено природой товарно-денежных отношений. Любой акт обмена на рынке сопровождается рядом специфических явлений и объективно связан: во-первых, с необходимостью смены форм стоимости (деньги - товар - деньги); во-вторых, со сменой субъектов собственности на товар.

Второй момент, определяющий сущность управления материальными ресурсами, состоит в объективной необходимости физического перемещения материальных ресурсов по каналам товарного обращения. Эта необходимость существует в силу пространственно-временного несовпадения параметров производства и потребления материальных ресурсов. Функции управления материальными ресурсами, которые выполняются в данном случае, в основном ориентированы на определение конкретных параметров материалопотоков.

Особо важно отметить, что в процессе управления планируемый материалопоток должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места. Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до- и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.

Функции управления материальными ресурсами можно свести в четыре основные группы.

1. Планирование параметров материалопотоков, т.е. планирование потребности в материальных ресурсах, в совокупности с выбором поставщиков, форм и каналов продвижения товаров до потребителя. Здесь определяются наименование потребных материальных ресурсов, их качественные характеристики, количество в целом и по отдельным позициям, размер товарной партии, сроки и периодичность поступления на предприятие.

2. Организация приобретения материальных ресурсов. Здесь имеет место оплата собственно материальных ресурсов, а также оплата всех услуг, связанных с продвижением товаров от продавца к покупателю. Таким образом, происходит включение процесса товародвижения, материальные ресурсы начинают свое движение по каналам товарного обращения.

3. Регулирование параметров материалопотоков путем приближения их к фактической потребности предприятия. Здесь происходит корректировка сроков поставки, форм расчетов с продавцом и т.д. Отклонения заданных (запланированных) параметров материалопотоков от фактических может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.

4. Контроль над процессом управления материальными ресурсами, наблюдение за параметрами материалопотоков.

Управление материальными ресурсами подчиняется определенным принципам. В числе важнейших из них следует прежде всего отметить самостоятельность субъектов управления и свободное развитие экономических отношений между ними, как партнерами и клиентами, на основе зависимости цены от спроса и предложения и, наоборот, спроса и предложения от цены.

Управление материальными ресурсами включает процессы управления проектами, техникой, финансами, учетом, снабжением и сбытом. Это - подвиды социального управления. В частности, например, снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.

К подвидам (группам) социального управления относятся: отраслевой и функциональный менеджмент. Промышленный, аграрный, строительный, транспортный и менеджмент связи - это разновидности отраслевого менеджмента. Финансовый, маркетинговый, административный, производственный, менеджмент персонала - это разновидности функционального менеджмента.

К примеру, менеджмент персонала решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент занимается поиском законных способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов.

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).

Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п.

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации -- поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т. п.

Таким образом, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление . Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в рисунке 1.

Мы не провозглашаем абсолютную ценность ни системной модели, ни модели поля. В конце концов, модели - это инструменты познания и потому должны оцениваться по их эффективности, плодотворности и эвристическим возможностям. Системная модель оказалась весьма влиятельной - она лежит в основе большинства теорий социального изменения, число которых до сих пор велико. Модель поля возникла из стремления понять и выразить динамическую природу общества более адекватно, но она еще требует значительной концептуальной разработки и эмпирического подтверждения. Сейчас представляется разумным принять ту и другую и выводить наш базовый концептуальный аппарат для изучения социального изменения из них обеих, ибо каждая высвечивает огромное разнообразие динамического феномена. Раймон Будон был прав, когда писал: «Безнадежно пытаться свести социальное изменение к одной-единственной модели» (52; 133).

Предлагаемая нами типология социального процесса базируется на четырех главных критериях: 1) форма или очертания, которые принимает процесс; 2) итог, результат процесса; 3) осведомленность населения о социальном процессе; 4) его движущие силы. Мы также вкратце рассмотрим 5) уровень социальной реальности, на котором действует процесс, а также 6) временной аспект процесса.

Формы социальных процессов

Если смотреть на процессы с определенной дистанции, с точки зрения внешней перспективы, то можно обнаружить их различные формы и очертания. Так, процессы бывают направленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, тогда как каждая более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Идея необратимости отражает тот факт, что в человеческой жизни совершаются действия, которые

нельзя повернуть вспять; мысли, которые не могут быть помыслены «назад»; чувства, которые нельзя «почувствовать наоборот»; опыт, от которого, приобретя его, уже не освободишься (4; 169). Если все это имело место, произошло, то оставшиеся неизгладимые следы неизбежно будут влиять на последующие стадии процесса - будь то личная карьера, получение знаний, влюбленность или выживание на войне. Примерами направленных процессов могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии, рост населения. В этом широком смысле и индивидуальная биография, и социальная история наиболее направленны.

