Способы психологической защиты — преодоление: флегматик. Понятие психологического преодоления (coping strategies) и его вариации

Продолжение темы: Способы психологической защиты преодоление: флегматик . Излишние психологические защиты не дают человеку развиваться и добиваться успехов в жизни, их необходимо преодолеть.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога: «Статьи по психологии » Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.

В предыдущем посте мы говорили о способах преодолении психологической защиты у меланхолика , сегодня речь пойдет о флегматике.

Способы психологической защиты и ее преодоления — Флегматический темперамент

(темперамент человека)
У флегматика в способах психологической защиты выделяются подавление и сублимация.
(защита психики)

Только долгое суммирование позволяет флегматику либо блокировать (подавить) неприятную информацию, либо переадресовать ее из сферы действий социально не одобряемых в социально одобряемое русло (сублимировать).
(темперамент тест)

Психологическая защита — способы преодоления — упражнения для флегматика

Флегматику, чтобы преодолеть свои неосознанные и автоматические психологические защиты, следует применять следующие способы их преодоления

Способ подавления психологической защиты: Нивелируй влияние специфики эмоций - избыточную замедленность

Человек с темпераментом флегматика должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для окружающих и непонятным, и даже неприемлемым.

Действительно, при любой форме аргументации и нажима («Мы не успеем сдать работу», «Ты тормозишь работу всех остальных», «Руководитель фирмы недоволен твоим промедлением!») флегматик выполняет работу только так скоро, как привык, и делает только то, что ему сказали заранее, а лучше то, что было обозначено в инструкции. Это приводит коллег в ярость, тем более что даже в стрессовой ситуации подталкивать, угрожать или отстранять его бесполезно.

Сознавая причины такой конфликтной ситуации, флегматик должен объяснить, что все понимает и будет терпеливо ждать объективной, лучше письменной аргументации («Будьте так добры - предоставьте документы,при получении которых - как только, так сразу! В противном случае я, к сожалению, ничего изменить не смогу»).

2. Постигай навыки эмпатии и тактичного общения.

Реагирующий слишком замедленно для того, чтобы чувствовать собеседника и проявлять в общении такт, флегматик нередко попадает впросак. Ему нужен профессиональный тренинг общения и даже некоторые привычные и опробованные схемы его организации.

Способ подавления психологической защиты: Нивелируй влияние скорости динамики переключения.

1. Обеспечь себе время, достаточное для усвоения информации.

Когда другие сотрудники уже все поняли и приступают к работе, флегматик только начинает сознавать, что следует уточнить и какие вопросы задать, чтобы начать построение плана действий. Ему необходимо спокойно и взвешенно «переварить» аргументацию.

Предотвращение вторжения подавления и сублимации, типичных для него форм защиты, требует достаточно длительного временного накопления и суммирования соответствующих сигналов, с тем чтобы они превзошли личностный порог. Поэтому он сам должен резервировать себе время на четкое планирование и структурирование своих действий. Однако свое стремление действовать только после разработки намеченной программы не обязательно демонстрировать, так как подобная систематичность может представляться окружающим непомерной и раздражать.

2. Представь себе новую задачу как развитие старой, займись построением графы своих подзадач.

Обладатель флегматического темперамента убежден, что в спешке невозможно придумать и сделать ничего существенного. Он считает, что задача долго должна произрастать изнутри и только потом ее можно воспринять как отвечающую серьезным внутренним запросам и способствующую вдохновению. При такой позиции он плохо переносит расставание с каждой предыдущей задачей и необходимость переключения на новую, требующую заново выстраивать все планирование.

Но совсем другое дело, когда задача не принципиально другая, а родственная предыдущей и требует лишь некоторой корректировки планов. Поэтому для флегматика так полезно представить ситуацию как развитие или продолжение старой.

3. Учитывай роль возраста партнеров по общению.

К старости представители всех темпераментов несколько сдвигаются от холериков к флегматикам. В связи с возрастным замедлением реакций увеличивается и учитываемый при построении стратегий поведения интервал прошлого. Вследствие этого возникает возможность синтезировать события более длительных временных периодов, чем в юности.

Пролонгируя больший интервал прошлого, даже пожилые холерики способны заглянуть в более далекое будущее. Поэтому, просчитывая возможное поведение личности, необходимо учитывать не только темперамент, но и возраст.

Желаю всем психологического благополучия!


Психологическая помощь: психолог онлайн

Бесплатная консультация психотерапевта — предварительно.

