Византийская знать. Что такое византия

Константинополь (Царьград) - одна из древних столиц мира. Константинополь - исчезнувшая столица исчезнувшего государства - Византийской империи (Византии). О былом величии Константинополя напоминают памятники византийской архитектуры, которые находятся в .

Константинополь (Царьград) - столица Римской империи, затем Византийской империи - государства, возникшего в 395 г. при распаде Римской империи в её восточной части. Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской».

Где находится Константинополь? В мае 1453 г. турецкие войска захватили столицу Византии. Константинополь был переименован в Стамбул и стал . Таким образом, древняя столица Византии Константинополь исчезла с политической карты мира, город же не перестал существовать в реальности. На политической карте вместо Константинополя появился .

Основание Константинополя. Константинополь (Царьград средневековых русских текстов) был основан римским императором Константином I (306 - 337) в 324 - 330 гг. на месте возникшей около 660 г. до н. э. на европейском берегу пролива Босфор мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи).

Перенесение столицы Римской империи из Рима в Константинополь. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь, состоявшееся официально 11 мая 330 г., было обусловлено его близостью к богатым восточным провинциям, благоприятным торговым и военно-стратегическим положением, отсутствием здесь оппозиции императору со стороны Сената. Константинополь, крупный экономический и культурный центр, не избежал массовых народных восстаний (наиболее значительное - «Ника», 532 г.).

Расцвет Константинополя. Константинополь при Юстиниане I (527 - 565). Статуи Юстиниана в Константинополе. Расцвет Константинополя связан с императором Юстинианом I. В столице было множество посвященных ему статуй, однако они не сохранились и известны только по описаниям. Одна из них представляла императора на коне в образе Ахиллеса (543 - 544 гг., бронза). Сама статуя и поднятая правая рука Юстиниана были обращены на Восток как «вызов» и предупреждение персам; в левой император держал шар с крестом - один из атрибутов власти басилевсов, символ могущества Византии. Статуя находилась на форуме Августеон, между воротами Большого дворца и храмом св. Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе. Значение названия храма. Собор Святой Софии в Константинополе - самый знаменитый храм Византии - построили архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета по приказу Юстиниана I за пять лет, и 26 декабря 537 г. храм был освящен. «Святая София» означает «святая премудрость», что согласно богословской терминологии означает «святой дух». Храм не был посвящен святой по имени София, это - синоним «божественной мудрости», «слова божьего».

Архитектура собора Святой Софии в Константинополе. Внутреннее убранство храма. Мозаики собора Святой Софии. Архитектурный образ святой Софии символически приближает его к образу вселенной. Подобно небосводу, он как бы «свисает» вниз от невидимой, вне мира находящейся точки. По словам византийского писателя Прокопия Кесарийского (5 - 6 вв.), купол храма Святой Софии «кажется… золотым полушарием, спущенным с неба». Замечательно внутренне убранство храма. В 867 г. апсиду храма Святой Софии украсили фигурой сидящей Богоматери с младенцем и двумя архангелами. Античной чувственностью, не византийским аскетизмом, и вместе с тем одухотворенностью проникнуто лицо Богоматери. Вход в храм предваряла мозаичная сцена (конец 11 в.), в которой император Лев VI Мудрый (866 - 912) был представлен коленопреклоненным перед Христом. Так он падал ниц всякий раз во время церемонии своего входа в собор. Ритуальный характер сцены выражен в самой ее идее - передать связь императора с богом. Император преклонялся перед Христом как его земной преемник.

Интересный факт о мозаике собора Святой Софии. Мозаики храма Святой Софии - источник для изучения повседневной истории византийского императорского двора. На мозаике 12 в. императрица Ирина выглядит бесстрастно, изображена согласно моде того времени, её лицо покрыто толстым слоем косметики, брови - подбриты, щеки - сильно нарумянены.

Константинополь в 7 - 11 веках. Ипподром в Константинополе. Бронзовая квадрига императорской ложи на ипподроме. Несмотря на экономический спад, который переживала Византия с конца 7 в., хозяйственное значение столицы возрастало. Поскольку большая часть византийских городов аграризовалась, торгово-ремесленная деятельность сосредоточилась преимущественно в Константинополе. До конца 11 в. он политически и экономически господствовал над страной. Басилевсы украсили свою столицу многочисленными статуями на площадях, памятными триумфальным арками и колоннами, храмами и увеселительными сооружениями. Так, императорская ложа на ипподроме (длина - 400 м, ширина около 120 м, вмещал до 120 тыс. зрителей) была украшена бронзовой квадригой, впоследствии перевезенной в Венецию, где она и поныне стоит над порталом собора св. Марка. Арабский географ 11 в. Идризи сообщает, что на ипподроме, кроме знаменитой квадриги, стояли также в два ряда очень живо исполненные бронзовые статуи людей, медведей и львов, там же находились два обелиска. И европейцы «глядели на императорское Игралище как на чудо, когда они его видели» .

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. В 12 ст. начался упадок ремесла и торговли города, обусловленный проникновением в Константинополь итальянских купцов, которые поселились в одном из его районов - Галате. В апреле 1204 г. Константинополь был взят и разграблен участниками IV Крестового похода (1202 - 1204). Только из храма Святой Софии, как сообщает очевидец событий, были вывезены «священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, притворы и врата». Войдя в азарт, крестоносцы, рыцари Христа, заставили танцевать на главном престоле, пишет очевидец, обнажённых женщин и ввели в церковь мулов и коней, чтобы вывезти награбленное.

Константинополь - столица Латинской империи. В том же, 1204 году, город стал столицей созданной крестоносцами Латинской империи (1204 - 1261), экономическое господство в нём перешло к венецианцам.

Константинополь в 1261 - 1453 гг. Восприятие византийцами ислама. В июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевали город. До середины 14 в. Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в нем захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца 14 в. столицей не раз пытались овладеть турки. И при этом византийцы сдержанно относились к исламу. В Константинополе и под его стенами воздвигались мечети и исламские мавзолеи. Да и сами византийцы сначала думали, что ислам - это разновидность христианской ереси, что он мало чем отличается от несторианства и монофизитства, идейных течений в восточных провинциях империи.

Взятие Константинополя турками в 1453 г. Памятники архитектуры византийского времени в Стамбуле - бывшем Константинополе. В мае 1453 г. после длительной осады турецкие войска заняли город. Константинополь был переименован в От византийского времени в современном Стамбуле сохранились остатки крепостных стен, фрагменты императорских дворцов, ипподрома, подземные цистерны. Большинство культовых сооружений были приспособлены под мечети: храм Святой Софии сегодня - это мечеть Айя-София, базилика св. Иоанна Студита (Эмир Ахор-джамиси, 5 в.). Церкви св. Ирины (532 г., перестроена в 6 - 8 вв.), св. Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София, 6 в.), св. Андрея (Ходжа Мустафа-джами, 7 в.), св. Феодосия (Гюль-джами, вторая половина 9 в.), Мирелейон (Будрум-джами, первая половина 10 в.), св. Федора (Килисе-джами, вторая половина 11 - 14 вв.), храмовой комплекс Пантократора (Зейрек-джами, 12 в.), церковь монастыря Хора («за городскими стенами») - Кахрие-джами (перестроена в 11 в., мозаики начала 14 в.).

С взятием турками Константинополя его история, как и история Византии, была окончена, история Стамбула и Османской империи только начиналась.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

После падения Западной Римской империи в 476 году под ударами германских племён, Восточная империя была единственной уцелевшей державой сохранившей традиции Античного мира. Восточная или Византийская империя сумела сберечь традиции римской культуры и государственности за годы своего существования.

Основание Византии

Историю Византийской империи принято вести с года основания римским императором Константином Великим города Константинополя в 330 году. Его ещё называли Новым Римом.

Византийская империя оказалась куда прочнее Западной Римской империи по ряду причин :

  • Рабовладельческий строй в Византии в эпоху раннего средневековья был развит слабее, чем в Западной Римской империи. Население Восточной империи было на 85% свободным.
  • В Византийской империи по-прежнему сохранялась крепкая связь между деревней и городом. Было развито мелкое земельное хозяйство, которое моментально приспосабливалось к меняющемуся рынку.
  • Если посмотреть какую территорию занимала Византия, то можно увидеть, что в состав государства входили чрезвычайно развитые экономически, по тем временам, регионы: Греция, Сирия, Египет.
  • Благодаря сильной армии и флоту Византийская империя довольно успешно выдерживала натиск варварских племён.
  • В крупных городах империи сохранились торговля и ремесло. Основной производительной силой были свободные крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы.
  • Византийская империя приняло христианство в качестве основной религии. Это позволило быстрее наладить взаимоотношение с соседними странами.

Рис. 1. Карта Византийской империи в 9-начале 11 веков.

Внутреннее устройство политической системы Византии не сильно отличалось от раннесредневековых варварских королевств на Западе: власть императора опиралась на крупных феодалов, состоявших из военачальников, знати славян, бывших рабовладельцев и чиновников.

Хронология Византийской империи

Историю Византийской империи принято делить на три основных периода: Ранневизантийский (IV-VIII вв), Средневизантийский (IX-XII вв) и Поздневизантийский (XIII-XV вв).

