Определение отклоняющегося девиантного поведения его виды. Девиантное поведение: примеры и признаки отклонений

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые.

Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в своем деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль проведения досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них нравственных установок и ценностей.

О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов.

Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости - к уголовному наказанию.

Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.

Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями - тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

Рост проституции ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой номер 1. В настоящее время в России созданы специализированные подразделения, которые ведут контроль проституции и порнографии в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются. Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимающихся проституцией, развеять миф об их «красивой жизни», ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию.

Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями. На втором - трудности со школой, на третьем - проблема взаимоотношений с друзьями. Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям. Уровень суицидальных попыток в 10 раз выше уровня завершенных самоубийств. Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга.

2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора.

3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.

Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности. Обнаружение у себя подростком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств. Количество самоубийств в 5-7 раз выше среди несовершеннолетних гомосексуалистов, чем среди гетеросексуальных лиц. Часто дети и подростки втянуты в гомосексуальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что карается законом. Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных людей, не умеющих наладить отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Выделяются следующие социальные формы насилия: физическое, включая телесное повреждение; эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации; сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

В роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психически больные. Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Оградить пострадавшего от излишнего любопытства. Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по содержанию и преодолению проявления агрессии и насилия. Создаются кризисные центры, телефонное и очное консультирование пострадавших от насилия, работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

Итак, назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество.

Г. В. Апинян

О ПОНЯТИЯХ «ДЕВИАЦИЯ», «ДЕВИАНТНОСТЬ», «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Работа представлена кафедрой философии РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. А. Грякалов

Понятие «девиация» следует рассматривать как категорию, т. е. наиболее общее понятие, фиксирующее собственно феномен, а термином «девиант-ность» обозначать состояние субъекта девиации, термином «девиантное поведение» - поведенческое проявление. Девиация имеет множество типов и форм: от коллективной до индивидуальной, от сакральных и сакрализованных до игровых.

Ключевые слова: девиация, девиантность, девиантное поведение, экс-трим.

NOTIONS OF "DEVIATION", "DEVIANCE", "DEVIANT BEHAVIOUR"

The notion of "deviation" should be viewed as a category, i. e. the most general notion fixing the phenomenon itself. The term "deviance" denotes the state of a subject of deviation; the term "deviant behaviour" means behavioural manifestation. Deviation has many types and forms: from collective to individual one, from sacred and sacralised to game ones.

Key words: deviation, deviance, deviant behaviour, extreme.

Проблема девиации (отклоняющегося поведение) является одной из центральных в современной психологии, социологии, подростковой педагогике, политологии и т. д. Девиация имеет множество форм и типов. Коллективная, сакральная по своей сути, или являющаяся игровым реликтом таковой: культово-обрядовые действа, традиционные праздники, карнавал, государственные и «народные» праздники.

Девиантное поведение в экстремальных условиях: от погрома, бунта и революции до витальных ситуаций при землетрясении или террористическом акте. Данный тип девиации имеет свои внутренние этапы и формы проявлений.

Девиация коллективного типа связана непосредственно с девиантной ситуацией. В зависимости от преобладающей референции феномен приобретает характер управления (включая магическое) или деструктивной

реакции. Одним из вариантов девиантного поведения являются молодежные движения: от «студенческой революции 68-г.» до современных «экстремалов».

Особую форму девиации представляют собой девиантные сообщества: институиро-ванные (пиратское «братство», мафиозные кланы и пр.) и иерархически структурированные (хулиганские сообщества, криминальная группа, «банда»).

Индивидуальная девиантность может иметь сакральный характер, ее носители -шаман, юродивый, святой. Имеет светский вариант: денди, философ, человек художественной или социальной богемы, нищий или «клошар».

Среди типов и форм девиации выделяется личность творческого (художественно, научного) андеграунда - противопоставляющая себя обществу и традициям, вступающая с ними в конфликт. Девиантность и

деструктивность являются существенными чертами психологемы андеграунда (богемы).

