Зависть с точки зрения психологии. Неумеренная похвала или кто такие люди- «инвесторы»

Подобные сны видят как мужчины, так и женщины. Зачастую именно с нападениями и погонями связаны детские кошмары, которые запоминаются на всю жизнь. Что может за ними скрываться?

Нападающий может быть отражением скрытого внутри нас страха или желания, которое подавляется нашим эго, пока мы бодрствуем. Или же угроза во сне может быть отражением какой-то настоящей опасности. Наконец, подобные сновидения могут быть отголосками инстинктов, доставшихся нам от первобытных предков, которым все время приходилось быть настороже и опасаться атак крупных хищников.

2. Учебные заведения, учителя

В нашем опросе в основном участвовали студенты, для которых проблема учебы была особенно актуальной (причем для женщин – в большей степени). Такие сны характерны не только для нашей эпохи: встречаются свидетельства того, что в Древнем Китае похожие кошмары снились тем, кто готовился к государственным экзаменам, от которых зависела вся последующая судьба человека.

3. Секс

Оказалось, что мужчинам сны сексуального содержания снятся чаще, чем женщинам. Трудно сказать, врожденные ли это различия или же они возникают в результате воспитания и влияния общества и среды. Не исключено, что культура подавляет сексуальность женщин, и из-за этого они реже видят такие сны.

Современные исследования пока не готовы дать однозначный ответ на эти вопросы. Возможно, в подобных снах проявляется наш биологический инстинкт размножения и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь реализовать его в условиях моральных ограничений, которые налагает общество.

4. Падение

Падения снятся нам гораздо чаще, чем полеты. Велика вероятность, что такие сны связаны c резким перепадом уровня нейротрансмиттеров (химических веществ, посредством которых импульс передается от одного нейрона к другому. – Прим. ред.) в мозге при смене фазы сна.

Но кроме физиологических причин, сны о падении могут иметь и символическое значение, отражая резкие изменения, разрушение привычного уклада жизни, потери и психологические травмы. Изредка в подобном сне падение может перерасти в глобальную катастрофу, апокалипсис, обрушение всего мира.

5. Многократные попытки что-то сделать

Иногда спящий разум словно застревает в размышлениях о чем-то. Обычно это касается ситуаций из реальной жизни, вызывающих стресс. Нередко при этом мы испытываем неприятные ощущения: недовольство, страх, чувство бессилия.

На то может быть физиологическая причина – паралич мышц, наступающий во время сна. Но помимо этого подобный сон отражает скрытый глубоко внутри нас страх попасть в порочный круг, выйти из которого мы не сможем, несмотря на все усилия. Этот страх лежит в основе древнегреческого мифа о Сизифе. У современного человека такое ощущение экзистенциального ужаса могут вызывать, например, работа, учеба, личные отношения.

Мы все привыкли к тому, что когда речь идет о психиатрии и даже о психологии, то первое о чем идет разговор, так это о разного родах психологических проблемах: неврозах, расстройствах, депрессиях, да и просто о дезадаптивном поведении.

Такой подход не является чем-то удивительным, ведь мы обращаем внимание на такие вещи, как психологическое состояние человека в основном тогда, когда или он, или окружающие начинают испытывать проблемы и трудности связанные с его поведением или с внутренним состоянием. Подобного похода придерживались все психологические школы на заре 20 века, это именно те школы с которых, собственно и начиналась психология.

На протяжении долгих десятилетий никто даже не подвергал такой подход сомнению, а одинокие голоса тех ученых, которые это пытались сделать, тонули в темных водах безоговорочного авторитета бихевиоризма и психоанализа.

Так продолжалось вплоть да середины 20 века, когда несколько талантливых ученых, изменили многие представления, как о психологии вообще, так и о принципах работы с людьми. Сегодня их имена известны всем, это Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс , Альберт Эллис и некоторые другие. Эти люди стали родоначальниками совершенно нового направления в психологии, которое назвали гуманистическим .

Одним из краеугольных столпов гуманистического направления стало радикально иное отношение к человеку. Многие гуманисты полагали, и они опирались на эту идею в своих исследованиях, что каждому человеку изначально присуще стремление к самоактуализации, которая и является настоящей целью психотерапии . Именно такое отношение к человеку и делало гуманистическое направление столь новаторским по сравнению с другими школами.

