Правила соборования. Что самое главное в соборовании? — То есть, если я правильно понимаю, когда мы говорим о соборовании, мы имеем в виду, что большинству из нас соборование по «медицинским» духовным показаниям положено

Вот вы разобрались со всеми вопросами, касающимися сути и необходимости Соборования; поняли, что все досужие домыслы об этом таинстве не имеют смысла и смертельной опасности для вас оно не представляет, а где-то даже совсем наоборот - поможет выздоровлению: если не телесному, то духовному уж точно.

Потому что и телесный недуг, если правильно подойти к данному действу, будет восприниматься под совершенно иным углом зрения. И вы решили: Великий пост - пора собороваться! А теперь надо выяснить чисто практические вопросы подготовки к Таинству Елеосвящения.

Нужно ли поститься, причащаться и исповедоваться перед соборованием?

Абсолютно здоровых людей почти не существует. А болезни, как мы знаем, это результат нашей греховной жизни. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов.

А очищение происходит через Таинство Покаяния, в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.

Не будет большим нарушением, если исповедь совершится после Соборования. Главное, чтобы она состоялась.

Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.

Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

Несколько слов о духовной подготовке

Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха. Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет.

Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми - и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения - по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «…первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

В Евангелии от Матфея приводятся такие слова Иисуса Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.

Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует. Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:

  • накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
  • вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
  • создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

Можно ли кушать перед таинством?

Специально поститься перед Таинством не обязательно. Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.

Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия. Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать - никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.

И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов - Великого или Рождественского. А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.

Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость.

К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

Что брать с собой?

Не забудьте взять с собой масло. На Соборование надо прийти вовремя, а еще лучше - немножко раньше.

Если не записались на свечном ящике предварительно, следует внести свое имя в список, по которому священник будет семикратно молиться за каждого из присутствующих. Надо купить свечу - ее вы будете держать в руке в ходе таинства.

Что нужно принести для соборования с собой? Обычно приносят растительное масло - в бутылке или баночке, кому как удобнее. Посуду с маслом, открыв ее, ставят на столик, а в конце таинства священник добавляет в каждую тару с маслом освященный елей, оставшийся после помазания.

Не будут лишними носовые платки или впитывающие салфетки. Во время помазания лица, груди и рук образуются излишки елея, которые время от времени надо втирать в кожу или промокать тканью, чтобы не испачкалась одежда.

Известно, что, идя в православный храм, женщины покрывают головы.

  1. Головной платок или шарф надо повязать таким образом, чтобы был открыт лоб (его будут помазывать) и чтобы из-под платка не выбивались и не замасливались волосы.
  2. Одежда должна быть настолько удобной, чтобы давала возможность помазать шею и грудь.
  3. Не рекомендуется оставлять на шее, пальцах, руках драгоценности или бижутерию: чтобы не мешали, да и не замаслились.

Человеку свойственно ожидать чуда. И это правильно. Однако требовать его у Творца не следует. Нам не дано знать, что «зашифровано» Им в наших телесных немощах: может, они гораздо полезнее для исправления наших душ, чем 100%-ное здоровье. Ведь причиной наших бед является нечто внутри нас. И, собираясь на Соборование, надо ясно понимать, что для нашего исцеления гораздо важнее со смирением просить у Господа врачевания и сохранения бессмертной души, а уж затем - тела.

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви - таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Соборование: прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения . Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.


Из глубины веков

Таинство Елеосвящения , как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств ? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию , и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Мы находимся внутри периода, который называется Великим постом. Внутри же поста есть свои особенности, обычаи, традиции. И в частности, есть одно такое правило: во время поста прибегают к таинству соборования. О том, что это такое, когда нужно это делать и всем ли нужно, или собороваться надо только перед смертью – есть такая распространенная точка зрения, мы сегодня и говорим. На вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

— Отец Игорь, думаю, что начать нужно с самого простого вопроса. Когда проводится соборование? В каких случаях человеку оно необходимо?

