Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе. Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе

С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности.

Специфика сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада

Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.

Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в более младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.

В старшем дошкольном возрасте игра усложняется, разворачивается как логическая последовательность событий

Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль - партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Цели проведения

Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:

  • Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
  • Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
  • Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Ребята седьмого года жизни способны сами объединиться в игру, договориться между собой и распределить роли

Педагогические приёмы

Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Среди приёмов, которыми пользуется педагог, следует выделить косвенные и прямые. В первом случае воспитатель не вмешивается напрямую в детскую деятельность. Он только предлагает дошкольникам атрибуты и создаёт игровую обстановку, занимая роль стороннего наблюдателя. Вторая ситуация - педагог непосредственно участвует в игре в качестве равноправного партнёра (временно превращается в ребёнка). Он берёт на себя одну из ключевых ролей, помогает детям договориться между собой, участвует в развитии сюжета.

На традиционных занятиях, в режимные моменты воспитатель, как правило, занимает позицию учителя (даёт задание, оценивает, иногда даже наказывает). В совместной же сюжетно-ролевой деятельности педагог является «играющим партнёром», с которым ребята ощущают себя свободными, вне оценок. Они не должны чувствовать, что их обучают.

Воспитатель принимает участие в игре наравне с детьми

Роль воспитателя также заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре. Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).

Воспитатель не даёт угаснуть интересу детей к игре, мягко направляет их действия

Если в более раннем дошкольном возрасте центральным моментом игры было ролевое поведение, то в подготовительной группе воспитатель побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть (или это просто незачем делать). Словесные реплики органично вписываются в сюжетную линию. Например, можно имитировать разговоры по телефону (мама звонит по телефону папе, чтобы он забрал ребёнка из детского сада, продавец магазина звонит на склад и просит привезти новый товар и т. д.).

Работая с детьми седьмого года жизни, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант - знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. Если малыши раннего возраста, играя в больницу, много раз повторяют те же самые действия - измеряют температуру, смотрят пациенту горло, делают прививки, то будущие школьники уже перевоплощаются в узких специалистов - хирурга, окулиста, рентгенолога - и выполняют конкретные специфические действия.

Игра в больницу в подготовительной группе приобретает особую специфику

Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе воспитателю не нужно предлагать их дошкольникам в готовом виде: пусть ребята активно используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал можно использовать в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это будет способствовать развитию воображения и образного мышления.

При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в сюжетно-ролевой игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Воспитателю желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.

Педагог должен помочь застенчивому ребёнку раскрепоститься в игре

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 6–7 лет

В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:

  • Бытовые - игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком). Ребятам нравится изображать взаимоотношения членов семьи (мужа и жены, мамы и дочери, папы и сына).
  • Профессиональные - игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).
  • Общественные - игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).
  • Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).
  • Фантазийные - игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука, охотников за привидениями, дети также часто играют в Бабу-Ягу, Деда Мороза, волшебников). Такие совместные фантазийные игры хорошо развивают творческие способности, воображение, обогащают эмоциональную сферу дошкольника.

Дети с удовольствием играют в игры-путешествия, особенно в далёкий космос

Как показывает педагогический опыт, наибольшей популярностью у детей пользуются следующие сюжеты:

  • профессиональные сцены (ребятам нравится перевоплощаться в представителей разных профессий);
  • военизированные, часто по мотивам популярных мультфильмов («стрелялки», погоня за злодеями, перевоплощение в супергероев);
  • путешествия и открытия (космические);
  • игры, связанные с искусством (показ театрального, циркового представления).

Что касается популярных у мальчиков игр в «войну», то задачей воспитателя является наполнение забав патриотическим содержанием. В противном случае такая деятельность воспитывает в детях жестокость и грубость. Педагог должен сформировать у дошкольников представление о мужественном герое-воине, сражающемся за свою Родину. Этому способствуют рассказы о Великой Отечественной войне и чтение соответствующей литературы, встречи с ветеранами и экскурсии к военным памятникам.

Некоторые сюжетно-ролевые игры особенно актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека». В ходе такого ролевого действия ребята отражают свои представления о школе, школьном поведении, требованиях учителя. Игра в библиотеку способствует повышению интереса к книге.

В некоторых сюжетно-ролевых играх используется музыка. Так, девочки поют куклам колыбельные песни. Отправляясь в воображаемое путешествие, можно напевать весёлую мелодию, при этом аккомпанируя на бубне, маршировать с барабаном или просто спеть песню про поезд, самолёт, машину. Такое песенное сопровождение организует действие, делает движения ритмичными, а саму игру более выразительной (например, «Цирковое представление»). Музыкальная сюжетно-ролевая игра может ставить перед собой цель закрепить знания о музыкальных инструментах (например, «Оркестр»).

Сюжетно-ролевая игра может закреплять знания о музыкальных инструментах

Сюжетно-ролевая игра также может иметь спортивную направленность. Например, в военизированной игре «Переправа через мост» ребята могут ходить по скамейке приставным шагом, «Танкисты» будут кататься на велосипеде, отрабатывая повороты влево и вправо. Интересная идея - разыграть урок физкультуры в школе. Такие креативные спортивные игры совершенствуют двигательную активность детей, воспитывают решительность и настойчивость.

