Такое развивающая. Что такое развивающая психология? Для чего и зачем она нужна? За и против раннего развития

Многие мамы, увлеченные ранним развитием, часами сидят в интернете в поисках подходящих игр и занятий.

Но самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать развивающую среду.

Что такое развивающая среда, зачем она нужна, и как ее организовать, я и расскажу в этой статье.

Что такое развивающая среда и зачем она нужна?

Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Наша задача — обогатить эту среду.

Зачем же это нужно?

Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в грамотно организованной развивающей среде это происходит интенсивнее и совершенно естественно.

У каждого возраста есть свои задачи развития. Важно уделять внимание не только познавательной сфере, речи, моторике, но и развитию эмоционального интеллекта, уверенности в себе, самостоятельности.

Безопасность

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное . Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.

Не забываем и про психологическую безопасность ребенка .

Максимум свободы

Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома . Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.

Запрещайте только то , что действительно может навредить ребенку . Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет.

Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.

Правильные игрушки и книги, дидактические материалы

Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту . Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.).

Чтобы ребенок полюбил книги , их нужно и правильно читать.

Плакаты на стенах , карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.

Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию . Здесь поможет , различные спортивные снаряды.

Поощряйте самостоятельность

Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность .

Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.

Однако если ребенок не стремится делать все сам , я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.

Развивающее общение

Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития . Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.

Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем , что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.

Поощряйте эксперименты . «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»

Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».

Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.

Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе .

Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.

Развивающий образ жизни и окружение

Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.

Богатство впечатлений

Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.

Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне . А как полезно общение с домашними животными!

Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку : детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.

Родительский пример

Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам .

Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем .

Счастье вашего ребенка – отличный повод заняться саморазвитием.

Личность родителя

Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания .

А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?

Бесполезно воспитывать детей, воспитывать нужно, прежде всего, себя.

Самое важное о развивающей среде

Несколько простых, но важных правил при создании развивающей среды:

Развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а значит – меняться.

Комплексное развитие

В каждом возрасте свои приоритеты. Но внимание следует уделять всему, просто в разной степени.

Не впадайте в крайности

Во всем хороша мера . Развивающее общение полезно, но это не значит, что каждую паузу нужно чем-то заполнять. Тишина тоже развивает.

По развивашкам и музеям тоже можно затаскать. Позволяйте ребенку отдыхать и заниматься ничегонеделаньем .

Не зацикливайтесь на развитии

Если вы будете все время думать о том, все ли делаете для развития ребенка, не упустили ли чего-то, невроз и вам, и ребенку, обеспечен.

Дети развиваются всегда, даже если ничего не делают . Ваша задача – немного обогатить среду.

Иногда (а лучше – чаще) просто читайте сказки, а не делайте из этого развивающее занятие, общайтесь с ребенком по душам, играйте в «бесполезные игры».

Не усложняйте себе жизнь

Я рассказала о правилах создания развивающей среды. Но это лишь рекомендации. Следовать им на 100% вряд ли получится. Да и не нужно. Достаточно помнить о них и применять только то, что хочется и легко получается в данный момент.

И не бойтесь совершать ошибки. Они полезны и вам, и ребенку.

Вас может заинтересовать:

Саша (1 год и 7 мес)

Предлагаю вам отрывок из книги Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Дети играют с куклами, машинами, кубиками, дощечками. Играют с мебелью, деревьями, водой. Играют со взрослыми и во взрослых. Играют со всем, что их окружает. Мир для них — игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра — их мир. Нужно полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для такого восприятия, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей. Другими словами, «точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст три года».

Наблюдения показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, самостоятельно передвигаясь, познавали окружающий мир. Следовательно, первый этап в формировании способностей — активное физическое развитие малыша. Важным фактором является также раннее (полтора — два года) знакомство с буквами и цифрами, нанесенными на кубики, азбукой и букварем, мелом и доской для рисования, карандашом и бумагой, слесарными инструментами и т.п.