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Говоря кратко о столице Византийской империи Константинополе, нужно отметить, что главный город Византии ещё более возвысился после поглощения варварскими племенами римских провинций. Вплоть до IX века строятся здания античной архитектуры, развиваются точные науки. В Константинополе открылась первая в Европе высшая школа. Настоящим чудом творения человеческих рук стал храм Святой Софии.

Рис. 2. Храм Святой Софии в Константинополе.

Ранневизантийский период

В конце IV-начале V веков границы Византийской империи охватывали Палестину, Египет, Фракию, Балканы и Малую Азию. Восточная империя значительно опережала западные варварские королевства по строительству крупных городов, а так же по развитию ремёсел и торговли. Наличие торгового и военного флота сделали Византию крупнейшей морской державой. Расцвет империи продолжался вплоть до XII века.

  • 527-565 гг. правление императора Юстиниана I.
    Император провозгласил идею или рекорнисту:”Восстановления Римской державы”. Ради достижения этой цели Юстиниан вёл завоевательные войны с варварскими королевствами. Под ударами византийских войск пали государства вандалов в Северной Африке, были побеждены остготы в Италии.

На захваченных территориях Юстинианом I вводились новые законы носившие название “Кодекс Юстиниана”, рабы и колонны передавались прежним хозяевам. Это вызывало крайнее недовольство населения и стало в дальнейшем одной из причин заката Восточной империи.

  • 610-641 гг. Правление императора Ираклия.
    В результате нашествия арабов, Византия утратила Египет в 617 году. На востоке Ираклий отказался от борьбы со славянскими племенами, дав им возможность расселиться вдоль границ, используя их в качестве естественного щита против кочевых племён. Одна из главных заслуг этого императора – это возвращение в Иерусалим Животворящего Креста, который был отбит у персидского царя Хосрова II.
  • 717 год. Осада арабами Константинополя.
    Почти целый год арабы безуспешно штурмовали столицу Византии, но в итоге так и не взяв город и откатившись с большими потерями. Во многом осада была отбита благодаря так называемому “греческому огню”.
  • 717-740 гг. Правление Льва III.
    Годы правления этого императора отмечены тем, что Византия не только успешно вела войны с арабами, но и тем, что византийские монахи пытались распространять православную веру среди иудеев и мусульман. При императоре Льве III запрещалось почитание икон. Были уничтожены сотни ценнейших икон и других произведений искусства связанных с христианством. Иконоборчество продолжалось вплоть до 842 года.

В конце VII-начале VIII веков в Византии прошла реформа органов самоуправления. Империя стала делиться не на провинции, а на фемы. Так стали называться административные округа, которые возглавляли стратиги. Они обладали властью и самостоятельно вершили суд. Каждая фема была обязана выставлять ополчение-стратию.

Средневизантийский период

Несмотря на потерю Балканских земель Византию, по-прежнему, считают могучей державой, ведь её военный флот продолжал господствовать на Средиземном море. Период наивысшего могущества империи продолжался с 850 до 1050 годов и считается эпохой ” классической Византии”.

  • 886-912 годы Правление Льва VI Мудрого.
    Император проводил политику предыдущих императоров, Византия во время правления этого императора продолжает обороняться от внешних врагов. Внутри политической системы назрел кризис, который выразился в противостоянии Патриарха и императора.
  • 1018 год присоединение Болгарии к Византии.
    Северные границы удаётся укрепит благодаря крещению болгар и славян Киевской Руси.
  • 1048 год турки-сельджуки под руководством Ибрагима Инала вторглись в Закавказье и взяли византийский город Эрзерум.
    У Византийской империи не хватало сил для защиты юго-восточных границ. Вскоре армянские и грузинские правители признали себя зависимыми от турок.
  • 1046 год. Мирный договор между Киевской Русью и Византией.
    Император Византии Владимир Мономах выдал замуж свою дочь Анну за киевского князя Всеволода. Не всегда отношения Руси с Византией были дружественными, было много завоевательных походов древнерусских князей против Восточной империи. Вместе с тем нельзя не отметить огромное влияние, которое оказывала византийская культура на Киевскую Русь.
  • 1054 год. Великая схизма.
    Произошёл окончательный раскол Православной и Католической Церквей.
  • 1071 год. Норманнами был взят город Бари в Апулии.
    Пал последний опорный пункт Византийской империи в Италии.
  • 1086-1091 гг. Война Византийского императора Алексея I с союзом племён печенегов и куман.
    Благодаря хитрой политике императора союз племён кочевников распался, а печенегам было нанесено решительное поражение в 1091 году.

С XI века начинается постепенный упадок Византийской империи. Деление на фемы изжило себя из-за растущего числа крупных земледельцев. Государство постоянно подвергалось ударам извне, не в силах уже вести борьбу с многочисленными врагами. Главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии.

Поздневизантийский период

С XI века увеличилась активность западноевропейских стран. Войска крестоносцев, подняв флаг “защитников Гроба Господня”, напали на Византию. Не в силах вести борьбу с многочисленными врагами, византийские императоры используют армии наёмников. На море Византия использовала флот Пизы и Венеции.

  • 1122 год. Войсками императора Иоанна II Комнина было отражено вторжение печенегов.
    На море ведутся непрерывные войны с Венецией. Однако, главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии. В борьбе с крестоносцами византийцам удалось очистить Северную Сирию.
  • 1176 год. Поражение византийских войск при Мириокефале от турок-сельджуков.
    После этого поражения Византия окончательно переходит к оборонительным войнам.
  • 1204 год. Константинополь пал под ударами крестоносцев.
    Основу войска крестоносцев составляли французы и генуэзцы. Центральная Византия оккупированная латинянами образуется в отдельную автономию и именуется Латинской Империей. После падения столицы Византийская церковь находилась под юрисдикцией папы, верховным патриархом был назначен Томаззо Морозини.
  • 1261 год.
    Латинская империя полностью очищена от крестоносцев, а Константинополь освобождён никейским императором Михаилом VIII Палеологом.

Византия в период правления Палеологов

В период правления Палеологов в Византии наблюдается полный упадок городов. Полуразрушенные города выглядели особенно убого на фоне цветущих деревень. Сельское хозяйство переживало подъём, вызванный высоким спросом на продукцию феодальных вотчин.

Династические браки Палеологов с королевскими дворами Западной и Восточной Европы и постоянный тесный контакт между ними, стали причиной появления собственной геральдики у византийских правителей. Род Палеологов самым первым стал иметь собственный герб.

Рис. 3. Герб династии Палеологов.

  • В 1265 году Венеция монополизировала почти всю торговлю в Константинополе.
    Между Генуей и Венецией развернулась торговая война. Нередко поножовщина между иноземными купцами происходила на глазах местных зевак на городских площадях. Задушив отечественный рынок сбыта император византийские правители вызвали новую волну ненависти к себе.
  • 1274 год. Заключение Михаила VIII Палеолога в Лионе новой унии с папой.
    Уния носила условия верховенства Папы Римского над всем христианским миром. Это окончательно раскололо общество и вызвало ряд волнений в столице.
  • 1341 год. Восстание в Адрианополе и Фессалониках населения против магнатов.
    Восстание возглавили зилоты (ревнители). Они хотели отобрать землю и имущество у церкви и магнатов для неимущих.
  • 1352 год. Турками-османами захвачен Адрианополь.
    Из него они сделали свою столицу. Ими была взята крепость Цимпе на Галлипольском полуострове. Дальнейшему продвижению турок на Балканы ничего не мешало.

К началу XV века территория Византии ограничивалась Константинополем с округами, частью Центральной Греции и островами в Эгейском море.

В 1452 году турки-османы начали осаду Константинополя. 29 мая 1453 года город пал. Последний византийский император Константин II Палеолог погиб в бою.

Несмотря на заключённый союз Византии с рядом стран Западной Европы, на военную помощь рассчитывать не приходилось. Так, во время осады Константинополя турками в 1453 году, Венеция и Генуя прислали шесть военных судов и несколько сотен человек. Естественно, никакой существенной помощи оказать они не могли.

Что мы узнали?

Византийская империя оставалась единственной древней державой сохранившей свой политический и социальный строй, несмотря на Великое переселение народов. С падением Византии начинается новая эпоха в истории средних веков. Из этой статьи мы узнали сколько лет просуществовала Византийская империя и какое влияние оказало это государство на страны Западной Европы и Киевскую Русь.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 153.

Византия — удивительное средневековое государство на юго-востоке Европы. Своеобразный мост, эстафетная палочка между античностью и феодализмом. Всё его тысячелетнее существование — непрерывная череда войн гражданских и с внешними врагами, бунтов черни, религиозных распрей, заговоров, интриг, государственных переворотов, совершаемых знатью. То взлетая на вершину могущества, то низвергаясь в пропасть отчаяния, распада, ничтожества, Византия тем не менее сумела сохранить себя в протяжении 10 веков, являясь примером для современников в государственном устройстве, организации армии, торговли, дипломатическом искусстве. Да и сегодня летопись Византии — книга, которая учит как следует и не следует управлять поданными, страной, миром, демонстрирует важность роли личности в истории, показывает греховность человеческой природы. При этом историки до сих пор спорят, чем же было византийское общество — позднеантичным, раннефеодальным или чем-то средним*

Названием этого нового государства было «Царство ромеев», на латинском Западе его называли «Романия», а турки впоследствии стали называть «государством румов» или просто «Рум». Историки начали в своих трудах именовать это государство «Византией» или «Византийской империей» уже после его падения

История Константинополя столицы Византии

Примерно в 660 году до нашей эры на мысу, омываемом водами пролива Босфор, черноморскими волнами бухты Золотой Рог и Мраморным морем, выходцы и греческого города Мегар основали торговый форпост на пути из Средиземного в Черное море, названный в честь предводителя колонистов Византа. Новый город так и назвали Византий.

