Методические указания по выполнению самостоятельных работ для студентов. Чем так полезна самостоятельная работа


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………3

ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных

классах………………………………………………………………………………7

1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и

воспитании младших школьников…………………………………………….8

2. Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10

Фронтальные самостоятельные работы;

Индивидуальная самостоятельная работа;

Групповые самостоятельные работы;

Домашние самостоятельные работы;

1.3 Методика организации самостоятельной работы……………..……….14

Дифференцированный подход к самостоятельной работе.

При помощи карточек;

ГЛАВА II ………………………….……………………………22

1. Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23

2. Формирующий эксперимент………………….…………………………..27

3. Контрольный эксперимент………….…………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………34

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....38

ВВЕДЕНИЕ

Об основание выбора темы.

Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее

творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных,

не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные

решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает

давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа

ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт

школы - лучшее тому доказательство.

Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в

тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и

умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок,

сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает

у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков,

поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить,

то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно. В своей

работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной

работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным

средством формирования личности, побуждает

умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у

школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все

зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной

Актуальность темы.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том,

чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том,

чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это

не простое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная

деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и

практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на

уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают

работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках

математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников,

самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для

выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен

постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как

ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление

Все шире и шире входит самостоятельная работа в практику школы, различные

ее виды. Учителя стремятся вооружить учащихся соответствующими умениями,

используя для этого и классные занятия, и дополнительные занятия, и

домашние занятия.

Объект исследования .

Организация учебно-воспитательного процесса по математике в начальной

Предмет исследования .

Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной

работы в 4-ем классе.

Цель исследования.

Доказать, что при правильной методике организации проведения

самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.

Гипотеза

Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и

использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается

самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более

трудные задания.

Задачи исследования.

1. Изучить литературу по проблеме исследования

2. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы в

исследуемом предмете.

3. Определить систему упражнений работы по формированию навыков

самостоятельной работы в 4 классе.

Методы исследования.

Изучение литературы по теме курсовой работы, беседы, моделирование

уроков, и занятий, контрольные задания, интервьюирование, изучение

документации.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Самостоятельная работа - активный метод обучения. Пример можно привести на обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних - это форма и метод организации учения, для других - специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих-деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия

учителя. Однако основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя,

выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и

усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.

Итак, с/р. на уроках математики - это такой метод обучения, при котором

учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают

учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим

признаком с/р. считают активность детей, отсутствие помощи учителя.

Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её,

учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем

есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении

задания, в решении задач, но он организует деятельность. С/р. всегда

завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит

самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с

теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы

всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность

школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и

нестандартный подход.

Как метод обучения с/р. чаще применяется на уроках и дома с целью

закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и

эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении

других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут

усвоить на уроке. С/р. используются с целью повторения, систематизации,

проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной

деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках

математики могут использоваться такие технические средства, как учебные

пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач

и упражнений, учебник.

Большую роль в с/р. на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт

учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство

организации с/р. на уроках математики. Обладает большими формирующими

возможностями. Учитель при организации с/р. на уроке наряду с д./З. может

использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для с/р.

Педагогическая ценность с/р. зависит и от того, каким образом организована

деятельность учащихся. Форма организации - это определенная расстановка

участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся,

самих школьников между собой.

В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том,

чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том,

чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся

при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от

учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять

Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

    у качественное усвоение учебного материала;

    выработка умений и навыков учебной деятельности;

    у формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

    формирование готовности к самообразованию;

    формирование самостоятельности как качества личности.

Преимущества самостоятельной работы

    В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.

    Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.

    Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства уча­щихся.

    Процесс обучения становится более живым и увлекательным.

    Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому уче­нику.

    Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспита­тельные задачи.

    Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения про­стого правила до продуманных оценок и идей.

Виды самостоятельной работы

Мотивы самостоятельной работы

    чувство долга и ответственности;

    положительное отношение к учению;

    потребность в знаниях;

    интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;

    профессиональные установки (у старшеклассников);

Уровни самостоятельной работы

1-й - низкий

отсутствие начальных умений и навыков

самостоятельной работы при потребности в ней.

Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,

выработка необходимых умений и навыков

2-й - средний

умения выполнять задания по данной инструкции,

организовать свою работу.

Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация

3-й - высокий

самостоятельное планирование, организация и выполнение

заданий без предварительной инструкции,

инициативный поиск новой информации,

переход в самообразование.

Побуждение: личная мотивация

Компоненты самостоятельной работы

Процессуальный компонент

Организационный компонент

Особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера­тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность

Умение ставить и разрешать позна­вательные задачи

Владение разными типами чтения и фиксации прочитанного

Умение подбирать и усваивать оп­ределенное содержание

Умения контроля и самоанализа

Умения планировать время и свою работу

Умения перестраивать систему де­ятельности

Умения осуществлять информаци­онный поиск, работать в библиоте­ках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников

Пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа­ционными технологиями

Данный учебный материал представлен в виде методической разработки, которая освещает вопросы самостоятельной работы на уроках математики. Может быть использована учителями математики для подготовки докладов по теме самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГБОУ СПО ГАК с.Московское

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Работа выполнена:

Соповой Антониной Сергеевной,

преподавателем высшей категории

2012г.

