Понтий Пилат – биография, фото, личная жизнь прокуратора Иудеи. Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи

В 63 году до н. э. Иудея была завоевана Помпеем и включена в состав Римской империи. В 6 г. н. э. стала провинцией, управляемой прокуратором. Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи.

Исторический путь Пилата начался с его назначения в 26 году н. э., когда «в Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата».

Попытаемся выяснить, кто такой прокуратор в Римской империи, его функции, обязанности, продолжительность службы, оплату и остановимся на личности прокуратора Понтия Пилата. Рассмотрим описание его дел античными авторами, чьи сочинения написаны чуть позже времени его службы в Иудее.

Термин „прокуратор" в Древнем Риме относился к каждой личности, уполномоченной вместо какой-то другой личности заботиться о каком-то деле. В языке гражданского права этот термин значит „прокурор, адвокат", т.е. представитель, свободно избираемый истцом, который замещает истца через какой-либо устный или письменный договор и занимается делом за счет истца.

В разговорном или в административном языке под словом „прокуратор" подразумевается доверенный человек, которому поручено замещать собственника в управлении каким-то земледельческим владением, торговым делом и т. д. Прокуратором может быть клиент, который при отсутствии своего патрона занимается его интересами, или человек, который имеет мандат надзирать за благами какого-либо своего друга, получать его доход, руководить его предприятием. Прокуратор мог быть управителем богатства женщины, чье имущество было отдельным от имущества ее супруга.

Чаще всего это был освобожденный раб или раб, которого господин назначил быть руководителем его собственности и поставил его во главе всей общности рабов, возлагая на него особую службу в своем доме (над птичником, колесницами и т. д.). Такого вида прокураторы были особенно многочисленны в больших римских семьях во все времена, а особенно к концу республики и началу империи (к началу І в. н. э.) .

Император, как и все остальные римские граждане, тоже имел прокураторов для управления своим частным состоянием. Когда император стал господином части империи с казной, которая ему принадлежала и которая пополнялась через особые налоги из провинции, он использовал прокуратора для управления этим богатством. Эту функцию выполняли освобожденные рабы. В это же время император реорганизовал сословие всадников и должен был дать ему существенное место во главе сенаторского сословия, которое было частично лишено своих прерогатив. Он сделал их прокураторами. Тацит пишет: „Прокураторы в некоторых провинциях, имеющие в своем подчинении войска, назначались исключительно из всадников и играли роль доверенных лиц императора, в противоположность наместнику, обычно представителю сенатской аристократии" .

Император вверил прокураторам – освобожденным рабам - управление некоторыми администрациями и дал им титул „procuratorеs Augusti", в то время как другие прокураторы, (не освобожденные рабы), именовались просто „procuratorеs". Так он разграничил свою личную администрацию и государственную. И. С. Свенцицкая пишет: „Самые важные в стратегическом отношении провинции находились под непосредственным управлением императора. В провинциях появились специальные чиновники, находившиеся на императорской службе – прокураторы. Они осуществляли желания императора. Прокураторы назначались из незнатных, полностью преданных императору людей, чье благополучие полностью зависело от расположения императора. Таким образом за фасадом республики формировался не всегда заметный, но действенный аппарат личной власти императора" .

Первые императоры (до Нерона) оставались верными этому положению. Большая часть прокураторских постов оставалась в руках освобожденных рабов. Во время Флавиев (69-96 г.) прокураторские места были все еще разделены между двумя категориями („libertini, equates romani"). Наконец, при Адриане (117-138 гг.) разделение исчезло, и всадническое сословие приобрело все возможные варианты прокуратора за исключением незначительных постов в императорском дворце, которые остаются доверенными людям рабского происхождения.

Функции прокураторов

Если рассмотреть природу функций прокураторов, они могут быть разделены на несколько категорий:

1. Интенданты императорского дома, занимающиеся наследством, счетами, складами, сокровищницами, увеселениями.

2. Начальники канцелярии и счетоводства в Риме (письма, расследования и др.).

3. Директора разных служб в Риме.

4. Администраторы фиска (налоговая администрация) в императорских провинциях: Аквитании, Германии, Испании, Панонии, Сирии и др., и в сенаторских провинциях: Азии, Африке, Галлии, Сицилии, Ахаии, Македонии, Кипре.