Из отношения вытекала и разница в оценке клиента со стороны психотерапевта, так, если в психоанализе и бихевиоризме главной целью было избавление от психологических проблем, которым считались подвержены практически все люди, то гуманистическая психология постулировала иной поход, они отталкивались во многом не от проблем, а от психологического здоровья человека, разумеется, сами проблемы не отрицались, но представали в совершенно ином ракурсе.

Далее мы перечислим особенности личности человека, которые с точки зрения одного из основателей гуманистического подхода Альберта Эллиса являются отличительными чертами (признаками) психологического здоровья.

Критерии психологического здоровья по Альберту Эллису.

1. Собственное психологическое благополучие на первом месте.

Каждый человек рождается и живет для того, чтобы быть благополучным и счастливым и именно в процессе самоактуализации и приходят эти состояния. Поэтому, эмоционально и психологически здоровые люди в первую очередь ориентируются на свои собственные интересы, по крайней мере, они ставят их всегда, хотя бы немного, но выше, чем интересы других, даже самых близких им людей. Безусловно, они могут многое сделать для других, но никогда не уходят в такое самопожертвование, когда страдает их собственное психологическое благополучие.

2. Отношение к обществу.

Мы все живем в социуме и проводим большую часть своего времени в обществе других людей. Это реальность с которой приходится считаться и социум важная часть нашей жизни, которая во многом способствует нашему собственному благополучию. Поэтому, каждый психологически здоровый человек, живущий в обществе, содействует его процветанию и уважает права других людей. Именно такое поведение является адаптивным и способствует тому, чтобы мир в котором мы живем, был бы безопасным, комфортным и счастливым.

3. Самостоятельность и ответственность.

Психологически здоровый человек, живя в обществе, всегда осознает и несет ответственность за свои действия, а значит и за свою жизнь. Он взаимодействует с другими людьми, но при этом полностью самостоятелен, он не нуждается ни в какой существенной помощи и поддержке со стороны других и не требует такой поддержки.

4. Принятие своих и чужих ошибок и промахов.

Здоровый человек уважает право на свои собственные ошибки и ошибки других людей. При этом, он не склонен к осуждению себя и других за неприемлемое поведение, но всегда осознает факт такого поведения и принимает его к сведению.

5. Высокая стойкость к психологическому дискомфорту.

Мы живем в мире далеком от совершенства, в котором время от времени происходят события, приносящие в нашу жизнь сложности и проблемы. Тем не менее, психологически здоровый человекспособен стойко переносить лишения вызванные перепетиями его судьбы, он относится к ним, как к естественным событиям жизни, спокойно принимает их, и в этом спокойствии и принятии лежит отличный шанс для их решения, в то время как человек, склонный к невротичным реакциям, имеет куда меньшие шансы на выход из кризисной ситуации. Это означает, что толерантность к жизненным проблемам и дискомфорту, который они приносят, является весьма адаптивным способом поведения и может с полным правом считаться важным признаком психологического здоровья.

7. Готовность к переменам. Гибкость.

Зрелый человек не склонен попадать под власть догм, стереотипов и деструктивных убеждений, ему чужд фанатизм и он свободен от догматов. При этом, если стойкие убеждения все же возникли, он всегда готов их изменить под влиянием реальности. Такой человек не приемлет жестких правил ни для себя, ни для других.

8. Стойкость к неопределенности жизненных обстоятельств.

Человек обладающий психологическим здоровьем понимает и принимает тот факт, что мы живем в мире полном вероятностей и случайностей и даже в хорошо налаженной жизни всегда есть элементы абсолютной неопределенности. При этом, к этой неопределенностион относится не как к чему-то страшному или плохому, но напротив, видит в этом возможности и источник дополнительного интереса в жизни. Такой человек не настаивает на точном знании будущего и не требует от жизни гарантий.

9. Осознание важности своего дела. Творчество.

В жизни психологически здорового индивида всегда есть место для творческого занятия, которое единственно способно полностью раскрыть его характер и привести к самоактуализации. Такой человек хорошо осознает важность любимого дела и неустанно в нем совершенствуется. Это приводит к тому, что в такой жизни нет места бессмысленности и эмоциональной пустоте, а это означает залог психологического благополучия.

10. Реалистичное мышление.