План – оглавление:

I.Введение.

1.Проблема самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

II.Основная часть.

2.1.Сущность самостоятельной работы при обучении математике.

2.2.Виды самостоятельных работ и методика их применения на уроках математики.

III.Заключительная часть.

Методика организации самостоятельных работ при изучении темы «Многогранники».

  1. Введение

1.ПРОБЛЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

В настоящее время заметно возрос интерес к проблеме самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые предъявляет наше общество к задачам образования.

Изучение математики создает предпосылки для развития логического мышления, овладения навыками дедуктивных рассуждений, формирования точности и лаконичности речи. Однако успешность реализации этих предпосылок во многом зависит от того, насколько эффективно организован в этом направлении учебный процесс. Поэтому одно из требований подготовки обучающихся к творческому труду и самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний состоит в такой организации учебной деятельности обучающихся на уроках и при выполнении домашних заданий, которая обеспечивает осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию интеллектуальных умений обучающихся и развитию их речи.

Самостоятельная работа - это работа, выполняемая без активной помощи “извне”, когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднений и способы их устранения.

Самостоятельная работа в обучении математике не самоцель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством преподавателя.

На этапе осмысления (осознания) изучаемого материала самостоятельные работы на уроках математики могут занимать около 5 –6 мин, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10 – 15 мин, а на этапе формирования навыков – до 30 мин.

Целесообразность таких работ по времени вытекает из того, что за указанные промежутки времени обучающиеся чаще всего успевают “создать” тот запас ошибок, разбор которых позволяет еще раз переосмыслить изучаемый вопрос.

Успех формирования навыков самостоятельной работы достигается не эпизодической организацией отдельных видов самостоятельной работы, а системой самостоятельных работ, которая позволяла бы активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах процесса обучения. При этом под системой самостоятельных работ следует понимать совокупность взаимосвязанных друг с другом самостоятельных работ, то есть когда последующая самостоятельная работа является логическим продолжением предыдущей самостоятельной работы.

Возможности приобретения знаний у обучающихся появляются в процессе выполнения ими самостоятельных работ, поисков решения стоящих перед ними проблемных задач. Обучающийся хорошо усваивает только то, к чему приходит путем самостоятельных исканий, поэтому условием успешного усвоения математики является умение преподавателя активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Во всех видах деятельности человека проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. Те же два процесса характеризуют и всю учебно – познавательную деятельность обучающихся, в том числе и все виды их самостоятельной деятельности.

В процессе обучения творческая деятельность обучающихся проявляется в непрерывном интеллектуальном совершенствовании, в формировании познавательных способностей. Однако известно, что развитие обучающегося происходит в процессе решения им задач не только творческого типа, но и в других видах учебно – познавательной деятельности (решении стандартных типовых задач и упражнений, логических задач).

Наряду с творческим мышлением, умственное развитие обучающихся предполагает развитие памяти, логического мышления, практических навыков и умений. Аналогичное явление наблюдается и в воспроизводящей деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа является средством организации самостоятельной деятельности обучающегося.

Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке обучающихся к их дальнейшей трудовой деятельности.

Самостоятельность является одним из главнейших качеств обучающихся и важнейшим условием их обучения. Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит его мышление и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.

2.1.СУЩНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.

Ядром любой самостоятельной работы является задача, которая служит началом самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Для организации самостоятельной работы по математике особенно важно понимание преподавателем роли ее структурных компонентов. Структуру же самостоятельной работы определяют содержательная, процессуальная и мотивационная стороны учебной познавательной деятельности обучающихся.

Все стороны важны. При подготовке самостоятельной работы преподаватель математики заботится и о процессуальной, и о содержательной сторонах деятельности обучающихся. Единство этих сторон деятельности и определяет выбор способов решения примеров, пути рассуждения при доказательстве теоремы, решения задачи. Взаимосвязь этих сторон является одним из условий успешного достижения результата.

На каждом уроке преподавателю, наряду с планированием учебного материала, необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на этом уроке обучающийся.

Остановимся сначала на самостоятельной работе обучающихся при изучении нового материала. Если обучающийся научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими – то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые обучающийся усвоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. Здесь же решается и большая воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких – то практических задач.

Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение обучающимся нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить учебной группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во – первых, преподаватель должен быть убежден, что каждый обучающийся готов к ней, во – вторых, обучающийся должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы.

Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу у обучающихся, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Специальные вопросы и задания, ориентирующие обучающихся и ведущие к конечной цели данной работы, заранее пишутся преподавателем на доске (или проецируются на экране или интерактивной доске с помощью компьютера). При наличии вопросов в учебнике можно просто указать, на какие вопросы обучающийся должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе обучающихся можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления обучающегося. Возможно, не все обучающиеся сумеют ответить на них. Однако каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. В процессе обсуждения должно быть все выяснено.

Нужно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был и закреплен здесь же. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным обучающимся, и перегрузки обучающихся домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить обучающемуся на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят им материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.

Все различные виды самостоятельной работы при изучении нового материала полезны не только в вопросе формирования умений и навыков самостоятельно работать (а следовательно, лучше знать и уметь), но и содействуют выработке сознательного и творческого отношения к труду вообще.