Просуществовал Византий около семисот лет, служа транзитным пунктом на пути купцов и мореходов, следующих из Греции в греческие колонии северных берегов Черного моря и Крыма и обратно. Из метрополии торговцы везли вина и оливковое мас­ло, ткани, керамику, другие изделия ремесленников, назад — хлеб и пушнину, корабельный и строе­вой лес, мед, воск, рыбу и скот. Город рос, богател и потому постоянно находился под угрозой вражеского вторжения. Не раз его жители отражали натиск варварских племен из Фракии, персов, спартанцев, македонцев. Лишь в 196-198 годах нашей эры город пал под натиском легионов римского императора Септимия Севера и был разрушен

Византия едва ли не единственное государство в истории, имеющее точные даты рождения и смерти: 11 мая 330 года — 29 мая 1453 года

История Византии. Кратко

  • 324, 8 ноября — римский император Константин Великий (306- 337) основал на месте древнего Византия новую столицу Римской империи. Чем такое решение было вызвано, точно неизвестно. Возможно, Константин стремился создать центр империи, удаленный от Рима с его непрерывными усобицами в борьбе за императорский трон.
  • 330, 11 мая — торжественная церемония провозглашения Константинополя новой столицей Римской империи

Церемония сопровождалась христианскими и языческими религиозными обрядами. В память основания города Константин велел отчеканить монету. На одной ее стороне был изображен сам император в шлеме и с копьем в руке. Здесь же была надпись - «Константинополь». На другой стороне — женщина с колосьями и рогом изобилия в руках. Император даровал Константинополю муниципальное устройство Рима. В нем был учрежден сенат, египетский хлеб, которым ранее снабжался Рим, стал направляться на нужды населения Константинополя. Подобно Риму, построенному на семи холмах, Константинополь раскинулся на обширной территории семи холмов Босфорского мыса. В годы царствования Константина здесь было сооружено около 30 великолепных дворцов и храмов, более 4 тыс. крупных зданий, в которых жила знать, цирк, 2 театра и ипподром, более 150 бань, примерно такое же количество хлебопекарен, а также 8 водопроводов

  • 378 — битва при Адрианополе, в которой римляне были разбиты армией готов
  • 379 — римским императором стал Феодосий (379-395). Он заключил мир с готами, но положение Римской империи было непрочным
  • 394 — Феодосий провозгласил христианство единственной религией империи и разделил её между сыновьями. Западную отдал Гонорию, Восточную — Аркадию
  • 395 — Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, которая впоследствии превратилась в государство Византия
  • 408 — Императором Восточной римской империи стал Феодосий II, во время правления которого вокруг Константинополя были построены стены, определившие те границы, в которых Константинополь существовал в течение многих веков.
  • 410, 24 августа — войска вестготского короля Алариха овладели и разграбили Рим
  • 476 — падение Западной римской империи. Вождь германцев Одоакр сверг последнего императора Западной империи Ромула.

Первые века истории Византии. Иконоборчество

В состав Византии вошла восточная половина Римской империи по линии,проходившей по западной части Балкан до Киренаики. Расположенная натрех континентах — на стыке Европы, Азии и Африки,- она занимала площадь до 1 млн. кв. км, включая Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова, в первую очередь Крит и Кипр, опорные владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Ее границы простирались от Дуная до Евфрата. Территория империи была достаточно плотно заселена. По некоторым подсчетам, она имела 30-35 млн. жителей. Основную часть составляли греки и эллинизированное население. Кроме греков в Византии жили сирийцы, копты, фракийцы и иллирийцы, армяне, грузины, арабы, евреи

  • V век, окончание — VI век, начало — наивысшая точка подъема ранней Византии. На восточной границе царил мир. С Балканского полуострова удалось удалить остготов (488), отдав им Италию. В правление императора Анастасия (491-518) государство обладало значительными накоплениями в казне.
  • VI-VII века — Постепенное освобождение от латыни. Греческий язык стал не только языком церкви и литературы, но и государственного управления.
  • 527, 1 августа — Императором Византии стал Юстиниан I. При нем был разработан Кодекс Юстиниана - свод законов, регламентировавших все стороны жизни византийского общества, построен храм святой Софии — шедевр архитектуры, пример высочайшего уровня развития культуры Византии; произошло восстание константинопольской черни, вошедшее в историю под именем «Ника»

38-летнее правление Юстиниана было кульминационным и периодом ранневизантийской истории. Его деятельность сыграла немалую роль в консолидации византийского общества, крупных успехах византийского оружия, вдвое раздвинувших границы империи до уже никогда не достигавшихся в дальнейшем пределов. Его политикой был упрочен авторитет византийского государства, а слава блестящей столицы — Константинополя и правившего в ней императора стала распространяться среди народов. Объяснение этого «взлета» Византии — личность самого Юстиниана: колоссальное честолюбие, ум, организаторский талант, необычайная работоспособность, («император, который никогда не спит»), упорство и настойчивость в достижении своих целей, простота и строгость в личном быту, хитроватость крестьянина, умевшего под напускной внешней бесстрастностью и спокойствием скрывать свои мысли и чувства

  • 513 — к власти в Иране пришел молодой и энергичный Хосров I Ануширван.
  • 540-561 — начало крупномасштабной войны Византии с Ираном, в которой Иран имел цель перекрыть в Закавказье и Южной Аравии — связи Византии со странами Востока, выйти к Черному морю и нанести удар по богатым восточным провинциям.
  • 561 — мирный договор Византии с Ираном. Был достигнут на приемлемых для Византии, но оставил Византии разоренными и опустошенными некогда богатейшие восточные провинции
  • VI век — вторжения гуннов и славян на балканские территории Византии. Их оборона опиралась на систему пограничных крепостей. Однако в результате непрерывных вторжений балканские провинции Византии были также разорены

Для обеспечения продолжения военных действий Юстиниану пришлось увеличить налоговый гнет, вводить новые чрезвычайные поборы, натуральные повинности, закрывать глаза на возраставшее лихоимство чиновников, лишь бы они обеспечивали поступления в казну, пришлось свернуть не только строительство, в том числе и военное, но и резко сократить армию. Когда Юстиниан умер, его совреманник написал: (Юстиниан умер)«после того как наполнил весь мир ропотом и смутами»

  • VII век, начало — Во многих районах империи вспыхнули восстания рабов и разоренных крестьян. Взбунтовалась беднота в Константинополе
  • 602 — бунтовщики возвели на престол одного из свои военачальников - Фоку. Против него выступили рабовладельческая знать, аристократии, крупные землевладельцы. Началась гражданская война, которая привела к уничтожению большей части старой земельной аристократии, резко ослабли экономические и политические позиции этого социального слоя
  • 610, 3 октября — в Константинополь вошли войска нового императора Ираклия. Фока был казнен. Гражданская война закончилась
  • 626 — война с Аварским каганатом, едва не закончившаяся разграблением Константинополя
  • 628 — победа Ираклия над Ираном
  • 610-649 — возвышение арабских племен Северной Аравии. В руках арабов оказаась вся византийская Северная Африка
  • VII век, вторая половина — арабы громили приморские грода Византии, неоднократно пытались захватить Константинополь. К ним перешло господство на море
  • 681 — образование Первого Болгарского царства, на столетие ставшего главным противником Византии на Балканах
  • VII век, окончание - VIII век, начало — период политической анархии в Византии, вызванной борьбой за императорский трон между группировками феодальной знати. После свержения с престола в 695 году императора Юстиниана II за два с лишним десятилетия на троне сменилось шесть императоров
  • 717 — трон захватил Лев III Исавр — основатель новой Исаврийской (Сирийской) династии, в течение полутора веков правившей Византией
  • 718 — Неудачная попытка арабов захватить Констнатинополь. Переломная дата в истории страны — начало рождения средневековой Византии.
  • 726-843 — религиозная распря в Византии. Борьба между иконоборцами и иконопочитателями

Византия в эпоху феодализма

  • VIII век — в Византии уменьшилось количество и значение городов, большинство приморских городов превратилось в маленькие портовые поселки, городское население поредело, зато сельское увеличилось, дорожали и стали дефицитом металлические орудия труда, оскуднела торговля, но значительно возросла роль натурального обмена. Это все признаки становления в Византии феодализма
  • 821-823 — первое антифеодальное восстание крестьян под руководством Фомы Славянина. Народ был недоволен ростом налогов. Восстание приняло всеобщий характер. Армия Фомы Славянина едва не захватила Константинополь. Лишь подкупив некоторых сторонников Фомы и получив поддержку болгарского хана Омортага, император Михаил II сумел разгромить повстанцев
  • 867 — императором Византии стал Василий I Македонянин первый император новой династии — Македонской

Она правила Византией с 867 по 1056 годы, ставших для Византии эпохой расцвета. Границы её раздвинулись почти до пределов ранней Византии (1 млн. кв. км). Ей вновь принадлежала Антиохия и Северная Сирия, армия стояла на Евфрате, флот — у побережья Сицилии, защищая Южную Италию от попыток арабских вторжений. Власть Византии признавали Далмация и Сербия, а в Закавказье — многие правители Армении и Грузии. Длительная борьба с Болгарией закончилась превращением ее в 1018 году в византийскую провинцию. Население Византии достигало 20-24 млн человек, из них 10% горожан. Городов насчитывалось около 400, с числом жителей от 1-2 тысяч до десятков тысяч. Самым знаменитым был Константинополь

Великолепные дворцы и храмы, множество процветающих торговых и ремесленных заведе­ний, бурлящий порт, у причалов которого стояло бесчис­ленное множество судов, разноязыкая, пестро одетая толпа горожан. Улицы столицы кишели народом. Большинство толпилось у многочисленных лавок в центральной части города, в рядах Артополиона, где располагались булочные и пекарни, а также лавки, где торговали овощами и рыбой, сыром и разными горячими закусками. Простонародье обычно питалось овощами, рыбой и фруктами. В бесчисленных кабаках и тавернах продавали вино, лепешки и рыбу. Эти заведения были для константинопольских бедняков своего рода клубами.

