Военные действия в армении. Ход Нагорно-Карабахской войны. Что представляет собой армянская армия

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

И самым кровопролитным. Активная фаза Нагорно-Карабахской войны завершилась в 1994 году, однако мирный компромисс так и не был найден. Даже в наши дни вооруженные силы обоих государств находятся в постоянной боевой готовности.

Истоки Нагорно-Карабахской войны

А предпосылки этой вражды восходят еще к началу XX века, когда после образования советского государства в состав Азербайджанской ССР была включена автономная Нагорно-Карабахская область, которая в большинстве своем была населена армянами. Спустя семьдесят лет армянское население все еще превалировало здесь. В 1988 году его было около 75% против 23% азербайджанцев (2% составляли русские и представители других национальностей). На протяжении достаточно длительного периода армяне этого региона регулярно высказывали жалобы на дискриминационные действия азербайджанских властей. Активно здесь обсуждался и вопрос воссоединения с Арменией. Развал Советского Союза привел к тому, что накал напряжения больше ничто не могло сдержать. Обоюдная ненависть обострилась как никогда, что и привело к началу Нагорно-Карабахской войны.

В 1988 году Совет депутатов парламента автономной Нагорно-Карабахской области провел референдум, на котором подавляющее большинство населения высказалось за присоединение к Армении. По итогам голосования Совет депутатов обратился с просьбой к правительствам СССР, Азербайджанской и Армянской республик санкционировать этот процесс. Разумеется, это не вызвало восторга с азербайджанской стороны. В обеих республиках все чаще стали происходить столкновения на почве межнациональных распрей. Произошли первые убийства и погромы. До развала государства советские силы кое-как сдерживали начало масштабного конфликта, однако в 1991 году этих сил вдруг не стало.

Ход Нагорно-Карабахской войны

После провала стала окончательно понятна дальнейшая судьба Советов. И на Кавказе ситуация обострилась до предела. В сентябре 1991 года армяне самовольно провозгласили независимую Нагорно-Карабахскую республику, сформировав при этом вполне боеспособную армию при помощи руководства Армении, а также зарубежных диаспор и России. Не в последнюю очередь это удалось благодаря хорошим отношениям с Москвой. В то же время новое правительство в Баку повело курс на сближение с Турцией, что вызвало напряженность в отношениях с собственной недавней столицей. В мае 1992 года армянским формированиям удалось прорвать азербайджанский коридор, укрепленный войсками противника, и выйти к границам Армении. Азербайджанская армия, в свою очередь, смогла занять северные территории Нагорного Карабаха.

Однако весной армяно-карабахские силы провели новую операцию, в результате которой под их контролем оказалась не только вся территория вчерашней автономии, но и часть Азербайджана. Военные поражения последних привели к тому, что в Баку в середине 1993 года был свергнут националистический протурецкий президент А. Эльчибей, а его место занял видный деятель еще советского периода Г. Алиев. Новый существенно улучшил отношения с постсоветскими государствами, присоединился к СНГ. Это облегчило и взаимопонимание с армянской стороной. Боевые действия вокруг бывшей автономии продолжались до мая 1994 года, после чего герои Карабахской войны сложили оружие. Вскоре в Бишкеке было подписано перемирие.

Результат конфликта

В последующие годы непрерывно шел диалог при посредничестве Франции, России и США. Однако до сегодняшнего дня он так и не закончен. В то время как Армения ратует за воссоединение этого анклава армянского народа с основной его частью, Азербайджан настаивает на принципе территориальной целостности и нерушимости границ.

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

На данный момент политика Еревана направлена на то, чтобы как можно дольше избегать решения карабахского конфликта из-за убеждений и надежд, что Баку все-таки откажется от прав на него. Однако такая политика пока не приносит плодов и даже наоборот – заостряет ситуацию между странами.

Эксперты утверждают, что правительство Азербайджана не вступает в военные действия из-за нескольких значительных факторов. Первый – это необходимость принятия взвешенного, четко обдуманного решения с учетом международной обстановки, ведь война дело серьезное. Второй фактор — это ожидание, что проблема Карабаха решится в пользу Баку при поддержке Москвы. Как только последний фактор окажется невозможным, вопрос войны станет остро и можно будет считать дни да ее начала.

Всех очень волнует вопрос, будет ли война между Арменией и Азербайджаном?
Вспоминая прошедшие события, когда, несмотря на численное превосходство азербайджанская армия была в крах разбита, можно просмотреть наиболее правомочный сценарий событий. Вооруженные отряды Карабаха находятся на территории очень удобной для обороны. Они укрепили свои границы. После прошлого конфликта обе страны успели восстановиться и даже окрепнуть. Их усиление рассчитано именно на войну между собой, и это ни для кого не тайна. Турция будет сдерживается российскими войсками и не сможет вступить в военные действия со стороны Азербайджана.

У Армении достаточно хорошо подготовленные войска, обладающие мотивацией, однако они зависят от поставок оружия. В последнее время усовершенствование войска приостановлено из-за нехватки денег.
Скорость развития армии Азербайджана можно сравнить с российской армией. Баку имеет хорошие доходы от продажи нефти и это помогает ему создавать и выпускать бронетехнику и стрелковое оружие. Но они, все-равно, зависят от импорта. Если Турция не вмешается в конфликт, то существует вероятность, что Армения отразит внешний удар. Главный помощник Азербайджана – это время, которое позволяет быстрее совершенствовать свои войска, чем противник. Нейтралитета будет придерживаться Иран. Такое же поведение предсказывают эксперты странам Европы и США, единственное, что они смогут сделать — это применить дипломатию.

