Общество как социальная система. Московский государственный университет печати

1. Понятие общества

Системный подход к анализу общества

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).


| |

Введение

общество тип социальный

Выбранная мною тема «Общество», на мой взгляд, особенно актуальна на сегодняшний день. Когда общество находится в нестабильном состоянии, но обладает мощным интеллектуальным и экономическим потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Психологи способны раскрыть внутренний мир людей, экономисты - дать рекомендации по оздоровлению производства, политологи - описать процессы взаимодействия органов власти и населения. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества, когда хотим укрепить стабильность социального развития, мы должны обратиться к категориям социологической науки: социальная структура, социальные институты, изменение классовой системы, характер социального неравенства и условия социальной мобильности. Именно социология может решать все вопросы в комплексе и нарисовать общую картину ситуации в конкретном обществе. Только имея представления о развитии социума, можно описать тенденции трансформации общества в его ведущих сферах, показав ключевые социологические понятия, можно увязать их в единую систему. Знания об обществе необходимы для решения основной задачи - дать представления, как жить в меняющемся социуме, разбираться в тенденциях обновления социальной реальности.

Цель данной работы - изучить понятие «общество» с позиции социологии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

.Рассмотреть понятие общества в различных социологических теориях;

.Изучить общество как социальную систему;

.Выделить типологии общества.

1. Понятие общества в социологии

Общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Общество - это не совокупность индивидов, а особый социальный организм; не механическое скопление взаимодействующих индивидов, а совокупность целенаправленных связей и отношений, в которых находятся индивиды; общество - образованные в результате их взаимодействия социальные группы, общности и институты. Для общества характерно:

-стремление индивидов жить сообща и совместно обеспечивать возможность жизни;

-производство материальных, хозяйственных, бытовых средств;

-воспроизводство способа производства материальных благ;

-воспроизводство жизни - деторождение;

-духовное производство (культура, религия, мораль, право и т. д.).

Кроме того, можно выделить следующие признаки общества:

Территория как основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов, происходит консолидация социальных связей.

Способность к поддержанию и воспроизведению взаимодействий, обеспечивающих целостность и устойчивость общества.

Автономность и высокий уровень саморегуляции.

Большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей.

В социологии существует ряд определений общества. Приведем некоторые из них. Общество - это:

.индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм);

.взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей, действий (М. Вебер);

.система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности (Т. Парсонс);

.исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности (К. Маркс).

Социум (от лат. socium - общее, совместное) - это обширная устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и, вследствие этого, общностью культуры. Высшая форма социума - общество как целостная социальная система. Другие его разновидности - родовые и семейно-родственные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности. Любой социум представляет собой целостность, основанную на обмене деятельностью между входящими в нее индивидами и группами. Социум выступает в качестве относительно автономного образования, взаимосвязанного с другими социальными общностями. В рамках данного социума деятельность составляющих его групп регулируется социальными нормами, закрепленными либо, традицией либо юридически, или имеющими силу морального долженствования.

Понятие «социум» используется в социологии для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости индивидов, образующих его, а также активного воздействия общностей на развитие и деятельность личности. Производным от понятия «социум» является прилагательное «социетальный»; этим понятием обозначают явления и процессы, относящиеся к обществу в целом; например, социетальная проблема - та, что затрагивает интересы всех общественных слоев и групп населения.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Термин «общество» употребляется и в более узком смысле для обозначения определенного типа общества (западное общество) и даже отдельного региона или страны.

Осознание того, что человек живет в обществе, происходило в процессе длительного развития философской мысли. В античности сфера человеческого бытия отождествлялась не с обществом, а с государством. В философии Нового Времени представления об обществе формируются преимущественно в рамках теории общественного договора, согласно которой переход человека из естественного состояния в общественное связывается с возникновением государства. Шаг вперед сделал Г. Гегель, который отделил гражданское общество как сферу частных (имущественных и других) интересов от государства.

