План воспитательной работы для классного руководителя. План работы кл. руководителя на год Планирование классного руководителя на год

Планирование воспитательной работы классного руководителя

(по Е.Н. Степанову)

Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготов ки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана ра боты с родителями и ученическим само управлением, без плана воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирова ние позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в раз витии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядо чить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Результаты ис следования Т.В.Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи следующие функции:

    направляющая, связанная с определе нием в процессе планирования сферы,

    цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных на правлений и видов;

    прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана форми руется педагогический замысел, проекти руется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее ф ункционирования и развития;

    координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обос нованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать; контрольная, предоставляющая педа гогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью состав ленного плана контролировать и коррек тировать траекторию своего пути к дости жению намеченной цели;

    репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через промежу ток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Под планированием воспитательной ра боты в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руко водителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов орга низации воспитательного процесса и жиз недеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет мо делирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель од ного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходи мо соблюдать следующие принципы пе дагогического моделирования: системно сти, конкретности, оптимальности, диа лога, индивидуальности, научности, не прерывности. Рассмотрим каждый из пе речисленных принципов.

Принцип системности нацеливает уча стников планирования рассматривать воспитательный процесс как сложную систему, состоящую из совокупности вза имосвязанных и взаимодействующих компонентов. Это люди: классный руководитель, учащиеся класса, их родители, педагоги школы и другие взрослые; их индивидуальные и коллективные интере сы, потребности, ценностные ориента ции; цели, принципы, содержание, формы и способы организации совместной деятельности, общения и отношений; внутренние и внешние связи классного сообщества; критерии, показатели, при емы и методы изучения, анализа и оцен ки состояния и результатов воспитатель ного процесса.

Принцип конкретности содержит реко мендацию разработчикам плана избегать неоправданного копирования проводи мых дел в других ученических коллективах. При планировании важно учесть интересы и потребности членов своего кол лектива, уровень развития своего класса и перспективы роста. Правильность вы бора тех или иных форм и методов вос питательной работы во многом зависит от осознания специфических особенностей педагогической ситуации в конкретной учебной группе. Соблюдение данного принципа предполагает включение в план конкретных дел, определение конкретных сроков и ответственных за их проведение.

Принцип оптимальности связан с тре мя важными обстоятельствами в деятель ности по планированию воспитательной работы в классе.

Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллек тивной работе по планированию.

Во-вто рых, результатом этой совместной дея тельности должны стать модельные пред ставления об оптимальном варианте по строения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем.

В-тре тьих, классный руководитель должен из брать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности классного наставника.

Принцип диалога означает то, что диа лог действий, мнений, мотивов участни ков планирования - это необходимое ус ловие подготовки оптимального вариан та плана. Внимательное отношение к мнению каждого члена коллектива, фиксация и учет различных точек зрения имеют су щественное значение для определения наиболее полного спектра возможных путей и способов организации будущей жиз недеятельности классного сообщества.

Принцип индивидуальности нацеливает участников планирования направлять свои усилия на создание модельных пред ставлений о воспитательной системе класса, в которой индивидуальность каж дого учащегося является ценностью, а процесс ее развития и проявления - од ной из главных задач моделируемой сис темы. Принцип индивидуальности пред полагает также учет индивидуальных осо бенностей детей и взрослых при организации коллективной деятельности по раз работке плана.

Принцип научности - это требование к классному руководителю опираться при составлении плана на научные представления о сущности, движущих силах и за кономерностях процесса воспитания и развития ребенка, на теоретические положения современных педагогических кон цепций о воспитании, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых.

Принцип непрерывности обращает вни мание разработчиков плана на одну из важнейших характерных черт процесса планирования - его непрерывность. Ут верждение плана работы классного руко водителя может свидетельствовать лишь об относительной завершенности процес са планирования. Даже опытный клас сный наставник после составления плана вносит в него коррективы, так как воспитательная система класса - это «живой организм», в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установ ки детей и взрослых, корректируются межличностные отношения, появляются новые контакты с окружающей социаль ной и природной средой. Все это обуслов ливает внесение изменений в план воспи тательной деятельности классного руко водителя.

Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный ру ководитель составляет календарный или перспективный план работы .

Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя. Его составление, как правило, не вызы вает у педагога каких-либо затруднений, поэтому в дальнейшем речь пойдет о тех нологии перспективного планирования, о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе на учеб ный год или полугодие.

Сначала об алгоритме разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий ков планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

    определение классным руководителем порядка и сроков действий по плани рованию воспитательной работы и жиз недеятельности класса; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельно сти и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование;

    уточнение, корректирование и кон кретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием , шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и науч но обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жиз недеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Первый шаг классного руководителя - это определение порядка и сроков действий по разработке плана . Фактически педаго гу надо сначала составить план по созданию другого плана. На первый взгляд эта фраза может показаться странной, но ошибки здесь нет. Чтобы деятельность классного руководителя и других участни ков планирования была целенаправленной, упорядоченной и эффективной, не обходимо спланировать совместную дея тельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеет ся, что при определении порядка дейст вий классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но кроме них он должен обладать инфор мацией о том, как будет проходить пла нирование воспитательной работы в об щешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно. В этой связи мож но воспользоваться разработанной про фессором Л.В.Байбородовой циклограммой планирования воспитательной рабо ты на новый учебный год (см. табл.).

Сроки

При составлении плана совместной деятельности по осуществлению перспек тивного планирования следует определить формы и способы участия учащихся и родителей в данном процессе, решить с психологом, заместителем директора по воспитательной работе и другими члена ми педагогического коллектива вопросы о психолого-педагогическом обеспечении действий по разработке плана.

Второй шаг в деятельности по плани рованию воспитательного процесса в классе - это анализ воспитательной рабо ты за прошедший учебный год. Такой ана лиз часто воспринимается как трудоемкая и не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физи ческих затрат. Практическая польза аналитической деятельности не всегда очевидна. Однако изучение большого количества планов работы классных ру ководителей и проведение опытно-экс периментальной деятельности в ряде школ Псковской области позволяют сде лать вывод о том, что анализ воспита тельного процесса может и должен стать основой для планирования классным ру ководителем воспитательной работы на последующий период. Это возможно, когда

    анализ проведен неформально;

    педагогический анализ представляет собой не эклектическое (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляет ся согласно определенным научно-мето дическим принципам;

    аналитическая деятельность строит ся в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;

    анализ является достаточно инфор мативным и содержательным;

    классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администра ции школы, представителей педагогичес кой общественности, с которыми непо средственно взаимодействует коллектив
    класса.

В современной практике классного руководства наблюдается несколько подхо дов к проведению анализа воспитатель ной работы , например: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный . Отметим их основные черты.

При описательном подходе описывают ся и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности клас са, как правило, по принципу «что вижу, о том и пою».

При полярно-оценочном подходе выделя ются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Пла нируется также анализ причин негатив ных или позитивных явлений в жизнеде ятельности класса.

Системный подход предполагает цело стный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, при емов), результатов деятельности и воспи тательных отношений. При этом делает ся акцент на «ключевых» моментах педа гогического процесса, считающихся при оритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.

При проблемном подходе происходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.

В последнее время в некоторых инно вационных образовательных учреждениях успешно реализуются принципы лич ностно ориентированного подхода , которые определяют специфику педагогического анализа воспитательной работы классного руководителя. При таком подходе акцент в аналитической деятельности дела ется на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивиду альных особенностей школьников; личностные достижения учащихся; формирование в классе и школе бла гоприятной среды для развития учащих ся; функционирование системы медико- психологического и социально-педагоги ческого обеспечения процесса развития школьников.

В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитатель ной деятельности, личностных особенно стей педагога и исповедуемых им прин ципов педагогического анализа применя ются следующие виды анализа учебно- воспитательного процесса в классе: ана лиз реализации целей и решения задач, анализ основных событий и педагогичес ких ситуаций, критериально-ориентиро ванный анализ.

