Высокая самооценка причины. Самооценка: завышенная или заниженная

Сегодня мы с вами поговорим о том, чем отличаются высокая и низкая самооценка личности . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое самооценка личности , для чего она нужна, какие основные функции она выполняет, каковы основные признаки и причины низкой и высокой самооценки, и много другой интересной и полезной информации на эту тему. Все это будет нам необходимо для того, чтобы в следующей статье рассмотреть, как поднять самооценку и уверенность в себе. Итак, обо всем по порядку.

Что такое самооценка личности?

Начнем с определения. Самооценка – это мнение человека о нем самом, о собственной личности, ее достоинствах и недостатках, о своих физических возможностях и духовных качествах, о своих способностях и умениях, о своей внешности, сравнение себя с другими людьми, представление о себе на фоне других.

В современном мире адекватная самооценка и уверенность в себе – это один из ключевых факторов в любом деле.

Если у человека не будет уверенности в себе – он не сможет убедить в чем-то собеседника, он не сможет повести за собой других людей, поэтому в целом, идти по намеченному пути ему будет намного сложнее.

Самооценка личности играет огромную роль в развитии человека и достижении его . Без адекватной самооценки человек вряд ли достигнет успеха в делах, построит карьеру, будет счастлив в личной жизни, вообще чего-то добьется.

Функции самооценки.

Психологи выделяют 3 основных функции самооценки личности:

  1. Защитная функция. Самооценка личности формирует степень независимости человека от чужого мнения, а уверенность в себе дает возможность чувствовать себя относительно защищенным от влияния каких-либо внешних неблагоприятных факторов.
  2. Регуляторная функция. Самооценка дает человеку возможность совершать выбор и регулировать свой жизненный путь: самостоятельно ставить себе и следовать своим, а не чужим целям.
  3. Развивающая функция. Благодаря самооценке, человек развивается и совершенствуется, поскольку она выступает своего рода мотивирующим фактором для .

Низкая, высокая и завышенная самооценка.

Часто можно услышать такие выражения как “адекватная самооценка”, “низкая или заниженная самооценка”, “высокая самооценка”, “завышенная самооценка”. Давайте разберемся, что они означают простыми словами.

Низкая самооценка (заниженная самооценка) – это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

Завышенная самооценка – это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

Соответственно, адекватная, идеальная, высокая самооценка – это максимально объективное и реальное оценивание собственной личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже.

И заниженная, и завышенная самооценка мешают человеку развиваться, только проявляется это по-разному. Людей с адекватной, высокой (но не завышенной!) самооценкой, на самом деле, очень мало. Множественные исследования психологов доказали, что чаще всего люди обладают именно низкой самооценкой, что и является одной из наиболее серьезных причин их жизненных неудач. В том числе, применительно к тематике сайта Финансовый гений – и низкого уровня . Поэтому людям, у которых она занижена, очень важно задуматься о повышении самооценки, и не просто задуматься, а начать действовать в этом направлении.

Признаки низкой самооценки.

Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.

  • Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
  • Постоянная самокритика и самокопание;
  • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
  • Сильная зависимость от мнения окружающих;
  • Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
  • Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
  • Сильное чувство ревности, особенно – без повода;
  • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
  • Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
  • Недовольство своим внешним видом;
  • Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг – враги);
  • Постоянное чувство страха и позиция защиты;
  • Ярко выраженный пессимистический настрой.

Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.

Проблемы и трудности возникают в жизни абсолютно любого человека, но важна разница в их восприятии. Человек с низкой самооценкой воспринимает все временные проблемы как постоянные, как свою “тяжелую судьбу”, и поэтому всегда настроен негативно и пессимистично. В результате все это может даже стать причиной серьезных психических расстройств. В то время как человек с адекватной самооценкой стремится преодолевать возникающие трудности и , делая для этого все возможное.

Зачем нужна высокая самооценка?

Теперь давайте еще раз остановимся на том, почему так важна адекватная, высокая самооценка. У многих людей сложилось стереотипное мнение, что высокая самооценка – это плохо, что нужно “знать себе место и сидеть, не высовываться”. И такое убеждение, кстати, тоже является одним из признаков низкой самооценки.

