Я - художник, я так вижу: интервью с Джеффом Кунсом. Джефф Кунс: «Ваше восприятие Джеффа Кунса куда реалистичнее моего Серия картин и скульптур сделано на небесах

Он умеет «надувать» металл, заставляет парить баскетбольные мячи и без лишней скромности превращает секс в искусство. О скандальных инсталляциях Джеффа Кунса (Jeff Koons) в свое время не говорил только ленивый.

И это не считая того, сколько раз необычного художника сравнивали с его известным предшественником . Ведь у Кунса тоже есть своеобразная «фабрика» по производству шедевров, герои которых - только современные знаменитости и предметы общего потребления.

Джефф точно знал, что свяжет свою жизнь с искусством и получал образование в Мэрилендском художественном колледже. Всем было понятно, что классикой этого странного парня с красными волосами не увлечешь. Кроме того, Кунс носил закрученные усы как у , не скрывал, что этот художник является его идейным вдохновителем и грезил мечтами о встрече с ним. Поговаривают, что Джефф все-таки добился своего и тайно встретился с кумиром в одном из отелей Нью-Йорка.

Настойчивость и дерзость в характере Кунса проявились еще ярче, когда он устроился брокером на Уолл-Стрит. Опыт работы на биржах в финансовом центре позволил будущей скандальной звезде создать собственную корпорацию JeffKoons LLC, в которой сегодня трудятся около 135 сотрудников. Каждый из них развивает собственную художественную концепцию и помогает креативному начальнику воплощать самые странные и дорогостоящие задумки, требующие сложных технических решений:

«Я человек-концепт. Я придумываю идею. Я не задействован в производстве непосредственно: у меня просто нет необходимых навыков. Я нахожу для этого специальных людей. Искусство – это ощущение собственного потенциала как человеческого существа»

Но начинал Джеф Кунс в полном одиночестве, его «помощниками» были только безграничная фантазией и творческие идеи. Всеобщим признанием художник стал наслаждаться еще в 1980 году, когда создал коллекцию инсталляций с пылесосами. Этот период творчества получил название The New, что в переводе означает «новое», а сами произведения были выполнены в технике реди-мейд, которая предполагала наличие использованных предметов. Но Кунс воспринимал ее как «позицию оптимизма». Поэтому первая инсталляция Two vacuum cleaners, по мнению художника, не вписывалась в концепцию реди-мейда, ведь он использовал совсем новые устройства, заключив их в плексигласовые боксы и подсветив флуоресцентными диодами.


Для кого-то может показаться странным, но эти пылесосы были призваны изобразить идею вечной чистоты, девственности и привлекательности потребления. Своеобразное представление о невинности, не так ли?

Не менее странно выглядит и нарочито концептуальная серия «Равновесие», которая включала в себя ряд инсталляций с баскетбольными мячами, помещенными в емкости с водой. Несколько позже была создана новая версия «Три мяча 50/50 Бак», где резервуары залиты водой только наполовину. Осуществить эту работу было не так просто, как кажется. Художник должен был тщательно рассчитать соотношение пресной и соленой воды в боксах и не раз консультировался по этому вопросу с лауреатом Нобелевской премии Ричардом Фейнманом.



Кому-то инсталляция показалась полной бессмыслицей. Но вот , самый богатый в мире художник, живущий в Англии, вдохновился плавающими мячами настолько, что вскоре создал «Физическую невозможность смерти в сознании живущего», заключив тела животных в емкости с формальдегидом.

К счастью, Джефф не прибегал к медицинским уловкам, чтобы сохранить свои изваяния, а вскоре и вовсе сменил воду на кое-что более ощутимое и тяжелое. Теперь любимым материалом Кунса стала нержавеющая сталь. Ее он покрывает цветным глянцем, чтобы производили впечатление невесомых. В технике «надувной» стали была выполнена работа Balloon Dog, изображающая шарик, скрученный в форме собачки.

Критики быстро окрестили эту скульптуру «самодовольной чушью» и «откровенной бессмыслицей», но создатель считал, что его стальной щенок преподает обществу важный урок по материализму, и называл изваяние современной версией троянского коня.

До этого Джефф уже заводил искусственного «питомца». В 1992 году художник создал Puppy, «Щенка», для выставки в Германии. Скульптура представляет собой тринадцатиметрового терьера, украшенного настоящими цветами.



