Конспект нод ориентировка во времени средняя группа. Ориентировка во времени. Ориентирование детей средней группы во времени

Ботвинова Лилия Олеговна
Воспитатель МБДОУ№186 комбинированного вида г. Кемерово
Конспект непосредственной образовательной деятельности (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: Познание (Формирование элементарных математических представлений), Коммуникация (Развитие речи), сенсорное развитие.
Тема: Ориентирование во времени и пространстве.
Цели: Закреплять знания о частях суток и их последовательности, умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вверх, низ), закреплять умение использовать в речи предлоги. Закреплять знание цвета и плоскостных геометрических фигур.
Развивать пространственную ориентацию, логическое мышление, внимание.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, культуру математической речи.
Оборудование: карточки с изображением времен года, индивидуальные наборы плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), аудиозапись детской песни "Буги-Вуги"
Непосредственная образовательная деятельность
I Оргмомент
II Сообщение темы и целей
Сегодня мы вспомним времена года и их последовательность и поупражняемся различать и называть направления- лево, право, вверх, низ.
III Закрепление знаний
1. Загадки
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный... (вечер)
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка -
Значит, наступила... (ночка)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)

Послушайте внимательно загадки и попробуйте их разгадать.

Посмотрите на карточки, какие части суток на них изображены?

Расположите карточки так, чтобы части суток стали по порядку.

С чего начинаются сутки? (с утра)

Чем заканчиваются? (ночью)

Какое время следует после утра? (день)

После дня? (вечер)

2. Упражнение «Необычная походка»

Цель: Закрепить знание и умение различать правую и левую сторону, направление вперед и назад. Развивать внимание, пространственную ориентацию. Воспитывать самостоятельность.

Ход: Дети становятся в одну линию и по сигналу воспитателя начинают движение согласно указаниям до обозначенного места.

Например: шаг вперед, шаг влево, шаг вперед, шаг в право, шаг назад и т.д.

3.Фронтальная работа. Упражнение «Лабиринт»

Цель: Закреплять умение различать правую и левую сторону, направление вверх и вниз.

Ход: Детям предлагается пройти лабиринт (помочь герою добраться до чего- либо), проговаривая направление движения.

IV Физминутка,

Физминутка проводится с музыкальным сопровождением (детская песня «Буги- вуги»)

V Самостоятельная работа

Диктант с геометрическими фигурами.

У каждого ребенка на столе индивидуальный игровой набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и предмет «ориентир».

Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание плоскостных геометрических фигур.

Ход: Детям предлагается расположить геометрические фигуры, согласно указанным направлениям воспитателя.

Положите перед собой домик. Справа от дома положите круг, слева от дома квадрат, над домом овал, под домом прямоугольник и т.д.

Какие фигуры оказались слева?

Какими цветами?

Какие фигуры оказались справа?

Какими цветами?

С какой стороны фигур получилось больше?

Цель: закрепить счет до 4, умение сравнивать предметы;

Учить соотносить форму с геометрической фигурой;

Формировать пространственные соотношения: справа – слева;

Закрепить ориентировку во времени.

Материал: кукла Незнайка; изображение деревьев: елка, береза (из геометрических фигур); цифры до 4 на каждого ребенка; 4 конверта разного цвета и указанием цифры (желтый – цифра 1, синий – цифра 2, красный – цифра 3, зеленый – цифра 4); картинки с разным временем суток (утро, день, ночь).

Ход занятия

1часть: «Письмо Незнайки»

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Это от Незнайки. Незнайка опять нас просит ему помочь. Он играл с цифрами и все их перепутал, а как их разобрать он не знает. Давайте все вместе, дружно поможем ему.

Но для этого нам нужно сначала выбрать тропинку, по которой мы пойдем к Незнайке. Путь к нему не близкий, идти придется долго. Посмотрите перед нами две тропинки: одна широкая и короткая, а другая длинная и узкая. Посмотрите внимательно и скажите мне, по какой тропинке нам следует идти?

Почему? (Дети выбирают нужную тропинку.)

Шагаем и проговариваем слова:

Мы шагаем друг за другом

Зимним лесом, белым лугом.

Шубки пестрые мелькают,

В небе белый пух летает.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

2 часть: «Мы в лесу»

Посмотрите мы с вами пришли в лес.

Посмотрите налево и скажите мне, что вы видите слева от себя?

Сколько елочек вы видите?

Как вы узнали?