Большое влияние на западную социологию оказали взгляды известного французского ученого О. Конта, считавшего общество функциональной системой, которая покоится на разделении труда и солидарности. Структуру данной системы составляют семья, классы и государства. Другой представитель французской школы социологии Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на «коллективных представлениях». По представлениям М. Вебера, общество - взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий. Из «социальных действий» исходил и американский социолог-теоретик Т. Парсонс, считавший общество системой, связующим началом которой являются нормы, ценности, институты.

Немецкий философ и социолог К. Маркс рассматривал развитие общества как закономерный естественноисторический процесс, в ходе которого происходит смена общественно-экономических формаций. Специфика формации определяется ее производственными отношениями - базисом, на котором вырастает соответствующая ему надстройка (политические и юридические институты, идеологические общественные отношения и формы сознания). Производственные отношения определяют также социальную дифференциацию, деление общества на классы.

Для современного состояния общества характерно сосуществование в нем различных и взаимодействующих друг с другом социально-экономических укладов и целостных формационных структур, наличие разнообразных противоречий, возникновение глобальных проблем, свидетельствующих о том, что мир становится все более взаимосвязанным.

Социология изучает общество на различных уровнях его организации, начиная с международных взаимодействий до малых групп, а также в различных пространственных и временных рамках. Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации). Предметом внимания социологов могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества, так называемые, малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими «связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания. Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Условием эффективного применения общих принципов научного подхода к обществу является их конкретизация, учитывающая особенности изучаемого социального объекта или процесса.

Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура - словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных - экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы - один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания - знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни» в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего, он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

2. Общество как социальная система

Система (от греч. система - целое, составленное из частей; соединение) в широком смысле - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Социальная система - совокупность основных социальных элементов общества, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют своеобразную социальную целостность и единство.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они могут существовать и проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Т. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная система представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

а) социальные индивиды;

б) социальные общности;

в) социальные институты;

г) социальные связи;

д) социальные отношения;

е) социальная культура.

Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде:

.Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды.

.Социальные учреждения, общественные институты, организации.

.Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей.

.Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п.

Функции социальной системы (по Т. Парсонсу):

.Адаптация.

.Интеграция.

.Целедостижение.

.Поддержание ценностного образа взаимодействий.

Главные сферы (подсистемы) общества:

.Экономическая

.Политическая

.Социальная (общество и его элементы)

.Духовная (культура, наука, образование, религия).

Экономическая сфера - это предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Это то, что позволяет обществу запустить имеющиеся в его распоряжении ресурсы в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества непосредственно участвуют 50-60% населения, называемого экономически активным. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход. Экономика современной России носит преимущественно сырьевой характер и ориентирована на экспорт большей части добываемой в стране нефти и газа, а также сырой древесины.

Политическая сфера - это центральные, региональные и местные органы власти, армия и другие силовые структуры, налоговая и таможенная службы, которые в совокупности составляют государство, а также внепарламентские политические партии. Основной вопрос политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть больших социальных групп и ее использование для реализации их интересов и потребностей. Духовная сфера включает в себя четыре подсистемы: культуру, науку, образование и религию. Это университеты и лаборатории, школы и библиотеки, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, телевидение и интернет, памятники культуры и истории. Наука призвана открывать новые знания в технической, естественнонаучной и гуманитарной областях. Образование призвано передавать полученные знания последующим поколениям. Культура призвана создавать художественные ценности, сохранять их и делать достижением народа.

Социальная сфера в широком смысле - это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения. Это системы здравоохранения и связи, культурно - фондовые учреждения, коммунальное и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, магазины, предприятия общественного питания. Социальная сфера, в узком смысле, включает в себя социально незащищенные слои населения (пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные и др.), а также органы и учреждения социальной защиты и социального обеспечения центрального и местного назначения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Успехи или провалы в одной сфере влияют на благополучие либо провалы в другой, особенно при игнорировании интересов большинства населения и ориентации на интересы кланов, группировок или отдельных слоев общества.

