Развитие социологии как науки об обществе

Область исследований в социологии невероятно широка. Поэтому в социологической литературе выделяется несколько уровней социологического знания, т.е. определяется структура социологии .

Структуру социологии можно представить 4-мя основными блока ми:

I. Теоретико-методологические основы социологии .

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы этого явления, его исторической специфики, сопряженности с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Прежде всего это общесоциологическая теория , в рамках которой обосновываются методологические и теоретические основы данной науки, концентрируется внимание на изучении базисных, фундаментальных проблем социального познания. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями, вести изучение социального явления нельзя.

II. Огромное количество социальных теорий, т.е. вся проблемати ка.

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями.
В их изучении выделяются два момента:

1). Знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального. Эти теории получили название: теории среднего уровня.

Понятие «Теории среднего уровня» ввел в социологию американский социолог Р. Мертон, который считал, что необходимо развивать социологическую теорию, располагающуюся в пространстве между «частными рабочими гипотезами» и «основными концептуальными схемами». Теории среднего уровня или специальные социологические теории в отличие от общесоциологической теории оперируют категориями менее общего порядка – они рассматривают социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне конкретных социальных институтов и социальных подсистем. Сюда относятся такие отраслевые социологические теории, как, например, социология политики, экономическая социология, социология труда и т.д.

2). Знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии. То есть в чем, например, сущность экономики как таковой и каково ее влияние на общество.

III. Методы социологического исследования, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки .

Специфика познавательной деятельности, обозначенная в данном блоке, – теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления, – выступает как важная самостоятельная часть социологии.

IV. Социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении .

Сюда относятся организация и деятельность служб социального развития, раскрывающие функции и роль социолога. Это инструмент преобразования практики, которым владеет руководитель любого предприятия и работники социологических служб, властных структур.

Помимо различных уровней социологического знания, существуют так же и различные уровни социологических исследований. Социологи исследуют общество на двух уровнях: Микро- и макроуровне.

Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимодействий между различными частями общества, стремятся выявить как изменяются эти взаимосвязи.

К началу XIX в. вышло на рубеж качественных преобразований во всех сферах его жизнедеятельности. В соответствии с закономерностями исторического развития в результате промышленной революции в экономической сфере утвердились буржуазные () отношения, основанные на частной собственности. Крупные изменения в политической сфере привели к ее серьезному реформированию: расширению демократии, прав граждан, появлению политических партий и общественных движений, выборам в парламент и т. п., изменилась социальная структура, возросла географическая и социальная мобильность людей, появились новые (трудовые, политические, правовые и др.), накапливаются ранее неизвестные социальные факты, требующие своего обоснования, для которого имеющейся научной базы было уже недостаточно. Попытки же объяснения социальных отношений, предпринимавшиеся в Древнем Египте, Китае, Индии, Греции, представляли собой лишь этико-философские трактаты о государственном устройстве и не могли решить столь сложную задачу.

Так, считал, что структура идеального государства (общества ) должна состоять из трех сословий : философов; воинов; крестьян и ремесленников. Аристотель одним из первых предпринял попытку описания социальной структуры реального общества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее , подчеркивая важность для стабильной жизни общества среднего сословия , утверждая, что средний достаток — из всех благ лучший. Аристотель считал государство, управляющее обществом, естественным образованием, цель которого — счастье граждан, но не отдельных граждан, а всего общественного организма. Формы правления разделяет на неправильные и правильные, ведущие к всенародному благу. Правильных форм, — считал он, — три: монархия, аристократия, полития (республика) . Многие из его социологических выводов и обобщений (особенно учение о среднем классе) не потеряли своей актуальности и по сей день.

В Средние века социологическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией , поэтому объяснение социальной реальности, как правило, обосновывалось религиозными догмами. Некоторым мыслителям удавалось выйти за рамки традиционного религиозного учения о создании и устройстве общества и описать реальные социальные процессы и отношения своего времени. Например, итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274) объяснял рост социального неравенства и усложнение социальной структуры общества развитием ремесленного производства и ростом торговых и ростовщических операций. При этом торговлю и ростовщичество он не считал греховными, в отличие от позиции официальной церкви.

