Все праздники после пасхи. Первое воскресенье после Пасхи: Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасха или Фомино воскресенье. В народе этот день называют Красной горкой.
Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе»- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Также этот день называют Фоминым воскресеньем, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.

В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья, сватовства.

В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.


Во вторник на Фоминой неделе, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу — первый после Великого поста и праздника Пасхи день особого поминовения усопших.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…

Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.

Вторник — это основной день Фоминой недели, который и называют Радоницей, Радуницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество.
В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись. Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино
и т. д. ). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры.
В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.


От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида.
Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего.
Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».

Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.

В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.

http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/fomina-nedelya/

Пасха Христова в 2018 году приходится на 8 апреля. Святая Троица в 2018 году будет 27 мая. От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов на Святой Пятидесятнице.

Семь недель после в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе». «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!» . Кроме этого, перед каждым вкушением пищи поют пасхальный тропарь, а не обычные молитвы.

Особо выделяется , в 2018 году она идет с 9 по 14 апреля. Это сплошная седмица, то есть не имеет постных дней. Всю эту неделю каждый желающий может позвонить в колокола. Существуют особенности и в молитвенном правиле - вместо утренних и вечерних молитв и правила подготовки к причастию поются или читаются Часы Пасхи. Необходимые перед причастием каноны, заменяют на канон Пасхи.

Вторая неделя носит название Фомина, Антипасха или Красная горка. В Она начинается в 2018 году 15 апреля с воспоминания уверения апостола Фомы в воскресшего Спасителя и продолжается до 21 апреля. На эту неделю приходится важное событие – Радоница, день особого поминовения усопших. Питание на этой неделе идет обычной годовой чередой – среда и пятница постные дни.

Третья неделя называется Мироносицкая, начинается в 2018 году 22 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 28 апреля.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

В эту неделю вспоминаются святые Жены-Мироносицы, которые первые поспешили отдать последние почести распятому Учителю, но обрели Гроб пустым.

Четвертая неделя называется «О расслабленном», в 2018 году она начинается 29 апреля, когда воспоминается чудо о воздвижении расслабленного, которое совершил Христос, и заканчивается 5 мая. На этой неделе верующие задумываются о том, как важно для того, что бы начать двигаться за Христом, сначала довериться Ему и подняться (начать).

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Пятая неделя называется «О самарянке», она в 2018 году начинается 6 мая воспоминанием беседы у колодца Христа с самарянкой и заканчивается 12 мая. Открытое сердце самарянки легко приняло слова Христа, так как они подобны чистой воде.

Шестая неделя называется «О слепом», в 2018 году она начинается 13 мая тем, что вспоминается чуда о даровании слепорожденному зрения, как ответ на веру, и заканчивается 19 мая. Чудо о слепом было совершено в субботу и стало вызовом фарисеям, запрещавшим трудиться в субботу. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня, который в 2018 году приходится на 17 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Седьмая неделя по Пасхе установлена в память о Первом Вселенском соборе, она начинается 20 мая и заканчивается 26 мая. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь. Во вторник этой недели, 22 мая - праздник Святителя Николая, который является непереходящим - Никола Летний. 26 мая - Троицкая родительская суббота.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы, который в 2018 году приходится на 27 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

С самого дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все дела, трапезы и молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровах!» Далее читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй мя!»

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.

С Пасхи до Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

С Пасхи до Вознесения молитва «Достойно есть» заменяется на Задостойник Пасхи.

От Вознесения до Троицы обе эти молитвы не читаются. Не надо забываться, что от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются.



Итак, родительский день после Пасхи называется Радоница. Многие думают, что это суббота, но, на самом-то деле, согласно церковному календарю, это всегда вторник. Родительская после Пасхи в 2018 году, какого числа, спрашиваете вы? Мы отвечаем, что это родительский вторник, он приходится на 17 апреля и называется Радуница.

Отправляясь во второй вторник после Пасхи на кладбище, нужно брать с собой пасхальную еду и другую атрибутику. В начало Фоминой недели, в день Красной горки (15 апреля в 2017 году), можно дополнительно покрасить яйца и испечь куличи, которые будут взяты с собой на кладбище. Все дело в том, что Радоница – это Пасха и в этот день мы должны вместе с ними отпраздновать столь светлое и значимое событие.

