Принципы организации целостного педагогического процесса включают. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необ­ходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспи­тательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтан­ного развития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной прак­тикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую на­правленность в формировании личности и предполагает соотне­сение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школь­ников с текущими событиями; широкого привлечения на заня­тия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полез­ную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участво­вать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источ­ником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения резуль­татов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Напри­мер, изучение тригонометрических зависимостей между сторона­ми и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную тру­довую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организа­ции педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и фор­мирование социально ценных личностно-деловых качеств. Одна­ко необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его со­циальное и интеллектуальное содержание, включенность в сис­тему общественно значимых отношений, организация и нравст­венная направленность.

Принцип научности является ведущим ориентиром при при­ведении содержания образования в соответствие с уровнем раз­вития науки и техники, с опытом, накопленным мировой циви­лизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.


Принцип научности имеет отношение и к методам педагоги­ческой деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на раз­витие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способ­ствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитан­ников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литера­туру и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа научности проявляются два диалек­тических противоречия. Первое связано с тем, что знания нуж­но доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступ­ны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отноше­нии тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытека­ет из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако, как совокупность понятий, суждений, оценок, убежде­ний, сознание направляет поступки и действия человека и одно­временно само складывается под влиянием поведения и деятель­ности. То есть реализация принципа ориентированности педаго­гического процесса на формирование в единстве знаний и уме­ний, сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Одним из фундаментальных принципов организации педаго­гического процесса является принцип обучения и воспитания де­тей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание кол­лективных, групповых и индивидуальных форм организации пе­дагогического процесса.

Индивид становится личностью благодаря общению и связан­ному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой че­ловек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором чело­веком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление - источник социального богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления создает кол­лектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудни­чества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себе отдельная личность. Только в кол­лективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее все­стороннего и гармонического развития.

Сама природа педагогического процесса с его задачной струк­турой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закре­пление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприя­тие, тот или иной урок являются логическим продолжением ра­нее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достиг­нутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень раз­вития. Учебно-воспитательный процесс всегда обращен к целост­ной личности. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную педагогическую задачу. Связь и преемствен­ность этих задач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последо­вательное обогащение и развитие.

Преемственность предполагает построение определенной сис­темы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Систе­матичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: "Только сис­тема, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предме­тов, дает нам полную власть над нашими знаниями".*

* Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 11 т. Т. 5. - М., 1950. - С. 355.

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие, где, с одной стороны, необходимость формирования системы знаний, умений и навыков по предметам, а с другой - необходимость формирования целостного мировоз­зрения о единстве и обусловленности явлений окружающего мира. Прежде всего это обеспечивается построением программ и учебников предметного преподавания при обязательном установ­лении межпредметных и внутрипредметных связей. В настоящее время применяется преимущественно линейный принцип по­строения учебных программ, реже концентрический. Уменьшение доли концентризма связано с тем, что учебные программы все более тесно связываются между собой.

На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последователь­ность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации педагоги­ческого процесса, планирует повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изу­чались ранее, а тренировочные упражнения, как правило, следо­вали бы за изучением теории.

Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса явля­ется принцип наглядности. Я.А.Коменский, обосновавший "золо­тое правило дидактики", согласно которому к обучению необхо­димо привлекать все органы чувств, писал: "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

Наглядность в педагогическом процессе основана на законо­мерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретны­ми фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается при­менением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозити­вов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстракт­ности виды наглядности принято подразделять следующим обра­зом: естественная (предметы объективной реальности); экспери­ментальная (опыты, эксперименты); объемная (макеты, фигуры и т.п.); изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звуко-изобразительная (кино, телевидение); звуковая (магнитофон); символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы); внутренняя (образы, создаваемые речью педагога) (по Т.И.Иль­иной).

Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления уча­щихся, в использовании наглядности важно чувство меры. Боль­шое значение имеет сочетание применения наглядности с твор­ческой работой детей по созданию наглядных пособий. В исполь­зовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в созна­нии воспитанников не запечатлялся какой-либо конкретный об­раз предмета или явления. Так, некоторые учащиеся испытыва­ют большие затруднения в доказательствах теорем, если все они раскрывались на стандартном положении прямоугольного тре­угольника и т.п.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Фор­мирование у воспитанников эстетического отношения к действи­тельности позволяет развить у них высокий художественно-эсте­тический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-ма­тематического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Пред­меты гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вво­дит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохране­ния и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвер­дить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного тру­да, в формировании повседневных отношений и поведения.

Если закономерности выражают существенную, необходимую связь между причиной и следствием, то принципы, которые исходят из закономерностей, являются основными требованиями, которые определяют общее направление педагогического процесса, его цели, содержание и методику организации.

Принципы педагогического процесса (лат. principium - основа, начало) - система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

Формулирование единых принципов целостного педагогического процесса не исключает специфики обучения и воспитания, поскольку каждый из принципов обусловлен своеобразием содержания, форм и методов педагогической деятельности.

В системе педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса, к которым относятся:

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Выражает требование организовать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве. Целевая направленность содержания, организации обучения и воспитания способствует формированию целостного научного мировоззрения, национального самосознания, эмоционально-волевой сферы, норм поведения учащихся. Проектируя личность школьника, педагог стремится к тому, чтобы сделать общие цели, задачи обучения и воспитания собственными целями и задачами каждого ученика.

2. Принцип связи школы с жизнью. Реализуется посредством связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирование системы образования. К этим процессам должны привлекаться и школьники, что будет способствовать формированию у них нравственной, психологической и практической готовности к самостоятельной общественной жизни и труда.

3. Принцип научности содержания воспитания и обучения. Требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали учащимся объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления. Реализуется он прежде всего при разработке программ воспитания, учебных программ и учебников. Кроме формирования научного мировоззрения, этот принцип предполагает выработку у учащихся умений и навыков научного поиска, освоения ими способов научной организации труда.

4. Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Означает он, что обучение и воспитание должны учитывать уровень возможностей учащихся, не создавать им интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. За слишком сложного содержания, недоступных форм и методов обучения снижаются мотивация, работоспособность, ослабевают волевые усилия детей, появляется чрезмерная усталость. Однако упрощение содержания снижает интерес к обучению, делает невозможным формирование волевых усилий, развитие учебной работоспособности, делает проблематичным развивающее влияние обучения в целом.

5. Принцип систематичности, последовательности. Реализуется он в различных формах планирования (тематическое, поурочное) и написании планов, что предполагает формирование у учащихся навыков рациональной организации учебной деятельности, а также такого построения воспитательного процесса, при которой каждое воспитательное мероприятие является естественным и логическим продолжением предыдущей работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.

6. Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе. Способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей. Игнорирование его в обучении и воспитании порождает безынициативность, пассивность, безразличие.

7. Принцип связи обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом. Воспитывает молодых людей творцами общественных ценностей. Ведь труд помогает познать себя и других людей, воспитывает уважение к себе как к личности и тех, кто рядом, обогащает социальным опытом, помогает выбрать жизненный путь и самоутвердиться.

8. Принцип наглядности. Предусматривает использование наглядности не только как средства иллюстрации, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, что содержит в себе общее и единичное, особенное и индивидуальное. Такая работа с наглядностью обостряет внимание, развивает аналитичность мышления, умение достигать образного выражения разнообразных технических и общественных проблем.

9. Принцип коллективного характера воспитания и обучения. Обязывает к последовательному сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Подготовка молодого человека к жизни в обществе требует накопления опыта работы и активной общественной жизни в трудовом коллективе, овладение навыками коллективистских отношений (солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимо требовательности). Коллективные нормы воспитания и обучения в сочетании а групповыми и индивидуальными позволяют одновременно воздействовать на массы в целом и на каждую юную личность в частности.

10. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представления о гуманных принципах человеческих отношений. Педагогическое значение единства уважения и требовательности заключается и том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают личность в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют.

11. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания. Основывается на осознании невозможности универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях. Успешно решить педагогическую проблему можно разными сочетаниями форм и методов работы. Этот принцип отражает демократичность условий работы современной школы, которые дают педагогам право выбора на научной основе оптимальных для них условий, методов, форм и приемов работы.

12. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития. Требует обеспечения единства образовательного, воспитательного, развивающего эффекта педагогического процесса, без чего невозможны устойчивые нравственные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, общественно значимое поведение и прочее. Он предусматривает необходимость осознания полученных знаний, ориентирует на формирование действенных знаний, умений, навыков и способов поведения.

13. Принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию. Проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников с формированием мировоззрения, ценные для общества мотивы поведения, с нравственным отношением к учебе, труду, природы, себя, других людей. Комплексный подход, обеспечивающий единство организации и результатов воспитания и обучения, воплощается прежде всего в межпредметных связях. Комплексность содержания воспитательного процесса осуществляется в программе воспитательной работы, которая предполагает привлечение школьников ко всем видам деятельности. В целом этот принцип отражает объективную требование обеспечения единства обучения, воспитания и жизни учащихся.

В реальном педагогическом процессе принципы обучения и воспитания реализуются в тесной взаимосвязи, взаємозумовлюють друг друга, ни один из них не может быть задействован обособленно, то есть без учета и использования других.

Определим главные принципы педагогического процесса.
1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.
3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.


25.ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ… .

Дидактика – отрасль пед-ки,изучающая теоретические основы обучения и его содержание. Термин “дидактика” происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий.

Методолог-й основой обучения явл гносеология – теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагог-й, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деят-ти, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики связаны с тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормат-ми документами, которые разрабатываются на основе стандартов.

Предметом дидактики явл закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами проц обучения. По мнению, известных дидактов предметом дидактики выступает «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В. Краевский), «условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения» (Ч. Куписевич). Дид-а – наиболее разработанная научная отрасль педагогики. Она явл одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Дид-а решает след задачи.1Определяет задачи обуч-я, отвечает на вопрос «для чего обучать?».2 Изуч наиб общие законом-ти обучения, формулирует на их основе принципы и правила обуч-я.3Опред-т содержание обуч-я, разрабатывает образовательные стандарты, учеб программы и учебно-методические комплексы, вопрос «чему обучать?».4Разрабатывает вопросы о формах и мет-х обуч-я, организации обуч-я в целом, «как обучать?»..5 Формулирует общие принципы создания и применения ср-в обуч-я, играющих существенную роль в образовательном процессе«с помощью чего обучать?».6 Изучает вопросы, связанные с методологией исследования проблем обуч-я.7Анализирует и обобщает передовой педагог-й опыт, изучает новации и инновации в процессе обучения.

Основные катег и понятиям дидактики: обучение, учеб процесс, учение, преподавание, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, содержание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и другие).

Обучение - специально организованный, целенаправ-й процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащ-ся определенной системы знаний, способов мышления и деят-ти, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окруж миру.

Законом-ть обучения - совокупн объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактич-ми явлениями, компонентами процесса обучения, характер-х их развитие и функционирование. Прин обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения.

Преподавание - управление учебной деят-тью уч-ся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами.

Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества и изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Основные теории школьного образования определились в конце XVIII – начале XIX века. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.
Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.).
Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Эту теорию разделяли такие известные педагоги, как Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.
Обе эти теории в чистом виде критиковал К. Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К. Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами.
На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.
Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика, которому предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов.
В 50-е годы XX века под руководством К. Сосницкого была разработана теория операциональной структуризации содержания образования (структурализма). Ее смысл в том, что содержание должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты, то есть наиболее важный материал, отражающий фундаментальные положения науки и одновременно восходящий к ее историческим истокам и последним достижениям научной мысли.
^ Проблемно-комплексная теория содержания образования была разработана под руководством Б. Суходольского в шестидесятых годах XX века. Согласно этой теории предполагается изучение отдельных предметов не порознь, а комплексно: предметом познавательной деятельности учащихся становятся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей.

Наибольшее распространение в прошлом получили 2 теории:

1.​ Теория формального образования (к.18-сер.19в.) – не нужно давать большой объём знаний, его все равно усвоить невозможно. Надо давать лишь тот материал, который развивает память и др. интеллектуальные способности. Ценны не сами знания, а их развивающая способность.

