Самым распространенным методом сбора социологических данных является. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Введение
1. Методы сбора социологической информации
2. Количественные методы сбора социологической информации
3. Качественные методы сбора социологической информации
4. Сравнительный анализ количественных и качественных методов
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:

1. подготовку исследования;

2. сбор первичной социологической информации;

3. подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

1. Методы сбора социологической информации

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественном, так и в качественном подходе.

2. Количественные методы сбора социологической информации

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

Опросные методы;

Анализ документов;

Наблюдение;

Социологический эксперимент.

Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы, прежде всего, математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 20-е г.г. XX века. Он был связан с проведением так называемых «соломенных опросов» - опросов аудитории газет и журналов, которые приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов1928 г. было проведено 85 «соломенных опросов». Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны была поднята проблема об участии США в боевых действиях. Конгрессмен Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% — против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: «Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?», «Простужались ли вы зимой?», «Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?».

Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определении причин и следствий. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная - признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.

То, что две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует о наличии между ними причинно-следственной связи. В США, например, коли­чество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, — в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения. Из это­го вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от пло­хой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), — именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей. Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий.

Количественные социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Цель фундаментального исследования - развитие и со­вершенствование самой науки, т.е. получение нового на­учного знания, а цель прикладного исследования - реше­ние конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации. Получаемые в ходе фунда­ментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему. Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последователь­ных, часто долгосрочных управленческих воздействий. Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследова­ние может быть как теоретическим, так и эмпирическим. При­кладное социологическое исследование, как правило, бы­вает эмпирическим.

3. Качественные методы сбора социологической информации

Ко второй группе методов получения социологической информа­ции относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:

- «кейс-стади» (исследование случая);

Исследования этнографического типа;

- «устная история» (oral history);

- «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);

- «история жизни» (life story).

Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода — классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.

4. Сравнительный анализ количественных и качественных методов

Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.

Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.

Сопоставление количественных и качественных методов:

1. Предназначение:

Количественные: макросоциологическое исследование.

Качественные: микросоциологическое исследование.

2. Цель применения:

Количественные: объяснение причин изучаемого явления.

Качественные: понимание изучаемого явления.

3. Исследовательские задачи:

Количественные:

Изменение параметров явления;

Установление взаимосвязи между этими параметрами.

Качественные:

Выявление общей картины явления;

Интерпретация явления.

4. Позиция исследователя:

Количественные: сторонний наблюдатель.

Качественные: сочувствующий участник.

5. Центр внимания исследования:

Количественные: социальные структуры и институты, общие социальные процессы, объективные факторы.

Качественные: в центре внимания является сам человек, особенные частные процессы и субъективные факторы.

6. Гипотезы формируются:

Количественные: заранее есть.

Качественные: по мере овладения данными.

7. Логика анализа:

Количественные: дедуктивная.

Качественная: индукция.

8. Данные исследования представлены в виде:

Количественные: статистических показателей и индексов.

Качественные: различных высказываний, документов, дискуссий.

9. Стиль исследования:

Количественные: жесткий холодный.

Качественные: мягкий теплый.

Более подробный сравнительный анализ количественных и качественных методов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Методологические различия количественного и качественного подходов

Количественный подход

Качественный подход

Теоретико-методологическая база

Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами. Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления.

Фокус анализа

Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное. Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное.

Единицы анализа

Факты, события. Субъективные значения, чувства.

Исследовательские цели, задачи

Дать причинное объяснение.

Измерить взаимосвязи.

Интерпретировать, понять наблюдаемое,
концептуализировать.
Жесткий, холодный. Систематизация. Мягкий, теплый. Воображение, представление о…

Валидность (надежность)

Достоверное повторение установленных связей. Реальное насыщение информации

Логика анализа

Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий. Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. — к концепциям.

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:

Интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным);

Наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное);

Анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.

Заключение

Таким образом, проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

Подводя итоги данной работы можно сказать, что каждый из рассмотренных методов получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки. И использование того или иного метода зависит, прежде всего, от специфических особенностей объекта исследования.

Таким образом, можно сказать, что каждый социолог, перед тем как начать сбор первичной информации, должен, во-первых, определится с объектом исследования, во-вторых, с его целями и задачами, в-третьих, знать особенности психологии людей (невербального поведения).

Список использованной литературы

  1. Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник. — М.: Гардарики, 2004.
  2. Кравченко, А. И. Социология. Учебник. — М., 2001.
  3. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

1.Социологическое исследование, его особенности.

2. Генеральная и выборочная совокупность.

3. Опрос как метод сбора информации, его особенности и виды.

4. Метод наблюдения в социологии, его особенности и виды.

5. Методы анализа документальных источников, их особенности и виды.

6. Метод эксперимента в социологи

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге студентов, рейтинге политических деятелей, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д.

Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами ). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся, объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Итак, социологическое исследование начинается с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Затем социолог переходит к разработке инструментария, сбору первичных данных, их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. После этого социолог формулирует практические рекомендации.

Научная гипотеза – это предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. Гипотеза – стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического исследования: программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ – играют обслуживающую роль.

