Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи – представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.
Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.
Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами чистого искусства. Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди.
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гпяди!
Сестра твоя родная!»
Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а е образе страдающей крестьянской женщины подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.
Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении «Поэт и гражданин», ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта – гражданина, общественного деятеля:
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно –
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…
Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.
Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.
Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений – «Размышления у парадного подъезда», резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.
Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт наглядно показывает примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:
И пошли они солнцем палимы.
Повторяя: «Суди его Бог!»
Разводя безнадежно руками.
И покуда я видеть их мог.
С непокрытыми шли головами.
Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: «Ты проснешься ль исполненный сил?»
Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице».
Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты – все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.
Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простои русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.
Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении «Памяти Добролюбова», одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы.
Но болев, учил ты умирать.
Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину, ты родину любил…
Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.
Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней – народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова; приобретает конкретный, социальный характер.
Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и
звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же
Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"
("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является
продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по
преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический
герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с
определенным типом личности, как Лермонтова, а общими
принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов
выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую
лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,
охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика
разнообразна.
Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно
назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил
новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года
"Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О
Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в
крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза,
у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и
угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания
замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний
во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет
характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы
всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается
стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто
все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно
нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и
страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает
здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не
умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться
от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а
разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской
любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется
предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к
К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии,
герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное,
высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей
любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная
ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения
героев Чернышевского "Что делать?".
Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало
стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",
"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая
полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в
знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки
волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный
аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой
стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский
ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу
угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл
воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим
излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной
Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/
Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то,
что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То
же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и,
наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую
обитель...".
За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была
предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от
самого министра внутренних дел Валуева, известного автора
либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры
вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли,
что все "страшно эффектное", как выразился один из них,
стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и
бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской
железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами
графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне
царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения,
проведенный в них социальный анализ выливались в страшное
обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и
спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и
презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному
труду простого народа.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип - революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два
разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот
принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и
последние три строфы второй части "Железной дороги".
Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что
революционно-демократическая деятельность является самым завидным
и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для
Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для
любого честно мыслящего современника. Черты вождей
революционной демократии приобретают иконописный характер, их
жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета,
подвижника за народ.
Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании
не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем
воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся
критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший
когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время
лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской
тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,
в которых он выступает достойным продолжателем петербургских
страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником
Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его
социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней",
связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас
нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две
"сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными
эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином
пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод
воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На
улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.).
Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в
ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия
обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не
видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду
работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то
провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные
конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то
раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".
Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность
людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами -
лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут
гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и
политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще
целый ряд образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта
революционной демократии - торжество бессмыслицы:
"Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть".
Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был
поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски
литературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули
пушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но в
совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником
уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым
проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и
"попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют".
"Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительный
аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения
не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить
бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в
могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать
эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный
анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия
скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале
стиха: "Верю - здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...", "Жутко
нервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел - кто-то покончил с собой...".
Большинство произведений русской классики сочетают
художественную неувядаемость с глубиной и поистине
неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить
хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы
экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.
Сочинение
Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений «Мечты и звуки» (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения «В дороге» («Скучно? скучно!… Ямщик удалой…») 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии – по преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна. Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой – социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом». В своем последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба» поэт последний раз вспомнит «эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу». Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова – родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков – вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова.
И герой предлагает помолиться за тех, «кто все терпит», «чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям». Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни. В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики «Я не люблю иронии твоей» (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к К. Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского «Что делать?». Ярчайшим проявлением новой лирической темы – социальной – стало стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная», женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: «В дороге». «Перед дождем», «Тройка», «Родина», «Псовая охота», маленький цикл «На улице», «Несжатая полоса». «Маша». «Тяжелый крест достался ей на долю», « В больнице». Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме «Рыцарь на час» (1862), особенно в знаменитых строках:
«От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви,»
Обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика – социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии,
отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору» – про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где герой оборачивает «другой стороною медаль» крестьянского детства:
«Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему».