2.​ Теория материального образования (возникла в эпоху развития капитализма). В основу отбора содержания образования легла степень пригодности изучаемых предметов для жизни. Интеллектуальные особенности развиваются автоматически в процессе усвоения «полезных» знаний. Эта теория легла в основу реального образования.

Недостаток 2-х теорий: однобокость.

Сегодня исходят из того, что единственный источник содержания образования – соц. опыт, накопленный в обществе.

Соц. опыт состоит из 4-х основных компонентов:

1.​ Добытые обществом знания об окружающей действительности: природе, обществе, способах деятельности, способах познания и т.д.

2.​ Умения и навыки как осуществление известных способов деят-ти. Они делятся на интеллектуальные (анализ, сравнение, обощение, составление логических схем) и практические (чтение, письмо, счёт, решение задач).

3.​ Система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Забота педагога – не только изложение научных истин, но и формирование у школьников положительного отношения к ним.

4.​ Опыт творческой деят-ти, который обеспечивает дальнейшее развитие культуры общества, что без творческой деятельности невозможно.

Характеристика компонентов содержания образования

1.​ Знания – это информация об окр.мире. К ним относятся категории, понятия, факты.

2.​ Умения и навыки – интеллектуальные и практические.

3.​ Эмоционально-ценностные отношения – коммуникативные и личностные ориентиры.

4.​ Опыт творческой деятельности:

1.​ Комбинирование нового из элементов известного.

2.​ Нахождение новых способов решения.

3.​ Видение проблемы.

4.​ Перенос знаний в новую ситуацию.

Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа.

Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения.

В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики.

Требования к содержанию образования

1.​ соответствие современному уровню развития науки, культуры, техники.

2.​ связь с жизнью.

3.​ оптимальность объема учебного материала, подлежащего усвоению

4.​ отражение внутри и межпредметных связей.

5.​ воспитательная направленность.

6.​ структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.

7.​ важна гуманизация: ориентир на уважение личности ребенка, формирование самостоятельности.

8.​ главная часть гуманизации – гуманиторизация:

1.​ наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности

2.​ выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах

3.​ улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин

4.​ любой школьный предмет должен способствовать гуманизации.

(7. и 8. – по Краевскому).

В законе РФ об образовании (ст.14 «Общие требования к содержанию образования») написано, что содержание образования должно быть ориентировано на:

1. Гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей.

2. Отражение национальных культур в условиях многонационального гос-ва.

3. Содействие сотрудничеству между людьми.

4. Обеспечение самоопределения личности, свободного выбора убеждений.

5. Укрепление правового гос-ва, развитие гражданского общества.

6. Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Принципы педагогического процесса

Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:

Гуманистической направленности педагогического процесса;

Связи с жизнью и производственной практикой;

Соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.

Разработка средств представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:

Научности;

Доступности и посильности обучения и воспитания школьников;

Соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе;

Эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

При выборе форм организации педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:

Обучения и воспитания детей в коллективе;

Преемственности, последовательности, систематичности;

Согласованности требований школы, семьи и общественности.

Деятельность педагога регулируется принципами:

Сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

Опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

Уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.

Выбор методов педагогического воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:

Сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Эффективность результатов педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:

Ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

Прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Кроме того, в педагогической литературе считается целесообразным объединение этих принципов в две большие группы, охватывающие две стороны педагогического процесса – организационную и деятельностную. Первая группа принципов – это принципы организации педагогического процесса, регулирующие выбор целей, содержания и форм взаимодействия. Вторая группа – принципы руководства деятельностью воспитанников, – предлагает систему требований к осуществлению процесса педагогического взаимодействия, его методов и результатов.

В закономерностях педагогического процессаотражаются его объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.


2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: а) наследственности; б) воспитательной и учебной среды; в) включения в учебно-воспитательную деятельность; г) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: а) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; б) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: а) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; б) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: а) интенсивности и качества чувственного восприятия; б) логического осмысления воспринятого; в) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности . Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, поэтому в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:

Учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;

Гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

Общественно-полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и «цементирующий» развитие всех других сторон развития личности;

Морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство);

Художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от:

Потребностей общества и личности;

Возможностей (материально-технических, экономических и др.) общества;

Условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.)