На самом деле, заниженная самооценка личности порождает очень проблем, становится причиной развития комплексов и даже психических расстройств, а главное – очень сильно мешает человеку развиваться и двигаться вперед. Просто потому, что он не уверен в том, что сможет пройти какие-то определенные шаги. Такие люди “плывут по течению”, и главное для них – чтобы их никто не трогал.

Высокая самооценка, наоборот, открывает путь к достижениям, к новым вершинам, новым направлениям деятельности.

Есть еще один немаловажный момент: если у человека низкая самооценка, другие люди никогда не будут оценивать его высоко (а это для него, как вы помните, важно!). В то время как человека с высокой самооценкой всегда знают и уважают, его мнение ценят, к нему прислушиваются.

Люди начнут вас ценить и уважать, только когда у вас будет адекватная высокая самооценка и уверенность в себе. Верьте в себя, и тогда другие поверят в вас!

Признаки высокой самооценки.

Теперь, по аналогии, давайте выделим главные признаки того, что у вас высокая самооценка, вы смогли ее поднять, либо она такая и была (в этом случае вы – молодец!).

  • Вы всегда уверены в себе, своих силах и возможностях;
  • Вы принимаете себя таким, какой вы есть;
  • Вы не боитесь совершать ошибки, вы учитесь на них, воспринимаете как опыт, и двигаетесь дальше;
  • Вы спокойны, когда вас критикуют, различаете конструктивную и деструктивную критику;
  • Вы легко вступаете в контакт и находите общий язык с разными людьми, не боитесь общения;
  • Вы всегда имеете собственную точку зрения по каким-либо вопросам;
  • Вы стремитесь к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Вы, как правило, достигаете успеха в своих начинаниях.

Причины низкой самооценки.

Чтобы говорить о том, как повысить самооценку и уверенность в себе, необходимо также знать причины низкой самооценки, поскольку устранить причину эффективнее, чем бороться с последствиями. Что интересно, эти причины могут быть самого разного характера, начиная от генетической предрасположенности, заканчивая социальной средой, условиями, в которых растет и развивается человек. Давайте их рассмотрим.

Причина 1 . Неправильное воспитание. Очень многих людей родители воспитывали только “кнутом”, постоянно ругая, сравнивая не в лучшую сторону с другими детьми. Естественно, у такого ребенка с самого детства формируется низкая самооценка: он ничего не может, он плохой, он неудачник, другие лучше.

Причина 2 . Череда неудач или психологическая травма. Бывает, что у человека часто случаются неудачи, и особенно когда их много, и они идут чередой, он начинает воспринимать это как закономерность, собственную слабость, собственное бессилие. Либо же это может быть одно, но очень значимое событие, которое психологи называют “психологической травмой”. Особенно ярко это бывает выражено, опять же, у детей и подростков (а именно в раннем возрасте преимущественно и формируется самооценка личности). Соответственно, у человека формируется заниженная самооценка: он не может быть уверен в себе и заранее “программирует” себя на неудачи.

Причина 3 . Отсутствие жизненных целей. Очень серьезная причина низкой самооценки. Если у человека отсутствуют четко выраженные – ему не к чему стремиться, незачем развиваться. Такой человек ведет пассивный образ жизни, никак не развивая свои личностные качества. Он не мечтает, не заботится о своей внешности и своем благосостоянии, и у такого человека часто не просто низкая самооценка, а вообще отсутствующая.

Причина 4 . Окружение и социальная среда. На формирование самооценки личности огромное влияние оказывает окружение и среда, в которой находится человек. Если он растет и развивается среди аморфных людей без целей, плывущих по течению, он скорее всего, сам будет таким же, низкая самооценка ему обеспечена. Но если его окружают амбициозные, постоянно развивающиеся и успешные люди, являющиеся хорошим примером для подражания, человек будет стремиться не отставать от них, и у него скорее сформируется адекватная, высокая самооценка.