Простолюдины ютились в высоких и очень узких домах, в которых были десятки крошечных квартир или каморок. Но и это жилье стоило дорого и многим недоступно. Застройка жилых кварталов велась очень беспорядочно. Дома буквально громоздились друг на друга, что было одной из причин огромных разрушений во время частых здесь землетрясений. Кривые и очень узкие улочки были невероятно грязны, завалены отбросами. Высокие дома не пропускали дневной свет. По ночам улицы Константинополя практически не освещались. И хотя существовала ночная стража, в городе хозяйничали многочисленные шайки грабителей. Все городские ворота на ночь запирались, и людям, не успевшим пройти до их закрытия, приходилось ночевать под открытым небом.

Неотъемлемой частью картины города были толпы нищих, ютившихся у подножия гордых колонн и у постаментов прекрасных статуй. Константинопольские нищие были своеобразной корпорацией. Их дневной заработок имел не каждый рабочий человек

  • 907, 911, 940 — первые контакты и договоры императоров Византии с князьями Киевской Руси Олегом, Игорем, княгиней Ольгой: русским купцам было предоставлено право беспошлинной торговли во владениях Византии, им выдавались бесплатно продовольствие и все необходимое для жизни в Константинополе в течение шести месяцев, а также припасы на обратный путь. Игорь принял на себя обя­зательство защищать владения Византии в Крыму, а им­ператор дал обещание оказывать в случае необходимо­сти военную помощь киевскому князю
  • 976 — императорский трон занял Василий II

Правление наделенного необычайным упорством, беспощадной решительностью, административным и военным талантом Василия Второго было вершиной византийской государственности. 16 тыс. ослепленных по его приказу болгар, принесших ему прозвище «Болгаробойцы» — демонстрация решимости беспощадно расправиться с любой оппозицией. Военные успехи Византии при Василии были последними крупными ее успехами

  • ХI век — международное положение Византии ухудшилось. С севера византийцев начали теснить печенеги, с востока - турки-сельджуки. В 60-х годах XI в. византийские императоры несколько раз предпринимали походы против сельджуков, но остановить их натиск не удалось. К концу XI в. под властью сельджуков оказались почти все византийские владения в Малой Азии. Норманны закрепились в Северной Греции и на Пелопоннесе. С севера почти до стен Константинополя докатывались волны печенежских вторжений. Пределы империи неумолимо сокращались, и кольцо вокруг ее столицы постепенно сжималось.
  • 1054 — христианская церковь разделилась на западную (католическую) и восточную (православную). это было важнейшее для судьбы Византии событие
  • 1081, 4 апреля — На византийский престол взошел Алексей Комнин — первый император новой династии. Его потомки Иоанн II и Маиуил I отличались военной доблестью и вниманием к государственным делам. Династия смогла почти на век вернуть империи мощь, а столице - блеск и пышность

Хозяйство Византии испытало подъем. В XII в. оно стало полностью феодальным и давало все больше товарной продукции, расширяло объем своего вывоза в Италию, где бурно росли города, нуждавшиеся в зерне, вине, масле, овощах и фруктах. Объем товарно-денежных отношений возрос в XII в. в 5 раз по сравнению с IX в. Правительство Комнинов ослабило монополию Константинополя. В крупных провинциальных центрах развивались производства, аналогичные константинопольским (Афины, Коринф, Никея, Смирна, Эфес). Были предоставлены привилегии итальянскому купечеству, что в первой половине XII века стимулировало подъем производства и торговли, ремесла многих провинциальных центров

Гибель Византии

  • 1096, 1147 — рыцари первого и второго крестового похода пожаловали в Константинополь. Императоры с большим трудом откупились от них.
  • 1182, май — константинопольская чернь устроила латинский погром.

Горожане жгли и грабили дома венецианцев и генуэзцев, составлявших конкуренцию местным купцам, убивали, не разбирая ни возраста, ни пола. Когда часть итальянцев сделала попытку спастись на своих судах, стоявших в гавани, их уничтожили «греческим огнем». Многие латиняне были заживо сожжены в собственных домах. Богатые и процветающие кварталы были превращены в развалины. Византийцы громили церкви латинян, их благотворительные учреждения и больницы. Были убиты и многие духовные лица, в том числе папский легат. Те итальянцы, которые успели покинуть Константинополь до начала резни, начали в отместку разорять византийские города и селения на берегах Босфора и на Принцевых островах. Они стали повсеместно призывать латинский Запад к возмездию.
Все эти события еще более усилили вражду между Византией и государствами Западной Европы

  • 1187 — Византия и Венеция заключили союз. Византия предоставила Венеции все прежние привилегии и полный налоговый иммунитет. Полагаясь на флот Венеции, свой флот Византия свела к минимуму
  • 1204, 13 апреля — Константинополь взяли штурмом участники четвертого крестового похода.

Город подвергся погрому. Его уничтожение довершили пожары, бушевавшие до осени. Пожары уничтожили богатые торгово-ремесленные кварталы и полностью разорили торговцев и ремесленников Константинополя. После этого страшного бедствия торговые и ремесленные корпорации города утратили былое значение, а Константинополь надолго потерял свое исключительное место в мировой торговле. Погибли многие памятники архитектуры и выдающиеся произведения искусства.

Сокровища храмов составили огромную часть добычи крестоносцев. Венецианцы вывезли из Константинополя множество редчайших памятников искусства. Былое великолепие византийских соборов после эпохи крестовых походов можно было увидеть только в церквах Венеции. Хранилища ценнейших рукописных книг - средоточие византийской науки и культуры - попали в руки вандалов, которые устраивали бивуачные костры из свитков. В огонь летели произведения древних мыслителей и ученых, религиозные книги.
Катастрофа 1204 г. резко затормозила развитие византийской культуры

Завоевание Константинополя крестоносцами знаменовало собой крушение Византийской империи. На ее обломках возникло несколько государств.
Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В ее состав входили земли по берегам Босфора и Дарданелл, часть Фракии и ряд островов Эгейского моря
Венеции досталось северное предместье Константинополя и несколько городов на побережье Мраморного моря
глава Четвёртого крестового похода Бонифаций Монферратский стал главой Фессалоникского королевства, созданного на территории Македонии и Фессалии
В Морее возникло Морейское княжество
На Черноморском побережье Малой Азии образовалась Трапезундская империя
На западе Балканского полуострова появился Эпирский деспотат.
В северо-западной части Малой Азии была образована Никейская империя — наиболее сильная среди всех новых государств

  • 1261, 25 июля — армия императора Никейской империи Михаила VIII Палеолога захватила Константинополь. Латинская империя перестала существовать, а Византийская была восстановлена. Но территория государства сократилась в несколько раз. Ей принадлежала лишь часть Фракии и Македонии, несколько островов Архипелага, отдельные районы Пелопоннесского полуострова и северо-западная часть Малой Азии. Не вернула себе Византия и торгового могу­щества.
  • 1274 — Желая укрепить государство Михаил поддержал идею унии с римской церковью, с тем чтобы, опираясь на содействие папы, установить союз с латинским Западом. Это вызвало раскол в византийском обществе
  • ХIV век — Византийская империя неуклонно шла к гибели. Ее сотрясали междоусобицы, она терпела поражение за поражением в войнах с внешними врагами. Императорский двор погряз в интригах. О закате говорил даже внешний облик Константинополя «всем бросалось в глаза, что императорские дворцы и палаты знатных лежали в разрушении и служили отхожими местами для мимо ходящих и клоаками; равно и величавые здания патриархата, окружавшие великий храм св. Софии… были разрушены или вовсе истреблены»
  • XIII век, конец - XIV век, начало — в северо-западной части Малой Азии возникло сильное государство турок-османов
  • XIV век, конец — XV век первая половина — турецкие султаны из династии Османа полностью подчинили себе Малую Азию, захватили почти все владения Византийской империи на Балканском полуострове. Власть византийских императоров к тому времени распространялась только на Константинополь и незначительные территории вокруг него. Императоры вынуждены были признать себя вассалами турецких султанов
  • 1452, осень — турки заняли последние византийские города - Месимврию, Анихал, Визу, Силиврию
  • 1453, март — Константинополь окружен огромной турецкой армией султана Мехмеда
  • 1453. 28 мая — в результате штурма турок Константинополь пал. История Византии закончилась

Династии византийских императоров

  • Династия Константина (306-364)
  • Династия Валентиниана-Феодосия (364-457)
  • Династия Львов (457-518)
  • Династия Юстиниана (518-602)
  • Династия Ираклия (610-717)
  • Династия Исаврийская (717-802)
  • Династия Никифора (802-820)
  • Династия Фригийская (820-866)
  • Династия Македонская (866-1059)
  • Династия Дук (1059-1081)
  • Династия комнинов (1081-1185)
  • Династия Ангелов (1185-1204)
  • Династия Палеологов (1259-1453)

Основные военные соперники Византии

  • Варвары: вандалы, остготы, вестготы, авары, лангобарды
  • Иранское царство
  • Болгарское царство
  • Венгерское королевство
  • Арабский халифат
  • Киевская Русь
  • Печенеги
  • Турки-сельджуки
  • Турки-османы

Что значит Греческий огонь?