5. Управители провинций, называемых прокураторскими: Корсики, Иудеи, Месопотамии, Сардинии и др. к которым надо добавить и некоторые другие провинции, которые только на определенное время из-за особенных обстоятельств были определены как прокураторские, например Витиния в І в. или Памфилия. Эти управители, которые, кроме финансовых обязанностей своих коллег, обладали властью гражданского и военного управителя, носили характерный титул „procurator et praeses, procurator pro legato".

6. Руководители финансовых и административных служб вне Рима (наследство, порты, налоги, движение и др.), не считая определенного числа других прокураторов, гражданских или военных, которые носили титул „префект".

Обязанности прокураторов

Чтобы проследить обязанности прокуратора, необходимо разграничить прокураторов, управляющих провинциями, и прокураторов, имеющих чисто финансовые функции. Можно сказать, что прокураторы с финансовыми обязанностями имели только одну миссию – бодрствовать над собиранием налогов при администрации, к которой прикреплены. Независимо от того, императорской является провинция или сенатской, они должны были следить за сбором такс, которые должны переводиться в налоговую администрацию. Если они сами не собирали налоги через своих агентов, то должны были следить за их сбором, за тем, чтобы посредники не причинили вреда сокровищу или насилия над теми, с кого собирают налог. В их работе было столько много технических обязанностей, сколько существовало видов налогов. Кроме собирания налогов, они имели миссию обеспечивать деньгами расходы, связанные с различными целями на местах. Например, должны были заботиться об оплате оккупационных войск в императорских провинциях и об их снабжении провизией.

Прокураторы, управляющие провинциями, имели большие права и власть, так как к их финансовым функциям прибавляется и административная власть. Так, их юрисдикция была намного более расширена по сравнению с финансовыми прокураторами. Со времени Августа в юрисдикции прокуратора Иудеи были и криминальные дела над гражданами. Чтобы осуществлять эту юрисдикцию, прокуратору были необходимы специальные полномочия со стороны императора, называемое „jus gladii".

Личность Понтия Пилата

Личность Понтия Пилата вызывает интерес у христиан, так как она связана с казнью Иисуса Христа. О факте, что именно он вынес смертный приговор Иисусу Христу, пишет Иосиф Флавий: „Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту» .

В Евангелиях не конкретизируется должность, которую занимал Пилат, там он назван просто управителем (h"gemw,n), но у древних авторов встречается подтверждение, что он был прокуратором, хотя некоторые называют его префектом. Тацит пишет: «Ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его (Нерона – б. а.) молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат" .

В словаре Браунригта читаем о Пилате: Имя «Понтий» на самом деле было фамилией - он родился в римской семье. Имя «Пилат» от латинского «пилатус» означает «человек с копьем». Существует несколько легенд о его происхождении, и одна из них гласит, что он был внебрачным ребенком Тира, царя Майнца, и был послан в Рим. Там, как гласит легенда, он совершил убийство и был сослан в Понт в Малой Азии, где он сделал много хорошего и в награду был назначен правителем Иудеи. Однако более вероятно, что будучи сыном известной римской семьи, он прошел обычное дипломатическое обучение и, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, дослужился до поста прокуратора Иудеи» .

Для того, чтобы получить представление о Понтии Пилате, обратимся к авторам, чьи сочинения совпадают со временем правления Пилата или написаны немного позже. Иосиф Флавий пишет: «Когда претор Иудеи Пилат повел свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знаменах. Пилат был первым, который внес эти изображения в Иерусалим, и сделал это без ведома населения, вступив в город ночью. Когда узнали об этом, население толпами отправилось в Кесарию и в течение нескольких дней умоляло претора убрать изображения. Пилат не соглашался, говоря, что это будет оскорблением императора, а когда толпа не переставала досаждать ему, он на шестой день приказал своим воинам тайно вооружиться, поместил их в засаде в здании ристалища, а сам взошел на возвышение, там же сооруженное. Но так как иудеи опять возобновили свои просьбы, то он дал знак и солдаты окружили их. Тут он грозил немедленно перерубить всех, кто не перестанет шуметь и не удалится восвояси. Иудеи, однако, бросились на землю, обнажили свои шеи и сказали, что они предпочитают умереть, чем допускать такое наглое нарушение мудрого закона. Пилат изумился их стойкости в соблюдении законов, приказал немедленно убрать из Иерусалима [императорские] изображения и доставить их в Кесарию.