Важным признаком здорового человека является хорошо выраженная способность к рациональному мышлению. Такой человек ни в коей мере не является бесчувственным, напротив, он способен на глубокое эмоциональное осознание реальности, но при этом он в состоянии регулировать свои действия, которые не совершаются под влиянием лишь одних эмоций.

11. Принятие себя таким как есть.

Одна из основ психологического благополучия, это принятие себя полностью. Такой человек радуется жизни только лишь потому, что он жив, он не ставит радость бытия в зависимость от своих успехов, неудач, а также того, насколько он сам соответствует своему идеалу. Таким же образом эти люди оценивают и других людей, они не привязываются к внешним проявлениям и успешности, но смотрят на то, каков именно этот человек на самом деле.

12. Способность к риску.

Смелость важная отличительная черта психологически здоровой личности. Она способна к раскованнымдействиям, если это необходимо, даже тогда, когда велик шанс неудачи. При этом, этот риск никогда не бывает безрассудным, ибо такой человек не дает эмоциям управлять собой.

13. Рациональное отношение к удовольствиям.

Любой человек стремится к наслаждениям, но для психологически здорового человека чужд лозунг «удовольствие прямо здесь и любой ценой». Такие люди редко теряют контроль и закрывают глаза на то, что может случится в будущем ради сиюминутной выгоды. Это вовсе не говорить об их аскетизме, они ценят наслаждения и стремятся избежать боли, но при этом сознают, что придет и завтрашний день, и ради этого можно пожертвовать сегодняшним наслаждением. Итак, это рациональный отказ от сиюминутного удовольствия ради будущего.

14. Антиутопичность.

Здоровый человек хорошо понимает, что совершенный идеал недостижим. Это значит, что он никогда не получит всего, что хочет полностью или не сможет избавится от всего плохого в своей жизни. По этой причине им не завладевает деструктивная идея тотального счастья, совершенства или наоборот, жизни полностью лишенной страданий. Такие люди чужды построению утопий.

15. Ответственность за свое психологическое состояние.

Здоровый человек полностью принимает свое личное авторство в том, что касается его психологического состояния, неважно, будь оно хорошим или плохим, он не обвиняет других или внешние обстоятельства в том, что чувствует себя не так, как ему хотелось бы.

Сегодня я хочу открыть вам одну большую тайну психологии. Она касается такой непонятной и загадочной для многих вещи как - причины, по которым нас сначала сильно восхваляют, внезапно навязывая нам свою дружбу, а потом — хладнокровно отталкивают от себя навсегда, часто ещё и обливая помоями вслед.

Когда кто-то нас начинает неумеренно восхвалять и нами восхищаться — ведь это же сразу «неспроста», не так ли? И очень нервирует...

И даже очень далёкий от психологии человек сразу смекнёт - что-то тут не так, пахнет как-то нехорошо...

В общем, никто не любит, когда вдруг кто-то ни с того ни с сего принимается за его неумеренное восхваление.

И верно. Культура и искусство учит нас тысячелетиями - остерегаться так называемых льстецов, лисиц.

«Эти шекспировские льстецы...» — кто они с точки зрения психологии?

Мы же с вами - на психологическом сайте? Поэтому будем говорить о жизненных вещах языком психологии и стоя на её холме, с которого всё видно немного по-другому. Видно, как партизаны ходят в лесу и что они замышляют...

Давайте сразу отбросим тот легчайший и простейший случай, когда нам льстят с целью тут же нас использовать как дурачков.

Этот простой случай описан ещё Литваком в его «Психологическом айкидо» и тот, кто его не знает ещё - я, что называется, удивляюсь этим людям...

Простейший случай же таков: «Ах, Людочка, какая у вас стрижка модная... Вы такая красивая! Людочка, отправь мне два факса в Москву и отредактируй текст — ты ж у нас здесь единственная грамотная, не то, что это быдло, которое говорит «ложит», «звонит»...!»

Мы не будем говорить об этих детсадовских примерах коварного восхваления с целью попахать на нас как на лошади забесплатно.

Похвала как симптом внутренней пустоты Хвалящего

Есть другой, сложный случай. Некоторые люди хвалят нас очень долго, днями и месяцами и без явной дешёвой пользы для себя. Они создают из нас себе кумира. Они рассказывают всем, какие мы молодцы. Они отдают нам многое, чем владеют сами. Они не просят ничего взамен.