Все елочки одинаковые по размеру?

Сколько больших елочек?

Сколько маленьких?

Сколько всего елочек?

Каким они цветом?

Из каких геометрических фигур состоит елочка?

Посмотрите направо.

Что вы видите справа от себя?

Сколько деревьев вы видите?

Из каких геометрических фигур состоит дерево?

Сколько всего деревьев?

А елочек?

Чего больше – деревьев или елочек?

На сколько больше?

3 часть: «В гостях у Незнайки»

Вот мы и пришли. Здравствуй Незнайка! Что тут у тебя случилось? Посмотрите, ребята, какой здесь беспорядок! Цифры все перепутанные лежат на столе. Нужно помочь Незнайке разобрать цифры вот по этим коробочкам (на столе стоят коробочки с цифрами).

Возьмите цифру 2 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно, в ту где нарисована цифра2.

Возьмите цифру 1 и покажите ее мне. В какую коробочку вы положите цифру 1?

Правильно. Кладите в коробочку с цифрой 1.

Возьмите цифру 3 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно. Найдите и положите в коробочку с цифрой 3.

Возьмите последнюю цифру 4 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно, положите.

Мы с вами славно потрудились. Давайте присядем на ковер. Немного отдохнем, с цифрами вы справились, молодцы, но есть еще одно задание, с которым нужно помочь Незнайке. Нужно помочь отгадать загадки:

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик,

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже? (ночь)

(ребенок, который ответил правильно, идет прикреплять рисунок к доске)

Когда все спят?

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

Дети в садик собираются. (утро)

Когда все просыпаются?

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети. (день)

Когда мы выходим с вами гулять, в какое время суток?

Молодцы! Все задания мы выполнили. И нам пора возвращаться назад. Давайте попрощаемся с Незнайкой. Он вас благодарит за помощь и говорит вам до свидание.

4 часть: Физминутка

Зайка, зайка, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Зайка отвечает:

Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой

5 часть: Давайте с вами сядем на стульчики и немного отдохнем. Ведь мы так устали.

Куда мы с вами сегодня ходили?

Что мы видели по дороге к Незнайке?

Что мы помогли разобрать Незнайке?

О каком времени суток были загадки?

Давайте с вами скажем: мы сегодня молодцы!

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.

Задачи: Упражнять в определении времени по частям, в прямом и обратном счете. Развивать логическое мышление. Тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов, определять пространственное расположение предметов. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: Игрушки (Вини-Пух, Тигр, Кролик, ослик, поросенок Пятачок,). Аудиозапись песни Вини-Пуха, танец маленьких утят; картонный макет циферблата со стрелками; картинка с изображением звезд; ленты; 2 карточки с логическими задачами; рисунок составленный из геометрических фигур; 3 магнитные доски с цифрами.

Дети входят в групповую комнату. Звучит фрагмент аудиозаписи песни Винни-Пуха.

Воспитатель:- Ребята, кто пел эту веселую песенку? (ответы детей). А почему ему так весело живется на свете? (ответы детей). У Винни - Пуха есть еще одна веселая песенка: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…» Как мы уже знаем, Вини -Пух любил ходить в гости к своим друзьям по утрам. А какая у нас сейчас часть суток? (ответы детей).

Воспитатель: Следом за утром приходит…? (ответы детей).

Воспитатель: Часто из гостей возвращаются домой, когда уже наступает …? (ответы детей).

Воспитатель А может нам тоже съездить в гости к героям этой замечательной сказки? Занимайте места в автобусе. А пока мы будем ехать. Вы мне поможете рассказать одну историю про Вини-Пуха. Для этого нужно внимательно слушать и правильно отвечать на вопросы.

Однажды Винни -Пух пригласил в гости своих друзей: Пятачка, ослика Иа, кролика и Тигру. Сколько друзей он пригласил в гости? (ответы детей).

Воспитатель: Приглашал он друзей в субботу и просил прийти в гости на следующий день. В какой день недели пришли гости к Винни - Пуху? (ответы детей).

Воспитатель: Винни -Пух назначил гостям время. Посмотрите на часы. Когда должны были прийти гости? (стрелки часов показывают 9:00) (ответы детей).

Воспитатель: Они договорились встречаться на опушке леса, когда на часах будет…(часы показывают 9:30) (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, у Винни -Пуха день рождения в марте, а у ослика Иа в следующем месяце. Когда у ослика день рождения? (ответы детей).

