Контроль за деятельностью нпф осуществляет. Надзорный орган за пенсионным фондом. Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды

Оригинал этого материала
© Forbes.ru , 19.11.2013, Пенсионный передел: четверть рынка НПФ сменила владельцев

Елена Зубова

[...] Сейчас НПФ имеют статус некоммерческих организаций, у них есть учредители, но как бы нет бенефициаров. Кто является реальным владельцем фонда, не всегда понятно, так как учредители и фактические владельцы зачастую совершенно разные организации. Как переходят права собственности? У каждого фонда есть компания-администратор, ее вместе с правами, определяющими условия деятельности НПФ, и покупает новый владелец. При этом настоящие собственники фонда не несут никакой ответственности в случае его убытков и банкротства.

«Прежние владельцы начали массово избавляться от НПФ, ведь денег, которые нарисованы на бумаге, на самом деле в фондах нет», - говорит источник в правительстве. Покупателей достаточно. Один из них рассказывает, что после неудачных инвестиций и кризиса 2008 года дыры в балансах НПФ могут достигать 10% (в совокупности 100 млрд рублей), но проблемы учитываются в цене. С учетом корректировки она часто снижается в два-три раза, до 5% от стоимости имущества.

По такой цене в сентябре 2013 года компания United Capital Partners (UCP) финансиста Ильи Щербовича купила у «Норильского никеля» его корпоративный НПФ (имущество фонда - $1,7 млрд), переименовав его в «Наследие».

«Норильский никель» официально сообщил, что сумма сделки составила $85 млн. Непокрытый убыток - 600 млн рублей, годом ранее - 2 млрд рублей. Основные потери фонд понес во второй половине 2008 года, когда его совет возглавляла нынешний вице-премьер Ольга Голодец. [...]

Как финансисты используют пенсионные деньги? Недавно «Лукойл-Гарант», например, купил 8,8% акций самой ФК «Открытие». Пенсионные средства купленных НПФ размещены на депозитах в нескольких дочерних банках ФК «Открытие»: резервы - в «Петрокоммерце», накопления - в Номос-банке и в Ханты-Мансийском банке. В целом «Лукойл-Гарант» держит на депозитах 70-80% от суммы пенсионных накоплений, что составляет 28% всех пенсионных накоплений россиян, размещенных в банках.

Одна из значительных статей в балансах банков ФК «Открытие» - операции со связанными сторонами. По данным агентства Fitch Ratings, Номос-банк в 2012 году выдал своим акционерам кредиты на 26 млрд рублей, еще 53 млрд рублей - это финансирование проектов, связанных с группой ИСТ и их партнерами, - девелопмент и скупка акций крупных корпораций. В 2013 году объем этих операций и риски по ним выросли, констатирует Fitch. Присутствие на пенсионном рынке - один из стратегических приоритетов корпорации, заявили в пресс-службе «Открытия». Корпорация отказалась комментировать использование пенсионных денег для поддержки проектов акционеров.

Инвестиции в бизнес учредителей НПФ связаны с повышенным риском и должны быть ограничены, считают в Генпрокуратуре. Пример - инвестиции «ДСК-1 и Компания», которая с нарушением закона за счет имущества учрежденного НПФ «Надежда» на 462 млн рублей финансировала собственный строительный бизнес (материалы проверки есть у Forbes).

Другой фонд, НПФ «Семейный», вложил большую часть из 364 млн рублей пенсионных резервов в недвижимость через векселя аффилированных с учредителями структур через управляющую компанию, не имеющую лицензии. У самого фонда лицензия был отозвана в 2012 году, оставшихся в нем денег, возможно, хватило бы на пенсионные выплаты только по номиналу сделанных взносов, но реестр с данными клиентов отсутствует. [...]

"Газфонд" нашел способ оставить бенефициаров в тени

Оригинал этого материала
© "Коммерсант" , 04.06.2015

Тайное становится номинальным

Мария Яковлева

В негосударственных пенсионных фондах (НПФ) готовятся к вступлению в силу положений закона, требующих раскрытия реальных владельцев НПФ. С начала следующего года все фонды, работающие с накоплениями граждан, не имеют права числить среди владельцев некоммерческие структуры (НКО). Таким образом, схема, при которой НПФ разделяется на два и один из них, существующий в форме НКО, является 100-процентным владельцем второго, станет невозможной. Однако "Газфонд пенсионные накопления" и еще несколько фондов нашли способ и соблюсти требование закона, и не раскрыть при этом конечных бенефициаров НПФ.