Поскольку психологическое преодоление "запускается" ситуацией, то естественно считать его завершенным, состоявшимся, когда ситуация для субъекта утрачивает свою значимость как раздражитель и тем самым освобождает его энергию для решения других задач. Критерии эффективности преодоления в основном связаны с психическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня его невротизации, выражающейся в ситуативном изменении депрессии, тревожности, психосоматической симптоматики и раздражительности . Надежным критерием эффективного coping считается и ослабление чувства уязвимости (vulnerability) к стрессам . В настоящее время получены некоторые данные о "средней" эффективности различных форм coping.
Следует отметить, что практически во всех работах авторы подтверждают обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей полоролевыми стереотипами: женщины (и фемининные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины), напротив, инструментально, путем преобразования внешней ситуации . Если принять, что возрастание фемининности характеризует лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте, то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм coping. Существуют, однако, и некоторые общие достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм преодолевающего поведения.
Наименее эффективными, по мнению ряда авторов, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей и пр. . Достаточно действенным представляется реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Что касается группы защитных форм преодоления, выражающихся в искаженном понимании действительности, то их эффективность оценивается неоднозначно. Так, N. Нааn считает, что эти формы поведения являются совершенно дезадаптивными, нарушающими ориентацию человека в действительности, а Р. Becker и С. Carver , напротив, полагают, что иллюзорное ослабление воспринимаемого стресса в случае защитного coping позволяет субъекту лучше сконцентрироваться и мобилизовать усилия для реального преодоления жизненных сложностей.
Неоднозначно оцениваются и эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Вообще выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности . Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека. К. Nakano удалось показать, что самообвинение и эмоциональное перетолкование ситуации выступают коррелятами психологической и психосоматической симптоматики, а поиск социальной поддержки и решение проблем, напротив, существенно снижают уровень тревожности личности.
Однако психологическое преодоление, как уже указывалось, является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и реальной ситуации. Некоторые авторы, как, например, D. Terry , особо выделяют в качестве третьего фактора ожидаемую социальную поддержку, и это понятно: в зависимости от прочности психологического "тыла" человек может поступать более решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Очевидно, что сопротивляемость субъекта обстоятельствам может существенно менять свою форму в зависимости от того, насколько угрожающей и управляемой представляется ему ситуация и как он оценивает свои возможности.
Изучению ситуативно-личностных детерминант coping-стратегий посвящено много эмпирических работ, причем нередко они осуществляются по схеме сравнительно-генерационного, кросскультурного или лонгитюдного исследования. Так, Terry изучала связь личностных особенностей студентов-психологов и предпочитаемой ими формы психологического преодоления, проведя два замера при помощи специальных опросников во время экзаменационной сессии: первый раз - перед экзаменом, второй -сразу же по его окончании. Было обнаружено, что выбор coping действительно коррелирует с оценкой ситуации экзамена (ее воспринимаемой важностью, стрессоген-ностью и контролируемостью со стороны субъекта) и личностными переменными (самооценкой, самопринятием и самоконтролем). Было показано также, что респонденты с высокой степенью самооценки, внутренним локусом контроля, воспринимающие экзамен как важное и серьезное испытание, были склонны выбирать инструментальные, проблемно-ориентированные способы поведения, а студенты с низкой степенью самооценки и высоким уровнем тревожности (независимо от субъективного видения ситуации) предпочитали поиск эмоциональной поддержки. К подобным выводам пришел К. Blankstein , также установивший- только на выборке канадских студентов - положительную связь между высоким уровнем тревожности, с одной стороны, и эмоциональным преодолением сложностей и плохой успеваемостью - с другой. К. Nakaho , изучавший адаптацию к повседневным стрессам у японских студентов, установил, что активно-поведенческая борьба с неприятностями, концентрация на решении задачи способствует укреплению психологического благополучия субъекта, в то время как избегание и эмоциональное регулирование, напротив, приводят к появлению или усилению невротической симптоматики. Эти выводы, как отметил исследователь, аналогичны результатам, полученным на американской выборке, позволяют сделать заключение о том, что обнаруженные закономерности не подвержены влиянию культурных традиций.
Конечно, отмеченные связи отнюдь не универсальны, они во многом зависят от специфики ситуации. D. Terry и G. Hynes , опрашивая страдающих бесплодием женщин, находящихся в клинике искусственного оплодотворения, убедились, что психологическое благополучие (самооценка, оптимизм) выше у пациенток, центрированных на решении своей проблемы, и существенно ниже у респонденток, склонных избегать реальных сложностей и искать поддержки со стороны других людей. Примечательно, что предпочтение формы coping почти не зависит от успешности предыдущего лечения. В другом исследовании D. Terry и V. Conway проверяли гипотезу соответствия: ожидалось, что инструментальные стратегии преодоления эффективны в том случае, если ситуация контролируется субъектом, а эмоциональные уместны, когда она не зависит от воли человека. Испытуемым-студентам предлагалось вспомнить стрессы, которые они пережили в течение последнего месяца, и оценить свою способность влиять на эти события. Оказалось, что в неконтролирумой ситуации оба типа стратегий могут быть вполне эффективными, парадоксальным образом снижая невротизацию личности.

Сам термин совладающего поведения в отечественной психологии не так давно - в 90-е годы. Первые исследования в этом направлении проводили: В. С. Мерлин, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, Л. И. Анцыферова, Б. М. Теплов. Так же свой вклад внесли и такие ученые как: Л. Г. Дикая, В. И. Суслова, Н. А. Сирота, Р. К. Назыров, В. М. Ялтонский, С. К. Нартов-Бочаров, А. А. Бородина и др. В основном в этих исследованиях проводился анализ различных наработок зарубежных авторов. Большинство исследований по проблемам совладания носит теоретико-аналитический характер .

Приведем наиболее известные и значимые исследования в этой области.

В современной отечественной психологии ведутся исследования, направленные на выявление личностных характеристик, отвечающих за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями в разных сферах жизнедеятельности. К личностным копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, восприятие социальной поддержки, локус контроля, эмпатию, низкий нейротизм, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной -- эмоциональная разрядка, пассивное сотрудничество, оптимизм, сохранение самообладания, с поведенческой -- отвлечение, активное избегание, альтруизм, конструктивная активность, поиск поддержки.

Л.И. Анцыферова в своей ценностно-смысловой теории описала динамику копинг-поведения. Она исследует динамику сознания и действия личности в трудных жизненных ситуациях, которые, по ее мнению, являются результатом психической переработки человеком жизненных событий с позиций своей, лишь частично осознаваемой, индивидуальной картины мира. Совладание, по ее мнению, нужно понимать как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от человека таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. При рассмотрении сложных жизненных ситуаций, нужно учитывать главное - ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Именно потеря ценности и делает ситуацию стрессовой. Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, человек использует разнообразные приемы изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза, тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.

Согласно данной теории, реакция на травмирующее событие протекает поэтапно. В начале человек реагирует на сенсорном уровне -- наблюдается состояние оцепенения. На втором уровне оно сменяется активностью личности - когнитивным оцениванием. Это процесс распознания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее аспектов, определения смысла и значения происходящего. Выбор стратегии совладания с травмирующим событием, сложной жизненной ситуацией, зависит от уровня развития данного механизма, от умения человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и применять приемы ее переоценки. Основной целью и результатом когнитивного оценивания можно считать заключение человека о способности контролировать данную ситуацию. В случае, когда человек считает ситуацию подконтрольной, включаются конструктивные стратегии совладания. Наоборот, ощущение фатальности, власти ситуации над человеком приводит к внешнему локусу контроля и, как следствие, выбор стратегий избегания, подавления, невозможности отказаться от использования психологических защит. Анцыферова

Относительно самого когнитивного оценивания можно сказать следующее. В.А. Бодров выделяет следующие факторы оценки события как стрессогенного:

· эмоции, связанные с данным событием. Причем, эмоции могут быть как резко отрицательные, так и положительные высокой интенсивности.

· неопределенность ситуации, вызванная дефицитом информации или непредсказуемостью. Необходимость действовать в ситуации неопределенности, нехватки сведений, повышает вероятность ошибки, снижает эффективность деятельности, тем самым вызывая повышенную тревожность субъекта.

· значимость события, отражающая степень его опасности для человека (или окружающих) и важность для достижения конечного результата. Значимость может быть высока как в прямом смысле -- если речь идет о какой-либо чрезвычайной ситуации, так и в переносном -- если речь идет исключительно о субъективной значимости ситуации.

В работе Ф.Б. Березина изучена корреляцию ощущения угрозы с личностной тревожностью и предшествующим опытом человека. Автор делает вывод, что «возникновение психического стресса в определенной ситуации может отмечаться не в силу ее объективных характеристик, а в связи с субъективными особенностями восприятия и сложившимися индивидуальными стереотипами реагирования» [Битюцкая]

Также, Л.И. Анцыферовой принадлежит классификация стратегий совладания, среди которых:

· преобразующие стратегии совладания-- предполагается, что человек воспринимает ситуацию как проблему, которую можно положительно решить, а именно: намечает цели, намечает план решения, способы их достижения. Предполагается, что действия могут быть не только практическими, но и вербальными, либо представлять собой переосмысление проблемы. Эти стратегии делятся на: «сравнение, идущее вниз» - человек сравнивает себя с теми, кому еще хуже «сравнение, идущее вверх» - человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антипицирующее совладение» и «предвосхищение печали» - человек психологически подготовиться к предполагаемым проблемам.