Причина 5 . Проблемы с внешностью или здоровьем. И, наконец, еще одна существенная причина низкой самооценки – это наличие определенных дефектов внешности или видимых проблем со здоровьем (лишний вес, слабое зрение и т.д.). Опять же, с ранних лет такие люди могут подвергаться насмешкам и оскорблениям, поэтому у них часто формируется низкая самооценка, что мешает на протяжении всей взрослой жизни.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое самооценка личности, чем отличаются низкая и высокая самооценка, каковы их признаки и причины. А в следующей статье мы будем говорить о том, как поднять свою самооценку, если она занижена.

Следите за обновлениями! До новых встреч на !

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Ход занятия

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

(Древнеиндийская мудрость)

I. Беседа

Психолог:

Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?

В сценарии приводятся предполагаемые ответы учащихся, которые помогают лучше понять процесс развертывания действия.

Учащиеся:

Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.

Психолог:

А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?

Учащиеся:

Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.

Психолог:

Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?

Учащиеся:

Слишком хорошо. Считают себя лучше других.

Психолог:

В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?

Если да, то как можно назвать такую самооценку.

Учащиеся:

Нормальная.

Психолог:

Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

Психолог:

Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только “плюсы”?

Учащиеся:

Да. Нет. Так не бывает. Я - идеальный человек!

Психолог:

А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни “минусы”?

Учащиеся:

Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.

Психолог:

Как видим, мнения разделились. А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Продолжается работа на доске на графике.

Психолог:

Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?

Учащиеся:

Психолог:

А плюсы у него есть?

Учащиеся:

Психолог:

А что ему мешает увидеть в себе плюсы?

Учащиеся:

Возможно, отрицательное отношение к себе.

Психолог:

Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы” чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

Учащиеся:

Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.

Психолог:

То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?

Учащиеся:

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

Психолог:

А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?

Учащиеся:

Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.

Психолог:

То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

Учащиеся:

Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.

Психолог:

Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.

На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Психолог:

Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

Учащиеся:

Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.

Психолог:

Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.

II. Работа в группах.

Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного ряда дополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций (здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малых групп.

Каждая группа получает для работы карточку.

Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качестве вспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающих особенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей с различными самооценками.

Порядок работы учащихся в группах.

1) Задание малым группам.

1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записать их в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.

2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуется обсуждение.

2) Задание группам-рядам

Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетом дополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:

  • ведущие черты характера;
  • отношение к жизни в целом;
  • самореализация в жизни.

Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.

III. Тестирование.

Психолог:

Давайте посмотрим, какова же ваша самооценка на сегодняшний день. Ведь вам предстоит решить очень важную проблему - выбрать профессию. И самооценка при этом может иметь важное значение. В случае если вас не устроит результат диагностики, то следующей темой нашего разговора может стать вопрос, как добиться желаемой самооценки.

Проводится тестирование. Тест “Самооценка”.

Интерпретация результатов психологом.

Завершение занятия.

Литература

  1. Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск: Центр образования д. Владимировка, 2004.

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Она даёт возможность оценить три главных параметра, определяющих самооценку: высоту, реалистичность и устойчивость. Главным в этой методике является обращать внимание на те комментарии, которые даёт человек по поводу его нахождения на том или ином уровне в этих шкалах. Для оценки индивидуума, разговор с ним является ключевым.
  • Методика Будасси. Основана на корреляции качеств идеального «Я» и реального. Данный метод полагается на самооценивании личности. Человек сам находит точки соприкосновения реальных своих характеристик с идеальными. Или же в сравнении себя с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. На данный момент представляет собой очень популярный метод оценивания личности и её ключевых черт. Данный опросник служит для определения 16 личностных факторов. Одним из них является самооценка. Оптимальными являются средние числа в результате, которые показывают адекватную самооценку.
  • Метод В. Шур. Так же его можно именовать «лесенкой». Проводится как групповой, так и индивидуальный вариант. Чаще всего применяется на детях. Заключается в том, что перед человеком, или группой людей, изображают лестницу из семи ступенек. На первой находятся «хорошие» люди, а на седьмой «плохие». И личность должна сама определить своё местоположение.
  • Тест Тимоти Лири. Заключается в списке из 128 суждений, разделённых на 8 типов взаимоотношений по 16 пунктов в каждом. Они упорядочены в зависимости от степени интенсивности по возрастающей. Особенностью данного метода заключается то, что суждения сгруппированы не подряд, а по 4 типа и повторяются через равные промежутки.

Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их . Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

Мнениями высок, да делами низок.

Русская пословица

Завышенная самооценка как качество личности – склонность иметь завышенные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.

Беседуют двое приятелей. Один спрашивает: — Слушай, а у тебя с самооценкой, как дела обстоят? Тот ему в ответ: — Да, не особо… Мы Боги народ простой…

Завышенная самооценка — это когда человек слишком хорошего мнения о своих возможностях. Находясь под влиянием энергии страсти, он переоценивает свои способности, личностный потенциал, свои достоинства. Даниил Хармс шутит: «Послушайте, друзья! Нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться. Я такой же, как и вы все, только лучше».

Существует три вида самооценки: завышенная, заниженная и адекватная. Завышенная самооценка – это когда, по мнению авторитетных, компетентных людей, она выше адекватной. Например, невежда, неуч-дилетант с ученым видом знатока начинает всех строить и учить. Это – бестактность, невоспитанность и завышенная самооценка.

Завышенная самооценка – мерило неадекватности личности. Человек неадекватно представляет свой образ и, соответственно, неадекватно видит то, чего может добиться этот образ. К примеру, мямля воображает себя уверенным и решительным. Люди быстро сканируют несоответствие между реальной личностью и ее представлениями о себе. Неадекватная, завышенная самооценка препятствует нахождению общего языка с людьми. Как найдешь общий язык, если с тобой разговаривают, как с мямлей, а ты вообразил себя решительным маршалом Жуковым? Достичь цели при таком разрыве чрезвычайно трудно.

Завышенная самооценка – сестра мании величия. Зачастую она самоутверждается за счет чужих ошибок, просчетов и неудач. Завышенец считает себя лучше других, думает, что все должны его слушаться и подчиняться.

— Вам не кажется, что у Вас завышенная самооценка? — Вы так говорите, как будто это я виноват, что я лучше Вас!

Ставя высокие требования к себе, он, зачастую, ставит перед собой амбициозные, недостижимые цели. Когда с достижением целей случается облом, он может даже заболеть. Завышенец приписывает себе несуществующие добродетели или переоценивает их по уровню развитости. Всегда получается либо сверх нормы, либо выше реально существующего уровня.

Завышенец демонстрирует искаженное развитие самосознания, проявленное в отсутствии строгости к себе, самонадеянности и самомнении. Будучи приверженцем завышенной самооценки, он поневоле взращивает в себе эгоизм, излишнюю самоуверенность и нездоровое себялюбие. Наталья Андреева в «Нити Ариадны» пишет: «Ещё одна странность, которая меня поражает в людях. Такое ощущение, что прежде чем посмотреть в зеркало, они наклеивают на него картинку из глянцевого журнала и глядят не на своё отражение, а на шедевр фотошопа. Девушка вполне заурядной внешности каждый раз видит фотомодель и гадает: - Почему я ещё не звезда?»

Казалось бы, что плохого в том, что человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле? Как правило, завышенная самооценка обычно является компенсацией ощущения неуверенности в себе. Иными словами, платформой завышенной самооценки обычно служит низкая самооценка, которую человек старается преодолеть, завышая свои заслуги. Как любая компенсация, неадекватная самооценка провоцирует постоянные усилия для поддержания иллюзии успешности у себя и других людей. Накачав свою самооценку, человек временно получает конкурентные преимущества, например, при кастингах, приеме на работу. Здесь побеждает, уверенность, амбициозность, успешность.

Но вскоре фальшивка обнаруживается. Выясняется, что приняли на работу поддельную уверенность и инициативность. После позорного изгнания с работы наступает депрессия, уныние. Самооценка падает. Человек ощущает себя неудачником.

