Финно угорские народы мира. Финно-угорские народы: история и культура. Традиционная одежда х а н т о в и м а н с и

В третьей четверти I тыс. н.э. славянское население, расселившееся в Верхнем Поднепровье и смешавшееся с местными восточнобалтийскими группировками, при своем дальнейшем продвижении на север и восток достигло границы областей, издревле принадлежавших финно-угорским племенам. Это были эсты, водь и ижора в Юго-Восточной Прибалтике, весь на Белом озере и притоках Волги -Шексне и Мологе, меря в восточной части ВолгоОкского междуречья, мордва и мурома на Средней и Нижней Оке. Если восточные балты являлись соседями финно-yгров с глубокой древности, то славяно-

русское население близко столкнулось с ними впервые. Последующая вслед за этим колонизация некоторых финно-угорских земель и ассимиляция их коренного населения представляли собой особую главу в истории формирования древнерусской народности. Хозяйство финно-угорских племен имело комплексный характер. Земледелие было развито сравнительно слабо; большую роль в экономике играло скотоводство; ему сопутствовали охота, рыбная ловля и лесные промыслы.различные финно-угорские группировки имели свои особенности, отличались друг от друга по уровню социально-экономического развития и по характеру культуры. Наиболее передовыми среди них являлись чудские племена Юго-Восточной Прибалтики - эсты, водь и ижора. К исходу I тыс. н.э. древние эстонские племена стояли на пороге феодализма, в их среде развивались ремесла, возникали первые поселки городского типа, морская торговля связывала племена древних эстов друг с другом и с соседями, способствуя развитию экономики, культуры и социального неравенства. Родоплеменные объединения сменились в это время союзами территориальных общин. Локальные особенности, отличавшие в прошлом отдельные группы древних эстов, стали мало-помалу стираться, свидетельствуя о начале формирования эстонской народности. Скотоводческий облик хозяйства в той или иной мере сохранялся у финно-угорского населения Поволжья и в период Древней Руси.большинства из них с давних пор были распространены домашние ремесла, в частности изготовление многочисленных и разнообразных металлических украшений, которыми изобиловал женский костюм. Техническая оснащенность домашнего ремесла в то время мало отличалась от оснащенности ремесленника-профессионала - это были те же литейные формы, льячки, тигли и др.

Находки этих вещей при археологических раскопках, как правило, не позволяют определить, было ли здесь домашнее или специализированное ремесло, продукт общественного разделения труда. В Первой половине I тысячелетия н. э. известное развитие переживают и финно-угорские племена, жившие в бассейнах Оки и Камы. У античных авторов финно-угорские племена упоминаются под именем фенов (Тацит) или финнов (Птолемей), а возможно и эстиев (Тацит), хотя наименование «эстии» могло в это время относиться и к прибалтийским племенам. Первое упоминание отдельных финно-угорских племён Восточной Европы встречается у готского историка Иордана, который приписывает «царю готов» Германариху победы над мордвой («морденс»), мерей («меренс») и другими племенами Археологические данные позволяют проследить судьбу финно-угорских племён и на более ранних этапах их развития. Так, они показывают, что в первой половине I тысячелетия н. э. у финно-угорских племён железо окончательно вытеснило бронзу, из которой изготовлялись теперь только ювелирные изделия - пряжки нагрудные бляхи, фибулы, браслеты, подвески, ожерелья, характерные женские голов ные уборы с венчиками и подвесками в виде колокольчиков, оканчивающиеся спиралью серьги. Оружие, из которого наиболее употребительны были копья дротики, топоры и сходные с римскими мечи, изготовлялось из железа или снабжалось железными частями: наконечниками и т. д. Вместе с тем многие предметы, в частности стрелы, попрежнему выделывались из кости. Как и раньше, большую роль играла охота на пушных зверей, мех которых шёл на вывоз.