Бенефициары нескольких крупных фондов, работающих с пенсионными накоплениями, могут так и остаться неизвестными. О том, что фонды с накоплениями, акционерами которых формально являются некоммерческие НПФ, готовятся сменить структуру владения, "Ъ" писал 27 марта . Однако подробностей тогда не было. Вчера же гендиректор НПФ "Газфонд пенсионные накопления" (единственным акционером которого является некоммерческий НПФ "Газфонд") Андрей Кокин сообщил, что рассматривается вариант, при котором акционером НПФ станет коммерческая организация, являющаяся "дочкой" некоммерческого "Газфонда". "Мы обсуждаем эту схему с Банком России",- уточнил он. Также господин Кокин напомнил: в законе не указывается, что владельцем коммерческой структуры–акционера НПФ не может быть некоммерческая организация.

До 2014 года все НПФ были некоммерческими организациями и официально владельцев не имели, то есть понять, кто контролирует фонд, можно было лишь по косвенным признакам. Реформирование пенсионной системы осуществлялось в том числе с целью достижения прозрачности ее участников. Первоначально фонды, работающие с накоплениями, должны были акционироваться и раскрыть владельцев любой юридической формы. На этом этапе несколько фондов разделились - выделили фонд с пенсионными накоплениями и преобразовали его в АО, в качестве 100-процентного владельца указав некоммерческий НПФ (обычно в нем находятся пенсионные резервы). По этому принципу акционировались такие фонды, как "Газфонд" (с выделением НПФ "Газфонд пенсионные накопления"), "ЛУКОЙЛ-Гарант", "Сургутнефтегаз", "Нефтегарант", "Согласие", "Социальная защита" (с выделением НПФ "Сибирский капитал"), "Атомгарант". Но, согласно п. 5 ч. 1 ст. 19 закона о гарантировании прав застрахованных лиц, вступающей в силу 1 января 2016 года, НПФ признается соответствующим требованиям системы гарантирования, если его акционерами являются физические или юридические лица, созданные в форме хозяйственного общества. То есть некоммерческих структур (например, некоммерческих пенсионных фондов) в составе акционеров такого НПФ со следующего года быть не может.

По словам исполнительного директора НПФ "Сургутнефтегаз" Руслана Габдулхакова, в настоящий момент менеджмент фонда обсуждает различные варианты смены структуры владения. "Это акционирование некоммерческого НПФ, или продажа фонда с накоплениями, или смена акционера–некоммерческого НПФ на структуру вроде закрытого паевого инвестиционного фонда,- уточнил он.- Вопрос в том, как будет смотреть регулятор на каждый из вариантов". В НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" вопрос со сменой структуры акционеров не решен. В "Нефтегаранте" сообщили лишь, что "в установленный срок фонд реализует необходимые мероприятия в полном соответствии с требованиями действующего законодательства". Впрочем, по словам руководителя крупного НПФ, "вариант, аналогичный идее "Газфонд пенсионные накопления", рассматривают еще минимум два фонда".

Эксперты не уверены, что такая схема раскрытия акционеров в полной мере устроит регулятора. "Нужно понимать, что хотел бы увидеть ЦБ. Да, с точки зрения соблюдения буквы закона все в порядке. Но, вероятно, такая система не соответствует духу закона: предполагалось, что все фонды, работающие с накоплениями, покажут, кто является бенефициаром и получает выгоду от ведения пенсионного бизнеса",- считает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.

В Банке России вчера не ответили на запрос "Ъ".

Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды

Учитывая специфику работы, не всем нравится Московский пенсионный фонд. Адрес его: Тверской бульвар, д. 18. Многие рассказывают, что некоторых сотрудников часто нет на месте.


Телефоны не отвечают. Лифты работают не всегда. Если человек отправляет письмо или документы, лучше всего сделать это не по почте, а на факс. Это связано с тем, что присланное на адрес письмо, скорее всего, пролежит около месяца.
График работы московского филиала Отделение работает с 9 утра до 17:45 каждый день, кроме пятницы. В последние будничные сутки учреждение закрывается в 16:30.