Мы думаем: «Гля, странные!...» Но в конце-концов, разрешаем себя любить - даже так неумеренно.

А потом происходит страшное. В один прекрасный день эти люди смотрят на нас как на пустырь, загаженный бомжами, и проходят мимо. В обнимку с новым фаворитом, блаженно улыбающемся миру как идиот...

Ты мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок!
Не играй в мои игрушки
И не писяй в мой горшок!

Тогда у нас происходит фрустрация, от которой многие так и не оправляются всю жизнь. Не смешно.

Главный вопрос, которым мучают потом бесконечно — себя, Бога и друзей эти пострадавшие: «Объясните, в чём был смысл всей этой комедии?»

Объясняю.

Люди-инвесторы

Некоторым людям очень скучно жить на свете. Им скучно с самими собой, они себя не ценят, не любят и не уважают. Не имеют от себя дивидендов.

И тогда они начинают фантазировать «об инвестициях в что-то такое стоящее, лучшее, чем они». Фантазии у них получаются богатые и качественные.

Фантазируют они — используя других живых людей, в качестве актёров-статистов в своей гениальной пьесе.

Эти люди любят во что-нибудь «влюбляться». Чаще всего они влюбляются в «интересных», «подающих надежды» или «редких качеств души» людей.

Влюбляются не с целью «интимной встречи без обязательств», а с целью раскрасить в яркие эмоциональные краски свой «серый, скучный мир» вместе. И построить быстренько рай на земле.

Они приписывают другому человеку какие-то, может быть — совсем несвойственные ему качества, дорисовывают его портрет до шедевра, достойного пера Достоевского, и - пошло-поехало...

Такие люди любят «спасать»:

    погибающих, но «святых» алкоголиков, непонятых обществом,

    трудных, но чем-то невидимо «одарённых» подростков, непонятых педсоветом учителей,

    заброшенных своей эгоисткой-женой не «наглаженных» мужчин в несвежих рубашках,

    недоедающих худеньких студентов-гениев,

    бедных одиноких стариков, нуждающихся в общении,

    будущих поэтов и художников,

девушек со «странной красотой», над которыми можно чуть-чуть поработать и превратить их в новую Биркин или Твигги, в пику этому купеческому городу, по которому ходят одни уродины с накачанными губами.

Такие люди любят объединяться в партии и коалиции:

    с «единственным прилично одевающимся человеком на этой работе, который не красит волосы в этот ужасный цвет»,

    с «единственным начитанным культурным человеком на этой работе, который, между прочим, в театры ходит»,

    с «единственным человеком на этой работе, кому небезразлично, что будет с этой работой»,

Итак, эти люди- ИНВЕСТОРЫ любят инвестировать все свои эмоциональные и материальные ресурсы в единственного (на сегодняшний день!) человека, который каким-то образом, вызвал у этих пустых внутренне людей - жажду буйно пофантазировать о рае на земле...

Инвесторы быстро охладевают к предмету своей страсти, потому что рая на земле так не построить.

Вот, деревья сажать - да, бездомных животных пристраивать - да, мусор у себя около дома убирать - да, так можно построить на земле, если не рай, то Европу точно. А ходить «влюблённым» в какую-то химеру и «Дружить против кого-то» с идеализированным тобой средним человеком, который об этом не просил, — разве так строят на земле рай?..

И тогда происходит то, что произошло с героиней одного известного цветаевского стихотворения. Разочарование. Да пошёл ты вон, неблагодарный, бездарный, надоевший мне пупс.

Мой милый, что тебе я сделала?!

«Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?»

Люди- «ИНВЕСТОРЫ»: прочь от таких инвестиций!

Когда кто-то валяется у вас в ногах, сравнивает (зачем-то) с китайской державой, сидит с вами до птиц, до геморроя, до печёночных колик - знайте: перед вами внутренне пустой на сегодняшний день человек (по крайней мере - сам, на 100% подсознательно ощущающий себя таковым!), который не знает, как можно самостоятельно развлечься, самостоятельно восхититься Бытием, самостоятельно улучшить себя, стать довольным и счастливым, не знает как занять себя действительно полезным делом.

Его единственное развлечение - надувать мыльные пузыри из живых людей. И сейчас он надувает вас. Но вы лопнете, так и не став Биркин. Причём довольно скоро. Оставив на полу мокрую от слёз лужу...

Loading...Loading...