В исследовательской литературе употребляется ряд понятий, характеризующих рассматриваемый нами феномен девиации. Полагаем необходимым «развести» эти понятия.

На наш взгляд, понятие «девиация» следует рассматривать как категорию, т. е. наиболее общее понятие, фиксирующее собственно феномен.

Термином «девиантность» обозначать состояние субъекта девиации, а термином «девиантное поведение» - поведенческое проявление.

Категориальный характер термина «девиация» подтверждает тот факт, что он имеет расширяющийся характер, включает в предмет обозначения самые разнообразные феномены, характеристика которых в данном аспекте также носит контекстуальный и конкретный характер. Например, как формы девиации можно рассматривать современные молодежные движения и субкультуры, хотя эти феномены имеют специфическую природу и функционирование в социуме . Еще одним примером выступает художественный андеграунд и поведение творческих личностей.

Неопределенность понятийного аппарата, наблюдаемая в девиантологии, связана с тем, что девиантология является относительно молодой наукой, понятийный аппарат которой находится в развитии.

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. ёеу1айо - отклонение), поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, а также «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в данном обществе, среде, группе.

Выработку более или менее устойчивых и однотипных определений девиантного поведения затрудняет множественность и неоднозначность его проявлений, а также зависимость

оценки поведения как «нормального» или же «отклоняющегося» от ценностей, норм, ожиданий (экспектаций) общества, группы, субкультуры; изменчивость оценок со временем, конфликт оценок различных групп, в которые входят люди, наконец, субъективные представления исследователей (девиантологов).

Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни социологи в качестве точки отсчета («нормы») используют ожидания (экспек-тации) соответствующего поведения, а другие - эталоны, образцы поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды .

Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

Исходя из самых общих представлений, можно дать следующее определение: девиантное поведение (deviant behavior) - это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям.

При этом под «официально установленными» понимаются формальные, правовые нормы, а под фактически сложившимися -нормы морали, обычаи, традиции.

В девиантологических исследованиях первоначально оговаривалось (или понималось из контекста), в каком смысле употребляется выражение «девиантное поведение» -как характеристика индивидуального поведенческого акта или же как социальный феномен. Позднее для обозначения последнего стали применять термины «девиация» («отклонение»), «девиантность» или же «социальная девиация» («социальное отклонение»). В качестве сложного социального явления девиации определяются как «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях» .

В английском языке, на котором написано большинство мировой девиантологиче-ской литературы, для характеристики соответствующего социального явления, свойства общества порождать «отклонения» обычно употребляется слово deviance - девиантность («отклоняемость» - неудобная для русского языка грамматическая форма).

Более других распространены следующие определения девиантности (deviance): отличие от норм или от приемлемых (допустимых, принимаемых) стандартов общества; некоторое поведение или физическое проявление, социально вызывающее и осуждаемое, поскольку отклоняется or норм и ожиданий группы.

Современная «Энциклопедия криминологии и девиантного поведения» (2001) различает три основных подхода в определении девиантности: девиантность как поведение, нарушающее нормы (R. Akers, М. Clinard, R. Meier, A. Liska, A. Thio); девиантность как «реагирующая конструкция» (D. Black, Н. Becker, К. Erickson, Е. Goode); девиантность как нарушение прав человека (Н. Schwendinger, J. Schwendinger).

По мнению криминологов (Н. Hess, S. Scheerer), преступность (вид девиации, но сказанное можно применить и к другим ее формам) - не онтологическое явление, а мыслительная конструкция, имеющая исторический и изменчивый характер.

Преступность почти полностью конструируется контролирующими институтами, которые устанавливают нормы и приписывают поступкам определенные значения. Преступность - социальный и языковый конструкт.

Общественная или государственная оценка проявлений девиантности, само отнесение определенных форм деятельности к девиант-ным - результат сознательной работы властных, идеологических институтов, формирующих общественное сознание. Огромная роль в такой «конструкторской» деятельности принадлежит политическому режиму.