Некоторые исследователи считают, что характер Пилата в Евангелиях отличается от того, который описан античными авторами, т. к. в Евангелиях он не производит впечатление жестокого человека: «Образ Пилата в канонических евангелиях не соответствует реальному, историческому Пилату, который действительно был прокуратором и префектом Иудеи (надпись, поставленная им, найдена в резиденции римских наместников в г. Кесарии). Он был известен как человек исключительной жестокости" . Филон Александрийский описывает события, которые подтверждают, что Пилат был немилостивым человеком: „Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи, и вот, не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа, он посвятил во дворец Ирода в Иерусалиме позолоченные щиты; не было на них никаких изображений, ни чего-либо другого кощунственного, за исключением краткой, надписи: мол, посвятил такой-то в честь такого-то. Когда народ все понял - а дело было нешуточное, то, выставив вперед четырех сыновей царя, не уступающих царю ни достоинством, ни участью, и прочих его отпрысков, а также просто властительных особ, стал просить исправить дело со щитами и не касаться древних обычаев, которые веками хранились и были неприкосновенны и для царей, и для самодержцев. Тот стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим; тогда поднялся крик: «Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы - не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет - так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку». Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правленья, поведав о взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости. И этот человек, чье раздраженье усугубило природную гневливость, оказался в затруднении: снять уже посвященное он не отваживался; к тому же он не хотел сделать хоть что-нибудь на радость подданным; но вместе с тем ему были отлично известны последовательность и постоянство Тиберия в этих делах. Собравшиеся поняли, что Пилат сожалеет о содеянном, но показать не хочет, и направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду - события скажут сами за себя: Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату ответ, где на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Цезарею ту, что стоит на побережье и названа в честь твоего деда, а там посвятить в храм Августа, что и было сделано. Тем самым ни честь самодержца не была поколеблена, ни его обычное отношение к городу" .

Другой случай, описанный Иосифом Флавием, связан с деньгами из святилища: „Впоследствии он возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода, по которому вода доставлялась из отдаления четырехсот стадий. Народ был сильно возмущен и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие была растоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника, наведенная участью убитых, заставила народ усмириться" .

Окончание правления Пилата тоже связано с насилием: «Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших [отовсюду] самарян, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперед отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов.

Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников, говоря, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал Марцелла, одного из своих приближенных, в Иудею, чтобы принять там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат поехал в Рим, так как не смел ослушаться приказания Вителлия. Но раньше, чем он успел прибыть туда, Тиберий умер» .

В Евангелиях, как уже было отмечено, Пилат не выглядит жестоким ко Христу, хотя о его жестокости к галилеянам упоминается в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лука 13:1). Его отношение ко Христу можно объяснить тем, что, будучи поставленным на пост прокуратора по протекции Елия Сеяна, преторианского префекта, приобретшего исключительное доверие Тиберия и фактически управлявшего Римом до раскрытия его планов о взятии власти, он опасался за свое положение, когда Сеян был убит. Поэтому, боясь быть обвиненным в измене императору, Пилат старался угодить иудеям, которые использовали политическую обстановку для достижения своей цели: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12).

Предание гласит, что, прибыв в Рим после убийства самарян на горе Гаризин, Пилат оттуда был отправлен в ссылку, где и закончил жизнь самоубийством.

Светлана Вылкова

«Мастер и Маргарита».

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» - это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.


Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.


Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.


Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.


В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя .


Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть

Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.


В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.


Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер .

Память

  • 1898 – «Игра страсти»
  • 1916 – «Христос»
  • 1927 – «Царь царей»
  • 1942 – «Иисус из Назарета»
  • 1953 – «Плащаница»
  • 1956 – «Понтий Пилат»
  • 1972 – «Пилат и другие»
  • 1988 – «Последнее искушение Христа»
  • 1999 – «Иисус»
  • 2004 – «Страсти Христовы»
  • 2005 – «Мастер и Маргарита»
  • 2010 – «Бен-Гур»
Александр Ткаченко
  • Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Иосиф Флавий
  • По́нтий Пила́т - пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека .

    До 4 года по Р.Х. Иудеей правил , затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

    Историчность фигуры

    До ХХ века о Пилате свидетельствовала и несколько древних историков. В 1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

    Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат - прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе. Имя Пилата нам неизвестно.

    Должность

    Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) - управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

    Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

    На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

    Характер Пилата

    Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист.

    Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

    Пилат и Христос

    Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека). Против казни также выступила жена чиновника. Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого. Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

    В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд () для собственной защиты.

    Что было с Пилатом после Христа?

    Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, - это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

    Что было дальше - документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

    Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

    Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

    Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

    Установила в Иудее свое прямое правление. Возглавлять провинцию стал , которого, впрочем, правильнее будет называть префектом. Исследователи установили, что наместники Рима стали именоваться прокураторами лишь во II веке, а до этого их называли именно префектами. Этот наместник обладал широкими полномочиями, хотя и подчинялся проконсулу Сирии. Понтий Пилат стал пятым по представителем римской власти, занявшим эту должность по предписанию императора Тиберия.

    Имя «Пилат» представляет собой, по всей видимости, прозвище, которое часто носили римляне. Обычно оно подчеркивало некую отличительную особенность его владельца. Существует версия, согласно которой это имя происходит короткого метательной оружия – дротика, то есть фактически «тот, кто метает копье». Не вполне ясно, получил ли это прозвище прокуратор за личные военные заслуги или по наследству.

    Источники описывают Пилата жестоким и высокомерным правителем, свысока относившимся к народу подчиненной Риму Иудеи. Прокуратор не раз оскорблял чувства верующих, с пренебрежением и презрением высказываясь о религиозных взглядах иудеев. Пилат неоднократно использовал храмовые не по назначению, хотя они были предназначены для возведения в Иерусалиме водопровода. Действия прокуратора не раз приводили к волнениям среди населения Иудеи.

    Чем знаменит Понтий Пилат

    В историю Понтий Пилат вошел отнюдь не благодаря своим успехами в деле управления отдаленной провинцией Рима. Его имя прямым образом связано с событиями, относящимися к смерти Иисуса Христа, плотника из Назарета, которого считают Богом, принявшим человеческий облик и пришедшим в мир для спасения заблудшего . Именно Пилат по требованию иудейских первосвященников принял решение, которое обрекло Иисуса на тяжкие муки и смерть .

    Враги Иисуса сами приняли решение лишить его жизни, но по существующим законам не могли привести приговор , пока его не утвердил римский наместник. Авторы Евангелий повествуют о том, что первосвященники после ночного судилища привели Иисуса ко двору Понтия Пилата и настояли на том, чтобы прокуратор своей властью утвердил смертный приговор. Судьба Христа оказалась в руках римского наместника.

    Согласно легенде, Пилат поначалу хотел отпустить Христа, подозревавшегося в сеянии смуты среди иудеев, перед этим примерно его наказав. Но первосвященники, увидевшие в Иисусе прямую угрозу своему правлению, настоятельно требовали, чтобы Пилат, наделенный всей полнотой власти, приговорил проповедника к распятию. После долгих сомнений прокуратор переменил свое решение и приказал казнить Иисуса вместе с двумя разбойниками.

    В статье использованы материалы английской википедии и сочинения Иосифа Флавия

    Римские прокураторы в Иудее

    После смещения Ирода Архелая Август присоединил его владения (а ими были земли Самарии, Иудеи, Идумеи) к провинции Сирия. В отличие от других провинций и колоний римской империи, евреям были пожалованы особые права автономии, благодаря которым некоторые внутренние вопросы решались с меньшим влиянием Рима. Специальные прокураторы назначались непосредственно императорами для того, чтобы служить посредниками между римскими правителями Сирии и еврейской общиной.

    Географически Иудея располагалась на прямом пути по суше на африканский континент. Экономически ее аграрное и финансовое развитие были равны или превосходили другие районы римского мира. Торговля оливковым маслом, прекрасными винами, финиками и орехами из рощ и виноградников, развившаяся там еще с самых ранних библейских времен, была очень важна для римлян, также как и для предшествующих им греков и персов. Евреи, однако, сохранили уникальную независимость в ведении торговли и коммерции. Их промыслы включали в себя кроме огромного количества сельхозпродукции предметы изобразительного искусства из стекла и бронзы.

    Римляне, зная историю, понимали, что признание еврейской культуры и ее независимого характера было более выгодно, чем политика полного господства и влияния. Это было доказано великолепными торговыми отношениями, установленными ранее между Иудеей и Персией. Птолемеи благодаря учету культурных особенностей евреев тоже были щедро вознаграждены.

    К сожалению, римские прокураторы часто были людьми, не обращающими внимания на особенности и различия, которые существовали между Иерусалимом и другими районами Империи под римским протекторатом. Взаимные трения и усугубление этих социальных и культурных различий привели к полному разрыву отношений. Рим победил в нескольких Иудейских войнах: в частности, Первое восстание (66-70 гг. н.э.), Война 115-117 г. н.э. (Kitos War), Восстание Бар Кохбы (132-135 г.г. н.э.) Однако войны обходились дорого и сильно раскачивали Империю, отнимая силу и прибыль, которые могли бы отсрочить ее упадок на столетия.