С физическим, интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое, включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи. Главную роль в развитии чувства прекрасного играет избирательное отношение родителей к литературе, музыке, произведениям искусства. Малыш интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определить по его реакции.

Вместе с тем возникает вопрос: стоит ли спешить? Обратимся к мнению ученых. Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов — но особенно стимулирующей «учебной среды», — не могут вырабатывать РНК — белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются». Аналогичный вывод сделал Б.П. Никитин на основе анализа своего опыта работы с детьми. Он назвал это явление НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.

Итак, важно как можно раньше начать формирование и развитие способностей ребенка. Методика Никитиных как раз на это и направлена. Она существенно отличается от форм привычного обучения: показа, рассказа, объяснения, повторения. Суть методики сводится к следующему:

1. Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
2. Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
4. Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
5. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
6. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
7. Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать способ решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть способствует развитию его творческих способностей.

К.Э.Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Встает вопрос, когда и как развивать творческие способности детей. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда малыша учат говорить. С ним просто разговаривают со дня его рождения, то есть заранее создают условия для развития речи. Так и для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить малыша такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность: приготовить кубики с буквами, азбуку на стене, доску и мел для письма, буквари и детские книжки с крупными буквами, разнообразные карты и книги, спортивные снаряды (кольца, турники, лесенки, канаты и пр.), слесарные инструменты, строительные материалы (кубики и кирпичики), измерительные приборы и многое другое, что позволило бы значительно расширить мир ребенка.

Для творческого процесса необходима высокая концентрация внимания. Способность долго и увлеченно заниматься, преодолевать преграды лучше всего воспитывается в таких ситуациях, когда человек достигает «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает его все выше и выше. Как это ни парадоксально, но наиболее интенсивная познавательная деятельность у детей приходится на время, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень активно, опытом взрослых малыш воспользоваться не может, а словесное объяснение еще малоэффективно. В это время ребенок больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, самостоятельно и без предварительного обучения решать многие для него совершенно новые задачи (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

Перенапряжения и переутомления не будут страшны ребенку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат гарантией того, что даже интенсивная умственная работа пойдет малышу на пользу.

Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься. Подсказка — распространенная форма «помощи» детям — очень часто приносит вред.

Творческие способности лучше всего развиваются у малышей в игре. Играя, дети используют игрушки, строительные материалы, пирамиды, кубики, мозаику. Что же все это дает развитию малыша? Готовые, купленные в магазине игрушки не позволяют дать детям необходимую интеллектуальную нагрузку. Строительные материалы, пирамиды, кубики, мозаика служат малышам дольше, чем другие игрушки, не надоедают им, потому что обладают большим разнообразием возможных комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения.

Значит, нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ , которые при всем своем разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
1. Каждая игра представляет собою НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
2. Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. 3. Задачи расположены, как правило, в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».
4. В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух -трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет ребенку САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения — ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ — с очень важным условием творческой деятельности — ДЕЛАТЬ ВСЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Эти игры развивают в детях следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Советы родителям:
Прежде чем познакомить ребенка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами. Во-первых, вы получите представление о каждой игре, поймете, чем ее можно дополнить, во-вторых, вы будете знать, с какой игры начинать, когда и какую новую игру вводить (см. приложение 2, 3, 4). Обязательно играйте вместе с малышом в развивающие игры. Это даст вам возможность «чувствовать» ребенка: вы будете понимать, когда нужно закончить игру, когда обратить внимание малыша на что-нибудь другое. Играя с ребенком, не опережайте его. Вам будут лучше понятны его находки, открытия и удачи, если вы будете следовать за ним с небольшим отставанием, копируя его действия. Заинтересуйте малыша игрой, пробудите в нем интерес к развивающим играм, некоторые игры можно начинать со сказки. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки, а детям, особенно маленьким, свойственно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами.