При определении девиации чаще всего используются сопряженные понятия «пата-логия» и «норма».

Термин «патология» («социальная патология»), как нам кажется, неудачен. Слово «патология» происходит от греческих «страдание» и «слово, учение» и в буквальном смысле означает науку о болезненных процессах в организме живых существ (человека и животного). В переносном, этимологически неточном смысле, патология - это болезненные нарушения строения, функционирования или развития каких-либо органов или проявлений живых организмов (патология сердца, патология желудка, патология умственного развития). Перенос медицинского (анатомического, физиологического) термина в социальную сферу двусмыслен и несет «биологическую» нагрузку, «биологизирует» социальную и культурную проблему. Кроме того, даже в медицине, откуда пришел этот термин, понятия нормы и патологии дискуссионны. И. П. Павлов, И. В. Давыдовский рассматривали болезнь как вариант нормы, а так называемые патологические процессы и болезни - как особенности приспособительных процессов.

Наконец, девиации могут быть полезны, прогрессивны, тогда как термин «патология» воспринимается как нечто отрицательное, нежелательное.

Исходным для понимания отклонений является понятие нормы. В теории организации сложилось наиболее общее - для естественных и общественных наук - понимание нормы как пределов, меры допустимого. Это такие характеристики, «границы» свойств, параметров системы, при которых она сохраняется (не разрушается) и может развиваться. Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечиваются сохранность и развитие системы. Это - естественная, адаптивная норма, отражающая закономерности существования системы. Так, биологическая система существует при определенных «нормативах» температуры тела (для человека от +36 до +37 °С), артериального давления (для человека 120/80 мм ртутного столба), водного баланса и т. п.

Социальная и культурная нормы выражают исторически сложившиеся в конкрет-

ном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, социальных групп, социальных организаций.

В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов социальные и культурные нормы складываются (конструируются) как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Поэтому данные нормы могут либо соответствовать законам общественного развития (и тогда они являются «естественными»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (идеологизированного, политизированного, мифологизированного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама «норма», «нормальны» же (адаптивны) отклонения от нее.

Следует отметить, что существует немало классификаций социальных норм по разным основаниям. Так одну из возможных классификаций предлагает и обосновывает Т. Шипунова .

Те или иные виды, формы, образцы поведения «нормальны» или «девиантны» только с точки зрения сложившихся (установленных) социальных норм в данном обществе в данное время («здесь и сейчас»). Что считать отклонением, зависит от времени и места. Поведение, «нормальное» при одном наборе культурных установок, будет расценено как «отклоняющееся» при другом.

И наконец, организация и дезорганизация, «норма» и «аномалия» (отклонение), энтропия (мера хаотичности, неупорядоченности) и не-гэнтропия (мера организованности, упорядочения) дополнительны (в понимании Н. Бора). Их сосуществование неизбежно, они неразрывно связаны между собой, и только совместное их изучение способно объяснить исследуемые процессы. «Порядок и беспорядок сосуществуют как два аспекта одного целого и дают нам различное видение мира» .

Именно отклонения как всеобщая форма изменений обеспечивают «подвижное равновесие» (А. ле Шателье) или «устойчи-

вое неравновесие» (Э. Бауэр) системы, ее сохранение, устойчивость через изменения. Другое дело, что само изменение может быть эволюционно (способствовать развитию, совершенствованию, повышению степени организованности, адаптивности) и инволюционно. Но поскольку все сущее конечно (смертно), постольку и инволюционные, энтропийные процессы закономерны и, увы, неизбежны. В этом смысле девиация есть прорыв тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную форму.