Фотогалерея: бытовые сюжетно-ролевые игры

В игре ребята учатся встречать гостей с пирогами и самоваром Интересная идея - изобразить первобытную семью Бытовые сцены могут разыгрываться и на природе - семья устроила пикник В ходе игры вся семья собирается вместе за завтраком

Фотогалерея: профессиональные сюжетно-ролевые игры

Мальчишки обожают заниматься с автомобилями, им нравится перевоплощаться в автослесарей Доктор на приёме выпишет рецепт и подскажет, пациенту, какие пропить витамины У строителей есть настоящие каски и вполне реалистичные кирпичи В швейном ателье есть разные профессии: кто-то придумывает модели, кто-то их раскраивает, а кто-то шьёт

Фотогалерея: общественные сюжетно-ролевые игры

Фотогалерея: игры-путешествия

Космос - популярный маршрут для игр-путешествий Как увлекательно отправиться в плавание на корабле Отправляясь в путешествие на Луну, можно также заглянуть и на планеты Солнечной системы

Фотогалерея: фантазийные сюжетно-ролевые игры

В основе фантазийной игры может лежать сюжет известной сказки Действие предновогодней игры может происходить в мастерской Деда Мороза Фантазийные сюжетно-ролевые игры часто организуются по мотивам мультсериалов

Проведение сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы - это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек заболел («Поликлиника», «Аптека»), если семья ждёт прихода гостей («Новоселье»), хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство»), куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.

Следующий этап работы воспитателя с детьми - это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным), чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.

Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники подготовительной группы многое уже могут сделать своими руками (например, маски для игры «Театр», выпечку для «Кафе», нарисовать упаковки таблеток для «Аптеки» и т. д.). Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки - перевозить не только людей, но и грузы, поликлиника может переквалифицироваться в призывную комиссию. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.

Ключевой этап - это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Игру в дочки-матери можно совместить с чаепитием в кафе

Сюжетно-ролевой игре вовсе не свойственно чёткое планирование и следование намеченной схеме. В начале её лишь намечается общая сюжетная линия, а затем события нарастают подобно снежному кому.

Что касается количества участников игры, то оно может быть разным в зависимости от выбранной темы. Однако чем меньше детей задействовано в деятельности, тем более творческой она будет (не более 4–5 человек). И наоборот, игры с большим количеством участников (полёт в космос, поездка на автобусе), как правило, требуют придерживаться намеченного плана (воспитатель координирует действия).

Картотека тем сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Тематика сюжетно-ролевых игр - это самые разные эпизоды из реальной жизни, которые дети могут изображать. Одна и та же тема содержит в себе множество эпизодов. Задача педагога - из множества жизненных впечатлений выбрать наиболее яркие, которые выступят хорошим сюжетом для игры. При работе с будущими школьниками можно использовать следующие варианты:

  • «Ветеринарная лечебница». Люди приносят на приём больных питомцев, ветеринар их осматривает, выслушивает хозяев, назначает лечение. Медсестра выписывает рецепт. В процедурном кабинете другая медсестра делает животному укол, обрабатывает рану. После этого санитарка делает в кабинете уборку и меняет полотенце. В ветеринарной аптеке хозяин животного покупает выписанное врачом лекарство.
  • «Экскурсия в зоопарк». Воспитатель сообщает дошкольникам, что в их город приехал зоопарк, приглашает ребят его посетить. Воспитанники приобретают билеты в кассе. Экскурсовод подводит детей к клеткам и рассказывает о каждом животном (что оно ест, как нужно за ним ухаживать).
  • «Швейное ателье». В ателье находятся кассир-приёмщик, модельер, швеи, закройщик, гладильщица, кладовщик. Приходит клиент и выбирает фасон платья или костюма, модельер помогает выбрать модный фасон, швея снимает мерки. Закройщик делает выкройку, разрезает материал. Процесс шитья, разглаживания изделия, затем оно отправляется на склад. Клиент приходит ещё раз на примерку, оплачивает заказ в кассе.
  • «Фотостудия». Клиент приходит в фотостудию, снимает верхнюю одежду, приводит свою внешность в порядок, рассказывает фотографу о своих пожеланиях (хочет сделать снимок стоя, сидя, с игрушкой и пр.). Мастер делает снимки, печатает фотографии на принтере и показывает их клиенту. Оплата работы в кассе.
  • «Библиотека». Дети приходят в библиотеку и распределяются на 2 группы: одна идёт в читальный зал, другая - в абонементный. Чтобы взять понравившуюся книжку, ребёнок должен сказать её название либо кратко рассказать, о чём она. Тем, кто затрудняется с выбором, библиотекарь помогает определиться. В читальном зале ребята садятся за столики и читают книги.
  • «День рождения бабушки». Изображается большая семья: мама с папой, бабушка с дедушкой, трое детей. Идёт подготовка ко Дню рождения бабушки. Папа отправляется в магазин за недостающими продуктами, мама готовит праздничный обед, дедушка сервирует стол, сама бабушка делает себе красивую причёску, а дети готовят поздравительные слова.
  • «Автозаправка». Автомобилисты приезжают на заправку (большие игрушечные машины). Заправщик начинает заливать бензин, а водитель отправляется в кассу оплачивать заказ. Кассир предлагает клиенту выпить кофе, съесть пирожное. Водитель благодарит сотрудников заправки и уезжает.
  • «Школа». Несколько детей выполняют роли учеников (сидят за партами). Заходит учитель - ребята приветствуют его стоя. Учитель даёт задания, школьники выполняют его. Затем начинается другой урок (математики, родного языка, музыки, физкультуры) - приходит другой учитель и даёт новые задания.
  • «Почта». Воспитатель сообщает детям о скором приближении какого-то праздника и предлагает поздравить своих близких с этой датой. Для этого ребятам предстоит отправиться на почту, чтобы купить конверты, куда они смогут положить открытки (их они нарисуют потом). На почте педагог знакомит дошкольников с сотрудниками этого учреждения - сортировщиком, телеграфистом, почтальоном, оператором, который принимает посылки и бандероли, начальником почты. Каждый объясняет, чем он конкретно занимается. Затем каждый ребёнок покупает конверт и марку. С покупками ребята возвращаются обратно в детский сад и рисуют для мамы и папы красивые открытки.
  • «Пограничники». Командир пограничного отряда выводит бойцов на открытое место около границы (на участке дошкольного учреждения) и сообщает, что получено сообщение - в сторону границы идут несколько иностранных нарушителей. Конечно же, их необходимо задержать, но враг хитёр и будет маскироваться. Вдоль границы (красная линия на асфальте) шагает патруль, смотрит по сторонам и прислушивается. Разведчики получают задание - пройти десять шагов и вернуться обратно, чтобы доложить об обстановке (всё, что они увидели). На некотором расстоянии от них снайперы соревнуются в меткости: они бросают еловые шишки (как вариант - каштаны) в щит-мишень. Командир приказывает стрелять разными способами: с места, стоя на одном колене, с разбега. Шпионы пытаются пересечь границу. Начинается стрельба. Девочки-санитарки подбирают раненых бойцов, оказывают им помощь. Отважные пограничники ловят нарушителей и приводят их в штаб к командиру. В конце игры командир зачитывает приказ: все бойцы, которые участвовали в операции, награждаются медалями за смелость.