Делая анализ реализации целей и реше ния задач , классный руководитель оценивает степень достижения целевых устано вок, определенных в плане воспитатель ной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

Для проведения анализа основных событий и педагогических ситуаций важно на личие необходимого объема информации. Одной из форм ее накопления являются информационные или информационно- аналитические справки. В информацион ных справках обычно указывается, что проходило или проводилось, когда и кто проводил мероприятие (комплекс меро приятий), какие результаты получены в осуществленной деятельности. В инфор мационно-аналитическую справку включается дополнительная информация следующего содержания:

    Положительные аспекты проведен ной деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и спосо бов организации совместной деятельнос ти, кто сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало разви тию личности школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться.

    Отрицательные аспекты осуществ ленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поруче нием, какие педагогические и организа ционные задачи не удалось решить до конца.

    Что нового удалось получить в ре зультате подготовки, проведения и подве дения итогов совместного дела? Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия? Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в отдаленной перспек тиве?

    Как участие и позиция педагогов повлияли на результативность дела? Выводы и предложения о перспек тивах и путях совершенствования совме стной деятельности.

Успешному проведению анализа основ ных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, предполагаю щий активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родите лей, друзей класса. Среди форм коллек тивного анализа, которые могут быть ис точниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнении, вы пуск различных информационных лист ков, стенгазет; разнообразные формы коллективного творческого анализа (уст ный журнал, «живая газета», «телепро грамма», творческий рапорт и т.п.).

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений ос новных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответ ствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельно сти. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса.

Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.

Кри терии процесса помогают понять, как осу ществляется воспитательная деятель ность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты вос питания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуман ность воспитательных отношений, вовле ченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотно шений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных свя зей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-со циального сопровождения процесса раз вития учащихся.

В аналитической деятельности классного руководителя можно выделить три этапа: подготовительный, основной и ре флексивный. Предназначение подготови тельного этапа заключается в подготовке самого учителя к осуществлению анали тической деятельности. В этот период классный руководитель определяет пред мет и цель педагогического анализа, раз рабатывает программу и инструментарий (критерии, формы, методы и приемы анализа) аналитической деятельности, преду сматривает участие в этой работе всех субъектов воспитательного процесса.

На основном этапе классный наставник направляет свои усилия на сбор и систем матизацию информации о воспитатель ном процессе, анализ и оценку результа тов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и вос питании учащихся, определение проблем и противоречий в воспитательном про цессе, составление прогноза развития воспитательной системы класса, формулиро вание выводов и предложений по совер шенствованию и обновлению учебно-вос питательного процесса в классном сооб ществе.

На рефлексивном этапе учитель оцени вает проведенную аналитическую дея тельность, устраняет фактические и сти листические неточности в информацион но-аналитических материалах, вносит в них необходимые коррективы.

Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана вос питательной работы - это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем.

Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщест ва. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса, образ жизнедеятельности классного сооб щества, построения в нем деятельности, общения и отношений, представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Рассмотрим каждую составляющую обра за класса.

Образ учащегося класса . Данный образ складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классно го сообщества. Создавая образ учащего ся, классный руководитель пытается най ти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с воз ложенными на него социальными функ циями гражданина, сына или дочери, бра та или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др. Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитатель ной работы, критерии и показатели ее эффективности.

Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений. Практически каж дый учитель стремится к созданию в клас се интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально бла гоприятной атмосферы в классном сооб ществе. Однако не всем удается постро ить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного кол лектива. Сначала классному руководите лю надо определить, какой вид или на правление совместной деятельности (ту ристско-краеведческая работа, клубная деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культу ры и т.п.) может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор при оритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребнос тей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность клас сного руководителя туризмом или спор том, театром или художественной самоде ятельностью перерастает в общее увлече ние членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная си стема класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо предста вить пути, формы и способы совершен ствования общения членов классного сообщества. В последние годы педагоги стали больше уделять внимания делово му и неформальному общению учащих ся, развитию коммуникативной культу ры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, ком муникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуника тивной культуры. Это не только значи тельно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера форми рующихся отношений между членами классного сообщества. Классному руко водителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и де ловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Желательно, чтобы в формируемых пред ставлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ре бенка.