Проблема функций девиантности, допустимости и границ употребления термина служит предметом научного обсуждения. Так, А. М. Яковлев определяет функции организованной экономической преступности как стремление обеспечить незаконным путем объективную потребность, не удовлетворяемую в должной мере нормальными социальными институтами . Не случайно обсуждение этих тем в России пришлось на до- и «перестроечное» время, в условиях деструкции общественно-экономической системы, активизации девиантных форм в экономической и социальной жизни. Преступные связи и отношения, элементы экономической преступности возникают там и постольку, где и поскольку объективная потребность в организации и координации экономической деятельности не получает адекватного отражения в организационной и нормативной структуре экономики как социального института.

Функциональность «теневой экономики», включая нелегальное предпринимательство и коррупционные связи, подробно исследуется в работах И. Клямкина, Л. Тимофеева, Т. Шанина и др. Анализу функции взятки, коррупции посвящены труды В. Рейсмена, Л. Тимофеева .

С приходом «гласности», снятием табу на исследование отрицательных сторон российской действительности стал возможен анализ девиационных фактов, в частности имеющих место в армии. В 2001 г. вышла книга А. Г. Тюрикова «Военная девиантоло-гия: теория, методология, библиография», а в октябре 2003 г. в Тюмени состоялась научная

конференция на тему «Девиантология в России: история и современность».

В книге S. Palmer и J. Humphery приводится перечень латентных функций девиант-ного поведения: интеграция группы; влияние на формирование морального кодекса (правил) общества; «отдушина» для агрессивных тенденций; «бегство» или безопасный «клапан»; предупредительный сигнал о неизбежных социальных изменениях; действенное средство социальных изменений; средство достижения и роста (упрочения) самоидентификации; а

также иные функции. Функциональность организованной преступности была рассмотрена в книге «Криминология» (СПб., 2002).

В заключение выдвинем предположение. Категория «девиация» применима не только к социальным и культурным явлениям, но и может быть рассмотрена в антропологическом и биологическом ракурсе, как обозначение феномена вне конформистского существования и поведения с результатами и последствиями. Девиация является формой появления витальности человека и обществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965.

2. Клямкин И, Тимофеев Л. Теневой образ жизни: социологический автопортрет постсоветского общества. М., 2000; Неформальная экономика. Россия и мир / под ред. Т. Шанина. М., 1999; Рейсмен В. М. Скрытая ложь: взятки: «крестовые походы» и реформы. М., 1988; Тимофеев Л. Институциональная коррупция: очерки истории. М., 2000.

3. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В. В. Костюшева. СПб.,

4. Пригожим И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-52.

5. Шипунова Т. В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003. С. 20-35.

6. Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М., 1988.

7. McCaghy Ch, Carpon Т. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Third edition. Macmillan College Publishing Company, Inc., 1994; McCaghy Ch, Carpon Т, Jamicson J. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Fifth Edition. Allyn and Bacon, 2000.

1. Koen A. Issledovaniye problem sotsial"noy dezorganizatsii i otklonyayushchegosya po-vedeniya // Sotsiologiya segodnya. M., 1965.

2. Klyamkin I., Timofeyev L. Tenevoy obraz zhizni: sotsiologicheskiy avtoportret postsovetskogo ob-shchestva. M., 2000; Neformal"naya ekonomika. Rossiya i mir / pod red. T. Shanina. M., 1999; Reysmen V. M. Skrytaya lozh": vzyatki: «krestovye pokhody» i reformy. M., 1988; Timofeyev L. Institutsional"naya korruptsiya: ocherki istorii. M., 2000.

3. Molodezhnye dvizheniya i subkul"tury Sankt-Peterburga / pod red. V. V. Kostyusheva. SPb., 1999.

4. Prigozhim I. Filosofiya nestabil"nosti // Voprosy filosofii. 1991. N 6. S. 46-52.

5. Shipunova T. V. Vvedeniye v sinteticheskuyu teoriyu prestupnosti i deviantnosti. SPb., 2003. S. 20-35.

6. Yakovlev A. M. Sotsiologiya ekonomicheskoy prestupnosti. M., 1988.

7. McCaghy Ch., Carpon T. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Third edition. Macmillan College Publishing Company, Inc., 1994; McCaghy Ch., Carpon T., Jamicson J. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Fifth Edition. Allyn and Bacon, 2000.