Организация повторения ранее изученного материала является элементом педагогического процесса в учебном заведении. В ходе повторения устанавливаются и укрепляются разносторонние связи в приобретаемых обучающимися знаниях и умениях, знания приводятся в систему и вместе с тем возникают новые связи и обобщения.

Очень важным видом повторения является заключительное повторение и особенно по всему курсу в целом. Организуя заключительное повторение, важно продумать удельный вес и характер самостоятельной работы в нем.

Больший удельный вес, чем при изучении нового материала, приобретает самостоятельное решение задач. Упражнения в этот период, как правило, должны быть обобщающего характера, связывающие различные разделы, где это возможно.

На этапе отработки правильности применения полученных знаний такая особенность математики, как дедуктивность и алгоритмичность, позволяет активно формировать такие навыки самостоятельной работы, как прогнозирование обучающимися своей деятельности и оценка ее результатов. Стимулировать обучающихся на выдвижение различных гипотез в процессе решения задач могут, например, задачи с формулировкой “Найдутся ли…”, “Может ли …”, “Существует ли …”, “Расскажите ход решения …”. Здесь же уместны специальные задания типа: “Составьте план решения задачи …”, “Дайте решение задачи … в общем виде”.

Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у обучающегося еще не окончен процесс корректировки собственных знаний. Очевидно, что анализ самостоятельных работ должен носить обучающий характер, то есть не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор с тем, чтобы обучающиеся смогли до конца понять вопрос, в котором сделали ошибки.

Продуктивность самостоятельной учебной работы зависит во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому обучающихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить различные схемы изучаемого материала. При этом целесообразно подчеркивать, что, например, построение таблиц, схем, графиков в ходе изучения материала позволяет увеличить объем запоминаемой информации (по сравнению с запоминанием на слух на 15 – 20 %), что владение этими умениями позволяет в дальнейшем легче ориентироваться в сходной информации, легче усваивать ее и понимать.

Один из стимулов умственной деятельности – это удовлетворение от проделанной работы. Сознание того, что ты что – то можешь сделать сам и даже помочь другому, - одно из условий, которое вызывает чувство удовлетворения. В этом – одно из значений самостоятельной работы обучающихся.

Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа обучающихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

Как определить место самостоятельной работы в процессе обучения?

Приступая к изучению каждого раздела, выделяются основные понятия и идеи. При этом одни понятия обучающиеся получают в готовом виде, а другие – в результате самостоятельной работы. Причем:

1) если изучаемый материал для обучающихся совершенно новый, то наиболее эффективно такое сочетание, когда преподаватель излагает весь учебный материал, а обучающиеся его самостоятельно закрепляют;

2) если изучаемый материал требует лишь теоретического введения и обучающиеся обладают навыками самостоятельной работы, то вполне результативно такое сочетание, когда преподаватель излагает лишь основные вопросы, а обучающиеся прорабатывают весь материал самостоятельно.

2.2. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Для успешной организации самостоятельных работ по математике преподавателю необходимо иметь представление о существующих в теории основных классификациях самостоятельных работ. В зависимости от конкретных условий преподаватель осуществляет выбор необходимых видов самостоятельных работ.

При обучении математике применяются устные и письменные самостоятельные работы; классные и домашние; общеклассные, групповые, фронтальные и индивидуальные.

Наиболее часто встречаются в практике и теории обучения следующие виды самостоятельных работ:

  1. По степени самостоятельности учащихся.
  1. По степени индивидуализации.
  1. По дидактическим целям.
  1. По источнику знаний и методу обучения.

5. По цели их применения.

К классификации самостоятельных работ по цели их применения

а) с целью формирования математических понятий;

б) подготовительные упражнения к формированию понятий;

в) упражнения и задачи на закрепление нового материала;

г) тренировочные упражнения с целью формирования умений применять полученные знания при решении задач, примеров;

д) с целью выработки практических навыков построений при решении задач по геометрии.

По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида:

Обучающие,

Контролирующие.

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении обучающимися данных преподавателем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных обучающимися ошибок и повторном объяснении преподавателем учебного материала с учетом этих ошибок.

Примеры обучающих самостоятельных работ:

Обучающая самостоятельная работа по геометрии № 1.

Тема: Теорема о трех перпендикулярах (1 курс)

1.Верно ли, что, если прямая перпендикулярна проекции наклонной, то она перпендикулярна наклонной?

2.Сделайте к предыдущему утверждению различные рисунки.

3.Сделайте рисунок к утверждению: “В пространстве через точку А построены три перпендикулярные прямые AB, AC, AD”.

4.Закончите фразу: “Если прямая а на плоскости перпендикулярна наклонной, то...”.

Обучающая самостоятельная работа по геометрии № 2

Тема: Многогранники. Решение задач. (1 курс)

1.В правильной треугольной призме сторона основания равна 6см, а боковое ребро – 5см. Найти объем призмы.

Решение:

1.Запишите формулу объема правильной призмы.

2.Вычислите площадь основания по формуле

S = a 3 .

3.Найдите объем призмы.

Ответ: 45 3 см.

Смысл контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении обучающимися данных преподавателем заданий после, как правило, логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этого широты и глубины полученных обучающимися знаний и умений.

Примеры контролирующих самостоятельных работ:

Контролирующая самостоятельная работа по геометрии № 1

Тема: Многогранники (1 курс).