Образ класса не будет полным без пред ставления о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общ ности . Формируя образ класса, классный руководитель предусматривает участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной паралле ли, в работе с младшими и старшими школьниками. Стоит подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обо гатить воспитательный потенциал обще школьного коллектива. На наш взгляд, правильно поступают те классные руко водители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении. Ими могут быть родители, ба бушки и дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, ветераны войны и труда. Друзьями классных коллективов бывают разные люди, отли чающиеся по возрасту, характеру, профес сии, политическим воззрениям, но схо жие по двум очень важным качествам. Во- первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интерес ны учащимся; во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Такая позиция взрослых вызывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для ок ружающих.

Завершая описание образа класса, следует заметить, что он должен отображать необходимое, возможное и желаемое со стояние воспитательного процесса. Необходимое - это то состояние, которое мо делируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное - это то состояние, ко торое проектируется в соответствии с ре альными условиями функционирования и зоной ближайшего развития классного коллектива, выявленной в ходе аналити ческой деятельности педагога; желаемое - это то состояние, которое создается в мо дельных представлениях, формирующих ся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов педагога и его вос питанников. Только при наличии такого сформированного образа класса у клас сного руководителя можно делать четвертый шаг в деятельности по планированию воспитательной работы.

Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы - это коллективное планирование. В коллективном плани ровании жизнедеятельности класса участ вует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а так же родители и друзья классного сообще ства. Профессор Е.В. Титова считает кол лективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в ор ганизации коллективной творческой де ятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом оп ределяющей успех последующих совмест ных действий.

Опытные педагоги-практики и методи сты утверждают: если без предваритель ной работы попросить учащихся внести свои предложения в план работы класса на предстоящий учебный год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обос нованные и примитивные предложения. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представите лей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.

Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарско го движения. Она вошла в теоретическую и практическую педагогику под названи ем «коллективное планирование». Осно воположник коммунарской педагогики И.П.Иванов считал, что коллективное планирование - это творческое организа торское дело, когда каждый член коллек тива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый пе риод, разработке конкретного плана таких дел. Как важнейший этап коллективной организаторской деятельности коллективное планирование включает в себя общий сбор-старт, конкурс на лучшее предложе ние в план, анкеты и др. В последующие годы созданная технология коллективно го планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно отнести аукцион идей и предложе ний, открытый лист (стенд) предложений, копилку идей и предложений, журнал-эс тафету, дискуссию, защиту проектов плана и др. Необходимо заметить, что техно логия коллективного планирования ста ла использоваться как при подготовке от дельного дела, так и при выборе совокуп ности дел и мероприятий на какой-то оп ределенный промежуток времени.

Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия:

    предварительное планирование жиз недеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родитель ским активом;

    организация педагогического сопро вождения коллективного планирования;

    осуществление классным сообщест вом перспективного планирования жиз недеятельности в классе;

    проектирование совместно с роди телями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализа ции плана жизнедеятельности класса.

Рассмотрим методические аспекты пе речисленных действий.

Во время предварительного планирова ния жизнедеятельности классного сообще ства важно расширить круг разработчи ков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручить ся их поддержкой. Возможен такой вари ант обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:

а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;

б) выдвижение целей и задач на пла нируемый период;

в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;

г) определение основных дел предсто ящего учебного года;

д) поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллектив ного планирования;

е) назначение ответственных за прове дение мероприятий по коллективному планированию.

Организация педагогического сопровож дения коллективного планирования предпо лагает создание условий для его успешного осуществления. Для этого необходимо сделать следующее:

    договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержа нии консультаций;

    организовать своевременное информирование и взаимодействие организато ров и участников планирования;

    помочь ведущим в подготовке к сбо ру-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;

    провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и предполага емых результатах коллективного планиро вания, приемах и способах организации работы микрогрупп (как действовать, что бы добиться наилучшего результата);

    оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по пла нированию.

Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесо образно разделить на несколько периодов:

I период - сбор-старт коллективного планирования;

II период - консультации со знающи ми людьми;

    период - разведка дел и друзей;

    период - защита идей и предложе ний в годовой план;

V период - составление плана жизне деятельности класса;

VI период - рефлексия итогов коллек тивного планирования.