— Соборуется человек, когда болеет, когда ощущает себя больным. Но, конечно, речь идет не о насморке. Каждый христианин соборуется раз в год, например, Великим постом. Потому что соборование – это как раз то молитвословие, в котором мы просим Господа простить нам наши забытые грехи.

— А как готовиться к соборованию?

— Классически это выглядит следующим образом. Сначала человек исповедуется – (называет) те грехи, которые он помнит и еще не исповедовал. Потом соборуется. А потом (на ближайшей Литургии) причащается Святых Христовых Таинств.

— То есть, если я правильно понимаю, когда мы говорим о соборовании, мы имеем в виду, что большинству из нас соборование по «медицинским» духовным показаниям положено?

— Ну, здесь скорее все же не медицинские, а духовные показания. Те, которые сподвигают нас к желанию быть здоровым не только телесно, но и духовно.

— В каких случаях соборование проходит в храме? в каких случаях соборуются дома?

— Соборование не всегда проходит в храме. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Соборование – таинство, которое совершается и на дому, и нет никакой разницы.

— Скажите, а детей нужно соборовать? Младенцев до 7 лет?

— Таинство соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Поэтому младенцы – дети до 7 лет – не соборуются, так как им Господь и так прощает их согрешения, если они есть. Если же ребенок уже достиг 8-летнего возраста, то здесь уже по благословению духовника семьи он может быть соборован. Но обычно соборуют после 16-18 лет.

— Бытовой вопрос, если позволите. После соборования остается масло, которое использовалось в этом таинстве. А что с этим маслом потом делать? И зачем оно вообще нужно?

— Этим маслом можно помазываться (например, помазывать больные места), можно добавлять его в пищу, когда готовим суп или какое-то другое блюдо. Можно себя благословлять этим маслом, начертывая крест на лбу. Самое главное – что оно должно быть употреблено с благоговением и молитвой.

— А хранить его можно в совершенно обычных условиях? Никаких специальных требований нет?

— Требования те же самые, как и к хранению любой святыни. Это должно быть с благоговением, в достойном месте. И чтобы об этой святыне не забыли, как это иногда бывает…

— Отец Игорь, можно напоследок вопрос о названии? Само слово соборование – что означает? Оно похоже на слово собор. Речь идет о здании церкви? О собрании людей? Почему таинство так назвали?

Соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. В требнике написано, что семь священников должно собраться и совершить это таинство над болящим. Семь священников – это не всегда выполнимо, бывает, что и один священник все совершает. Но название, тем не менее, именно отсюда – от собрания.

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Соборование у многих ассоциируется с предсмертным церковным обрядом, ведь к умирающему человеку всегда приглашают священника для последнего помазания. Я очень удивилась, когда моя золовка предложила пройти соборование в Великий пост. Я же не собираюсь умирать, зачем мне собороваться? Но оказалось, что я сильно ошибалась, и Таинство соборования проводят даже для здоровых молодых людей. В статье я вам расскажу об особенностях елеосвящения, когда его проводят и для чего.

Во время елеосвящения (помазания освященным церковным маслом) на человека снисходит божья благодать. В это время можно исцелиться от тяжких недугов. Но главным смыслом соборования является отпущение даже тех грехов, о которых человек не ведает либо забыл. Хотя соборование проводят для умирающих людей, но оно предназначено для всех верующих. Не соборуют только детей до семи лет, так как они не совершают осознанных грехов.

Соборование является одним из семи церковных Таинств и отличается от молебна или литургии. Если во время молебна мы свидетельствуем свою веру, надеемся на прощение и милость бога. То во время Таинств на человека снисходит божья благодать, независимо от его заслуг.

Таинство елеосвящения было установлено апостолами, учениками Иисуса:

Так как большинство болезней вызвано грехами человека, то отпущение грехов приводит к телесному исцелению. Однако лукавство не поможет человеку получить божью благодать. Если на исповеди верующий утаил грехи, рассчитывая на автоматическое прощение через елеосвящение, этот вариант не пройдет. Бог зрит сердце человека и все его тайные помыслы знает. Поэтому перед соборованием следует пройти исповедь и во всем раскаяться чистосердечно.

