Сценарий праздника "деревенские посиделки". «Завалинка» Русские посиделки

Можно использовать на любой вечеринке для пенсионеров. Пригодится также , юбилей, 8 марта, Новый Год и т.д.

Зал для посиделок украшается воздушными шарами, окна закрываются шторами, расставляются столы и накрываются для чаепития. На отдельном столе ведущей-хозяйки стоят подсвечники со свечами. Для гостей заранее дети готовят несколько музыкальных номеров.

В зал, где собрались гости, входит хозяйка и зажигает свечи. На стульчике устроился гармонист.

Частушки для пенсионеров

Посиделки нас собрали за душистым чаем,
Тут болячки и невзгоды мы не замечаем.

Будем вспоминать знакомых, и свои успехи,
Конкурсы устроим вместе, разные утехи.

Не давай скучать соседу, весели соседку,
Возьми к горячему чайку сладкую конфетку.

Гармонист наш удалой к танцу приглашает,
Ну, а кто тут с кем пойдёт, каждый сам решает.

А сейчас первый конкурс: наш уважаемый гармонист будет играть мелодии, а мы попытаемся угадать их.

Угадай мелодию

Гармонист играет, к примеру, «Златые горы», « Вот кто-то с горочки спустился», «Ромашки спрятались», «Ах, Самара-городок», «Старый клён».

Хозяйка:
Видно, что мелодии молодости Вы хорошо знаете, а давайте послушаем, что-нибудь современное. Сможете ли Вы их узнать.
Гармонист играет такие мелодии, как «Берёзы» (Любэ), «Трактористы» (Игорь Растеряев), Гимн РФ.

Хозяйка:
Предлагаю сейчас посидеть, поболтать, чаю попить с конфетками, музыку послушать.
Гости проводят время за чашкой чая.

Хозяйка:
Вкусный у нас чаёк? А конфетки? А ведь они не простые. На фантиках каждой загадка написана. Попробуем их отгадать?
Каждый читает загадку и е сообща отгадывают.

Хозяйка:
Вижу, освоились все, познакомились с соседями. Давайте вспомним, что было самое счастливое в нашей жизни. Это ведь у каждого личное. Поделитесь радостью. Начнём вот с этого стола. Пожалуйста, Мария Ивановна, расскажите, что для вас было самым счастливым моментом в вашей жизни.
Слушают рассказы 3-4 человек.

Хозяйка:
Счастьем мы поделились. А, какие трудности пришлось Вам преодолеть в жизни, Вспомните самые запоминающиеся моменты.
Так же опрашивают 3-4 человек.

Хозяйка:
Чтобы нам не загрустить, нужно Вас развеселить,
В круг давайте собираться, в пляс мы будем все пускаться.

Хозяйка:
Хорошо размялись мы, можно и дух перевести. К тому же поприветствовать Вас пришли внучата. Они подготовили небольшие музыкальные номера, которые предлагается вам оценить. И так, встречайте! Юные танцоры и эстрадные исполнители.

С небольшими номерами выступают дети.

Хозяйка:
У нас на посиделках присутствует семейная пара, которая прожила вместе не один десяток лет. Это Нина Алексеевна и Иван Николаевич. Попросим их подняться. Откроем секрет, что недавно вы отметили … годовщину семейной жизни. Позвольте поздравить Вас с этой датой и вручить памятный адрес. Для Вас звучит песня «Свадебные цветы» в исполнении Ирины Аллегровой.

Хозяйка:
Большинство из вас сейчас на заслуженном отдыхе. Но, скучать я думаю, не приходится. Хлопоты по дому, сад-огород, дети и внуки, да мало ли разных дел, которыми вы занимаетесь в течение дня.

Сейчас мы проведём конкурс, на самого расторопного пенсионера. Попрошу выйти трёх желающих. Перед вами по три картофелины, которые нужно очистить, кукла, которую необходимо запеленать, и счёт за электричество, сумму которого вы должны рассчитать и вписать в квитанцию. Кто первый качественно и правильно выполнит все три задания, тот победитель.

Хозяйка:
Наши посиделки продолжаются. Переходим к танцам. Желающие могут выйти в круг, а остальные могут попить чайку.

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!

Цель: познакомить учащихся с русскими обрядами, показать, как и для чего проводили посиделки, прививать интерес к истории русского народа.

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Начинаем наш фольклорный праздник “Деревенские посиделки”.

В старые времена был обычай на Руси: когда люди заканчивали свою работу, они устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет, да танцует. Всем было весело.

Но отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. На этих праздниках наши предки прославляли свое Отечество, свою Родину – нашу матушку Россию.