· приемы приспособления -- изменение отношения к ситуации, либо работа над собственными качествами. Здесь выделяют: позитивное истолкование, ролевое поведение, идентификация личности с более удачными людьми.

· вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий - разнообразные техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. Например, уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме. Следует упомянуть, что есть ситуации, когда уход может быть оправданной и конструктивной стратегией жизни. Однако бывают случаи, когда человек не может ни практически преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страданий. Тогда чаще всего человек выбирает стратегии, основанные на эмоциях, - стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стратегиями поведения также являются различные способы психологической защиты.

· образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий - это, скорее, защитное поведение, позволяющее выжить в невыносимых условиях. Человек, прошедший войну или переживший длительное стихийное бедствие в дальнейшем испытывает серьезные трудности в адаптации к обычной реальности. Это приводит к отчуждению, замкнутости, непониманию. В сознании человека образуются два мира -- обычный и экстремальный. Причем, последний считается привычным и нормальным.

· влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания-- конечно же, разные люди склонны к выбору тех или иных стратегий изначально. Сильные и энергичные холерики имеют склонность к выбору активных стратегий, слабые меланхолики -- пассивных. Кроме того, на выбор влияют и условия жизни. Человек, привыкший к борьбе с трудностями, скорее всего найдет способ преодолеть еще одну жизненную ситуацию. Имеет значение и локус контроля, и самооценка и мировосприятия .

Выделяют несколько подходов к определению стратегий совладания. Например, Р.М. Грановская и И.М. Никольская разделяют стратегии совладания следующим образом:

· Поведенческие -- любые поведенческие акты, позволяющие нейтрализовать очаг напряженности, устранить мышечные зажимы, снять психологическое напряжение.

· Эмоциональные - предполагается снятия очага напряжения методом эмоциональной разрядки, а также с помощью социальной поддержки.

· Познавательные -- снятие напряженности методом изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Р. М. Грановская и И. М. Никольская в своих исследованиях проанализировали специфику основных копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у детей, раскрыли их содержание и особенности совладания у детей в зависимости от возрастных, половых и личностных характеристик [Никольская]

А. В. Либиным, в рамках дифференциальной психологии, была создана структурно-функциональная модель поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Он исследует важность положительных эмоций в плодотворном преодолении проблем. А.В. Либин считает психологические защиты и совладание различными стилями реагирования. Стиль реагирования, по его мнению, представляет собой вариант индивидуального поведения, характеризующий способы совладания человека с возникающими сложными ситуациями. Данное поведение может реализовываться в форме психологической защиты от неприятных переживаний, а также в виде реальной активности человека, направленной на решение проблемы. Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде психологического дискомфорта, тревожности, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблем.

С.К. Нартова-Бочаверисследует обусловленность выбора психологического преодоления жизненных проблем половыми стереотипами. Кроме того, ей принадлежат работы по сопоставлению возраста и выбора копинг-стратегии. А также, на выбор способа преодоления, по ее мнению, влияет принадлежность человека к тому или иному социуму. Сам копинг представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом нейтрализовать стрессогенный эффект проблемы .

С. В. Фроловой принадлежат работы по исследованию стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. Она делит стратегии преодоления на несколько типов:

· Стратегия типа "А" поведенческого копинга: адаптивные - активное преодоление, альтруизм, частично адаптивные - поиск социальной поддержки, отвлечение, неадаптивные - изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.

· Стратегии типа "Б" когнитивного копинга: адаптивные - поиск решения проблемы, придание смысла, частично адаптивные - ориентация на мнение других, сохранение апломба, отрицание, неадаптивные - уход от проблемы, растерянность.

· Стратегии типа "В" эмоционального копинга: адаптивные - эмоциональное сосредоточение, частично адаптивные - поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка, неадаптивные - подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

Ю. В. Постылякова, изучая особенности ресурсов совладания со стрессами в разных видах профессиональной деятельности, отмечает, что в ситуациях, не поддающихся воспринимаемому контролю личности, могут быть использованы адаптивные стратегии избегания или эмоционально-ориентированная стратегия совладания со стрессом.

Самоконтроль, по мнению В. Н. Мясищева, входит в число тех черт, которые лежат в основе адекватных поведенческих реакций человека на внешние воздействия и являются чрезвычайно важными в плане разграничения нормы и патологии. Выдвинутое С.Л. Рубинштейном положение о внутренней эмоциональной регуляции деятельности базируется на признании органической включенности эмоции в ткань потребности, на раскрытии единства и взаимопроникновения эмоционального и мотивационного .

В целом, несмотря на многочисленные серьезные исследования, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга. «Следует особо отметить, что совладание - это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. Не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях»

За последние годы собрано много материала по проблеме копингов. Вместе с тем, она вызывает все больший интерес ученых, т.к. копинг рассматривается как один из важных процессов социальной адаптации.

Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности противостоять ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Большое значение для управления стрессами на личном уровне имеет знание особенностей собственной психики. Известно, что в зависимости от личных особенностей, реакция каждого человека на стресс является весьма специфической.

В связи с этим выделяют шесть типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс:

Честолюбивый тип . К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, агрессивны и ориентированы на дело.

Причинами стресса для них являются перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание самих себя.

Основными симптомами стресса являются бессонница, повышенное кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение.

Спокойный тип — это беззаботные и спокойные люди, ориентированные на прошлое, мечтательные и неактивные.

Они отличаются низкой склонностью к стрессам. Причиной стресса могут стать люди или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренное течение их жизни.

Добросовестный тип . К данному типу относят людей мелочных, любознательных, педантичных, догматических, стабильных, консервативных и обязательных. Они верят авторитетам и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения.

Они имеют среднюю степень склонности к стрессам, но очень чувствительны к изменениям их привычной жизнедеятельности.

Тип, который не отстаивает — это люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Они угождают другим, избегают межличностных конфликтов, боятся проблемных отношений друг с другом. Внутреннее напряжение, возникающее на почве межличностных отношений, является частой причиной стрессов.

Жизнелюбивый тип . Люди, принадлежащие к этому типу, сильные, энергичные, Жизнелюбивые, импульсивные, раскованные. Для них характерным является частая смена интересов.

Причинами стресса является рутинная работа и чрезмерное внутреннее напряжение.