Появление надежной теории – вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпирических исследований намного больше, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов – управления персоналом в той или иной организации, оказании помощи пенсионерам или матерям – одиночкам, организации партийных выборов и т.д.

Методы сбора социологической информации, ее обработка и анализ

Главной особенностью любого социологического исследования являетсяиспользованиеспецифических методов сбора информации, позволяющие вести качественный анализ исследуемых социальных проблем. Существует четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдение, опрос и социальный эксперимент.

Метод опроса состоит в том, что исследователь получает первичную социологическую информацию путем устного или письменного обращения к исследуемой совокупности людей с вопросами, анализ ответов на которые раскрывает проблему исследования.

Опрос – почти универсальный метод. При соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно, даже о том, что нельзя увидеть или прочитать. Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии – 1868–1869 гг. И далее начали активно использоваться исследователями во всем мире.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам. Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога, так же как и социолог на него.

Существуют два больших класса опросных методов: анкетный опрос (анкетирование) и метод интервью (интервьюирование).

Анкетирование – это самый распространенный в социологии метод исследования. Анкета – растиражированный опросный лист, представляющий собой соединенную единым исследовательским замыслом систему вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов.

Респондент – человек, отвечающий на вопросы, т.е. участвующий в исследовании.

По степени охвата изучаемой совокупности различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.

С начала 19 века в европейских странах периодически проводятся переписи населения, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь раз в 10 лет.

Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо общности или группе.

Население страны – самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например персонал предприятия, все студенты вуза, все жители небольшого города и т.д. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяется наименование сплошной.

Выборочное исследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной совокупности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить.

Выборочной совокупностью называют часть генеральной совокупности, которая выступает объектом изучения, в соответствии с целями исследования. Иными словами, это и есть то множество людей, которых социолог опрашивает.

В сплошном опросе они (выборочная и генеральная совокупность) совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1.5-2 тыс. человек, а получает достоверные сведения обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов.

Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность, т.е. она должна отражать характеристики генеральной совокупности.

Итак, выборочная совокупность – это модель генеральной совокупности. Она конструируется из тех самых элементов, что и генеральная, но меньше по размеру. Кого относить к генеральной совокупности определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на проблемы высшего образования глазами студентов, в генеральную совокупность войдут все представители студенческой молодежи страны, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, т.е. была репрезентативной, социолог придерживается правила: любой студент, независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства или учебы и других обстоятельств, возможно затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность.

По частоте применения различают одноразовый и панельный опрос.

Панельный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо проследить какие изменения происходят в каких-либо сферах общества, в сознании людей, в мировоззрении, в их отношении к тем или иным социальным явлениям и т.д. Так, например, панельный опрос применяется при исследовании формирования общественного мнения. При этом одни вопросы остаются постоянными, а другие обновляются по мере изменения общественных явлений.

По способу коммуникации между исследователем и респондентом анкетирование может быть прессовым, почтовым, раздаточным.

Прессовым анкетирование называется в том случае, если опросный лист публикуется на страницах газеты или журнала с просьбой к читателю дать письменные ответы и возвратить его по почте в редакцию издания.

В том случае, когда опросный лист респондент получает по почте, такое анкетирование, соответственно, называется почтовым. Заполненную анкету респондент высылает по адресу исследовательской группы.

Сегодня, когда интернет достаточно прочно вошел в жизнь современного человека, большое распространение получила такая разновидность анкетирования, как опрос посредством интернет, через социальные сети, электронную почту.

Раздаточное анкетирование состоит в раздаче вопросников группе людей, сосредоточенных в одном месте, с просьбой заполнить их тут же и вернуть их исследователю.

Метод интервью является разновидностью опроса, основное отличие которого от анкетирования заключается в форме контакта исследователя с респондентом.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

В его основе лежит обычная беседа, но при этом цели заданы "извне" программой социологического исследования. Специфика интервью состоит в том, что полнота и качество полученной информации зависят от степени взаимопонимания, контакта интервьюера с опрашиваемым.

Имеется множество разновидностей интервью.

По способу коммуникации исследователя с респондентом различают личное и телефонное интервью.

По технике проведения – делятся на свободные , (нестандартизированные) и формализованные (стандартизированные), а также полустандартизированные интервью.

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы, и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет о стандартизированных интервью. Стандартизованные интервью предполагают детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Оно мало чем отличается от анкетирования и позволяет опросить массу людей.

Когда определена тема, план, и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью . В нем почти все вопросы открытые (такие, которые не имеют заранее сформулированных вариантов ответов) и напоминает оно журналистский опрос. Применяют нестандартизированные интервью в тех случаях, когда необходимо получить информацию о незнакомом явлении, углубиться в проблему, выяснить подробности, которые не охвачены в стандартизированном интервью. Такие интервью чаще всего используются на стадии разведки, в пилотажных исследованиях.

В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным, клиническим , глубоким, длящимся иногда часами и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.

Цель клинического интервью – получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого.