Радость на Радуницу

Для человека, живущего в современном мире, название этого праздника может резать слух. Действительно, так уже никто не говорит «Радуница», да и что вообще значит это слово? Вам это может показаться, конечно, странным, но название праздника Радуница происходит от слова «радость». Так как в этот день мы отмечаем Пасху с нашими усопшими родственниками, то мы должны радоваться этому дню.

Чтобы радоваться получилось, достаточно просто еще раз вспомнить смысл самой Пасхи, если с недавнего пасхального воскресенья вы его успели уже забыть. Иисус Христос воскрес и этим событием он победил смерть. Жизнь победила смерть, а значит, смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Именно ей сейчас и живут все усопшие, так что, Радуница – это праздник, возможность отметить победу жизни над смертью с усопшими родственниками и близкими людьми.

Интересно! В некоторых источниках утверждают, что название этого праздника происходит также от слова «род». Потому что, в родительские дни поминаются именно представители рода человека, благодаря которым сам верующий человек и живет на этом свете. В эти дни можно приготовить .




Радоница на Фоминой неделе

Всегда Родительская после Пасхи (в 2018 году тоже) отмечается во вторник Фоминой недели. Неделя Фомы (того самого апостола Иисуса Христа, которого прозвали неверующим) начинается 15 апреля на Красную горку. Это всегда второе от наступления Пасхи воскресенье. Далее в течение всей недели до следующего воскресенья праздничная неделя продолжается.

И именно в рамках этой недели выделяется тот день в году – – когда можно и нужно поминать усопших после Пасхи. Причем, отправляться на кладбище нужно с куличами, с крашеными яйцами и даже с творожной пасхой. Часть еды, по возможности, нужно отдать нищим и просящим у церкви.

Другие родительские дни после Пасхи

Мы уже точно знаем, что родительский вторник после Пасхи в 2018 году приходится на 17 апреля. В этот день мы с усопшими родственниками и близкими празднуем саму Пасху и победу жизни над смертью. Но, в какие еще дни в течение года (уже после Пасхи) будут родительские дни.





Календарь родительских дней после Пасхи на 2018 год:
9 мая. Этот день посвящен поминовению усопших воинов и, конечно, напрямую связан именно с Днем Победы.
Также надо отметить 26 мая. Еще эта суббота называется Троицкой, потому что приходится ровно за день до наступления большого праздника Троицы (Пятидесятница). В весенне-летний период у православных верующих именно этот день является главным поминальным. Важно сходить в церковь и помолиться за усопших родственников, а потом отправиться на кладбище, чтобы навестить их.
11 сентября будет отмечаться родительским день, связанный с праздников Покров. В этот день вспоминают Иоанна Предтечу, который был ярым борцом с грехами людей. Важно в этот день соблюдать однодневный пост, потому что, верующие скорбят из-за насильственной смерти святого Иоанна Предтечи.
Последний родительский день в году будет 3 ноября. Он называется Дмитриевской субботой. Вспоминают в этот день Дмитрия Донского и воинов, которые погибли в битвах под предводительством этого человека.

Когда-то на Руси в Красную горку окончательно встречали весну. Ту цветущую, зеленую и благоухающую пору года, которая вот-вот перейдет в лето. Всегда этот день приходит на второе воскресение после наступления Пасхи. Однако, Красная горка больше народный праздник, чем церковный.

Это день для радости и веселья. Не стоит ездить на кладбище или печалиться. И церковные, и народные обычаи сходятся в том, что в этот день нужно веселиться и радоваться весне, жизни.

О традициях Красной горки

Этот праздник считается по большей мере молодежным. Молодежь выходит на улицу и собирается вместе, устраиваются веселые гуляния на чистом воздухе. В русских деревнях считалось плохой приметой, если незамужняя девушка или холостой парень в Красную горку оставались дома и не входили на улицу. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц.


Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей — никудышный жених, так как самых самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже - с непослушными случится несчастье.

В старых обычаях, где проходили хороводы и танцы, молодые люди начинали зазывать к себе весну в этот день. Чуть позже одну из девушек выбирали для олицетворения этого периода пробуждения. Девушку-весну украшали и водили по поселку, а она в тот момент радовалась и распевала песни.
Весельем этим и заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. Чуть позже к этой тематике добавился смысл об урожайности и плодородии грядущего лета.


