Сущность понятия лабораторно-практическая работа. Лабораторная работа как метод обучения

Найти

Лабораторные работы. Что это такое?

Каждый студент, обучающийся в ВУЗе, наверняка знает основу своего образования. Это теория, которая представлена посредством лекций, и практика, представленная лабораторными и контрольными работами. Эти работы относятся к каждому курсу и охватывают тот объем знаний, который студент получает на всем этапе прохождения одного курса.

Если на лекциях студент очень устает. Он заполняет конспекты, получаем множество полезной информации, то на самостоятельной работе он усердно напрягает мозги, чтобы найти правильное решение определенной проблемы. Лабораторные работы больше всего интересны для студентов. Эта работа сочетает в себе проверку знаний и получение огромного опыта по выбранной тематике. Более того, на лабораторных работах можно выделиться определенным образом перед преподавателем и завоевать его авторитет, так что именно лабораторные работы прогуливаются студентами реже всего. Как правило, такие практические работы чаще всего преподаются при изучении точных наук, например, на физике и химии. В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.

Особенности лабораторных работ

Уже из названия такой работы можно сделать определённые выводы по ней. Основная цель лабораторной – изучить на практике определенные физические и химические процессы, а потом составить отчет о прохождении таких реакций. Все опыты осуществляются в лаборатории и рассматриваются наглядно.

Для того, чтобы в полной мере подготовить грамотный отчет по лабораторной работе, необходимо понимать суть процесса и его смысл. С этой целью преподаватель просит учеников и студентов заранее готовиться к такой работе. Он настоятельно рекомендует сначала в очередной раз изучить теоретическую основу опыта, а только потом приступает к непосредственной практике посредством проведения лабораторной работы.

Что входит в состав лабораторной работы:

Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом правила, описанные на теоретических занятиях, например, на лекциях.
Выбор наиболее оптимального метода выполнения исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.
Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.
Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.
Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.

Многие студенты считают, что если они не пойдут на лабораторную работу, то в дальнейшем они без труда смогут подготовиться к работе сами, а более того, написать отчет по ней. На самом деле это не так. Когда проходит лабораторная работа, то это подразумевает командный труд, который основан на углубленном практическом освоении материала всех студентов. Они при это м делятся между собой своими мыслями касательно исследуемого процесса. Именно поэтому большая часть студентов предпочитает во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.

Требования к проведению лабораторных работ

В самом начале лабораторной работы, педагог проводит консультацию всех студентов о том, как как соблюдать технику безопасности, а также что именно студентам предстоит усвоить на занятии. Более того, педагог раздает студентам методические пособия, которые потом послужат помощью для оформления отчетности по проделанной работе.

Также стоит отдельно остановиться на правилах оформления отчета и на инструктирующих действия, исходящих от преподавателя. Все студенты, которые проходят инструктаж, делают отметку в журнале преподавателя, что они ознакомлены со всеми последствиями и спецификой такой работы. После проведения инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за действия студента на лабораторной работе.Студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание чрезвычайных ситуаций.

Также на лабораторной работе студент должен соблюдать порядок действий, предписанных преподавателем. Эти действия описаны в методических рекомендациях к лабораторной работе.

Во время прохождения работы студент должен вести черновой вариант отчета. После этого черновой вариант оформляется в конечный вариант отчета. Если студент не может справиться с такими действиями или он просто не успевает это сделать, то он может обратиться в учебные центры, где ему помогут профессионалы, которые готовы написать лабораторную работу. После того, как работа будет написана, студент отдает ее на проверку преподавателю, после чего ждет оценки за проделанный труд.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения лабораторной и практической работ. 2. Называть и характеризовать ос­новные их виды. 3. Описывать общую методику обозначенных форм и разрабатывать краткие их планы.

При обучении биологии постоянно используются лаборатор­ные и практические работы. Они проводятся в кабинете биоло­гии, уголке живой природы, природном и социоприродном окру­жении, школьном саду, цветнике и на учебно-опытном участке. Эти работы ориентированы в основном на формирование интел­лектуальных и практических умений - наблюдать, исследовать, распознавать, определять, измерять, анализировать, аргументиро­вать, обрабатывать, выращивать, ухаживать и др.

Лабораторная работа - форма организации обучения, при ко­тором учитель руководит самостоятельной познавательной и иной деятельностью учащихся при использовании соответствующих средств и методов, преимущественно для исследования различных биологических объектов и протекающих в них процессов. В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие лабораторные работы от других организационных форм. Это руководство самостоятельной и иной деятельностью учащихся с применением методологии научного познания, созда­ние условий для овладения простейшими методиками и методами исследования на уроке с лабораторным оборудованием.

Лабораторные работы позволяют освоить учащимися один из основных методов биологической науки - экспериментальный. Он предполагает проведение наблюдения, воспроизведения и изу­чения биологических явлений, измерения и обработку их резуль­татов, а также формулирование выводов. При этом реализуется предназначение названного метода как источника знаний и кри­терия истинности теоретических представлений.

Программы по биологии предусматривают лабораторные ра­боты для курса с 6-го по 11-й класс. В обобщенном виде их тема­тику можно представить в следующих суждениях.