В более узком смысле можно говорить и о специфических субтипах направленного процесса. Некоторые из них могут быть телеологическими (другими словами, конечными), т. е. они постоянно приближаются к определенной цели, или конечному состоянию, с различных стартовых точек, как бы притягиваясь к нему. Соответствующие примеры можно почерпнуть из так называемой теории конвергенции, которая показывает, как различные общества с совершенно разными традициями постепенно приходят к одним и тем же цивилизационным или технологическим достижениям в области производства, демократии, на автомобильном транспорте, в телекоммуникациях и т.д. Аналогичные примеры можно найти в структурном функционализме, в котором речь идет о тенденции социальных систем достигать состояния равновесия при помощи внутренних механизмов, компенсирующих любые «возмущения».

Существуют направленные процессы и другой формы - такие, которые постоянно обнаруживают определенные внутренние потенции, как бы беспрерывно «выдавливают» их. Например, непрерывная технологическая экспансия часто объясняется заложенной в человеке природой склонностью к новшествам или творческой жилкой, а, скажем, территориальные завоевания внутренней жаждой захвата. Если конечное состояние оценивается положительно, то процесс рассматривается как прогрессивный (исчезновение болезней, увеличение продолжительности жизни и т.д.), если же он направлен в противоположную сторону, т.е. уходит от положительного в ценностном плане, предпочтительного конечного состояния, то мы будем называть его регрессивным (экологическое разрушение, коммерциализация искусства и т.п.).

Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими, или, как иногда говорят, линейными. Если они следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую по 32

следовательность необходимых стадий, то именуются однолинейными (однонаправленными). Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры одни раньше, другие позже - должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое. Однолинейные (однонаправленные) процессы представлены на рис. 1.1.

Если же процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, «проскакивают» одни «участки», задерживаются на других или добавляют в своем движении нетипичные стадии, то они называются мультилинейными. Так, анализируя происхождение капитализма, историки указывают различные версии одного и того же процесса и выделяют западную, восточную и другие модели. Исследователи стран третьего мира описывают разные маршруты, которые вели эти страны к индустриально-урбанистической цивилизации. Схема мультилинейного процесса представлена на рис. 1.2.

Противоположностью линейных являются процессы, которые предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста, проходя специфические пороги (163) или подвергаясь влиянию определенных «ступенчатых функций». Эти процессы нелинейны. Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации. Такие процессы представлены на рис. 1.3.

Ненаправленные (или текучие) процессы бывают двух типов: одни имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец. Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх; другие представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа - их течение подчиняется определенным повторяющимся или по меньшей мере схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает

предыдущие. Если существует возможность повторения, то мы рассматриваем такой процесс как круговой, или замкнутый, цикл. К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или - в более длительной временной перспективе - рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд. На макрошкале экономические циклы экспансии и рецессии, бума и стагнации, «быков и медведей» на рынке часто следуют этому образцу; их графическое изображение напоминает синусоиду, как на рис. 1.4.

В случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности, то можно говорить, что процесс идет по спирали или по модели открытого цикла. Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад). Или в самом широком временном диапазоне - тенденция, которую Арнольд Тойнби приписывал всей челове 35

ческой истории: постепенное совершенствование религии и в целом духовной жизни человечества через многочисленные циклы вызовов и ответов, роста и упадка (426; 61); или то, как Карл Маркс видел освобождение человечества через «реки слез», через последовательные циклы углубляющейся эксплуатации, отчуждения, нищеты и их преодоления благодаря революции (280). Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (даже прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл (рис. 1.5).

Частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений, определяется как стагнация (застой) (рис. 1.6).

Другой частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу, может быть назван случайным процессом (рис. 1.7).

Глава 4. Типология и классификация социальных технологий
В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.
1. Принципы классификации социальных технологий.
2. Классы и типы социальных технологий.
3. Инновационные социальные технологии, квазитехноло­гии и антитехнологии.