Важно

Имеется и обеденный перерыв, который длится 30 минут – до часу дня. Московские отделения Пенсионного фонда К сожалению, перечислить все отделения Пенсионного фонда в Москве нельзя, но следует сказать о некоторых из них:

  • На Шлюзовой набережной, 8 расположилось Управление № 10.

Работает оно с 9 утра каждый день до 18 часов.

Как работает пенсионный фонд? структура и управление пенсионного фонда рф

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде.

Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

Секреты проверок пенсионного фонда

  • Министерство финансов РФ;
  • Минздравсоцразвития РФ;
  • Банк России.

Пенсионный Фонд Российской Федерации Скорее всего, вы не один раз сталкивались с такими понятиями, как «социальный» и «экономический» блок. Так вот ПФР и Минздравсоцразвития входят в состав первого, а Минфин и Банк России – во второй.
Если брать период до 2013 года, то контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляли следующие организации:

  • Министерство труда и социальной защиты;
  • Министерство финансов;
  • ФСФР.

Стоит сказать, что Центробанк проводит проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к лицензии, а также следит за тем, чтобы фонд соблюдал действующее законодательство, что же касается фондов, то они в обязательном порядке, каждый месяц, квартал и год предоставляют специализированным органам необходимую отчетность.

Чего работодателю ждать от проверки пенсионного фонда?

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу; получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц.

Внимание

На самом деле даже в молодом возрасте стоит задумываться о будущей пенсии. Ведь потом, в старости, уже будет сложно что-то изменить.

Так вот, в настоящее время в нашей стране существует огромное количество негосударственных пенсионных фондов, которые наперебой предлагают гражданам свои услуги. Но стоит ли им доверять? Какие государственные органы контролируют НПФ и почему контроль так важен.

  • Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ
  • Законодательно закрепленные нормы контроля
  • Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ
    • Общественный контроль
  • В заключение

Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ Практически все НПФ управляются так называемым Советом Фонда. В его состав входят исключительно учредители.

Контролирующие органы сотрудников пенсионного фонда

Для того чтобы нейтрализовать сложившиеся проблемы, государство ежегодно увеличивает количество средств, перечисляемых в описываемое учреждение. Усилена связь с налоговой службой и организацией по сбору взносов.
Рассматривая, как работает Пенсионный фонд, нужно сказать, что в 2010 году был сделан переход на страховые принципы в сфере выплат социальных средств. Единый налог заменили специальными платежами. Это помогло выровнять работу фонда, урегулировать ее, повысить эффективность. Сейчас в России работает пенсионная система накопительного типа. Она позволяет регулировать накапливаемые в будущем средства, которые будет получать человек в старости.
Размер выплат напрямую зависит от того, как долго работал сотрудник, и честно ли его работодатель производил ежемесячные платежи. Это позволяет снизить расходную часть.
Таким образом, то, что выплачивает работодатель, не идет на пособия другим пенсионерам в данной точке времени. Эти деньги суммируются, а когда пенсионер перестает работать по достижению определенного возраста, выплачиваются в фиксированном размере.

Накопительная система считается достаточно удобной, особенно в сравнении с распределительной. Это связано с тем, что те деньги, которые выплачиваются человеку на пенсию, являются его собственностью, а не государства.

Данный аспект повышает надежность системы. Накопительная схема позволяет приводить экономику в норму, что является одной из задач Пенсионного фонда. Управление Пенсионного фонда Москвы Управление расположилось возле одной из веток метро.

Речь идет о Юго-Западной. Это отделение является главным в Москве и Московской области, поэтому тут принимают граждан с вопросами, на которые районные и городские учреждения ответить не в состоянии.
Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также о результате их инвестирования, сведений о сумме средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также о результате их инвестирования, сведений об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии и объеме указанных средств, сведений о выплатах за счет средств пенсионных накоплений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ) (см.

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов.

Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут. Как подать документы по требованию ПФР Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде.

Бумажные копии нужно заверить.
Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т.

Именно благодаря им создается все больше и больше отделений. Лидирующую роль играют специальные взносы и налоги. Их размер устанавливается согласно действующему законодательству. Наиболее крупные расходы приходятся на выплаты пособий. Эта цифра настолько велика, что иногда управление Пенсионного фонда задается вопросом о том, откуда брать средства. Основным источником денег являются страховые взносы. Каждый месяц работодатели должны выплачивать фиксированную сумму в зависимости от размера заработной платы рабочего. Уплата этих средств носит строгий характер. В том случае, если организации уклоняются от выплат, Пенсионный фонд облагает эту сумму пеней и все равно взыскивает ее. Причины же нарушения не выясняются, так как роли не играют. Пеня начисляется за каждый календарный день.