Изобретение константинопольского архитектора Калинника (конец VII века) — зажигательная смесь из смолы, серы, селитры, горючих масел. Выбрасывался огонь из специальных медных труб. Потушить его было невозможно

*использованы книги
Ю. Петросян «Древний город на берегах Босфора»
Г. Курбатов «История Византии»

принятое в ист. науке наименование гос-ва, возникшего в вост. части Рим. империи в 4 в. и существовавшего до сер. 15 в.; адм., экономич. и культурным центром В. был Константинополь. Офиц. назв. В Ср. века - Basileia ton Romaion - империя Римлян (по-греч. "Ромеев"). Возникновение В. как самостоят. гос-ва подготавливалось в недрах Рим. империи, где экономически более мощные и менее затронутые кризисом рабовладельч. об-ва эллинизированные вост. р-ны (М. Азия, Сирия, Египет и др.) уже в 3 в. пытались политически обособиться от лат. Запада. Создание в нач. 4 в. нового политич. центра на Востоке явилось фактически разделением империи на 2 гос-ва и привело к возникновению В. В продолжении 4 в. оба гос-ва иногда соединялись под властью одного императора, окончат. разрыв произошел в кон. 4 в. Возникновение В. содействовало экономич. стабилизации и задержало падение рабовладельч. строя в вост. части Средиземноморья. 4 - нач. 7 вв. для В. характеризовались экономич. подъемом, превращением ряда агр. поселений в центры ремесла и торговли в М. Азии, Сирии, вост. части Балканского п-ова; развитием торговли с Аравией, Причерноморьем, Ираном, Индией, Китаем; уплотнением населения в Сирии, М. Азии. В марксистской историографии периодизация истории ранней В. связана с проблемой существования в В. рабовладельч. строя, с этапами перехода к феодализму и его развитием. Большинство ученых считает В. рабовладельческой до сер. 7 в. (М. Я. Сюзюмов, З. В. Удальцова, А. П. Каждан, А. Р. Корсунский), хотя нек-рые полагают, что В. переходит к феодализму уже в 4-5 вв., считая, что уже в 4 в. начала формироваться феод. собственность, осн. формой эксплуатации в деревне стал колонат, в городе применялся труд свободных ремесленников, рабство сохранялось лишь как отмирающий уклад (наиболее последовательно эту т. зр. отстаивает Е. Э. Липшиц) (см. дискуссию на стр. журн. "ВДИ", No 2 и 3 за 1953, No 2 и 3 за 1954, No 1, 3 и 4 за 1955, No 1 за 1956 и на стр. журн. "ВИ", No 10 за 1958, No 3 за 1959, No 2 за 1960, NoNo 6, 8 за 1961). В. в последний период существования рабовладель- ческого строя (4 - нач. 7 вв.). Собственниками земли В. этого периода являлись государство, знать, церковь, горожане, свободные крестьянские общины. Члены крестьянской общины (митрокомии) имели участки пахотной земли в частной собственности; продажа земли "чужакам" была ограничена (Кодекс Юстиниана, XI, 56). Крестьяне были связаны круговой порукой; общинные отношения регламентировались обычным правом; широкое распространение получили садовые и огородные культуры, виноградарство; основная экономич. тенденция сводилась к росту мелкого х-ва. Рабство еще сохраняло преобладающее место в обществе как в деревне, так и в городе. Хотя количество рабов, поступающих в качестве воен. добычи, уменьшилось, но приток рабов в гос-во продолжался, т. к. соседние с В. варварские племена, воюя друг с другом, продавали в В. множество рабов (почти единств. эквивалент в торговле с В.). Цены на рабов были устойчивы в продолжение долгого времени. Раб по-прежнему считался вещью, использование к-рой регулировалось законом; раб не был субъектом семейного права, не имел гарантированной законом личной собственности. Однако влияние новых отношений сказывалось; законодательство облегчило отпуск рабов на волю, что приняло в 4-6 вв. широкий размах. Имения крупных землевладельцев обрабатывались не только рабами, но и зависимыми крестьянами - энапографами, вольноотпущенниками, или сдавались в аренду. Рабовладельцы стремились использовать выгоды мелкого х-ва. Вопреки основной экономич. тенденции эпохи, они пытались закабалить и прикрепить к земле мелких землевладельцев, зависимость к-рых в условиях господства рабовладельч. отношений нередко приближалась к рабскому состоянию (особенно у энапографов). Рабовладельч. характер общества в 4-6 вв. определялся не только преобладанием в обществе рабского труда, но и сохранением рабовладельч. надстройки, вступавшей в противоречие с прогрессивными тенденциями развития. Гос. аппарат находился в руках тех прослоек знати, которые были заинтересованы в консервации рабовладельческих имущественных отношений. Из визант. городов только часть являлась центрами ремесла и торговли (напр., Константинополь, Антиохия, Александрия, Лаодикея, Селевкия, Скитополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоники, Трапезунт, Эфес, Смирна). Большинство городов - объединенные в муниципии поселения мелких собственников, рабовладельцев. Провинц. города эксплуатировались знатью Константинополя; местное самоуправление (курии) превратилось в подсобный аппарат налоговой системы. Большинство городов в 4-6 вв. лишилось своей обществ. земли; ряд поселений, входивших прежде в р-н, подчиненный городу, получил права митрокомии. Крупные имения провинц. знати также вышли из подчинения городу, более того, избрание должностных лиц и епископа (имевшего большое значение в самоуправлении) решалось окрестными крупными землевладельцами (Кодекс Юстиниана 1, 4, 17 и 19). Производство в городах было мелким, ремесленники нанимали помещения у знати, церкви, гос-ва. Торгово-ремесл. объединения были связаны с системой литургий, поэтому в коллегии принудительно включали богатых горожан и землевладельцев. Налоги и плата за помещение поглощали значит. часть прибавочного продукта ремесленников. Предметы роскоши и оружие изготовлялись в гос. мастерских, где преобладал рабский труд (Кодекс Юстиниана, XI, 8, 6); юридически свободные также обычно закреплялись за такими мастерскими и в случае бегства принудительно возвращались. В крупных городах существовала многочисл. люмпен-пролетарская прослойка, жившая за счет либо гос-ва (политика "хлеба и зрелищ"), либо гор. литургов. С 4 в. благотворит. функции стали возлагаться на церковь и спец. "богоугодные учреждения". Основная масса хлеба для столицы шла из Египта. Местные рынки снабжались гл. обр. пригородными х-вами: гор. знать стремилась иметь "проастии" (пригородное имение) с виноградниками, оливковыми рощами, огородами, садами. Несмотря на опустошения, причиненные варварскими нашествиями, тяжесть налогов, заставлявшую горожан иногда бежать из города, до 7 в. не было признаков аграризации городов. Надписи, папирусы свидетельствуют скорее об укрупнении старых и основании новых городов. Развитие города основывалось, однако, на зыбкой почве деградирующего рабовладельч. х-ва и прервалось в нач. 7 в. (эта т. зр., однако, оспаривается нек-рыми учеными). Города являлись культурными центрами (см. в ст. Византийская культура). Те виды антич. собственности, к-рые уже фактически перестали существовать, отменялись Кодексом Юстиниана, где была провозглашена единая "полная собственность". Юстинианово право, проникнутое идеей надклассовой сущности гос-ва, теоретич. обоснованием к-рой являлось положение о божеств, происхождении императорской власти, имело целью гарантию имуществ. отношений рабовладельч. об-ва. Социальной базой монархии в В. 4-6 вв. были гор. рабовладельцы: собственники пригородных имений ("проастиев"), домовладельцы, ростовщики, торговцы, из среды к-рых путем покупки должностей создавалась сановная знать. Материальной базой монархии были тяжелые для населения налоги, поглощавшие значит. часть прибавочного продукта рабов и колонов. Клас. борьба в В. 4-6 вв. была протестом против военно-фискальной диктатуры, против попыток искусственно задержать обществ. развитие в рамках рабовладельч. отношений. С 4 в. она приняла в основном форму еретич. движений. При Константине христианство стало господствующей религией, что вызвало обострение внутр. противоречий в церкви. Христианство, генетически связанное с протестом угнетенных масс, в 4 в. сохраняло еще демократич. фразеологию. Церк. иерархи и эксплуататорские слои стремились ликвидировать в христ. учении демократич. тенденции; нар. массы стремились их сохранить. Происхождение любой "ереси" того времени кроется в этом противоречии. Отд. иерархи, опираясь на настроения масс, догматически оформляли несогласные с господств. церковью учения (см. Донатисты, Арианство, Несторианство и др.); в дальнейшем, сделавшись "церковью", ересь теряла свой демократич. характер. Против еретиков применялись репрессии, ограничения в правах и религ. "анафемы" (церк. иерархия яростно защищала рабовладельч. отношения). В Египте и Сирии церк. волнения, принимавшие религ. оболочку, были обусловлены также сепаратистскими настроениями. Др. формой классовой борьбы было движение димов - организаций гор. населения по цирковым партиям (см. Венеты и прасины). Обе партии стремились привлечь нар. массы, к-рые иногда выступали против гнета рабовладельч. гос-ва в целом, помимо воли своих руководителей (напр., в восстании "Ника" в 532). В. этнически представляла соединение различных народностей, вовлекаемых в эллино-рим. государственность и культуру. Греч. население преобладало в Греции, на вост. побережье Средиземного м.; на Балканах жили романизир. племена, в среду к-рых вливались герм., аланские и слав. поселенцы. На Востоке В. подчинила армян, сирийцев, исаврийцев, арабов, в Египте - местное коптское население. Офиц. яз. был латинский, к-рый постепенно заменился греческим с кон. 5 и в 6 вв. Язык гражд. актов был б. ч. греческим. Протест против нац. гнета принимал религ. форму (восстание самаритян 529-530). Серьезной опасностью для рабовладельч. В. были нападения варваров. Сельское население В. иногда поддерживало варваров, надеясь с их помощью избавиться от фискального гнета и притеснений землевладельч. знати. Но гор. патрициат и торг.