Святой исповедник архиепископ лука в чем помогает. Кондак, глас той же. Икона Божией Матери "Умягчение Злых Сердец"

Святитель Лука Войно-Ясенецкий без сомнения является одним из самых ярких святых нового времени. Родился будущий святитель в Керчи (Крым) в 1877 году в семье с польскими дворянскими корнями. Молодой мальчик Валя (свт Лука в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) очень любил рисовать и даже хотел в будущем поступить в академию художеств. Но уже тогда, в юные годы, будущий святой помня в себе строки из Евангелия «Тогд? глаг?ла ученик?мъ сво­и?мъ: ж?тва?бо мн?га, д??лателей же м?ло:» (Мф.9:37) принял решение: служить людям что бы облегчить страдания болящим. Позже, дар рисования оказался очень полезным в работе народного целителя и преподавателя.

Будущий архиепископ Лука поступил на медицинский факультет Киевского университета и в 26 лет блестяще окончил его, сразу приступив к работе в Чите в военном госпитале (в то время как раз началась русско-японская война). В госпитале Валентин женился и в их семье родились четверо детей. Жизнь привела будущего святого сначала в Симбирскую а затем и в Курскую губернии.

Будучи человеком деятельным и успешным хирургом Валентин Феликсович проводил множество операций, проводил исследования в области анестезии. Он приложил много сил для изучения и внедрения местной анестезии (общее обезболивание имело негативные последствия). Необходимо отметить, что люди близкие к этому великому хирургу всегда предполагали его будущее как будущее исследователя и преподавателя, в то время как сам будущий святой Лука Крымский всегда настаивал на прямой работе, помогая простым людям (сам себя он иногда называл мужицким доктором).

Священнический сан Валентин принял неожиданно для себя, после краткого разговора с епископом Иннокентием, состоявшимся после выступления Валентина с докладом опровергающим тезисы научного атеизма. После этого жизнь великого хирурга стала еще сложнее: он трудился за троих — как врач, как профессор и как священник.

Биография святителя Луки Войно-Ясенецкого очень интересная, и ее всю на одной странице нашего сайта не разместить. Ниже мы приведем основные события из жизни святителя.
В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Там, в глухой Сибири святой Лука работал в госпиталях, оперировал и помогал страждущим. Перед операцией он всегда молился и рисовал на теле больного йодом крест, за что не раз бал приглашаем на допросы. После длительной ссылки еще дальше — к берегам Северного Ледовитого океана — святителя вернули обратно сначала в Сибирь а потом и вовсе освободили в Ташкент.
В последующие годы многократные аресты и допросы, а так же содержание святителя в тюремных карцерах сильно подорвали его здоровье.
В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы. Будучи уже сильно больным, с плохо видящими глазами, Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

В последние годы жизни святитель работал над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.
В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Святитель Лука Крымский – это глубоко одаренный врач, целитель, священник, поражающий необыкновенной глубиной своего духа. Яркая личность из святых более раннего периода истории. Святой Лука окончил медицинский университет, а судьбу свою посвятил во благо больных страдальцев. К его практикам относятся успехи в хирургической деятельности, написание работ на тему медицины. Даже когда святой потерял зрение, он все равно нес веру людям и продолжал делать добро. По сей день место захоронения Луки – это участок исцеления и паломничества.

Будучи выходцем из многодетной семьи, Лука всю жизнь находился в стремлении принести пользу окружающим, и он достиг высот, реализовав их как в нравственном, так и в физическом смысле.

Соблюдение правил при прочтении молитв Луке Крымскому

Обязательным условием является прочтение молитв не только самому больному, но и его родственникам, близким, друзьям. Обратиться с мольбой можно везде – и на улице, и дома, можно в храме, если больной крещеный. Молитва святому старцу должна быть прочтена минимум три раза в день. Причем если вы заметили заметное улучшение состояния больного, останавливаться сразу не стоит.