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864). В «Размышлениях…» конкретный единичный факт – приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ – возводится в ранг типичного явления: «Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний». Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии «За заставой, в харчевне убогой…», строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения «Назови мне такую обитель…».За «Железную дорогу» редактор «Современника», где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все «страшно эффектное», как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип – революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок «Назови мне такую обитель» из «Размышлений» и последние три строфы второй части «Железной дороги». Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль «народного заступника» для Некрасова есть, используя формулу Фета, «патент на благородство» для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ. Таково стихотворение «Памяти Добролюбова» (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а «идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова», как позднее признавался сам автор. Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т. е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц «Евгения Онегина» и «Медного всадника» и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является «Утро» (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к «ней», связывая ее грусть и душевные страдания с «окружающей нас нищетою», с которой «здесь природа сама заодно». Затем следуют две «сельские» строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, «кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь», туман, мутное небо, и вывод автора: «Хоть плачь?», «Но не краше и город богатый». В стихотворении воскрешаются мотивы ранних «городских» стихов: «Еду ли ночью», «На улице», «Убогая и нарядная» (1859), цикла «О погоде» (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо – лиц, людей не видно: «железной лопатой… мостовую скребут», «начинается всюду работа», «возвестили пожар с каланчи», «на позорную площадь кого-то провезли» – преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: «кто-то умер», «где-то раздался выстрел – Кто-то покончил с собой».Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни – смерть. Первыми, если не лицами – лиц нет, – то первым родом деятельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами. Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии – торжество бессмыслицы: «Торгаши просыпаются дружно и спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть».Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: «Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит», – эхо «Медного всадника», но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле «На улице». Слова «колотит» и «попался» - низкая лексика, просторечие: «Опять вор! Опять бьют». «Гонят стадо гусей на убой» – понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд – самоубийство на чердаке – лучше не придумаешь в этой юдоли! Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т. е. этот бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове… Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер – трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: «Верю – здесь не страдать мудрено»; «В даль сокрытую…», «Жутко нервам…»; «Чу! из крепости…»; «Выстрел – кто-то покончил с собой…». Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма «Кому на Руси жить хорошо?» не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст перед экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.
«Я лиру посвятил народу своему», - с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно- политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и живым народным языком. Он один из первых, кто проложил дорогу демократической поэзии.
Тема поэта и поэзии
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт - «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова - это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно.
Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем - гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны - эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
Будь гражданин! Служи искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Стихотворение «Элегия» - поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Тема народа и нравственного идеала
Народ и идея народного служения стали для Некрасова главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. «Он как бы лечился народом», - скажет о нем К. Чуковский. В 1845 году выходит стихотворение Некрасова «В дороге». Оно стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.
Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» (1846) - это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы - они рождали ненависть, сопротивление, стремление вырваться из этого мира.
Само название дано стихотворению не без яда, так как родные места - это прежде всего разнузданно-эгоистическая жизнь господ и прозябание задавленных страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет...
Но не только жизнь русского крестьянства описывает Некрасов, но и жизнь городской бедноты. Он подчеркивает трагизм городской повседневности и обыденности. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) Некрасов с гневом и негодованием говорит о судьбе народа. Владельцу
Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:
Сейте разумное, доброе, вечное...
Тема заступничества за народ звучит и в стихах, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю. Народные заступники- страдальцы, несущие в себе боль о человеке, боль о России, идут ради общего блага на жертвы. Они проносятся «звездой падучей», но без них «заглохла б нива жизни».
Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе...
Пейзажная лирика
Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле, с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир - это не только «страшный» мир, есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды связан у Некрасова прежде всего с природой.
Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов…
Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено у Некрасова описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса…
В пейзажной лирике Некрасова картины природы то подчеркивают страдания крестьянства, то контрастируют с гнетущими картинами жизни людей. В стихотворении «Железная дорога» прекрасны картины осени:
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Пейзаж русской земли соответствует в поэзии Некрасова размаху русской ьдуши: та же безграничность, широта. Природа возвращает «гармонию жизни».
Любовная лирика
Лирика Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Поражена потерей невозвратной...», «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания.
В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины.