Доброе время суток, дорогие читатели!

Сегодня мы продолжаем говорить о пенсионной системе в целом и НПФ в частности. Я уверена, что если Вы читаете эту статью, то явно заинтересовала она Вас не случайно, и Вы наверняка задумываетесь о своем последующем выборе, а если уже заделали, то о его правильности. Сегодняшняя тема моего «мозгового штурма» касается процесса и органов регулирования деятельности НПФ.

Это очень объемная тема для разговора, которая так же динамично развивается, как и вся пенсионная система РФ. Она также очень важна для пенсионной системы и каждого гражданина страны, который в будущем станет пенсионером.

Он имеет полное право на достойную жизнь в этом прекрасном возрасте, и для этого уже сегодня задумывается, все ли он правильно сделал, верен ли его выбор, принял ли все меры, воспользовался ли всеми правами и насколько это все стабильно, гарантированно и защищено перед всеми внешними обстоятельствами и временем. Так вот, если Вы здесь и сейчас читаете эти строки, значит именно эти вопросы Вас и беспокоят.

Абсолютно всем людям свойственно сомневаться, и тем более это свойственно людям, живущим в России. Контактируя с большим количеством людей в своей профессиональной деятельности, я очень часто сталкиваюсь не только с непониманием людей всех нюансов ПС, но в большей части с недоверием этих самых людей ко всему что происходит, к частым изменениям и т д.

Настолько, что люди даже не стремятся ни в чем разбираться, вникать и что-либо понимать. У них на все готов один ответ: «всё равно обманут! все равно все отберут! все равно ни чего хорошего из этого не выйдет! Знаем — плавали! много было программ «страхования жизней», «копления детям на учебу», а что в итоге – дефолт» и т д.

Еще в лучшем случае все проводимые в стране преобразования сравнивают с «МММ» и приводят Мавроди в пример, мол, был уже один такой, собрал все деньги и «до свидания»! Хуже когда в целом своему государству не доверяют! И винить их в этом не приходится, они жили в своей стране во все эти времена и продолжают в ней жить и работать, уже не надеясь ни на что и не веря никому, по причине того, как много раз становились обманутыми и «обворованными» этой самой страной.

Мне в свою очередь хочется, чтобы сложившаяся ситуация менялась и у людей появлялось доверие, желание знать/понимать и стремление строить собственное светлое будущее, а не уповать на кого то и при этом доверять им управление своей жизнью. Делайте правильный выбор, делайте его самостоятельно и делайте его, опираясь на собственные знания.

Именно для этого я сегодня Вам постараюсь подробно рассказать о регулировании деятельности НПФ, с целью увеличения Вашего доверия к данным организациям. Система регулирования сейчас, как и вся система ПО, претерпевает большие изменения, ужесточается контроль. Начало этому было положено в 2013 году и положено оно было как раз для увеличения доверия граждан к страховщикам.

Я уже описывала главные изменения в работе НПФ в 2015 году, в том числе вступление в систему гарантирования, об этом Вы можете подробнее . Сегодня в продолжение темы ужесточения контрольной деятельности расскажу о видах контроля, кем он осуществляется и с какой целью.

Начнем с того, какой же все-таки существует контроль за деятельности НПФ. Подразделяется он по участникам данной деятельности:

  1. Государственный;
  2. Внешний контроль;
  3. Общественный;
  4. Внутренний;
  5. Контроль клиентов.

Государственный контроль осуществляются следующими ведомствами:

  1. Пенсионный Фонд РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. Минздравсоцразвития РФ;
  4. Банк России (ФСФР +ЦБ).

Уверена, Вы неоднократно в обсуждении многих пенсионных тем в СМИ часто слышали такие определения, как «социальный блок» и « экономический блок». Так вот ПФР и Минздравсоцразвития относятся к «социальному блоку», а Минфин и Банк России относятся к «экономическому блоку». Думаю, теперь понятно кто к кому, да и почему Вы уверена, тоже понимаете.