Очень важно первое впечатление от игры. Совсем небезразлично, как вы выложите первый раз кубики на стол. Если вы на глазах ребенка открыли крышку и — бух! — с грохотом высыпали все кубики на стол так, что они разлетелись в стороны, не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием ребенка станет точно такое же вынимание из коробки, а не складывание поездов и башен из них. Представьте себе, что вы просто выложили на стол перед малышом кубики и показали узор-задание СУд-1 («дорожка»), а затем попросили его сложить дорожку, как на картинке. В дальнейшем ребенок может и не проявить интереса к этой игре, а тем более к следующим заданиям. А можно все сделать иначе: сначала рассмотреть с малышом кубики, потом рисунки.
— Посмотри-ка, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком? А ты сможешь сложить точно такую же из кубиков?
По сделанной ребенком дорожке можно даже пройтись двумя пальцами «топ-топ».
— А когда придет зима, станет холодно, все дорожки покроются снегом. Какого цвета станут дорожки? В описании игр приводятся примеры подобного образного «оживления» разных игровых ситуаций. Можно пробудить интерес у ребенка и следующим образом: — Я тебе сделал новые кубики, особенные, цветные, ты таких
еще не видел. Показать? — Показать, показать!
— Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольно трудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить? Сделайте так, чтобы игра приносила радость и ребенку и взрослому. Каждый успех малыша встречайте улыбкой, похвалой: ребенка очень поддерживает внимание старших к его достижениям. При этом нельзя забывать, что перехваливание может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку, что он еще не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать еще лучше.
— Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая. Если все линии будут прямыми, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка!
Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию, а это важное условие в любой творческой деятельности. Развивающие игры предполагают не только похвалу вообще, но и конкретную оценку действий ребенка:
— Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера. — Смотри, как точно нарисован у тебя круг. Ни одного хвостика, и двойных линий нет. — Что, по-твоему, тебе сегодня особенно удалось? — Что еще не совсем получилось?

Интерес может легко притупиться даже от небольшого нажима, принуждения. Следовательно, если ребенок не хочет играть, не заставляйте его, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание: пригласите его друзей и организуйте игру, а еще лучше, если сам малыш достанет кубики или другие игры и объяснит гостям, как играть. Можно и самим начать играть, ребенок будет наблюдать за вами и, скорее всего, втянется в игру. Игру нужно заканчивать, как только увидите, что малыш стал отвлекаться, терять интерес. Но, заканчивая ее, каждый раз обещайте ребенку, что завтра или в другой раз он поиграет побольше, чтобы у него впереди была приятная перспектива. Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка — они вызывают у малыша раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к играм. Основное правило развивающих игр: взрослые не должны выполнять задания за ребенка, не должны подсказывать ему. Правда, вначале, когда малыш только знакомится с играми, ему можно помогать репликами («Верно!», «Молодец!» и т.д.), но затем лучше от них постепенно отказаться, т.к. ребенок начинает судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Искать ошибки ребенок тоже должен, главным образом, сам. Если он их не видит, помогите ему. Но при этом дайте малышу возможность «выложиться» до конца. — Пап, у меня готово!

— Хорошо, давай посмотрим… Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки. — Не может быть! Я проверял. — Ты проверь еще разок.

Две ошибки малыш увидел сам, а третью не нашел. — Не вижу, где еще? -А ты по всем проекциям проверял? — Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку… — А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!