Воспитатель: Когда Винни -Пух встречался с друзьями, они мечтали о том, как наступит лето и они будут ходить на свою любимую лужайку, лежать на травке и смотреть на ночное небо. Как вы думаете, что можно увидеть на ночном небе? (ответы детей).

Воспитатель: Вот и мы сейчас посмотрим на небо и посчитаем звезды (один ребенок считает звезды в прямом порядке, другой в обратном).

Воспитатель: Вот что мы узнали про Винни -Пуха и его друзей. Наш автобус доехал до места. Сейчас пойдем в гости к друзьям. А чтобы не устать в пути, возмем с собой веселую песенку! Выходите встанте в круг. (Дети исполняют танец маленьких утят).

Воспитатель: Ребята, теперь нам предстоит не простой путь. Смотрите, вот по лужайке вьется тропинка по которой мы пойдем. Тропинка эта не простая. На ней будут встречатся знаки вопроса. Это значит что вы должны будете ответить на какой-нибудь вопрос или выполнить задание. Только после ваших правильных ответов вы дойдете к кому- нибудь из сказочных героев. Готовы к такому испытанию? Тогда вперед! (дети и воспитатель проходят по маршруту и доходят до 1 го задания).

Воспитатель: Рассмотрите задание. Какая цифра должна стоять вместо знака? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вот мы и дошли до первого нашего друга. Идем дальше.

Рассмотри картинку. Какая фигура здесь лишняя? Почему? (ответы детей).

Из каких геометрических фигур состоит рисунок? (ответы детей).

На листе расположены мелкие игрушки. Опишите их расположение. (ответы детей).

Выложите в ряд цифры. Выполните следующее действия:

Уберите соседей цифры 5;

Убери число, которое больше числа 3 на 2;

Вот число 10, убери два числа перед ним.

Молодцы! Вот мы и помогли Винни -Пуху встретится с друзьями. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим всех друзей в гости и покажем нашу группу. Наш автобус ждет нас, проходите на свои места. Ребята, видите как много препятствий нам пришлось пройти, чтобы дойти до наших друзей. Какие задания вы выполняли? (считали двойками; определяли какая фигура лишняя; работали с числами)

Вот мы и вернулись в детский сад. Покажите гостям свои любимые игрушки.(включается музыка и дети идут играть)


Конспект по ФЭМП в средней группе по ознакомлению детей с ориентировкой во времениВозраст: 4 – 5 лет.
Цель: Формирование понятия времени у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления о частях суток;
учить правильно, употреблять эти термины в речи;
упражнять детей в счете до пяти;
закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо;
продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения.
Развивающие:
развивать память, внимание, речь.
Воспитательные:
воспитывать у детей заботу о близких.
Оборудование:
демонстрационный материал: часы с картинками частей суток «звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят, фланелеграф.
раздаточный материал: двухполосные карточки, зайчики и капуста по 3 штуки на каждого ребенка.
Активизация и обогащение словаря: утро, день, вечер, ночь, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.Методы и приемы:
Наглядный (показ картинок).


Предварительная работа: счет в пределах 5, рассматривание картинок с изображением частей суток, решение неравенств путем прибавления и убавления, сравнение двух чисел, работа с двухполосными карточками, повторение названий геометрических фигур.
Форма организации детей: фронтальная.
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
(Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)
Какое это время суток?
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.
(включить запись петушка)
2. Основная часть:
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинкус его изображением и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель: «Когда просыпаются детки?» - воспитатель показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе, на фоне встающего солнышка.
Дети: утром
Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Ответы детей.
Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»
Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка). Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)
Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.
Воспитатель: А когда это бывает?
Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.
Воспитатель: Пока мы играли, наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.
Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.
На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?
Дети отвечают, что всего четыре зайчика.
Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?
Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!
Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.
Физ. минутка
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так!
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.
Воспитатель: Какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Солнце за гору садиться,
Звезды зажигаются,
На траву роса ложится,
Вечер начинается!
Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!
Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?
Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Игра «Найди себе пару».
Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.
Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.
Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь, конечно, маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Вам понравилось узнавать, что то новое? А какие задания вам показались самыми трудными? Маша, что тебе понравилось больше всего? Ксюша, а тебе?
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Вы были внимательными, сообразительными, узнали что – то новое. Молодцы!



Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами в старшей группе Возраст: 5 – 6 лет.
Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.Задачи:
Обучающие:
закреплять знания о геометрических фигурах;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивающие:
развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;
воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
демонстрационный материал: таблички с названием привалов; игрушка Старичка – лесовичка, изображение цифр с 1 до 7 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и желтые цветы из картона, плакат с рисунком цветочной поляны, плакат с рисунком геометрической страны.
раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 5; наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, альбомные листы по количеству детей. Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели». Листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Активизация и обогащение словаря: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, плоскостные фигуры, объемные фигуры, куб, шар, цилиндр, крона.Методы и приемы:
Словесный (вопросы, пояснения, разъяснения, художественное слово).
Практический (игры и упражнения).
Поощрение, подведение итогов занятия.
Предварительная работа с детьми: игры на закрепление геометрических фигур, игры на ориентировке на листе бумаги, закрепление счета в пределах 7.
Формы организации детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность), «Социализация» (игровая деятельность).
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Организационный момент.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся,
Занятие начинается.
2. Основная часть:
Воспитатель: Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде - везде. А с нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»
Вот мы и в стране геометрических фигур.
Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».
На привале посидим, и задачки все решим.
Ребята, садитесь за столы.
Упражнение «Геометрические деревья»
Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.
Этот привал находится на улице «Геометрическая».
Рассмотрите дома геометрической страны.
Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?Чей дом самый высокий (низкий)?Чей дом самый широкий (узкий)?К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.
Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2), треугольном (2)).
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Упражнение «Геометрические качели»
В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)
Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол.Поставь круг в середину листа.Поставьте треугольник в левый нижний угол.Поставьте овал в левый верхний угол.Поставьте треугольник в правый нижний угол.
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!
Сколько точек в этом круге (5), Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки (6), Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных (4),Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков (7),Столько сделаем прыжков.
В стране геометрических фигур Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принес материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).
Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)
Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.
Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)
Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).
Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)
Воспитатель: - Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).
Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).
Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями). А кто такие строители? (ответы детей)
Воспитатель: Нелегкое дело - строительство дома. Устали вы, наверное, пока строили, давайте немного взбодримся.
Физкультминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать (хлопки, руки в стороны)
Дружно доски поднимаем (руки вверх)
Быстро гвозди забиваем (кулачком об кулачок)
Кистью красим новый дом (поворот вокруг себя, «красят кистью»)
Чтоб уютно было в нём.
1, 2, 3, - дом построен – посмотри! (прыжки, руки в стороны).
Воспитатель: - Ну как Старичок – лесовичок, ребята построили для вас дом?
Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.
Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1. Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу).
Воспитатель: Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее?
Занятие закончилось, спасибо Старичку - лесовичку за наше сказочное путешествие!

Тема: «Ориентировка во времени»

Программное содержание: Продолжать формировать у детей понятие о времени. Расширять представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь. Учить правильно употреблять эти термины в речи.

Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать слева направо.

Материал к занятию:

демонстрационный: часы с изображением частей суток; звёздочки.

раздаточный: карточки с двумя полосками, плоскостное изображение зайчиков и моркови – по 5 штук на каждого ребёнка, игра «Футбол».

Индивидуальная работа: С Ильёй В., Димой Д., - в отсчитывании и выкладывании зайчиков и моркови, отвечать на вопросы воспитателя пол-ным ответом.

Предварительная работа: в счёте до 5., повторить части суток, знание левой и правой руки.

Ход занятия:

Приглашаю детей пройти в группу на занятие.

Дети проходят и усаживаются на ковре полукругом на стульчики.

Ребята! Отгадайте мою загадку:

«Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят.

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять? »

Правильно, ребята, это часы.

У нас в группе тоже есть часы, дети поворачиваются и показывают, где они находятся. Для чего нам нужны часы? (ответы детей) .

А сегодня мы с вами на занятии познакомимся тоже с часами. Но это не простые часы, они показывают части суток (показываю детям часы) .

«Стрелка, стрелка, -покрутись,

Время суток покажись! »

(Стрелка останавливается на части суток «Утро») .

Да, правильно, здесь изображено часть суток «утро», девочка просыпается.

Запись крика петушка.

Показываю игрушку Петушок.

«Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Масляна головушка Полина Т.

Шёлкова бородушка

Что ты рано встаешь

Деткам спать не даешь? »

Когда просыпаются детки? (утром) .

Воспитатель: «Доброе утро! Птицы запели

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Добрые люди идут по делам».

Скажите, дети, что делают взрослые люди по утрам? (просыпаются, умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают) .