Одним из первых представителей гражданской концепции социально-политической мысли является выдающийся мыслитель и политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) . В своих произведениях “Государь”, “О военном искусстве” и других он обосновывал идеи о том, что наука не должна заниматься построением идеальных форм государственного устройства, а должна исследовать реально существующие общества и государства . Макиавелли также считал, что форма правления государства во многом зависит от состояния общества.

Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных отношений (XVII — XVIII вв.) способствовали выходу социальных концепций на новый уровень познания общества. В 1651 г. увидела свет книга известного английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) “Левиафан” в которой он излагает концепцию общественного договора. Согласно этой концепции государство является не божьим промыслом, поэтому не может определить равные для всех налоги. Оно возникает на определенной стадии развития общества в результате совместной договоренности граждан для того, чтобы обеспечивать мир и порядок. Таким образом, был сделан первый шаг на пути к разграничению таких понятий, как общество и государство.

Развивая концепцию общественного договора, английский философ-просветитель,основоположник либерализма Джон Локк (1632-1704) впервые разделил такие понятия, как личность, общество и государство и провозгласил приоритет личности над обществом и государством. Дж. Локк рассматривал социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества, в котором роль государства сводится к защите естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность. Благодаря трудам Т. Гоббса и Дж. Локка, гражданское общество и личность выделяются в самостоятельные объекты социологических исследований. Одновременно возникает и развивается понимание приоритетности социальных отношений над всеми остальными.

В XVIII — начале XIX в . социологическая мысль находит свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеция, Э. Канта, Сен-Симона, А. Кетле и др. В этот период (особенно в начале XIX в.) уже существовала объективная необходимость в создании новой науки для изучения нарождавшегося гражданского общества , была создана определенная теоретическая база, собрано значительное количество социальных фактов.

Так,Сен-Симон (1760-1825)в своих научных трудах уделял большое внимание исследованию промышленного производства и социальной структуры общества. Он считал,что политика такая же позитивная наука, как и физика, т. е. подлежит исследованию естественно-научными методами. По мнению Сен-Симона,благополучие народа зависит не столько от политического режима, сколько от форм собственности, способа производства и состояния (классовой структуры) общества.

В начале XIX в. франко-бельгийский ученый-математик Адольф Кетле (1796-1874)совершает настоящий прорыв в исследовании социальных фактов статистическими методами. Он разрабатывает математические(в том числе вероятностные)методы исследования социальной информации, используя корреляционный анализ, выявляет постоянные соотношения показателей. А.Кетле, по сути, одновременно с О. Контом приходит к идее создания новой науки об общественной жизни — социальной физики, — опираясь на социологические эмпирические исследования. Многие его идеи и конкретные разработки легли в основу эмпирической социологии.

Таким образом, к середине XIX в. вызрели экономические, социально-политические и теоретические предпосылки возникновения , становления и развития самостоятельной науки об обществе , опирающейся на конкретные жизненные факты.

ГЛОССАРИЙ

Либерализм – политическое и идеологическое течение, отстаивающее демократические права и свободы личности, свободы предпринимательства и парламентский строй.

Мифы – форма общественного сознания, способ понимания и объяснения природной и социальной действительности на ранних стадиях развития общества.

Учебные вопросы:

1 О.Конт и его роль в возникновении социологии как науки.

2. Причины возникновения социологии. Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Г.Зиммель, М.Вебер – их вклад в социологию как науку об обществе.

3. Зарождение и оформление национальных школ социологии.

Классический и современный этапы развития социологии и их особенности.

Сороковые годы 19 века – период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) – французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» - главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» – теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии – теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия – метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархиюотматематики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня, которая должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальныхфакторов, используя методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды О.Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858-1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта. Г.Спенсер основатель органическойшколы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г.Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму.



В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом».

Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике. Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя. Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества – естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:

Первобытнообщинный строй;

Рабовладельческий строй;

Феодальный строй;

Капиталистический строй;

Коммунистический строй.

Дано описание основных и не основных классов буржуазного общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением которых является революция и коренное изменение общественно- политического строя. Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ееможно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.

Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них. Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существовующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов.

Георг Зиммель (1858-1918гг.) – яркий представитель немецкой школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формы социальности» - предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель изучал различные социальные формы:

- конфликты,

- конкуренцию,

- подчинение и другое.

Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками.

Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых-социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ееметодологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель “понимающей социологии”. М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат. Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта. Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия – явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное. Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов. М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории бюрократии”- теории идеального управления.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите, что в буквальном смысле значит название “социология”.

3. Почему О.Конт называл социологию социальной физикой и выделял социальную динамику и социальную статику?

4. Идеи какого ученого легли в основу теории О.Конта?

5. Почему О.Конт является «крестным отцом» социологии?

6. В чем взгляды М.Вебера и К.Маркса совпадали и в чем противостояли друг другу?

7. Назовите представителей классической немецкой и французской школ социологии.

Задание {{28}}

Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" - это пример исследования...

Теоретического

Лабораторного

Практического

Полевого

Задание {{29}}

Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» - это пример исследования...

Теоретического

Лабораторного

Практического

Эмпирического

Задание {{30}}

«Мятеж» как форму девиации рассматривал …

М. Вебер

Р. Мертон

К. Маркс

Задание {{31}}

Базовые социальные идеи в работах Т. Мора и Т. Кампанеллы – это …

Конкуренция и частная собственность

Эгоизм и гедонизм

Социальное равенство и общественная собственность

Индивидуализм и частный труд

Задание {{32}}

Западный социолог, который придерживался мнения, что все социальные взаимодействия подчинены принципу эквивалентности обмена – это …

М. Ковалевский

П. Сорокин

Дж. Хоманс

Б. Малиновский

Задание {{33}}

Материальное производство как фактор, определяющий сущность и развитие человеческой деятельности, был выделен в работах …

П. Бурдье

М. Вебера

К. Маркса

Г. Спенсера

Задание {{34}}

К теории «общественного договора» Т. Гоббса не относится принцип …

Беспристрастной защиты каждого в суде

Защиты частной собственности

Всеобщего равенства

Незыблемости договора

Задание {{35}}

К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся …

Эмоциональное действие

Логическое действие

Целерациональное действие

Аффективное действие

Задание {{36}}

Концепция социальной мобильности была разработана …

Н.Я. Данилевским

Н.К. Михайловским

М.М. Ковалевским

П.А. Сорокиным

Задание {{37}}

Работу периода античности написал …

Аристотель

А. Аврелий

Т. Гоббс

Августин Аврелий

Томас Гоббс

Фома Аквинский

Задание {{39}}

Культурно-исторический тип, где «наука и технология», согласно концепции Н.Я. Данилевского, являлись ведущей сферой творческой активности – это …

Западно-европейский

Греческий

Китайский

Славянский

Задание {{40}}

Аристотель рассматривал как синонимы и отождествлял содержание понятий …

Общество и община

Общество и род

Общество и государство

Общество и семья

Задание {{41}}

Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К. Маркса является …

Распространение демократии

Классовый конфликт

Развитие науки

Развитие рынка труда

Задание {{42}}


По мнении. П.А. Сорокина, революция является …

Обязательным элементом общественного развития

+ «великой трагедией», деформируют социальную структуру общества

- «локомотивом истории»

Результатом ошибочной политики правительства

Задание {{43}}

Представителем социально-психологического направления в социологии является …

Т. Парсонс

Э. Дюркгейм

Задание {{44}}

Социальное действие на основе сложившегося стереотипа поведения - это... действие

Целерациональное

Традиционное

Ценностно-рациональное

Задание {{45}}

Понятие "социальное действие" в научный оборот ввел...

Г.Зиммель

Т.Парсонс

П.Сорокин

Задание {{47}}

Основные постулаты структурно-функционального анализа:

Целостность общества

Функциональное единство

Универсальность функционализма

Постулат необходимости

Задание {{48}}

Социология как наука возникла в...

Задание {{49}}

Родоначальником социологии как науки является...

Г.Спенсер

Задание {{50}}

О.Конт был сторонником...

Позитивизма

Социал-механизма

Социал-дарвинизма

Задание {{51}}

Направление в социологии, ориентированное на исследование общества методами, аналогичными методам естественных наук, - это...

Позитивизм

Структурный функционализм

Этнометодология

Задание {{52}}

Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, - это...

Феноменология

Символический интеракционизм

Этнометодология

Задание {{53}}

Концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается, - это...

Структурный функционализм

Теория обмена

Феноменология

Задание {{54}}

Первоначально О. Конт новую науку "социологию" назвал...