Цель фокусированного интервью – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из средств массовой коммуникации, лекции, выступления политического деятеля пр.). В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие – на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

Анкетирование, как и интервьюирование, имеют свои особенности, одни из которых являются достоинствами, другие – недостатками. Они не являются универсальными методами сбора социологической информации. В некоторых исследованиях с их помощью собирают основную информацию, в других – они выступают как дополнительные методы.

Значительно реже опросов используется метод наблюдения. Этот метод заимствован из этнографии. Преимуществом этого метода является непосредственный контакт социолога с изучаемым явлением.

Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

По степени формализованности выделяют нестандартизированное , (неконтролируемое, бесструктурное) и стандартизированное (контролируемое, структурное) наблюдение.

В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом – регистрируют события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя различают включенное и невключенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакций, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение.

Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или устроился работать на предприятие (причем это участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому, как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат. Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы, или помогает проверить результаты других методов сбора информации.

Анализ документов. В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. По способу фиксирования информации различают рукописные и печатные документы, записи на кино и фотопленке, магнитной ленте. В зависимости от статуса источника выделяют официальные и неофициальные документы.

Официальные документы: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и тому подобное.

Неофициальные документы – многие личные материалы, а также оставленные частными лицами безличные сообщения. Личными документами являются: картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки); характеристики, выданные данному лицу; письма, дневники, мемуары. Безличные документы – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и так далее.

Анализ документов обеспечивает получение надежной социальной информации, часто выступает дополнительным методом съема первичной социологической информации с целью уточнения, обогащения или сравнения результатов наблюдения или опроса, их проверки.

Все многообразие способов анализа документов сводится к двум основным группам: традиционным и формализованным . Под традиционным анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе. Такой метод применяется повсеместно и состоит в том, что исследователь как бы извлекает из документа необходимые ему сведения для разрешения конкретной проблемы.

В прикладной социологии разработан и активно используется формализованный метод: контент-анализ . Суть его заключается в переводе текстовой информации (признаки, черты, свойства) в количественные показатели, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания. Такая информация поддается статистической обработке, позволяет обобщить множество показателей, содержащихся в различных документах, то есть "перевести" качественное содержание документов в количественное.

Применение метода эксперимента в социологии достаточно ограничено. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии.

Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний, прежде всего, о причинно-следственных связях между явлениями и процессами. Иными словами, именно используя метод эксперимента, исследователь может понять как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другие факторы.

Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой системы оплаты труда на производительность труда рабочих) и подготовлена программа, создают две группы – контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе трудятся по-новому, а в контрольной – по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда: хотя последняя и выросла, ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты работы или какими – то другими факторами.

Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление результатов работы двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ли желаемые изменения или нет.

Итак, подведем итог: важнейшей особенностью эмпирического социологического исследования состоит в том, что используются специфические методы сбора информации, которые позволяют анализировать сложные социальные проблемы. Выделяют четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдение, опрос и эксперимент. Применение рассмотренных методов получения социологической информации зависит от заданий, целей, конкретных условий и обстоятельств исследования.

Вопросы и задания

    Что такое социологическое исследование и с какой целью его использует наука?

    Какие методы использует социология, чтобы изучать общество? Охарактеризуйте наиболее распространенные методы социологических исследований.

Среди методов сбора первичной социальной информации самым популярным является метод опроса, который у многих людей ассоциируется именно с социологией.

Опрос - метод сбора социальной информации об исследуемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и респондента путем регистрации ответов респондентов на сформулированные вопросы.

С помощью опроса можно получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках или доступна прямому наблюдению. К опросу прибегают, когда необходимо, а часто и единым источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явления или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче, чем невербальный. Она легче поддается количественному обработке и анализа, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. В пользу этого метода служит и его универсальность, поскольку во время опроса регистрируют мотивы деятельности индивидов, результаты этой деятельности. Все это обеспечивает опросу преимущества относительно метода наблюдения или метода анализа документов.

При опросе слишком важным является взаимодействие социолога и опрашиваемого. Исследователь вмешивается в поведение респондента, что, конечно, не может не сказаться на результатах исследования. Информация, полученная от респондентов с помощью опроса, отражает реальность только в том аспекте, в котором она существует в сознании опрашиваемых. Поэтому всегда следует учитывать возможное искажение информации при применении опроса, что связано с особенностями процесса отображения различных аспектов социальной практики в сознании людей.

Планируя сбор информации методом опроса, следует принимать во внимание и условия, которые могут влиять на ее качество. Однако взвесить все обстоятельства практически невозможно. Поэтому условия, не приняты во внимание, принадлежат к случайным факторам. Ими, например, могут быть место и обстоятельства проведения опроса. Степень независимости информации от влияния случайных факторов, то есть ее устойчивость, называется надежностью информации. Она зависит от способности субъекта давать одни и те же ответы на одни и те же вопросы, определяется неизменностью этих вопросов и вариантов ответов на них для всей выбранной совокупности респондентов каждой из ее групп.

Для повышения надежности информации следует заботиться о неизменности как можно большего количества условий сбора информации: местных обстоятельств опроса, порядка формулировка вопросов и ответов на них, влияний исследователей на респондентов в процессе общения.