-ремесл. слои, боясь варварских грабежей и нарушения торг. связей, отчаянно защищали города. Среди визант. землевладельч. знати существовала прослойка, готовая сблизиться с варварскими вождями. Стремясь слиться с воен. знатью В., вожди варваров пошли на службу к визант. пр-ву, к-рое использовало варваров в качестве карателей в борьбе с нар. движениями (особенно в городах). Принятые на службу В. вестготы в 376 восстали, что привело к революц. движению среди населения Балканского п-ова. В битве у Адрианополя (378) визант. армия была разгромлена. Однако при поддержке гор. населения и вследствие предательства варварских вождей это движение было подавлено в 380 имп. Феодосием I. К кон. 4 в. варварский элемент стал преобладать в визант. армии и нависла реальная угроза объединенного выступления варваров-рабов с варварами-солдатами. Перед лицом этой опасности патрициат Константинополя в 400 произвел резню варваров-наемников и поддерживавших их рабов, ликвидировав угрозу варварского завоевания. Преодолев в 5 в. опасность со стороны остготов и гуннов, империя в целях стабилизации рабовладельч. отношений во всем Средиземноморье перешла при Юстиниане в наступление против варварских гос-в Запада (вандальского, остготского и вестготского). Однако успехи В. оказались непрочными. В Африке возникло сопротивление широких масс (восстание Стотзы), в Италии - восстание остготов под рук. Тотилы при поддержке рабов и колонов. В. подавила эти движения с трудом. Возрастали трудности на Востоке, где персы, используя сепаратистские настроения, вели войны против В., стремясь пробиться к морским торг. путям на Средиземном и Черном морях. Тяжелую борьбу В. вела с различными племенами, наступавшими со стороны Сев. Причерноморья, отбивая их нападения то силой оружия, то подкупами вождей. При Юстиниане В. добилась высшей степени своего могущества; однако агрессивная политика Юстиниана подорвала силы В. и уже в последней четверти 6 в. В. стала терять свои завоевания в Италии и Испании. Коренные перемены в положении империи связаны с наступлением на Балканский п-ов славян. Неудачи в войнах со славянами, общее недовольство населения вызвали восстание в армии. Восставшие в 602 при поддержке гор. низов овладели Константинополем и, провозгласив императором центуриона Фоку, стали проводить террор в отношении знати. Независимо от субъективных целей Фоки его пр-во объективно выполняло прогрессивные функции. Через 8 лет восстание было подавлено, но господств. классу в целом был нанесен сокрушительный удар. Мощь рабовладельч. надстройки была надломлена и силам, стремившимся к социальной реорганизации, дан простор. В 1-й пол. 7 в. большая часть Балканского п-ова была заселена славянами, а Сирия, Палестина и Египет были потеряны В. в результате арабских завоеваний. Раннефеодальная В. в период господства свободной кресть- янской общины (сер. 7 - сер. 9 вв.). В результате слав. и араб. завоеваний терр. В. уменьшилась. В. этого периода-страна с сильным слав. этнич. элементом. На С. и З. Балканского п-ова славяне создали свои гос-ва (с 681 - Болгарию) и ассимилировали местное население, на Ю. п-ова и в М. Азии, напротив, они влились в греч. народность. Славяне не создали в В. новых общественных форм, но они привнесли в визант. общину сильные пережитки родового строя, что укрепило визант. общину, характер к-рой является предметом дискуссии. Обычное право общины было оформлено Земледельческим законом (приблизительно нач. 8 в.). Крупное землевладение чрезвычайно сократилось; источники говорят о брошенных, заросших лесом залежах, о разделах земель между крестьянами ("мерисмос"). По-видимому, произошло постепенное насильств. уничтожение той формы зем. собственности, к-рая базировалась на труде рабов, энапографов и др. категорий зависимого населения. Институт прикрепленных к земле крестьян исчез: ни в Эклоге - законодат. сборнике 8 в., сменившем Кодекс Юстиниана, ни в более позднем Податном уставе не предусматривалось прикрепление к земле. Свободная крест. община стала господствующей. Община владела выгонами, лесом, неразделенной землей, но пахотные участки, очевидно, находились в частной собственности. Изменения в целом были благоприятны для крестьян - и если в 4-6 вв. крестьяне бежали из В. к варварам, то с кон. 7 и 8 вв. из араб. халифата и из Болгарии наблюдается бегство населения в В. Это позволило визант. пр-ву перейти к воинской повинности сел. населения, к-рая с сер. 7 в. распространилась по всей империи; структура армии приобрела терр. характер. Образовались новые воен.-адм. районы - фемы, со стратигом во главе (фемное устройство). Командный состав фем формировался из состоят. землевладельцев, из среды к-рых составлялась провинц. воен.-землевладельч. знать, превращающаяся в феодальную. Процессу феодализации способствовало то, что свобода крестьянина была относительной - хотя крестьянин не зависел от крупного землевладельца, он находился в тисках гос. налогов и задолженности ростовщикам; дифференциация деревни прогрессировала. Внутри общины были распространены различные формы аренды и наемный труд; сохранилось и рабство. Гл. врагом крест. общины в тот период было гос-во с его налоговой системой и господств. церковью. В конце 7 в. распространяется зародившаяся в Армении крестьянско-плебейская ересь павликиан. Социальные сдвиги 7-8 вв. затронули также и город. Нек-рые города оставались центрами товарного произ-ва (Константинополь, Фессалоники, Эфес). С потерей завоеванных арабами крупнейших городов Сирии, Палестины и Египта роль Константинополя в истории В. возросла. В конце 7-8 вв. экономич. мощь константинопольской знати падает, укрепляется положение свободного ремесла. Товарное обращение уменьшилось. В археологич. находках монеты 7-8 вв. почти не встречаются. Отдаленные города, не теряя номинальной связи с В., фактически добились независимости и превратились в аристократич., управляемые патрициатом, республики (Венеция, Амальфи, Херсонес). Внутр. политика В. этого периода характеризовалась борьбой гор. и провинц. знати, причем обе группировки стремились сохранить централизов. гос-во. Конец 7 в. ознаменовался конфискациями имущества старинных гор. фамилий (террор Юстиниана II) в пользу воен. поселений и зарождающейся воен. провинц. знати. В дальнейшем борьба за пути феодализации приняла форму иконоборчества, к-рое зарождалось как нар. движение против гнета гос-ва и церкви (бурж. историки рассматривают иконоборчество с конфессиональной точки зрения, видя в нем исключительно идеологич. борьбу и отрывая ее от социально-экономич. условий). Провинц. иерархи, демагогически возглавив движение масс, извратили социальный смысл его, сконцентрировав внимание масс на вопросе культа икон. Складывающееся воен.-землевладельч. сословие использовало движение для укрепления своего политич. и экономич. положения. Пр-во поддержало иконоборчество, стремясь укрепить власть над церковью и овладеть ее сокровищами. На стороне иконопочитателей выступили гор. знать Константинополя, связанное с ней монашество, торг. центры Эллады и островов. Императоры-иконоборцы Исаврийской (Сирийской) династии, конфискуя имущество гор. знати и непокорных монастырей, значительно усилили фемную знать и поддержали свободную крест. общину и гор. ремесленников. Однако фемная знать стала использовать свои привилегии для наступления на крестьян, что вызвало недовольство крестьян и сузило тем самым социальную базу иконоборцев. Это привело к большому нар. восстанию под рук. Фомы Славянина (820-823) - первому антифеод. движению. В ранний период феодализации в В. усиливается этнич. пестрота населения. Особенное значение приобретает вливающаяся в ряды византийской знати слав. и арм. знать: из армян выходит ряд императоров и крупных политич. и культурных деятелей. Внешняя политика В. была направлена на борьбу за сохранение независимости. Потеряв Сирию, Палестину, Египет, громадные терр. на Балканском п-ове, В. отбила натиск арабов и болгар и в сер. 8 в. перешла в наступление. Феодализация В. в период господства городской сановной знати (сер. 9 - кон. 11 вв.). Два столетия преобладания свободной крест. общины положительно сказались на развитии производит. сил: заселились пустующие земли, шире распространились водяные мельницы, поднялась доходность с. х-ва. В 9 в. свободная крест. община сделалась объектом наступления со стороны землевладельч. знати, особенно после поражения восстания Фомы Славянина. Социальная борьба обострилась; часть крестьянства примкнула