Работы в программе 6 класса. Устройство увеличительных при­боров, строение растительной клетки. Внешнее и внутреннее стро­ение органов растения - корня, стебля, листа, цветка, соцветия, плода. Внешние признаки растений различных систематических и экологических групп. Передвижение воды и минеральных ве­ществ по древесине.

Работы в программе 7 класса. Особенности внешнего строе­ния, поведения и передвижения представителей животных раз­личных типов. Многообразие животных - червей, моллюсков, насекомых, птиц.

Работы в программе 8 класса. Клетки и ткани организма чело­века. Анатомические особенности тела человека - мышц, костей, сердца. Физиологические явления в организме человека - при­рода пульса, реакция сердечно-сосудистой системы на дозиро­ванную нагрузку, действие ферментов слюны на крахмал, реф­лексы головного мозга.



Работы в программе 9 класса. Особенности строения, функци­онирования и изменения состояния биологических систем раз­личных уровней организации жизни - клеток растений и живот­ных, расщепление пероксида водорода ферментами живых кле­ток, изменчивость организмов, морфологические критерии вида, условия жизни, пищевые цепи и сукцессия в экосистеме.

Работы в программе 10-11 класса. Строение и функциониро­вание клетки - клетки эукариотические и прокариотические, плазмолиз и деплазмолиз, движение цитоплазмы в растительных клетках. Генетические явления - изменчивость у растений и жи­вотных, фенотип растений, фенотипические проявления хромо­сомных аномалий у человека. Эволюционные явления - приспо­собленность организмов к среде обитания, ароморфозы и идио-адаптации у растений и животных.

Вопросы для актуализации материала. 1. Какое определение ла­бораторной работы использовалось при изучении педагогики? 2. Доста­точна ли обозначенная тематика лабораторных работ для школьников общеобразовательной школы? 3. Имеется ли необходимость в дополне­нии тематики лабораторных работ в условиях профильного обучения? Почему?

В методике обучения биологии по определенным признакам различают несколько видов лабораторных работ. По дидактичес­кой цели они бывают исследовательскими и иллюстративными, по организационным формам обучения - индивидуальными, груп­повыми (парными) и фронтальными, по характеру познаватель­ной деятельности - проблемными и непроблемными. Исследо­вательские работы отличаются тем, что позволяют организовать логику научного исследования, но вместе с тем не открывают объективно новых для человечества знаний. Учащиеся во время таких работ наблюдают, анализируют факты, выдвигают гипоте­зы, проверяют их и формулируют выводы. По сути исследова­тельские лабораторные работы являются проблемными и могут выполняться группами и (или) классом. С их помощью учитель побуждает учащихся к самостоятельной учебной деятельности, развивает у них логику мышления и стимулирует познавательный интерес. Иллюстративные лабораторные работы служат для конк­ретизации, подтверждения, уяснения и повторения некоторых биологических законов и закономерностей, полученных учащи­мися от учителя или из учебника. Например, работы по изучению модификационной изменчивости с построением вариационных рядов и кривых изменчивости на примере длины листьев и роста относятся к исследовательским, а работы по выяснению особен­ностей внешнего и внутреннего строения органов растений и животных, строения эукариотических и прокариотических кле­ток, морфологии хромосом - к иллюстративным.



Для организации лабораторной работы важное значение имеет инструктирование учащихся. Оно проводится с целью их ориентации к эффективному выполнению этапов и заданий познания биологи­ческого объекта. Лучше организовать письменное инструктирова­ние в форме заданий-инструкций. В них формулируются задачи и тема, приводится перечень оборудования, описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, даются рекомен­дации по обработке и оформлению результатов работы.

Для проведения лабораторной работы необходима качествен­ная ее подготовка. Она заключается в следующем: 1) включение темы работы в тематический план и отражение ее содержания в поурочном плане; 2) подбор раздаточного материала и оборудова­ния для проведения работы; 3) формулирование учебных заданий по содержанию работы; 4) определение последовательности и вре­мени выполнения работы по каждому ее пункту.

На основе работ видных методистов биологии Е.Т. Бровкиной, Е.П.Бруновт, Т.А.Козловой, Р.Д.Маша, В.Ф.Шалаева можно сформулировать основные положения методики организации и проведения лабораторных работ.

1. Подготовка учащихся к выполнению работы - повторение соответствующего материала, вводное слово учителя, общий ин­структаж учащихся.

2. Пояснение учителем последовательности выполнения опе­раций на основе инструктивной карты, которая должна быть у каждого учащегося или вывешена на доске.

3. Выполнение учащимися действий в зависимости от вида ла­бораторной работы. При необходимости показ учителем образцов выполнения действий и способов самостоятельной работы.

С лабораторными работами многие студенты знакомы еще со школы. Однако школьные лабораторные серьезно отличаются от тех, которые проходят в университетах. В школах такие работы могут выполняться учеником даже дома. После проведенного эксперимента учащемуся нужно только записать свои наблюдения и выводы и представить учителю.