Игра в парикмахера и его клиента пользуется популярностью у девочек

Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых.

Я. Корчак

Таблица: примеры конспектов сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе (фрагменты)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр дошкольников 6–7 лет

Важное условие успешного проведения сюжетно-ролевой игры - это её «материальная база». Для этого необходимы соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы-заместители, которым придаётся воображаемое значение. В подготовительной группе используется гораздо больше предметов заместителей, нежели в более раннем возрасте. Это различные лоскуты материала, палочки от мороженого, крышечки от бутылок, деревянные и пластмассовые бруски и пр. Причём они не должны лежать отдельно от реалистичных вещей.

Материал к определённой игре всегда должен быть у детей под рукой, но в то же время не нужно держать его на виду в качестве элемента дизайна. Самое удобное решение - хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр в отдельных контейнерах (коробках). С их лицевой стороны нужно обозначить символ игры и надпись (ведь многие воспитанники подготовительной группы уже умеют читать).

Примеры атрибутов для игр разных тематик в подготовительной группе:

  • «Супермаркет». В комплект входят весы, касса, корзинки для покупателей, кошельки, бумажные деньги, монеты, чеки, ценники для товара, бейджики для сотрудников, таблички с названиями отделов.
  • «Поликлиника». Модель человеческого тела из картона, плоскостные силуэты человеческих органов (сердце, мозг, лёгкие, печень), игрушечный фонендоскоп, термометр, микроскоп, таблица для проверки зрения, карточки пациентов.
  • «Банк». Стол, стул сотрудника, телефон, компьютер, папки с документами, сейф. Для охранника стол, стул и телефон.
  • «Почта». Картонный монитор компьютера, настоящая или нарисованная клавиатура, пустые коробки из-под посылок, сумка почтальона, конверты, газеты и журналы.
  • «Театр». Нарисованные бумажные билеты, ширма, витрина для буфета, игрушечная посуда и муляжи пирожных, стулья с обозначенным рядом и местом.
  • «Моряки». Штурвал (пластмассовый, деревянный или картонный), бинокли, фляги, якорь, форма моряков (бескозырки, тельняшки), глобус.

Желательно, чтобы дети могли развернуть сюжетно-ролевую игру в любом месте группы. Для этого у педагога всегда под рукой должен быть большой отрез материи для создания уголка. Ткань просто набрасывается на стулья, стол, мягкие модули.

Фотогалерея: атрибуты для сюжетно-ролевых игр с детьми 6–7 лет

У аптекаря в продаже должно быть очень много наименований лекарств Будущим школьникам играть в магазин интересно тогда, когда ассортимент товаров очень широк Для игры в моряков нужно учесть самые разные детали, включая глобус и фляги для воды В подготовительной группе детям понадобится широкий круг предметов, связанных с медициной Для игры «Почта» понадобится компьютер, пустые коробки для посылок, сумка почтальона, газеты и журналы

Атрибуты, созданные своими руками

Большой интерес дошкольников всегда вызывают рукотворные вещи, сделанные воспитателем или родителями. Например, из обычного поролона можно сделать аппетитные пирожные для игры в кондитерский магазин или кафе: прямоугольный кусочек украшается аппликацией из ниток или ткани. Из материала без труда можно также сделать конфеты, блины, яичницу-глазунью, пельмени или вареники (набив продукты синтепоном). В подготовительной группе к процессу изготовления муляжей-продуктов можно привлечь и самих дошкольников. Ребята, к примеру, будут в восторге от самодельного мороженого: поролоновая губка для мытья посуды просто надевается на деревянную палочку.

Во многих сюжетно-ролевых играх профессиональной и общественной тематики используются компьютеры и ноутбуки. Их также легко изготовить своими руками из обычного картона или старых коробок. На поверхность наклеивается рисунок с изображением клавиатуры и монитора.

Для изготовления ноутбука потребуется картон и распечатанные цветные картинки

Старая коробка - замечательная основа для создания холодильника, стиральной машинки или микроволновой печи. Стоит лишь проявить фантазию и подобрать соответствующие наклейки. На занятии по конструированию ребята могут изготовить бумажные кошельки, которые пригодятся им для многих сюжетно-ролевых игр.

Для изготовления микроволновой печи подойдёт обычная картонная коробка

Фотогалерея: самодельные продукты питания

Из ткани и синтепона можно сшить множество реалистичных продуктов Из обрезков поролона можно сделать очень аппетитные пирожные Муляж эскимо легко сделать из поролоновой губки и деревянной палочки

Как оформить уголок сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Для того чтобы дошкольники в любое время могли организовать сюжетно-ролевую игру, в группе оформляется соответствующий уголок. Там находятся атрибуты на различные темы, помещённые в коробки или лотки с узнаваемой маркировкой и надписями. Помимо традиционных наборов («Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и пр.) педагог постоянно пополняет зону новыми наборами, такими как «Туристическая фирма», «Рекламное агентство», «Телевидение», «Банк». Содержание уголка воспитатель постоянно пополняет по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.