Основу метода социологического опроса составляет совокупность вопросов респонденту, ответы которого является необходимым для исследователя информации. Опрос - это метод получения первичной социологической информации, которая основывается на устном или письменном обращении к людям при помощи анкеты, последствия которой важны на эмпирическом и теоретическом уровнях.

Вопросы, которые социолог закладывает в анкету и адресует респонденту, делятся на:

1) результативные (содержанию) - относительно содержания объекта;

2) функциональные , с помощью которых упорядочивается сам процесс опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, дифференцируются на такие:

а) функционально-психологические (для устранения напряженности);

б) вопросы-фильтры (для определения того, принадлежит ли респондент к указанной группы);

в) контрольные вопросы для проверки достоверности данных.

Кроме того, в зависимости от наличия возможных ответов вопрос дифференцируются на такие: 1) открытые (возможные ответы не предлагаются); 2) закрытые (предлагаются возможные ответы).

Существует несколько закрытых вопросов: а) "да - нет"; б) альтернативные; в) вопрос-меню. Альтернативные отличаются от варианта "да - нет" уравновешенностью формулировки, то есть они содержат оба возможных ответа. Разновидностью альтернативного является шкальной вопрос, когда респондент отмечает интенсивность одного из вариантов. Вопрос-меню не исключает один из вариантов, а наоборот, предлагает меню несколько вариантов ответов.

Опрос предполагает четкость формулировок, их понятность для респондента, обращение к нему по цели, содержания, механизма ответов, дифференциацию опроса по месту жительства и работы.

По характеру взаимодействия выделяют такие виды опроса :

1) анкетирование,

2) интервьюирование.

Каждый из видов анкетирования также обозначен определенной внутренней структурой. Так, анкетирование делится на:

- прессовое (анкеты печатаются средствами массовой информации с просьбой прислать им ответа);

- почтовое (анкеты рассылаются по почте);

- раздаточное (анкеты раздаются группой лиц, сосредоточенных в определенном месте).

Интервью (то есть беседа, которая проводится по определенному плану) может быть личным и групповым, телефонный, клиническим (глубоким, долгосрочным) и фокусированным (кратковременным), структурированным и неструктурированным.

Метод анализа документов - способ сбора информации в социологических исследованиях, который предусматривает получение и использование информации, зафиксированной в рукописных или печатных текстах на магнитных лентах, кинопленках, других носителях социальной информации. В зависимости от средств фиксации данных документы разделяют на:

1) текстовые;

2) статистические;

3) иконографические, каждые, из которых содержат разнообразные формы документальных сообщений.

Анализ документов бывает внешним и внутренним . Внешний анализ документов связан с появлением документа, его общей характеристикою, видом, формой, обстоятельствами формирования, автором, целью создания, надежностью и достоверностью. Внутренний анализ документов - это исследование их содержания, сущности информации, содержащейся в них, в контексте задач исследования по соответствующей схеме, определением текстовых индикаторов ключевых понятий концепции исследования.

Значительно повышают объективность в понимании документов специализированные научные методы анализа, в частности, логико-семантические или методы юридического толкования закона и т.д. Это одно из проявлений дальнейшей дифференциации социологических методов, в частности метода анализа документов. Кроме традиционного (классического, качественного) анализа документов применяют и контент-анализ документов (формализованный, количественный). Первый предусматривает все разнообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документа, а второй выясняет смысловые единицы, которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью определенных единиц счета.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого получают знания о внешних сторонах, свойств и отношений объектов, изучаемых. Другими словами, наблюдение - это прямая регистрация событий (происходят) со стороны очевидца, то есть того, кто наблюдает.

В отличие от обыденного наблюдения, в научном наблюдении заранее планируется его организация, разрабатывается методика регистрации, обработки и интерпретации данных, что обеспечивает относительную надежность полученной информации. Главным объектом при этом поведение отдельных людей и социальных групп, а также условия их деятельности. Используя метод наблюдения можно изучать реальные отношения в действия, анализировать реальную жизнь людей, конкретное поведение субъектов разнообразной деятельности.

Дифференциация метода наблюдения означает его разделение на структурированное и неструктурированное . Первое осуществляется по предварительно разработанному плану и контролируется, при этом социолог определяет целевую установку и структуру исследования; второе - не контролируется, здесь отсутствуют параметры наблюдения, кроме определения непосредственного объекта исследования, когда оно находится на начальном этапе и имеет поисковый характер.

В зависимости от степени участиянаблюдателя в ситуации , что исследуется, различают: 1) включающее наблюдение (с участием наблюдателя); 2) невключающее (без участия исследователя, который находится за объектом, только фиксируя то, что происходит). При включенном наблюдении социолог принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, находится в контакте с людьми, за которыми ведет наблюдение, действует совместно с ними.

Продолжая тему дифференциации социологических методов, следует заметить, что по месту проведения и условиями организации наблюдения разделяют на следующие:

1) полевые (которые проводятся в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с объектом);

2) лабораторные (при которых условия окружающей среды и ситуация, которая наблюдается, определяются исследователем).

По регулярности проведения различают:

1) систематическое наблюдение , которое характеризуется регулярностью фиксации действия, процесса, ситуации на протяжении определенного периода времени и позволяет выявить динамику процесса;

2) случайное , которое проводится в незапланированной ситуации.

