В каком периоде был мартин лютер. Мартин Лютер – биография, фото, личная жизнь реформатора

Мартин Лютер (10.11.1483 – 18.02.1546) – христианский богослов, инициировал общественно-политическое движение в Европе – Реформацию. Его именем названо одно из протестантских течений в христианстве.

Ранние годы

Мартин родился на саксонской земле, в городе Айслебен (Германия). Его отец добывал медь в горных рудниках. С рождением мальчика семья перебралась в Мансфельд, здесь их дела пошли в гору, и Лютеры стали зажиточными горожанами.

Когда Мартину исполнилось четырнадцать, он начал обучаться в католической школе Магдебурга. С приятелями мальчик подрабатывал, исполняя церковные песни у домов верующих.

В 1501 году родители отправили его получать образование в Эртфуртском университете. Тогда среди бюргеров считалось, что лучшее образование для мужчины – высшее юридическое. Однако Мартин обучался на факультете «семи свободных искусств». Получив степень магистра, приступил к изучению юридических наук.

В 1505 году решил стать монахом, несмотря на возражения отца. О причинах такого выбора существуют разные версии. По одной из них, это произошло от слишком строгого воспитания, по другой – из-за угнетенного настроения Лютера и осознания своей греховной жизни. Также известна легенда, согласно которой он испугался сильной грозы и решил изменить свою жизнь. Возможно, на молодого человека повлияло общение в кругах гуманистов.

Родители Лютера – Ганс и Маргарита (художник Л. Кранах)

Процесс принятия монашества был для Лютера довольно сложным, но он прилагал все усилия для осуществления своего решения. Строго выполнял все правила, отличался примерным поведением. Стал членом Августинского ордена, который возглавлял его друг И. Штаупиц. Обет монашества он принял в 1506 году, через год получил сан священника.

Преподавательская деятельность

С 1508 года Лютер становится преподавателем Виттербергского университета. В это время он изучает сочинения Блаженного Августина. Одним из его учеников был немецкий писатель Э. Альберус. Педагогическую деятельность Мартин совмещал с собственным образованием, в 1512 году получил степень доктора богословия.

Однажды Лютер совершил поездку в Рим, откуда вернулся под большим впечатлением. Его поразила развращенность римского духовенства. Сам он был очень набожным, постоянно ощущал свою слабость перед Богом, тщательно изучал библейские тексты. Кроме преподавания также был смотрителем в 11 монастырях, а также церковным проповедником.


Лютер на Вормсском сейме (Вернер, 1877)

Реформаторство

В 1517 году Мартин выступил с резкой критикой церкви, выразившейся в «95 тезисах». Такая реакция произошла в результате буллы Папы Римского о продаже индульгенций. В целом тезисы выражали отрицание основных догм и католического строя, посредничества церкви между людьми и Богом. В 1519 году состоялся Лейпцигский диспут, на котором Лютер заявил, что сомневается в праведности папства. В результате его предают анафеме. Лютер же в стенах университета прилюдно сжигает буллу о своем отлучении от церкви и призывает немецких дворян бороться с папским засильем.

В 1521 году его вызвали на Вормский рейхстаг, там он объяснялся перед императором Карлом V, сторонником Папы. Своим эдиктом от 26 мая император провозгласил Лютера еретиком и запретил его сочинения. По дороге из Вормса богослов подвергся похищению, подстроенному Фридрихом Саксонским, и был спрятан в Вартбургском замке. Здесь он провел не один год, начал переводить Библию на немецкий язык с помощью профессора К. Круцигера. Сторонники Лютера стали подвергаться репрессиям, в Германии начался подъем общественного движения. Одним из последствий стала Крестьянская война, во время которой Лютер резко осудил бунтовщиков.


Портрет Лютера (Л. Кранах, 1526)

В 1525 году он женился на 26-летней Катарине фон Бора, которая родила ему шестерых детей. Его супруга была бывшей монахиней, решившей сбежать из монастыря после знакомства с его сочинениями. Мартин решил подыскать для нее и одиннадцати сбежавших с ней девушек достойных мужей, но на Катарине женился сам. Семья проживала в бывшем монастыре, жена занималась хозяйством и была верной опорой своему супругу.

