Что изучает физическая география? Структура науки и направления исследований. Начальный курс географии

Учебник для 5 класса

При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:

Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая

Минск, 2000

К УЧАЩИМСЯ

Правила работы с учебным пособием

На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.

Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:

    Прочитайте текст.

    Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.

    Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.

    Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.

    Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.

    Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).

Введение &1. Что изучает география

Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?

Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.

География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).

*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.

На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.

** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.

Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.

География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.

2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.

Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.

Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.

Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.

3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.

В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.

Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.

    1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?

География - это одна из древнейших наук в мире. Еще первобытные люди изучали свою местность, чертили на стенах своих пещер первые примитивные карты. Разумеется, современная наука география ставит перед собой совсем иные задачи. Какие именно? Что она изучает? И какое определение можно дать этой науке?

Определение географии: основные проблемы и трудности

Если физика учит "как", история объясняет "когда" и "почему", то география рассказывает "где". Конечно, это весьма упрощенное представление о данном предмете.

География - наука очень старая. Сам термин имеет древнегреческие корни и дословно переводится как "землеописание". Да и фундамент ее был заложен именно в античности. Первым ученым-географом называют Клавдия Птолемея, который еще во втором веке издал книгу с недвузначным названием: "География". Труд состоял из восьми томов.

Среди других ученых, которые сделали солидный вклад в развитие географии как науки, стоит выделить Герхарда Меркатора, Александра Гумбольдта, Карла Риттера, Вальтера Кристаллера, Владимира Вернадского,

Точное и единое определение географии до сих пор остается достаточно сложной задачей. Согласно одному из нескольких толкований, наук, изучающих различные аспекты функционирования и строения географической Существует еще одно определение географии, по которому эта наука изучает закономерности распространения любого явления по земной поверхности. А вот профессор В.П. Буданов писал о том, что хоть содержание географии определить весьма сложно, но её объектом вне всякого сомнения выступает поверхность всего земного шара.

География как наука о географической оболочке Земли

Все же главным объектом изучения выступает географическая оболочка Земли. Отечественная наука дает следующее определение данного термина. - это целостная и непрерывная оболочка планеты Земля, которая состоит из пяти структурных частей:

  • литосферы;
  • гидросферы;
  • атмосферы;
  • биосферы;
  • антропосферы.

Причем, все они находятся в тесном и постоянном взаимодействии, обмениваясь веществом, энергией и информацией.

Географическая оболочка имеет свои параметры (мощность - примерно 25-27 километров), а также обладает определенными закономерностями. Среди таковых целостность (единство компонентов и структур), ритмичность (периодичная повторяемость природных явлений), широтная зональность, высотная поясность.

Структура географической науки

Разграничение между естественными и жирной линией прошло по "телу" некогда единой географической науки, разбросав отдельные её дисциплины в совершенно разные плоскости научного исследования. Таким образом, некоторые физикогеографические отрасли более тесно связаны с физикой или химией, нежели с населением, либо экономикой.

География Земли делится на две большие дисциплины.

  1. Физическая.
  2. Социальная и экономическая.

В состав первой группы входят гидрография, климатология, геоморфология, гляциология, география почв и прочие. Нетрудно догадаться, что они занимаются изучением природных объектов. Ко второй группе относится населения, урбанистика (наука о городах), страноведение и другие.

Связи с другими науками

Насколько тесно связана география с другими науками? Какое место она занимает в системе научных дисциплин?

География имеет самые тесные связи с такими науками, как математика, история, физика и химия, экономика, биология и психология. Как и любая другая дисциплина, она также генетически связана с философией и логикой.

Стоит отметить, что некоторые из этих межнаучных связей были настолько сильными, что породили совершенно новые так называемые сквозные дисциплины. К таковым можно отнести следующие:

  • картография (география + геометрия);
  • топонимика (география + лингвистика);
  • историческая география (география + история);
  • почвоведение (география + химия).

Основные географические проблемы на современном этапе развития науки

Как ни странно это звучит, но одной из важнейших географических проблем является определение географии как науки. Более того, методологи и теоретики настолько увлеклись решением этой задачи, что уже возник вопрос, а существует ли такая наука вообще?

В XXI веке возросла роль прогностической функции географической науки. С помощью огромного количества аналитических и фактических данных строятся различные геомодели (климатические, геополитические, экологические и т.п.).

Главная задача географии на современном этапе - не только осознавать глубокие связи между природными явлениями и общественными процессами, но и научиться их предугадывать. Одним из важнейших разделов науки сегодня является геоурбанистика. С каждым годом растет численность городского населения в мире. Крупнейшие города планеты сталкиваются с новыми проблемами и вызовами, которые требуют немедленного и конструктивного решения.