Социальной философией

Социальной физикой

Социальной биологией

Задание {{55}}

Э. Дюркгейм считал, что социология должна изучать...

Социальные факты

Социальное поведение

Социальные дефиниции

Задание {{56}}

В творчестве. . . были заложены основы структурно-функционального анализа

Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, М.Вебера

К.Маркса, Ф.Энгельса

Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона

Р.Дарендорфа, Ч.Миглоса

Задание {{57}}

Социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина в...

Первой половине XIX века

Первой трети XIX века

Последней трети XIX века

Эпоху Просвещения

Задание {{58}}

Историческим периодом, считающимся исходным хронологическим рубежом российской социологии, является...

Конец XVIII века

Конец XIX - начало XX века

Первая половина XIX века

Конец 60-х годов XIXвека

Задание {{59}}

Первым определил социологию как учение об обществе...

Э. Дюркгейм

Г. Спенсер

М. Вебер

Задание {{60}}

Понятие "идеального типа" ввел в социологию...

Р.Мертон

Ф.Теннис

Задание {{61}}

Установите соответствие между научными школами и социологами

L1: Г.Спенсер

R1: натурализм

L2: Г.Тард, Ч.Кули

R2: психологизм

L3: К.Маркс

R3: экономизм

L4: Э.Дюркгейм

R4: социологизм

R5: позитивизм

Задание {{62}}

Термину "позитивный" О. Конт придавал значения...

Реальное

Положительное

Полезное

Достоверное

Вредное

Необходимое

Задание {{63}}

Социологии Э. Дюркгейма свойственны...

Натурализм

Социальный реализм

Эволюционизм

Задание {{64}}

В творчестве Э. Дюркгема основное внимание сосредоточено на проблемах...

Конфликта

Сотрудничества

Солидарности

Самоубийства

Задание {{65}}

М. Вебер выделил виды деятельности...

Ценностное

Целерациональное

Целевое

Ценностно-рациональное

Аффективное

Традиционное

Задание {{66}}

Метод диалектического материализма развивал...

Р.Мертон

Задание {{67}}

М. Ковалевский развивал идеи...

Всемирно-исторических сравнений

Революции

Эволюции

М.Ковалевский

П.Сорокин

Задание {{69}}

Назовите социолога, который считал, что единого общества быть не может

М.Ковалевский

П.Сорокин

Т.Парсонс

Задание {{70}}

Т.Парсонс - это социолог...

Американский

Немецкий

Русский

Задание {{71}}

В социологии Т. Парсонса особое внимание уделено...

Эволюционизму

Конфликтологии

Структурно-функциональному анализу

Социология как наука об обществе

Прежде всего, необходимо выяснить: что такое социология как наука выяснить структурные компоненты и уровни социологических знаний; определить основные функции социологии.

Социология - молодая наука, которая изучает наиболее сложный, изменчивый объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение человека. Это и наука, формирует и утверждает взгляд на гражданское общество как взаимосвязанную целостность, которая постоянно находится в состоянии изменчивости и развития. Именно эта наука выясняет место и функции каждого социального явления и процесса, дает людям нужны ориентиры, помогает понять обстоятельства жизни, которые их окружают в безграничном процессе человеческих отношений. Физики, химики, биологи, кажется, знают тайны Вселенной, а социологи продолжают спорить о том: что такое общество, которое оно, почему постоянно меняется, усложняется, приобретает новые формы?

Проявления действия социологической науки мы нередко наблюдаем, она для нас не вполне новым феноменом. В последнее время стали очень популярными опрос населения по различным проблемам. С одной стороны, с развитием рыночных отношений не только в экономической сфере, но и в других (политика, культура и т. Д.) Происходит стремительный процесс появления социальных заказов на подобного рода исследований. их можно отнести к сфере маркетинговых исследований (товарный маркетинг, политический, социальный). Хотя и большинство такого рода "исследований" достаточно мало имеет общего с социологией, применяет только ее инструментарий. Это своего рода рекламные и маркетинговые мероприятия многих фирм и компаний, часто проводятся на недостаточном профессиональном уровне, чем и дискредитируют эту науку.