Каждая из сфер выполняет свою функцию и роль в обществе: экономика выполняет функцию добывания средств существования и является фундаментом (базисом) общества; политическая сфера играет роль управленческой надстройки; социальная и духовная сферы пронизывают всю пирамиду общества.

Марксистская социология выделяет в обществе базис и надстройку. Экономический базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Политическая надстройка включает в себя идеологию, культуру, искусство, образование, науку, религию, политику, семью и является духовной основой общества.

Социальные изменения в обществе начинаются с преобразования производительных сил и их влияния на изменение характер производственных отношений и приводит к смене одного общественного строя другим в результате классовой борьбы - движущей силы истории.

Современные отечественные социологи (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко) полагают, что ни одна из четырех сфер общества не выступает в качестве единственного базиса, детерминирующего другие сферы. Все среды оказывают друг на друга одинаковое значимое влияние и являются равнозначными.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

К основным элементам социальной системы общества можно отнести: классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной системы неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Таким образом, социальная система в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

3. Типология обществ

Современные ученые, занимающиеся изучением общества, учитывая многообразие обществ, применяют соответствующую классификацию их по определенным типам. Несколько типов общества, обладающих сходными признаками, составляют типологию. Обычно выделяют несколько типологий. По наличию или отсутствию письменности общества делят на дописьменные и письменные, в которых присутствуют различные виды письма (клинопись, берестяные грамоты, узелковые письма, различные виды алфавитов, компьютер и пр.) Дописьменные общества иногда называют донаучными, доиндустриальными. Исторические знания не фиксируются, есть только легенды, предания. У этих народов ограничен круг знаний, нет науки, культура развивается медленно, в стороне от прогресса. Часто причиной этого является изоляция в силу географического положения.

Сторонники второй типологии делят общества на простые и сложные. В простых нет разделения на богатых и бедных, нет начальников и подчиненных. Сложные общества имеют государственный аппарат, науку, технику существует социальное расслоение. Здесь уже появляются классы, неравенство закрепляется в соответствии с юридическими, экономическими и религиозными нормами. В сложных обществах уже присутствует государство. Дописьменные общества можно отнести к простым, письменные - к сложным.

Третья типология определяет характер общества по способу производства. По этому критерию делят на следующие типы:

общество охотников и собирателей;

общество земледельцев;

общество скотоводов;

индустриальное общество;

постиндустриальное общество.

По способу производства все общества подразделялись на следующие типы:

-общество первобытных охотников и собирателей (30-40тыс. лет);

-общество огородничества или садоводческое общество;

-общество скотоводов;

-земледельческие общества (8-10 тыс. лет);

-индустриальное общество (250 лет);

Марксистская формационная типология общества опирается на два критерия: способ производства и форма собственности. К. Маркс выделил четыре общественно - экономические формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. В будущем должна наступить коммунистическая формация, включающая в себя переходный период от капитализма к социализму, первую фазу - социализм и вторую фазу - собственно капитализм. Эти общественные экономические формации рассматривались К. Марксом как последовательные ступени общественно-исторического прогресса в процессе исторической эволюции народов мира.

Появление ведущей формации на каждом из этапов исторического пути отнюдь не означало, что данная ступень должна быть пройдена всеми народами. Сравнительная история стран Запада и Востока, Севера и Юга показывает, чем различные группы народов восходили от одной стадии к другой по различным историческим лестницам, а то и перескакивая через стадию. Достаточно сказать, что славянские и германские населения не знали рабства, за исключением его домашних форм, а народы национальных окраин России после октябрьской революция с помощью русского народа перешли от феодализма, к социализму минуя капитализм.