1 вариант

1.Сделайте рисунок четырехугольной пирамиды, обозначьте ее и запишите: вершину, боковые ребра, основание, боковые грани.

2.Закончите предложения:

а) высотой пирамиды называется …;

б) пирамида называется правильной, если …;

в) усеченная пирамида – нижний многогранник, отсекаемый от пирамиды плоскостью, параллельной … .

2 вариант

1.Сделайте рисунок треугольной пирамиды, обозначьте ее и запишите: вершину, боковые ребра, основание, боковые грани.

2.Закончите предложения:

а) апофемой правильной пирамиды называется …;

б) боковой поверхностью пирамиды называется …;

в) диагональное сечение пирамиды – сечение плоскостью, проходящей через … .

Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать прежде всего на обучающих самостоятельных работах.

К классификации по степени самостоятельности относятся следующие виды самостоятельных работ:

1.Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу.

2.Реконструктивные самостоятельные работы.

3.Вариативные самостоятельные работы.

4.Творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Самостоятельные работы по образцу.

При выполнении самостоятельных работ по образцу познавательная деятельность обучающихся направлена на овладение способами работы, основными умениями для последующего применения в практике, самостоятельного изучения других наук, областей.

В познавательной деятельности обучающегося при обучении математике это могут быть различные упражнения по образцам и алгоритмам с целью формирования вычислительных навыков, решения простейших типовых задач, формирования умений познавательного и практического характера, составления таблиц, схем, построения элементарных чертежей.

Цель самостоятельных работ по образцу – развитие памяти обучающихся, привитие практических навыков использования и применения изученных средств, формул при решении примеров и задач.

В ходе выполнения этих работ обучающиеся формулируют условия задач, определяют известные и искомые элементы, а затем, воспроизведя соответствующие знания, находят способ решения. Уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

Например, при изучении темы “ Производная” можно провести самостоятельную работу на применение формул дифференцирования и схемы составления уравнения касательной к графику дифференцируемой функции, которые были изучены ранее. Текст проецируется на экран:

Вариант 1 Вариант 2

Найти производные следующих функций (1 – 3) :

1. y = 5x 1. y = x/3

2. y = 3 – 8x 2. y = 2 – 7x

3. y = x(x – 1) 3. y = x / (x – 2)

4. Написать уравнение касательной к графику функции в заданной точке:

Y = (1 + 0,5x)(1 – x) в точке х = 2. y = (x + 1)(x – 3) в точке х = -2.

Прежде чем приступить к выполнению работы, обучающиеся анализируют ее, предполагают применить соответствующие формулы, вспоминают схему записи уравнения касательной к графику функции в заданной точке. Эффект усиливается, если сначала не объявлять варианты, а анализировать однотипные примеры обоих вариантов.

Обычно такие самостоятельные работы, рассчитанные на 15 – 20 мин, проводятся фронтально в конце урока.

После изучения тем “Многогранники” и “Тела вращения” целесообразно дать обучающимся самостоятельную работу, при выполнении которой они будут опираться на уже имеющиеся у них знания по этим темам. Самостоятельная работа дается обучающимся на индивидуальных карточках (причем задания могут варьироваться сколь угодно).

К - 2

S б =S о +S п

V=4/3ПR 3

S п =S б +2S о

V=ПR 2 H

S б =(рl)/2

S о = ПR 2

Vшара

S б пира-

миды

S п призмы

Самостоятельная работа обучающихся, организуемая с помощью таких карточек для закрепления и углубления теоретического материала, сводится к проверке памяти и требует самостоятельного мышления. Применение таких карточек в организации самостоятельной работы заметно повышает эффективность урока по следующим причинам:

1)все обучающиеся, как сильные, так и слабые, работают самостоятельно и активно. Повышается самостоятельность умственных действий обучающихся, что, как известно, является основой освоения знаний и выработки умений;

2)преподаватель осуществляет контроль за знаниями обучающихся непосредственно в ходе усвоения этих знаний и в процессе их поэлементного осмысливания, что дает возможность своевременно разъяснять допущенные обучающимися ошибки на этом же уроке;

3)обучающиеся сразу же узнают о результатах своей самостоятельной работы и это стимулирует их работу;

4)благодаря оперативному руководству познавательной деятельностью обучающихся, преподаватель имеет возможность более рационально использовать учебное время на уроке;

5)узловые разделы программного материала усваиваются лучше;

6)систематическое применение таких карточек при проведении самостоятельных работ позволяет эффективно использовать зрительную память. Все это способствует повышению теоретической подготовки обучающихся, улучшению качества их знаний.

При составлении вариантов карточек-заданий преподаватель должен учитывать различную степень подготовки обучающихся по математике. Целесообразно включать в работу три несложных и одно сложное задание. При выполнении таких заданий не ущемляется достоинство слабоуспевающих обучающихся, а сильные обчающиеся также находят задание по своим силам.

В зависимости от того, какую цель ставит преподаватель на данном уроке, можно применять карточки различных видов:

1)индивидуальные карточки – задания для проверки знаний;

2)карточки для проверки домашнего задания;

3)индивидуальные карточки – задания для проведения опроса, зачета;

4)карточки – задания для закрепления нового материала.

Образцы карточек – заданий для письменного опроса по теме “Применение производной”:

Карточка № 1

1.Материальная точка движется по закону S(t) = 2t + t + 1. Найти ее скорость и ускорение в момент времени t = 2c.