Так, Красная горка - это первый день после долгого 48 дневного Великого поста, когда уже можно играть свадьбы. Короче говоря - это лучший день в году для венчания. Русские цари, к слову сказать, венчались только в Красную горку и никакой другой день.


Народное название этого второго пасхального воскресенья очень красноречиво, но почему день называется именно так? Все связано с красным цветом, а также обычной горкой (возвышенностью). Ведь "красная" означает "красивая". Так в народе называли весну, а затем и Пасху - "красным праздником".

Игры и веселье в этот день, как правило, проводились на возвышенности. А все возвышенности на Руси, традиционно называли «горка». Дело в том, что именно возвышенность вне зависимости от точной даты праздник все равно освобождалась от снега первой. На ней появляется первая травка, распускаются первые цветы и лучше всего припекает ласковое весеннее солнышко. Что касается «красная», то это не только цвет, но и качество. День всегда радует погодой. Нет никаких причин сомневаться, что Красная горка и на этот раз также порадует погодой и весенним солнышком, которая всем поднимает настроение.

Этот день имеет не мало названий, но самыми популярными в народе остаются Фомин день и Антипасха. Антипасхой этот день называют по той причине, что это подобие или замена Пасхе. В этот день принято снова красить яйца, которые и являются символом торжества. Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.

Праздник Красная горка имеет еще одно название - его еще называют Фоминым воскресением. такое название праздник получил в честь Святого Фомы, который не поверил в воскрешение Христа. А на восьмой день после своего воскрешения Иисус Христос предстал перед Фомой- неверующим. Так объясняется и название праздника и то, почему праздник празднуется через неделю после Пасхи. Отсюда и пошло народное выражение "Фома-неверующий".

О свадьбах на Красную горку

Если же вы решили жениться на Красную горку, а именно - венчаться, то лучшего времени в году также не найти. Есть несколько причин, почему повелось именно так. Во-первых, с началом Великого поста в церкви не венчают молодых. Это период скорби и послушания, когда запрещено веселье, вступление в интимные отношения даже между супругами. Получается, что следующие выходные после окончания поста - это как раз праздник Красной горки.


Если пожениться в этот день, то народные приметы сулят исключительное благополучие и счастье семье. И это не было случайностью, так как свадьбе предшествовала помолвка, которая приходилась на осень. Воздержание во время 40-дневного поста содействовало проверке эмоций, высоконравственному очищению и принятию продуманного решения.

Конечно, счастье в семье зависит не от даты свадьбы, а от того, насколько супруги уважают друг друга и понимают друг друга. Но, если выпадает возможность начать свой семейный путь в столь прекрасный весенний день, то почему бы ей не воспользоваться?


Женихи в этот день обливали водой свою избранницу. Если парень не посватается после такого обливания, то опозорит девушку.


На Красную горку после обряда венчания молодыми принято было посещать кладбища, чтобы отдать дань своим близким родственникам. Другим интересным обрядом в день свадьбы является катание яиц в горку. По ходу движения яиц вниз (рядом или в разные стороны) предсказывалась и будущая жизнь семейной четы. Хорошей приметой считалось, если яйцо, скатившись с горки, не разбивалось. Также существовало поверье, что на Красную горку стоит ездить до ЗАГСа и обратно разными дорогами и наиболее сложными, чтобы запутать нечистую силу.

У крестьян имелся еще один стародавний обряд, которым они привычно каждый год зазывали к себе урожай и плодородие для своих земель. В нем могли принимать участие все женщины села, но только не мужчины! Проведение обряда довольно простое: все девушки и женщины одного села впрягались в один плуг и проводили борозду вокруг всей деревни. Если эта борозда в итоге напоминала крест, то это считалось хорошим знаком и гарантией для будущего плодородия на угодьях. Как только данный ритуал был проведен, все село переходило к гулянью.


В любой год будет несложно подсчитать, какого числа празднуется Красная горка. Важно знать актуальную дату Пасхи для конкретного года, а затем просто посмотреть на дату первого воскресенья, которое идет сразу за Пасхой. Ведь светлый праздник Христова Воскресения не заканчивается в один день. Он продолжается в течение недели, а кульминация наступает именно на Красную горку.