Цивилизационная типология во многом противостоит формационной. В отличие от формации цивилизация понимается как конкретное, живое, социальное тело, наделенное культурным своеобразием и пришедшим на смену варварству. Цивилизации могут быть как национальными (китайская, русская, индийская), так и региональными (западноевропейская, арабская и др.). Наиболее мощные цивилизации складываются на протяжении многих столетий и даже тысячелетий, вбирая в себя опыт и достижения многих десятков поколений.

Современная типология общества основаны на выделении в качестве критериев (уровней) развития промышленности, науки, техники и т. д.:

-Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл).

-Предмодернистское, модернистское и постмодернистское общество (С. Круг и С. Леш).

-«Первая», «вторая», «третья» волна цивилизаций (А. Тоффлер).

-Информационное общество (И. Масуда) или технотронное общество

(З. Бжезинский), которое рассматривается как ступени исторического развития общества, сменяющие индустриальное общество.

Наиболее распространенной из них является теория постиндустриального общества. Термин «постиндустриальное общество» введен в научный оборот в середине 20 века А. Тоффлером и Д. Беллом. В постиндустриальных обществах они выделяют резкое возрастание роли знания и информации, появление «интеллектуальных технологий», смещение производства в сферу обслуживания, торговлю, финансы, медицину, науку, образование. В этом обществе увеличивается число людей интеллектуального труда, происходят сдвиги в системе социокультурных ценностей населения, усиливаются ориентации на постматериальные ценности, связанные с проблемами экологии, повышением качества жизни.

Некоторые исследователи подразделяют общества по политическому критерию, разделяя их, таким образом, на тоталитарные, авторитарные и демократические. Выбор классификации во многом определяется тем, в каком ракурсе и с какой стороны конкретно изучается общество как сложное структурное образование.

В подтверждение тезиса о неравномерности социально-экономического развития государств в наше время можно привести несколько примеров с различными типами общества. Доиндустриальный тип общества характерен для многих государств Африки, Латинской Америки, Южной Азии. Основное население занято в земледелии, рыболовстве, скотоводстве, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. Индустриальный тип общества охватывает государства, расположенные в Северной Америке, Европе, на территории бывшего ССР. Основная масса людей занята в производстве товаров массового потребления, которое осуществляется на базе широкого применения техники. Постиндустриальный тип общества представляет США, Канада, Западная Европа. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль знания и информации. Имея необходимое образование, доступ к новейшей информации, индивид получает реальные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания человека и общества. В 60-х годах ХХ века концепции постиндустриального общества подвергаются острой критике за идеализацию современного капиталистического общества.

С 70-х годов по настоящее время на смену индустриальному обществу в самых развитых странах приходит постиндустриальное общество. В нем уже преобладает информатика и сфера обслуживания, в которой трудится большинство занятого населения. Однако постиндустриальное общество наблюдается только в развитых передовых странах: США, Япония, Германия, Франция, Канада, Великобритания, Южная Корея и др. Уверенно к нему движется социалистический Китай. Большинству стран мира, в том числе и России еще только предстоит приблизиться к ним. А это будет зависеть от характера, содержания и темпов социально-экономических преобразований, восстановления разрушенной реформами экономики и модернизационного прорыва.

При переходе к постиндустриальному обществу товаропроизводственная экономика уступает место обслуживающей. Происходят изменения и в социальной структуре: классовое движение уступает место профессиональному. Решающим становится уровень образования и знаний, а не собственность.

Американские социологи Г. Кан и Д. Белл в начале 70-х годов предложили еще одну типологию общества, которую развил впоследствии в отечественной науке академик В. Л. Иноземцев: на смену современной цивилизации приходит постэкономическое общество, представляющее собой более масштабное явление, чем «индустриальное общество». В доэкономическом обществе не было рынка, частной собственности и эксплуатации наемного труда. В экономическом обществе они стали главными факторами развития, а в постэкономическом должны постепенно отмереть. Важнейшей чертой длительного переход к постэкономическому обществу станет преодоление труда как утилитарной активности и замена и замена его творческой деятельностью, не мотивированный напрямую чисто материальными факторами.