Иногда предметы различной тематики помещают вместе, чтобы ребята легко могли подбирать их, комбинировать в соответствии со своим замыслом. Ведь сюжет иногда может разворачиваться неожиданным образом: дети играют в больницу, и им нужна посуда, чтобы покормить пациентов в столовой. Или дошкольники играют в семью, где заболел ребёнок, и ему вызвали врача на дом (он будет измерять ему температуру, делать укол и пр.).

В уголке для сюжетно-ролевых игр должен присутствовать строительный материал. Кубики и брусочки - универсальный вариант предметов-заместителей. Это же касается и бросового материала: например, пустые бутылочки из-под молочных продуктов фантазия может превратить и в огнетушитель, и в микстуру.

Ролевое действие невозможно без умения перевоплощаться. Для этого в игровой уголок педагог помещает специальные костюмы: кухонный фартук для мамы и бабушки, белый халат для доктора и медсестры, фуражка для полицейского, палочка инспектора ГИБДД и пр. Все эти вещи можно хранить в отдельном шкафчике либо просто на вешалке.

Фотогалерея: примеры оформления уголков для сюжетно-ролевой игры

Костюмы для сюжетно-ролевых игр находятся в свободном доступе для дошкольников Все атрибуты находятся на виду, что позволяет легко комбинировать их в одной игре
Игровая зона может быть оформлена тематически по атрибутам для девочек и для мальчиков В сюжетно-ролевом уголке, разделённом на секции, есть даже симпатичная витрина для овощей и фруктов Отдельные игровые зоны в уголке интересно оформлены: есть даже окно с шикарным видом на море

Диагностика, анализ и самоанализ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

После окончания каждой сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе педагогу желательно провести вместе с дошкольниками её анализ. Воспитатель уточняет названия ролей, которые выполняли дети. Ребята рассказывают, интересно ли было ли им играть вместе, какие трудности возникали в процессе деятельности. Будущие школьники высказывают свои предложения (возможно, в дальнейшем в эту тему можно внести какие-то полезные изменения, например, добавить определённые атрибуты).

После игры на профессиональную тему воспитателю обязательно стоит спросить, кто из детей всерьёз заинтересовался данной профессией (например, доктора), хочется ли ребятам и в реальной жизни оказывать людям помощь. Помимо такой беседы на подведение итогов воспитатель должен уметь провести самоанализ сюжетно-ролевой игры. Ведь далеко не каждая игра обладает развивающим действием. Для этого педагог оценивает её для себя (письменно или устно) по ряду критериев:

  • Как организовано начало игры: есть ли у дошкольников интерес к теме, мотивация?
  • Какие воспитательные задачи решает данная деятельность?
  • Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?
  • Как проявлялись в игре коммуникативные умения воспитанников (речевые реплики, мимика и жесты)?
  • Был ли реализован индивидуальный подход?
  • Была ли игра эмоционально насыщенной?
  • Были ли ребята увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?
  • Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?
  • Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?
  • Как можно преобразовать, улучшить данную тематику?

Взрослые направляют игры ребёнка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой «школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.

С. Л. Рубинштейн

«Основы общей психологии»

Проводя диагностику, воспитатель оценивает активность каждого участника игры

Как и различные виды детской деятельности, сюжетно-ролевая игра подлежит диагностике. В подготовительной группе она проводится традиционно в начале и в конце учебного года. Выделяют 3 уровня овладения необходимыми приёмами и навыками: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл). Некоторые воспитатели пользуются четырёх- или пятибалльной системой оценивания игровых умений дошкольников.

Педагог путём наблюдений оценивает игровые навыки каждого воспитанника по нескольким критериям:

  • Проявляет ли ребёнок инициативу в создании замысла игры, обсуждает ли его с партнёрами, участвует ли в развитии сюжета?
  • Умеет ли согласовывать свои действия с партнёрами по игре?
  • Насколько выразительна игра ребёнка (мимика, жесты, интонации голоса)?
  • Проявляет ли дошкольник радость от общения в процессе игры, от её результатов, соотносит ли их с первоначальным замыслом?

Примеры сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе ДОУ

В подготовительной группе значительно расширяется тематика сюжетно-ролевых игр, а знакомые сюжеты становятся более глубокими и детальными.

Видео: сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе

https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе (https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр»

Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI Video can’t be loaded: Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» (https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI) Video can’t be loaded: Сюжетно- ролевая игра «ТЕЛЕВИДЕНЬЕ». Группа № 12 (https://youtube.com/watch?v=cDQZ2BbDun4)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Призывная комиссия»

https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA Video can’t be loaded: Cюжетно- ролевая игра «Призывная комиссия» Рыкова Е.И. Леонтьева О.В. (https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя»

https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя» (https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo)

Сюжетно-ролевая игра - один из самых любимых видов детской деятельности. В подготовительной группе ребята по-прежнему проявляют к ней живой интерес, ведь это настоящая социальная практика дошкольника. Игровая деятельность становится не просто отражением окружающей жизни, а творческим процессом, в котором органично переплетаются реальность и вымысел. При работе с будущими школьниками педагог создаёт богатую развивающую среду и берёт на себя роль равноправного партнёра в игре, ненавязчиво подсказывая детям развитие сюжета и помогая скоординировать последовательность действий.

Конспект игры-занятия в подготовительной группе «В гостях у Забавы».

Образовательная область: «Познание».

Конспект содержит русские народные игры, загадки, художественное слово. Конспект построен с учетом традиций русского народа.

Образовательная область «Познание»:

Программные задачи:

Расширение знаний о культуре и быте русского народа;

Закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

Знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением саше;

Развитие логического мышления.