На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

Каждая Неделя после Пасхи имеет определенное наименование и посвящена важным церковным событиям: Неделя 2-я по Пасхе именуется Антипасхой, в народе - Фомина неделя, грядущий выходной день посвящен женам-мироносицам, далее следует Неделя о расслабленном, Неделя о самарянке, Неделя о слепом. Сегодня мы поговорим о том, почему воскресные дни после Пасхи именуются определенным образом и особо выделяются в церковном календаре.

Но прежде, поясните, почему словом «Неделя» в церковном календаре называется только один конкретный воскресный день, а привычная для нас неделя с понедельника по воскресенье в церковном календаре называется седмицей?

Такая сложность в терминологии обусловлена тем, что богослужение в Русской Православной Церкви, церковный календарь и все календарные особенности ведутся на церковнославянском языке. Этот язык похож на русский лишь в определенных моментах, а в других похож не очень или совсем не похож. Человеку, который с церковнославянским языком знаком слабо, для того, чтобы все правильно понять, нужно усвоить такую вещь: именно воскресный день по-церковнославянски называется Неделя, от слова «не делать», когда человек устраняется от всех мирских дел ради того, чтобы себя посвятить духовному деланию, духовным занятиям, в первую очередь, посещению храма Божия. Обычно вся церковная община в день воскресный собирается в храме Божием. Именно поэтому день, в который люди не делают или стараются не делать ничего мирского, а занимаются духовным деланием, день, посвященный воспоминанию Воскресения Христа из мертвых, по-церковнославянски называется Неделя. Соответственно, все воскресные дни, которые имеют особое значение, особо отмечены в календаре, они так и называются в календаре - Неделя такая-то, к примеру, Неделя 2-я по Пасхе. Семидневный отрезок времени, который мы по-русски называем неделей, по-церковнославянски называется седмица.

Таким образом, если речь идет о седмице в церковном календаре, то имеется в виду семидневный отрезок времени. А если речь идет о Неделе, то имеется в виду воскресный день, который отмечен тем или иным воспоминанием.
Еще важно отметить такую особенность воскресных дней после Пасхи - их отсчет начинается с самой Пасхи. Неделя 2-я по Пасхе в календаре нигде не отмечена, потому что это сама Пасха. Неделя 2-я по Пасхе наступает по-русски через неделю, по-церковнославянски - через седмицу после Пасхи. Она называется - Неделя 2-я по Пасхе.

Можно сказать, что это путаница - лингвистическая. Получается, что когда мы говорим о Фоминой Неделе, то имеем в виду один конкретный воскресный день -Недели 2-ой по Пасхе?

Да, это воскресенье, которое следует после праздника Святой Пасхи.

Почему те Недели по Пасхе, которые мы упомянули в начале передачи, выделяются в церковном календаре особым образом?

Действительно, каждое воскресенье, или по-церковнославянски каждая Неделя после Пасхи, отмечена особым воспоминанием. В основном эти воспоминания касаются тех евангельских чтений, которые положены в эти воскресные дни. Некоторые дни связаны памятованием особых святых, например, воскресный день, в который вспоминаются святые отцы Первого Вселенского Собора, - это уже отдельные церковные воспоминания, и соответственно этому воспоминанию посвящен отдельный воскресный день. В основном это евангельские чтения и соответствующие им особые размышления, которые христианам полезно иметь. Каждое из евангельских чтений посвящено особой теме, за исключением евангельского чтения в Неделю жен-мироносиц. Эти чтения достаточно длинные и серьезные, каждое из них посвящено особенному случаю из жизни Господа Иисуса Христа; они позволяют христианину целую седмицу посвятить осмыслению того евангельского чтения, о котором шла речь на воскресном праздничном богослужении.

- Неделя 2-я по Пасхе называется Антипасхой, или Фоминой неделей. Что такое Антипасха?

Антипасха звучит странно и даже угрожающе, будто имеет антихристианский смысл. На самом деле слово «анти» в греческом языке имеет значение не только «против», но и «вместо». Когда мы говорим Антипасха, имеем в виду что-то вместо Пасхи. Мы можем задать себе вопрос: «Разве может быть что-то вместо Пасхи?». Да, может. Вместо Пасхи может быть воспоминание о Пасхе чуть меньшей силы, такое воспоминание, которое вновь заставляет трепетать каждое верующее сердце, вновь побуждает его радоваться Воскресению Христову, поэтому именно в следующий воскресный день после Пасхи совершается особое воспоминание Воскресения Христа. Даже есть такая церковная традиция: именно в этот день совершают свои престольные праздники храмы, престолы которых освящены в честь Воскресения Христова. Вроде бы престольный праздник должен быть в Пасху, но церковная традиция подразумевает, что в этих приходах празднование совершается неделей позже - в день Антипасхи.
Также это воскресенье называется Неделей о Фоме, или Фоминой Неделей, или Неделей уверения апостола Фомы.