Таковы основные подходы к типологии обществ в современной социологической науке.

общество тип социальный

Заключение

Вся история социологической мысли - это история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни. Это история теоретических подъемов и спадов. На различных ее этапах «теоретический оптимизм» сменялся «теоретическим пессимизмом», граничащим с отказом от возможности разработки общей теории общества вообще. Указанная история сопровождалась выработкой различных концептуальных подходов к категории «общество». Понятие «общество» в широком смысле охватывает способы взаимосвязи людей и формы их объединения. Общество и природа взаимосвязаны. Общество - динамическая система. Ее основными подсистемами являются сферы общественной жизни - экономическая, политическая, социальная, духовная.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. Общество как социальная система представляет собой совокупность основных социальных элементов, образующих определенную целостность и единство. В современной социологической науке существуют различные подходы к типологии общества и классификации социальных общностей и социальных групп.

С писок использованной литературы

1.Зосименко, И. А. Социология в схемах / И. А. Зосименко, В. А. Чернов. - Ульяновск: УлГТУ, 2010.

.Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. - М., 2009

.Луман Н. Л Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство «Логос». 2004.

.Симонова, О. А. История социологии ХХ века: учебное пособие / О. А. Симонова. - М.: Логос, 2008.

.Система социологического знания: учеб. Пособие / Сост. Г.В. Щекин. - 4-е изд. - К.: МАУП. - 2006.

.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2008

.Социология / Под ред. Елсукова А.Н. - Мн., 2008.

.Социология. В двух частях. Часть 1: учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений / О. В. Шиняева, И. Г. Гоношилина, И. А. Зосименко и др. - Ульяновск: УлГТУ, 2011.

.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2009.

Основные понятия
Общество, страны, государства, социальная система, социальное взаимодействие, социальные связи, социальные отношения, социальные общности и группы, социальные институты, социальная деятельность, социальная структура, структурные элементы системы общество.

Цель информации
Дать основные взгляды на общество, господствующие в социальных науках и выявить специфику социологического подхода к обществу, раскрыть сущность общества как сложной социальной системы взаимосвязей, взаимодействий и отношений между людьми.

Рекомендации
При анализе многообразия определений общества следует опираться на понятие социальная система и представление зарубежных и отечественных социологов об обществе как социальной структуре, в которой функционально реализуются все стороны жизнедеятельности людей. Общество выступает как наиболее общая система социальной жизни, обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, быте. Рассмотрите соотношение понятий "система", "социальная система", "структура и функции социального". Для сравнения полезно рассмотреть теории систем в трудах Л. Берталанфи и Т. Парсонса. Далее необходимо выяснить, что в социологии определяется в качестве базовой структурной единицы социальной системы общественные индивиды, социальные отношения, социальная деятельность, социальная общность. Сформулируйте основные системные признаки и основания общества на основе обобщений Э. Шилса.

1. Понятие общества в социологии. Каковы его базисные
структурные элементы?
Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе - существо общественное и общество неизбежно и естественно для него. Как отмечал П.А. Сорокин, " для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления ". " Что такое общество, какова бы ни была его форма? "- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: " Продукт взаимодействия людей ".
Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.
В социологии понятие общество трактуется неоднозначно. В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле - как социальную организацию нации, народности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество - это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество - это объединение людей связью взаимодействия.
По мнению Шилса общество - это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.
Из этих определений следует, что общество - это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество - это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности. Каждый из них находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе.
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.
Базисными элементами общества выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.
Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, либо в форме социального взаимодействия - как системы взаимообусловленных социальных действий.
Социальное взаимодействие- это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения - это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами.
Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.
Человеческое действие приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого деятеля.
Субъекты вступают во взаимодействие т.к. зависят друг от друга. Социальная связь это зависимость, реализованная через социальное действие.
Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество - это не просто сумма индивидов и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество - системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. Следовательно общество - это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.
Хотя в повседневной жизни понятие " общество" используется достаточно широко и многозначно - от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до всероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, характеризующееся: а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества; б) целостностью и устойчивостью, тем, что П.А. Сорокин называл " коллективным единством или коллективом ", отличающим сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого; в) самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счёт иммиграции или удовлетворение потребностей путём импорта и т.д.; г) таким уровнем развития культуры, который находит своё выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
С учётом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: общество - совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
В более узком смысле слова, когда, например, речь идёт о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как "объединение" людей, имеющее определённые географические границы, общую законодательную систему и определённую национальную (социально-культурную) идентичность".
При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать.
"Страна" - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику частей нашей планеты, определённой границами независимого государства. " Государство "- понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. "Общество" - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел её в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как "коллективном сознании", противостоящем природному эгоизму; М. Вебер -в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон- в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э Шилз - в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