До 2013 года данной деятельностью занимались:

  1. Министерство труда и социальной защиты РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. ФСФР.

Контроль осуществляется по следующим видам деятельности: НПФ; ОПС; профессиональное пенсионное страхование (ППС). Осуществляется по всем видам деятельности, как Вы видите и между всеми участниками (НПФ, УК, спец депозитарии, актуарий). ЦБ/Банк России проверяют соответствие НПФ лицензионным требованиям и соблюдением фондом законодательства. Фонды в свою очередь в надзорные органы предоставляют ежемесячно оперативную отчетность, а так же специализированную отчетность по итогам каждого квартала и года.

Внешний контроль производят:

  • специализированный депозитарий;
  • независимый аудитор;
  • независимый актуарий.

Данные организации могут только контролировать и передавать полученную информацию в органы государственного контроля, которые в свою очередь имеют право применять меры пресечения незаконной деятельности. Каждый из перечисленных участников занимается обширной деятельностью в ПО, подробное рассмотрение которых мы сегодня с Вами опустим.

Общественный контроль над деятельностью фондов осуществляет Попечительский совет НПФ. Он создается каждым фондом, для надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков. В него включаются полномочные представители вкладчиков, участников и застрахованных лиц, которым принадлежит половина голосов.

Внутренний контроль над деятельностью фонда осуществляется, должностным лицом или созданной для этого службой, регулирующей законность деятельности фонда. А также ревизионной комиссией фонда, созданного для обеспечения оперативного контроля над деятельностью исполнительного органа НПФ.

Контроль клиентов: вкладчики, участники, застрахованных лица имеют возможность самостоятельно контролировать полноту отражения фондом поступлений взносов на пенсионные счета, который предоставляется не реже одного раза в год. Так же НПФ ежегодно публикует годовые отчеты в СМИ.

С 2014 года требования к предоставляемой отчетности НПФ ужесточились. Это связанно в первую очередь с общей экономической ситуацией и напоминанием об отрицательных показателях на счетах вкладчиков НПФ, возникших в результате кризиса 2008 года. Мегарегулятор в лице Банка России тем самым напоминает НПФ, что, несмотря на то, что они частные структуры, они в первую очередь занимаются социально значимой деятельностью в целом для страны.

Благодаря появлению на рынке так называемого мегарегулятора все участники отметили положительные тенденции, за счёт того, что один контролирующий орган в большей степени придерживается одной понятной для всех концепции видения деятельности и её регулирования. В отличие от прежней системы. Как всем известно, чем больше проверяющих, тем больше расхождений в требованиях, тем больше беспорядка.

А для нас с Вами самое главное гарантия сохранности наших накоплений, которая дается на длинной временной дистанции.

Все принятые меры, такие как вхождение в систему гарантирования с участием АСВ (агенства страхования вкладов), акционирование НПФ, ужесточение отчетности, расширение деятельности мегарегулятора и т д, все это направлено на «обеление» деятельности НПФ, наведения порядка уже в сложившейся системе, так называемая чистка рядов и самое главное увеличение степени доверия граждан к новой системе ПО.

Надеюсь, после прочтения данной статью у Вас прибавилось уверенности в том, что Ваши накопления находятся или только будут находиться под надежной защитой и в серьезном управлении. И это поспособствует возвращению веры в свое государство и в те системы, которые в нем создаются.

А на сегодня на этом все! и будете всегда в курсе пенсионных событий и изменений! До свидания, мои дорогие читатели!


При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации. (п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 427-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.1.

Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды

Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе: утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании; утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда; абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ; (см.

Вопрос-ответ

В их компетенцию входит:

  • деятельность организации и связанные с ней важные вопросы;
  • изменение и утверждение документации;
  • направление инвестиционной политики;
  • разработка плана работы на будущий год, закрытие и отчетность по прошедшим 12 месяцам;
  • принятие решения о назначении исполнительных органов, а также формирование Совета.

Стоит сказать, что на первых порах Совет собирается примерно раз в 30 дней. При нормальном функционировании, собрания сокращаются до 1 раза в год.

Очень часто Совет сравнивают с собранием акционеров. И нужно сказать, что такое сравнение вполне уместно, т.
к. и те, и другие являются органами высшего управления.