Существует еще феномен, описанный Ирвином Яломом в книге «Когда Ницше плакал»: «Я знаю многих людей, которые не любят себя и пытаются поправить положение, добиваясь хорошего к себе отношения окружающих. Добившись этого, они сами начинают хорошо к себе относиться. Но это не решает проблему, это подчинение авторитету другого. Вы должны принять себя – а не искать пути для достижения моего признания».

Вот, по мнению психологов, несколько признаков наличия у человека завышенной самооценки:
Полная уверенность в своей непогрешимости и правоте в любой ситуации.
Непризнание авторитетов – если чье-то мнение идет вразрез с мнением такого человека, то это мнение для него является ошибочным.
Стремление спорить и всем доказывать свою правоту.
Абсолютная уверенность в том, что причиной его проблем и неудач является кто-то или что-то – некие обстоятельства, но никоим образом не он сам. Такой человек никогда не ищет причину проблемы в себе.
Желание быть лучше других, стремление получить признание окружающих, быть на первых ролях.
«Ячество» — он постоянно в своей речи использует местоимение «Я». (Кстати, один мой знакомый с завышенной самооценкой в письмах местоимение «Я» всегда писал с заглавной буквы)
Отказ от помощи. Просьба о помощи у такого человека говорит о том, что он сам с чем-то не может справиться, а это для него унизительно.
Резко снижена самокритика, а любая критика со стороны другого человека воспринимается агрессивно.
Страх совершить ошибку, желание все всегда делать лучше других.
Болезненное переживание по поводу неудач, которые по возможности тщательно скрываются от окружающих.

Материальный мир наполнен ложными самооценками. Мы оцениваем себя на уровне физического тела в контексте силы, красоты, здоровья, молодости. Но попробуй оценить себя на уровне души, и сразу обескураживающий результат. Души все равны, только по-разному обусловлены какими-то качествами личности. У одних энергия души преломляется подлостью, завистью, жадностью. У других — доброжелательностью, состраданием и заботливостью.

Психолог Василий Тушкин пишет: «И может так получиться, что люди настолько привыкли к своим оценкам, самооценкам на уровне физического, тонкого тела, что когда к ним приходит духовное знание, это их немного обескураживает. Представьте себе, что человек на уровне физической самооценки – большой, красивый, молодой, видный, замечательный, вот, и тонкое тело, в принципе, нормально – высшее образование, может быть несколько высших образований, и в общем-то он слывет умным человеком, а не глупым, и тут вдруг он узнает, что является духовным существом, которое отлично и от тонкого тела и физического тела. Это обозначает, что сразу же, мгновенно, все вот эти его достоинства на внешнем уровне, физическом, они почти ничего не стоят – всё. Потому что, мы говорим: «Я не тело. Я не тело, я не… у меня личная душа». А перед Богом все вот эти вот мои достоинства на физическом и тонком уровне могут просто смешными, потому что они, как бы, не много чего стоят в самой духовной жизни».

Петр Ковалев

Ответов на вопрос, как повысить самооценку, существует много. Вы можете найти их в любом глянцевом журнале или книге по психологии. Однако, несмотря на изобилие информации, проблема почему-то не становится менее актуальной.

Действительно, это не просто: вот так взять и начать себя больше любить, ценить и уважать. Тем более, как правило, никто нас этому никогда специально не учил.

В общем, причины мы можем перечислять долго. Нам важнее найти способ, который бы действительно работал, помог решить вышеупомянутую проблему.

Обычно психологи советуют начинать заботиться о себе: делать себе подарки, больше развлекаться и еще 101 способ порадовать себя. Да, все правильно, но… всему свое время. Начинать надо с того, чтобы изменить внутреннее отношение к себе, а затем уже начинать «закреплять» полученный результат, то есть сначала вызвать внутри желание о себе заботиться, а затем уж действовать.