Изучение географии – задача, которая может обескуражить. География – обширная дисциплина, которая включает множество разделов, и заучивание названий мест, особенно в отрыве от всякого контекста, может показаться скучным и сложным. Однако освоение этой науки может подарить вам чувство глубокого удовлетворения и помочь вам лучше узнать мир, в котором мы живем. Не исключено, что изучение географии перерастет в истинную страсть к путешествиям и знакомству с новыми культурами!

Шаги

Часть 1

Начало

    Решите, с какой целью вы учите географию. Подход к изучению будет определяться поставленной вами целью. Если вы просто хотели бы больше узнать об окружающем мире или лучше отвечать на вопросы по географии в викторинах, ставки довольно невысоки. Если же вы планируете с рюкзаком за плечами объехать несколько стран и должны представлять себе маршрут, или если вы благополучно проспали уроки географии, а теперь вам нужно подготовиться к экзамену, на карту может быть поставлено многое.

    • Спросите себя, чего вы надеетесь достичь в результате изучения географии, и пусть ответ на этот вопрос поможет вам определить конкретную область и подход.
    • Например, если вы отправляетесь в самостоятельное путешествие по Европе, вам надо сконцентрироваться на регионе, в который вы собираетесь, и узнать о его культуре, валюте и языках, на которых говорят в той или иной местности.
  1. Определите рамки. Невозможно выучить сразу все обо всех местах на свете. Если вы зададите себе рамки – изучить досконально небольшую область или получить общие знания о гораздо большей территории – то это поможет вам определиться с дальнейшим подходом. Вот примеры таких рамок:

    • Выучить все улицы в своем городе
    • Выучить все главные дороги в своем регионе
    • Выучить все районы и районные центры (или другие административные единицы) в области (штате, провинции)
    • Выучить все регионы (области) своей страны
    • Выучить все страны мира
    • Выучить все материки, океаны и самые населенные страны
    • Выучить все страны, в которых говорят по-английски
    • Выучить все страны Европы
  2. Выберите подход. Существуют два основных подхода к изучению географии: от мелкого к крупному или от крупного к мелкому. Под движением от мелкого к крупному подразумевается, что вы начинаете изучение со своей местности и постепенно расширяете рамки, пока не получите общее представление о мире. При движении от крупного к мелкому изучение начинается с общей картины мира и далее перемещается к более глубоким "слоям" и узким областям знаний.

    • Если вы выбираете подход "от частного к общему", начните с изучения своего города или района. Затем узнайте о соседних районах, затем – об области или крае. Потом изучите регионы, граничащие с вашим, потом – граничащие с ними. Когда вы изучите свою страну, переходите к соседним государствам. Продолжайте расширять границы изучения, пока не получите достаточного представления о географии всего мира.
    • Если вы выбираете подход "от общего к частному", начните с изучения материков и океанов. Затем выучите страны. Затем – столицы всех стран. Потом изучите крупнейшие города и регионы каждого государства, потом – кто является главой каждого из них. Продолжайте, пока не достигните того уровня знаний, который является вашей целью. Можно прорабатывать таким образом по одному материку за раз.
  3. Изучайте карты. Чтобы учить географию вам нужны карты. В Интернете доступно много географических карт, но вы можете использовать и бумажные. Карты содержат разнообразную информацию и бывают в разной степени детализированными; выберите такую или такие, на которых представлена вся необходимая вам информация.

    • Вы можете также найти и распечатать контурные карты. Наносить на контурные карты названия городов, регионов, стран – хороший способ их выучить, а также проверить себя.

Часть 2

Углубление знаний
  1. Изучайте культуру и население. Просто название страны и ее положение на карте – довольно обезличенные сведения, и запоминать их может показаться бессмысленным, если не проводить связи между страной и населяющими ее людьми. Каждое место на свете – это, в первую очередь, люди со своей уникальной культурой и историей, и знакомство с характером места через знакомство с культурой и народом вдохнет жизнь в ваше изучение географии.

    Почитайте о спорах по поводу границ. Границы между странами часто имеют долгую историю конфликтов и споров. Узнайте об этих конфликтах, чтобы легче запомнить, кто находится по каждую сторону границы. Аналогично, если вы почитаете о том, как менялись названия стран и городов – не просто о факте переименования, но о том, кем и почему оно было произведено – то вы глубже поймете историю региона и запомните современные названия стран или городов.