Казалось бы, совсем безобидная работа. Но однажды посетители пытались взорвать скульптуру. Она осталась цела только потому, что в это дело вовремя вмешалась полиция, защитившая одно из любимых творений Джеффа Кунса:

«Это реплика в диалоге между природным и искусственным. Это тема барокко, где, в мучительном поиске равновесия, ведутся переговоры о достижении вечного через земное и преходящее… Где поднимаются вопросы: хотите ли вы служить или чтобы служили вам, хотите любить сами или предпочтете быть любимым»

А еще годом ранее Кунс шокировал не только общественность, но и собственную семью, представив родным свою избранницу. Ею оказалась красавица, почти спортсменка и просто порнозвезда Илона Шталлер. Она же Чиччолина и депутат итальянского парламента от римского округа Лацио. Женщина вдохновила Кунса на работу над серией «Сделано на небесах» (Made In Heaven). Художник запечатлел то, как он и его жена увлечены физическим проявлением любви в разных позах. Одним словом, Джефф и Илона собрали коллекцию домашней «Камасутры», которую потом представили на всеобщее обозрение.



Эти работы спровоцировали настоящий скандал, но художник убеждал общественность, что у серии «Сделано на небесах» есть более глубокий смысл. По словам Кунса, он хотел найти ту самую точку, после которой люди испытывают к себе чувства отвращения, вины и стыда. Демонстрируя зрителям интимные части тела, художник на самом деле хотел показать обществу проблемы настоящей чувственности и телесности. Поэтому он называл эти работы истинным воплощением искусства и сравнивал их только с картиной «Происхождение мира» .

К традиционным материалам и сюжетам Джефф Кунс тоже обращался. Так, серия «Банальность» (Banality) выполнена из фарфора и дерева, а техника исполнения позаимствована в народной ремесленной культуре. Популистскую идею рая воплощают пары растиражированных и пошловатых сувениров и обыденных предметов быта. Майкл Джексон с ручной обезьянкой, котята, щенки, ангелочки – все это имело успех у публики, которая быстро окрестила Джеффа Кунса «королем китча».

Джефф не собирается сдавать своих позиций: буквально шесть лет назад он расписал одну из машин BMW, оформил обложку альбома Леди Гаги Artpop и содействовал выпуску сумок от H&M с принтом в виде того самого Balloon Dog.

Джефф Кунс не зациклен только на своем творчестве и часто пополняет домашнюю коллекцию шедеврами других мастеров. Делает он это ради своих шестерых детей, которых подарила ему вторая супруга, Джастин Уиллер.
И еще художник продолжает воплощать в жизнь проекты, надеясь, что они найдут отклик в сердце хотя бы одного зрителя:

«Я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя»

Каким должен быть преуспевающий художник? Он талантлив? Не исключено. Скандально известен - по возможности, богат - обязательно. Самый «дорогой» американский художник Джефф Кунс рассказал о деньгах и о карьере в интервью журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Baloon flower. Полированная сталь. 1995-2000. 340 x 285 x 260 cм

«Мне уже 61 год, а я по-прежнему люблю игрушки! Вам это кажется странным? Уверен, что многие взрослые не прочь поиграть, ведь за мои пластиковые объекты и разноцветные стекляшки они выкладывают миллионы! Почему я делаю надувных зайцев и больших кукол? Они позволяют быть понятным большому числу людей, с которыми мне хочется общаться. Секрет успеха - работа с сильными эмоциями, а они связаны с сексом и властью. Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Скульптура Balloon Swan (2004-11). Полированная сталь. Выставка в музее Jumex в Мексике.

В эпоху информационной передозировки и обилия катастроф, когда каждый день видишь страдания, боль и кровь по телевидению (эти зрелища просто притупляют чувствительность), реакция - это самое ценное. В 1980-х все обсуждали мои барочные бюсты из стали, в 1990-х меня ругали за порнографическую серию «Сделано на Небесах», и всех всегда интересовали подробности моей личной жизни. Таков мир!

Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Я считаю себя cчастливым человеком. Дома меня ждут прекрасная жена и пятеро детей. Старшей дочери, критику журнала «Гурман», уже за двадцать, младший сын недавно родился. В моем ателье, расположенном в нью-йоркском Челси, работает группа молодых и талантливых специалистов. Это моя «фабрика мечты», явление, некогда введенное в художественную практику великим Энди Уорхолом. Здесь мы создаем наши произведения искусства. Каждый свой день я начинаю с обхода мастерской; в ней несколько «отделов». В отделе компьютерной графики мои эскизы воспроизводятся в дигитальной форме, перед тем как им стать реальностью. В живописном отделе сотрудники по частям воспроизводят живописные работы, следуя моим инструкциям. Далее появляются на свет пластиковые или металлические шедевры, в лаборатории мы сверяем цвета и формы. Все живет, бурлит и доставляет огромное наслаждение. Даже «копируя» объекты повседневной жизни, мы хотим, чтобы по красоте они превосходили реальность.