Эксперимент - это способ получения информации, которая проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют каждый раз обновлять ход явления при повторении условий.

Специфика эксперимента - в отсутствии сведений о нем у тех, кто исследуется, чтобы не деформировать ожидаемые результаты. Социальный эксперимент - способ получения информации о социальный объект в результате воздействия на него некоторых факторов.

Употребление эксперимента крайне ограничено. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда была поставлена цель эксперимента и подготовлена программа, создают две группы - экспериментальную и контрольную. Сопоставление результатов двух групп обнаруживает разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.

Научный метод (метод – с греч. «путь») – система правил в теоретической и практической деятельности, а также способ обоснования и построения системы знаний. Разрабатывается на основе знания закономерностей изучаемого объекта, т.е. у каждой науки есть свои, специфические методы.

Объект изучения социологии – общество, которое изучают на макро и микроуровне, поэтому используют две группы методов: теоретические и эмпирические .

Изначально социологами применялись теоретические методы. Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсер использовали логический, исторический, сравнительный, структурный методы. В ХХ веке Парсонс использует структурно-функциональный метод. Во второй половине ХХ века с развитием кибернетики появляются системный метод, метод моделирования социальных явлений, метод социального прогнозирования.

Сейчас теоретические методы используются в комплексе с эмпирическими.

Эмпирические – считалось, что социология должна быть строгой, доказательной наукой. Конт впервые применяет наблюдение, эксперимент (как и в естественных науках – физики, биологии). Далее в социологии используется метод анализа документов, а Маркс и Энгельс впервые применяют метод опроса.

Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Наблюдение отличается от простого созерцания. Научное наблюдение имеет четко поставленную цель, ведется по разработанному плану, его результаты фиксируются. Основные виды наблюдения : включенное – наблюдатель сам является участником событий (например, участвует в митинге), невключенное – наблюдает со стороны. Сильные стороны наблюдения – его непосредственный характер (не с чьих-то слов), точность, оперативность. Недостатки – влияние наблюдателя как на наблюдаемое явление, так и на его результаты; сложность наблюдения и одновременного фиксирования результата; локальность, фрагментарность. Часто наблюдение в социологии используется вместе с другими методами.

Примеры: Уильям Уайт «Общество на углу улицы» - бедный итальянский квартал Бостона, Франк Канинг – изучение индейцев зуни в штате Нью-Мексико, Ирвинг Гофман – поведение людей в психиатрической лечебнице.

Эксперимент – метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. В социологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самых сложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистоты эксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, они должны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Это оказывает влияние на ход эксперимента.

Важное значение имеет типологизация социальных экспери­ментов, которая проводится по различным основаниям. В зависимо­сти от объекта и предмета исследования различают экономические, социологические, правовые, психологические, экологические экспе­рименты.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контроли­руемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой та­кую разновидность экспериментального исследования, в котором воз­действие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

По степени активности исследователя среди полевых экспери­ментов выделяют контролируемые и естественные . В случае проведе­ния контролируемого эксперимента исследователь изучает отноше­ние факторов, составляющих в своей совокупности социальный объ­ект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие не­зависимую переменную в качестве гипотетической причины предпо­лагаемых в будущем изменений.

Естественный эксперимент - это такая разновидность полево­го эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фак­тор) и не вмешивается в ход событий.

Лабораторный эксперимент - это такая разновидность экспе­риментального исследования, при которой экспериментальный фак­тор введен в действие в созданной исследователем искусственной си­туации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вслед­ствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой.

По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные экспери­менты.

Реальный эксперимент - это такая разновидность эксперимен­тальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воз­действия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привыч­ную для исследуемой общности ситуацию.

Мысленный эксперимент - специфическая разновидность экс­перимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе ин­формации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных про­цессов, осуществляемое с помощью компьютеров.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперимен­ты Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследова­тельской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравне­ние состояний двух исследуемых социальных объектов (эксперимен­тального и контрольного) в одном и том же временном отрезке Экс­периментальной в таком случае называется группа, на которую ис­следователь воздействует независимой переменной (эксперименталь­ным фактором), т.е. га, в которой реально осуществляется экспери­мент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение со­стояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследо­вателем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состоя­ние изучаемого объекта.

Последовательный эксперимент обходится без специально вы­деленной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в ка­честве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное дейст­вие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

Примеры: эффект плацебо, хотторнский эффект, исследование Филиппа Зомбардо в тюрьмах (тюрьма порождает насилие даже у эмоционально здоровых людей).

Метод анализа документов подразделяется на два вида: традиционный – изучается время появления, авторство, надежность источника; контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц, к которым относятся определенные понятия, имена и т. п. Суть метода состоит в переводе качественных показателей информации в количественные.

Пример : анализ СМИ перед выборами.

Опрос – метод сбора первичной социологической информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Ключевой метод социологии (используется в 90% случаях). Варианты опроса : анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос.

Социологические опросы в совре­менном понимании этого метода стали явно использо­ваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении ра­бочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпи­рической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобраз­ной визитной карточкой самой этой науки.

