Особенности жанра и композиции поэмы гоголя мертвые души

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

С самого начала писательской деятельно-
сти мечтал написать произведение, в
«котором бы явилась вся Русь». Это должно
было быть грандиозное описание быта и нра-
вов России первой трети XIX века. Таким
произведением стала поэма «Мертвые ду-
ши», написанная в 1842 году. Первое издание
книги называлось «Похождения Чичикова,
или Мертвые души». Такое название снижа-
ло истинное значение произведения, перево-
дило его в область авантюрного романа. Го-
голь пошел на это по цензурным соображе-
ниям, желая издать поэму.
Почему же назвал свое произведе-
ние поэмой? Определение жанра стало ясно
писателю только в последний момент, - ра-
ботая над рукописью, он говорит то о поэме,
то о романе.
Чтобы понять особенности жанра поэмы
«Мертвые души», можно сопоставить это про-
изведение с «Божественной комедией» Дан-
те, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние
чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная
комедия» состоит из трех частей. В первой
части к Данте является тень древнеримского
поэта Вергилия, которая сопровождает лири-
ческого героя в ад; они проходят все круги,
перед их взором предстает целая галерея
грешников. Фантастичность сюжета не ме-
шает Данте раскрыть тему своей родины -
Италии. По сути, задумал показать те
же круги ада, но ада России. Недаром назва-
ние поэмы «Мертвые души» идейно перекли-
кается с названием первой части поэмы Дан-
те «Божественная комедия», которая называ-
ется «Ад».
, наряду с сатирическим отрицани-
ем, вводит элемент воспевающий, созида-
тельный - образ России. С этим образом
связано «высокое лирическое движение», ко-
торое в поэме по временам подменяет коми-
ческое повествование.
Значительное место в поэме «Мертвые
души» занимают лирические отступления и
вставные эпизоды, что характерно для этого
литературного жанра. В них касается
самых острых российских общественных во-
просов. Мысли автора о высоком назначении
человека, о судьбе Родины и народа здесь
противопоставлены мрачным картинам рус-
ской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы «Мерт-
вые души» Чичиковым в город NN. С первых
же страниц произведения мы ощущаем увле-
кательность сюжета, так как читатель не мо-
жет предположить, что после встречи Чичи-
кова с Маниловым будут встречи с Собакеви-
чем, Ноздревым. Читатель не может дога-
даться и о том, что случится в конце поэмы,
потому что все ее персонажи выведены по
принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если рассматривать
его как отдельный образ, нельзя восприни-
мать в качестве положительного героя (на
столе у него лежит книга, открытая на одной
и той же странице, а его вежливость при-
творна: «Позвольте этого вам не позволить»),
но по сравнению с Плюшкиным Манилов во
многом даже выигрывает. Однако в центр
внимания поставил Коробочку, так
как она является своеобразным единым на-
чалом всех персонажей. По мысли Гоголя,
это символ «человека-коробочки», в котором
заложена идея неуемной жажды накопи-
тельства.
Тема разоблачения чиновничества прохо-
дит через все творчество Гоголя: она свойст-
венна и сборнику «Миргород», и комедии
«Ревизор». В поэме «Мертвые души» она пе-
реплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает «Повесть
о капитане Копейкине». Она сюжетно не
связана с поэмой, но имеет большое значе-‘
ние для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести
жизненный характер: она обличает недо-
статки общественной жизни России на всех
уровнях..
Миру «мертвых душ» в поэме противо-
поставлен лирический образ народной Рос-
сии, о которой пишет с любовью и
восхищением. За страшным миром помещи-
ков и чиновников писатель чувствовал душу
русского народа, которую воплотил в образе
быстро несущейся вперед тройки, собрав-
шей в себе силы России: «Не так ли и ты,
Русь, что бойкая, необгонимая тройка не-
сешься?».
Итак, мы знаем, что в своем про-
изведении изображает социальные болезни
общества. Следует остановиться на том, как
удается это сделать писателю. Во-первых,
пользуется приемами социальной ти-
пизации. В изображении галереи помещи-
ков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, их
развитие не показано (это не.относится к
Плюшкину и Чичикову), мы почти ничего
не знаем об их прошлом. Этот прием под-
черкивает еще раз, что маниловы, коробоч-
ки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые
души.
Для описания героев использует
свой излюбленный прием - характеристику
персонажа через деталь. Его можно назвать
«гением детализации»: так точно детали от-
ражают характер и внутренний мир персона-
жей. Чего стоит, например, описание дома
Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение
Манилова, он обратил внимание на заросший
английский пруд, на покосившуюся беседку,
на запустение, на обои в комнате Манило-
ва - то ли серые, то ли голубые, на обтяну-
тые рогожей два стула, до которых так и не
доходят руки хозяина. Эти и другие детали
подводят нас к главному выводу, сделанному
самим автором: «Ни то ни се, а черт знает
что такое!».
Вспомним Плюшкина, эту «прореху на че-
ловечестве», который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате,
с немыслимым платком на голове. Везде ца-
рят грязь, неустройство. Плюшкин олицетво-
ряет крайнюю степень деградации, что пере-
дается через детали, через те мелочи жиз-
ни, которыми так восхищался А.С. :
«Еще ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость жизни,
уметь очертить в такой силе пошлость пош-
лого человека, чтобы вся та мелочь, которая
ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в
глаза всем».
И все-таки главная тема поэмы - это
судьба России: ее прошлое, настоящее и бу-
дущее. В первом томе уделяет боль-
ше внимания прошлому родины. Задуман-
ные им второй и третий тома должны были
повествовать о настоящем и будущем Рос-
сии. Этот замысел можно было бы сравнить
со второй и третьей частями «Божественной
комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Од-
нако этим замыслам не суждено было
сбыться: второй том оказался неудачным по
идее, а третий так и не был написан. Поэто-
му поездка Чичикова и осталась поездкой в
неизвестность.

Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги. Связано это, в первую очередь, с тем, что в «Мертвых душах», которые первоначально мыслились под знаком «веселости» и комизма, присутствует и иная, некомическая стихия - в виде лирических отступлений серьезного и патетического характера. Ошибочно полагать, что Гоголь назвал свое произведение поэмой «для шутки», хотя первые критики «Мертвых душ» и высказывали такое мнение: «Это просто положенный на бумагу рассказ замысловатого, мнимо простодушного малороссиянина в кругу добрых приятелей», которые «не требуют ни плана, Ни единства, ни слога, только было бы чему посмеяться».

Еще на начальном этапе работы над поэмой Гоголь видел ее как нечто огромное и великое. Так, в письме к Жуковскому писатель сообщал: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Позже он развивает эту мысль, считая, что героем поэмы может быть лицо «частное, невидное», но при этом значительное для наблюдателя человеческой души.

Автор ведет своего героя сквозь цепь приключений и перемен с целью «представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную им картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил во взятой эпохе и времени». Как видим, в определение «поэма в прозе» Гоголь вложил просветительское значение: сатирическая картина нравов, недостатков и пороков общества должна быть «живым уроком для настоящего».

Жизнь главного героя произведения - мелкого мошенника и плута Чичикова - неразрывно связана с жизнью лирического героя поэмы, который сидит невидимый в бричке Чичикова, сопровождает его на бал, присутствует при мошеннических торговых сделках, поясняя, анализируя и оценивая поведение Павла Ивановича. Автор в облике лирического героя негодует и «издевается над миром, который прямо противоречит его абстрактной идее добродетели и правды». В последней же главе, с того момента, когда бричка выезжает из города и вдоль дороги тянутся бесконечные поля, лирический герой поэмы становится движущей силой сюжета. Он углубляет рассуждения о предназначении писателя-обличи- теля (не завидна его судьба), решился представить очам читателя «всю страшную, потрясающую силу мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земля». Чудная власть даровала лирическому герою-автору возможность идти рука об руку со «странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

Можно уверенно говорить, что в своем произведении Гоголь показал, что сатира может быть поэтичной, поскольку его лирический герой «воссоздает перед нашим взором образ испорченной действительности так, что эта испорченность разрушается в самой себе вследствие собственной нелепости».