На первом плане: Balloon Dog (Magenta), 1994-2000. Полированная сталь. 307,3 × 363,2 × 114,3 cм. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Топиарий Puppy «Щенок». 1992. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Из серии New Painting And Sculpture (2009–13). Gagosian Gallery.

Художественное кредо «верь в себя и следуй своим интересам» пришло ко мне не сразу. Будучи ребенком, я помогал отцу в его мебельном магазине. И вывесил там однажды свои рисунки. Их купили! Деньги, а главное, ощущение себя юным бизнесменом доставили мне необычайное удовольствие. Не понимаю художников, которые из чистого кокетства прикрываются фразами вроде: «Искусство не должно быть материальным, оно - бескорыстный плод интеллектуальных страданий!» Что плохого в умении зарабатывать деньги? Когда деньги есть, их можно вложить в искусство. Результаты будут налицо.

Серия Gazing Balls (Ariadne). Гипс, стекло. 112,7 × 238,4 × 93 см. Центр Помпиду. Париж.

В юные годы я продавал не только свои работы, но газеты и сладости! В 21 год закончил Художественный институт в Мэриленде. Неважно, что и как мы изучали, главное, нас, американцев, научили верить в себя. После института денег не хватало на краски, не говоря уже о дорогостоящих материалах, - я пошел работать брокером на биржу. Биржа научила меня проницательности, умению понимать психологию. А без этого невозможна творческая деятельность. Ведь цель искусства- коммуникация, общение с людьми.

Когда в конце 1970-х я перебрался в Нью-Йорк, средств по-прежнему не хватало, и мне пришлось продавать входные билеты в Музей современного искусства (МоМA). Затем я искал спонсоров, занимался маркетингом, копил деньги и параллельно рисовал. Свои сбережения потратил на работы, выставленные в 1980 году в Новом музее современного искусства на Бродвее. Мы показали объекты The New из плексигласа, пылесосы The Pre-New и резиновые цветы Inflatables. Восемь лет спустя для серии Banality я сменил технику - начал работать с фарфором. И с этой целью нанял мастеров из Германии и Италии, владеющих материалом в совершенстве.

The Balloon Venus для Dom Pérignon. 2013.

В 1990 году на биеннале в Венецию я привез серию «Сделано на Небесах», в которой запечатлел себя и свою жену Чиччолину на гигантских цветных фотографиях. Сексуальный контекст произведений вызвал скандалы в Европе и Америке. Вскоре последовал развод с женой, до брака снимавшейся в порнофильмах. Это привлекло внимание публики к моей личной жизни, я стал скрываться от журналистов, не давал интервью и не участвовал в выставках. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, рано или поздно ему выпадет шанс. Каждый день я говорю: «Сегодня твой день, Джефф. Ты создашь драгоценное произведение...»

К моему удивлению, семилетний перерыв не повлиял на мою популярность и стоимость работ. В 1997 году рекордная сумма от их продаж составила 250 тыс. долл. А уже через полтора года за фарфоровые статуэтки я получал около 1 млн долл. В 1999-м состоялись выставки сначала в галерее Sonnabend в Нью-Йорке, затем в Берлине у Макса Хецлера; серию Easyfun показали в Музее Гуггенхайма. В том же году аукционный дом Christie’s продал мою «Розовую пантеру» за 1,8 млн долл. До сих пор моим самым большим финансовым успехом считалась работа «Майкл Джексон», ушедшая за 5,1 млн долл.; однако в 2004 году другую мою работу купили за 14,5 миллионов.

Когда в 1976 году я приехал в Нью-Йорк, никто еще не помышлял о художественном рынке. Сегодня молодое поколение художников жалуется, что нью-йоркский рынок уже поделен. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, то ему рано или поздно выпадет шанс. Каждый раз, приходя в мастерскую, я говорю себе: «Сегодня твой день, тебе повезет, и ты создашь свое самое драгоценное произведение!»

BMV M3 GT2 Art Car. 2010. Виниловая аппликация. 17-й BMV Art Car - до Кунса расписывали такие мэтры как Фрэнк Стела, Рой Лихтенштайн, Энди Уорхолл.

Американский художник и скульптор Джефф Кунс родился в 1955 году. Одни называют его «королем кича» и «творцом банальностей», другие - одним из ключевых современных художников. Самой скандальной признана серия «Сделано на Небесах» (Made in Heaven, 1990), в которой художник откровенно запечатлел себя и свою тогдашнюю жену порнозвезду Илону Сталлер (Чиччолину). И официально женился Кунс на безобразнице вроде бы только для того, чтобы пуританская Америка и католическая Италия не наложили вето на его творчество... Самой интересной считается серия «Роскошь и деградация». Среди знаменитых работ «Щенок» в Бильбао: тринадцатиметровая скульптура из цветов, размещенная на металлической конструкции.