Проектирование действий по педагоги ческому обеспечению реализации плана жиз недеятельности класса предполагает:

а) определение основных направлений совместной деятельности;

б) назначение из числа взрослых ответ ственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;

в) моделирование информационно-ме тодической поддержки организации вос питательного процесса и жизнедеятельно сти в классе;

г) планирование финансового и мате риально-технического обеспечения дея тельности классного сообщества;

д) проектирование действий по оказа нию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отноше ний.

Правильное и последовательное ис пользование перечисленных форм, мето дов и приемов коллективного планирова ния - это залог успешного осуществле ния всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.

Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являют ся уточнение, корректирование педагогиче ского замысла и оформление плана воспитательной работы.

Классный руководитель после исполь зования приемов и методов коллективно го планирования, как правило, уточняет и корректирует свой первоначальный за мысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном сообществе. Он старается максимально учесть предложения учащихся и родителей и на основе их по желаний сформировать более конкретные представления о целевом, содержатель ном, организационном и оценочно-ди агностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности. На данном этапе классный наставник уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого ему необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана и соблюдать при его составлении требования, предъявляемые к документам педагогического планирования. Ав торы учебного пособия «Педагогика» (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищен ко А.И., Шиянов Е.Н.), вышедшего в свет в 1997 г., называют следующие тре бования к планам учебно-воспитательной работы:

    целеустремленность и конкретность образовательных задач;

    краткость плана, его компактность;

    разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просве щения и организации деятельности де тей;

    преемственность, систематичность и последовательность;

    сочетание перспективности и акту альности намеченных видов работы;

    единство педагогического руководст ва и активности воспитанников;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

    связь внутриклассной работы с рабо той вне школы;

    согласованность плана с деятельно стью школы и детских общественных ор ганизаций;

    гибкость плана.

Соблюдение перечисленных требо ваний позволит классному руководите лю правильно и эффективно осуществ лять деятельность по составлению и оформлению плана воспитательной ра боты.

Задачи, особенности и системы организации воспитательной работы установлены Федеральным государственным образовательным стандартом. Главная цель - облегчение преодоления подростковых трудностей, своевременная социализация с учетом психологических особенностей учащихся разных возрастов.

Образовательное учреждение - это объединение стараний и возможностей педагогического состава для адекватного воспитания, социализации, получения требуемых знаний. Только учитель сможет привить ответственности подросткам. совместно с грамотным распределением всего задействованного в учебном году времени - один из важнейших аспектов работы педагога как в начальной, так и в старшей школе.

Планирование работы классного руководителя в начальной школе

Основополагающий момент управления классом - наличие адекватного методического плана. Если максимально упростить описание, документ представляет собой точное и наиболее полное отображение хода всего учебного года с учетом даже небольших деталей воспитательной работы. Научная организация труда - залог качества всего процесса.

Учитель обязан производить подбор самых действенных методик, направленных на достижение поставленных целей, применяя масштабный комплекс способов и средств воздействия. Подобные меры позволяют педагогу развить и вывести детский коллектив на новый, намного совершенный уровень. Благодаря этому Вы сможете активизировать каждого ученика в отдельности и весь класс в целом.

Осуществив планирование своей работы в качестве классного руководителя , Вы реализуете следующие цели:

  1. изучение окружающих условий и общей атмосферы класса;
  2. знакомство с детским коллективом, выявление лидеров;
  3. определение собственных тактических задач и стратегий поведения;
  4. подбор оптимальных средств, методик и форм организации процессов;
  5. корректировка развития всего коллектива и отдельно взятых учеников;
  6. адекватная оценка дальнейшего прогресса.

Рассматривая процесс управления классом в действии, стоит знать основные принципы планирования работы классного руководителя в начальной школе . Выделим главные:

  • сочетание общественного и государственного начал;
  • разумное объединение планов на длительные и короткие сроки;
  • контроль за работой всей системы;
  • построение воспитывающей среды, имеющей ориентир на развитие личности;
  • целенаправленность и результативность.