Тревожный тип отличается высокой склонностью к стрессу. Люди этого типа проявляют беспокойство по поводу возможных неудач, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственная работа и резкие изменения в жизни.

По мнению психологов, преодоление кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психической равновесия.

К таким принципам относятся:

  • принцип удовлетворения;
  • принцип реальности;
  • принцип ценности;
  • принцип творчества.
  • Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.

    Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению.

    Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одном ценностном основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.

    Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствование человека, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях.

    Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая позволяет своевременно изменять и тем самым нормализовать поведение.

    Современная жизнь любого человека связана с большими перегрузками, возникающими в результате формирования в стране новых социально-трудовых отношений в условиях становления рыночной системы хозяйствования и адаптации к ней работников.

    Способ противостояния этим перегрузкам известен — это превентивная подготовка к новым условиям и новому режиму деятельности. Для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от перегрузок, от критических ситуаций.

    Интересным и весьма результативным является впервые представленный в науке подход, обосновывающий взаимосвязь между группой крови человека и его стрессоустойчивостью и специфическими способами защиты от стресогенных воздействий.

    Люди I группы крови устойчивы к стресогенному влиянию благодаря сверхактивной иммунной системе в условиях интенсивных физических нагрузок.

    Люди со II группой крови устойчивы к стресогенным факторам, если действуют в упорядоченных структурах жизнеобеспечения и если предпочитают вегетарианское питание. Лучшим способом защиты от стресогенных факторов для представителей этой группы крови будет самоуспокоение.

    Представители III группы крови по самой своей природе защищены от стресогенных воздействий лучше представителей всех других групп крови. У них мощная иммунная система. И самым эффективным способом противостояния стрессам у них есть переход к творческой деятельности. Освобождение от тяжелого состояния, связанного со стресогенным влиянием, происходит довольно быстро и достаточно надежно. Этот способ будет тем успешнее, чем больше представители III группы крови сочетают умственную активность с физической.

    Стрессы для представителей IV группы крови иногда бывают разрушительными. А способ снятия напряжения — «интеллектуальный, сопровождающийся физической живостью».

    Этот способ оказывается тем результативнее, чем больше у представителя IV группы крови есть возможности вступать в интенсивное общение с близкими (и не только) людьми, в процессе которого они реализуют успешно доминантную особенность своего типа — способность адаптироваться к любому человеческого окружению.

    В группах людей каждой группы крови самым действенным способом стрессоустойчивости является выработка (возможно и волевая) таких особенностей этих групп, которые являются наиболее развитыми у их представителей, наиболее желанными и наиболее результативными. Уравновешивание организма и психики стрессового человека происходит как за счет желаемой деятельности, так и за счет получения хороших результатов.

    Простые психологические упражнения для снятия стресса

    Преодоление психологического стресса представляет собой актуальную проблему современных людей, подвергающихся «бешенному» ритму жизни. Необходимость в исследовании данной проблемы определяется реалиями общества, страдающего от тенденции усиленного накопления психологического напряжения и неумении избавляться от него. Психологический стресс – это первый враг успеху человека, для устранения которого существуют эффективные методы противостояния.

    Понятие психологического стресса заключается в причинах человеческого неблагополучия, приводящего к расстройствам, неудачам и страданиям современного человека. Данное состояние организма определяет не то что происходит в определенный период жизни человека, а то, как именно он это воспринимает. Возникает стресс в тот момент, когда реакция человеческого организма на раздражитель выходит из-под его контроля. Иногда наблюдается неординарная реакция, а иногда – измененное поведение, вызванное умением сдерживать свои эмоции.

    Стадии психологического стресса:

  • Стадия возбуждения – в данный период гормоны, вырабатываемые надпочечниками (норадреналин и адреналин) поступают в кровь, оказывая стимулирующий эффект для всего организма. В данном случае наблюдается повышение артериального давления, учащение сердцебиения, увеличение сахара в крови, усиление потоотделения и учащение дыхания. Если стрессор не вызывает шок, то на протяжении стадии возбуждения значительно возрастает выносливость и сила. Человек, подвергаемый стрессовой ситуации, может проявить ранее невозможные способности;
  • Стадия напряжения – на протяжении данного периода организм человека подвергается повышенной активности. Длительной стадии напряжения напрямую зависит от силы и продолжительности стресса, а также от состояния организма. При длительных стрессовых ситуациях, которые длятся на протяжении месяца или даже года, человеческий организм подвергается постоянному напряжению, что приводит к различным заболеваниям;
  • Стадия истощения – психологические и физические нагрузки выматывают организм, что сопровождается чувством усталости, которая появляется на стадии истощения. Это возникает вследствие затраты большего количества энергии. Чем в период эмоционального равновесия.
  • Психологический стресс может быть вызван не только внешними факторами, но и внутренними, имеющими вполне осознаваемый характер или вовсе бессознательный. Неуравновешенное состояние организма может возникнуть вследствие изменений функциональных систем организма или эмоционального настроения.

    Стресс проявляется следующими симптомами:

    • Избыточное напряжение мышц в области лица и воротниковой зоны;
    • Характерное дрожание кистей рук;
    • Увеличение ритма дыхания;
    • Дрожание голоса и нарушение речевых функций;
    • Уменьшение быстроты сенсомоторной реакции.

    Для эффективного устранения психологического стресса из жизни человека следует выяснить причины его возникновения и постараться либо устранить их, либо найти возможные компромиссы для решения данного вопроса. Для снятия эмоциональной перегрузки существуют действенные методы, при помощи которых можно быстро достичь желаемого результата.

    Способы преодоления психологического стресса

    Все методы, избавляющие людей от воздействия психологического стресса, основаны на едином механизме – достижении особого психофизиологического состояния, направленного на психологическую разгрузку (снятия стресса) и переключения мозговой доминанты. Для этого разработаны различные упражнения, в основе которых стоит психоанализ, помогающий достичь гармонизирующего состояния.

    Люди автоматически при эмоциональной нестабильности выполняют бессознательные упражнения равновесия, которые заключаются в хождении взад-вперед по комнате, качании ногой, постукивании пальцами по столу, покачивании телом, кручением в кресле и т.п. В чем же схожи между собой автоматические неосознанные движения и идеомоторные упражнения?

    Идеомоторика в борьбе с эмоциональной нестабильностью

    Идеомоторика представляет собой термин, состоящий из двух частей: «идео»- мысль и «моторика» - движение, то есть дословно можно перевести данное слово, как «мысленное движение». Идеомоторика является внутренним механизмом человека, основанным на представлении осуществления движения и проявления себя в жизни в качестве идеомоторных атак.

    Отличие между непроизвольно совершаемыми моторными движениями и автоматическими управляемыми движениями заключается в том, что специально разработанные упражнения разработаны для снятия стресса, выраженного психологическим напряжением.