1. Нынешнее состояние российского общества требует качест­венно нового уровня социальной инженерии, ускорения техноло-гизации и информатизации социального пространства, формиро­вания социально-технологической культуры. Между тем достиже­ния в этой перспективной области весьма скромны. Специальных научных работ, посвященных социально-технологическому зна­нию как фактору общественного прогресса, явно недостаточно. Технологизация социального пространства в широком смысле представляет собой целостную систему концептуально и практи­чески значимых идей, принципов, методов, средств социализа­ции человека, группы, общности, нации, народа, гарантирую­щую надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении. В узком смысле речь идет о научном обосновании выбора способов воздействия соци­альных субъектов на объект с целью формирования благоприят­ных условий жизнедеятельности людей.
Известно, что общественный процесс можно расчленить на его составляющие (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический и др.). Очевидно, что специфике этих составляющих общественного процесса будут соответствовать разные технологии как способ решения возникающих проблем в каждой из этих областей. Следователь­но, учет специфики составляющих общественного процесса и есть первый методологический принцип.
Синергетическип подход к анализу технологизации социаль­ного пространства составляет второе методологическое правило.
Синергетика открывает новые подходы в познании природ­ной и социальной действительности. Развивая идею целостности мироздания, наследуя традиции анализа с использованием мате­матического аппарата, синергетика изучает механизмы самоор­ганизации в открытых системах. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом, она позволяет по-иному взглянуть на процессы перехода от хаоса к порядку, расширить наши представления о взаимосвязи материального и духовного, переосмыслить роль человека в структуре познавательной и практической деятельности. Становление синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных и социальных явлений - синергетическую. Ее цель - познание сути социальных явлений, обеспечение целостности познания в открытых сложных социальных системах.
Третье методологическое правило - принцип целостности социального пространства.
Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене немедленно скажется на конечном резуль­тате - целостном состоянии социального пространства, создаю­щем благоприятные условия для реализации технологий каждо­го уровня социальной организации.
Например, катастросра на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации соци­ального пространства: неудачный выбор площадки для строитель­ства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контро­лировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естествен­но, снизило уровень безопасности техногенного объекта.
Различный уровень социально-экономического и духовного развития стран, территорий, народов, социальных групп, трудо­вых ассоциаций объективно обусловливает необходимость многообразия социальных технологий с учетом специфических характеристик той или иной части социального пространства.
Принцип разнообразия - это четвертое методологическое правило технологизации социального пространства, построения его многоуровневой модели.
Приоритет гуманизма в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле - еще одно незыблемое методоло­гическое правило технологизации.
Соблюдение этого принципа предполагает переход от концеп­ции жесткого, авторитарного управления к принципиально иной системе самоорганизации общества в условиях максимально возможной открытости общества.
К принципам разделения социального пространства относит­ся стратификационно-классовый подход к социальным явлениям и процессам. Он может быть положен в основу изучения разных социальных отношений, различного социального положения тех или иных социальных групп, так называемых страт, в том или ином обществе. В западной социологии метод структурирования общества по положению, которое занимают в нем различные социальные слои и группы, чаще называют стратификацией. Стратификацию определяют как структурированное неравенст­во, существующее между различными группами людей. Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разра­ботке их технологического обеспечения. Изучение социальных явлений, которые указывают на расслоение в обществе, все в большей мере становится объектом социального исследования и основанием для типологизации тех методов воздействия, кото­рые используются применительно к управлению процессами в рамках того или иного социального слоя, класса, группы.
Еще одним основанием для типологизации социальных тех­нологий является принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами - социальными институтами, со­циальными общностями, структурными образованиями. При этом каждая подсистема может рассматриваться как относитель­но самостоятельное целое.
Существенно обогащает наше представление о типологизации социальных технологий деятельностный подход. "Чтобы дея­тельность получила право называться технологией, - подчер­кивает болгарский ученый Н. Стефанов, - необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности". М. Мар­ков предлагает рассматривать технологию социальной деятель­ности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знаний в процессе деятельности, которая вы­ражается в трудовых действиях людей, соответствующих требо­ваниям конкретных, специфических социальных структур. Тех­нология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направлен­ной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п.