Этот метод эффективен при получении информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях) в сжатые сроки и при сравнительно небольших организационных и материальных затратах.

Роль и значение опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и они меньше доступны непосредственному наблюдению.

Виды опроса:

По способу получения информации и её интерпретации: анкетный опрос; социологическое интервью; экспертный опрос.

По степени охвата генеральной совокупности: сплошные опросы;выборочные опросы.

По процедуре проведения: индивидуальные опросы; групповые опросы.

По форме проведения: устные (интервью); письменные опросы (анкетирование).

По способу коммуникации: контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов); бесконтактные опросы (почтовые и прессовые).

По частоте проведения: разовые (по определенным проблемам); повторные (мониторинг, лонгитюдные исследования).

Социологическое интервью - метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя.

Преимущества интервью: личный контакт интервьюера и респондента, который обеспечивает

Максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника через приспособление бланков-интервью к возможностям отвечающих;

Снижение количества пропусков в ответах;

Лучшую реализацию функции контрольных вопросов;

Возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов;

Непосредственное общение, способствующее созданию благоприятной обстановки, повышающей искренность ответов;

Возможность получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования;

Возможность оценить ситуацию опроса;

Возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос;

Возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту.

Трудности при проведении интервью:

а) требуются значительно большие временные и материальные затраты, чем при анкетировании, и подготовленные интервьюеры, владеющие необходимыми приемами;

б) неумелое поведение интервьюера приводит как к отказу от интервью, так и (в случае согласия) к неточным (осознанно или неосознанно), искаженным ответам;

в) интервьюеры оказываются источником сильного воздействия на респондента.

В зависимости от формы, техники опроса выделяют:

Стандартизованное (формализованное, структурированное) интервью. Предполагает беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы.

Полустандартизованное (полуформализованное) интервью.

Нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой детализации поведение интервьюера и респондента во время беседы.

Вопрос полной фиксации ответов респондента стоит очень остро и имеет большое значение. Одним из приемов преодоления трудностей является использование карточек интервью. Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем включения тех, кто плохо воспринимает на слух и отказывался отвечать на "некорректно поставленные", с их точки зрения, вопросы; нормализовать темп проведения интервью, сокращая время записи и интерпретацию ответов интервьюера. Исчезают "временные провалы" для респондента, в течение которых интервьюер занят фиксацией ответов, а респондент ожидает.

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер . Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Преимущества метода анкетирования:

1) влияние исследователя на ход и результат опроса сведено к минимуму (т. е. нет так называемого "эффекта интервьюера");

2) высокая степень анонимности;

3) конфиденциальность информации;

4) оперативность (возможность использования в ОСИ);

5) массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике);

6) репрезентативность полученных данных;

4) полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом.

Недостаток анкетного опроса: невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса.

Само название этого метода предполагает его струк­туру: два крайних полюса - исследователь (сложное по­нятие, включающее в себя как разработчиков основных документов опросного метода, так и тех, кто непосредст­венно осуществляет опрос анкетеров) и респондент (тот, кого опрашивают - анкетируемый), а также звено, опо­средующее их отношения, - анкета (или инструмента­рий).

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют об­щую структуру. Любая анкета включает в себя три основ­ные части : вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследова­ние, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, под­черкивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надеж­ности информации. Это вопросы, касающиеся пола, воз­раста, образования, места жительства, социального поло­жения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое внимание должно быть уделено оформлению анкеты .

· Сформированная система вопросов должна быть проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы логически связаны между со­бой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости пе­ред каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при нали­чии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа.

· Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеру­ются по порядку.

· Хо­рошо использовать разный шрифт при печатании вопро­сов и ответов, при возможности использовать цветную пе­чать.

· Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые во­просы, что разнообразит технику заполнения анкеты, по­зволяет избежать монотонности восприятия текста.

· Анкета должна быть исполнена четким шрифтом, преду­сматривать достаточное место для записи ответов на от­крытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим при фильтрации респондентов.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопро­сов от наиболее простых к более сложным), либо опреде­лена методом постадийного развертывания вопросов (пя­тимерный план Гэллапа). Гэллапом предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая и пяти вопросов:

1. фильтр, для выяснения об осведомленности респондента.

2. выяснение того, как опрашиваемых в общем относится к данной проблеме (открытый).

3. для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый).

4. помогает выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.

5. направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.

При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лими­тировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше слу­чайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому оптимальным считается время заполнения анке­ты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопро­сов по теме исследования).

Использование каких-либо видов вопросов в анкете определяется целями и за­дачами исследования, спецификой выборки и уровнем культурной и образовательной подготовки респондентов. При этом каждый вопрос должен быть задан нейтрально со стороны исследователя, не должен быть двусмыслен­ным. Каждый поставленный вопрос должен предполагать точный ответ. Эти общие требования к постановке и фор­мулировке самого вопроса учитываются при составлении разделов анкеты.

Проведение социологических исследований в РБ: история и современность.