    Существует несколько методов, при помощи которых можно справиться с эмоциональной нестабильностью и даже предотвратить возникновение стрессов:


    1. Первое положение – чем точнее создан мысленный образ движения, тем «чище» выполнение его в физическом состоянии;
    2. Второе положение – методы идеомоторики представляют собой связь между мысленными образами двигательной активности с мышечно-суставной реализацией;
    3. Третье положение – эффект от мысленных представлений многократно возрастает, при их облачении в словесные формулировки, то есть нужно проговаривать каждую визуализацию, а только после демонстрировать ее.
    4. Данная методика хоть и эффективна, но не распространена, так как требует определенной подготовки с инструктором и некоторых навыком для проведения самостоятельных занятий.

      Простые психологические упражнения в борьбе со стрессом

      При помощи психологического воздействия на свой организм можно восстановить эмоциональную нестабильность. Для этого необходимо систематически выполнять релаксационные упражнения, желательно в первой половине дня. Упражнения позволяют уже спустя несколько дней ощутить перемены в организме: приобретение уверенности в себе, прилив сил, увеличение жизненного тонуса и настроения.

    5. Упражнение №1-«Проблема» - для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;
    6. Упражнение №2-«Внутренний огонек» - необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;
    7. Упражнение №3-«Настроение» - помогает справиться со стрессами после ссор на протяжении 15 минут. Для выполнения необходимы карандаши или фломастеры, при помощи которых необходимо изложить свое состояние на бумаге, выбирая соответствующие цвета и изображения. После рисунка можно выразить эмоции словами, написав их на обратной стороне листа. Окончив выражать свое настроение, «шедевр» следует порвать, избавившись от негативных эмоций.
    8. Победить стресс непросто, особенно в одиночку. Но существует возможность восстановить свою эмоциональную нестабильность и укрепить психологическое состояние при помощи специально разработанных упражнений и методов, направленных на борьбу и профилактику против негативных эмоций.

      Простые способы преодоления стресса

      На современного взрослого человека каждый день взваливается целая куча разнообразных задач, справиться с которыми временами просто невозможно. А жизнь заставляет! Со временем такой бешеный темп выбивает из колеи и приводит к стрессу. Чтобы быстро и легко справляться с подобными проблемами, необходимо знать, какие существуют способы преодоления стресса.

      Что такое стресс?

      Этот термин переводится с английского языка как «напряжение, давление». Под стрессом психология подразумевает напряжение человеческого организма как защитную реакцию на негативные факторы.

      Другими словами, стресс – это ответ организма на большое количество сильных эмоций (позитивных или негативных). В стрессовой ситуации вырабатывается адреналин, который заставляет мозг работать интенсивнее.

      Получается, что без такой реакции человеку нельзя, ведь она заставляет его думать. Но все должно быть в меру. Если стрессов будет чересчур много, организм ослабнет и вскоре начнет болеть.

      Решение проблемы в ее причине

      Чтобы найти решение проблемы, надо взглянуть на причины, которые вызвали ее. Существуют внешние и внутренние причины возникновения стресса. Первые обычно не зависят от человека, и бороться с ними почти невозможно. Современная психология называет такие внешние причины:

    9. перемены (смена работы, переезд в чужой город и другие);
    10. смерть близкого человека;
    11. катастрофы (наводнения, цунами, авария и т.д.);
    12. перемены погоды и температуры;
    13. вирусы, микробы и другие факторы.
    14. Что касается внутренних причин, то они напрямую зависят от человека. Чтобы справиться с ними, достаточно просто поменять свое отношение к происходящему. К внутренним причинам возникновения стресса психологи относят:

    15. самооценку;
    16. жизненные принципы, ценности, убеждения.
    17. Попробуйте проанализировать причины и, по возможности, избавиться от них. Любой доктор вам скажет, что лучше избавляться от причины болезни, нежели от симптомов.

      Пресечь на корню

      Чтобы не пришлось лечить, надо заниматься профилактикой. И психология с этим принципом тоже согласна.

      Дабы минимизировать риск возникновения стресса, возьмите на заметку простые правила:

    18. Ешьте в меру. Не «заедайте» свои проблемы.
    19. Не употребляйте алкоголь. «Заливать» свое горе тоже не выход, вы сделаете себе только хуже.
    20. Избавьтесь от вредных привычек, бросьте курить.
    21. Подружитесь с физкультурой. Делайте упражнения регулярно. Во время спортивных занятий вырабатываются эндорфины – гормоны, отвечающие за счастье.
    22. Научитесь расслабляться.
    23. Избавьте себя от чересчур ответственных задач, беритесь только за то, что сможете выполнить.
    24. Научитесь управлять своим временем, чтобы все успевать и при этом оставаться спокойным. В этом вам поможет тайм-менеджмент.
    25. Ставьте цели, которых сможете добиться, чтобы после не разочаровываться.
    26. Больше отдыхайте. Усталость – это одна из основных причин стресса.
    27. Такая простая психогигиена поможет вам минимизировать риск возникновения стрессов.

      14 способов преодоления

      Если все вышеперечисленные причины не помогли избежать вам ответной реакции организма, не отчаивайтесь, а боритесь с ней.

      Современная психология предлагает самые разнообразные способы преодолеть стресс - каждый сможет найти для себя наиболее подходящий и пользоваться им всегда.

      Во время чаепития организм человека расслабляется и успокаивается, наступает умиротворения и гармония. Лучше всего успокаивают травяной чай и зеленый. Но если вам нравится другой сорт, то, пожалуйста. Главное, чтобы чашечка чая была вам в радость.

      Отличный способ избавления от стресса – заняться любимым делом. Любите вышивать – пожалуйста, прыгать с парашютом – без проблем, петь в караоке – на здоровье. Главное – получать удовольствие от процесса.

      Концентрация

      Как известно, состояние стресса мешает человеку сосредоточиться. Чтобы справиться с этой проблемой, можно проделать простое упражнение. Закройтесь в пустой комнате, сядьте боком на стул и поставьте руки на колени. Смотрите в пустоту и попытайтесь расслабиться. Теперь начните считать до десяти и максимально сосредоточьтесь на счете. После этого встаньте, глубоко вдохните и медленно потянитесь.

      Физкультура

      Во время усиленных спортивных тренировок наш организм выплескивает весь тот негатив, что его мучает изнутри. Кроме того, вырабатывается эндорфин – гормон счастья. Попробуйте заняться фитнесом и не заметите, как плохое подавленное настроение смениться счастливой улыбкой.

      Взаимопомощь

      Очень часто отвлечься от проблем помогают окружающие. Как только начинаешь кому-то помогать, сразу забываешь про свои беды и неудачи, а настроение улучшается. Попробуйте, например, перевести через дорогу бабулю или помогите ей донести тяжелую сумку. Во-первых, вы будете гордиться собой. Во-вторых, искреннее «спасибо» вызывается положительные эмоции.