В лабораторные чаще всего проводятся в лабораториях - специальных помещениях, где уже есть все необходимое для проведения опытов. На гуманитарных факультетах подобный вид работ встречается редко, здесь есть другие формы исследований. А вот студенты, которые занимаются науками (например, физикой или химией) обязательно столкнутся с необходимостью готовить лабораторные.

Как это происходит?

Лабораторная работа - занятие групповое, и обычно у всех студентов задание во время эксперимента общее. Однако каждому учащемуся придется в индивидуальном порядке готовить отчет по лабораторной. В отчете должны быть соблюдены требования к оформлению такого вида работ, а также представлен тот комплекс знаний, который от студента ждет преподаватель.

Лабораторную приходится защищать. Это означает, что студенту мало просто правильно написать работу и грамотно ее оформить. Преподаватель будет задавать вопросы по теме, чтобы определить, насколько учащийся ей владеет.

Зачем нужны лабораторные?

Лабораторные работы отлично дополняют учебную программу. Программа состоит из лекций, контрольных и лабораторных, а по итогам прохождения тем проводятся экзамены. Лекции - это теоретические занятия, а контрольные - это проверка знания теории. Лабораторные работы - это такие контрольные, которые направлены на практические навыки студента.

Работая в лаборатории, студент может на практике испытать то, что он проходил на лекциях. Именно поэтому такие работы очень важны. Не рекомендуется пропускать занятия в лабораториях, потому что прогулы могут серьезно отразиться на успеваемости и на конечной оценке.

Когда студент посещает только лекции, он получает лишь теоретические знания. Практические знания и навыки он может получить только в лаборатории. Как вариант, еще есть практика, но практику проходят студенты старших курсов. И к моменту, когда студент начинает искать, где ему можно получить опыт, учащийся должен уже обладать хотя бы минимальными навыками. Лабораторная работа может сделать студента успешным или стать причиной отчисления из вуза.

Сущность понятия лабораторно-практическая работа. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ.

Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые.

Химии подчеркивал М.В. Ломоносов никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции 2 . Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных лабораторных методов познания. 6 В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы 1 постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы 2 определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов 3 непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности 4 подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем.

Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения. Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения - вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим. Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое? Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом процессе приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.

Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества.

Но преподаватель должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента. Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.

Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике.

Формы могут быть различные пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится. 1.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Разработка лабораторно-практических работ по технологии

Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития.. Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека.. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Вряд ли найдется такой студент, который не знает, . Если не до конца понимает, то хотя бы слышал этот термин. Еще в школе многие учителя дают возможность ученикам побывать в школьных лабораториях и проделывать эксперименты согласно с пройденным материалом по физике или химии.

Итак, давайте поразмышляем, что такое лабораторная работа и для чего она нужна.

Как мы знаем, весь учебный процесс состоит из теоретической и практической части, то есть на лекциях студенты обогащаются теоретическими знаниями, а на практических и лабораторных занятиях – применяют их в действиях. Лабораторная работа – довольно увлекательное времяпрепровождение, где учащийся демонстрирует свои познания по пройденному материалу и получает полезный опыт. Если у студента есть небольшой грешок из-за посещения лекций, то на лабораторном занятии у него есть огромная возможность показать себя с лучшей стороны. По этой причине лабораторные мало кто прогуливает. К тому же прогулявшую лабораторную работу все равно, рано или поздно, нужно сдавать в индивидуальном порядке. А это намного сложнее, чем со всей группой и с помощью преподавателя.

Чаще всего такой вид практической работы свойственный тем, кто изучает точные науки, студенты технических и инженерных специальностей.

Целью лабораторной работы является изучение химических реакций и закономерностей, неких физических процессов или законов, и их осознание.

Прежде чем приступить к самой работе, нужно хорошо владеть материалом по теме, по которой будут проводиться опыты. Поэтому преподаватель чаще всего предупреждает о предстоящей лабораторной и просит всех студентов хорошо подготовиться. Перед началом работы, преподаватель в общих чертах должен ознакомить студентов с предстоящими действиями, с аппаратурой, техникой безопасности и правилами поведения в лаборатории. Преподаватель обязан проинструктировать о технике безопасности и в соответственном журнале и каждый студент должен поставить в нем свою подпись.

При выполнении лабораторных заданий студент обязан:

  • следовать порядку выполнения работы, который описан в методичке, выданной преподавателем;
  • все результаты о проделанной работе записывать в черновик, после чего оформить в чистовом варианте отчет;
  • после завершения выполнения работы, предъявить ее преподавателю.

Как и каждую самостоятельно проделанную работу, лабораторную тоже нужно защищать. Работа защищается индивидуально. И от того насколько хорошо студент был подготовлен и насколько правильными и корректными были ответы на вопросы преподавателя, зависит оценка за лабораторную работу. Если же преподаватель не доволен знаниями и подготовкой студента, то он отправляется подготавливаться дальше или приходит в другой раз. Но, как показывает практика, лучше не затягивать и сдавать работу за первым разом.

И все же, если такая работа вам не под силу, то вы всегда можете на нашем сайте, и больше ни за что не переживать.

Loading...Loading...