Но не только "социологическим опросам" определяется и определяется эта наука. Социология включает в себя «теорию» общества, выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук. Все общественные науки, которые изучают различные аспекты жизни и деятельности общества, всегда содержат в себе так называемый "социальный аспект", то есть закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Социологию определяют как универсальную науку об обществе. Техника и методика изучения деятельности людей, методы социального измерения, разработанные социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками. Кроме того, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название "социальных исследований" (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.). (Таким же образом построена структура отраслевой социологии »).

Социология имеет много общего с различными общественными и другими дисциплинами. С одной стороны, она отражает социальную философию и историю философских учений, с другой стороны - она, на первый взгляд, очень много имеет общего с журналистикой (именно о методах сбора информации) и психологией. Иногда ее трудно отличить от статистики, демографии, математики. Для тех, кто впервые сталкивается с ней, оно так и выглядит.

Перейдем же к обзору структуры социологических знаний.

Первое подразделение - социологическая теория - дает общее представление о социологии как науке, определяет ее предмет, структуру и круг основных задач, то есть функций, определяется место социологии в системе общественных наук и ее практическая значимость. Далее начинается изучение общества по формированию отдельной личности и ее "погружения" в океан общественной жизни. Все это можно отнести к социализации личности, приобретение (освоение) ею социальных признаков и черт, которые помогают человеку жить и действовать в обществе. Рассматривается взаимосвязь личности, общества и культуры. Большое внимание уделяется и механизма социальных и межиндивидуальных взаимоотношений - социальным связям и отношениям, институциональным связям как наиболее необходимых и главных.

В разделе о социальных общности и социальной структуре идет речь об особенностях создания и функционирования групп, общностей, а также о механизме ее конфигурации и ранжирования по каждому. Социальная стратификация и социальная мобильность являются основными измерениями развития общества. Кроме того, социология объясняет и различные процессы и явления, которые происходят как в сфере поведения групп, так и в достаточно больших общностях и характеризует многообразие общественного развития.

Хотя социология - как самостоятельная наука - появилась в конце ХVШ - начале XIX в., Она считается довольно молодой и относительно недавно ее начали широко внедрять в образовательную сферу общества. Знания об обществе зарождались с давних времен. В своих философских размышлениях мыслители и Античности, и Средневековья достаточно много уделяли внимания изучению общественной жизни. Однако это знание мало достаточно мировоззренческий, мистический характер и не содержало элементов научности, "истинности". Только с формированием нового класса - буржуазии, с новыми общественными отношениями, знания об обществе начало приобретать тех элементов, на которых и базируется современная общественная наука. Именно этот аспект и изучает история социологии. Раздел истории становления и развития социологии содержит данные о возникновении, основные этапы развития и исторические формы и направления социологического знания. История социологии изучает то, как знания об обществе виокреслюються с многомерности человеческого опыта и приобретают форму эмпирически (практически) обоснованной научной теории. История социологии делится на несколько подразделов, где описываются:

■ становления социологии как науки;

■ основные течения и направления развития социологии в XIX и XX вв.;

■ развитие мировой социологии XX в., Основные современные парадигмы;

■ основные направления развития российской и отечественной социологической мысли.

Достаточно весомым разделом в структуре социологического знания является методология социологического исследования и методы сбора и анализа социологической информации, где дается изложение о:

■ программирования социологического исследования, его этапы и процедуры;

■ организацию, процедуры и особенности исследования;

■ основные методы сбора информации (опрос: анкетный, интервью, экспертное, метод наблюдения; эксперимент; социометрические и психологические методики, метод анализа документов и др.).

Именно в этой области социология напоминает журналистику и наиболее сталкивается со статистикой и математикой.

Последний подразделение в структуре социологического знания повествует об отраслях и направлениях развития социологии. Социология делится на отдельные пидтеории, которые изучают основные формы и виды деятельности людей, теории, возникающие на границе социологии и других дисциплин. В дальнейшем нашем курсе всего внимания уделяется изучению социологии труда, быта, экономической социологии, социологии политики, общественных движений, общественного мнения, социологии права, социологии воспитания и др.

Социология в переводе с латыни означает "наука об обществе" или "учение об обществе», или, иначе говоря, вся общественная наука (обществоведение). Социология - наука о законах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. На первый взгляд, социолог изучает индивиды и группы. Но это не совсем так. Он изучает связи, которые создают эти различные группы. Индивид и группа - это совокупность связей, особых, социальных, которые порождают сложные социальные структуры: лицо, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, семью и т. Д.