2.Материальная точка движется по закону S(t) = t – 2t + 1. Найти момент времени t, когда скорость равна 0.

Карточка № 2

1.Найти промежутки возрастания, убывания и экстремальные значения функции у у = х – 6х + 5. Построить график.

Одной из оправдавших себя форм самостоятельных работ по образцу является математический диктант. Его продолжительность 12 – 15 мин. Проводить его следует либо в начале, либо в конце урока.

При разработке содержания диктантов следует:

Исходить из заданий для проверки знания объяснительного текста изучаемого пункта (параграфа) учебника;

Включать задания, решения которых слабо усвоены, или задания на повторение;

Использовать задания, способствующие усвоению сущности приемов самоконтроля, применяемых при решении математических задач;

Все задания максимально приближать к содержанию изучаемого материала.

Задания необходимо составлять с учетом особенностей подготовки каждой конкретной учебной группы.

Целесообразна следующая методика проведения математического диктанта. Сначала преподаватель читает весь текст (обучающиеся только слушают). Затем читается каждое задание, обучающиеся его записывают, после этого делается пауза 1 – 3 мин. В это время обучающиеся выполняют задание. После выполнения обучающимися последнего задания преподаватель читает весь текст сначала. Это делается для того, чтобы обучающиеся, не окончившие работу над одним из заданий, завершили его, а также для проверки всей работы. После этого диктанты собирают. При выставлении оценок учитываются следующие моменты: правильность ответов; точность формулировок; рациональность выполненных преобразований; грамотность выполнения чертежей.

В тех случаях, когда математический диктант носит не контролирующий, а обучающий характер, подведение итогов организуется по – новому. Преподаватель не собирает диктанты, а обсуждает с обучающимися выполнение каждого задания. Ответы обучающихся оцениваются преподавателем. Во время такого анализа следует обстоятельно разъяснить обучающимся требования к выполнению диктантов. При изучении темы “Логарифмы чисел” целесообразно провести следующий диктант:

1.Выражение log а (-x) возможно при …, а выражение lg lg x при … .

2.В равенстве log 4 64 = x; x равен …, так как … .

3.В равенстве log 3 x = 2 ; x равен … .

  1. 4.Если log а 3 > log а 6 , то a … .

5. 2log 7 7 + 1 = … .

6.После сокращения дроби lg 125 получим … .

Lg 25

Типичными самостоятельными работами по образцу служат тренировочные задачи и примеры, которые в процессе обучения предлагаются обучающимся для самостоятельного решения на уроках и дома. Их, как правило, следует давать после изучения нового понятия, свойства, алгоритма, новой теоремы. Задания репродуктивного характера можно найти в достаточном количестве в учебниках по математике, в сборниках задач.

К самостоятельным работам по образцу относятся также задания по изготовлению разверток основных геометрических тел: куба, параллелепипеда, правильной призмы, правильной пирамиды, цилиндра, конуса, правильных многогранников (тетраэдра, октаэдра, додекаэдра, икосаэдра). При изучении объемов и поверхностей многогранников и круглых тел целесообразно проводить несложные практические работы по вычислению объемов и площадей поверхностей геометрических тел (раздаточный материал должен находиться в математическом кабинете). При выполнении такой работы каждому обучающемуся дается геометрическое тело (призма, цилиндр, пирамида, конус). После необходимых измерений обучающиеся вычисляют площадь поверхности и объем данного геометрического тела.

Под математической практической работой понимают решение некоторой задачи с использованием определенного оборудования. Математические практические работы требуют от учащихся специальных умений, необходимых, например, для изготовления модели.

Например:

1.Практическая работа с использованием моделей.

Работа проводится по индивидуальным заданиям или звеньями обучающихся по 3 – 4 человека. В тетрадях обучающиеся делают следующие записи:

1) Тема работы: Измерение объема модели, представляющей собой соединение прямоугольных параллелепипедов.

  1. Содержание работы:

а) измерить необходимые линейные размеры модели;

б) по данным измерениям вычислить объем модели.

  1. Оборудование: модель, масштабная линейка (штангенциркуль), микрокалькуляторы.
  2. План работы:

а) сделать эскиз модели (с буквенным обозначением нужных для измерения размеров);

б) записать формулу для вычисления;

в) выполнить измерения (с точностью до 0,1см);

г) провести вычисления;

д) записать ответ.

Используя план, обучающиеся постепенно выполняют работу. Преподаватель дает указания, предостерегает обучающихся от ошибок.

2.Практическая работа с использованием чертежей. Содержанием такой работы может быть определение площади поверхности, объема и массы деталей, изображенных на рисунках, эскизах и технических чертежах.

Для проведения практических работ можно использовать готовые бланки с приложенными к ним алгоритмическими предписаниями о порядке выполнения работы.

Самостоятельные работы этого типа способствуют обогащению памяти обучающихся опорными фактами, содействуют закреплению знаний обучающихся. После выполнения работ по образцу обучающиеся подготовлены к решению заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности.

Реконструктивные самостоятельные работы.

Особенность реконструктивных самостоятельных работ в том, что уже в самом задании обязательно сообщается принцип решения, а обучающийся должен применительно к условиям задания найти способ решения. В ходе выполнения этих работ у обучающихся отмечаются изменения в мышлении. Они учатся претворять идеи решения в конкретный способ действия.