Композиция гоголевской поэмы «Мертвые души» находится в определенной зависимости от сюжета. Лежащий в его основе анекдот построен на условном предположении, что чиновники города N не понимают смысл действий Чичикова. Ловкий аферист купил по дешевке несколько сотен крестьянских «душ», физически не существующих, мертвых, но юридически живых. Купил, чтобы заложить их в ломбарде и выручить солидную сумму. Чиновники забеспокоились, узнав о покупках Чичикова: «мертвые души», «которые, впрочем, черт знает, что значат, но в них заключено, однако, и весьма скверное, нехорошее». По собственной неосторожности аферист выдал свою тайну и был вынужден поспешно бежать из города. Такой сюжет давал автору возможность, с одной стороны, вывести множество самых разнообразных героев, а с другой стороны, представить широкую панораму жизни российского общества. Лирические отступления и авторские размышления устанавливают личную связь автора с изображенным им миром. Этот мир обращен к нему, он ждет от него некоего слова, по крайней мере, автору отчетливо видится эта обращенность. Характерный пример - размышления о Руси в начале XI главы: «Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»

Здесь же появляются слова о достоинствах русского слова. Вначале автор подчеркивает, что русский народ - великий охотник давать всему свои имена и прозвища, многие из которых не употребительны в светском разговоре, однако очень метки и правильны. Через ряд экспрессивных деталей и описаний, через сравнительную характеристику различных языков он приходит к восторженной похвале русскому слову: «Сердцеведеньем и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза..., но нет слова, которое было бы так замашисто, так бойко, так сметливо бы вырвалось и вместе так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Несмотря на то что основное место в поэме отводится изображению явлений отрицательных, порочных, в ее тексте выступает позитивное начало все отчетливей и отчетливей.

В этом плане ключевой является «Повесть о капитане Копейкине», которая была запрещена к печатанию цензором. Главный герой повести - одноногий и однорукий капитан Копейкин. После возвращения с поля боя Копейкин оказался обманут и отвергнут обществом, ради которого он, в общем-то, и потерял здоровье. Отец отказывается от сына, так как самому едва хватает хлеба. Копейкин решает отправиться в Петербург, «чтобы просить государя, не будет ли какой монаршей милости», и там долгое время ожидает аудиенции или хотя бы решения своего вопроса. Трудно пришлось немощному инвалиду в городе, где «идешь по улице, а уж нос твой так и слышит, что пахнет тысячами».

Сначала Копейкин поддался обманным обещаниям министра и магазинно-ресторанным приманкам, однако он не стал их жертвой, а превратился в бунтаря - мстителя за погубленных столицей людей. Высланный из Петербурга на родину, Копейкин делся неизвестно куда, но не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах появилась шайка разбойников во главе... На этом повесть завершается и Гоголь предоставляет читателю возможность самому догадаться, что именно Копейкин возглавил шайку. Таким образом, он потребовал от мира «мертвых душ» расплаты за свою гибель. Так в поэме-сатире о мире «мертвых душ» неожиданно появляется душа живая, восставшая против бездушия общественной системы.

Как видим, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» отмечается два начала - описательное и лирическое, что определяет особенности жанра и композиции произведения. Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1876 год подчеркивал, что у Гоголя моральное и философское содержание не помещается в рамках конкретной политической проблематики: изображения в поэме «почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас; мало того, еще справишься ли когда-нибудь?»