«Стрелка, стрелка – покрутись,

Время суток покажись! »

Воспитатель: (наводит стрелку на часть суток «День») .

Что здесь изображено?

А когда это бывает? (Днем) .

«Динь – ди-лень, Динь-ди-лень

Наступил прекрасный день».

День – это самое светлое время суток. Именно в это время суток люди стараются делать серьёзные и важные дела.

А что мы с вами делаем днем? (дети играют, рисуют, поют, гуляют, и … обедают) .

Что-то я очень проголодалась….

А к нам сегодня в гости пришел зайка со своими зайчатками. Они тоже очень сильно проголодались… Давайте ребятки им поможем? (поможем). Давайте их покормим.

Проходите, ребята, усаживайтесь за столы, пожалуйста! У каждого из вас есть карточка с двумя полосками, положите ее к себе поближе.

Поднимите все левую руку, положите её слева на карточку, а правой рукой положите на верхнюю полоску слева направо 4 зайчика. Дети выполняют задание.

Сколько зайчиков у тебя, Илья?

А у тебя, Дима (Ответы детей) .

А сейчас возьмём морковку и угостим зайчиков.

Отсчитайте 4 морковки и дайте каждому зайчику по одной морковке, выложим морковки на нижнюю полоску слева направо напротив каждого зайчика. (Дети выполняют задание) .- Всем зайчикам хватило морковки?

Воспитатель:

Вдруг прибежал ещё один зайчонок. Положите еще одного зайчика на верхнюю полоску.

Сколько стало зайчат? Ответы детей.

Пять зайчиков и 4 морковки, - сравните, чего меньше? Какое число больше 5 или 4? (Ответы детей) .

Сделайте так, чтобы зайчиков и морковки стало поровну. По сколько сейчас зайчиков и морковки? (Ответы детей) .

Вот какие молодцы мы с вами, угостили зайчиков морковкой, накормили их.

Физминутка: «Головой кивает слон,

1, 2, 3 – вперед наклон.

1, 2, 3 – теперь назад (наклоны вперед, назад) .

Головой качает слон –

Он зарядку делать рад (подбородок к груди,

затем голову запрокинуть назад) .

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка».

Воспитатель: «Стрелка, стрелка, -покрутись,

Время суток покажись! »

Что здесь изображено? (Ответы детей) .

Какая это часть суток? (Вечер) .

«Солнце за гору садится

Звезды зажигаются,

На траву роса ложится – Аня Д.

Вечер начинается».

А чем вечером занимаются люди? (Ответы детей) .

А вот я знаю, что взрослые люди любят играть в футбол. Давайте и мы сейчас с вами поиграем в эту интересную игру.

Игра «Футбол».

Пододвиньте к себе поближе чёрный картон и положите его перед собой в вертикальном положении, это будет футбольное поле. Раздаю детям жёлтые круги – а это футбольный мяч.

Задание: мяч полетел на середину поля; мяч полетел вверх поля; мяч полетел влево; мяч полетел вниз поля; и т. д; (дети ориентируются на листе картона и выполняют задание) .

Молодцы, дети! Из вас получились настоящие футболисты!

Воспитатель: «Стрелка, стрелка –покрутись,

Время суток покажись! »

Что здесь изображено? (Ответы детей) .

Какая часть суток здесь изображена? (Ночь) .

Ребята! А что вы ночью делаете? (Спим) .

Правильно! Ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались разными делами, - устали.

И только звёздочки подмигивают весело друг другу.

И зайчик вам на память выслал красивые звёздочки. Раздаю детям звёздочки.

Итог занятия.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ (старшая группа)

У детей 5-6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.
Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.
Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя - сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа - доска».
Развитие умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.
На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.
Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами - дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и чтог найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.
Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед - назад, направо - налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед - направо, направо - назад и т. д.
Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.
Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.
При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т. д. Количество заданий вначале ограничивают 2-3, а позднее их число можно увеличить до 4-5.
Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.
Установление пространственных отношений между предметами. Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).
Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°: стол был впереди, повернулся ребенок - и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т. д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)
Решению данной задачи посвящают часть 4-5 занятий по математике и родному языку. Занятия строят так: сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т. п. Можно провести упражнения-инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.
Большую пользу приносит игровое упражнение «Найди такую же картинку». Материалом для него служат картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну, из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?» Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные взаимоотношения между предметами, которые на ней нарисованы.
Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.
Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Loading...Loading...