Образовательная область «Физическая культура»:

Программные задачи:

Развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта;

Умение участвовать в русских народных подвижных играх;

Образовательная область «Здоровье»:

Программные задачи:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

Обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

Образовательная область «Социализация»:

Программные задачи:

Развитие игровой деятельности;

Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

Воспитание бережного отношения и любви к природе.

Образовательная область «Коммуникация»:

Программные задачи:

Развитие устной речи.

Способы организации : сидя на стульях (беседа), стоя в кругу (игра), стоя у стола (изготовление саше).

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; 2 стола, 2 скатерти, 4 подставки, ложки, баночки с травами, картинки с русскими народными играми, забавами; лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры; мешочки для саше.

Словарная работа: околица, травники, саше.

Предварительная работа :

    Беседа о культуре и быте русского народа;

    Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;

    Беседа о лекарственных растениях;

Ход игры-занятия.

Мотивационно - организационный этап

Дети собираются в гости. Детей встречает Забава. Она предлагает им окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Желание принять участие определяет цель предстоящей работы.

Поисковый этап

Чтобы больше узнать о культуре и быте русского народа, о русских народных играх, пословицах, традициях Забава приглашает к себе в гости.

Практический этап

Загадывание загадок.

Забава загадывает загадки о русских народных играх:

1. Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,

Называется она… (Жмурки).

2. Ай, люли, ай люли,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота…. (Ручеек).

3. Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки).

4. Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет - не говорите! (Фанты).

5. Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют.

Они опять встают. (Городки).

6. Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят… (Горелки)

Русская народная игра «Заря - заряница»

Забава приглашает детей за околицу поиграть.

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас.

Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:

И на слова:

Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются.

Беседа «О природе»

Забава рассказывает детям о том, что в старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились. Играет в игру «Зеленая аптека». Загадывает загадки про лекарственные растения:

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (Душица).

Он на розу так похож, разве что не так хорош,

Но зато его плоды всем пригодны для еды? (Шиповник).

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает? (Календула).

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь. (Лопух).

Растение видное, а имя обидное. (Лопух).

На откосе, на лугу, босиком на снегу,

Первые цветочки – желтые глазочки? (Мать-и-мачеха).

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел).

Травка очень душистая,

Ароматные листья.

Поскорей собирай

И заваривай чай! (Мята).

Трава, которую и слепой узнает? (Крапива).

Я на луг с утра пошел

Травку нужную нашел:

Мелкий, желтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (Зверобой).

Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. Забава играет в игру «Доскажи словечко»:

В здоровом теле … здоровый дух.

Где здоровье, там и … красота .

Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.

Если хочешь быть здоров … закаляйся .

Болен – лечись, а здоров … берегись.

Чистота - залог … здоровья.

Береги платье снову - а здоровье … смолоду.

В путь дорогу собирайся за - здоровьем... отправляйся .

Хороводная игра «Шла коза по лесу»

Забава приглашает детей поиграть в хороводную игру «Шла коза по лесу».

Начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняем движения, согласно тексту.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу – идут по кругу, взявшись за руки;

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу,

одевает ей на голову

корону и выводит в середину

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение,

согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг

другу лицом и обнимаются.

Игра повторяется 2-3 раза.

Разгадывание кроссворда.

Забава рассказывает детям, что много лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди...

А как их называли, они узнают, разгадав кроссворд.

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

(Дерево чем-то похожее на елку. У нее мягкие длинные колючки).

(Лиственница).

2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка).

3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек).

4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.… (Одуванчик).

5. У дороги вырос лекарь, вдоль тропинки луговой.

Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? (Подорожник).

6. Красная ягода всех привлекает,

Вкусом и пользой своей покоряет,

Летом в саду собирает Алина,

Нежное лакомство, чудо - … (Малину).

7. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер).

Решив кроссворд, мы с вами узнали ключевое слово – травник.

«Травниками» - называли людей, которые собирали лекарственные растения.

Травы собирали ранним утром, когда солнце еще не поднялось. Затем травы высушивали и смешивали друг с другом. Пучок высушенной травы хранили завязанным в тряпочку или полотняный мешочек. В наше время это называется саше.

Познавательный рассказ «Что такое саше»

Саше имеет французские корни. В этой стране несколько веков назад так обозначали подушечки, обрызганные духами, или же мешочки с зашитыми в них травами. Такие мешочки украшали гостиные и спальни самых богатых домов. Впрочем, каждая уважающая себя девушка стремилась завести в своей комнате саше, ведь эта занятная вещица не только радует своим видом, но и распространяет приятный аромат. Саше использовали и в лекарственных целях. Целебные травы заключали в мешочек и клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить от бессонницы, помочь при простуде. Саше, разумеется, были не только во Франции. Секрет саше был известен и нашим прапрабабушкам. Они не знали такого слова, но собирали душистые целебные травы и делали из них подушки, на которых спали, овеянные луговыми или лесными ароматами. Саше можно наполнять не только травами, но и лепестками цветов, специями и цитрусовыми.

Рефлексивно-оценочный этап

Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Ярмарка»

Цель.

Формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры.

Задачи.

    Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях;

    Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей;

    Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия,

    направляя внимание на качество исполняемых ролей;

    Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

    Продолжать работу по обогащению словаря детей;

    Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;

    Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей.

Материал.

Русская народная песня «Золотая ярмарка»,«Как у наших у ворот», Указ губернатора, шапки для скоморохов, лотки, ленточки, книги,платки и гребешки, расписные гребешки, пряники и коржи, яблоки и ананас, блинчики, дудки и хлопушки, бубны и игрушки.

Игровые роли.

Скоморохи Фома и Ерема, петрушки, лотошники, купцы.