Поэма М. Гоголя “Мертвые души” – произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России, и тонкий лиризм. К своему шедевру писатель шел всю свою жизнь, написав такие самобытные, оригинальные произведения, как, например, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Миргород”, “Ревизор”. Чтобы лучше понять особенности жанра “Мертвых душ”, следует сопоставить это произведение с “Божественной комедией” Данте, поэта эпохи Возрождения, влияние которого хорошо ощущается в поэме М. Гоголя. “Божественная комедия” состоит из трех частей, В первой части перед поэтом появляется тень древнеримского поэта Вергилия, который сопровождает лирического героя в ад: они попадают во все его круги, перед их взглядом проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте рассказать о своей Родине – Италии, о ее судьбе. Собственно, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.

Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, которые характерны для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь затрагивает острейшие общественные вопросы России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены пасмурным картинам русской жизни. С первых же страниц произведения его сюжет нас захватывает, так как нельзя предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Мы не можем догадаться и о том, каким будет конец поэмы, так как все персонажи объединены в ней по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, так как на столе у него лежит книга, открыта на одной и той же странице, а его вежливость приторно-сладкая. Но, в сравнении с Плюшкиным, характер Манилова во многом даже выигрывает. В центре внимания Гоголя – образ Коробочки, так как ее характер имеет много общего с другими персонажами. По мнению Гоголя, она является символом “человека-коробочки”, в котором заложена идея неугомонного стремления к накоплению. Чичиков – тоже “человек – коробочка”, как и другие персонажи. Именно эта черта, присуща большинству дворян, и привела их к вырождению. Отсюда и символичность названия поэмы – “Мертвые души”.

Тема изобличения чиновничества проходит – через все творчество Гоголя: она занимает важное место и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается также с темой крепостничества. Важную роль в композиции поэмы сыграет “Повесть о капитане Копейкине”, так как именно в ней М. В. Гоголь смело разоблачает государственное правительство. Миру “Мертвых душ” в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Рассказывая о помещичьей и чиновничьей России, Гоголь хорошо ощущает душу русского народа. Яркое свидетельство этому – образ тройки, которая быстро несется вперед. В ее описании автор воплотил могущественные силы России, которые когда-то смогут сделать что-то новое, прогрессивное для своей Родины: “Так ли и ты, Русь, несешься, будто быстрая тройка, которую никто никогда не обгонит?..”.

И все же главная тема произведения – судьба России: ее прошлое, современное и будущее. В первом томе Гоголь вскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о современном и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями “Божественной комедии” Данте – “Чистилище” и “Рай”. Однако этим замыслам не суждено осуществиться: идея второго тома оказалась недостаточно удачной, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и осталась поездкой в неизвестность: Гоголь не знал, что и думать, какой же будет будущая Россия: “Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

(No Ratings Yet)

Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя “Мертвые души”

Другие сочинения по теме:

  1. “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  2. Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов...
  3. Сочинения по литературе: Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души Н. В. Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа...
  4. Сочинения по литературе: Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать...
  5. Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…...
  6. Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, “миллионщики” и т....
  7. В лирическом отступлении в начале седьмой главы Гоголь сравнивает между собой два типа писателей: мечтателя-романтика и реалиста-сатирика. Судьба их различна:...
  8. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее...
  9. Что такое “лирика”? Слово “лирика” происходит от греческого слова “лира”, которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом...
  10. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  11. Отыскался на Руси и отличный, непревзойденный учитель. “Идол юношей, диво воспитателей, несравненный Александр Петрович одарен был чутьем слышать природу человека....
  12. Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности – и общества в...
  13. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже...
  14. После “Ревизора” Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и...

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.

Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой.

Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

I. Вступление

Композиция гоголевской поэмы, наверное, самая нетради­ционная и необычная в мировой литературе. Целью автора было создать образ жизни целой нации, а не только показать отдельные типические характеры. Для этого требовалась очень высокая степень обобщения, которой невозможно дос­тичь при стандартной композиции.