Молитва об исцелении детей и взрослых

Эта молитва окажется настоящим спасением для вас. Трижды произнесите слова:

«О великий Лука, блаженство людям дарящий! Умиляемся и приклоняем колени перед образом твоим. Ты глубоко в сердцах наших, припадаем к лику твоему, скорбим над мощами твоими многоцелебными. Молим об исцелении и о здравии. Как дети у отца просим усердно, услышь мольбы наши, принеси молитву нашу к Богу. Пусть милостивый и человеколюбивый одарит нас благодеянием. Веруем в твою силу исцеляющую, отгони беды и недуги от нас, облегчи наше пребывание на земле. Просим у лика твоего ангельского избавить нас от мучений и искушений.
Вымоли у Бога для чад своих сил духовных да крепости плоти. Ждем попечения и исцеления, вверяем свои судьбы в руки твои благочестивые. Обращаются к тебе слабые и немощные, просим укрепить веру нашу, оздоровить тела наши. Настави нас на путь добрый, отгони бесов деяния, убереги от злых искушений.
Молим о спасении, даруй земле нашей плодородие, даруй градам нашим твердость, даруй столам нашим изобилие, даруй скорбящим утешение, даруй больным исцеление, даруй заблудившимся свет, даруй родителям мудрость, даруй детям смирность, даруй убогим помощь и заступничество твое. Надеемся на твое благословение и помилование. Ходатайствуй за нас перед Господом, проси у него уберечь нас от лукавого, ереси и смуты. Мы грешные молящиеся ведомые тобой, покоряемся всесильной руке твоей. Непрестанно будем славить Нераздельную троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Святой Лука Крымский, кто это?

Во время жизни Лука был великим ученым, хирургом и профессором в сфере медицинских наук. Он прекрасно разбирался в гнойной хирургии. Этот человек помог огромному количеству людей, оперировал их и обращался к Господу при помощи молитвы.

Впоследствии Лука решил посвятить себя служению Богу, но даже тогда он занимался проведением хирургических операций. Позже Лука полностью ослеп, но продолжал обучать молодых хирургов мастерству. Луку постоянно наказывали чиновники за то, что он безоглядно верил в Господа, но это не останавливало мужчину. Он не один раз оказывался в тюрьме, где терпел многочисленные унижения и издевательства. Но даже после этого он продолжал учить других.

Кто может обратиться к Луке Крымскому?

Лука в состоянии помочь каждому, кто тяжело болеет или у кого большие проблемы в жизни. Молитву Святому может читать мать, которая потеряла своего еще не рожденного младенца, или ребенку, у которого обнаружили при рождении сложное заболевание. Святой Лука Крымский помогает каждому во время болезни.

Хирурги могут читать молитвы для того, чтобы операции проходили максимально успешно, и пациенты выздоравливали. Молитва поможет и тем, кто планирует отправиться на серьезную операцию. Лука поможет избавиться от возможных осложнений.

При каких болезнях поможет Лука?

Если у человека на душе лежит груз от того, что его близкий ушел в мир иной, или он расстался с любимым человеком, то молитва Луке поможет ему пережить трагедию. Если в соседнем доме произошел пожар и может перейти на жилище человека, то нужно срочно прочитать молитву Луке для того, чтобы возгорание остановилось.

Если человек заплутал в лесу и не в состоянии отыскать выход, то Лука обязательно покажет, куда стоит двигаться. Также Святой помогает от таких проблем со здоровьем, как грыжа, гангрена, раковая опухоль, киста, воспаление легких, алкоголизм, бесплодие, наркомания.

Как следует молиться Луке?

Для того, чтобы получить помощь от Луки Крымского, нужно понимать каждое слово из молитвы во время его прочтения. Нужно переписать текст на лист бумаги и всегда носить его с собой, чтобы своевременно попросить помощи у Святого. Лучше всего, если человек будет знать текст молитвы наизусть. Молитву нужно читать как можно больше раз.

О чем просить Луку?

Преподобный Лука пользуется среди православных людей особенной популярностью. Его можно просить о здравии близких и родных людей, детей и знакомых, исцелении, зачатии, избавлении от раковых и других серьезных заболеваний.

Когда страдают близкие люди, на это невозможно спокойно смотреть. Человек старается сделать все для того, чтобы облегчить страдания другого, чтобы спасти жизнь близким людям. Ведь в таких ситуациях дорога каждая секунда, нужно срочно что-то предпринимать.

Необходимо решать проблему любыми способами, обращаться в хорошие клиники к настоящим профессионалам. Также стоит обязательно знать о том, что Господь с небес видит все страдания. Если его попросить о помощи, то он обязательно услышит молитвы.

Чудеса Луки Крымского

Очень часто люди считают неожиданное выздоровление неизлечимо больного настоящим чудом. Выздоровление похоже на подарок Господа, а не на простое исцеление.

Даже если человеку сообщили, что у него обнаружили рак, то это совсем не значит что нужно начинать паниковать и готовиться к скорой гибели. Необходимо обязательно обратиться к Святому Луке, каждый день читать ему молитву и просить о помощи. Святой не проигнорирует просьбу, он обязательно постарается помочь. Люди, которые смогли исцелиться от рака, вполне реальные, они молились и сумели выздороветь благодаря помощи Святого. Рак не является приговором, это стоит запомнить.