По сути, каждый из воскресных дней является вместо Пасхи? Ведь воскресение оттого и воскресение, потому что мы вспоминаем важнейшее христианское торжество?

Так оно и есть. Но из всех воскресных дней именно Антипасха воспринимается нами как главное из воскресений после Пасхи.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Великим постом говорили, что молитва святого Ефрема Сирина читается только в Великий пост. В конце Псалтири, после чтения кафизм, написано, что нужно читать молитву Ефрема Сирина. Можно ли читать молитву Ефрема Сирина каждый день?».

Здесь можно ответить краткой церковной монашеской поговоркой о том, что келья устава не знает. Поэтому те особенности, которые касаются богослужения в храмах, могут не касаться тех молитвословий, которые мы совершаем келейно, в домашних условиях. Я знаю, что многие христиане считают для себя возвышенным и назидательным чтение молитвы святого Ефрема Сирина не только Великим постом, но и в другие дни. Пожалуй, только в Пасху, когда нужно радоваться особо, покаянная молитва святого Ефрема Сирина не будет уместной даже в келейных условиях. Вообще, молитву Ефрема Сирина, если она возбуждает в вашей душе высокие благочестивые чувства и побуждает к доброй христианской жизни, конечно же, можно в келейных условиях читать. Но на Светлой седмице, когда в храмах поют о Воскресшем Христе, когда идет возвышенное и радостное богослужение, вряд ли нужно в келейных условиях переходить к сугубому покаянию, которое несет в себе замечательная молитва святого Ефрема Сирина.

- Какое событие мы вспоминаем в Фомину Неделю?

В Фомину Неделю совершается чтение Евангелия об уверении святого апостола Фомы. Это достаточно длинное евангельское повествование, в котором говорится о двух встречах воскресшего Христа Спасителя со своими учениками-апостолами. Отмечено, что Христос Спаситель являлся им тогда, когда они были взаперти «страха ради иудейска». Эти слова означают тот страх, которым объяты были апостолы; в то время на них еще не сошел Дух Святой, и они не были еще теми замечательными проповедниками воскресения Христа из мертвых. Это были сильно напуганные люди, которые в полной мере могли почувствовать на себе силу иудеев, распространявших о них слух, что они являются обманщиками и возмутителями народа, они похитили тело Иисуса из гробницы и объявили Его воскресшим. Их в любой момент могли схватить, арестовать и подвергнуть самому суровому наказанию по обвинению в возмущении народа. Апостолы были этим напуганы и сидели взаперти. Они пребывали в молитве, но тот момент, когда они сидели взаперти, свидетельствует о том, какие обстоятельства окружали их жизнь. К ним является Господь Иисус Христос, беседует с ними, подает им мир, преподает им власть прощать людям грехи (это еще до сошествия Духа Святого). Мы можем только представить, какую бодрость могли внести в апостолов эти слова Христовы. Но среди них в тот момент не было апостола Фомы. Когда ученики рассказали ему о том, что они видели Воскресшего Господа, он не поверил этому и стал говорить: «Пока я не вложу свои пальцы в Его раны на руках и ногах, пока я свою руку не вложу в Его рану на ребрах, я не поверю». Его слова в точности повторяет Господь Иисус Христос тогда, когда апостолы уже были собраны вместе с апостолом Фомой. Христос Спаситель, появившись среди них, «говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин., 20:27) . Фома, тотчас уверившись не столько в том, что ему нужно вложить руку и ощутить раны, но и в том, что Христос повторяет в точности слова, какие он говорил своим собратьям по апостольскому служению, бросается к ногам Спасителя и говорит слова исповедания веры: «Господь мой и Бог мой!». В этот момент Фома был уверен на все сто процентов. Христос Спаситель тут же его подкрепляет: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин., 20:29).
Здесь апостол Фома предстает не как человек, для которого сложно во что-то поверить, а, скорее, как человек, для которого вера имеет настолько большое значение в жизни, что для того чтобы поверить, нужны крепкие, непоколебимые основания.