II. Главная часть

Композиция — это состав, взаимосвязь и взаимораспо­ложение частей произведения. Применять такое определение к поэме Гоголя чрезвычайно сложно, т.к. части произведения, как правило, логически совершенно не-связаны между собой. Гоголь не очень заботился о связности и последовательности повествования. Он создал свободную композицию, при кото­рой главным было не развитие сюжета, а изображение повсе­дневной жизни обывателя, т.е. «пошлость пошлого человека»:

а) композиция сюжета. Последний очень своеобразен. Де­ло в том, что сюжет в поэме явно не один. Покупка «мертвых душ», «Повесть о капитане Копейкине», притча о Кифе Мо­киевиче и Мокии Кифовиче, предыстория Чичикова, судьбы беглых крестьян Плюшкина — все это лишь небольшая часть самостоятельных сюжетов. Они занимают большое место в поэме, но говорить о том, что какой-то сюжет главный, а какой-то второстепенный, не приходится. Для Гоголя все сюже­ты, даже самые маленькие, одинаково важны, т.к. все они яв­ляются частицами русской жизни;

б) композиция системы персонажей. В поэме все время появляются персонажи, вообще не связанные ни с каким из сюжетов, т.е. композиция системы персонажей тоже очень своеобразна. Главные, второстепенные, эпизодические персо­нажи отличаются только по объему отведенного им текста, но не по авторскому интересу и вниманию к ним.

Многие персонажи никак не влияют на ход сюжета, ме помогают раскрыть характеры героев; они просто существую! в поэме сами по себе. Таковы, например, поручик из Рязани, который «заказал уже четыре пары <сапог> и постоянно при­меривал пятую» (седьмая глава), уездный чиновник, идущий по дороге домой, и вся его родня (шестая глава), мужики, рас­суждающие о колесе (первая глава)… Всех упомянуть невоз­можно просто потому, что их бесконечное множество.

Более того, в персонажах, которых часто называют главны­ми, «существует» не один человек. Так, Чичиков предстает то как «подлец», то как «преприятнейший человек», то как просто «приобретатель». О Собакевиче Гоголь рассуждает не только как о помещике, но и как о человеке, «попробовавшем слегка вер­хушки какой-нибудь науки». Даже в таком, казалось бы, неслож­ном персонаже, как Коробочка, скрыто целых три человека;

в) композиция мира вещей тоже совершенно уникальна. Вещи не просто служат для характеристики героев, они могут существовать (и существуют) в поэме совершенно отдельно от людей. Например, портрет Багратиона в доме Собакевича, шарманка Ноздрева никак не характеризуют своих хозяев. Ог­ромное место занимают описания вещей в доме Плюшкина, на­крытого стола у полицмейстера (седьмая глава), непрерывной трапезы «господина средней руки» (четвертая глава). Следуя логике развития сюжета, без них можно было бы обойтись. Но Гоголю важна не динамика действия (что дальше случится), а вещи, мир (!) вещей сам по себе. И он не может пройти мимо любых, даже самых незначительных, явлений русской жизни;

г) авторские отступления. Важнейшей особенностью ком­позиции поэмы является сочетание сюжетных и внесюжетных элементов (Ср.: план на тему «Особенности композиции ро­мана «Евгений Онегин»). Может быть, сюжет понадобился Гоголю лишь для того, чтобы поминутно уходить в сторону. Именно поэтому авторские отступления, которые относятся к внесюжетным элементам произведения, занимают в компози­ции поэмы такое большое место.

Они не всегда оторваны от сюжета. Например, после возвышенных авторских размышлений о юности следует описание деревни Плюшкина, где беспощадная старость уничтожила все человеческое. Тем самым создается резкий контраст между авторским идеалом и действительностью (шестая глава).

Однако большинство авторских отступлений не подчиня­ется классическим принципам композиции. Некоторые из них лишь формально связаны с сюжетом, например рассуждение о толстых и тонких (первая глава), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (одиннадцатая глава), рассказ о желудке «господина средней руки» (четвертая глава), рассуждения о дамах губернского города (восьмая глава). На самом же деле все эти авторские отступления существуют сами по себе, в них рассказываются свои истории, не двигающие сюжет и объясняющие не характеры героев, а русскую жизнь в целом.

Loading...Loading...