В 1529 году из-под пера Лютера вышли Большой и Малый Катехизисы, в которых он излагает основы христианства. Малый Катехизис адресован мирянам, Большой – пасторам. Несмотря на преследование, Лютер вел активную деятельность, посещал приходы, проповедовал в церквях. Перед смертью много болел, скончался в Айслебене.

В Германии он считается великим реформатором, повлиявшим на культуру, образование и другие стороны жизни немецкого общества. Особое отношение Лютер имел к музыке, этот вид искусства он очень любил. Принимал участие в создании церковного репертуара, писал песни. Его перевод Библии способствовал укреплению основ немецкого языка. О жизни Мартина Лютера снято несколько фильмов.


Имя: Мартин Лютер (Martin Luther)

Возраст: 62 года

Место рождения: Айслебен, Саксония, Германия

Место смерти: Айслебен, Саксония

Деятельность: богослов, политик, переводчик, реформатор

Семейное положение: был женат

Мартин Лютер - биография

Он сумел сокрушить мощь католической церкви и создать новую религию - протестантизм. При этом себя самого считал очень грешным человеком.

Родители будущего реформатора были крестьянами, которые в поисках лучшей жизни перебрались в Айслебен, что в Саксонии. А вскоре после рождения Мартина семья переехала в Мансфельд. Отец устроился работать на медный рудник. Спустя некоторое время он смог приобрести долю в шахтерском бизнесе. Получил и влияние - заседал в городском магистрате.

«Родители мои, - писал позже Лютер, - держали меня сурово, отчего я и сделался робким». Впрочем, он понимал, что это не было следствием черствости их душ: «Побуждения их были прекрасны; но они не умели различать особенностей характера, с которыми всегда должны быть соразмеряемы и наказания».

Отец во что бы то ни стало хотел видеть сына доктором юриспруденции. В 7 лет мальчика записали в школу, где он научился письму, чтению, пению и основным молитвам. Там царили те же представления о воспитании, что и дома, - и в Мартине поселилось ощущение собственной греховности.

Образование

К 14 годам Лютер-младший стал учеником францисканской школы Магдебурга. Увы, и там оказалось не лучше. Позже он сравнит эти годы с чистилищем и адом. Зато школа в Эйзенахе, куда затем отправился Мартин, приятно его удивила: к нему стали относиться по-человечески. Прожитые там 3 года дали ему гораздо больше, чем все предыдущие.

Жившие в бедности ученики часто подрабатывали пением под окнами горожан. И вот однажды Урсула Котт, супруга состоятельного торговца, приметила Мартина и пригласила в дом - сначала отдохнуть и обогреться, а затем и жить. Лютер не просто смог выбраться из щемящей бедности, но и обрел веру в людей. Тогда же пришла любовь к музыке, которую он пронесет через всю жизнь.

А после был Эрфуртский университет - один из лучших в Германии, - который, однако, Лютер будет вспоминать не иначе как «пивную и бордель». К счастью, у усидчивого юноши получилось сосредоточиться на учебе: схоласты и античная классика, дебаты и сочинения, и главное - труды Блаженного Августина... В 1505 году Лютер стал бакалавром свободных искусств и начал изучать юридические науки.


В тот период он впервые полностью прочёл Библию. Трудно поверить, но постоянно находившийся в монашеском окружении Лютер ранее видел только отрывки Писания - считалось, что полностью читать его мирянам не обязательно и даже вредно. Это произвело на него сильное впечатление. Как и случайная реплика одного из товарищей, решившего подбодрить Лютера, когда тот заболел: «Не беспокойся, любезный бакалавр! Ты еще станешь великим мужем!»

А будущий великий муж безмерно страдал от страха перед Богом. Потом он вспомнит, что утерял тогда связь со Спасителем. И все же теология представлялась Лютеру более весомой наукой, чем юриспруденция. И, получив степень магистра, Мартин, к ужасу родителей, стал монахом-августинцем. Говорят, на это его подвигло случайно вырвавшееся во время удара молнии обещание. Но на самом деле Лютера вела к этому его судьба. Отец, который уже строил планы на свадьбу старшего сына, долго не мог простить ему этото выбора.