Для выполнения самостоятельных работ этого типа необходимо знание не только материала, который изучался на уроке, но и знание других понятий, алгоритмов, теорем, которые изучались ранее. Обучающийся должен использовать эти знания в определенной логической последовательности.

Реконструктивные самостоятельные работы не только развивают память обучающихся, но и способствуют осмысленному пониманию учебного материала. Целесообразность работ этого типа очевидна. Задания для этих работ преподаватель подбирает комбинированные с элементами повторения. Самостоятельные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, используются карточки – задания дифференциального характера, карточки указания, карточки – консультанты с элементами программированного обучения.

Наиболее трудны для учащихся задачи по стереометрии, а также те, при решении которых необходимы тождественные тригонометрические преобразования. Они требуют развития пространственных представлений, глубоких знаний и осознанного применения теорем стереометрии. Эти задачи предусматривают умение строить цепочку последовательных логических рассуждений. Работа даже над несложной задачей требует умственного напряжения и определенного количества времени. Обучающиеся, имеющие слабую подготовку по математике, обычно с такими задачами самостоятельно справиться не могут. В этих случаях большую помощь им оказывают карточки – консультанты.

Урок начинается с того, что каждому обучающемуся предлагается задача. После детального ознакомления с ее содержанием и неудачной попытки решить ее обучающиеся получают заготовленные заранее карточки.

Например,

Задача. В треугольной пирамиде одна из сторон основания равна 16 см; противоположное ей боковое ребро равно 18 см, каждое из остальных ребер равно 17 см. Определить объем этой пирамиды.

Карточки – консультанты, применяемые при решении этой задачи:

Вариант – 1.

Пусть МАВС – пирамида, в которой АВ = 16 см, МС = 18 см, остальные ребра – по 17 см. Схема решения задачи: находим высоту СD треугольника основания. По формуле Герона находим площадь треугольника MCD , а потом его высоту МО, которая является высотой пирамиды. Найдя площадь треугольника основания, по известной формуле вычисляем объем пирамиды.

Вариант – 2.

Пусть МАВС – пирамида, АВ = 16 см, МС = 18 см, остальные ребра по 17 см. Проведем CD перпендикулярно АВ и МD перпендикулярно АВ. Схема решения задачи: из треугольника ACD определяем CD, находим площадь треугольника MCD по трем сторонам, заметив, что CD=MD. Зная площадь треугольника MCD и его основание CD, определяем его высоту МО , которая является высотой пирамиды. Определив площадь основания, по известной формуле вычисляем объем пирамиды.

Из приведенных примеров видно, что каждый вариант учитывает степень подготовки обучающихся по математике.

Карточки – консультанты по содержанию и объему информации носят дифференцированный характер и содержат элементы программированного обучения.

Как видно из приведенного примера, внимание обучающихся обращается на схему решения, являющуюся тем путем, по которому должен идти обучающийся, чтобы получить верное решение. Применение карточек – консультантов создает условия, благодаря которым все обучающиеся группы учатся самостоятельно решать задачи. С течением времени эти задачи становятся посильными для обучающихся.

Нередко в указаниях к решению задач даны ссылки на ту или иную формулу, теорему, правило, на страницу учебника или рисунок. Поэтому карточки – консультанты нередко предусматривают активную работу с учебными пособиями.

Кроме карточек – консультантов можно использовать также карточки - инструкции.

Преимущества этих приемов работы с обучающимися очевидны: стимулируется их умственная деятельность, развиваются творческие способности. На уроке создается атмосфера, при которой обучающийся должен рассуждать, анализировать, решать. Познавательная активность и самостоятельность обучающихся, выработанная в ходе выполнения реконструктивных самостоятельных работ, проявляются в их стремлении к знаниям и учению.

По своему дидактическому назначению реконструктивные самостоятельные работы могут быть применимы во всех звеньях учебного процесса. Их целесообразно проводить на протяжении изучения всего курса математики. Реконструктивные самостоятельные работы имеют много общего с работами по образцу, но отличаются от последних тем, что вызывают более высокий уровень воспроизводящей деятельности.

Вариативные самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа обычно содержат познавательные задачи, требующие от обучающегося анализа незнакомой ему проблемной ситуации и получения необходимой новой информации. Предварительные и практические действия обучающегося при выполнении вариативных самостоятельных работ приобретают гибкий, вариативный характер. Специфика задач, относящихся к вариативным самостоятельным работам, состоит в том, что они предполагают поиск либо познавательно – логического, либо экспериментально – практического характера.

Например, начертить графики показательных функций y = 2 х , y = 3 х , y = (1/2) х , указать сходство и отличие графиков этих функций.

Самостоятельную работу подобного типа можно предложить выполнить фронтально перед

изучением свойств показательной функции. Установление сходства и отличия графиков показательных функций с различными основаниями помогает обучающимся самостоятельно сформулировать свойства показательной функции. Изучение свойств показательной функции протекает в атмосфере поиска, что способствует углублению и упрочнению знаний обучающихся.