Есть такая поговорка, когда человека сравнивают с Фомой: «Фома неверующий». Это отсылка к этой евангельской истории?

Да. Уверение апостола Фомы - это целое повествование в евангельском чтении. Когда человека сомневающегося и слабого в вере называют Фомой неверующим, то это очень лишь внешнее описание сути. На самом деле, апостол Фома был не просто верующим, а настолько верующим, что ему нужны были основания более прочные, чтобы и вера была прочной: таковы были требования его души.

Апостола Фому характеризует и другой момент из Евангелия: когда Христос Спаситель пророчествовал о Себе, что Ему надлежит быть в Иерусалиме и умереть, ученики по этому поводу могли иметь самые разные переживания. Фома был горяч в своей приверженности к Христу Спасителю, как никто другой, он сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним». Из этих слов можно сделать вывод, что Фома не был колеблющимся в вере учеником, просто для того чтобы веровать, ему нужны были существенные основания, и он их искал.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Можно ли читать после Светлой седмицы Псалтирь по умершим?».

Конечно, можно. Псалтирь по умершим нужно читать по мере того, насколько нас эта тема заботит, насколько у нас есть душевная потребность молиться за усопших родных и близких. Светлая седмица прошла, и вполне можно вернуться к этому чтению.

Думаю, что в каждой из воскресных историй заложен не образ конкретного человека, например, апостола Фомы, а некий собирательный образ, который поучителен для людей. Как эти истории правильно читать, чтобы узнавать их не только как чью-то историю, а проживать как свою личную историю?

Именно такое понимание Евангелия бывает очень плодотворно, при котором человек этим занимается в соответствии с церковной традицией и поучениями, слышимыми от священника в храме. Каждый человек может с апостола Фомы брать пример того, чтобы не быть легковерным, не быть суеверным. Очень часто суеверия сопровождают нашу жизнь, мы можем встретить суеверных людей и в храмах Божиих. Суеверие может проникнуть в любой аспект нашего вероучения, если кто-то на нем сосредоточится поверхностно. Суеверие - это противоположность той духовной требовательности, которая была у апостола Фомы, поэтому каждый христианин может себе задать такие вопросы: «Для того чтобы веровать, не нужно ли мне иметь гораздо больше оснований, чтобы моя вера не рассыпалась в случае искушений? Достаточно ли много я читаю духовных книг, для того, чтобы моя вера была крепка? Достаточно ли много я знаю о своей вере? Достаточно ли в моей жизни христианского общения, для того, чтобы свою веру подкрепить от веры других людей, чтобы моя вера была не чем-то фундаментальным, что я для себя отлил в бетоне и поставил на полку, а живой и восполненной?». Каждый человек может себе сказать: «И я в чем-то могу быть похож на апостола Фому», и взять с него в этих вопросах пример.

Вопрос телезрительницы из Курска: «Батюшка, я много лет смотрю Вас по каналу «Союз», искренне желаю Вам здоровья и благополучия. Вы сегодня много рассказывали об апостоле Фоме. Расскажите немного об апостоле Иоанне».

Апостол Иоанн по возрасту был самый молодой ученик Иисуса Христа, именно поэтому, как предполагают ученые и специалисты в области психологии, он смог запомнить в тонких подробностях прощальную беседу Христа Спасителя с учениками, Его длинную молитву-обращение к Своему Небесному Отцу перед Своими крестными страданиями. Апостол Иоанн их с подробностью и точностью изложил в своем Евангелии, восполнив этим недостаток других Евангелий. Евангелие от Иоанна было написано позже других, и оно отличается именно теми подробностями, которые были пропущены в других Евангелиях. Святой Иоанн и как ученик, и как автор Евангелия очень много сделал для того, чтобы донести до нас особенности последних дней из жизни Христа Спасителя.

- Вопрос телезрительницы: «В Псалтири, в Псалме 108, есть такие слова: «Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех» . Поясните, как молитва может быть в грех?».