к павликианам, основавшим у границ халифата воен. центр Тефрику. Длит. войны окончились в 872 поражением павликиан, к-рые частично были истреблены, частично переселены на Балканский п-ов. Насильств. переселение имело целью ослабить сопротивление масс на Востоке и создать воен. заслоны из чуждого населения для противодействия болгарам на З. Масса крест. земель была захвачена воен. знатью. Дальнейшее наступление на крест. общину проводилось путем скупки земель обедневших крестьян с последующим предоставлением участков приобретенной земли присельникам на "паричском праве" (см. Парики). Широко распространилась феод. зависимость крестьян: парик, редко встречавшийся в памятниках 9 в., делается гл. фигурой в деревне в кон. 11 в. Рабство к кон. 11 в. почти исчезло, хотя наблюдались его отдельные случаи, напр. продажа детей в годы нар. бедствий. В процессе феодализации изменилась воен. организация населения. Нар. ополчение потеряло значение. Состоят. часть крестьян включалась в стратиотские списки (см. Стратиоты) с объявлением определ. части земли неотчуждаемой. Размеры этих участков к сер. 10 в. были увеличены в связи с введением тяжелой конницы и дошли до размеров поместья (стоимость 12 литр, ок. 4 кг золота). Среди стратиотов наблюдалась дифференциация: экономически ослабевшие теряли участки и попадали в зависимое состояние, становясь вместе с тем политически ненадежным элементом; более состоятельные стратиоты имели тенденцию влиться в состав привилегированной военно-землевладельческой знати. Громадные территории, конфискованные во время павликианских войн, послужили основой могущества малоазиатской знати, которая в 10-11 вв. делает попытки овладеть государственной властью. С сер. 9 в. наблюдается быстрое развитие городов, особенно крупных приморских ("эмпории"). Концентрация богатств в результате становления феод. собственности в провинции, быстрый рост внеш. торговли со странами Вост. Европы, восстановление морского могущества на Эгейском м. и в Адриатике - все это способствовало развитию ремесла. Товарные отношения укреплялись. Было восстановлено гражд. право Юстиниана (см. Прохирон, Эпанагога, Василики). Были кодифицированы (т. н. книга Эпарха) постановления о торгово-ремесл. корпорациях, в к-рых наряду со свободными хозяевами эргастериев могли быть и рабы (как подставные лица господ). Корпорациям предоставлялись льготы - преимуществ. право на производство и торговлю, закупку товара у иностранцев. В эргастериях работали наемные работники, мало связанные с корпорацией, а также рабы и ученики. Как виды изделий, так и норма прибылей регламентировались градоначальником (эпархом). Строит. рабочие находились вне корпораций и работали под рук. подрядчиков. Жизненный уровень осн. массы ремесленников был крайне низким. Политика пр-ва сводилась к поощрению объединений в целях облегчения гос. контроля и регулирования. Несмотря на наличие пережитков рабовладельч. отношений, к-рые препятствовали развитию техники, ремесло в основном носило ср.-век. характер: мелкое произ-во, объединения по профессиям, регламентация. Во избежание нар. волнений пр-во стремилось обеспечить снабжение столицы и крупных городов необходимыми товарами; в меньшей степени гос-во было заинтересовано в вывозе за границу. Разбогатевшие торговцы и ремесленники путем покупки должностей и званий переходили в состав сановной знати, отказавшись от непосредственного участия в торгово-ремесл. деятельности, что ослабляло позиции визант. купечества в его конкуренции с итальянским. Внутр. политика В. в 9-10 вв. проводилась в осн. в интересах гор. сановной, сплоченной вокруг синклита знати, стремящейся сохранить ведущее положение в гос-ве и через налоги, адм. и судейский аппарат эксплуатировать население. Закабаление сельского населения провинц. землевладельцами (динатами) и развитие частной власти на местах наносили ущерб влиянию столичной знати, в интересах к-рой Македонская династия стала поддерживать свободную крест. общину против динатов, запрещая им скупать крест. земли, причем беднякам давались льготы для обратного выкупа проданной земли. Крестьянам-родичам, соседям предоставлялось право предпочтения при покупке крест. участков. Эта политика настойчиво проводилась в продолжение 10 в. Однако правила предпочтения создали такие преимущества деревенской зажиточной верхушке, что из среды самих крестьян стали выделяться вотчинники, сливавшиеся впоследствии с феод. знатью. Со 2-й четв. 11 в. визант. пр-во усилило налоговый гнет, переводя натур. взносы на денежные. Повысилось значение синклита, местных суд. учреждений, возросло влияние ремесл.-торг. корпораций, участилось вмешательство нар. масс (особенно в столице) в политич. жизнь. В то же время в провинции насаждались типичные формы эксплуатации крестьянства через феод. ренту. Подчинение центр. гос. учреждений гор. знати совершенно не соответствовало сложившемуся могуществу провинц. феод. землевладения, в связи с этим обострилась борьба между столичными и провинц. прослойками знати, причем пр-во лавировало между ними. После поражения иконоборчества и восстановления иконопочитания (843) усилилось значение монашества и политич. роль патриарха. Патриарх Фотий выступил с теорией сильной (равной императорской) власти патриарха (Эпанагога). Церковь активно вмешивалась в борьбу различных прослоек за власть, отсюда ряд конфликтов с имп. Львом VI, Никифором II Фокой, Исааком Комнином. Но визант. (православной) церкви не удалось создать сильную централиз. организацию, подобно папству на Западе: и гос. строй, и законодательство, и образованность в В. находились в меньшей зависимости от церкви, чем на Западе. Различия между визант. феодализмом и феодализмом на Западе привели к разногласиям между вост. и зап. церквами. В 9-10 вв. разногласия между церквами усилились в борьбе за влияние в слав. странах и в Юж. Италии. Раздоры иерархов подогревались ненавистью торгово-ремесл. кругов Константинополя к итал. конкурентам. В 1054 последовало "разделение церквей". В 10-11 вв. создались крупные монаст. феод. владения, к-рые получили особые привилегии в области налогового обложения и прав над зависимым населением. Внешняя политика В. этого периода характеризовалась феод. экспансией. В 10 в. был одержан ряд побед над арабами. На Балканах В. в 1018 овладела Болгарией, укрепила влияние в Сербии; вела борьбу за сохранение позиций в Юж. Италии и за господство над Адриатикой и Эгейским м. В 9 в. В. установила связь с Киевской Русью. В 860 после отражения первого похода русских на Константинополь В. удалось добиться крещения части населения Руси. В 907 в результате удачного похода кн. Олега В. пришлось заключить на основе равноправия сторон обоюдно выгодный торг. договор, осн. положения к-рого были закреплены в результате походов 941, 944 и посещения княгиней Ольгой Константинополя в 957. В 967 между В. и Русью началась борьба за Болгарию, окончившаяся, несмотря на первонач. успехи кн. Святослава Игоревича, победой В. В 987 В. вступила в союз с кн. Владимиром Святославичем, к-рый помог Василию II расправиться с мятежными феодалами. С принятием (ок. 988) кн. Владимиром христианства по визант. обряду сношения В. с Русью стали еще более тесными. Однако В. не удалось использовать христианизацию для политич. подчинения Руси. В вост. части М. Азии В. продолжала экспансию, ведя политику угнетения закавказских народностей. В 1045 была завоевана Армения с центром Ани. Сопротивление угнетенных народностей делало положение В. на Востоке непрочным. В сер. 11 в. на Востоке появилась опасность со стороны сельджуков. Покоренное В. население не склонно было поддерживать визант. господство. Результатом явился разгром визант. армии при Маназкерте (Манцикерте) 1071 и потеря большей части М. Азии, завоеванной сельджуками. Одновременно В. теряет свои владения в Италии в результате наступления южноитальянских норманнов. Вместе с этим усиливается сопротивление народных масс в завоеванной Болгарии. В. в период господства военно-феодальной (провинци- альной) знати (кон. 11 - нач. 13 вв.). В 1081, используя тяжелое междунар. положение В., престол захватил представитель провинц. знати Алексей I Комнин, к-рый сумел отразить опасное наступление норманнов, печенегов, сельджуков, а с 1096 использовал крестовые походы для отвоевания части М. Азии. К концу 11 в. крупные провинц. землевладельцы (Комнины, Дуки, Ангелы, Палеологи, Кантакузины, Враны и др.) стали осн. господств. политич. силой в гос-ве. В течение 12 в. оформляются институты визант. феодализма: харистикий, прония, экскуссия. Прогрессирующее разорение крестьянства привело (с 11 в.) к образованию особой категории "неимущих" - актимонов. Монашеские центры (особенно Афон) стали полунезависимыми церк. гос-вами. Напротив, политич. влияние белого духовенства упало. Несмотря на упадок политич. влияния городской сановной знати, В. оставалась бюрократич. монархией: сохранялся многочисл. штат финансово-судейских чиновников; гражд. право (Василики) распространялось на всю терр. империи. Еще сохранились многочисл. прослойки независимого крестьянства, к составу к-рого можно причислить и поселения вокруг воен. укреплений (kastra). Крест. община боролась против нажима со стороны феодалов: иногда она пользовалась легальными формами, обращаясь с жалобами в суд или к императору, а иногда вставала на путь поджогов господских имений. В отличие от предшеств. периода, осн. путем закабаления крестьян в этот период является уже не скупка земли феодалами, а мероприятия гос. власти. Обычно к.