Почему елеосвящение именуется соборованием? Потому что в обряде принимают участие 7 священников — собор. Во время елеосвящения вычитывают 7 глав из евангелия после обязательных молитв. Цифра 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы из евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний.

Таинство соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, где находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные дни, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям этого правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная диета.

Что нужно сделать после елеосвящения? Необходимо причаститься Святых Даров в ближайшую литургию.

Отличие елеосвящения от миропомазания

Некоторые верующие не видят разницы между миропомазанием и соборованием, а также помазанием Всенощного бдения. Миропомазание (печать Святого Духа) проводится сразу же после крещения человека, это два взаимодополняющих друг друга Таинства. Помазание во время Всенощного бдения не относится к Таинствам, это часть церковного обряда.

Кому необходимо собороваться

Елеосвящение обязательно совершают над умирающим человеком, чтобы очистить душу от прегрешений. Таинство проводят и над всеми православными, страдающими физическими и душевными недугами. Например, отчаяние и печаль считаются душевными немощами, которые требуют исцеления. Неосознанные прегрешения, которые христианин не принимает во внимание, тяжким грузом лежат на душе — отсюда и появляется печаль, скорбь и уныние.

Таинство не проводят над психически больными людьми и больными в бессознательном состоянии.

Многие верующие не понимают, зачем нужно соборование, если существует Таинство покаяния? Человеческая природа немощна по своей сути, и мы не всегда можем осознавать свои прегрешения. Ходатайство собора священников за человека имеет огромную духовную силу, ведь богу приятно, когда молятся за своих братьев и сестер. Собор священников умоляет Господа даровать верующему отпущение грехов и телесное исцеление, и эта мольба не может быть не услышанной.

Какие грехи прощаются при соборовании:

  • давно забытые и неисповеданные;
  • совершенные в неведении;
  • о которых не может рассказать тяжело больной по состоянию здоровья;
  • которые нельзя искупить добрыми делами.

Все ли верующие исцеляются после Таинства соборования? Существует суеверие, что после елеосвящения человек выздоровеет либо умрет. Это заблуждение. Исцеления может и не быть, ведь на все воля божья. Верующий должен стремиться исправиться, вести богобоязненный образ жизни, а не разочаровываться в неполученном исцелении. Соборование не является магическим обрядом или медицинской процедурой, но благодатью божьей.

Исцеление — свободный дар божьей благодати, которая не зависит от выполненных действий людей. Нужно, прежде всего, думать о духовных вещах, а не стремлении получить помощь в нужде.

Тяжело больные люди иногда опасаются елеосвящения, думая, что оно неминуемо приведет к смерти. Но это серьезное заблуждение. Смертный час человека не зависит от церковного обряда. Бог может продлить жизнь больному, чтобы тот позаботился о своей душе: успел покаяться, причаститься и подготовиться к смертному часу.

Вопросы и ответы

Требуется ли специальная подготовка к Таинству? Если есть возможность, желательно исповедоваться и причаститься перед елеосвящением. На елеосвящение принося с собой растительное (оливковое) масло, кагор, свечи, рис (пшеницу).

На Таинство необходимо прийти заранее и записаться в церковной лавке, указав свое крестильное имя. Там же нужно купить свечу.

Необходима ли специальная одежда для соборования? Так как священник будет крестообразно мазать грудь елеем, следует надеть кофту с пуговицами или молнией. Нельзя надевать свитер под горло или водолазку. Рекомендуется взять на Таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло.

Сколько раз в год можно собороваться? Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий.

Соборование не заменяет Таинство покаяния и не отменяет его.

Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца.

Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами.

Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам , кроме среды и пятницы? Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования.

Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане . Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам.

Как правильно применять освященный елей , взятый из церкви? Елей можно добавлять в еду, а также мазать крестообразно больные места после произнесенной молитвы.

Что делать с зернами пшеницы, взятыми после соборования в церкви ? Из них можно сварить кашу либо прорастить на блюде с водой и скушать. В церковной практике нет специального обряда с пшеничными зернами, которые употреблялись на елеосвящении.