Главенствующей чертой посиделок было смех, да веселье. Потому что Смех есть праздник жизни. Более того, по народным воззрениям, Смех способен вызывать и возрождать жизнь. Считалось, чем веселее посиделки, тем плодородней и урожайней будет будущий год. Поэтому безудержное веселье стало характерной чертой деревенских посиделок.

2 ведущий:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.

Собрались мы позабавиться,
Пошутить! Поиграть,
Посмеяться!
Смех вам да веселье!

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. Мимо не проходите, в избу заходите.

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Гость: Ехал мимо, завернул до дыма.

Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки. На всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки. Под кустом у дорожки сидят скоморошки. Я – скоморох Прошка, Я – Федул – скоморошка.

Прошка І:

– Федул, чего губы надул
– Кафтан прожег.
– Можно зашить?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Да один ворот остался.

Порошка II.

– Сын, сходи за водой.
– Да живот болит.
– Сынок, иди кашу есть.
– Что ж, раз мать зовет, надо идти!

Порошка III.

– Фома, чего из лесу не идешь?
– Да медведя поймал.
– Так веди его сюда.
– Так он не идет.
– Ну так сам иди.
– Так он сам меня не пускает.

Порошка IV.

– Здорово, кума!
– На базаре была!
– С праздником поздравляю!
– Петуха купила.
– Ты что, кума, глуха?
– Хочу жареного петуха.
– Здорово кума!
– На рынке была.
– Никак ты, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха!
– Прощай кума!

Федул: А ну хватит вам болтать время игры начинать.

1 ведущий: Игры были самые различные. Некоторые из них мы вам покажем.

Игра в соседи. Все садятся по лавкам, а один парень ходит и спрашивает – “довольны соседом?” Кто говорит “доволен”, а кто говорит – нет. – Кого тебе? – Подай мне, вон эту! Ребята девчонок кличут, а девчонки стесняются. Названная девушка подходит и садится около назвавшего ее парня, а на ее место садится прежняя соседка.

Игра в жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери, к водящему подбегали, хлопали его полотенцем, или дотрагивались рукой, он должен был поймать себе замену.

за волосы – ы-ы-ы,
за платье – е -е-е,
за кофту – у -у-у”.

Если кто-то не выдерживал и начинал смеяться, на него наскакивала целая толпа и понарошку начинала теребить за нос, за уши, за волосы. Потеребили, дальше продолжают играть.

Очень любили парни и девушки петь хороводные песни. Они ходили по кругу, пели и жестами показывали, о чем поют. Мы попробуем так исполнить старинную песню “Посею лебеду на берегу”. Хороводные песни переходили в озорные частушки. Их пели как девушки, так и парни.

Эй, девчонки-хохотушки
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей.
Чтоб порадовать гостей.

Частушки:

Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.

На опушке два цветочка
Голубой, да аленький
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.

Эх, топну ногой
Да притопну другой
Сколько я не топочу
Все равно плясать хочу.

Ох, ноги, мои ноги,
Что мне делать с вами.
Для хороших, для гостей
Пляшите вы сами.

Я частушек много знаю
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ох ты матушка – Россия,
До чего же хороша!
Все мы весело живем
Вместе пляшем и поем.

Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

По деревне мы прошли
И Ванюшку видели.
Под кустом сидел и плакал –
Курицы обидели.

2 ведущий: В каждом хуторе были свои первые парни-силачи и на посиделках они показывали свою удаль. Выходили на круг и поднимали гири (гантели).

– Ай да богатыри! Ай да молодцы!
Силушки-то сколько!

– А знаете, есть поговорка “Сила есть – ума не надо”

– Давайте-ка докажем, что это не так. Отвечайте на мои вопросы, да побыстрее.

– Почему в старину на подушках вышивали цветы? (Чтобы снились хорошие сны ).

– Почему на полотенцах вышивали петухов? (Петух – символ утра. Надо рано утром вставать с пением петухов ).

– Что получится, если 30 раз написать “я”? (Зоя)

Продолжаем наши посиделки “Конкурсом с поговоркой”.

Много зарубежных пословиц схожи с нашими по смыслу. Я вам задам зарубежную пословицу, а вы скажете в ответ нашу русскую.

  • Вьетнамская. “Прежде чем сказать, поверни язык семь раз” (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” )
  • Финская . “Шуму много, а шерсти мало – сказал черт, остригая кошку” (“Много шума из ничего”).
  • Африканская. “Сын леопарда тоже леопард” (“Яблоко от яблони недалеко падает”).
  • Польская. “Не тому слава, кто начал, а тому, кто кончил” (“Конец – делу венец”).
  • Афганская. “Укушенный змеей боится пестрой ленты” (“Кто обжегся на молоке, дует на воду” ).