Таким образом, социология - это универсальная, всеобщая наука об обществе. Конечно, объектом изучения многих наук является человек, его деятельность (экономическая, историческая, политическая, культурологическая, психологическая, демографическая и др.), Общество в целом, но все они изучают общество только в определенной сфере отношений (экономических, политических, культурных и т.п.). Социология изучает общество как целостный организм во всех взаимосвязанных структурах и сферах.

Социология имеет свой чисто социологический подход, отличный от вышеуказанных наук, а именно: общество рассматривается как функционирующая система во всех сферах, проявлениях жизни. Эта система имеет структуры, институты, включает в себя общественные группы, действия конкретных лиц, которые имеют свои цели, интересы и потребности. При таком подходе человек - не какой-то абстрактной моделью.

Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования и занимает в системе научного знания четко определенное место. Она является универсальной всеобщей, всеобъемлющей наукой о человеке.

Объектом социологического познания является современное общество (данная реальность, которая является определенным фрагментом объективного мира).

Предмет социологии - это связи и отношения между людьми. Предмет изучения социологии, как и любой науки, - это не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления существенных закономерных связей и отношений этой реальности. Ряд социологов (в частности, известный польский ученый Ян Щепанський) считает, что предметом социологических исследований является явления и процессы возникновения различных форм общественной жизни, структуры и разновидности различных форм человеческих общностей, силы, которые объединяют и разрушают эти общности, изменения и преобразования, что в них происходят. Зарубежные авторы по-разному высказываются относительно предмета социологии, но наиболее общепринятым является понимание, что социология - это научное исследование общества и социальных отношений, и оно опирается на данные или факты реального мира. По мнению отечественных социологов, социология как наука изучает реальную общественное сознание, во всем ее противоречивом развития - деятельность, поведение людей, которые выступают как воплощение потребностей, интересов, ценностей, знаний, установок, зафиксированных в реальной сознания, и условия, в которых развиваются и осуществляются реальная сознание, деятельность и поведение людей.

Социология изучает общественные системы в их функционировании и развитии. Общество настолько сложный объект, одной науке его изучить не под силу. Внутренний мир человека изучает психология. Поведение человека в непосредственной среде изучает социальная психология - стык социологии и психологии. И, конечно, социальный психолог способен объяснить причины изменений в общественной жизни. В зависимости от сферы деятельности человека, каждая общественная наука изучает эту сферу: политика - политическая наука, экономику - политическая экономия, культурное развитие - культурология, правовую деятельность - правовые науки, историческое развитие - история и т. Д. Но в этих науках есть нечто общее, а именно: они изучают деятельность человека, общества.

Представители различных наук по-разному воспринимают один и тот же объект. Так, если взять семью или любую организацию, коллектив как объект анализа, то, скажем, экономиста, прежде всего, будет интересовать ее бюджет - доходы-расходы; юриста - права и обязанности каждого члена семьи или коллектива; демографа - дитнисть, поло-возрастная структура семьи; психолога - разные типы личности, мотивы; политолога - восприятие политических процессов, отношение к ним и т. д. И только социолог возьмет все эти факторы во внимание в их совокупности и поставит ключевое фундаментальный вопрос: "какая сплоченность этой группы, как и почему она существует?". Социология рассматривает такую группу как систему, целостный организм с разных позиций.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они выступают существенным аспектом всех видов общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т. Д. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий социальный организм, развивается.

Понятие "общество" на бытовом уровне ассоциируется с понятиями: страна, государство, общество. Но эти понятия следует различать. Страна - это часть мира или территория, очерченная определенным рубежом, которая пользуется государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, которая требует определенного типа режима власти. Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Итак, предметом изучения социологии является общество как целостный организм, его свойства, стороны, социальные механизмы его функционирования и развития. Общество - это продукт взаимодействия людей, и цель социолога - получить достоверную истинную картину его, выявить и изучить современные имеющиеся и потенциальные общественные проблемы с целью их дальнейшего решения. Современное общество - это, своего рода, система, которая состоит из отдельных уровней социальных групп и их связей, и рассматривается с таких позиций:

■ фундаментальный уровень формирования организации общества - это человечество в целом, которое составляет свои интересы как единая цивилизация;

■ социальные институты - устойчивые, организованные формы совместной деятельности людей;

■ классы, группы, общности, слои, круги;

■ уровень отдельного индивида, личности, поскольку для социологии сама личность является предметом изучения - как субъект и объект социальных отношений.