К типу вариативных самостоятельных работ относятся лабораторно – практические работы с производственным содержанием. Для максимального обеспечения самостоятельности при выполнении практических работ каждый обучающийся должен получить модель. Розданные модели должны отличаться друг от друга размерами, либо формой в пределах темы практического занятия. Каждый обучающийся обеспечивается измерительными приборами: линейкой, угольником, мерной лентой, штангенциркулем. Получив задания, обучащиеся проводят необходимые измерения и используют их результаты для нахождения объема или поверхности модели. Каждую практическую работу обучающиеся оформляют по следующей схеме:

  1. Записывают задание в виде определенной задачи.
  2. Записывают название геометрического тела или комбинации геометрических тел и указывают, где встречаются подобные тела в практике.
  3. Подбирают необходимые измерительные инструменты.
  4. Выполняют соответствующий рисунок или эскиз тела.
  5. Записывают формулу для вычисления искомой величины.
  6. Записывают результаты измерений.
  7. Используют логарифмическую линейку.
  8. Выполняют вычисления по правилам действия с приближенными числами.
  9. Записывают ответ.

10.Сверяют ответ с табличными данными (если это возможно).

11.Выполненную работу сдают на проверку преподавателю.

Вариативные задания содержат элементы творческой познавательной деятельности, требующей осуществления поиска, проявления более высокого уровня самостоятельности.

Творческие самостоятельные работы. Творческие работы при обучении математике – это такие работы, при выполнении которых обучающийся открывает новое для себя. Так, в поиске решения обучающийся достигает ответа другим способом, чем был ему показан.

Познавательная активность обучающихся достигает наиболее высокого уровня при выполнении ими творческих самостоятельных работ. Перед обучающимися ставится задание, содержащее проблемную ситуацию. Обучающиеся сами должны понять и сформулировать проблему, включенную в задание. Деятельность обучающегося приобретает поисковый характер. Творческие самостоятельные работы по математике служат формированию у обучающихся интереса к предмету, воспитанию положительного отношения к учению, развитию математического мышления. В ходе выполнения творческих работ обучающийся учится раскрывать для себя новые стороны изучаемых явлений, высказывает собственные суждения, на основе применения личного опыта и анализа исходных данных находит путь решения задачи, доказательства теоремы, делает выводы. Все это характеризует ценность творческой деятельности в учебном процессе.

К творческим работам по математике относят:

а) решение задачи и доказательство теоремы нестандартным, новым для обучающегося способом;

б) решение задачи несколькими способами;

в) составление задач, примеров самими обучающимися;

г) математические сочинения;

д) доклады обучающихся;

е) самостоятельные работы по конструированию и изготовлению моделей геометрических тел к задачам и теоремам.

Хорошим стимулом в развитии самостоятельной деятельности обучающихся являются задачи, условия которых составляют сами обучающиеся. Преподавателю важно натолкнуть обучающихся на идею составления таких задач, помочь правильно сформулировать их условия. Обычно обучающимся предлагают самостоятельно составить задачи на вычисление длин, площадей и объемов различных фигур. Обучающиеся охотно и успешно составляют задачи практического характера.

В практике обучения преподавателю следует направлять самостоятельную деятельность обучающихся при решении задач так, чтобы они могли видеть и понимать реальный смысл теоретических положений изучаемого курса математики, чтобы полученные результаты решений задач отражали конкретные (технические, жизненные и другие) объекты и явления.

Поэтому, даже в тех случаях, когда решение математических задач определенного типа рассматривается как некоторый самостоятельный элемент математических знаний и умений обучающихся, оно должно быть неразрывно связано с изучением всего курса математики и его практических приложений.

Творческие самостоятельные работы по моделированию, конструированию и изготовлению учебно – наглядных пособий способствует привитию обучающимся полезных практических навыков и помогает им лучше усваивать теоретический материал. К творческим относятся самостоятельные работы по составлению математических задач. Выполнение индивидуальных заданий рассчитано на продолжительный срок (12–15 дней), а если это математическое сочинение – то 1–2 месяца. Для написания математических сочинений от обучающихся требуется:

а) знание дополнительной литературы;

б) умение обобщить прочитанный материал;

в) владение определенным художественным вкусом при оформлении работы и так далее.

Практика показала, что творческие самостоятельные работы повышают интерес обучающихся к знаниям, развивают критический подход к выполняемой работе.

К классификации по источнику знаний и методу обучения относятся следующие виды самостоятельных работ:

  1. Работа с учебником.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Решение и составление задач.
  4. Учебные упражнения.
  5. Сочинения и описания.
  6. Задания по схемам, чертежам, графикам.

Активное самостоятельное познание возможно лишь для того обучающегося, который умеет работать с учебником (с книгой). В целях подготовки учащихся к самообразованию важное значение приобретает задача вооружения их умением работать самостоятельно с книгой, и в первую очередь с учебником. Особого внимания от преподавателя требует организация самостоятельной работы обучающихся при решении задач повышенной трудности, самостоятельной работы с дополнительной литературой. С дополнительной литературой по математике учащимся могут быть даны следующие задания: выборочное чтение, наведение справок; сопоставление знаний, полученных из источника, с усвоенными ранее; ознакомление с новым методом решения задачи, доказательством теоремы; расширение кругозора

Школа должна дать детям не только определённую сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно – технической информации. Если в процессе начального образования эффективно использовать методы, приёмы и формы самостоятельной работы, то можно повысить интерес к образовательному процессу, выработать способность к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, самообучению.

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “ по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал”.

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей, это главный путь воспитание самостоятельности.

Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в потоке научной информации.