В современный (постсоветский) период в Республике Беларусь существуют научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Социологические центры функционируют в виде специализированных структур социологического профиля – институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, секторов и т.д. Наряду с государственными существуют общественные, акционерные, частные социологические службы. Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Беларуси, созданный в 1990 г. на базе Республиканского центра социологических исследований (первый директор: профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов). В настоящее время Институт социологии возглавляет И.В Котляров. Институт ежегодно осуществляет выпуск научных трудов, ведёт подготовку аспирантов. За 20 лет деятельности его сотрудниками защищено более 20 докторских, около 40 кандидатских диссертаций, опубликовано более 150 монографий, учебников и учебных пособий. В институте проводятся конференции по широкому кругу актуальных социологических проблем.

В 1997 г. был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в структуре которого функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера.

При государственных органах исполнительной власти также существуют научные подразделения, которые занимаются изучением общественного мнения, например: Научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома; Могилёвский областной социологический центр.

В Белорусском государственном университете в составе факультета философии и социальных наук существует отделение социологии, осуществившее первый выпуск специалистов в 1994 г. Кафедру социологии, которая открылась в 1989 г. возглавил профессор А.Н. Елсуков. Сегодня кафедра социологии является крупным научным подразделением факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. С 2005 г. кафедрой социологии заведует член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 18 штатных сотрудников. За период работы кафедры ее сотрудниками подготовлены фундаментальные издания по различным проблемам социологии, а также учебные пособия по основным и специальным курсам социологии. Публикации преподавателей кафедры социологии посвящены актуальным проблемам современного общества; вопросам истории, методологии и методики социологии; отражают результаты крупных социологических исследований и научно-исследовательских проектов. Преподаватели кафедры являются авторами научных монографий, учебных и методических пособий, учебно-методических комплексов, статей в отечественных и зарубежных научных журналах, в сборниках научных трудов. Так, только в 2008 году сотрудниками кафедры издано: 10 монографии, 2 учебных пособия, 2 учебно-методических комплекса, 58 научных статей (в том числе в зарубежных изданиях).

В 2003 г. в Беларуси была издана первая «Социологическая энциклопедия» (под общей редакцией А.Н.Данилова), которая в полной мере отвечает современному уровню социально-гуманитарного знания.

В республике осуществляется подготовка кандидатов и доктора социологических наук. Первыми докторами социологических наук, подготовленными в республике стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий, А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др.

Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и политических исследований БГУ, образовавшийся в 1996 г. (руководитель – Ротман Д.Г.). Центр ведет научные социологические разработки по следующим направлениям:

Исследование проблем молодежи (политическое и патриотическое воспитание, отношение к учебе и труду, досуговые проблемы и др.);

Мониторинг политической и экономической ситуации в стране;

Изучение особенностей электорального поведения граждан Беларуси;

Изучение межэтнических и религиозных отношений в обществе;

Центром осуществляются и фундаментальные разработки и оперативные социологические замеры.

Из числа социологических организаций негосударственной формы собственности, возникших в 90-е г. ХХ ст. следует отметить исследовательское частное предприятие (лабораторию «НОВАК»), «Независимый институт социально-экономических и политических исследований».

В Беларуси с 1997 г выходит журнал «Социология». В 2000 г. создано белорусское общественное объединение «Социологическое общество». Современные белорусские социологи изучают проблемы эволюции национальной системы образования в условиях системной трансформации общества, ее социально-культурные особенности (А.И. Левко, С.Н. Бурова, И.Н.Андреева, Д.Г. Ротман, Л.Г. Новикова, Н.А. Местовский, В.А. Клименко); проблемы развития белорусской нации, социкультурной динамики в ее национальных традициях (Е.М. Бабосов, А.Н. Елсуков, С.В. Лапина, Э.К. Дорошкевич, И.Г. Игнатович, А.Н. Покровская, Е.В. Патлатая); политическое поведение различных групп населения (Д.Г. Ротман, С.А. Шавель, В.А. Бобков, В.В. Бущик, Ж.М. Грищенко, А.П. Вардомацкий, И.В. Котляров, Г.М. Евелькин, В.Н. Тихонов, А.В. Рубанов, Л.Н. Михейчиков, Р.А. Смирнова, Н.Г. Глушонок, Л.А. Соглаев, Е.И. Дмитриев, Е.А. Корастелева, А.А. Тарнавский и др.); проблемы культурной идентичности и самоопределения народов, межнациональные отношения в условиях становления суверенитета, проблемы региональной политики, развития массового самоуправления (Е.М. Бабосов, П.П. Украинец, В.И. Русецкая, И.Д. Розенфельд, Г.Н. Щелбанина, В.В. Кириенко, Е.Е. Кучко, Н.Е. Лихачев, А.Г. Злотников, В.П. Шейнов, Д.К. Безнюк и др.); проблемы молодёжи (Е.П. Сапелкин, Т.И. Матюшкова, Н.Я. Голубкова, И.Н. Груздова, Н.А. Залыгина, О.В. Иванюто, Н.П. Веремеева) и др.