Целеполагание и планирование работы классного руководителя в целом напрямую связано с созданием индивидуальных документов отдельно взятого мероприятия, отрезка времени или выбранной программы. Современные школы применяют образцы:

  1. развитие индивидуальности учеников;
  2. общий план работы класса в выбранном периоде;
  3. схема ;
  4. перспективный, календарный и перспективно-календарный планы;
  5. организация внеурочных занятий и развивающей деятельности;
  6. работа по реализации поставленных задач в выбранном направлении;
  7. преподавательское видение всего учебного года и его частей (четверть, месяц и пр.).

Планирование воспитательной работы классного руководителя - основополагающий аспект гармоничного развития детского коллектива.

Технология планирования воспитательной работы классного руководителя

Прежде чем приступать к составлению документации и самому этапу , педагог должен провести подготовительные действия. А именно, изучить имеющуюся информацию. Данные, получаемые учителем, могут быть внешними и внутренними.

Вид данных

Конкретика

Результат изучения

Внешняя информация

Нормативно-правовые документы, информирующие о ключевых вопросах воспитания; научно-педагогическая литература по выбранной тематике

Знание основных аспектов воспитания, умение заниматься планированием

Внутренняя информация

Система воспитания и план воспитательной деятельности в школе; программа образования в конкретном образовательном учреждении; циклограмма мероприятий на год

Применение имеющихся знаний в реальной практике с конкретным детским коллективом

Кроме изучения, структуризации и обработки данных, планирование работы классного руководителя предполагает коллективный анализ воспитательной среды всех учащихся. Результатом станет:

  1. возможность корректной формулировки поставленных задач;
  2. постановка целей систематического развития, а также их сроки;
  3. определение количества дел и мероприятий для вверенного коллектива;
  4. выявление задач, актуальных для решения в срочном или плановом порядке.

Получение подробных ответов на все пункты и будет являться планом работы с детским коллективом начальной или старшей школы. Учителю остается лишь окончательно сформировать проект по имеющимся данным и назначить ответственных лиц на каждое мероприятие.

План работы с классом должен быть разбит на несколько подпунктов, затрагивающих все сферы интересов детей и подростков. Оптимальное разделение мероприятий производится по следующим категориям:

Направление

Описание, примеры

Работа с активом класса

Проведение классных часов, распределение обязанностей, выбор старосты, организация дней самоуправления

Работа с родителями

Проведение родительских собраний, определение ответственных

Гражданско-патриотическая деятельность

Участие в гражданских праздниках, определение позиции учеников

Интеллектуально-познавательная деятельность

Проведение анкетирований и тестирований, участие в развивающих играх и мероприятиях, экскурсионная деятельность

Трудовое воспитание

Школьное дежурство, проведение уборок, сбор макулатуры

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях

Художественное воспитание

Посещение музеев и выставок, участие в концертах

Заключительный этап планирования рабочей деятельности с классом представляет собой определение финальной формы представления документа. Также педагогу требуется создать образец плана, которого он будет придерживаться в дальнейшей деятельности. Образец передается специалисту .

Планирование работы классного руководителя с родителями

В настоящее время не каждый родитель уделяет должное внимание полноценному развитию ребенка, после отправления его в школу. Для того чтобы дети росли нравственно здоровыми, важна именно . Противостояние семьи и школы недопустимо.

Работа классного руководителя с родителями - это отдельный элемент планирования , которому педагог обязан уделить повышенное внимание. К подобным мероприятиям относятся:

  • определение активов класса (родительский комитет);
  • проведение собраний и обсуждение дальнейших совместных действий;
  • организация дней открытых дверей;
  • проведение субботников и ремонтных мероприятий;
  • индивидуальные действия с родителями;
  • помощь семьям, нуждающимся в психологической и педагогической поддержке;
  • награждение родителей.

Организация работы с родителями позволит педагогу не только лучше узнать каждого ребенка и особенности его семьи, но и заручиться родительской поддержкой на время всего учебного процесса.

Ответственный и необходимый документ, при помощи которого педагог сможет выстроить свою профессиональную деятельность максимально полно, интересно и продуктивно.

Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?

Обязанности классного руководителя

По В. Вороному - автору учебных пособий, освещающих планирование, классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.

Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.

Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.

Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).

Основные виды планов работы с учащимися

Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов: календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно-календарный план.

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.

Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.

В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.

Планирование работы с классом

Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:

  1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.
  2. Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.
  3. Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.
  4. Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.
  5. Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
  6. Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).