    Накопленные противоречия между римлянами и евреями привели к снижению значимости Иерусалима. Прокураторы выбрали Кейсарию, из которой и правили страной. Это еще больше усугубило дистанцию между ними и еврейскими иерархами Иерусалима.

    Всего было 14 прокураторов между 6 и 66 гг. н.э. Последовательность лишь единожды была прервана во время правления Агриппы I с 41 по 44 гг. н.э. Только некоторые из прокураторов чеканили собственные монеты. Эти монеты, несущие на себе имена первых пяти римских императоров, были, за редким исключением, уникальными еврейскими по типу. На еврейских прутах, чеканенных прокураторами, никогда не изображалось бюстов императоров, римских богов или языческих храмов. Они были единственно и специально отчеканены исключительно для еврейской общины и являются одними из наиболее редких среди всех римских колониальных монет.

    Первыми прокураторами в Иудее при императоре Августе. были Копоний (6-9 г. н.э.) и Марк Амбибул (9-12 г. н.э.) Монеты, отчеканенные при их правлении отличаются только датой. На них изображены традиционные символы: ячменный колос и пальма. Все в соответствии с еврейской традицией.

    Копоний

    Он был, как и последующие прокураторы, знатного рода, и «имел власть жизни и смерти» При его администрации произошло восстание Иуды Галилеянина, причиной которого была не столько личность Копония, сколько появление в стране римских солдат. Кроме того, в процессе преобразований в Иудее, проводилась перепись населения, которая также вызывала недовольство.
    При Копонии произошел следующий инцидент: Во время праздника Пейсах, когда двери Храма были открыты в полночь, некий самаритянин вошел в первую дверь Храма и раскидал человеческие кости по колоннаде. Вскоре после этого случая Копоний был отозван в Риму, и заменен Марком Амбибулом. Вероятно, из-за этого случая одна из дверей Храма получила название «двери Копония». Относительно личного отношения Копония к евреям не известно ничего определенного.

    Марк Амбибул — изначально римский всадник, получил должность прокуратора Иудеи и Самарии в 9 н.э. и управлял до 12 н.э, когда его сменил Анний Руф. Иосиф упоминает о нем в Иудейских Древностях 18.31.

    Третий прокуратор — Анний Руф (12-15 г. н.э.) — монеты не чеканил.
    Его срок пребывания был, очевидно, без происшествий, не считая единственного случая, о котором сообщает Иосиф — смерть Августа в Риме в 14 г. н.э.

    Следующим прокуратором стал Валерий Грат в 15 г. н.э.

    Правление Грата в основном примечательно частой сменой Первосвященников. Сначала был утвержден Анна, следом Исмаэль, сын Фабии (Fabi), затем Элизар, сын Ариана (Arianus), далее Симон, сын Камифы (Camith), и наконец Иосиф Каиффа, зять Анны. (Иудейские древности. книга 18, гл. 2.) Он подавил две большие банды грабителей, наполнивших Иудею в течение его правления, убив своей собственной рукой главаря одной из них, Симона, бывшего раба Ирода Великого. Грат также помогал проконсулу Квинтилию Вару в подавлении восстания евреев. (Иудейская война, книга 2. глава 5.)

    В отличие от первых двух прокураторов, которые чеканили еврейские пруты только в течение трех лет на двоих и только одного типа, Валерий Грат оставил большое разнообразие монет. Все его монеты были вполне приемлемы для евреев, многие из этих новых типов исключительно привлекательны и редки. На монетах изображались разные символы, такие как венок, рог изобилия. Все это уже использовалось Хасмонеями и Иродом

    Понтий Пилат (26-36 г.г. н.э.)

    Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и четвертый из прокураторов, чеканивших монеты, много сделал для того, чтобы спровоцировать трения и плохие отношения с евреями. Именно он спровоцировал преследование Иисуса и последующее распятие. Он назначил Ирода Антипу на ведущую роль в драме, которая в дальнейшем привела к расколу среди евреев. В это время множество различных еврейских сект, в том числе и христиане, создавали различные новые догмы. Давление со стороны Пилата стало поводом к дальнейшему разделению еврейской культуры. Его жестокие пытки Христа привели к распространению христианства, многократно увеличив ряды новообращенных. Конфискация сокровищ Храма, гнетущие налоги и засилье жестокости и террора в Самарии привели к его отзыву.