Любитель китча, американский художник Джефф Кунс - один из самых популярных, дорогих и скандальных артистов современности. Его «Собака из воздушных шаров» ушла с молотка за $58,4 миллиона, он работал над обложкой альбома Леди Гаги, в прошлом году ему доверили создать памятник жертвам парижских терактов, а на прошлой неделе признали виновным в плагиате. Наталья Горожанцева рассказывает о том, благодаря чему Кунс пользуется такой разной, но неизменной популярностью.

Джефф Кунс

Американский художник. Родился в 1955 году в Йорке, Пенсильвания. Окончил школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж. Возглавляет компанию Jeff Koons LCC, которая производит предметы искусства. Один из самых дорогих художников современности.

Джефф Кунс — один из самых известных, влиятельных и необычных художников современности. У него спорная репутация, у публики к нему сплошные вопросы. Трудно найти равнодушных к его творчеству: его либо любишь, либо ненавидишь, либо все вместе и сразу. Тем более что не заметить Кунса просто невозможно — его имя постоянно на слуху: легендарная «надувная» собака Кунса стала одним из самых дорогих произведений искусства, его работа украсила альбом Леди Гаги, а в прошлом году ему поручили создать памятник жертвам парижских терактов.

Среди художников Джефф Кунс — поп-звезда, среди поп-звезд — художник. Его можно назвать наследником Энди Уорхола не только из-за виртуозной популярности, но и за внимание к миру вне искусства, что с художниками случается не так часто. Да, Кунс подошел к границе между художественной и популярной культурой ближе прочих, но весь мир с удовольствием наблюдает за его «хождением по острию лезвия», публику завораживает циркач, балансирующий на тонком канате под куполом шатра. Более того, благодаря Джеффу Кунсу мы понимаем, что эта граница между искусством и массовой культурой действительно существует — и уже самим этим знанием оправдано знакомство с его творчеством.

Среди художников Джефф Кунс - поп-звезда, среди поп-звезд - художник.

Как это работает?

Джефф Кунс — это художник с хорошо узнаваемым стилем. Его имя прочно ассоциируется с огромными разноцветными собаками, зайцами и тюльпанами в форме воздушных шаров, надувными цветами, скульптурами поп-звезд и скандальной серией «Сделано на небесах». Знакомства с этими каноничными работами вполне достаточно для того, чтобы составить свое впечатление и усвоить, что Кунс — это не просто скульптор и художник, это уникальный в своем роде алгоритм искусства.

В прошлом предприниматель, Кунс начинал свою художественную карьеру в то время, когда в искусстве царил минимализм. В своем творчестве он пошел «от противного», в противовес аскезы 1970-х годов придумав новое искусство. В основу его новаторского подхода лег китч — страшный сон не только минималистов, но и всех, кому не чужда эстетика. Бескомпромиссный китч Кунса — это любование уродливым, это воспевание всех тех отталкивающих моментов, которых изо всех сил стараются избегать прочие художники.

В основу его новаторского подхода лег китч - страшный сон не только минималистов, но и всех, кому не чужда эстетика.

Искусство и деньги

Речь идет не только о содержании и форме арт-объектов, но и о способе их появления на свет. Произведения Джеффа Кунса создаются по четкой схеме: идея разрабатывается художником, а воплощается его наемными рабочими на фабрике. Штат корпорации под названием Jeff Koons LLC насчитывает более ста человек. Художник создает макет будущей скульптуры с помощью компьютерной программы, затем отдает ее на реализацию своим старательным эльфам, которые, в свою очередь, эту скульптуру конструируют. Начиная от способа производства работы, заканчивая ценой, за которую она уйдет с молотка, — все, что касается Джеффа Кунса, утрировано, громко, ярко и эмоционально.

Кунса обвиняют в создании искусства ради денег, что в искаженной, китчевой вселенной художника едва ли можно счесть за обвинение, скорее — за еще один повод для иронии. Его знаменитая выставка в Версале, на которой в одном из залов был подвешен гигантский надувной лобстер, — самый яркий тому пример: вычурная роскошь дворца и абсурдный, комичный, но не уступающий в цене арт-объект к осуждению многих критиков и зрителей все же нашли друг друга.

Вы серьезно?

Джефф Кунс и сегодня остается художником-оппозиционером. В ситуации повальной гиперрефлексии, самокопания и депрессивных настроений в арт-среде монструозный оптимизм Джеффа Кунса выделяется еще ярче, чем сорок лет назад.