      Иногда, чтобы успокоится и снизить уровень стресса, достаточно просто изменить темп дыхания. Старайтесь выдыхать вдвое дольше, чем вдыхать. Например, при вдохе мысленно досчитайте до 4-х, а при выдохе – до 8-ми. Старайтесь дышать равномерно, не спеша. При борьбе со стрессом психологи также рекомендуют напевать песни или читать стихи.

      Поиграйте с домашними любимцами, если, конечно, вы любите животных. Они способны чувствовать боль и напряжение человека, а в некоторых случаях, даже исцелять.

      Один из самых приятных способов побороть стресс. Во время секса, как и при занятиях спортом, вырабатывается гормон радости, который и настроение поднимает, и жизненной энергией наполняет.

      Часто причиной возникновения стресса является усталость. Не мучайте себя, если устали – отдохните. Как говорится, работа – не волк, успеете.

      Иногда, чтобы увидеть решение проблемы достаточно проговорить ее вслух или записать на бумаге. Заведите дневник и выливайте все, что вас гнетет, на бумагу, она все стерпит.

      Сортирование проблем

      Часто психология советует: не можешь решить проблему, забудь о ней. Проанализируйте свои проблемы, распределите их на решаемые и не решаемые. Затем разберитесь с первыми, а об остальных просто забудьте.

      Это касается офисных работников и тех, кто работает в помещении. Если вас накрыла волна стресса, прогуляйтесь. Пешие и велосипедные прогулки благотворно влияют на эмоциональное состояние. А свежий воздух поднимает настроение.

      Все мы родом из детства, поэтому игры нас успокаивают. Сходите в тир, на аттракционы, поиграйте в настольную игру, в крокодила или во что-то другое. За этими занятиями вы отвлечетесь от негативных мыслей.

      Говорят, чтобы быть счастливым, надо каждый день обнимать 8 человек. Не стесняйтесь выглядеть ребенком, обнимайте своих близких. От этого все только выиграют.

      Сегодня негативные факторы окружают нас везде. Но чтобы стресс не превратился в более серьезные проблемы, научитесь с ним бороться.


      ostresse.ru

      Методы преодоления стресса

      Методик избавления от последствий стресса сегодня описано немало, начиная от простых историй самостоятельного выхода из стресса, до многошаговых и громоздких психологических техник. Сегодня представляю вашему вниманию набор действенных и простых в применении методов преодоления стресса, которые входят в золотой арсенал системы саморазвития. Вы получите путеводитель по самым эффективным анти стрессовым методам и техникам.

      Как стресс назовете, так и поплывете по волнам жизни

      В популярном мультсериале советских времен «Приключения капитана Врунгеля и его друзей» команда судна «Победа» прочувствовала на собственной шкуре выражение «как корабль назовешь, так и поплывешь», после того как от названия парусника отвалились первые две буквы: «П» и «О».

      Беды и море неприятностей буквально захлестнули корабль капитана Врунгеля со звучным названием «Беда». Аналогичная ситуация происходит и в деле борьбы со стрессом и его последствиями.

      Существует столько же методов преодоления и избавления от стресса, сколько существует его определений.

      Давайте рассмотрим общие подходы борьбы со стрессом, исходя из того, как мы определяем стресс.

      Когда стресс – это нарушение баланса энергии

      Баланс энергии я рассматриваю, прежде всего, как равновесие труда (напряжения) и отдыха (расслабления) в жизни. Другими словами, это то, как вы сочетаете в своей жизни расходование и пополнение запасов жизненной энергии.

      Здесь стресс побеждает в тот момент, когда вы расходуете энергии больше, чем восполняете ее. А последствия такого стресса проявляются в общем упадке сил, апатии, скуке и псевдолени. Это когда ничего не хочется делать, буквально «нет сил жить».

      Чаще всего такой стресс настигает трудоголиков, карьеристов и бизнесменов, которые работают до 18 часов в сутки и даже на отдыхе думают о работе.

      Если у вас уже нарушен баланс энергии, то лучший способ преодолеть такой стресс – это восстановить равновесие труда и отдыха в жизни. Придется учиться заново отдыхать и отключаться от работы, буквально усилием воли выделить время на расслабление и подзарядку.

      Вам нужно будет овладеть методиками быстрого накопления и восполнения энергии:

      Образ жизни. Выделите не менее 8 часов на сон и 2-х часов на отдых в сутки. Рано ложитесь и рано вставайте. Запишитесь на занятия цигун или йоги. Посещайте бассейн в обеденный перерыв, русскую баню или сауну 2-3 раза в неделю. Освойте и практикуйте любую методику быстрого расслабления мышц, запишитесь на массаж, посещайте СПА-процедуры. И главное, возвращаясь домой, отключите мобильный телефон и планшет. Четко разделите территории работы и отдыха.

      Тренинг выходного дня. Проведите полдня субботы или воскресенья, практикуя методику преодоления стресса по гавайски. Гавайские жрецы верят, что через глаза, зрительное восприятие мы тратим до 80% витальной энергии. Поэтому лучший способ восполнения сил – это перестать их тратить на зрение. Ваш тренинг выходного дня по выходу из стресса будет состоять в том, что вы проведете полдня дома с завязанными глазами, занимаясь различными домашними делами. С повязкой на глазах вы должны помыть посуду, загрузить в стиральную машину грязное белье, подмести и помыть пол, сварить обед. Сперва вы будете испытывать раздражение и натыкаться на мебель в своей квартире. Затем войдете во вкус, а к концу тренинга испытаете мощный прилив сил.

      Синтез полушарий мозга. Еще одна методика, которая подтвердила свою эффективность в деле накопления энергии и прилива творческих сил – это интеграция правого и левого полушария вашего мозга. Примотайте вашу ведущую руку (у правшей – это правая рука, у левшей – левая) к телу и проведите сперва, один выходной, а затем и рабочий день, пользуясь неведущей рукой. Вы удивитесь, на что способна ваша рука, которую до этой практики вы почти не использовали, и сколько энергии это вам даст в итоге. В Германии таким методом лечат психологическую импотенцию у праворуких мужчин за 2 недели.

      Дыхание губки. Это упражнение используется в телесно ориентированной терапии, когда нужно быстро восполнить энергию у апатичных клиентов. Автор это методики В. Баскаков, и впервые я познакомился с «баскаковской губкой» на его методическом тренинге. Губка – это моллюск, который дышит в ритме океана, раскрывая на вдохе и сжимая на выдохе створки своей раковины. Лягте на спину, ноги согните в коленном суставе, и обопритесь на стопы, раздвинув колени, руки раскиньте в стороны. Мягко прикройте глаза (у губки нет органов зрения). Вы – губка, которая дышит в ритме Вселенной. На вдохе сведите колени вместе и руки ладонями над собой. На выдохе бросьте руки на пол и максимально разведите колени в стороны. Дышите в движении 10-15 минут. Затем раскиньте руки и ноги в позе «морская звезда» и полежите еще несколько минут, дыхание свободное. Эта телесная практика позволяет максимально расслабить все мышцы и дает быстрый прилив энергии.