    Еврейские пруты Понтия Пилата также отражают его неуважение и назойливые нападки на еврейскую культуру. Он был единственным прокуратором, который изображал языческие символы на своих монетах, что, разумеется, оскорбляло религиозные чувства. .

    Следующим стал Марцелл — друг Лакия Вителлия (губернатор провинции Сирия), который и назначил его после отзыва Пилата в Рим (36-37 гг.). Можно предположить, что Марцелл не был реальным прокуратором Иудеи, а только подчиненным Виттелия. Иосиф в обозначении статуса Марцелла, использует выражение epimeletes (ἐπιμελητής) = «надзиратель». И это единственный такой случай. Так что, нет никакой уверенности, имел ли Марцелл реальные полномочия прокуратора или был просто смотрителем. В 37 г., он был заменен на Марулла.

    Марулл стал седьмым прокуратором Иудеи. В 41 году его полномочия были переданы царю Иудеи, внуку Ирода Великого Ироду Агриппе, который по совместительству был еще и другом римского императора Клавдия.

    Но в 44 г. Агриппа скоропостижно умирает в Кейсарии. И должность прокуратора возвращается.

    Куспий Фад был прокуратором Иудеи в 44-46 гг. Он упомянут Иосифом в Иудейских Древностях. (книга. 20)
    Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем, остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим. Это было все, что случилось выдающегося у иудеев во времена наместничества Куспия Фада.

    В 46 г. его сменил Тиберий Юлий Александр

    Тиберий Юлий Александр, был видный римский всадник и генерал Римской империи. Рожденный в богатой еврейской семье в Александрии, но отказавшись от иудейской веры, он поднялся, чтобы стать прокуратором Иудеи (46-48 гг.) при Клавдии. Будучи наместником в Египте (66 — 69 гг.), он послал свои легионы против александрийских евреев, способствовал приходу к власти Веспасиана. В 70 г. он участвовал в осаде Иерусалима как заместитель Тита.

    Вентидий Куман (Ventidius Cumanus) был прокуратором Иудеи с 48 по 52 г. н.э. Разногласие между различными источниками — еврейским историком Иосифом и римлянином Тацитом — делает неясным, была ли ему подконтрольна вся территория Иудеи или только часть. Прокураторство Кумана было отмечено враждой между его войсками и еврейским населением, а его отказ реагировать на еврейское убийство на территории Самарии привел к серьезному конфликту между евреями и самаритянами. После расследования, проведенного губернатором Сирии Гаем Уммидием, Кумана отправили в Рим. Император Клавдий посчитал его ответственным за насилие и приговорил к ссылке.

    Марк Антоний Феликс стал прокуратором после Вентидия Кумана в 52 г. и был им до 60 г.

    Он был младшим братом греческого вольноотпущенника Марка Антония Палласа (Pallas). Феликс также был освобожден Императором Клавдием, (согласно этой теории Иосиф называет его Клавдием Феликсом (Иудейские Древности, гл. 20, 7)), или его матерью Антонией Младшей, дочерью Марка Антония и Октавии и племяннице Императора Августа. Согласно Тациту, Паллас и Феликс ведут род от греческих царей Аркадии.
    Жестокость и распущенность Феликса, а также взяточничество, привели к резкому увеличению преступлений в Иудее. Чтобы бороться с зелотами, он поддержал еще более радикальную секту — Сикариев («Люди кинжала»), с чьей помощью он спланировал убийство первосвященника Ионатана. Период его правления был отмечен внутренней враждой и беспорядками, которые жестоко подавлялись. У него были хорошие отношения с еврейской верхушкой, и он даже был женат на сестре Агриппы II. Отношения же с общиной были проблемными и ухудшались, ведя к Первому Восстанию.
    Его роль в религиозных событиях того времени неоднозначна. Апостол Павел был арестован по его указанию, и держался в заключении в течение двух лет. Но решение о его судьбе он хитро оставил следующему прокуратору Фесту. По возвращении в Рим Феликс был обвинен в том, что использовал в своих интересах вражду между евреями и сирийцами (греками) Кейсарии, чтобы уничтожать и грабить жителей, но благодаря заступничеству его брата, имевшего большое влияние на императора Нерона, он ушел от наказания.