В целом речь идет о целостной теоретической и методологи­ческой концепции обновления социального пространства средст­вами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных про­блем.
Многоуровневая модель технологизации может быть постро­ена в зависимости от того, как, по каким принципам функцио­нирует система социальных отношений. Возможны следующие варианты:
"матрешка": социальные отношения имеют многоукладный характер и воспроизводятся таким образом, что всякая предыду­щая система включается в последующую на уровне видоизменен­ной подсистемы;
"водоворот": развитие напоминает турбулентный процесс - новые формы обладают большей степенью организованности и менее подобны старым формам, чем те в соответствующий момент развития;
"ступени": смена парадигм воспроизводства на качественно новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при этом знаменует новый этап в воспроизводстве соци­альной системы;
"цепи": формирование связей и отношений в каждой подсис­теме с необходимостью достижения компромисса с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи одного из "звеньев" ведет к изменению ее во всей "цепи". Дальнейший процесс объективизации превращает эти связи и отношения в нормы морали и принципы поведения, т.е. стерео­типы деятельности.
Очевидно, все эти варианты, отражая сложную мозаику социальных связей и отношений, противоречивость процесса социализации, взаимодействия и самореализации людей в гра­ницах социального пространства, позволяют строить различные модели технологизации.
Теоретико-познавательный уровень технологизации социаль­ного пространства, включающий анализ ситуации, прогнозиро­вание, выработку стратегии и тактики, составляет как бы пер­вый, начальный его уровень.
Второй уровень относится к технологизации горизонтальных социальных связей, где осуществляется ориентировка и комму­никация индивидов в обществе, в системе учреждений и инсти­тутов, происходит выбор партнеров и конкретных путей дейст­вия и т.п. Третий - это уровень конкретных фактов.
Таким образом, складывается трехуровневая модель социаль­ного познания:
1-й уровень - познание высшего порядка по характеру охвата познаваемого, совокупности слагаемых и системы обоб­щений, т.е. общесоциологическая теория;
2-й уровень - дифференциация осуществляется по социаль­ным сферам и специфическим методам познания в той или иной отрасли;
3-й уровень - эмпирическое познание, изучение социальных явлений на конкретных фактах социальной действительности и их эмпирической статистики.
Структурирование социальных технологий может быть осу­ществлено по многим основаниям. Например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учены­ми по заказу Римского клуба, была рассчитана по критерию конечности, истощаемости ресурсов.
По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества, нации, национально-этнической группы, трудовой ассоциации, контактной группы, личности.
Важность этого критерия для освоения, например, социаль­ного пространства России не вызывает сомнения. Целостность государственных границ, сохранение и укрепление российского государства, поиск технологии социального согласия, разреше­ние межнациональных конфликтов, государственного устройст­ва, разделения властей - все это имеет для теории и практики управления первостепенное значение. Например, профессио­нальное владение этими технологиями госаппаратом, людьми, принимающими государственные решения, соответствующая времени информационная и технологическая культура могли бы явиться важными факторами укрепления российской государст­венности, освоения социального пространства России в условиях мира и национального согласия.
По критерию иерархичности проблем управления различают технологии решения мировых, континентальных, государствен­ных (федеральных), региональных, территориально-отрасле­вых проблем местного самоуправления, трудовых ассоциаций. Речь прежде всего идет о правах человека, загрязнении окру­жающей среды, повышении качества жизни, обеспечении продо­вольствием, состоянии здоровья людей, социальном обеспечении и т.п.
В связи с этим особое внимание в нынешней ситуации должно быть уделено глобальным технологиям предотвращения кризи­сов, катастроф, конфликтов: техногенных, экологических, военных, продовольственных, демографических и др., которые оказывают существенное влияние на континентальные, государ­ственные и другие технологии, ибо в мире все взаимосвязано.
По сферам жизнедеятельности людей различают экономичес­кие, политические, духовно-культурные, технологии управле­ния социальными процессами.
По видам деятельности людей различают: технологии промышленно-трудовые, аграрные, учебные, внедренческие, семейно-бытовые и др.
По масштабу общественной проблемы принято выделять два класса технологий: универсальные и частные. Высокая, средняя и низкая степени развития социальной системы, социального интеллекта также требуют своего специфического подхода к технологизации социального пространства (табл. 1).
Социальная технология всегда детерминирована обществен­ной проблемой и направлена на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем - технологизации. Поэто­му, выдвигая задачу фундаментального или прикладного соци­ологического исследования, социолог сначала ориентируется на технологию диагностики общественной проблемы (программа исследования), а потом на технологию получения конечного результата. Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными, их построение обычно исходит из логики самого социологического исследования, отражая суть конкретных явле­ний. Чем выше уровень этого совпадения, тем обычно эффектив­нее социальные технологии, которые призваны решать общест­венные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.
Таблица 1