      Когда стресс – это последствия психической травмы

      Иной раз стресс настигает вас как следствие психологической травмы, получив которую, вы перескочили через сильные эмоции, которые «заморозились» в теле и отнимают вашу энергию.

      Речь идет о травме потери (тоска и горе по умершему близкому человеку), пережитой транспортной или природной катастрофе (страх, ужас и паника) или сильном конфликте (подавленный гнев, чувство вины и стыда).

      Причем не важно, это несчастье вы пережили недавно или в далеком прошлом. Матрица травмы и зажатых эмоций имеет свойство накапливать и притягивать новые стрессорные ситуации.

      Обычные спутники и последствия травматического стресса, пожалуй, самые распространенные причины обращения за помощью к психотерапевтам и психологам. Речь идет о депрессиях, панических атаках и фобиях, тревожных расстройствах и неврозе, как следствий такого стресса.

      В подобных случаях не стоит полагаться на одни только методики самотерапии стресса, их стоит сочетать с профессиональной психологической помощью. Не случайно при МЧС России создана психологическая служба, и психологи МЧС одними из первых прибывают на место катастроф и пожаров, чтобы оказать своевременную психологическую поддержку и не дать пострадавшим заморозить травматические эмоции в теле.

      Когда стресс – следствие навязчивых негативных мыслей

      Практически любой стресс сопровождается поиском решений и постоянным обдумыванием происходящего. Иногда сами негативные мысли, их еще иногда называют тревожными или автоматическими являются причиной сильного и затяжного стресса.

      В этом случае действенными методами освобождения от подобного стресса будут техники контроля и избавления от подобного рода навязчивых мыслей.

      Поищите самостоятельно в Интернете такие методики остановки мыслей, вызывающих стресс и тревогу, как Работа Кэти Байрон, Метод Седоны или техники составления собственных аффирмаций, методы вопрошания и даже самогипноз.

      Я же вверяю вам инструмент, который буквально выщелкнет весь негатив из Вашей головы и заставит думать позитивными мыслями. Это методика молниеносная и эффектная, как щелчок резинки.

      Сперва, подготовьте список своих негативных или тревожных (вызывающих стресс) мыслей. Позаписывайте их в течение недели, всякий раз, когда вы почувствуете на себе очередное влияние стрессовых ситуаций, выводящих из себя.

      Когда в списке мыслей накопится достаточное количество мыслей, составьте их иерархию. Вверху списка должны оказаться негативные мысли, вызывающие наибольший стресс.

      Следующий шаг – это превращение негативных мыслей в их антипод, противоположность, которая приносит другие эмоции.

      К примеру, вы выписали такую негативную мысль: «Я боюсь потерять работу и остаться без средств к существованию». Вы поняли, что эта негативная мысль вызывает беспокойство и страх на 70 баллов по шкале от 1 до 100. Хорошо. Теперь придумайте мысль, противоположную этой. Одна из полярных мыслей звучит как: «Я профессионал. Начальство держится за таких работников как я», делает вас уверенным и снижает страх с 70 до 20 баллов. Отлично. Вы проделали всю предварительную и подготовительную работу.

      Теперь пришла пора встроить эту новую мысль в свое сознание. Используем эффективность болевой терапии для улучшения своей жизни. Оденьте на левую руку (левши — на правую), на запястье банковскую резинку такого размера, чтобы она достаточно плотно, не передавливая, облегала его.

      Всякий раз, как только вы поймали себя на негативной мысли (работаем со всеми мыслями из списка поочередно, по 1 в неделю), произнесите мысленно: «стоп!» и, оттянув резинку, больно щелкните себя по запястью. В этот же миг волевым усилием сосредоточьтесь на новой альтернативной мысли, которую вы заготовили на предыдущем шаге метода. Первые два-три дня пощелкайте резинкой, а затем оставьте только мысленное «стоп!». Вы заметите, что тело, опасаясь боли, заставит Ваш разум автоматически переключаться на новую, позитивную мысль, взамен старой негативной мысли.

      Красный рубец сойдет с вашего запястья одновременно с последней негативной мыслью из списка, с которой вы расстанетесь. Ну а если нет плохих мыслей, то нет и мысленной основы стресса.

      Итак, мы рассмотрели самые распространенные причины стресса и выявили самые действенные методики его преодоления, исходя из этого. Как вы понимаете, это далеко не полный и исчерпывающий список определений и методов.

      И это хорошо, потому что это означает, что мы еще встретимся в новых статьях на ВитаМарг, а пока поделитесь своими впечатлениями, мыслями и ощущениями в комментариях к данному посту. Задайте вопросы и получите ответы от автора. Обязательно поделитесь методами выхода из стресса, предложенными в этой статье со своими друзьями.

      Счастья вам без причины и удачи в борьбе со стрессом.

      www.vitamarg.com

    • АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ. Основными факторами, приводящими к возникновению алкогольных психозов, являются нарушения обмена веществ, вызванные хроническим (обычно не менее 5 лет) злоупотреблением спиртными напитками. Белая горячка (алкогольный делирий) развивается обычно на фоне абстинентного синдрома […]
    • Признаки, диагностика невроза и его лечение Признаки невроза могут проявляться как в плохом физическом самочувствии (высокая температура тела, потливость, частое мочеиспускание), так и в поведении. Это заболевание нельзя определить, сдав анализы, но опытный психотерапевт использует свои методы, чтобы распознать […]
    • Аутизм: как распознать и что с этим делать Апрель – месяц информирования об аутизме. Мы разбираемся, что делать семьям, столкнувшимся с этим диагнозом. Фото: Влад Кобец / Фонд "Выход" Что такое аутизм? Начнем с начала: что такое расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС), какие для него характерны маркеры […]
    • Знаменитости с диагнозом «шизофрения» Мы часто восхищаемся звездами, вдохновляемся ими, хотим походить на них. Но как ни крути, они простые смертные люди. Со свойственными всем плюсами и минусами. И болезнями тоже. Вот например. ДЖИМ ГОРДОН Около двух десятилетий Гордон был одним из самых востребованных барабанщиков […]
    • О неврозах у детей Невроз - это реакция ребёнка на трудные ситуации, которые переживаются им очень болезненно, что отражается в первую очередь на поведении ребёнка. Распространенные формы невроза - это неврастения, истерические неврозы и неврозы навязчивых состояний. Во-первых, стоит знать, что неврозы у детей - это […]
    • Причины синдрома Дауна Синдром Дауна – врожденная патология, которая из года в год встречается все чаще. Если верить статистическим данным, то на сегодняшний день десять процентов новорожденных обладают данной формой умственной отсталости. Синдром Дауна – это страшный диагноз, который приводит родителей в шок. Все […]
    • Опасный психоз: почему НАТО и страны Балтии корежит от военных учений Шойгу В России продолжатся военные учение, объявленные с 25 по 31 августа приказом министра обороны РФ Сергея Шойгу во исполнение распоряжения верховного главнокомандующего, президента Российской Федерации Владимира Путина. Заявленная цель - […]
    • Что делать если у тебя депрессия? Что делать, если депрессия забрала все силы? 7 простых способов избавиться от нее. Самым распространенным недугом современных людей считается депрессия. Под данным термином подразумевается угнетенное состояние психики. Проявляется депрессия в подавленности, грусти, ощущении […]