Успехи белорусских социологов определяются тем, что они не замыкаются в узких рамках местных интересов, активно участвуют в реализации международных проектов с учеными США, Англии, Франции, Германии, Израиля, Польши. Международное сотрудничество проявляется в совместных публикациях, научных конференциях и совещаниях, в обмене студентами, аспирантами и преподавателями.

Введение

Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.

Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

Для этого нужно изучить каждый из методов получения первичной информации, выявить его основные преимущества и недостатки по сравнению с другими, определиться с областью их применения. Эти аспекты и будут являться основными целями данной работы. Так же будет определена роль невербального поведения при проведении группового фокусированного интервью, и то какое значение придают этому поведению сами социологи.


1. Основные методы сбора социологической информации

В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.

Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов .

На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:

Опрос (анкетирование и интервьюирование);

Анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));

Наблюдение (невключенное и включенное);

Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Одним из основных в социологии является метод опроса. У многих людей представление о социологии основано на использовании именно этого метода. Между тем он не является изобретением социологов. Гораздо раньше им пользовались и медики, и педагоги, и юристы. До сих пор сохранилось «классическое» деление урока на опрос и объяснение нового материала. Однако социология дала методу опроса новое дыхание, вторую жизнь. И сделала это настолько убедительно, что сейчас ни у кого не остается сомнения в подлинной «социологичности» описываемого метода.

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой

Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом (исследователем) и обследуемым (респондентом), благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.

Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:

Психологического состояния респондента в момент опроса;

Ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Начнем с анкетирования. Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него. По форме проведения оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы, то есть там, где за короткое время нужно опросить значительное число людей. Обычно один анкетер работает с группой в 15- 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником. У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера (случай, когда анкеты раздаются заранее и респондент заполняет их дома и через некоторое время возвращает обратно). Главный недостаток индивидуального анкетирования, то, что не все опрашиваемые возвращают обратно анкеты. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего – почтовый опрос, опрос через газету.

Письменный опрос проводится с помощью анкет. Анкета – это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой .

Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, - это интервьюирование .

Интервью обычно применяют, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого .

Интервью - это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу .

Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или на дому - в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере.

По технике проведения интервью подразделяются на свободные, стандартизованные и полустандартизованные. Свободное интервью - это довольно длительная беседа без строгой детализации вопросов, по общей программе. Здесь обозначается только тема, предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы складывается уже в ходе опроса. Интервьюер свободно определяет форму и способ ведения беседы, то, каких проблем он будет касаться, какие вопросы задавать, с учетом возможностей самого респондента. Респондент свободен в выборе формы ответа .

Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры опроса, т.е. включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Интервьюер не может менять ни форму вопросов, ни их последовательность. Данный тип интервью используется при массовых опросах, целью которых является получение, однотипной информации, пригодной для последующей статистической обработки. К стандартизованному интервью часто прибегают, когда человеку физически сложно заполнить анкету (он стоит у станка или у конвейера).

Полустандартизированное интервью означает использование элементов двух предыдущих .

Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.

Отсюда следует еще одна классификация интервью – групповое и индивидуальное - в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер .

Для проведения интервью важно обеспечить внешние условия, место проведения, время дня и продолжительность. Одним из важнейших условий получения достоверной информации является наличие качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдение правил его применения.

Бланк интервью - это документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В нем указываются имя интервьюера, тема, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Длительность интервью может составлять от 10-15 минут и больше, что зависит от темы беседы, количества вопросов, физиологических возможностей активного восприятия. Регистрация ответов респондентов может осуществляться с использованием диктофона, видеокамеры, стенографиста или фиксации кодов ответов в бланке интервью. В ходе проведения интервью интервьюер должен придерживаться нейтральной позиции, не высказывать своего отношения к предмету разговора. Он не должен задавать наводящие вопросы, требующие вынужденных ответов, делать подсказки .

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки:

§ определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

§ определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;

§ определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора .

После рассмотрения двух основных видов опросов, можно выделить основные преимущества и недостатки устного метода относительно письменного.

Преимущества:

1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

2) устный метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

3) опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Недостатки:

1) интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма.

2) Используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.

Также можно выделить основные плюсы и минусы метода – опрос.

Достоинства:

В короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;

Данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;

Недостатки:

Полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;

При большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных

Работе для меня является определение степени полезности данного метода, как такового, так и по сравнению с двумя другими методами сбора социологической информации, и в процессе ещё и провести анализ данного метода. Итак, я приступаю… 1. Сущность процесса наблюдения, как способа получения социологической информации Исследуя подобный вопрос крайне важно различать обычное наблюдение, которое...

Как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации. С течением времени концептуальное представление о контент-анализе как о методе изменилось. Главным оказалось не описание "явного содержания" текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как...

Или потенциального читателя, адресата текста или собеседника, учесть символическое присутствие третьих лиц, оказывающих влияние на автора истории. Рассматривая различные типы интервью, выделим несколько типов вопросов, используемых на определенных стадиях сбора информации. Описательные вопросы - очень широкие и вводные. Начиная с «вопросов широкого круга» можно получить от информанта объёмный и...

Реальности. В науке метод наблюдения применяется уже много столетий. Наблюдение в социологии – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода. Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие предварительно детально...

Loading...Loading...