Без знания глубинных закономерностей воспитания трудно рассчитывать на его совершенствование. Реальная жизнь показывает, что только познание закономерностей и противоречий развития и становления личности дает необходимую теоретико-методологическую основу для осуществления практических мер в сфере образования.

Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями;

Связи внутри педагогического процесса;

Связи между задачами, содержанием, методами средствами и формами организации педагогического процесса.

Содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами педагогического процесса можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе педагогического процесса

Создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью;

Решаются такие задачи, как: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап педагогического процесса включает

Постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

Взаимодействие педагогов и учащихся;

Используются намеченные методы, средства и формы педагогического процесса;

Создание благоприятных условий;

Осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся;

Обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

На заключительном этапе педагогического процесса проводится анализ достигнутых результатов.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие педагогического процесса.

2. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.

3. Какова сущность педагогического взаимодействия?

4. Проанализируйте основные этапы педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса.

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогического процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Наиболее общие закономерности педагогического процесса:

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями. Установлено, что цели воспитания зависят от социально-экономической ситуации общества и других его характеристик.

2. Связь между обучением и воспитанием. Она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство, о чем было сказано выше.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности. Педагогика и психология выделяют виды деятельности школьников, устанавливаются связи между ними и другими компонентами воспитания.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей, от психологической атмосферы в окружении.

Подласый И.П. выделяет следующие закономерности педагогического процесса:

1) Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер и чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2) Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3) Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от ин-, тенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.

4) Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие.

5) Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе.

Вопрос № 34

принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Принципы педагогического процесса (лат. principium - основа, начало) - система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

Среди многообразия педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса, к которым относятся:

1) Принцип целенаправленности педагогического процесса выражает требование организовывать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом, правовом государстве

2) Принцип связи школы с жизнью практически реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования

3) Принцип научности содержания воспитания и обучения требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам, студентам объективную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры. Реализуется он прежде всего при разработке программ воспитания, учебных программ и учебников. Кроме формирования научного мировоззрения, принцип предполагает развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, усвоения ими способов научной организации труда.

4) Принцип доступности, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся означает, что обучение и воспитание должны строиться с учетом уровня возможностей учащихся, не приводить к интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

5) Принцип систематичности и последовательности реализуется в различных формах планирования (тематическом и поурочном), написании планов. Он предусматривает формирование у учащихся, студентов навыков рационального планирования своей учебной деятельности

6) Соблюдение принципа сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей.

7) Реализация принципа связи обучения и воспитания с общественно полезным , производительным трудом воспитывает молодых людей творцами общественных ценностей.

8) Принцип наглядности предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для того, чтобы учащиеся, студенты научились самостоятельно работать с художественным образом как источником информации, которая включает в себя общее ее единичное, общее и индивидуальное.

9) Принцип коллективного характера воспитания и обучения предусматривает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

10) Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней имеет особое значение. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают у нее чувство человеческого достоинства, формируют представление о гуманных принципах человеческих взаимоотношений.

11) Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания основывается на осознании того, что не существует универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях. Успешно решить ту же педагогическую проблему можно различными сочетаниями форм и методов работы.

12) Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития требует, чтобы ощущался не только образовательный, но и воспитательный, развивающий эффект педагогического процесса

13) Принцип комплексного подхода к воспитанию проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников, студентов с формированием мировоззрения ценных для общества мотивов поведения, с нравственным отношением к учебе, труду, природе, самого себя, других людей. Комплексный подход, обеспечивающий единство организации и результатов воспитания и обучения, воплощается прежде всего в межпредметных связях

В реальном педагогическом процессе принципы обучения реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообуславливают друг друга, ни один из них не может быть задействован обособленно, то есть без учета и использования возможностей других.

Вопрос № 35


Похожая информация.


Loading...Loading...