Глядя на его работы, несложно поверить в то, что Кунс играет со зрителем: зеркальная поверхность скульптур не позволяет увидеть работу целиком, сбивает с толку, оглушает своей незатейливой праздничностью. Наивная восторженность и страсть к чрезмерности напоминают зрение ребенка, впечатленного воздушными шарами и пасхальными зайцами. Гладкие поверхности объектов выглядят почти стерильными, лишенными любого отличительного признака. Кунс, подобно минималистам, от которых он пытался убежать, создает чистую форму чистым цветом, утверждая ее значимость многократным повторением.

Гладкие поверхности объектов выглядят почти стерильными, лишенными любого отличительного признака.

Для детей и взрослых

Элемент заигрывания в некоторых работах перевешивает в сторону детскости, в других — в сторону эротизма. Сам Кунс подчеркивает значение сексуального потенциала в своем творчестве: «В моем искусстве секс всегда использовался как прямой способ коммуникации со зрителем. Поверхность моих произведений из нержавеющей стали — секс в чистом виде. В них есть и мужское, и женское начало: тяжесть материала сочетается с женственностью зеркальной поверхности».

Тема секса в работах Кунса была окончательно раскрыта в серии под названием «Сделано на небесах» в самом прямом смысле: художник увековечил половой акт со своей женой в фотографиях и скульптуре. Для осуществления этого проекта он заблаговременно вступил в брак с итальянской порнозвездой Илоной Шталлер, больше известной под именем Чиччолина. Это был самый скандальный и спорный с моральной точки зрения акт его провокационной игры на арене современного искусства.

Художник увековечил половой акт со своей женой в фотографиях и скульптуре. Для осуществления этого проекта он заблаговременно вступил в брак с итальянской порнозвездой.

Современное искусство. Китч. Эти слова для современного человека не являются пустым звуком. Джефф Кунс считается ярчайшим представителем этого направления. Более того имя этого человека известно и популярно в области искусства. Он богат и знаменит. Он одновременно открыт и непонятен, его искусство кричаще, эпатажно, его произведения назойливо привлекательны. И всё же он признанный современный гений. Итак, Джефф Кунс.

Китч. Кратко о стиле

Чем же занимается этот человек? Что представляет собой его творчество? Начинается всё с китча. Это слово в переводе с немецкого языка означает "халтура", "пошлость", "безвкусица". Первый всплеск популярности этого направления пришелся на 50-е годы минувшего столетия. Массовые изделия из пластика копировали высокое аристократическое искусство. На тот период времени изделия подобного рода пользовались всеобщим восхищением. На первый взгляд, китч не вызывает симпатии, но возникает логический вопрос: почему он получил такое широкое распространение?

Если взглянуть с другой стороны, то можно увидеть присутствующую здесь иронию. Ведь все атрибуты успешной жизни прошли через цепкие лапы китча. На пьедестал современности взгромождены такие известные вещи, как бутылка напитка (кока-кола и пепси-кола), джинсы популярных марок, сигареты, певцы, носящие призрачные титулы королей. Да, безусловно, это удобно, красиво, вкусно, стильно, но не более того. Джефф Кунс - именно тот человек, который понимал и видел эти две стороны. И на основании этого направления воздвиг собственную империю.

Ранние работы Кунса

Гениальный автор Джефф Кунс, работы которого получили широкое признание в современном искусстве, заставил мир говорить о себе еще в 1985 году, когда представил свою работу на выставке коллекции Три баскетбольных мяча, находящихся в заполненном аквариуме, создают впечатления невесомости, полёта. Это творение Джеффа Кунса сильно повлияло на его дальнейшее творчество. Через время мастер представил новые работы в похожем исполнении. Овцы, коровы, акулы, погруженные в формальдегид, представлены в серии экспонатов. Кунс воспевает в своих работах только современных знаменитостей. Так, на смену Мэрилин Монро пришел Майкл Джексон. Композиция «Майкл Джексон и пузыри» была продемонстрирована в 1998 году.

Несколько слов о личной жизни и серия скульптур «Сделано на небесах»

Громкую славу приносят художнику серия скульптур «Сделано на небесах». Отношение к экспонатам вызвало волны неоднозначных отзывов в обществе. Серия скульптур изображает самого автора и его бывшую жену во время занятий любовью. Имя его первой жены более известно как Чиччолина, которая была итальянской порно-звездой Илоной Сталлер. В 1991 году пара оформила свои отношения, в 1992 году родился сын Людвиг, вскоре после этого брак распался.