    Жизненный стиль не только формируется в трудных ситуациях, он в них и проявляет себя. Существуют различные способы преодоления жизненных сложностей (в психологии их называют coping strategies от английского «соре» ‑ преодолевать). Психологическое преодоление ‑ это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (13). В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера ‑ попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Частично это понятие пересекается с понятием психологических защит, однако оно шире, потому что включает не только ментальную, но и фактическую реальность.
    Но, насколько бы ни различались между собой индивидуальные формы психологического преодоления, они тяготеют к двум полюсам: 1) решение проблемы (объект-ориентированное преодоление), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление). Классификации преодоления довольно ветвисты. К первому типу относят реальное решение проблемы, «выпрямление» ситуации, поиск дополнительной информации, обращение к социальной поддержке. Второй тип включает отвержение проблемы, намеренный отказ от поиска информации (подобно страусу, зарывающему голову в песок), понижение самооценки и на этом основании ‑ отказ от борьбы («это мне не по силам»), эмоциональную экспрессию (гнев, отчаяние, скорбь).
    Некоторые авторы выделяют особо три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления: 1) самообвинение (blamed self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; 2) избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя, как если бы ничего не произошло; 3) предпочитаемое истолкование (wishful thinking) ‑ призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.
    Можно выделить также пять сфер жизнедеятельности человека, «подпитывающих» его действия в трудный период: 1) познание и представления, 2) чувства, 3) отношения с людьми, 4) духовность и 5) радости физического бытия. Критериями эффективности преодоления являются, во-первых, объективное разрешение проблемной ситуации и, во-вторых, восстановление психического благополучия человека: понижение тревожности, ослабление психосоматической симптоматики. Надежным показателем эффективности «coping» считается и ослабление чувства уязвимости к стрессам, исчезновение страха перед действительностью.
    В настоящее время получены некоторые данные о средней эффективности различных форм coping. Наиболее действенным все-таки является объективное разрешение проблемы, основанное на активной, инструментальной жизненной позиции человека. Наименее эффективными, по мнению ряда авторов, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей и пр. Достаточно действенным представляется реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Вообще выражение чувств принято считать хорошим способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности, но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска для психологического благополучия человека (13).
    Психологическое преодоление, является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов ‑ личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и реальной ситуации. Некоторые авторы выделяют в качестве третьего фактора ожидаемую социальную поддержку, и это понятно: в зависимости от прочности психологического «тыла» человек может поступать решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Очевидно, что сопротивляемость субъекта обстоятельствам может существенно меняться в зависимости от того, насколько угрожающей и управляемой представляется ему ситуация и как он оценивает свои возможности, т.е. опять же от его Я-концепции.
    Существует зависимость психологического преодоления от пола, возраста и социальной среды человека. Женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Обращенность к причинам, стремление «тщательно обдумать», сопровождающееся из лишним фокусированием на проблеме, однако, увеличивает уязвимость женщин к депрессии. И в целом для женщин в трудных ситуациях более характерно пассивное приспособление и самоизменение, а также надежда и ожидание. Мужчинам, напротив, более присуще инструментальное отношение к миру, стремление его переделать, изменить по своему образу и подобию. Они склонны отгородиться от депрессивных состояний, концентрируясь на деятельности, вовлекаясь в физическую активность, чтобы вывести себя из негативных переживаний. Маскулинные и фемининные способы реагирования на стресс скорее всего являются результатом социализации, действия стереотипов, предписывающих мужчинам быть активными и успешными, а женщинам ‑ чувствительными и сопереживающими (13).
    Что же касается возрастных закономерностей, то они связаны с реальной возможностью контролировать ситуацию. Поэтому активное психологическое преодоление характерно для людей молодого и зрелого возраста, а пассивное ‑ для детей и стариков, зависимость которых от мира выше в силу того, что они либо еще не приобрели, либо уже утратили часть жизненных сил. Примечательно, что обнаружена положительная связь между социальной компетентностью у детей и их устойчивостью к стрессам: если ребенок умеет попросить взрослого о помощи, негативных переживаний у него меньше.
    В выборе способов психологического преодоления отмечается возрастная динамика следующего содержания: эмоционально-ориентированные формы с возрастом утрачивают популярность, сохраняя высокую частоту лишь у лиц с выраженной фемининностью, а проблемно-ориентированные, напротив, используются чаще, но их применение зависит от содержания проблем, с которыми сталкивается субъект. Так, если это сложности межличностного взаимодействия, то понятно, что эффективным признается по-прежнему эмоционально-ориентированный coping.
    Для хорошего самоощущения желательно, чтобы проблемы, встающие перед человеком, слегка превосходили его реальные возможности. И если для активного человека среднего возраста уход от проблем является неконструктивным (потому что реальность будет вновь напоминать о себе, а нерешенные проблемы имеют свойство повторяться), то для старика стремление «перевернуть мир», вообще говоря, кажется уже суетным желанием. Так, среди пожилых пациентов одной из клиник было обнаружено, что каждый пятый считает самым эффективным способом излечения обращение к религии. Однако, несмотря на это, влияние ощущения независимости, связанного с возможностью совершения свободного выбора, на содержание Я-концепции также проявляется наиболее остро именно в периоды ограниченных возможностей ‑ в детстве и старости. Отмечено, что пожилые люди чувствуют себя намного счастливее и обладают большей продолжительностью жизни, когда они имеют возможность осуществлять личный выбор в текущих жизненных событиях, например, самим определять режим дня (когда вставать и ложиться, чем питаться и как проводить свободное время). Впрочем, известный геронтопсихолог Г.Томэ отметил, что по мере старения у человека расширяется репертуар используемых им способов психологического преодоления, и, таким образом, адаптированность к жизни возрастает.

    Loading...Loading...