Некоторые предполагают, что если Ереван пойдет войной сейчас, то хотя бы ослабит силы противника и откинет его в развитии назад. Но у такого решения есть подводные камни. Если Армения пойдет на это, может потерпеть неудачу из-за численного превосходства противника, к тому же она не сможет сделать атаку неожиданной, что тоже предрекает неудачу. И такая инициатива, скорее всего, будет политически наказуемая.
Для них гораздо удобнее будет спровоцировать баку напасть первым. Это придаст противнику статус агрессора и ослабит его наступательные силы.

Эта публикация как и многие основана на конкретных фактах, на анализе по фактам и на мнении профессионала. В принципе таких анализов много. Но ради последнего абзаца, стоит прочесть публикацию целиком, хотя с мнением автора можно и поспорить, например в том плане, что министр Обороны Армении не раз говорил, что вмешательство третьей стороны не потребуется.

Во первых, армия обороны Армении сама в состоянии решить как вопрос обороны, так и вопрос продуктивного контрнаступления, о чем ярко свидетельствуют события прошедшего дня. Во вторых армяне мудры и прекрасно знают, что у третьей стороны свои интересы, а это накладно по той простой причине, что на небольшой территории страны мало места для нескольких интересов.

Перейдем к итогам политолога и постараемся дочитать до кульминационного конца публикации.

Предварительные итоги

К концу 2 апреля 2016 года - дня, который стал на данный момент самым кровавым для Азербайджано-Карабахского конфликта с 1994 года (12 мая 1994 года официально вступило в силу бессрочное соглашение о прекращении огня, подписанное представителями Армении, Карабаха и Азербайджана), можно попробовать подвести некоторые итоги произошедшего.

Первые сообщения о масштабном наступлении азербайджанский войск почти по всей протяженности линии соприкосновения Армии обороны Нагорного Карабаха (АО НКР) и Азербайджана появились примерно в 8 утра, и были распространены пресс-службой министерства обороны Армении.

Азербайджанское военное ведомство впервые заявило о происходящем более чем через 3 часа, при этом традиционно переложив всю ответственность на армян, которые, якобы, первыми начали обстрелы азербайджанских населённых пунктов.

Заметно обесценили все азербайджанские заявления история со сбитым вертолётом и беспилотником - сначала Баку как мог открещивался от этих потерь, но позже, видимо осознав, что скоро будут распространены фотографии уничтоженного Ми-24 (а он упал на территории Нагорного Карабаха), признал потерю винтокрылой машины, одного танка и 12 военных.

Потеря беспилотника так и не была признана, хотя министерство обороны Армении почти сразу же выставило несколько фотографий вражеского «шпиона» - БПЛА оказался израильского производства (что подтверждает, что он был из состава ВС Азербайджана - армянские и карабахские силы применяют беспилотники собственного производства) модели ThunderB, с некоторыми модификациями.

Что касается достоверности приведённого числа погибших - оно, судя по всему, не отражает действительности: имеются фото с БПЛА, где видно минимум 10 убитых азербайджанских военных лежат на нейтральной полосе, ещё три тела были запечатлены на одной из видеозаписей о происходящем, кроме того, трое погибло в сбитом вертолёте. В сумме это уже 16 человек.

Армянская же сторона официально потеряла 18 человек, 35 было ранено. В азербайджанских источниках и группах в социальных сетях появилась фотография лишь с одним погибшим, точнее с его головой.

На данный момент, уровень интенсивности боевых действий, судя по всему падает - об этом заявили в министерстве обороны Азербайджана. Однако незадолго до этого появилась информация из АО НКР о том, что азербайджанское подразделение с 5 танками попало в окружение и ведутся мероприятия по захвату или уничтожению машин. Достоверность этих слухов мы узнаем в ближайшее время.

Одно можно сказать уже точно - авантюрная попытка Баку воспользоваться фактором неожиданности и захватить сколь-нибудь значимые территории провалилась.

О том, что наступали именно азербайджанцы свидетельствует несколько фактов - замалчивание происходящего в течение 3 часов, наличие большого количества убитых азербайджанских военнослужащих на территории Карабаха и упавший на территории НКР вертолёт. Кстати, судя по фото и видеозаписям обломков вертолёта, он очень напоминает модификацию Ми-24G, которую совместно проводят ЮАР и Украина (она поставлялась ранее Баку).

Причины могли быть самыми разными (а точнее, все они работают одновременно) - от желания повысить рейтинг властей при падении благосостояния (в связи с падением цен на нефть и девальвацией маната), до турецкого влияния (Анкара была бы очень не прочь отвлечь РФ от Сирии, чтобы реализовать свои пошатнувшиеся амбиции).

Что касается перспектив - они две. Первый, и более вероятный вариант - произошедшее станет самой крупной военной провокацией с 1994 года. Однако такие провокации не могут продолжаться бесконечно - за последние два года был уже не один и не два реальных повода для начала полномасштабной войны. Второй - переход в полномасштабную войну.

Этот вариант был бы вероятнее, если бы сегодня Азербайджан добился бы военных успехов. Такой сценарий уничтожит экономику обеих стран, отнимет жизни десятков тысяч и может даже не привести к победе сторон. Этот вариант развития событий станет вызовом и для РФ, которая имеет как двухсторонние договоры с Арменией о взаимопомощи, так и обязанности по блоку ОДКБ.

Ограничить полномасштабную войну одним лишь Карабахом практически невозможно - это даст армянским войскам слишком большое преимущество и оперативный простор, поэтому «отмахнуться» и не вмешаться никак Москве будет сложно.

И тут самое интересное - воевать придётся со своей же техникой, которую РФ недальновидно поставила Баку на сумму более $3 млрд.

Loading...Loading...