Ребята, а загадки отгадывать вы мастера?

  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух )
  • Зубов много, а ничего не ест (Расческа )
  • Три теленка, сколько ног (Сколько не три, все равно 4 ноги )
  • Когда звонят в “овсе” колокола? (Никогда )
  • Посреди двора золотая голова (Подсолнух )

1 ведущий: Эту песню пели только мужчины “Во кузнице” (мальчики исполняют песню)

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да сказочку послушать.

Сказка “Курочка Ряба”

Жили-были дед и баба
И была у них курочка-Ряба.
Снесла курочка яичко
Не простое яичко – золотое.

Баба. Эй, старик, проснись скорей!

Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Да смотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструшка
Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело.
Что ты, баба, обалдела?

Да яйцо-то не простое.
А гляди-ка, золотое!

Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!

Баба. Погляди, горит как жар!

Дед. Не случился бы пожар?

Баба. Ой, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.

Дед. Ты в сундук запри его.

Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло!
Ненароком принесло.

В среду в город я поеду
Там базар бывает в среду
Богатеев много там!
Им яичко и продам!
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок 40 штук,
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам
Нет, уж если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже.
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются, мне не жалко!

Да уймись ты, не кричи!
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет?

Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.

Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда,
Будем жить, как прежде жили.
И работать как всегда.

И шубенку справить можно
И подправить можно дом.

Эх! Только то, видать надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха дверь
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседка!

Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок.
У меня хорош квасок.
И варенье, и соленье.

Заходите без стесненья!
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара.
С сухарями, с крендельками
С бубликами вкусными
С сушками, с ватрушками
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара,
Чаю сладкого попьем!
Нашу песенку споем

2 ведущий: И заканчиваем наш праздник “Деревенские посиделки” Грамотой (зачитывается грамота).

Люди добрые, послушайте,
Потом не говорите, что вы
Не слышали нашу грамоту
12 марта 2010 года
Проходите, проходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте
Нас добрым словом вспоминайте
Без корней, даже дуб засыхает,
И беда, коль традиций не знает
Наше Поколение молодых.

Сценарий мероприятия "Деревенские посиделки"

Ведущий (на фоне музыки):Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и… любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: “чином чин”,
Начинаем с хлеба – соли,
С доброй песни наш зачин!

Выходят три девушки в русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются.

Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему. Или ставят тарелку на стол, а хлеб “путешествует” по кругу и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Ведущий:

На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!

Ведущий: Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей родной стороне. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

Появляются Забава и скоморох Емеля.

Забава: Здравствуйте!

Ведущий: А вы с народом познакомились?

Емеля: Это- Забава! Я – Емеля!

Низко поклонились, колпаки свалились,

Колпаки надеваем, снова начинаем!

Это – Затейница!

Забава: Это – Емеля.

Вместе: Пришли у вас погулять,

На ребят посмотреть, себя показать!

Забава: Ребята, давайте поиграем! Пусть половина зала будет улица Сорокино, и буду я в ней жить! Вторая половина зала будет улица Воронино, там Емеля будет жить-поживать. Вы согласны?

Емеля: Как зовут нас, вы знаете. А вот наши имена нам неизвестны. Исправить ошибку нужно.

Забава: Жителей моей улицы Сорокино будут звать «Петьки».

Емеля: А жителей моей улицы - Воронино величать будут «Васьки». Запомнили» Мы с Забавой будем песню петь да вопросы задавать, а вы нам будете отвечать!

А кто громче ответит, тот и будет молодец! Итак, Васьки, запоминайте свои слова:

Емеля: «Васька, у меня штаны в горошек,

Я пришел из сказки, потому что я хороший!»

Забава: А Петьки будут отвечать такими словами:

«Петька, у меня рубашка в клетку,

Я пришел к вам, детки, чтобы съесть конфетку!»

(Забава и Емеля репетируют с залом кричалки.)

Емеля: Приготовились? Ваша задача – как можно громче и дружнее ответить на наш вопрос!

(Емеля и Забава поют запевку, после первой – отвечают Петьки, после второй отвечают Васьки, а потом все вместе).

Забава: На солнечной поляне

Стоит зеленый дом,

А рядом с этим домом

Живет веселый гном.

Гном! Гном! Как тебя зовут?

Емеля: По-моему, и на твоей улице, и на моей одинаковое количество добрых молодцов и красных девиц.

Забава: Неспроста, друзья, мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам!

Нам по нраву ваш характер боевой,

Темперамент ваш задорный, озорной.

Ведущий: Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…

(Исполняется песня «Выйду на улицу»)

Емеля: А пришли сюда мы скуку разогнать.