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение - это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман - это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры - это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников - это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения "Преступление и наказание" Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе "Горе от ума" Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе "Анна Каренина" Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В "Педагогической поэме" Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения "Гобсек" Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения - это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, - это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно - детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых - вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в "плохие" компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация - это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

Для создания гармоничного и культурного общества были придуманы правила и законы. Они регулируют взаимоотношения между людьми, которые должны следить за своим поведением, чтобы не получить наказания или порицания. Однако нередкими формами поведения являются девиации. Часто различные типы и виды девиантного поведения проявляют подростки. Причины здесь рассматриваются различные, как и теории.

Следует понимать, что в каждой культурной среде данное поведение является разным. Так, в кругу деловых людей следует соблюдать деловой этикет, однако при попадании домой человек может отыгрывать другие поведенческие роли.

Следует понимать, что в каждом государстве есть свои правила и этикет поведения. В одной культурной среде может быть принято целовать в щеку партнера при встрече с ним, а в другой – запрещаться. В одной среде может быть принято выбрасывать вещи из окон, в другой – запрещаться.

Девиация – это выходящее за рамки принятых норм поведение. Иногда это может быть продиктовано детской незрелостью, в других случаях – попаданием в среду с другими поведенческими нормами, в третьих – желанием протестовать против общественных порядков. Каждый случай уникален, поэтому не следует судить однозначно и категорично.

Что такое девиация?

Когда люди не могут наладить отношения между собой, нередко речь может идти о девиантном поведении партнеров. Что такое девиация? Это поведение, выходящее за рамки общепринятых норм. В стране установлены определенные традиции, правила, законы и этикет, который регулирует взаимоотношения между людьми. Любые нарушения, дестабилизирующие гармоничное взаимоотношение, являются девиантными.

Яркими примерами являются такие действия:

  • Совершение преступления.
  • Беспорядочные сексуальные связи за денежное вознаграждение.

Данные действия могут наказываться правоохранительными органами. Однако существует множество видов других девиаций, которые совершаются людьми, но не наказываются, а лишь порицаются, критикуются, не принимаются. Ими могут быть:

  1. Выражение оскорбления.
  2. Жестокое поведение.
  3. Драки.
  4. Переворачивание мусорных ведер.
  5. Разбрасывание мусора по дороге.
  6. Громкий смех в общественном месте и пр.

Девиантное поведение часто наблюдается у подростков. Вспомним известное выражение – «трудный подросток». Оно включает в себя поведение юношей и девушек, которые совершают поступки, противоречащие нормам морали и этики. Например, играют на гитаре по ночам, разрисовывают стены граффити, грубят взрослым и т. д.

Нередко родители называют подростков трудными тогда, когда не могут их подчинить своей воле. К примеру, ребенок хочет носить черные с дырками джинсы, а родители покупают брюки. Кажется, что подросток ведет себя девиантно, поскольку разрушается внутрисемейное понимание. На самом деле речь в таком случае может идти всего лишь о желании ребенка отстоять свое мнение. Он может иметь отличное мнение от родительского. Почему это называется девиацией? На самом деле ничего девиантного психологи в этом не отмечают.

Нормы поведения устанавливаются обществом с целью создания такой среды, где каждый сможет чувствовать себя спокойно и налажено. Когда данные порядки нарушаются, общество это различными способами порицает. Преступные действия жестоко наказываются.

Виды девиации

Девиантное поведение может различными способами классифицировать. Клейберг выделил такие виды девиации:

  1. Негативная (наркомания). Данное поведение однозначно у всех вызывает негативную реакцию.
  2. Позитивная (самопожертвование). Данное поведение хоть и выходит за рамки общепринятого, считается странным и непонятным, однако социум не видит никакого вреда в поступках человека, поэтому и не выражает негатива.
  3. Социально нейтральная (попрошайничество).