Можно пойти даже на хитрость: сказать ребенку об ошибке там, где ее нет, пусть он докажет, что все правильно. Но это можно делать только тогда, когда малыш действительно способен привести свои доказательства. Можно также специально построить что-нибудь с ошибками (явными или скрытыми), а затем вместе с ребенком отыскать их, или даже устроить соревнование: кто больше найдет ошибок. Причем высоко оценивать не специальные, а непреднамеренные ошибки. Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. Они теряют свою привлекательность. Развивающие игры должны быть окружены атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании игры их нужно убирать на недоступное для малыша (но определенное) место, при этом ребенок должен видеть игру. У детей очень многое зависит от чистой случайности: попалось на глаза — захотелось поиграть, а не попалось — может надолго забыть о ней. Когда ребенок начнет играть самостоятельно, можно вместе с ним найти специальное место для хранения игры и поручить ему следить за порядком. Начинать игру нужно с посильных для малыша задач или с более простых их частей. Трудные задачи могут его отпугнуть, поэтому в первый раз игру надо закончить, не доходя до них, чтобы у ребенка было желание вернуться к ней завтра. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно предложить ему уже сделанные, легкие для него задачи или пропустить это задание и выполнять следующее. При этом надо похвалить его за достигнутое и объяснить, что сразу ни у кого не получается, и даже папа в его возрасте не мог решать такие трудные задачи. Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями, неделями, месяцами. Увлеченные игрой, они вспоминают о ней каждый день, потом все реже и реже, пока наконец совсем не оставят, натолкнувшись на «непреодолимые» задания. Не настаивайте на продолжении игры: за неделю или за месяц невозможно справиться со всеми заданиями, рассчитанными на несколько лет. Нужно на время отложить игру, но когда малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. Такое периодическое «остывание» детей к своему увлечению — явление естественное, и его надо использовать для введения новой игры. Когда ребенок занят сразу несколькими (двумя-тремя) играми, то лучше если они различны по своему характеру. Для любой игры необходима непринужденная обстановка. Интерес к игре можно разрушить, если требовать от ребенка, чтобы он «не болтал ногами», «не играл на полу», «не вскакивал с места», «не шумел», «сидел как следует». Когда все задания уже сделаны, и игра, казалось бы, исчерпала себя, можно предложить ребенку выполнить те же задания на время. Например, задание № 51 к игре «Уникуб» развитый семилетний малыш в первый раз может сложить за 30-40 минут. Если же он два-три раза в год возвращается к заданию или делает его целую неделю, улучшая методику и сокращая время на складывание, то через один-два месяца он справится с ним уже за 12-15 минут, а к десяти-одиннадцати годам — за 5-6 минут. Но и это время можно уменьшить почти вдвое, правда, не все задания позволяют добиться таких сдвигов.
Кроме того, продлить жизнь игре можно, усложняя задания увеличением числа фигур, изменением их вида, цвета и размера.

Как вы уже поняли, развивающие игры предполагают вдумчивое, активное, творческое участие родителей.

Развивающие игры для самых маленьких:

Читая описания развивающих игр, вы, несомненно, обратите внимание на то, что почти каждая игра рекомендуется и самым маленьким детям — полутора-двух лет, но цели, с которыми эти игры им предлагаются, совсем другие. Здесь не ставится задача научить малышей тому, чему учат в старших классах: чертить, решать сложные математические задания и т.п. Малыши должны научиться очень простым вещам, о которых родители часто и не задумываются.

Какие же цели у развивающих игр для самых маленьких?

Привыкание. Когда ребенок с раннего возраста видит буквы, цифры, винты, гайки, часы, термометр и другие предметы, может их потрогать и’ с ними поиграть, в дальнейшем для него не составит труда понять их назначение, научиться писать, считать, конструировать и решать задачи. В старшем же возрасте знакомиться со многими предметами, осваивать соответствующие понятия и способы мышления будет сложнее.

Развитие мелких мышц кистей рук. Руки у маленьких детей неловкие. Брать предметы и класть их аккуратно для них не так просто, как для старших. Поэтому такие задания, как открыть крышку коробки, достать оттуда кубики, плотно прижатые один к другому, сложить их обратно в коробку, способствуют развитию мелких мышц кистей рук. А это очень важно для развития речи и овладения ребенка письмом.

Развитие аккуратности. С самого раннего возраста малыш должен привыкать к тому, что все игры хранятся в коробках, а после игры убираются обратно. Для того чтобы привлечь особое внимание к коробке (и необходимости укладывать туда игру), во многих играх специально используются коробки с «секретом». Нежелательно, чтобы разбрасывание игрушек закрепилось как навык, потому что в старшем возрасте переучить ребенка будет сложно.