    Исследуйте водные пути. Цивилизации всегда возникали рядом с водой. Большинство крупных городов, в особенности старинных, находится возле океанов, морей или больших рек. Узнайте о торговых путях и представьте, каким было судоходство и морские путешествия в процессе развития или освоения материка, чтобы лучше понимать текущую ситуацию.

    Объедините географию с другими интересующими вас областями. Если вы пытаетесь учить географию, но находите, что это скучно или сводится к механическому запоминанию, попробуйте связать ее с интересующей вас темой или областью. Например, если вы интересуетесь климатом, то изучение климата каждого региона может помочь вам запоминать сведения по географии более эффективно.

    Посетите интересующие вас места. Лучший способ узнать какую-либо местность – побывать там! Вам может показаться, что изучать географию места после того, как вы там побываете, нелогично (если цель вашего изучения – спланировать передвижения во время поездки), однако, возможно, детали будет легче усвоить, если они будут основываться на опыте.

    • Например, если вы пытаетесь выучить самые населенные города своего региона, постарайтесь посетить каждый из них. Путешествуя из города в город, вы получите представление о расстояниях между ними, а также о том, чем примечательны сами города.
  2. Задавайтесь вопросами о текущей ситуации. Частью настоящего понимания того или иного предмета является способность мыслить критически. В случае с географией, вы можете поинтересоваться, кто определяет, где пройдет граница, кто составляет карты, которыми вы пользуетесь, или как политические границы влияют на местное население, которое в начале могло с трудом к ним адаптироваться.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географическом, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любознательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над примитивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продолжался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы. Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук. На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сторона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой науки.

География - это наука о распределении предметов и явлений на поверхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге» означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго до этого. История географических знаний - это летопись человеческих усилий, предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и практических сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару: научных - в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических - с целью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприятные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной среды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеленее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир, который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односторонне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаруживали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совершенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля - это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Земля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная фигура - шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли - это сфера, глубина и высота которой от дневной поверхности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обусловленные физическими и химическими процессами, существуют растения и животные - результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, подвергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в связи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явления и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом, образуя то, что называется географической оболочкой .

Географическая оболочка - это совокупность четырех взаимосвязанных и взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Существование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и практики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримечательность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных человечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни, чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Прожить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открывали Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путешествий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого географических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет Черского и т.д . ). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжательного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами, но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вынужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения любознательности.

Счастливого пути!

География – это достаточно интересная и необычная наука, изучающая Землю. В переводе с греческого, слово «география» означает «землеописание», именно из этого и можно ответить на вопрос, что изучает география. С каждым годом эта наука только совершенствовалась, она завоевывала новые вершины, становилась более обширной и интересной, привлекала к себе внимание.

Возникла география потому, что правители были одержимы узнать, как устроены различные государства, страны, сколько имеется морских и земных путей для передвижения. География, как наука, уже развивается сотни тысяч лет, принося нам только новую и полезную информацию.

Общая характеристика географии

География занимается изучением географической оболочки Земли, а также ее структуры. В составе географии можно отметить три основные науки, которые делают ее более интересной и завершенной.

  1. Землеведение – оно изучает развитие географической оболочки, а также закономерности ее строения.
  2. Ландшафтоведение – наука о территориальных природных комплексах.
  3. Палеогеография – изучает физико-географическую обстановку, а также ее динамику.

География – это обширное понятие, она имеет непосредственно отношение и к другим наукам, которые также занимаются изучением различных земных компонентов, явлений и процессов.

География – наука о Земле

Начиная изучать предмет географии, даже маленькому ребенку известно, что в первую очередь география изучает всю Землю. Но на самом деле еще существует множество дополнительных наук, которые также занимаются изучением живых существ, организмов. Отметим следующие науки:

  • Страноведение.
  • Историческая география.
  • Картография.

Наука География занимается изучением водной, воздушной и твердой оболочки Земли, а также взаимодействия живых существ с природой, а также отвечает на целый ряд других вопросов.


Земная поверхность достаточно разнообразна, на ней имеются участки, как суши, так и воды. Самыми крупными непосредственно являются океаны и материки. Земле свойственно принимать различные погодные условия, такие как град, дождь, ветер, снег, землетрясение. Все это тоже изучает география.

За последнее время люди имеют огромное влияние на Землю, и оно, к сожалению, негативное. География старается изучать все изменения, протекающие на Земле, какими бы негативными они не были.

Loading...Loading...