Самостоятельная работа занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться при условии, когда учитель будет убежден, что ученик справится со следующим уровнем самостоятельности, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме.

Особенности самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и, таким образом, будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Проведение самостоятельной работы на уроках вошло в практику начальной школы.

В своей работе я стараюсь использовать самостоятельную работу на всех уроках.

С первых дней пребывания детей в школе я вырабатываю у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикую разнообразные виды заданий типа “Объясни”, “Докажи”, ставить вопрос “Почему?”

Например, списывание с подчёркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляю рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь. Например, конь….., дети пишут коньки.

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи.

Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Приведу пример такой работы.

При подаче нового материала стараюсь включать детей в самостоятельное познание или выведения способа вычисления или формирования нового правила, орфограммы, на основе жизненного опыта детей, где постоянно стараюсь учить детей делать выводы, концентрирую внимание на главном в материале урока.

Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения.

Говоря о самостоятельной работе, я выделяю такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д.

Наиболее яркий пример этого – пересказ. Рассмотрим, одинакова ли степень самостоятельности учащихся при подготовке к различным видам пересказа.

  1. Подробный пересказ
  2. . Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя, в этом случае работает в основном память.
  3. Выборочный пересказ
  4. . Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.
  5. Краткий пересказ
  6. – новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное рисование или ответы на вопросы учителя. Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности.

На уроках математики предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей.

  1. Продолжи ряд чисел 3, 5, 7, 9, 11….
  2. Сравни выражения, найди общее и сформулируй новое правило 5+4-4 10+7-7 52+13-13

Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

Применяю приёмы классификации на уроках математики, она содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. Например: распредели самостоятельно выражения в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:

40-8 34+5 44+3 80-9 56+20

70-8 90-6 45+50 30-6 72+10

Подобная работа активизирует интерес к предмету, создает условия для совместной деятельности детей.

При работе с уравнениями предлагаю такое задание: “Составьте различные уравнения с числами 3, 6, 4, 2, Х, 12 и решите их”. Получив для самостоятельной работы такое задание каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению. Учащиеся составляют, например, уравнения:

4 х Х = 12, 12 х Х = 2, Х х 4 = 12. Деятельность учащихся носит поисковый, творческий характер, так как для выполнения задания необходимо не только умение решать уравнения, но и понимать взаимосвязь между компонентами и результатом действий.

В своей работе применяю исследовательские самостоятельные работы. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах. Так, например, на уроке знакомства с окружающим миром дети выдвинули предположение о зависимости состояния воды, воздуха, растений от удалённости от автомобильной дороги. Затем, работая в группах, должны были сравнить на практике качество воздуха, состояние воды, растений вблизи от дороги и на отдалённом участке, обобщить результаты своих наблюдений и сделать выводы, подтвердить или опровергнуть свои предположения.

Для повышения эффективности самостоятельной работы предусматриваю специальные памятки, которые помогают учащимся работать осмысленно, целенаправленно и способствуют более успешному ее выполнению.

Развитие самостоятельной деятельности процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Систематическая работа по выполнению самостоятельных работ оказывает существенное влияние на развитие творческого подхода к выполнению заданий, способствует проявлению индивидуальных особенностей ученика и тем самым, формирует самостоятельность как черту личности, помогает каждому ученику поверить в свои возможности и совершенствовать их в процессе обучения.

Литература

1. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1973.

2. Научно-практический журнал “Завуч” №4/2004 г.

3. Журнал “Начальная школа” №5 1994 г. “Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики”.

4. Журнал “Начальная школа” № 8/2002 г. “Самостоятельная работа при закреплении материала на уроках русского языка”.

5. Журнал “Начальная школа” №3/1999 г. “Самостоятельная работа на уроках математики”.

Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

    у качественное усвоение учебного материала;

    выработка умений и навыков учебной деятельности;

    у формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

    формирование готовности к самообразованию;

    формирование самостоятельности как качества личности.

Преимущества самостоятельной работы

    В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.

    Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.

    Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства уча­щихся.

    Процесс обучения становится более живым и увлекательным.

    Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому уче­нику.

    Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспита­тельные задачи.

    Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения про­стого правила до продуманных оценок и идей.

Виды самостоятельной работы

Мотивы самостоятельной работы

    чувство долга и ответственности;

    положительное отношение к учению;

    потребность в знаниях;

    интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;

    профессиональные установки (у старшеклассников);

Уровни самостоятельной работы

1-й - низкий

отсутствие начальных умений и навыков

самостоятельной работы при потребности в ней.

Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,

выработка необходимых умений и навыков

2-й - средний

умения выполнять задания по данной инструкции,

организовать свою работу.

Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация

3-й - высокий

самостоятельное планирование, организация и выполнение

заданий без предварительной инструкции,

инициативный поиск новой информации,

переход в самообразование.

Побуждение: личная мотивация

Компоненты самостоятельной работы

Процессуальный компонент

Организационный компонент

Особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера­тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность

Умение ставить и разрешать позна­вательные задачи

Владение разными типами чтения и фиксации прочитанного

Умение подбирать и усваивать оп­ределенное содержание

Умения контроля и самоанализа

Умения планировать время и свою работу

Умения перестраивать систему де­ятельности

Умения осуществлять информаци­онный поиск, работать в библиоте­ках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников

Пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа­ционными технологиями

Loading...Loading...