Е. Змановская дала свою классификацию видов девиации, основываясь на последствиях поведения и нарушаемых нормах. Она выделила такие виды девиации:

  1. Антисоциальное поведение, которое угрожает социальному порядку и благополучию гражданам.
  2. Асоциальное поведение, которое угрожает лишь благополучному установлению межличностных взаимоотношений, поскольку нарушает нравственные и этические нормы.
  3. Аутодеструктивное поведение, которое вредит самому человеку. Сюда относят суицидальные наклонности и различные зависимости.

Надежда Майсак дает свою классификацию видов девиации, основываясь на трех показателях: направленности, характере проявления и уровне социального одобрения:

  • По направленности и характеру проявления:
  1. Конструктивная – различные виды творческого проявления.
  2. Аутодеструктивная, которая в свою очередь делится на суицидальную и аддиктивную (зависимости).
  3. Внешнедеструктивная, которая делится на коммуникативную и противоправную.
  • По уровню социального одобрения:
  1. Социально одобряемая и просоциальная (адаптированная к общественным нормам).
  2. Социально нейтральная, которая не вызывает никаких эмоций либо пока не имеет четких критериев оценивания.
  3. Социально неодобряемая, когда поступки однозначно не одобряются общество либо даже наказываются.

Формы девиации

С целью понимания того, какое поведение является антисоциальным, следует выделить конкретные формы девиации:

  • Проституция.
  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Алкоголизм.
  • Суицидальное поведение.

Сайт психологической помощи сайт отмечает, что проявление негативных и положительных форм девиации является нормальным. Пока существуют кем-то придуманные нормы, будут возникать различные формы, противоречащие им. Это скорее связано не с желанием протеста, а с потребностью свободно проявлять себя, особенно если только девиантным поведением можно достичь поставленной цели.

В культурных странах существует множество форм девиации, поскольку существует множество норм, правил и законов того, как следует себя вести правильно. А человек не может ограничивать себя, особенно если этому способствуют какие-то факторы. Ярким примером может стать нестабильное положение в стране, когда человек является неудовлетворенным собственной жизнью. В таком случае неизбежны различные девиантные проявления, которые направлены на устранение негативного отношения и ощущений.

Пожалуй, пока не существует такой целостной системы, которая бы полностью исключала девиантное поведение. Пока что люди способны только наказывать антисоциальное поведение. Однако данная мера не помогает полностью исключить девиации.

Профилактикой может стать устранение тех причин, которые приводят к девиантному поведению. Она должна происходить на всех уровнях, а не только в конкретной группе лиц. Это потребует полной перестройки всего общества со всеми мерами его воспитания и программирования.

Причины девиации

Выделить конкретные причины девиации становится невозможным, поскольку существует множество факторов, которые могут подтолкнуть человека к отказу от соблюдения общепринятых правил и переходу к девиантному поведению. Существуют примеры того, как люди росли в благополучных семьях, однако на каком-то этапе отказывались от нравственно-моральных норм и становились преступниками.

Что толкает благополучного человека на совершение разрушительных поступков?

  • Неустроенность жизни.
  • Недовольство собой.
  • Отсутствие желаемых целей.
  • Понимание, что жизнь идет в неправильном направлении. И многое другое.

Довольно часто человек вынужден сначала усваивать общественные нормы, при этом его никто не спрашивает о том, а подходят и нравятся они ему. На каком-то этапе человек может воспротивиться тому, что ему насаждается извне, а не стало следствием его собственных суждений и желаний. В таком случае он может отойти от норм, позволив себе совершать поступки, которые наиболее ему приятны.

Зачастую специалисты выделяют две основные причины девиантного поведения:

  1. Особенности анатомического строения, особенно нервной системы. В данном случае человек уже рождается предрасположенным к определенному поведению.
  2. Особенности строения и формирования психики.