Провокационная и вызывающая серия скульптур вызвала в большей степени осуждение, чем признание, но этот факт не помешал автору занять в истории искусства одну из лидирующих позиций. Его ругали, осуждали, но всегда реагировали на его творчество. С другой стороны, может показаться, что автор использовал имидж своей бывшей жены для серии работ, итогом которых стали многолетние суды между бывшими супругами, а сын оказался лишенным отца. Хотя сам Кунс утверждал, что это была настоящая любовь.

Любое произведение Кунса вызывало интерес. Личная жизнь мастера также носит провокационный характер. Ещё будучи студентом колледжа, он стал отцом дочери Шэннон Роджерс, которую отдали на усыновление. Мать девочки ввиду их юного возраста отказалась выйти за него замуж. Отец с дочерью встретились лишь в 1995 году.

В настоящее время художник счастливо женат. В его семье растёт пятеро детей, причем старшей дочери уже за двадцать лет, а младший сын недавно родился. Кунс находится в прекрасной физической форме, ежедневно ровно в полдень независимо от любых дел он посещает занятия спортом. Ссылаясь на слова знаменитого художника, хотелось бы отметить, что секрет его успеха - это работа с сильными эмоциями, именно они не оставят равнодушным ни одного человека. Со слов автора выделим такие понятия, как власть и секс. Примером может послужить выше описанная работа Джеффа Кунса скульптуры из серии «Сделано на небесах».

Собаки и надувные тюльпаны

Игрушечные собаки стали одной из самых излюбленных тем художника. На вид легкие и прозрачные, покрытые цветным глянцем, на самом деле милые игрушки созданы из любимого материала мастера - из нержавеющей стали. Так, работы Джеффа Кунса оцениваются десятками миллионов долларов. В 2013 году на аукционе его «Оранжевая собака» была продана за 58,4 миллиона долларов, которая стала самой дорогой работой живущего художника.

К любимой тематике скульптора можно отнести 13-метровую скульптуру щенка. Вся скульптура покрыта цветами. "Щенок" установлен в Испании в городе Бильбао возле музея «Гуггенхайма». Там же установлен один из многих надувных тюльпанов из нержавеющей стали, высота которого достигает двух метров, а в ширину - пять. Такое впечатление, что бутоны тюльпанов легки и воздушны.

В 2014 году для популярного шведского бренда H&M, современным гением была создана сумка с изображением скульптуры «Собака желтая». Хотелось бы отметить еще один не маловажный факт, что над созданием произведений работает на сегодняшний день под руководством эпатажного художника и скульптора более 130 человек. Джефф Кунс является президентом корпорации Jeff Koons LLC. Центральный офис корпорации расположен в Нью-Йорке.

Розовое металлическое сердце

Искусство Джеффа Кунса нашло отражение еще в одной серии работ. Розовое металлическое сердце по внешнему виду схоже с конфетой в яркой обёртке. В 2007 году сердце было продано на аукционе за баснословные деньги. Цена составила 23,6 миллиона долларов. На тот момент эта работа установила мировой рекорд по проданной цене. В бирюзовом, ультрамариновом, золотом, фиолетовом цвете существуют другие варианты сердец. Все они напоминают легкие воздушные шары, но это лишь иллюзия, шарики и конфетки созданы из стали. Автор использовал в этих работах свой излюбленный материал.

Современная античность

Выставка Джеффа Кунса, которая прошла в Нью-Йорке в 2013 году, на первый взгляд кажется не похожей на стиль Кунса. Белоснежные человеческие фигуры с синими шарами на плечах застыли в разных позах. Но при этом присутствие китча ощутимо и в этих работах. Сюжет и стилистика принадлежит временам древнего Рима и Древней Греции. Но Джефф Кунс скульптуры преподносит в своей манере, близкой к поп-арту.

Особое внимание хотелось бы обратить на скульптуру Палеолитической Венеры. Работа представлена в фирменном стиле Кунса, и если эротика в творениях этого современного гения является неотъемлемым атрибутом, то его интерес к историческим образам можно предугадать, другими словами это всё тот же китч.

В последние годы он все больше стал рисовать на бумаге. Джефф Кунс в картинах объединяет коллажи изображений скульптур античной эпохи, соединяя их с банальными и неожиданными штрихами черновика.

Нарушение прав автора

Джефф Кунс в мае 2017 года в Нью-Йорке на выставке представляет свою скульптуру «Сидящая балерина». Было замечено поразительное сходство этой работы с произведением Оксаны Жникруп украинского скульптора - миниатюрной фарфоровой статуэткой, которая была названа скульптором «Балерина Леночка». Однако позже ситуация была выяснена. На копирование этой статуэтки Джеффу Кунсу дала разрешение наследница украинского скульптора Оксаны Жникруп, её дочка Лозова Леонтина.