Предварительная работа.

Беседы о русских народных традициях, рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, чтение русских народных сказок, разучивание старинных закличек и игр, изготовление игрушек из ниток и бумаги, индивидуальная работа по подготовке скоморохов.

Работа с родителями.

Помощь в оформлении лотков для ярмарки и шапок для скоморохов.

Ход игры.

На проигрывателе звучит песня «Золотая ярмарка».

Воспитатель:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Воспитатель:

Ребята, а для чего русский народ ходил на ярмарку?

Дети:

Чтобы что-нибудь купить.

Себя показать.

Песни попеть.

Хороводы поводить.

В играх повеселиться.

Воспитатель:

Программа обширная,

Весельем обильная.

Гостей не счесть.

Участников не перечесть!

Воспитатель:

Кого же можно встретить на ярмарке?

Дети:

Скоморохов, они зазывали народ на ярмарку, устраивали театрализованные представления.

Петрушек, они пели, танцевали, и проводили веселые игры.

Лотошников, они продавали на своих лотках всевозможный товар.

Купцов, они покупали необходимые им товары.

Воспитатель:

Я приглашаю вас посетить ярмарку.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Чтобы поиграть в игру «Ярмарка» нам необходимо повторить все вежливые слова, которые мы с вами знаем, и распределить роли.

Дети перечисляют известные им вежливые слова (Здравствуйте, приветствую Вас, до свидания, прощайте, всего Вам доброго, приятного аппетита, будьте здоровы, добро пожаловать, счастливого пути, будьте так добры, разрешите представиться, приятно познакомиться, позвольте Вам помочь), а затем самостоятельно распределяют роли и занимают игровые места .

Скоморох Фома :

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

Скоморох Ерема:

Слушайте, люди добрые!

Сообщаю сей же час

Губернаторский указ! (Читает.)

Что бы было всё, как подобает:

Ярмарке – шуметь,

Горожанам – песни петь,

Силою богатырскою мериться,

Торговать, меняться!

Веселью, шуткам быть!

Повелеваю, ярмарку открыть!

Воспитатель:

Что славные лотошники

Нам скажете, что покажете?

1 лотошник:

Становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Бубны, побрякушки!.

Красиво, приятно,

Для детей занятно!

Купец:

    Здравствуйте уважаемый Илья !

Лотошник:

    Приветствую Вас Маргарита , за чем к нам пожаловали?

Купец:

    Я хочу купить у Вас дудку и бубен. Сколько будет стоить моя покупка?

Лотошник:

    Бубен стоит 1 рубль, а дудка 2 рубля.

Купец:

    Возьмите, пожалуйста, 3 рубля. Благодарю Вас.

Лотошник :

    И Вам большое спасибо за покупку.

Купец :

До свидания!

Лотошник:

        Всего Вам доброго!

Скоморох Ерема:

А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет, покупайте!

2 лотошник:

Яблочки садовые,

Яблочки медовые.

Все наливчатые,

Все рассыпчатые.

Груши или ананас,

Набирайте про запас!

Купец:

    Добрый день дорогой Владимир !

Лотошник:

    Будьте здоровы многоуважаемая Ангелина . Чего желаете?

Купец:

    Мне необходимо 2 килограмма яблок. Сколько рублей я должна Вам заплатить, если 1 килограмм стоит 2 рубля?

Лотошник:

    С Вас 4 рубля. Приятного Вам аппетита.

Купец:

    Спасибо за теплые слова. До скорой встречи.

Лотошник:

    Прощайте!

Скоморох Фома:

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

3 лотошник:

Вот блинчики- блины!

Во печах испечены.

И сочные, и молочные,

И крупчатые, и рассыпчатые!

С дымом, с паром,

С мёдом и сахарком!

Купец:

    Приветствую Вас Анастасия !

Лотошник:

    Здравствуйте Никита . Угощайтесь блинами.

Купец:

    Благодарю за угощение. А сколько надо заплатить за 5 блинов, если цена одного блина 1 рубль?

Лотошник:

    5 рублей. Спасибо, что выбрали наш товар.

Купец:

    До свидания!

Лотошник:

    До скорой встречи!

Скоморох Ерема:

Тары-бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад –

Разбираем нарасхват!

4 лотошник:

Подходи, мальчишки!

Пряники, коврижки

Вкусные, на меду

Давай. В шапку накладу!

Купец:

    Добрый день уважаемая Вероника .

Лотошник :

    Приятно Вас видеть Виталий . Покупайте пряники.

Купец:

    Заверните мне 3 штуки. Какова их цена?

Лотошник:

    Цена одного пряника 2 рубля. Позвольте Вам помочь упаковать наш товар.

Купец :

    Возьмите с меня 6 рублей.

Лотошник:

    Благодарю Вас за покупку. Счастливого пути.

Купец:

    Всего Вам доброго.

Скоморох Фома:

Подходи, дружок Вавила!

Заворачивай, Гаврила!

Заворачивай, Матрёна!

Набивай карман, Ерёма!

5 лотошник:

Платки, гребешки,

Расписные петушки!

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

Стою на краю,

Чуть не даром отдаю:

За загадки и шутки,

За песни, прибаутки!

Купец:

    Здравствуйте. Разрешите представиться. Меня зовут Андрей .

Лотошник:

    Приятно познакомиться. А мое имя - Борис. Добро пожаловать за нашим товаром.

Купец:

    Будьте так добры, заверните петушки.

Лотошник:

    Возьмите свои покупки и отгадайте мои загадки:

2)Что на сковородку наливают, а потом вчетверо сгибают? (Блин.)

3)Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки.)

4)Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба.)

5)Он пыхтит, как паровоз, но на мокром месте нос. (Самовар.)

Скоморох Ерема:

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

6 лотошник:

Эй, девчонки, эй, мальчишки!