Умение различать цвета и оттенки. Первые естественные задания: найти красную грань на кубиках, сложить синие кубики с синими, назвать цвета, — не только развивают зрение, но и вырабатывают навыки классификации, помогают понять более сложные задания.

Умение классифицировать. Положить треугольник в треугольное отверстие, уложить в ряд одноцветные квадраты, разложить кубики по числу граней одного цвета («однушек», «двушек», «трешек») — подобные задания просты и понятны маленьким детям даже не умеющим говорить. Такие задачи особенно важны; в старшем возрасте навыки классификации дадут основу для развития логического мышления.

Развитие фантазии и воображения. С одной стороны, малыш должен привыкать к точному исполнению заданий, а с другой — должен иметь простор для фантазии. Ребенок может самостоятельно придумывать свои узоры, модели, давать им названия, сочинять про них сказки. Неожиданные, нестандартные мысли малыша следует поощрять и записывать в дневник.
Развитие речи. Играя с ребенком, необходимо называть и спрашивать названия предметов и фигур, рассказывать про них сказки.

Навыки общения. Малыш должен участвовать в коллективных играх — таким образом он привыкает к общению со старшими детьми и, подражая им, многому учится.

Разумеется, для детей младше трех лет трудно составить сколько-нибудь полный список требований, набор задач и перечень навыков, которые они должны усвоить. Даже такая задача как вытащить мяч, закатившийся за диван, самостоятельно решенная ребенком, который умеет пока только ползать, даст импульс дальнейшему развитию его творческих способностей. Привлекая детей к развивающим играм, вы предоставляете им широкие возможности постоянно делать все новые и новые открытия, незаметно, но систематически овладевать разными подходами и способами действий, которые потом перерастут в способности к активной творческой деятельности.

В каком порядке предлагать развивающие игры детям? Лучше начать с игры «Сложи узор » или «Рамки и вкладыши Монтессори» — здесь ребенку надо различать цвета и форму. Затем постепенно вводить игры «Уникуб «, «Кубики для всех «, «Сложи квадрат «, «Обезьянка», «Точечки», «Внимание», «Кирпичики», «КБ САМ». Порядок знакомства с играми зависит и от того, как ребенок их воспринимает, насколько они его интересуют, во что играют старшие дети и т.п., поэтому возможны любые отступления и любые изменения предложенного порядка.

В дошкольном возрасте развитие личности ребенка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях. Термин «развивающие игры» прочно вошел в арсенал педагогов и родителей дошкольников. Однако в большинстве случаев игры, которым приписывается название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие ребенка с точки зрения взрослых понимается исключительно как расширение кругозора и освоение навыков. Эмоциональное благополучие ребенка, его удовольствие, интересы, его самостоятельное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие», что, конечно же, глубокое заблуждение.

Развитие — всегда появление чего-то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что- то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребенка и задач его развития возникает в развивающих играх.

В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, не замечает того, что он развивается, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и открытий. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В то же время дошкольники далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру, в особенности совместную. Не умея хорошо играть и предоставленные сами себе, они могут бесцельно слоняться или совершать примитивные манипуляции. Здесь решающая роль принадлежит воспитателю детского сада, который может вносить в жизнь детей увлекательные и полезные игры. Он должен предложить детям готовый игровой замысел, материал и правила (общения и предметных действий).

В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются. Репертуар игр очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном, это сенсорные игры). Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности и на формирование гуманных отношений между детьми. Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.

Развивающая игра — не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Цель игры должна формулироваться как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, не как передача конкретных знаний, умений и навыков.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Следовательно, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т.п.

Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание ее может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, заполнить несколько предметов и пр.

Игровой материал побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются игровые правила . Они доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Чрезвычайно важна роль воспитателя в игре дошкольников . Чтобы она действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует и направляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх — важный показатель развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие из них учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает творческие возможности и способности.

Развивающая игра — довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то те из них, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, так как воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Выбор игры для педагога — дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребенок опирался на приобретенный опыт и совершал новый шаг в своем развитии.