    Что-то мы давно не говорили о монетах. Собственно, после Понтия Пилата и до Антония Феликса никто из прокураторов их не чеканил. Зато у последнего много разных видов.

    Пруты Антония Феликса также отображают его двуличность, особенно это видно на разнообразных монетах, с одной стороны которых изображена пальмовая ветвь, а с другой римские щиты и копья. Одна сторона ясно отображает еврейскую тематику, а на другой — оружие завоевателей.
    Интересно, что на монетах Антония Феликса встречаются имена Клавдия, его жены Юлии Агриппины, Нерона (ставшего в 54 г. императором) и младшего сына Клавдия — Британика.

    Порций Фест (Porcius Festus) был прокуратором Иудеи в 58 — 62 новой эры, сменив Антония Феликса. Он унаследовал все проблемы своего предшественника в отношении римской практики раздачи отдельным представителям еврейской верхушки римского гражданства и соответствующих привилегий. Еще одной проблемой стали споры между Агриппой II и священниками в Иерусалиме относительно стены, установленной в храме, и портящей вид нового дворца Агриппы.
    В течение его правления еврейская вражда к Риму резко усилилась. Чувства были пробуждены, и это сыграло важную роль в приближении первого еврейского восстания.
    Фесту выпало принимать окончательное решение о судьбе Апостола Павла, который был выслан в Рим осенью 58 нашей эры.
    При администрации Порция Феста был отчеканен единственный тип монет с именем Нерона.
    После этого монеты прокураторами уже не чеканились

    Луций Альбин (Lucceius Albinus) был прокуратором Иудеи в 62 — 64 гг. н.э..
    Назначенный Императором Нероном после смерти его предшественника, Порция Феста, Альбин вынужден был принимать трудные решения уже во время свой поездки из Александрии к месту назначения в Иудее. Первосвященник Анан Бен Анан, воспользовавшись смертью Феста, созвал Синедрион, на котором Яков, брат Иисуса (1), был обвинен в нарушении законов и приговорен к побитию камнями. Делегация, посланная недовольными этим гражданами, встретила Альбина прежде, чем он достиг Иудеи. Альбин ответил письмом к Первосвященнику, в котором говорил о незаконности действий последнего. Ввиду этого царь Агриппа II лишил Анана первосвященства уже три месяца спустя после его назначения и поставил на его место Иисуса, сына Дамнея
    По прибытии в Иерусалим Альбин, стремясь обеспечить спокойствие в стране, начал воевать с сикариями. Иосиф также пишет о том, что Альбин стал другом Первосвященника Анана после получения от того ценного подарка. Сикарии, в ответ на действия Альбина, захватывая помощника священнику Элизара, сына Анана. Они требуют в обмен на его освобождение выпустить из тюрьмы десять своих сектантов. Альбин пошел на это, уступив просьбе Анана.
    Когда Альбин узнал, что на его место едет новый прокуратор Гессий Флор, он он велел предать казни всех арестантов, которые заслужили смерть, тех же, кто сидели в тюрьме по каким-либо незначительным и маловажным причинам, он освободил за известную сумму денег. Таким образом, тюрьма, опустела, зато страна наполнилась разбойниками.

    Гессий Флор (Gessius Florus) стал прокуратором в 64 г. Уроженец города Клазомен (Clazomenae), Флор заменил Луция Альбина Императором Нероном из-за дружбы его жены с женой Нерона Поппеей. Он был жаден и несправедлив к еврейскому населению. По мнению Иосифа именно он стал первопричиной Первого еврейского Восстания.
    После вступления на пост в Кейсарии, Флор начал практику одобрения действий местного греческого населения города против еврейского населения. Местное греческое население заметило такую политику Флора и широко пользовалось такой благосклонностью в своих интересах. В частности, во время молитвы в синагоге греки зарезали при входе в нее несколько птиц, что было издевательство над иудейским законом и осквернением места и делало невозможным совершение в синагоге ритуальных действий. Евреи послали делегацию, чтобы просить заступничества у Флора. Несмотря на принятие оплаты восьми талантов за слушание дела, Флор вместо этого заключил в тюрьму просителей.