Посмотрите, что за книжки!

Есть рассказы, есть стихи!

За пословицу прочти!

Я много поговорок про труд знавал,

Да вот только начало, а конец - забывал.

    Скучен день до вечера... (коли делать нечего).

    Судят не по словам, а... (по делам).

    Не пеняй на соседа, когда... (спишь до обеда).

    Сделал дело... (гуляй смело).

    Делу - время... (потехе - час).

    Терпение и труд... (все перетрут).

    Хочешь есть калачи... (так не сиди на печи).

    Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда)

    Горька работа... (да сладок хлеб).

    Кто любит трудиться, тому... (без дела не сидится).

    Труд человека кормит, а... (лень портит)

Воспитатель:

На гармонике играет,

Глазками моргает.

Посмотрите-ка, ребята,

Кто вас завлекает.

Петрушка:

Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите?

Тогда собирайся народ!

Карусель всех девчонок зовёт!

Подвижная игра “Карусель” .

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Петрушка :

Мальчишки, а вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Победителю товар любой на выбор!

Подвижная игра «Петушиные бои».

На полу нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.

Петрушка:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд! Выбирай подряд!

Красиво - приятно, а для всех занятно!

Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают.

Петрушка:

Расходись, честной народ, по домам!

Открывала ярмарка двери вам,

А теперь, друзья, до свиданьица,

С вами ярмарка наша прощается.

Скоморохи:

Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Анастасия Евгеньевна Таратухина
Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Больница»

«Больница »

ЗАДАЧИ : Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

АТРИБУТЫ : дидактическое пособие «Чудо дерево» ; игрушки : кукла, мишка, зайка, кошка; шапочки, халаты детские; градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.

Дети входят в группу . У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки.

Ход игры:

Воспитатель :

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Воспитатель : Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло. Достанем и узнаем. Чего-то очень много там. Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку. Воспитатель открывает свой мешочек, а в мешочке….

Загадка :

Кто у постели больного сидит ?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор)

Воспитатель : Правильно, ребята, это доктор.

Работа врача очень нужна и очень важна

В городе каждом и в селах – повсюду

Трудятся добрые, чуткие люди.

Если внезапно случится беда, Врач, мед. Сестра вам помогут всегда. А нашу мед. Сестру как зовут?

А теперь посмотрим, что у вас в мешочках? (Дети достают из мешочков медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.)

1. Йод хороший, Йод не злой. Зря кричишь ты : «Ой-ой-ой!» , Чуть завидев с йодом склянку. Йод слегка, конечно жжет, Но быстрее заживает, Йодом смазанная ранка.

2. Шприц. Я уколов не боюсь, Если надо уколюсь. Ну, подумаешь, укол, укололся и пошел.

3. Градусник. Я под мышкой посижу, И, что делать, укажу - Или разрешу гулять, Или уложу в кровать.

4. Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, В, С.

5. Заболел, температура? Тебе нужна сейчас микстура.

6. Без аппарата фонендоскоп Врач не услышит внутри у нас звук.

7. Пипетка доктору нужна, Чтоб закапывать злаза.

8. Горчичник – сеятель здоровья Узнал я о нем от врача.

9. Зеленка. От ветрянки и для ран

Лечит чудо-препарат.

Рад ему любой солдат.

Воспитатель : Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей? (кто-то из детей выполняет роль)

Сабина : Наша кукла заболела.

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

Воспитатель : Давайте спросим Машу что у нее болит, где у нее болит? (Дети спрашивают.)

Сабина : у нее вот тут болит.

Воспитатель : Что болит у Маши?

Дети : Голова.

Воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит горлышко. Ребенок жалуется : ей даже больно глотать !

Воспитатель : Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница , мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.

Воспитатель : Как будем лечить Машу?

Дети начинают предлагать : измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех.

Воспитатель : Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.

Здравствуйте, больной ! Проходите, садитесь! Что у вас болит. голова, горлышко?

Воспитатель : Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а» . Ещё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим ей таблетки и побрызгаем горлышко.

Ребенок : Спасибо, доктор!

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.

Воспитатель : Маша, а чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.

Физ. минутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили. (шаг на месте или с продвижением)

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки : (полуприсядания)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. (прыжки на двух ногах)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (потягивания)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно :

Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)

Одной, другой – это кроль (рывки руками)

Качаясь на волне мы плывем на спине. (новороты с наклонами вправо-влево)

Вот так руками покрути и,

Как дельфин, плыви. («Мельница» )

Вышли на берег крутой,

Повертели головой,

Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)

И домой быстрей беги. (бег на месте)

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель : А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Костя, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Диана будет медсестрой, она будет лечить больных : ставить уколы, давать таблетки.

Воспитатель : Данил, а давай, как будто заболел зайка и тоже в больницу пришёл .

Даниил : Зайка ушко простудил -

Форточку закрыть забыл.

Нужно доктора позвать

И лекарства зайке дать.

Воспитатель : Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей) . Доктор слушает больного , смотрит его горло и говорит какие лекарства нужны (мед. сестра меряет температуру и дает витамины, ухо бинтует.

Воспитатель : Костя, мишка тоже заболел.

Злата : Плачет мишка-медвежонок.

Уколол его ежонок

Прямо в носик черный

Лесовик проворный

Воспитатель : Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей) . Доктор осматривает нос, а мед. сестра мажет мазью нос и бинтует.

Воспитатель : Костя, кошка Мурка тоже заболела.

Егор : Несчастная кошка поранила лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Нам нужно к врачу поскорей поспешить

Воспитатель : Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей) . Доктор осматривает лапу, а мед. сестра мажет йодом рану и бинтует лапу.

Воспитатель : Костя, игрушка Кирилла тоже заболела.

Кирилл : У моей игрушки

Заболели ушки.