Классы
Типы
По видам специальных социологи­ческих теорий (семьи, трудового коллектива, конфликта, города, сел, и т.д.). По сферам общественной жизни:
экономические;
политические;
социальные;
духовно-нравственные;
экологические;
социокультурные;
управленческие.
По уровням социологического знания:
макросоциологические;
мезосоциологические;
микросоциологические.
По уровням управления:
глобальные;
континентальные;
национальные;
региональные;
местные;
трудовых ассоциаций.
По назначению:
учебные;
информационные;
правоохранительные;
ресурсосберегающие. Личностные:
самореализации;
самообразования;
самовоспитания;
самоадаптации;
самовыражения и др.
По характеру действия:
стратегические;
тактические;
оперативные.
По времени действия:
долгосрочные;
среднесрочные;
краткосрочные.
По степени социального развития объекта:
низкая степень - технологии
1-го уровня;
средняя степень технологии
2-го уровня;
высокая степень технологии
3-го уровня.
По уровню эффективности:
высокоэффективные;
среднеэффективные;
низкоэффективные.
По методам:
прогнозирование;
социодиагностика;
моделирование;
проектирование;
планирование;
социальный контроль.
По направленности:
разрушительные;
созидательные;
традиционные;
инновационные;
квазитехнологии.

Поэтому сами социальные технологии представляют собой необходимое звено перехода от социологической парадигмы к социологической концепции и теории, а от нее - к управлению объектами по социальному результату, регулированию, оптими­зации социальных процессов, социальных отношений.
При этом следует подчеркнуть, что если исследователь, соци­альный технолог, менеджер в социальной сфере и др. встречаются с новой общественной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет об инновационной технологии. Если же новая задача технологически уже решена и речь идет о тиражи­ровании, распространении технологий, обучении персонала уп­равления уже известным способом решения назревших проблем, то такие технологии составляют класс традиционных или рутин­ных. Так, в научной литературе описаны и широко применяются в практике образовательные, информационные технологии, раз­решения конфликта, адаптации личности и др.
Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой - с другой, обеспечивают научно обосно­ванный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. Если социальные технологии строят­ся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.
Различие между подлинной технологией и квазитехнологией, по мнению П. Ленжьела, проводится по двум критериям. Под­линная технология - есть продукт закрытых, изолированных систем и пользуется абсолютным преимуществом. Не соблюдая технологии производства, невозможно получить искомый ре­зультат с такой же эффективностью каким-либо другим путем. Квазитехнология социальных наук действует в совершенно дру­гой форме. Ее функционирование обычно нацелено на изменение или исправление определенных условий, чтобы придать процес­су нужное направление или определить такое направление. Этот критерий можно обозначить как предсказуемость.
Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии раскрывают уровень науч­ности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе, ее независимый статус, концеп­туальную и интеллектуальную власть. Если суть научно-техни­ческого прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием науко­емких социальных технологий.
Итак, в процессе разработки и внедрения социальных техно­логий разного типа и класса создается интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации. Ключ - в переходе к информационному обществу, в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования.
Если социальный процесс можно расщепить и измерить, если его можно описать, контролировать, а затем осуществить на основе этого описания теоретическое обобщение (например, тео­рию человеческих отношений), то в результате появляется новый вид знания - социальные изобретения. Ныне политичес­кая, экономическая социология, многие отраслевые социологии накопили большой арсенал технологических решений социаль­ных проблем на принципах гуманизма, духовности, корпоратиз­ма, сотворчества, свободы выбора, природосообразности, ответ­ственности, независимого поиска истины и т.п. Социальные технологии представляют собой систему инновационных спосо­бов и средств оптимизации социального управления на тех же принципах. Именно новые технологии в организации жизнедея­тельности людей, общения, воспроизводстве жизненных сил, повышения качества жизни, реализации творческого потенциала каждой личности определяют суть социального прогресса.

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - 08.09.2012 Г.

1. Необходимость, сущность, определение управления.

2. Классификация и типология управления.

4. Предмет, метод, цели и функции теории управления.

НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Термины:

- теория - в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности - объекта данной теории;

- управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;

- менеджмент - это система методов управления в условиях рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов;

- менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

- наука - сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

- знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека;

- научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития;

- концепция - (от лат. conceptio - понимание, система) - генеральный замысел, руководящая идея, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи;

- кооперация - (лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда

- дефиниция - (лат. definitio - «определение, точное указание, требование, предписание» от finitio - «ограничение, завершение») - краткое определение какого-либо явления путем перечисления его основных, наиболее существенных признаков, качеств, свойств с целью уточнения границ и сужения содержания понятия, обозначающего это явление.