    Флор же, как будто он специально нанялся для этого, нарочно раздувал пламя войны. Он послал за храмовой казной и приказал взять оттуда семнадцать талантов под тем предлогом, будто император нуждается в них. Весть об этом привела народ в негодование; с громкими воплями он устремился в храм, взывал к имени императора и молился об освобождении от тирании Флора. Некоторые из более возбужденных открыто хулили имя Флора, обошли толпу с корзинками в руках и просили милостыни, приговаривая: «подайте бедному, несчастному Флору!» Это, однако, не заставило его устыдиться своей жадности, а напротив подстрекало его на дальнейшие вымогательства. Вместо того, чтобы поспешить в Кесарею, потушить разгоревшуюся там войну и устранить причины неудовольствия, за что ему же заплатили,- он ринулся в Иерусалим с конницей и пехотой, чтобы силой римского оружия отстоять свои требования и страхом и угрозами волновать город.

    3) Успокоение умов пришлось, однако, Флору не по сердцу. Он придумывал поэтому новые средства, чтобы возбудить их вновь. С этими мыслями он призвал к себе первосвященников и почетных граждан и объявил им: если они желают представить ему истинное доказательство в том, что иудеи не помышляют о мятеже, то пусть последние устроят торжественную встречу придвигающимся отрядам из Кесареи. (Две когорты были на пути к Иерусалиму). Но в то время, когда те были заняты в народном собрании, Флор отправил вестового с инструкцией к начальникам когорт, чтобы они приказали своим людям ничего не ответить на приветствия иудеев; в случае же, если последние позволять себе какое-либо слово против его личности, тогда они должны пустить в ход свое оружие. Между тем первосвященники созвали народ в храм и побуждали его выйти навстречу римским когортам и радостно их приветствовать, дабы избегнуть худших последствий. Жаждавшие мятежа отказались от этого предложения и народ, помня убитых, склонялся на сторону более решительных.
    4) Тогда появились все коганы и все священнослужители, неся перед собою священные сосуды и одетые в облачение, которое они обыкновенно носили при богослужении; дальше шли игравшие на цитрах и храмовые певцы с их инструментами — все пали ниц перед народом и молили его сохранить им священное облачение и не довести до того, чтобы римляне разграбили посвященные Богу драгоценности. Самих первосвященников можно было видеть с пеплом на голове и с обнаженной грудью, так как они разорвали на себе одежду. Они обратились к некоторым знатным особам поименно и ко всему народу в целом и заклинали их не подвергать опасности родного города из-за упуще¬ния незначительной формальности и не отдать его на произвол тем, которые хотят погубить его. «Что же выиграют солдаты от приветствия иудеев, а с другой стороны, если они откажутся выйти им навстречу — поправится ли совершившееся уже несчастье? Если они по установившемуся обычаю дружелюбно примут приближающиеся отряды, тогда они отнимусь у Флора всякий повод к войне, сохранят отечественный город и в будущем не будут больше обеспокоены. Помимо того, было бы непростительной необдуманностью с их стороны дать руководить собою немногим беспокойным умам, вместо того, чтобы своим подавляющим большинством заставить тех присоединиться к ним».
    5) Этими словами они не только смягчили народ, но — одних угрозами и других внушавшим уважение повелительным тоном-заставили умолкнуть даже коноводов. Спокойно и в праздничных нарядах народ подвигался навстречу солдатам и приветствовал их, когда те приблизились. Видя же, что солдаты оставляют приветствие без всякого ответа, некоторые из беспокойных стали поносить имя Флора. Это послужило лозунгом к нападению на иудеев. Солдаты их немедленно оцепили и начали бить кнутами; бежавших преследовали всадники и растаптывали их. Огромное число пало под кнутами римлян, но еще больше погибло в натиске своих же. Страшна была давка в воротах: каждый хотел опередить другого и вследствие этого замедлилось общее бегство; те, которые падали на землю, погибали самым жалким образом. Задушенные и раздавленные наступавшей на их тела толпой, они до того были изуродованы, что никто не мог отыскать трупа родных для погребения. Вместе с ними втеснились в город также и солдаты, не переставая бить всех, кого только застигали. Они старались загнать народ в Бецету (Предместье города) для того, чтобы, оттолкнув его в сторону, завладеть храмом и замком Антонией. В этом же расчете и Флор с своим войском прискакал из дворца и старался достигнуть цитадели. Но этот план ему уже не удался. Народ повернулся лицом, выдержал натиск римлян и, взобравшись на крыши, стал стрелять в римлян сверху вниз. Затрагиваемые этими выстрелами сверху и слишком слабые для того, чтобы пробиться чрез толпу, запрудившую тесные улицы, римляне потянулись назад в свои квартиры, близ царского дворца.

    Loading...Loading...