И второй вопрос телезрительницы: «Я - новоначальная Людмила. Мои знакомые и друзья не стали воцерковляться вместе со мною, остались в мирской жизни. Отношения с ними у меня теперь не складываются: я избегаю общения с ними, так как общение сводится к осуждению, сплетням, ненужным разговорам. Они обижаются на меня. Как быть?».

В книге Псалтирь встречаются моменты, когда псалмопевец ведет повествование о своих врагах, и обрушивает на их головы серьезные пожелания. Эти моменты обусловлены определенными историческими событиями, о которых мы можем прочитать в библейских книгах. Как и Священное Писание, книга Псалтирь является книгой, которую можно понимать прямо, а можно иносказательно. В иносказательном понимании те места, где говорится о пожеланиях негативных и нехороших, молящийся человек может относить к врагам рода человеческого - к дьяволу и бесам.

Может ли молитва христианина быть в грех? Ответ на этот вопрос может быть положительным, потому что, если человек молится о том, что ему неполезно, такая молитва неугодна Богу. Если человек молится о том, чтобы обстоятельства его жизни сложились таким образом, чтобы был успех в греховных делах, разве такая молитва праведна перед Богом? Есть поучительное повествование: некий разбойник, направляясь на разбойничество, имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери о том, чтобы его замысел закончился успехом и его не поймали, чтобы те, кого он хотел обворовать и ограбить, не подняли тревогу, чтобы он вернулся живым и невредимым с добычей. И только чудо Божие заставило однажды его одуматься от своего злого образа жизни. Так вот это образец такой молитвы, которая в грех, поэтому с этого разбойника не нужно брать пример.

Как Вы считаете, нужно ли вступать в споры с людьми, которые начинают по поводу чего-то возражать? Нужно ли стараться избегать таких тем, мнения в которых с близкими ранее людьми расходятся?

- Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Иоанна сказано: “Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго” (Ин., 20:21-22) . Как это понять?».

Когда Христос Спаситель во время этой беседы сказал ученикам: «Примите Дух Свят», это было не само сошествие Святого Духа: оно совершилось позже - в день Пятидесятницы. Это было предварительное обещание того, что ученики скоро примут Духа Святого, Который их наделит сверхъестественными Божиими дарованиями - всеми теми дарованиями, которые апостолам надлежит иметь, чтобы нести весть о Воскресении Христовом всем народам земли. Мы можем так рассуждать: «Как же может быть явление Воскресшего Христа Спасителя без нисшествия благодати Духа Святого?». Конечно, не может такого быть. Поэтому, в каком-то смысле и это пришествие Христа Спасителя, воскресшего из мертвых, и этот призыв, Который Он адресовал апостолам: «Примите Дух Свят», - был в какой-то мере сошествием Духа Святого на Его учеников. Тем не менее, гораздо большее воздействие по своим плодам произвело на учеников то сошествие Святого Духа, о котором мы знаем как об особом посещении их Святым Духом в день Святой Пятидесятницы.

- Грядущий воскресный день посвящен подвигу жен-мироносиц. Что это за подвиг, и чем он для нас поучителен? Слово жена в данном случае означает не жена, как законная супруга, а просто женщина?

- Да, по-церковнославянски жена - это женщина. В этот день в храмах читается Евангелие о погребении Христа Спасителя и о том, что преданные Господу ученицы смотрели, как совершалось это погребение. Затем говорится о том, что они с ароматами стремились рано утром ко гробу Христа Спасителя, для того чтобы помазать Его благовонными ароматами, которых, как им казалось, было мало разлито на тело Христа Спасителя при погребении. Господа погребали в спешке, потому что наступала суббота, когда людям Ветхого Завета надлежало пребывать в спокойствии, молитве и не совершать никакой работы. Эта спешка показалась этим женщинам неуместной, и нужно было восполнить тот недостаток, который был при погребении Христа, поэтому они с этими ароматами шли ко гробу Христа. Шли и думали, кто же им отвалит от гроба камень. Но никакие ароматы уже не понадобились, потому что Христос Спаситель прямо на восходе Солнца воскрес, камень был отвален, стража разбежалась. Сами жены-мироносицы встретили явление ангела, который известил им в самых простых словах о том, что Христа Спасителя уже нет здесь: Он воскрес. Потом, когда апостолы приходили, они тоже видели ангела Божия и видели пустой гроб. Но не апостолы пошли с этой миссией - оказать любовь и честь умершему Христу Спасителю, а именно женщины, которые были Его ученицами, которые следовали за Ним и служили Ему. Преодолевая свой страх (ученики казненного Христа Спасителя могли в любой момент подвергнуться опасности), превозмогая все обстоятельства этих последних дней, эти женщины явили лучшие качества - самую непосредственную любовь, веру и преданность. Это те свойства души, которых всем нам всегда не хватает, как мужчинам, так и женщинам. Это один из тех примеров, когда мужчины могут совершенно со спокойной душой и твердым сердцем говорить: «Да, это те женщины, с которых мы, мужчины, можем брать пример».