Первый шаг

Первый шаг Вы УЖЕ сделали:). Как? Вы начали искать ответ на вопрос, почувствовали потребность изменить себя. И это всегда достойно уважения. Это означает, что Вам на себя любимого, все-таки, не совсем наплевать, Вы УЖЕ начали о себе заботиться. На самом деле это важно, и важно за это себя похвалить, ведь многие из тех людей, которые жалуются на низкую самооценку, не пытаются даже попробовать как-то изменить ситуацию. Успокаивая себя фразами типа «Такой уж я родился», они просто снимают с себя всякую ответственность за свою судьбу.

Шаг второй

Как правило, люди с низкой самооценкой все свое внимание направляют на самокритику, то есть отмечают и думают только о том, что у них плохо получается или не получается совсем, при этом обесценивая или занижая свои успехи. Ну, например, человек большую часть времени тратит на переживания, связанные с неудачами в работе. Он забывает о том, что у него отменное здоровье, или заботливый партнер, или собственная квартира… В общем, второй шаг потребует от Вас некоторых усилий: необходимо научиться видеть и концентрировать свое внимание на позитивных событиях, на том хорошем, что уже у Вас есть.

Начать можно с того, что перед сном или просто в свободное время написать список своих качеств, которыми Вы гордитесь. Неважно, будет ли это внешность (красивый овал лица, глаза, губы, волосы), или какая-то черта характера или талант. Чем больше собственных достоинств Вы отыщите – тем лучше. Это упражнение поможет Вам поменять внутреннее ощущение, наполнит Вас гордостью. И самочувствие улучшится.

Шаг третий

Затем, то же самое проделайте со своей жизненной ситуацией: присмотритесь внимательней, всегда есть что-то хорошее. Возможно, это что-то совсем незначительное: кто-то уступил Вам место в транспорте или неожиданно угостил шоколадкой – обычно мы не ценим такие вещи, считаем их незначительными на фоне «огромных трагедий». Тем не менее, когда Вы начнете отмечать эти «мелочи», радоваться им, они начнут притягивать в вашу жизнь больше радости и энергии.

Попробуйте каждый день составлять список того, за что можно себя похвалить: пришел вовремя на работу, помог коллеге, взял зонтик на всякий случай и не промок, когда пошел дождь. Сначала это может показаться трудным, но со временем Вы станете делать это легко. Главное действительно захотеть найти положительное. Вы увидите, как это будет улучшать ваше настроение каждый день.

Для того, чтобы «вырастить» самооценку, нужно с чего-то начинать. Найти то «зернышко», которое со временем, при необходимом уходе, превратится в прекрасный цветок. Начните с вырабатывания привычки хвалить себя за то, что УЖЕ есть и радоваться тому хорошему, что уже с вами происходит, тому, чего Вы уже достигли.

Помните, главное не сдаваться. Дайте себе время. Невозможно за 2-3 дня или неделю из низкой самооценки сделать высокую, поменять то, что формировалось и с чем Вы жили несколько десятилетий. Не подгоняйте себя, и результат обязательно будет.

Плюсы и минусы низкой самооценки

Многие из нас запрограммированы недооценивать самих себя.
Это связано с низкой самооценкой, которая сформировалась во время воспитания, и тем опытом, который мы получили в детстве.

Тогда мы были маленькими и слабыми, а рядом с нами находились большие, умные и сильные взрослые. И в это время мы могли предположить, что беспомощны и не значимы в этом мире.

Например, она может проявляться, когда Вы сдаетесь, говорите Себе что-то вроде «Да, кому это нужно», «К чему мне это?»… Это же состояние уныния, печали.

Мы концентрируемся на том, что как нам кажется не возможно сделать, что не получается, что бесполезно. Принимаем решение отступить от цели и, возможно, мечты и из-за этого:

Ничего не делаем.
Не рискуем.
Не беспокоимся о неудачах и ошибках.

Однако из-за низкой самооценки мы:

Так и не узнаем, какую радость доставляет то, от чего мы отказываемся.
Не чувствуем Себя успешными.
Упускаем шанс приобрести опыт.
Не понимаем, каковы наши истинные возможности.
Не чувствуем свою ценность и полезность.

Самооценку можно и нужно развивать. Например, можно пройти тренинг GRC "Понимание Себя и Других".

Loading...Loading...