Однако личную судьбу, личные слезы Некрасов в своей поэзии смог слить с судьбой и слезами всего народа.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». Пушкинская традиция в стихотворении и новизна постановки вопроса.
Тема поэта, поэзии, музы, наверное, ни у одного поэта не занимает такого места, как у Некрасова. Важно увидеть два аспекта этой темы. С одной стороны, Некрасов - продолжатель традиций гражданской лирики, декабристского решения темы. В программном его стихотворении «Поэт и гражданин» слова Гражданина:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...
совпадают с претензиями декабристской поэзии к элегической и любовной:
Любовь ли петь, где брызжет кровь? (В.Ф.Раевский)
Любовь никак нейдет на ум...
Увы, моя Отчизна страждет! (К.Ф.Рылеев)
Тема гражданского служения (быть «обличителем толпы, / Ее страстей и заблуждений») звучит и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», посвященном Гоголю и развивающем лирическое
отступление из «Мертвых душ». Ново то сложное чувство, которое развивается от строфы к строфе в стихотворении Некрасова, - чувство ненависти, рожденной любовью. «Питая ненавистью грудь», «Он проповедует любовь / враждебным словом отрицанья» и, наконец, финальная строка: «И как любил он - ненавидя») - создают афористически яркий оксюморонный образ любви_ненависти. Поэт Некрасова противоположен тем основным образам поэта,
которые были созданы лирикой первой половины века - и элегическому одаренному судьбой свободному счастливцу, преданному задумчивой творческой лени, и гражданскому образу пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей». И тот и другой образ воплощают романтическую антитезу поэта и толпы. Некрасов противопоставляет себя и первому:
Праздник жизни - молодости годы -
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени - не был никогда
и второму: роль пророка отдается борцам_демократам («Памяти Добролюбова, «Пророк»), а себя, поэта, Некрасов не отделяет от толпы.
Я от костей твоих и плоти,
Остервенелая толпа.
И муза его создается по контрасту с привычной музой. Стихотворение о ней и начинается с отрицания:
«Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
Он отталкивается от пушкинского стихотворения о музе «В младенчестве моем она меня любила...», создавая образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков...» В его Музе то же противоречивое соединение ненависти и мстительности с любовью и нежностью, о котором мы говорили раньше. В других стихах он назовет ее «музой мести и печали». И еще одно сближение и одновременно отталкивание от Пушкина. В «Евгении Онегине» муза предстает не в некой поэтической условности,а в реальности женского образа - Татьяны: «И вот она в саду моем /Явилась барышней уездной, / С печальной думою в очах, / С французской книжкою в руках». И у Некрасова муза - женщина, но отнюдь не «мечтательница нежная». В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом...» он создает образ молодой крестьянки, преданной позорному наказанию, и называет ее родной сестрой своей музы. И в последних своих стихах он вернется к этому раннему (1848 год) образу: «Не русский - взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу...» Лирический герой представлен в лирике Некрасова не менее ярко, чем у Лермонтова. В стихах звучит его голос с конкретными чертами его жизни и личности.
http://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx(Все стихи)
http://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/ Кому на руси жить хорошо
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
1.Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова.Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам "не имущих хлеба".
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденность, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром - дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
В нем - драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».
Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошлаМуза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа(«Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
2. Тема народа и женской судьбы традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».
Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти («и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки». Стихотворение "Родина" открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, - этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь.
3.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова .
Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки», где
отразилось постепенное изменение его идейных творческих представлений…
В стихотворении«Размышления у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельцу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу... герой»).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...»). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая«покаянная лирика» - «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...» , именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро... Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...
Особое место в «покаянной лирике» занимаеттема нравственного идеала , в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк») . Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова..
Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной стало
стихотворение "Еду ли ночью по улице темной"
(1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",
"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая
полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час"
(1862), особенно в
знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви," - обращается поэт к матери.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный
аналитизм
. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой
стороною медаль крестьянского детства.
Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип - революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
"
В стихотворении "Памяти Белинского
" поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья "наивная и страстная душа" стремилась "к одной высокой цели". Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, "упорствуя, волнуясь и спеша", а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.
Ты нас любил, ты дружеству был верен -
И мы тебя почтили в добрый час!
Похожая информация.