- категория - (от греч. kategoria - высказывание, обвинение, при­знак) - предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания.

Сущность управления состоит в том, что это особая функ­ция общественного труда , которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой - социально-истори­ческими условиями общества, определяющими кооперацию тру­да.

Следовательно, как совместный труд людей составляет осно­ву всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, суще­ствования и развития общества.

Многовековое развитие управления предопределило выделе­ние деятельности по управлению в отдельную функцию, кото­рая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции.

В любой организации существуют две формы разделения труда: горизонтальное и вертикаль­ное:

- горизонтальное разделение труда - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности;

- вертикаль­ное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий.

Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Объектом управления , то есть тем, на что направлено вла­стное воздействие субъекта управления, могут быть физичес­кие и юридические лица, а также социальные, социально-эко­номические системы и процессы.

Давая краткое определение управления, можно сказать, что:

управление - это специфический вид деятельности по опреде­лению целей организации, разработке механизмов их достиже­ния и координация труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

История управления несоизмеримо старше истории менеджмента . Когда появились два человека и им понадобилось сделать то, что одному не под силу, возникли зачатки управленческой деятельности: желаемая цель и необходимые для ее достижения совместные действия.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности: оборонительной (защита от диких зверей и врагов), политической (установление и поддержание порядка в группе) и экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.). Примечание. Доисторический период - история человечества до появления письменности. Дописьменная история человечества изучается по вещественным остаткам деятельности древних людей, при этом прибегают к произвольным обозначениям

Управление можно рассматривать как систему. В этом случае можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Эти подсистемы в процессе управления теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.

Управляющая подсистема – это субъект менеджмента, то есть менеджер. Управляемая подсистема – это объект менеджмента, то есть чаще всего работник. Взаимосвязь подсистем можно показать простой схемой:


Схема 1. Взаимосвязь подсистем менеджмента

Субъект, как изображено на схеме, воздействует на объект управления. Однако воздействие это не является строго односторонним. Существует и противоположное воздействие (обратная связь).

Природу управления невозможно понять без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связиразличают три сферы объективной действительности и в соответствии с ними классифицируют процессы управления: 1) управление в неживой природе, 2) управление в живой природе и 3) управление в человеческом обществе.

1) управление в неживой природе (технических системах, т. е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами). Эта область управления является предметом изучения технических наук;

2) управление в живой природе (биологических системах). Изучается естественными науками;

3) управление в человеческом обществе (социальных системах, т. е. воздействие на деятельность людей с различными интересами, объединенных в группы, коллективы). Эта область управления наиболее трудна, поскольку люди неизмеримо сложнее всех объектов живой и неживой природы, и изучается социальными (общественными) науками. Именно в социально-экономических системах можно характеризовать управленческую деятельность термином «менеджмент». В этом и состоит их основное принципиальное, но не единственное различие.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Менеджмент - вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики ), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов.

В отечественной литературе и практике понятие менеджмента вместо управления стало широко использоваться в 1990-е гг. в связи с переходом от административно-командной системы управления к формированию системы управления, основанной на рыночных отношениях. С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась ориентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение наивысшей эффективности их деятельности (рост прибыли, увеличение доли рынка и др.). На это направлены современные принципы, методы, средства и формы управления.

Укрупненная класси­фикация процессов управления по его основным классам:

1) процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

2) процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются пред­метом изучения естественных наук;

3) процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми , или социальным управле­нием , что относится преимущественно к области соци­альных наук.

Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления и подразделяется на два основных подклас­са: 1)управление индивидуальной деятельностью и 2) управление кол­лективной деятельностью, и на три вида:

- первый вид управления - административно-государственное (политическое) управ­ление;

- второй вид управления - управление социально-культурной сферой (духовным про­изводством);

- третий вид управления - управление производственной сферой (материальным про­изводством).

Иными словами, классификация видов социального управ­ления соответствует классификации основных сфер организа­ции общества:

- политическая - область отношений национальных и меж­государственных, власти и социальных групп;

- культурная - область духовного производства, распреде­ления и потребления духовных благ;

- экономическая - область материального производства, рас­пределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответству­ющие уровни (организация - регион - отрасль, государство) и основные формы (управление материальными и управление че­ловеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Loading...Loading...