На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом - только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.

Основные этапы формирования плана

План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:

  1. Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.
  2. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
  3. Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.

К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.

Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:

  • проведение классных часов;
  • индивидуальное общение;
  • открытые уроки;
  • экскурсии;
  • подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
  • творческие мастерские;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • встречи с интересными личностями;
  • игры.

К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:

  • нравственное и этическое воспитание;
  • учебный процесс;
  • трудовое обучение;
  • физическое воспитание;
  • воспитание патриота и гражданина;
  • работа с «трудными» учениками;
  • работа с родителями;
  • формирование ЗОЖ учащихся;
  • профориентация.

Цели и задачи воспитательной работы

Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.

В процессе формирования классному руководителю следует учесть необходимость:

  • обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
  • гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);
  • культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);
  • эстетического развития;
  • социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);
  • организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);
  • учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);
  • совместной деятельности с родителями и общественными организациями.

Основные направления и содержание работы с учащимися

Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.

Так, сначала нужно отразить в плане общешкольные мероприятия, в которых ученики должны принять участие. Это могут быть организация и проведение Дня знаний и Последнего звонка, отчетного концерта, концерта здоровья и так далее. Затем необходимо продумать мероприятия, приуроченные к праздникам, определенным периодам учебного года. Например, как нельзя кстати к началу учебного года будут беседа «Учись учиться» и проведение организационных классных часов, перед зимними каникулами следует провести беседу о технике безопасности в холодное время года и на льду, а беседу «Уважение к женщине» лучше приурочить к Восьмому марта.

После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:

  • беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;
  • туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;
  • участие в субботниках, генеральная уборка класса;
  • уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
  • беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
  • контроль посещаемости (ежедневно);
  • учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).

Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.

Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся

Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о "трудных" учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.

Требования к содержанию плана

Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:

  • целенаправленность плана;
  • реальность;
  • применение различных форм работы;
  • творческий подход классного руководителя;
  • систематичность;
  • учет возрастных особенностей и интересов учащихся.

Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Кафедра педагогики

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика» (модуль «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач»)

на тему: «Разработка плана классного руководителя»

Выполнила:

студентка 3 курса гр. аб

Факультета иностранных языков

Кузнецова Юлия Сергеевна

1. Задание

Вас назначили классным руководителем в новом для вас классе. На протяжении первых недель вы смогли составить обобщенную характеристику классного коллектива.

1. Определите приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе на предстоящий учебный год.

2. Сформулируйте задачи воспитательной работы с данным классом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

3. Составьте план работы классного руководителя на 1 четверть (используйте в качестве образца оформления варианты планов воспитательной работы, включенных в учебно-методический комплекс).

Характеристика класса

8 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков.

Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Большая часть родителей имеет военное или техническое образование. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, систематически посещают школу, отзываются на все просьбы классного руководителя.

Состояние здоровья учащихся удовлетворительное, но есть дети с наличием хронических заболеваний (6 человека с недостатками зрения, 1 человек с заболеванием внутренних органов.)

Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых и общественных поручений проявляется лишь у части учащихся, в основном - у девочек. Большинство мальчиков в общественной деятельности пассивны и безынициативны. Взаимопомощь проявляется слабо. Особой безответственностью отличаются Миша С. и Сергей К. Актив класса составляют несколько «хорошистов».

Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное. Общий уровень знаний и учебных навыков средний, у мальчиков несколько лучше показатели по точным наукам, девочки более усердны и успешны в науках гуманитарных. Отличников в классе трое, неуспевающий один (Миша С.).

В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной - на уроке учащиеся отвлекаются, не слушают учителя. Педагоги связывают это с влиянием на класс группы ребят во главе неформальным лидером - Мишей С.

Во внеучебное время примерно треть класса посещают спортивные секции и кружки при гарнизонном Доме офицеров.

2. Психолого-педагогическое обоснование проекта

В целом класс неплохой, 31 человек, среди них 14 девочек и 17 мальчиков. Каждый подросток представляет собой личность и по-своему воспитан и развит. Для начала приведём общие особенности этого возраста.