Мы пришли повеселиться, поиграть.

(Проводится игра «Одень молодца»).

Забава: - Ой, красны девицы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям честь окажем:
На народ поглядим да себя покажем!

Дети исполняют танец

Забава: Ребята, давайте с вами поиграем. С помощью чего на Руси ведра носили?

(Проводится игра с коромыслами)

Ведущие:

В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе

Рады люди как-никак.

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,

Слава русских поваров!

Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

Ребенок: Матрёшки русские по свету славятся,
Вы посмотрите на них, ну чем не красавицы.
Матрёшек весёлых, забавных этих
Сегодня подарят вам дети.

небылицы, песни, сказка для учащихся 2 кл.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Деревенские посиделки» для 2 класса

Познакомить с русским устным народным творчеством;

приобщить к истокам культурных традиций народов России;
воспитывать любовь и уважение к традициям и народному творчеству;

учиться дружбе, уметь организованно работать.

Оборудование:

народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, самовар, деревянные ложки, пряники, блины и пироги.

Ход мероприятия:
Звучит песня " Ах вы сени, мои сени"

Ведущая: В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает. А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.

Участники:

1. На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

2. При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

3. Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

4. А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Ведущая: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...

Ведущий: Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти).
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, входите пожалуйста.
Хозяин: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?
Хозяин: В тесноте да не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.
Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти.

Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!
Хозяйка: Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.
1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.
2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!
Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.
Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.
1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.
2 соседка: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник!
Хозяйка: Оставайтесь, и отдохнуть надо.

Ребята, почему такие встречи назывались «посиделки»?

Где могли собираться на посиделки?

На таких посиделках язык и рот пели, а руки что, без дела сидели? Чем девушки и парни могли заниматься?

Не сидите, не скучайте, в «Ручеёк» скорей играйте.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?
Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте - не в обиде!

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
Мальчик: Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!
Девочка: Выбегала палка

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все: Не может быть!
Мальчик: Деревня закричала: Сарафаны с бабами На пожар спешат!
Все: Правда?
Мальчик: Правда.
Девочка: Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу,

А мужик - овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.
Все: Небылицы, небывальщины!

Одна девочка мальчику

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.
Девочка: Зачинить можно!
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?
Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка: Петр что делает?

Мальчик: Да на печи лежит.
Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, на ваших столах лежат конверты со скороговорками. Попробуйте их быстро прочитать.

1. От топота копыт, пыль по полу летит.

2. Прокоп украл укроп.

3. Макара укусил комар. Убил комара Макар.

4. Полпогреба репы, полколпака гороха.

Ведущая: Что-то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке. Вместе с вами посидим. Загадаем всем загадки. Кто смышленей - поглядим!
Загадки

1. Ходит барин по двору? Придирается ко всему. Красная головушка, Двойная бородушка. (Петух).

2. Мохнатенькая, усатенькая, Сядет - песенку поет. (Кошка)

3. Маленький, беленький, По дорожке прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (Заяц)

4. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса)

5. Гладишь - ласкается. Дразнишь - кусается. (Собака)

6. Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

7. Маленько, кругленько, А за хвост не поймать. (Клубок)

8. В воде родиться, а воды боится. (Соль)

Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточки покушать, да сказочку послушать. (угощает всех конфетами)
Хозяйка:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое - золотое.

Начинается инсценировка сказки О. Высотской “Золотое яичко”

Баба: Ой, старик проснись скорей!
Дед: Волки, что ли, у дверей?
Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочка - пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ой, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь.

Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Не к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Да уймись ты, не кричи!

Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин, или нет?!

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!

Ну, чего мы затужили?

От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.

И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!

Эй, сосед!Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!
Мальчик:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать людей!

Девочка:

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Тут народа очень много,

Можем растеряться!

Девочки:

Станем,девицы, рядком,

Да частушки пропоём!

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем.

От подружек не отстанем!

(Исполняются частушки)

1. Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

2. Я плясать пойду

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке!

3. Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад -

Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла -

Я не удержалася.

5. Сидит ежик на березе -

Белая рубашка,

На головке - сапожок,

На ноге - фуражка.

6. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

7. Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

8. Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

9. По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

10. Если б не было воды, Не было б и кружки,

Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Сегодня мы будем петь и водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодые.

Хоровод водят девочки под песню «Во поле берёза стояла», а мальчики поют.

Инсценировка русской народной песни «Блины».

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Хозяин: Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Хозяйка: Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Хозяин с Хозяйкой:

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Проходят по классу и угощают всех гостей пирогами.

Общий поклон.

Праздник заканчивается чаепитием.

Loading...Loading...