Художника уже не раз обвиняли в плагиате. В марте 2017 года французский суд обязал Кунса выплатить 48 тысяч евро жене покойного фотографа Франсуа Боре, у которого в 1988 году Кунс украл идею для создания своей скульптуры под названием «Обнаженные». Такого рода фотография была опубликована Боре в 1970 году. Но тем не менее Джефф Кунс художник, который всегда следовал своим интересам, все идеи мастера в жизнь воплощает его команда, он же в основном является создателем идеи и работает на компьютере. Невольно задаешься вопросом, почему же это современное искусство так высоко ценится и стоит наравне, например, с Ренессансом.

Художник и маркетолог

Не раз Кунса обвиняли в том, что он поставил своё искусство на волну бизнеса. Способность к торговле он унаследовал от своих предков. Но история самого Джеффа - это классическая американская мечта вкупе с гением маркетинга и несгибаемой воли Кунса. Немало важен и тот факт, что у Кунса есть свой кумир - это Пикассо. Кунс пропагандирует здоровый образ жизни, чтобы так же, как и его кумир, творить до глубокой старости.

Своим примером Кунс показал, как современное искусство можно поставить на конвейер и превратить его в многомиллионное состояние. У американцев есть такая пословица: он был очень хороший бизнесмен - он разорялся всего три раза. Кунс был не просто хороший бизнесмен, а даже очень хороший, так как его компания на грани банкротства оказалась лишь единожды в 90-е годы. Но выдающийся гений сумел поправить свои дела, и его бизнес вновь пошел в гору.

На гребне волны успеха

В настоящее время Кунс востребован и по-прежнему знаменит. Сотрудничество с Леди Гагой, роспись автомобиля BMW. Со слов Кунса можно передать суть его творчества такими словами: я фокусируюсь только на том, что мне на самом деле интересно. На публике он ведет себя просто, позёрство или звездная болезнь ему не характерны, на все вопросы старается отвечать с большой долей юмора, одет всегда в строгий деловой костюм, на вопросы отвечает вдумчиво, точен и сдержан. Время его расписано буквально по минутам.

Каким должен быть преуспевающий художник? Он талантлив? Не исключено. Скандально известен - по возможности, богат - обязательно. Самый «дорогой» американский художник Джефф Кунс рассказал о деньгах и о карьере в интервью журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Baloon flower. Полированная сталь. 1995-2000. 340 x 285 x 260 cм

«Мне уже 61 год, а я по-прежнему люблю игрушки! Вам это кажется странным? Уверен, что многие взрослые не прочь поиграть, ведь за мои пластиковые объекты и разноцветные стекляшки они выкладывают миллионы! Почему я делаю надувных зайцев и больших кукол? Они позволяют быть понятным большому числу людей, с которыми мне хочется общаться. Секрет успеха - работа с сильными эмоциями, а они связаны с сексом и властью. Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Скульптура Balloon Swan (2004-11). Полированная сталь. Выставка в музее Jumex в Мексике.

В эпоху информационной передозировки и обилия катастроф, когда каждый день видишь страдания, боль и кровь по телевидению (эти зрелища просто притупляют чувствительность), реакция - это самое ценное. В 1980-х все обсуждали мои барочные бюсты из стали, в 1990-х меня ругали за порнографическую серию «Сделано на Небесах», и всех всегда интересовали подробности моей личной жизни. Таков мир!

Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное - на меня реагируют.

Я считаю себя cчастливым человеком. Дома меня ждут прекрасная жена и пятеро детей. Старшей дочери, критику журнала «Гурман», уже за двадцать, младший сын недавно родился. В моем ателье, расположенном в нью-йоркском Челси, работает группа молодых и талантливых специалистов. Это моя «фабрика мечты», явление, некогда введенное в художественную практику великим Энди Уорхолом. Здесь мы создаем наши произведения искусства. Каждый свой день я начинаю с обхода мастерской; в ней несколько «отделов». В отделе компьютерной графики мои эскизы воспроизводятся в дигитальной форме, перед тем как им стать реальностью. В живописном отделе сотрудники по частям воспроизводят живописные работы, следуя моим инструкциям. Далее появляются на свет пластиковые или металлические шедевры, в лаборатории мы сверяем цвета и формы. Все живет, бурлит и доставляет огромное наслаждение. Даже «копируя» объекты повседневной жизни, мы хотим, чтобы по красоте они превосходили реальность.

На первом плане: Balloon Dog (Magenta), 1994-2000. Полированная сталь. 307,3 × 363,2 × 114,3 cм. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Топиарий Puppy «Щенок». 1992. Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Из серии New Painting And Sculpture (2009–13). Gagosian Gallery.