Частыми являются причины, исходящие из взаимоотношений внутри семьи, где рос и воспитывался человек. Девиантное поведение чаще всего наблюдается за теми подростками, детьми и взрослыми людьми, которые росли в неблагополучных семьях, где постоянно происходили конфликты, ссоры, непонимание, ущемление чьих-то прав и пр.

Однако индивид воспитывается не только семьей, но и социумом. А в нем существует множество норм, правил и порядков, которые нередко противоречат друг другу. Когда нет четкого устоя, возникает «аномия общества», то есть отрешенность человека и непринадлежность его к определенной группе. Это заставляет его действовать так, как он считает нужным, а не так, как это принято обществом.

Также следует учитывать тот факт, что в обществе существуют социальные слои, к которым человек может не принадлежать. Недовольство этим также может провоцировать негативное поведение.

Теории девиации

Существуют три основные теории девиации:

  1. Концепция физических типов, чье поведение зависит от физиологических особенностей. Таким образом, поведение человека объяснялось его физическими предрасположенностями, которые формировались с самого детства. Делались в свое время попытки найти конкретные черты внешности, которые бы заранее могли говорить о том, на что способен человек. Однако данная теория не имела успеха из-за наличия противоречащих данных: люди вне зависимости от внешности совершали девиантные поступки того или иного характера.
  1. , который и заставляет человека вести себя асоциально. Внутри каждого человека существует множество личностей, желаний и норм, которые могут противоречить друг другу. В тот момент, когда какая-то сторона выигрывает, человек придерживается того или иного поведения.
  1. Концепция неуспешной социализации индивида в обществе. В данном случае речь идет о том, что если человек не придерживается конформизма (полного подчинения общественным устоям), тогда он ищет другие способы приспособления. Некоторые из них могут быть асоциальными. Они во многом диктуются его желаниями, возможностями и умениями, которыми человек обладает.

Типы девиации

К типам девиации следует отнести следующие:

  • Первичные и вторичные.
  • Психические и культурные аномалии.
  • Культурно одобряемые (положительная девиация) и культурно порицаемые проявления.
  • Индивидуальные и групповые.
  • Делинквентное (устойчивое поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее ответственность), девиантное (поведение, разрушающее взаимоотношения между людьми) и криминальное (поведение противоправного характера, которое наказывается законом).

Причиной девиации может стать отсутствие реальных возможностей достичь желаемой цели. Человек может стремиться к тому, чего хотят все люди (к любви, богатству, счастью и здоровью). Однако он может видеть, что общество устроено так, что оно не позволяет ему достичь всего этого. В таком случае пробуются девиантные формы поведения.

Если какое-то поведение позволило человеку достичь желаемого, тогда он еще раз его повторит. Если «одобряемые» поступки не помогают, а «неодобряемые» позволяют достичь цели, тогда вторые превращаются в привычку.

Итог

Люди привыкли однозначно плохо относиться к девиантному поведению. Однако поступки все разные, даже если они считаются плохими. Многое зависит от того, в каких условиях они совершаются и каких итогов позволяют достичь. К примеру, человек будет вынужден применить физическую силу, если на него нападают другие люди и угрожают смертью. Хотя применение физической силы в отношении других лиц считается неправильным.

Девиантное поведение нередко позволяет обществу развиваться. Великие ученые не совершили бы своих открытий, если бы не расширили свой кругозор, который давало им общество. Творчество также является формой девиантного поведения, например, рок-группы, играющие в гаражах, носящие кожаные вещи и отпускающие длинные волосы.

Девиантное поведение влияет на продолжительность жизни лишь в том случае, если человек совершает преступные действия, связанные с насилием, физической силой и прочими противоправными действиями. Также девиантными становятся некоторые зависимости и склонность к самоубийству. Прочие виды девиации являются лишь морально-нравственными и не угрожающими человеку.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.

Loading...Loading...