2. Общество как социальная система
Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
Итак, мы выделим некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества: целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством); устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение); открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей); пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.
По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли); б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.
Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Проблема типизации обществ
Завершая самую общую характеристику общества и его строения, необходимо специально, хотя и кратко остановиться на проблеме типов общества, то или иное решение которой позволяет классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Тем самым выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.
Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу). Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Немецкий социолог Ф. Теннис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ - допромышленного, традиционного (Гемайншафт - сельская, крестьянская община) и современного, промышленно - городского (Гезельшафт).
Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном понимании- отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения).
Этим, конечно, не исчерпывается многообразие классификации обществ.

Подведём итоги
Общество - социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.
Целостность - системообразующее качество общества. Она - в общественном производстве: создании жизненных благ, идей, производстве самого человека.
Социальная система - целостность, функционирующая в форме социальных общностей и организаций; её основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; её специфические черты: размытые и меняющиеся параметры управляемости, локализованная во времени и пространстве граница меры познания и контроля за функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.

Вопросы для самоконтроля
1. Что общего в определении понятия "общество" содержится в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Ф. Тенниса, Т. Парсонса?
2. Что такое общество? Каковы его признаки?
3. Дайте определение категории "социальная система.
4. В чём сущность общества как социальной системы?
5. Какие основные структурные элементы входят в общественную систему?
6. Приведите одно из современных определений общества.
7. Какие типологии общества существуют в социологической литературе?

Литература
1. Бендикс Р. Современное общество. (Американская социология).М.,1972.
2. Витаньи И. Общество. Культура. Социология. М., 1984.
3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,1996.
5. Фролов С.С. Социология. М.,1994.
6. Кравченко А.И. Социология. Задачник. М., 1997
7. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М., 1996
8. Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию. М., 1999.
9. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. Thesis? 1993, вып.2.

Введение

1. Понятие общества

2. Признаки общества

3. Типология обществ

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

общество государство цивилизационный формационный


1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:

Определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия – название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация – наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.

Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.

Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.

Политическая сфера включает президента и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и наблюдение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего открываются школы и университеты, разрабатываются новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значении – социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечения населения.

Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводу того, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э. Шилз выделяет следующие:

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7. У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру».

Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. 2. Общество как система Согласно общей теории систем, все во Вселенной организовано в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов, которые являются...

И действовать по отношению к ним определенным образом. Выделял порядка 20 основных инстинктов: воспроизводства, любопытства, драчливости или враждебности. Вопросы по истории социологии 1. Зарождение и становление социологии как науки. 2. Классификация наук Огюста Конта. 3. Идеальные типы социологии Макса Вебера. 4. Социальная статика и социальная...

2. Признаки общества

3. Типология обществ

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид это элементарная единица общества.

Общество это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются интересы, потребности, мотивы, установки, ценности и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

общество государство цивилизационный формационный

1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:

Определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.

Современное понимание общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие гражданское общество. В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли обществом. Таким образом, понятие общество ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.

Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия страна, государство, общество.

Страна часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности в

Loading...Loading...