Вопрос телезрительницы: «Могу ли я в свой очередной отпуск поучаствовать в монастырской жизни? Монастыри от меня находятся далеко. Могу ли я в качестве трудника пожить в монастыре, оплатив проживание? Я могу выполнять хозяйственные работы, мелкий ремонт, помогать на кухне. Куда мне обратиться, с чего начать?».

Монастыри бывают разные: большие, маленькие, бывают монастыри, при которых есть гостиницы, хорошие условия, чтобы принимать паломников и трудников. В маленьких монастырях таких условий еще не создано. Для начала нужно созвониться или списаться через Интернет по электронной почте с тем монастырем, который Вы присмотрели, и задать необходимые вопросы тем, кто отвечает в монастыре за общение с окружающим миром (обычно это специально благословленные на это монахи). Можно из нескольких монастырей выбрать один, чей ответ Вам окажется больше по душе. Иногда монастыри публикуют на своем сайте ответы на подобные вопросы. Можно поступить таким образом, а можно воспользоваться отзывами паломников, которые уже где-то побывали.

У тех монастырей, которые имеют право принимать кого-либо, всегда есть интернет-сайт. Это, как правило, крупные монастыри, с развитой жизнью, в том числе в интернет-пространстве.

Вопрос телезрительницы из Самарской области: «В храме была общая исповедь, после которой на аналой вынесли Крест и Евангелие, всех причастили, при этом епитрахиль не накладывали. Можно ли так?».

В наше время в большинстве храмов все-таки есть условия, при которых можно обойтись без общей исповеди. Тем прихожанам, которым кажется, что их чувства тем самым задеты, можно обратиться к священнику, чтобы он назначил время для исповеди отдельно. Бывают случаи, когда священник, за многолюдством молящихся, совершает общую исповедь, но, скорее всего, это должно происходить не так, как описано в данном случае. Когда много молящихся, священник может совершить общую исповедь, обратившись ко всем исповедникам с соответствующей покаянной беседой, которая бы располагала молящихся к покаянию. При этом священник всегда сохранит добрые и теплые взаимоотношения с прихожанами, когда тех из них, кто нуждается в отдельной исповеди, к себе под епитрахиль примет и то, что нужно выслушать, выслушает. Бывают случаи, когда священник знает всех своих прихожан, которые на протяжении всего Великого поста исповедовались и причащались. Перед большим праздником таким прихожанам, которые действительно являются кающимися грешниками, готовыми к причастию, можно преподать какое-то общее благословение.
Когда нужно в индивидуальном порядке поведать что-то священнику, такому человеку можно посоветовать обратиться к своему приходскому священнику и попросить его, чтобы он выслушал Вас отдельно. Пусть женщина, задавшая вопрос, так и сделает.

- Для чего во время исповеди на голову накладывается епитрахиль?

Епитрахиль накладывается на голову человека в знак Божией милости. Таинство покаяния несет в себе сразу несколько смыслов: человек избавляется от грехов, высказывая их, а священник призывает благодать Святого Духа, для того чтобы Господь простил человеку грехи. И когда человек склоняет свою голову перед Крестом и Евангелием, священник накладывает епитрахиль, как знак Божией милости, перекрещивает его, читая тайносовершительную молитву, а потом снимает епитрахиль. Надевание епитрахили означает посещение благодати Святого Духа, а снятие епитрахили означает, что вместе с ней священник с человека убирает грехи Божией силой. Для внимательного христианина каждое из этих действий является особенно утешительным.

Да сохранит Господь всех благочестивых телезрителей Своею благодатью! Мы переживаем радостные дни Пасхи Христовой, поэтому от всей души поздравляю всех: Христос Воскресе!

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Loading...Loading...