Вино после соборования можно добавлять в еду , принимать внутрь. Свечи после елеосвящения зажигают дома, когда кто-нибудь из домочадцев занедужит. Однако если в Таинстве елеосвящения принимало участие много больных людей, свечи лучше не брать домой.

Соборование (Елеосвящение) - одно из семи значимых великих Таинств Церкви, в котором молитвенно испрашивается благодать Божия и болящий помазывается освящённым маслом во исцеление телесных и душевных недугов. Совершается собором (7) или одним священником. Установление Таинства восходит к апостольским временам (Иак. 5:14–15). В церковной практике утвердилась традиция приступать к Елеосвящению в многодневные посты. Новоначальных христиан часто волнует вопрос: какая должна быть подготовка к Соборованию ?

Строгих канонических правил по подготовке к Соборованию не существует. В каждом конкретном храме устанавливается своя традиция и, приступая впервые к Таинству, не лишним будет побеседовать с приходским священником. Как правило, в Великий пост в храмах всегда висит объявление, информирующее прихожан о дне и часе совершения священнодействия. Таинство может производиться как в церкви над большим количеством людей одновременно, так и в домашней обстановке над лежащим больным в любое время.

Условно можно выделить два вида подготовки к Соборованию:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Духовная жизнь - это дело серьёзное, невидимое для посторонних глаз. Работа души происходит на глубинном уровне, познавать которые нужно длительно время. Церковные Таинства даны Господом нам в помощь для познания себя, своей греховности, настроя на покаянный лад. Внутренняя подготовка к Соборованию и любым другим Таинствам является главной.

Внутренняя подготовка включает в себя:

  • чтение соответствующей литературы о Таинстве, например Закон Божий протоиерея С. Слободского (уже много лет эта книга признаётся авторитетным изданием и пользуется заслуженной популярностью, в ней простым языком написано о сложных вещах), а также другую духовную литературу, которой сейчас благодатное изобилие;
  • углубление в себя, размышление о своей жизни, грехах;
  • молитвенная подготовка по согласованию со священником;
  • максимальное ограничение телевизора, развлекательных мероприятий - всё это очень рассеивает ум, мешает сосредоточиться на главном.

Для внешней подготовки нужно:

  • исповедаться и причаститься накануне Соборования или после него;
  • получить благословение на Соборование у своего духовника или приходского священника;
  • купить небольшую бутылочку масла, в которую после Таинства разольют оставшийся освящённый елей, приобрести свечи, кагор, муку и/или другие продукты (по желанию) на жертву храму (обычно вешается объявление с перечнем возможных пожертвований на нужды церкви на добровольной основе);
  • надеть одежду с открытой шеей, это место мажется освящённым елеем во время Таинства.

Соборование - одно из Таинств, о котором существует множество суеверий. Хотелось бы остановиться на них. Например, бытует мнение, что собороваться нужно перед смертью. Это неверно. Таинство елеосвящения дано Господом для исцеления души и тела. В современной церковной практике данное священнодействие совершается над взрослыми и детьми после 7–8 лет, имеющими духовные или телесные недуги. Причём не рекомендуется от одной хронической болезни собороваться часто. Если после Таинства заболевание осталось, значит это особый промысел Божий о человеке, нужно принять, смириться и благодарить Бога за заботу.

Другое заблуждение основано на чрезмерной надежде на Таинство, пренебрегая при этом причастием и исповедью. Самое главное в Церкви - это Евхаристия, принятие Спасительных Христовых Тайн является благодатной, исцеляющей силой для христианина, ведущей в жизнь вечную. Очень важно регулярно причащаться, а собороваться нужно по насущной потребности не более одного раза в год - в Великий Пост по благословению. При тяжёлом болезненном состоянии Таинство можно принять и в любое другое время.

Все Таинства Церкви являются спасительными и . Осознанная внутренняя подготовка к Соборованию в Великий Постдолжна стать обязательным правилом для любого верующего человека. Непозволительно приступать к Елеосвящению для профилактики или на всякий случай.

Loading...Loading...