Кто может просить Луку о помощи?

Обращаться к Святому Луке может каждый человек. Бабушки и мамы молятся об исцелении детей, дети молятся о родителях, молодые люди молятся о выздоровлении возлюбленных и близких. Также каждый может просить Луку о себе.

Зачатие малыша

Дети являются главными сокровищами в жизни любого человека. Именно они являются продолжателями рода, делают жизнь счастливой и яркой, заставляют любить беззаветно, ничего не требуя взамен. Однако далеко не все женщины могут без особых проблем зачать ребенка.

Некоторые годами ходят по врачам, сдают разнообразные анализы, проходят медицинское обследование, но лечение не дает никаких результатов. Тогда стоит обязательно обратиться к Святому Луке и попросить его о помощи в зачатии и рождении младенца.

Молитва перед операцией

Только единицы не ложились на операционный стол хоть раз в жизни. Даже если оперативное вмешательство предполагается совсем небольшое, человек в любом случае опасается всяческих осложнений и трудностей. Люди нервничают и переживают, все ли пройдет хорошо, наступит ли долгожданное выздоровление. Именно поэтому больным рекомендуется обращаться перед операцией к Святому Луке, чтобы попросить его о помощи.

Также стоит заметить, что врачи и сами нередко молятся Луке перед сложными операционными вмешательствами. Ведь только от них зависит, все ли будет хорошо с пациентом. Во время операции за человека могут молиться родные и близкие люди.

Великомученик Лука Крымский обязательно придет на помощь к тем, кто в этом нуждается. Он никогда и никого не оставляет в беде. Именно поэтому и стоит благодарить Святого и молиться ему как можно чаще. Также стоит посещать храм или церковь, а 11 июня считается официальным днем памяти Луке.

Луку Крымского помнят как покровителя врачей и людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Это один из самых важных покровителей всего, что связано с медициной.

Если вы являетесь метеочувствительным человеком , то молитвы этому святому помогут вам справиться с подобного рода проблемами и их последствиями. Чтобы понять, почему этот святой помогает именно в таких аспектах, нужно обратиться за помощью к истории иконы и жизненному пути самой личности.

История святого Луки и описание иконы

Святитель Лука Крымский и Симферопольский — это личность известная не только в мире духовном, но и в мире науки, медицины. В миру его звали Валентином. Он посвятил огромное количество времени обучению, добившись статуса профессора. Его целью было духовное лечение людей, а не только физическое, поэтому его путь с определенного момента стал двойственным.

Сразу после Второй мировой войны этот умный и духовно развитый мужчина стал архиепископом Симферополя и Крыма. По завершении войны он удостоился многих наград. Однако уже тогда ему было 69 лет. Через 15 лет он умер. То было 11 июня, день памяти всех святых.

Сам Лука Святитель был причислен к лику святых только в 2000 году, спустя 39 лет после смерти. Днем памяти было выбрано 11 июня, день его ухода из жизни. Лука прожил очень непростую жизнь, ведь до войны он подвергался гонениям и пребывал в ссылках. Несмотря на страшный для христианства период, Валентин тайно получил статус архиепископа Крымского. До этого он даже был пострижен в монахи.

Его жизнь была наполнена огромными проблемами, потому что этот период был очень темным. Его образ навсегда останется в наших сердцах. На иконе Лука изображается по пояс, с крестом в руках. Он благословляет всех, кто смотрит на него, его взор строг, но душа открыта. Даже после смерти молитвы перед его иконой приносили много исцелений больным людям. Перед этой иконой молятся хирурги и врачи, от действий которых зависят жизни людей.

В чем помогает икона

Это чистейший оберег от любых физических и духовных проблем человека. Святой Лука смотрит на рабов Божьих глазами икон, оберегая нас от любых проблем. Эта икона должна быть в любом доме, но наиболее полезной она будет в доме с людьми престарелыми, больными. Также любая мать должна молиться перед этой иконой святому Луке, чтобы с ее детьми не случалось никаких несчастий. Самой лучшей молитвой будут «Живые помощи» . Эта молитва помогает людям сохранять свое здоровье и рассчитывать на поддержку Всевышнего во всем.