Теология Лютера

Став доктором наук, Лютер читал лекции в университете Виттенберга. В 1511 году он отправился в Рим по делам ордена. Увиденное там разгульное роскошество папского двора неприятно поразило его.

К 1512 году Мартин был уже профессором теологии и монахом, живущим по уставу. Но старые страхи не оставляли его: «Я снова и снова каялся... Чем больше я пытался излечиться, тем сильнее смятение и беспокойство овладевали мной». Облегчение приходило через пристальное, медитативное изучение Библии.

При сравнении лекций Лютера с промежутком в несколько лёт хорошо видно, насколько углубилось его понимание Писания. Именно тогда в нем окончательно сформировался главный принцип: спасение через веру, а не через обряды. Вскоре Лютер с гордостью заметил, что в стенах университета «его теология» вытесняет Аристотеля и схоластов.

Мартин Лютер - реформация

В это же время развернулась торговля папскими индульгенциями - документами, которые даровали отпущение грехов. Лютер протестовал против такой практики: спасение может быть приобретено только личным покаянием, а не монетой! Он составил (по собственному признанию Лютера, идея пришла к нему в момент посещения уборной) знаменитые 95 тезисов, которые отправил архиепископу Майнца. Историю о том, что он прибил их к церковным дверям, историки долгое время подвергали сомнению. Лишь недавно нашлось ее подтверждение..


Нужно заметить, что в протесте изначально не было противостояния папе. Более того, Лютеру не нравилось, что его считают лидером антипапского движения. Но процесс уже было не остановить - его поддержали влиятельные немецкие князья, стремившиеся освободиться из-под влияния Ватикана. Да и в народе стала расползаться смута. В Риме все строже смотрели на виттенбергского теолога.

Монашество

Нарастающее давление со стороны церковных иерархов заставляло Лютера защищаться. Он начал искать в Писании основания для сомнений в объеме папской власти. Но главным толчком к радикализации стало знакомство с профессором Иоганном Экком, блестящим полемистом. Именно в спорах с ним Лютер впервые положительно отозвался о Яне Гусе, сожженном еретике. Понимая, что этого папа уже не простит, Мартин начал произносить речи и печатать памфлеты в куда более дерзком тоне.

В 1520 году Лютера отлучили от Церкви - но ему это было уже безразлично. Он прилюдно сжег папскую буллу о его отлучении, вместе с декретами и книгами канонического закона. Над Мартином нависла серьезная угроза. И тогда его покровитель, Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, организовал ложное похищение - Лютера тайно перевезли в Вартбург, в замок Фридриха.

В замке из-за долгих ночных молитв Лютер испытывал упадок сил и прилив сомнений, его преследовали навязчивые видения. По легенде, он в сердцах бросил чернильницу в дьявола, являвшегося ему в образе свиньи или блуждающих огней, - но лишь испачкал стену. Однако нашел в себе силы собраться с духом и вскоре снова писал памфлеты, сочинял гимны и даже перевел Библию на немецкий язык.

Между тем в Виттенберге упрощались литургии, перераспределялись церковные доходы, разрушались алтари. Лютер порицал насилие, но остановить смуту -было уже невозможно. Князья стремились приобрести как можно больше власти, что было удобно делать под лозунгами национально-религиозного объединения. А крестьяне поднимали восстания.

Мартин Лютер - биография личной жизни

Имя: Мартин Лютер (Martin Luther)

Возраст: 62 года

Деятельность: богослов, политик, переводчик

Семейное положение: был женат

Мартин Лютер: биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника - .

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.


В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.


Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.


Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.


Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.


В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».


После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.


Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

Цитаты

«Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы».
«Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».
«Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

Библиография

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520)
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • О войне против турок (1528)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке(1538)
  • О евреях и их лжи (1543)

Мартин Лютер – знаменитый германский церковный реформатор, основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.
Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

Loading...Loading...