-л. лицу в виде пожалования предоставлялось право собирать налоги с опред. поселения. При Мануиле крест. земли широко раздавались в управление иноземным рыцарям и мелким визант. феодалам. Эти действия, вызвавшие негодование у современников, фактически являлись экспроприацией крест. собственности, к-рая, сделавшись объектом пожалования, переходила в условное владение феодала. Оформившиеся в 12 в. визант. феод. институты органически выросли на местной почве, однако, поскольку династия Комнинов опиралась отчасти и на зап.-европ. наемников-рыцарей, в визант. феод. праве стали появляться зап. понятия и термины. Переход власти в руки провинц. знати несколько ограничил привилегиров. положение Константинополя, что в общем положительно отразилось на экономике провинций, где происходил подъем ремесла и торговли, оживлялось ден. обращение. Многие аграризованные в 7-8 вв. центры вновь стали городами в экономич. смысле. В городах Эллады развивалась шелковая пром-сть. Однако династия Комнинов не учитывала значения гор. экономики и часто при заключении междунар. соглашений жертвовала интересами горожан. Привилегии итал. купцам пагубно отразились на городах: в экономике В. получил преобладание торг. капитал латинян. Т. о., был остановлен благоприятно складывавшийся для В. процесс создания внутр. рынка и определилось начало экономич. упадка В. Неудачная внеш. политика при Мануиле I подорвала воен. мощь В. (в 1176 после битвы при Мириокефалоне В. навсегда потеряла большую часть М. Азии). После смерти Мануила в Константинополе вспыхнуло нар. движение против его "западной" политики. Был учинен погром латинян. Этим воспользовался Андроник Комнин, к-рый, захватив власть, пытался путем террора возродить централиз. гос. аппарат и тем самым предотвратить распад империи. Однако Андроник не сумел создать опоры для своего пр-ва и под влиянием врем, неудач в войне против норманнов был свергнут с престола. Начался распад В. Отд. феодалы и города стремились получить полную самостоятельность. Восставшие против визант. господства болгары и сербы возродили свои гос-ва. Ослабевшая империя не смогла противостоять натиску франц. рыцарей и венец. флота - Константинополь в 1204 в результате 4-го крестового похода попал в руки крестоносцев, к-рые создали на терр. завоеванных ими областей Латинскую империю. В. в период феодальной раздробленности, расцвета феодализма (нач. 13 - сер. 15 вв.). В. р аспалась на ряд независимых феодальных областей, из которых часть в разное время находилась под властью французских рыцарей, венецианцев, генуэзцев, каталонцев, часть попала в руки болгар, сербов, турок, а часть оставалась под властью феодалов Греции (см. карту); однако единообразие экономической и социальной жизни, языковая и культурная общность, сохранившиеся ист. традиции позволяют трактовать В. как единое гос-во, находящееся в стадии феод. раздробленности. Феод. поместье являлось осн. хоз. единицей. В 13-15 вв. оно втягивалось в рыночные связи, отправляя через скупщиков продукты с. х-ва на внеш. рынок. Барская запашка, особенно на монастырских землях, пастбища для господских стад занимали значит. часть земли и обслуживались зависимыми париками, элефтерами (свободными, не внесенными в податные списки), часть к-рых оседала, сливаясь с зависимыми. Залежи и целина отдавались присельникам из "неизвестных казне лиц", к-рые тоже вливались в состав зависимого населения (проскафимены). Писцовые книги отразили сильную текучесть зависимого населения феод. поместья. Крест. община, попавшая под власть феодала, сохранилась (напр., источн. свидетельствуют об острой борьбе крест. общин против монастырей, стремившихся за счет крест. земли расширить свое х-во). В деревне еще более углубилось социальное расслоение: маломощные работали в качестве батраков (дулевтов). Крест. участки, т. н. стаси, находились в наследств. владении крест. семейств. Гос. крестьяне имели свою землю, могли ее продавать, дарить. Однако в 13-15 вв. гос. крестьяне были объектом пожалований и легко превращались в зависимых. Прония в 13-15 вв. превратилась в наследств. условное владение с обязанностями воен. характера. Светские феодалы жили обычно в городах, где имели дома, сдаваемые в аренду мастерские. В сельских местностях строились purgoi - пирги, замки-укрепления, - опорные пункты феодалов. Горные богатства, солеварни, квасцовые разработки обычно были гос. собственностью, но сдавались на откуп или уступались отдельным вельможам, монастырям, иноземцам. Поздневизант. город являлся центров с.-х. территории, втянутой во внеш. торговлю с.-х. продуктами (зерно, олива, вино, в нек-рых районах шелк-сырец). Экономически выделялись гл. обр. приморские города. Ведущая роль во внеш. торговле принадлежала торг. капиталу итал. городов. В. из страны, сбывавшей в 4-11 вв. предметы роскоши, превратилась в страну, отправляющую за границу продукты с. х-ва и сырье. Каждый район, участвовавший во внеш. торговле, был экономически оторванным от др. районов страны. Это препятствовало созданию единого внутр. рынка. Экономич. разобщенность мешала нац. воссоединению страны. Константинополь, хотя уже не был экономич., адм., культурным центром всей страны, сохранил важное место в междунар. торговле. Источники различают в городах архонтов (землевладельч. знать), бургесиев, или mesoi (зажиточная торгово-ремесл. прослойка), плебейские массы. Внутри города торг.-ремесл. круги и плебейские массы вели борьбу против патрициата, к-рый стремился, используя феод. смуты, укрепить в своих интересах независимость города. В то же время население в форме поддержки православия выступало против засилья итал. купечества и зап. феодалов. Культурное, языковое и религ. единство, ист. традиции обусловливали наличие тенденций к объединению В. Ведущую роль в борьбе против Лат. империи сыграла Никейская империя, одно из наиболее сильных греч. гос-в, сложившихся в нач. 13 в. на терр. В., не захваченной крестоносцами. Ее правители, опираясь на мелких и средних землевладельцев и города, сумели в 1261 изгнать латинян из Константинополя. Однако эта победа не привела к воссоединению В. Внешнеполитич. обстановка и центробежные силы, слабость и отсутствие единства в гор. сословии затрудняли попытки к объединению. Династия Палеологов, боясь активности нар. масс, не вступила на путь решит. борьбы против крупных феодалов, предпочитая династич. браки, интриги и феод. войны с использованием иностр. наемников. Внешнеполитич. положение В. оказалось крайне затруднительным: со стороны Запада не прекращались попытки воссоздать Лат. империю и распространить на В. власть рим. папы; усиливалось экономич. и воен. давление со стороны Венеции и Генуи; наступление сербов с С.-З. и турок с Востока становилось все успешнее. Преувеличивая влиятельность рим. папы, визант. императоры неоднократно стремились получить воен. помощь путем подчинения греч. церкви папе (Лионская уния, Флорентийская уния), однако засилье итал. торг. капитала и зап. феодалов было настолько ненавистно населению, что пр-во не смогло заставить народ признать унию. Как религ. распри, так и междоусобные войны были выражением внутр. противоречий в стране: производит. силы развивались, появились нек-рые экономич. условия для внедрения капиталистич. отношений. Однако при исключит. слабости горожан и полном господстве феод. порядков всякое укрепление внеш. торговли в отд. центрах (Мистра, Монемвасия и др.) только усиливало (экономически) феодалов. Преодолеть феод. раздробленность было невозможно без революц. выступления масс и последоват. борьбы центр. правительства против феод. раздробленности. Решающим периодом явились 40-е гг. 14 в., когда в ходе борьбы двух клик за власть разгорелось крест. движение. Встав на сторону "законной" династии, крестьянство стало громить имения мятежных феодалов, возглавляемых Иоанном Кантакузином. Пр-во Апокавка и патриарха Иоанна начало проводить прогрессивную политику, резко выступив против феод. аристократии (конфискация имений знати) и против реакц. мистич. идеологии исихастов. Горожане Фессалоник, организовав плебейские массы, поддержали Апокавка. Движение возглавила партия зилотов, программа к-рой вскоре приняла антифеод. характер. Константинопольское пр-во испугалось активности масс и не использовало нар. движение. Апокавк в 1345 был убит, борьба пр-ва против мятежных феодалов фактически прекратилась. В Фессалониках положение обострилось в результате перехода гор. знати (архонтов) на сторону Кантакузина. Выступивший плебс истребил большую часть гор. знати. Однако движение, потеряв связь с центр. пр-вом, приобрело локальный характер и было подавлено. Крах политики централизации и поражение нар. движения в Фессалониках знаменовали собой окончательную победу реакц. сил. Обессиленная В. не могла противиться натиску турок, к-

Loading...Loading...