Молитва перед иконой святого Луки

Молитва святому Луке: «Святитель Лука, раб Божий и отец наш духовный, помоги нам обрести веру в себя и в силу Божью. Помоги наши отцам, матерям и детям нашим, чтобы беды обошли их всех стороной. Дай нам сил, чтобы любые преграды могли мы преодолеть с благословением Отца нашего Вседержителя и Матушки Заступницы. Моли Бога о нас, грешных и недостойных рабах Его, ибо не всегда наши молитвы сильны, как и вера наша. Помоги нам научиться следить за телом нашим и за душой» .

Дата празднования

Молитва святому Луке поможет вам избавиться от пагубных привычек любого типа, особенно в день памяти — 11 июня. В церквях в этот день вспоминают всех святых, отдавших свою жизнь за нас грешных и за развитие веры, за распространение слова Божьего. В этот день ушел из жизни человек с большой душой, который лечит не только раны душевные, но и физические — святой Лука.

Где находится икона

Этот образ есть в Лукинской церкви в Москве, в городской больнице, есть церкви Луки в Саранске, в петропавловской церкви Санкт-Петербурга, в церкви Пантелеимона Целителя в Тамбове. Святому Луке ставили даже памятники в Тамбове, около больницы святителя Луки. Это был выдающийся врач, который доказал неразрывную связь между духом и телом.

Наука и религия всегда должны пребывать в гармонии . Это два столпа, две сферы жизни, которые должны быть неразрывными. Да, церковь от науки не зависит, но зато происходит процесс обратный. Наука нуждается в духовной поддержке, так как с ее помощью люди лечат свои недуги, познают окружающий мир, созданный Богом. Пусть ваша жизнь будет гармоничной. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

23.01.2018 05:55

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят...


Ходит по России странная молва, будто в советское уже время жил хирург-священник.
Положит он больного на операционный стол, прочитает над ним молитву, да йодом и поставит крест «в том месте, где надо резать. А уж после того берется за скальпель.
И операции у того хирурга отменные: слепые прозревали, обреченные поднимались на ноги. То ли наука ему помогала, то ли Бог... «Сомнительно»,- говорят одни. «Так оно и было»,- утверждают другие.
Одни говорят: «Партком служителя культа ни за что бы в операционной не потерпел». А другие им в ответ: «Бессилен партком, поскольку хирург тот не просто хирург, а профессор, и не тая себе священник-батюшка, а полный епископ».
«Профессор-епископ? Так не бывает»,- говорят опытные люди. «Бывает,- отвечают им люди не менее опытные.- Этот профессор-епископ еще и генеральские погоны носил, а в минувшей войне всеми госпиталями Сибири управлял».
(из книги Марка Поповского "Жизнь и житие Святителя Луки Войно-Ясенецкого,архиепископа и хирурга")

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий , родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать - православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей.
В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", и избрал вместо живописи медицину. Однако на медицинском факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу профессора Книрра, но через три недели, затосковав по дому, возвращается в Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью. Наконец Валентин осуществляет свое горячее желание "быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью", и поступает на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще. "На третьем курсе, - пишет он в "Мемуарах", - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..."

В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям .
Началась русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго.
С 1905 года по 1917-й В.Ф. Войно-Ясенецкий работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в Переславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П.И. Дьяконова.
В 1916 году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию "Регионарная анестезия ", о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Варшавский университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.
С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.
В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
Осенью 1920 года В.Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета.
В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. "Доктор, вам надо быть священником", - сказал он Войно-Ясенецкому. "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"
В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать легации. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.
Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг . Преосвященный Андрей, епископ Ухтомский, намеревался дать отцу Валентину при постриге имя целителя Пантелеймона, но, побывав на литургии, совершенной постригаемым, и послушав его проповедь, остановился на имени апостола , евангелиста, врача и художника св. Луки .
30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви св. Николая Мир Ликийских города Пенджикента епископом Волховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свендидкий. Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским.

10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволкщионными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии". В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где Владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей . Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (нынешний Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисеиска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисеиске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали "живоцерковникам", и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.

В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, Владыка Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведённая доктором И.И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.
В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.
По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.
6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.
В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.
В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял.
Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.
Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать "Очерки гнойной хирургии". Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.
13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.
В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.
В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." .

В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии 1 степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений , изложенных в научных трудах "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов".
В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе "Дух, душа и тело", начатая в начале 20-х годов.
26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.
1946-1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.
Однако, как вспоминает протоиереи Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать Божественные службы.

Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.


Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя.
В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя. Здесь 25 мая состоялся торжественный акт причисления Высокопреосвященного Луки к лику местночтимых святых. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

Память 29 мая / 11 июня

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Loading...Loading...