Внимание

Конечно же, организацией должен кто-то управлять. В большинстве случаев эту функцию поручают специально назначенному органу исполнения. Он может быть выражен как в одном человеке, так и в группе лиц.

Регулирование негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд – его правовое регулирование со стороны государства четко прописано в Законе №75-ФЗ. НПФ, в соответствии с законодательством, является некоммерческой организацией.
К видам его деятельности можно отнести:

  • деятельность, связанная с негосударственным пенсионным обеспечением, предусмотренная заключенными договорами с участниками фонда;
  • выступление в роли страховщика, по договорам «Обязательного пенсионного страхования»;
  • страховая деятельность по профессиональному страхованию пенсии.

Обратите внимание! Учредители не имеют право на распоряжение имуществом фонда! НПФ несет ответственность за все имеющееся у него имущество. Как только он проходит государственную регистрацию права, ему тут же присваивается статус юридического лица.


Учредительным документом является устав, который принимается учредителями фонда.

An error occurred.

Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:

  • разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
  • заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
  • аккумулирование взносов и накоплений;
  • отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
  • сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
  • обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.

Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ.

Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии; 8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов; (в ред.
Центральный банк РФ — Служба Банка России по финансовым рынкам) Координация деятельности ПФР в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Контроль за использованием средств бюджета ПФ РВ Правительство РФ, Счетная палата, Наблюдательный Совет ПФР, Ревизионная комиссия ПФР, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство труда и социальной защиты РФ Контроль за правильностью начисления и уплатой страховых платежей Налоговые органы Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней Органы ПФР Следует отметить, что большая часть перечисленных полномочий вытекает из статуса средств ПФ РФ как федеральной собственности и, в соответствии с нормами ст.

Федеральным органом осуществдяющим контроль за нпф является

Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления; (в ред.
Смотрите также Порядок выбора Негосударственного Пенсионного Фонда Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов внешне осуществляют:

  • специально предназначенный депозитарий;
  • независимый эксперт в области аудита;
  • независимый актуарий.

Общественный контроль Все вышеперечисленные организации имеют право только на передачу информации о выявленных нарушениях в государственные органы. Последние же уже могут принять соответствующие меры.

Инфо

Кто осуществляет контроль над негосударственным пенсионным фондом, в принципе, практически понятно. Есть еще некоторые моменты, о которых стоит поговорить.


Общественным контролем заведует Попечительский совет НПФ. Его создание необходимо для того, чтобы можно было контролировать действия фонда, и тем самым защищать интересы клиентов.

Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1.

В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) 2.

1. Что такое НПФ?

Ответ

Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам систем негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Вопрос

2. Как осуществляется контроль за деятельностью НПФ?

Ответ

Система государственного контроля.
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.
Государственные меры регулирования деятельности НПФ:
. лицензирование деятельности НПФ;
. установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
. установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования;
. оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками.

Система внутреннего контроля
Совет Фонда
Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.
Попечительский совет
Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав участников, вкладчиков и застрахованных.
Ревизионная комиссия
Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, правильность выплат пенсий.

Внутренний контролер

Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (далее - контролер) или отдельным структурным подразделением (далее - служба внутреннего контроля). Контролер, руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, назначаются на должность и освобождаются от должности советом фонда. Контролер и служба внутреннего контроля независимы от исполнительных органов фонда и подотчетны совету фонда.

Система межведомственного контроля
Специализированный депозитарий
Осуществляет ежедневный контроль за соблюдением фондом состава и структуры инвестиционного портфеля
Аудитор
Осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ
Актуарий
Ежегодно проводит актуарное оценивание результатов деятельности фонда на предмет соответствия пенсионных резервов фонда обязательствам по выплате пенсии

Вопрос

3. Можно ли самому узнать и проверить информацию о деятельности АО НПФ "Атомгарант"?

Ответ

Вся информация о деятельности фонда является открытой. Вы можете получить ее на сайте в разделе , из СМИ, на официальном сайте ФСФР, непосредственно обратившись к сотрудникам Фонда. Не реже одного раза в год фонд обязан информировать своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии их пенсионных счетов. Также ежегодно фонд публикует в открытой печати свой годовой отчет.

Вопрос

4. Чем АО НПФ «Атомгарант» отвечает по своим обязательствам перед вкладчиками/участниками/застрахованными?

Ответ

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.


Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, можете задать его нашим специалистам.

Loading...Loading...