Именно в такой последовательности выстроены игры в данном пособии. Решающими условиями нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении ребенка в детский сад. Ввести в детский коллектив, научить общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь оттого, как сложатся отношения ребенка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.

В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребенок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования.

Дошкольники учатся различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. С развитием моторики у ребенка растет возможность овладения способностями (познавательными, эстетическими, творческими и пр.).

Кроме того, приводятся игры на развитие внимания, мышления и речи. Они открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные виды не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям. В этом решающая роль принадлежит воспитателю.

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90% . Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет . Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная , наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, .
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте .

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

    Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия . Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

    Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

    Стараться превращать любое занятие в игру . Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

    Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день . Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

    Не нагружать малыша знаниями «про запас» . Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  1. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым ! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,



Развитие

Разви́тие

сущ. , с. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? разви́тия , чему? разви́тию , (вижу) что? разви́тие , чем? разви́тием , о чём? о разви́тии

1. Развитием называется приведение чьих-либо способностей, навыков, знаний в активное, деятельное состояние.

Развитие в детях памяти, навыков устной речи. | Развитие мастерства, пространственного мышления, фантазии специальными методами.

2. Развитием называется степень чьей-либо умственной, духовной зрелости, просвещённости, широта кругозора.

Диагностика уровня интеллектуального развития кого-либо.

3. Развитием называется процесс формирования и роста чего-либо.

Утробная фаза развития плода. | Начальная стадия, ранний этап развития Вселенной.

4. Развитием называется процесс накопления опыта и его применения в каких-либо производственных, общественных и других видах деятельности.

Развитие технологий. | Ход исторического, общественного развития. | Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико.

5. Развитием называют постепенное увеличение, усиление какого-либо качественного или количественного показателя.

Развитие скорости достигло критической величины.

6. Развитием мысли, идей и т. д. называют формирование системы их доказательств.

Мысль не получила дальнейшего развития. | Чьё-либо развитие аргументации не выдерживает критики. | Для этого мыслителя характерно постоянное развитие собственных идей.

7. Развитием называют постепенное нарастание болезненных симптомов чего-либо.

Развитие слепоты шло постепенно. | Что-либо увеличивает риск развития заболевания.

8. Развитием драматического произведения, его сюжета называют постепенное следование драматических действий, картин, возникновение, появление образов и т. д. от завязки через кульминацию к финалу.

Развитие сюжета пьесы. | Симфоническое развитие музыкальной пьесы.

9. Развитием событий называют их последовательность, которая устанавливается в результате чего-либо, как реакция на что-либо.

Неожиданное развитие событий. | Однако при любом развитии событий эта фирма в накладе не останется.

10. Развитием называют систему чьих-либо совместных, взаимосвязанных действий, направленных на достижение какого-либо качественного результата.

Быстрые темпы развития. | Направления развития. | Тормозить развитие производства. | Развитие региона.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "развитие" в других словарях:

    Поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение … Философская энциклопедия

    РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать развить и возвратный развиваться развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического … История слов

    - (development) Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Некоторые считают, что… … Политология. Словарь.

    РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… … Толковый словарь Ушакова

    Прогресс, усовершенствование, эволюция, рост; вырабатывание, выковывание, формирование, воспитание; развитость, кругозор; процесс, поступательное движение, шаг вперед, изощрение, пролификация, круг интересов, уточнение, течение, онтогенез, ход,… … Словарь синонимов

    Биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на …

    Международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов которого выступают американский денежный рынок и еврорынок, контролируемые транснацио нальными банками и международными… … Финансовый словарь

    развитие - РАЗВИТИЕ необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    развитие - РАЗВИТИЕ, перспектива, становление, формирование, эволюция … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными… … Современная энциклопедия

    Направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см.… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Развитие ребенка от 3 до 5 лет (комплект из 5 книг) , А. С. Галанов. "Развитие ребенка от 3 до 5 лет" - обучающий и игровой набор для родителей. Внутри вы найдете: календарь развития; методические рекомендации; комплекты полезных игр для физического и…
Loading...Loading...