Художественное кредо «верь в себя и следуй своим интересам» пришло ко мне не сразу. Будучи ребенком, я помогал отцу в его мебельном магазине. И вывесил там однажды свои рисунки. Их купили! Деньги, а главное, ощущение себя юным бизнесменом доставили мне необычайное удовольствие. Не понимаю художников, которые из чистого кокетства прикрываются фразами вроде: «Искусство не должно быть материальным, оно - бескорыстный плод интеллектуальных страданий!» Что плохого в умении зарабатывать деньги? Когда деньги есть, их можно вложить в искусство. Результаты будут налицо.

Серия Gazing Balls (Ariadne). Гипс, стекло. 112,7 × 238,4 × 93 см. Центр Помпиду. Париж.

В юные годы я продавал не только свои работы, но газеты и сладости! В 21 год закончил Художественный институт в Мэриленде. Неважно, что и как мы изучали, главное, нас, американцев, научили верить в себя. После института денег не хватало на краски, не говоря уже о дорогостоящих материалах, - я пошел работать брокером на биржу. Биржа научила меня проницательности, умению понимать психологию. А без этого невозможна творческая деятельность. Ведь цель искусства- коммуникация, общение с людьми.

Когда в конце 1970-х я перебрался в Нью-Йорк, средств по-прежнему не хватало, и мне пришлось продавать входные билеты в Музей современного искусства (МоМA). Затем я искал спонсоров, занимался маркетингом, копил деньги и параллельно рисовал. Свои сбережения потратил на работы, выставленные в 1980 году в Новом музее современного искусства на Бродвее. Мы показали объекты The New из плексигласа, пылесосы The Pre-New и резиновые цветы Inflatables. Восемь лет спустя для серии Banality я сменил технику - начал работать с фарфором. И с этой целью нанял мастеров из Германии и Италии, владеющих материалом в совершенстве.

The Balloon Venus для Dom Pérignon. 2013.

В 1990 году на биеннале в Венецию я привез серию «Сделано на Небесах», в которой запечатлел себя и свою жену Чиччолину на гигантских цветных фотографиях. Сексуальный контекст произведений вызвал скандалы в Европе и Америке. Вскоре последовал развод с женой, до брака снимавшейся в порнофильмах. Это привлекло внимание публики к моей личной жизни, я стал скрываться от журналистов, не давал интервью и не участвовал в выставках. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, рано или поздно ему выпадет шанс. Каждый день я говорю: «Сегодня твой день, Джефф. Ты создашь драгоценное произведение...»

К моему удивлению, семилетний перерыв не повлиял на мою популярность и стоимость работ. В 1997 году рекордная сумма от их продаж составила 250 тыс. долл. А уже через полтора года за фарфоровые статуэтки я получал около 1 млн долл. В 1999-м состоялись выставки сначала в галерее Sonnabend в Нью-Йорке, затем в Берлине у Макса Хецлера; серию Easyfun показали в Музее Гуггенхайма. В том же году аукционный дом Christie’s продал мою «Розовую пантеру» за 1,8 млн долл. До сих пор моим самым большим финансовым успехом считалась работа «Майкл Джексон», ушедшая за 5,1 млн долл.; однако в 2004 году другую мою работу купили за 14,5 миллионов.

Когда в 1976 году я приехал в Нью-Йорк, никто еще не помышлял о художественном рынке. Сегодня молодое поколение художников жалуется, что нью-йоркский рынок уже поделен. Если художник знает свое дело и добросовестно работает, то ему рано или поздно выпадет шанс. Каждый раз, приходя в мастерскую, я говорю себе: «Сегодня твой день, тебе повезет, и ты создашь свое самое драгоценное произведение!»

BMV M3 GT2 Art Car. 2010. Виниловая аппликация. 17-й BMV Art Car - до Кунса расписывали такие мэтры как Фрэнк Стела, Рой Лихтенштайн, Энди Уорхолл.

Американский художник и скульптор Джефф Кунс родился в 1955 году. Одни называют его «королем кича» и «творцом банальностей», другие - одним из ключевых современных художников. Самой скандальной признана серия «Сделано на Небесах» (Made in Heaven, 1990), в которой художник откровенно запечатлел себя и свою тогдашнюю жену порнозвезду Илону Сталлер (Чиччолину). И официально женился Кунс на безобразнице вроде бы только для того, чтобы пуританская Америка и католическая Италия не наложили вето на его творчество... Самой интересной считается серия «Роскошь и деградация». Среди знаменитых работ «Щенок» в Бильбао: тринадцатиметровая скульптура из цветов, размещенная на металлической конструкции.

Loading...Loading...