Л.С. Выготский «кризис развития» этого возраста (14-16 лет) объясняет несовпадением трех точек созревания: полового, общеорганического и социального. Центральным и специфическим новообразованием, по мнению ученого, является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру, оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфическая активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в среде взрослых . Подобная активность служит предпосылкой формирования у учащихся этого возраста определенной, воспитательно-возвышенной системы личных ценностей.

Для духовно-нравственного развития в этом возрасте характерно формирование убеждений на основе нравственных идеалов, причём подростков привлекают яркие, сильные, волевые личности героического типа.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является, как уже отмечалось, формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. При этом мерилом его отношения к себе и к миру является значимый «Другой». Поэтому возникает еще одна важная воспитательная задача: указать подросткам достойные образцы для подражания. В противном случае они, не обладая жизненным опытом и достоверными моральными критериями, изберут себе в качестве образцов поведения ложных кумиров.

Что касается взаимоотношений со сверстниками, то здесь реализуются такие потребности растущей личности, как потребность в общении, потребность в познании и самопознании, потребность в самореализации, потребность в самоутверждении, потребность во взаимной поддержке и защите. Ведущей среди перечисленных потребностей является потребность в самопознании, объектом относительно глубокого изучения подростка становится он сам как личность, как человек, как носитель внутреннего, духовного мира. Возникший интерес к себе вызывает стремление к познанию и моральной оценке внешних и внутренних качеств других людей, желание сравнить себя с ними, разобраться в собственных переживаниях и чувствах. Поэтому в этот период особенно необходимо знакомство подростков с такими героями, чувства и мысли которых близки его душевному строю.

В.В. Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперёд, мутит и волнует душу, бросая её из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе – но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду …». На границе подросткового возраста происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении. Одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.

Как было сказано выше, возникновение представления о себе как «не о ребёнке» является основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. «При этом подростки проявляют некритичность к подлинному объёму своего знания и умения. Накопленный опыт, знания, обученность приводят к своеобразному «Я сам!», к субъективной готовности на всё в жизни. Отсюда – настаивание на своей независимости, требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость». Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка.

«Лишь с этим периодом, - отмечает прот. В.Зеньковский, - начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов». В духовной жизни в этом периоде мы замечаем, как он выражается, совсем новый стиль: подросток вновь чувствует себя перед лицом бесконечной перспективы, которая, однако, уже не вне его, а внутри его, в таинственной глубине души. Духовный мир подростка эгоцентричен, его опьяняет переживание собственной свободы, а поскольку он не знает ещё, что делать с ней, в чём её смысл и тайна, ему хочется без конца утверждать эту свободу, даже нелепо, «рассудку вопреки, наперекор стихиям».

Таким образом, на основании вышеперечисленных психологических и духовно-нравственных особенностей старшего подросткового возраста (14-16 лет) можно сделать вывод о том, что именно в этот период идет интенсивное формирование потребностно-личностной сферы убеждений. Если психологическое и нравственное развитие ребенка проходило нормально, то к 14 годам когнитивный компонент полностью сформирован, т.е. ребенок имеет полный комплекс знаний о нормах, ценностях и способах поведения. Эмоционально-личностный компонент убеждений, т.е. переживание своего отношения к этим нормам и ценностям находится в завершающей стадии формирования, хотя изменить его и изменить радикально возможно с помощью вновь формирующегося практически-действенного компонента. Именно потребность поступать в соответствии со своими собственными внутренними убеждениями без оглядки на внешние авторитеты эти самые убеждения укрепляет. Только через деятельность, через поступки убеждения приобретают целостность и стабильность.

Поэтому при выборе методов и средств в процессе целенаправленного формирования убеждений у старших подростков предпочтение должно быть отдано тем, которые непосредственно связаны а) с общением как со сверстниками так и со «значимыми взрослыми»; б) с практической общественно-значимой деятельностью, дающей широкие возможности для нравственного выбора. Вовлечение подростка в педагогическую деятельность, т.е. в деятельность по общению с одной стороны с младшими по возрасту, с. другой стороны с членами взрослого педагогического коллектива как нельзя лучше отвечает этим требованиям.

3. Планирование работы классного руководителя

Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Loading...Loading...