Все они связаны с различными сферами общественных отношений (экономической, политической, культурной и т.д.).

На рис. 1 показано социальные уровне общества в сферах общественных отношений.

Рассматривая предмет и объект социологии, мы употребили термин "социальное", что выступает корнем всей социальной науки. Как следует его понимать? Как уже указывалось, социология выделяет и изучает социальные отношения между людьми и группами, действующими в данной сфере. Социальная группа представляет собой связь индивида и общества. Один и тот же индивид входит в различные социальные группы, нации, трудовой коллектив и т. Д. Он занимает в них разное положение и выполняет различные роли. Перераспределение и комбинирования статусов и ролей осуществляется благодаря специфической, а качества, "обладателем" и "носителем" которой является индивид - личность. Суть последней, как известно, характеризуется совокупностью социальных отношений. Отсюда следует, что, рассматривая социальную сферу, социология рассматривает вместе с тем и личность, его потребности, интересы, ценности, позиции, ее многочисленные связи с другими индивидами, его образ жизни. А социальная связь - это первая и необходимое условие существования общественной жизни. Наличие взаимодействия людей, взаимоотношений, взаимодействующих групп является основой для "построения" определение термина "социальное".

"Социальное" означает не что иное, как определенное качество, характеристику, которая определяет и идентифицирует взаимодействие различных обобществленных людей, способ этого взаимодействия. Каждый из нас в процессе жизнедеятельности является носителем многих характеристик, ролей, которые проявляют, идентифицируют человека. Каждый человек выполняет множество функций, прав, обязанностей в отношении друг к другу. Так, например, возьмем близкую для нас категорию «студент». Это одна из характеристик определенного лица. На первый взгляд, звучит обобщенно, абстрактно, но: это может быть студент "нашего" вуза, экономического вуза, столичного вуза, престижного вуза (по всех остальных вузов). Кроме того, "студент" для кого-то сыном или дочерью, братом или сестрой, отцом или матерью, младшим или старшим, представителем определенной национальности, работником какого-то учреждения, спортсменом, болельщиком, специалистом в определенной области, членом определенной организации и т. др. Таким образом, он проявляет себя благодаря этим характеристикам в деятельности в отношении к другим людям.

"Социальное" - от латинского "socialis" - совместный, товарищеский, общественный, - центральная категория социологии. Это понятие служит для определения сути общественной жизни, отражение специфики социальной формы движения материи. В широком смысле, социальное означает все то, что принадлежит к обществу вообще, в отличие от природного. В узком смысле, социальное означает сторону общественных отношений, из которых состоит общество и касается отношений людей друг к другу и к обществу. Если прибегнуть к более глубокому раскрытию этих значений, то следует сказать, что категория социальное отражает особую объективную и субъективную реальность, которая создается людьми непосредственно через бытие в сообществах. Эта реальность сочетает в себе черты, действия, поступки людей, взаимоотношения между ними, кстати, нормы, ценности, знаки, символы, смыслы и их значения.

Можно выделить несколько основных черт, характеризующих специфику социального:

■ это общее качество, которое присуще различным группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений;

■ оно отражает взаимное положение индивидов и их групп;

■ оно является результатом совместной деятельности различных индивидов, проявляется в их общении и взаимодействии;

На основании вышеприведенного можно дать такое определение социологии: это - наука о тенденции, законы функционирования и развития социальных систем (человек в деятельности как система, общие групповые организационные действия людей как система, процессы и явления в глобальном обществе как система). (Но ни трактовки социологии не является исчерпывающим, ключевым, вследствие характерного для нее разнообразие концепций и направлений).

Надо добавить, что социология, изучая общественную жизнь в тех или иных его формах и сферах, не ограничивается описанием и объяснением процессов социального развития. Она анализирует и указывает пути планомерной, целенаправленного воздействия на эти процессы. В этом выражается практическая направленность социологической науки, то есть ее обращенность к конкретным социальным проблемам, которые подлежат разрешению путем социального планирования и социального управления. Этот специфический "управленческий" ракурс социологической науки выражается в выработке научно обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.

Loading...Loading...