Очень жаль ее, до слёз,

Я к врачу её принес.

Воспитатель : Что болит у Игрушки? Как мы ей поможем? (ответы детей)

(Игра продолжается с псом, с куклой Юлькой, с уткой)

Никита : Заболел мой верный друг.

Не играет и не лает,

Нос горячий, словно печка,

И понятно, что пора

Принимать нам срочно меры

Чтобы вылечить нам пса.

Милена : Моя Юлька заболела-

Да еще начался грипп.

Ярослав : Сидит Утенок сам не свой,

Качает тихо головой,

Его понять никто не может,

А может, врач ему поможет?

Заключение Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора) . Правильно! Без каких инструментов доктор не может проводить осмотр больного ?

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад !

Мы говорим – “игра”, подразумеваем – “детство”.

Известно, что игра является традиционной ведущей деятельностью дошкольника. Учебная деятельность (а в педагогическом процессе она занимает весомую часть времени) таковой не является, следовательно не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребёнка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими. Учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга и нет оснований для их противопоставления.

Включение игр в обучение слабовидящих детей повышает его эффективность, так как игра:

  • создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
  • непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;
  • способствует раскрепощению детей, стимулирует к поиску творческих решений.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, дошкольник создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Вашему вниманию предлагается конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения.

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе.

Задачи:

  • Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).
  • Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.
  • Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
  • Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
  • Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.
  • Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.
  • Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
  • Развивать глазомер детей, способствовать снятию зрительного утомления с глаз.

Информационная часть: раскрашивание детьми динозавров, мамонтов, “древних людей”; изготовление из папье-маше яйца динозавра; чтение глав из книги “Энциклопедия для дошкольника”, посвящённых эпохе динозавров; рассматривание сквозь стереоочки книги о динозаврах “Волшебные картинки”; беседы о Времени, о Космосе, о динозаврах; конструирование из бумаги деревьев, травы и т.д.

Атрибуты: бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины), учёным – пробирки, кисточки, лупа; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту – скафандр, шланг; спасателям – лазерные пистолеты; звукозаписи пуска ракеты, пения птиц; видеокассета “Динозавр” (момент с яйцом динозавра, с падением метеорита). Картины, нарисованные детьми (динозавры, мамонт, древние люди); вода, стаканчики; телевизор, видеомагнитофон; наглядные пособия: яйцо, в нём динозавр, кости динозавров; ножницы, бумага, резинки; песок, вода; рисунки динозавров в яйце.

Активизация словаря: учёные-палеонтологи; метеорит; метеоритный дождь; названия динозавров; древние люди; мамонты; извержения вулкана и т. д.

Индивидуальная работа по зрению: снятие зрительного напряжения у Ильи и Данила.

Создание проблемной ситуации:

“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем
А кто опоздает –
В небо улетает”.

Раздаётся сигнал “стук сердца”.

– Что вы думаете это такое?

Дети размышляют. Воспитатель включает отрывок из видеофильма “Динозавр”, когда яйцо попадает в беду.

– Ребята, по-моему этот стук сердца раздавался из яйца. Кто бы это мог быть?

– Наверное, яйцо попало в беду и ещё не родившийся динозаврик посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.

– Когда же жили динозавры? (В далёком прошлом.)

– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)

– А завтра где будем? (В будущем.)

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет
И его не знают люди”.

– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д.)

– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Каким он должен быть? Кого вы предлагаете? (Выборы участников).

– Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – Какие учёные изучают динозавров? (учёные-палеонтологи); тележурналистов – они снимут фильм о жизни динозавров в прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом; астронавта – во время остановки во времени он будет выходить из корабля, т.к. у нас есть только один скафандр с запасом воздуха; остальные дети и я будем туристами).

– Приступить к строительству машины времени! (Дети строят машину времени, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом).

Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь три остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.

Руководитель полёта: Обьявляю, трёхминутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Астронавту приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.

Дети помогают астронавту выйти из корабля. Астронавт берёт пробы воды и воздуха, находит картину с изображением древних людей, возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел астронавт в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.

Руководитель полёта: Полёт продолжается!

Штурман: Есть продолжить полёт!

Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!

Штурман: Есть, остановка во времени!

Руководитель полёта: Стоп машины!

Штурман: Есть стоп машины!

Руководитель полёта: Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к высадке экипажу!

Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают командиру о том, что опасности нет, экипаж может выходить. Дети рассматривают изображённого на картине мамонта, фотографируют его, возвращаются на корабль. Полёт продолжается. Рассматривают мамонта, сравнивают его со слоном, делают вывод: слоны – это предки мамонтов, а древние люди – это наши предки.

Руководитель полёта: Приближаемся к конечной цели нашего полёта! Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том что увидели (Дети рассказывают о том, что эту планету населяют динозавры, они нашли яйца динозавров).

Руководитель полёта даёт задание учёным-палеонтологам найти останки динозавров в земле, в воде; остальному экипажу помочь родиться детёнышам динозавров (вырезают из бумаги), а так же приготовить для динозавров траву и растения (делают из бумаги). Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают.
Воспитатель обращает внимание на то, что в то время, когда жили динозавры часто происходили извержения вулканов, предлагает посмотреть, как это происходило (показывает опыт).

Руководитель полёта: А куда же исчезли динозавры?

Дети излагают свои версии. Воспитатель показывает на видео падение метеорита, метеоритный дождь. Он предупреждает, что становится опасно и нам надо возвращаться на корабль. Дети забирают с собой маленького динозаврика, свои находки и возвращаются на корабль.

Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!

Штурман: Есть пуск!

Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои находки? (Отдадим в музей; динозаврика в зоопарк).

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!

После окончания игры предлагаю построить музей, зоопарк…, раскрасить динозавриков и т. д. Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.

Loading...Loading...