К концу первой половины I тысячелетия усиливаются торговые связи прикамских племён с Ираном и Восточной Римской империей. В Прикамье, особенно в районе Соликамска и Кунгура, часто встречаются украшенные высокохудожественными изображениями серебряные позднеантичные и сасанидские блюда, поступавшие сюда в обмен на меха и, невидимому, находившие применение для нужд культа. В бассейне Оки продолжает возрастать роль коневодства. В могилах мужчин, а иногда и женщин, находят конскую сбрую, откуда можно заключить, что лошади теперь уже служили и для верховой езды. Вместе с тем сохранившиеся в могилах остатки шерстяных тканей говорят о развитии овцеводства, а остатки льняных материй, находки серпов и мотыг - о том, что финно-угорским племенам было знакомо и земледелие. Имущественное неравенство было уже довольно значительным. Наряду с бедными могилами, где найдены только ножи или вовсе не обнаружено никаких вещей, встречаются богатые погребения с большим количеством украшений, оружия и т. п. Особенно много ювелирных изделий встречается в женских могилах. Однако имущественное неравенство, повидимому, ещё не привело к разложению родового строя, так как в руках отдельных лиц скапливались лишь предметы личного обихода. О длительном сохранении прежних форм жизни свидетельствует сходство финноугорских городищ первых веков нашей эры с более ранними. Так, пьяноборская культура на Каме, сменившая ананьинскую, отличается от неё лишь стилем бронзовых изделий и преобладанием железа. Значительный интерес представляют памятники культа и произведения искусства. Для последнего характерны бронзовые рельефные подвески, изображающие оленей, орлов с человеческим лицом на груди, ящеров, семиголовых лосей, людей, а также маленькие бронзовые и свинцовые идолы в виде птиц, зверей и людей. Около 2 тыс. таких фигурок найдено в 20 км от города Молотова, вниз по Каме, где, повидимому, существовало святилище бога, которому их приносили в жертву. Там же обнаружено огромное количество костей различных жертвенных животных, около 2 тыс. костяных и железных наконечников стрел и около 15 тыс. стеклянных золочёных бус. Другой памятник культа - пещера на реке Чусовой, где найдено несколько тысяч костяных и железных наконечников стрел. Археологи считают, что в этом месте в связи с какими-то религиозными обрядами происходили состязания лучников.

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:

  • Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
  • Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
  • Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
  • Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы , коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
  • Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы - менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.

Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.

Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.

Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Регионы расселения

Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.

Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев - венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.

Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России - карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.

Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.

В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.

Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа - место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» - коми-пермяки.

Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.

Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.

Тип внешности

Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.

Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.

При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.

Удмурты и марийцы - обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности - светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.

А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.

Количественный состав

Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них - венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов - почти в три раза меньше - около 6 млн., а численность эстонцев - немногим больше миллиона.

Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва - 843 тыс.; удмурты - 637 тыс.; марийцы - 614 тыс.; ингерманландцы - чуть более 30 тыс.; квены - около 60 тыс.; выру - 74 тыс.; сету - порядка 10 тыс. и т.д.

Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.

Экскурс в историю финно-угров

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.

Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.

Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.

Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.

На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.

В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.

Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.

До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.

Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.

Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы - на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.

В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев - kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).

Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Финно-угорская культура

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.

Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.

Литература

Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:

  • Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
  • Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
  • Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.

При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры - католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.

А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.

Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.

Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.

Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.

Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.

Сохранять и приумножать

С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.

Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).

В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.

Известные представители

Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа - няня великого русского поэта - Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.

Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.

Финно-угорские народы представляют собой крупную европейскую общность. В качестве основного связующего компонента выступает этнолингвистический фактор - принадлежность финно-угорских языков к единой языковой семье. Однако несмотря на схожую структуру, финно-угорские языки имеют существенные различия, одно из которых обуславливается тем, что в каждом из языков наличествует множество территориальных диалектов. Финно-угорская языковая семья происходит от единого предка - пра-финно-угорского языка, который позднее распался на две ветви: финно-пермскую и угорскую.

Предполагается, что в конце пятого тысячелетия до нашей эры предки финно-угров отъединились от прауральской общности, локализующийся на территории Обь-Иртышского бассейна, проделали длинный миграционный путь и впоследствии заселили Западную Сибирь и Урал.

Где живут финно-угорские народы

На сегодняшний день зона расселения финно-угорских народностей охватывает Восточную и Северную Европу, а также Западную и Центральную Сибирь. Существует 24 народности финно-угорского происхождения, 17 из которых проживают в России. Общая численность всех представителей финно-угорских народов составляет приблизительно 25 миллионов человек. Финно-угры подразделяются на антропологические подгруппы, которые включают в себя прибалтийско-финскую, волжско-финскую, саамскую, пермскую, дунайскую и обскую.

Ханты

Коренное население Ханты-Мансийского округа. Основным местом проживания хантов является Западная Сибирь. Численные показатели 2002 года сообщают, что в России зафиксировано 28678 хантов. Национальным языком является хантыйский. В хантыйском языке отмечено преобладание различных территориальных разновидностей, в связи с чем он представляет широкий интерес для лингвистических исследований. В 1849 году впервые был издан краткий словарь хантыйского языка. Появление хантыйского этноса объясняется тем, что угорские племена, пришедшие с юга, заселили береговые зоны реки Обь, а также территории современных ХМАО и ЯМАО, в дальнейшем произошло смешение с аборигенами. Ханты промышляют рыбной ловлей и оленеводством, также развито собирательство.

Манси

Ранее назывались вогулы или вогуличи. По большей части проживают в ХМАО, являются коренным населением области. Малочисленны, по показателям 2010 года количество представителей народа манси составляло 12269 человек. Говорят как на мансийском, так и на русском языках. Вследствие этнической ассимиляции, русский язык стал родным для 62% манси. По фонетическим, лексическим, грамматическим особенностям мансийский язык наиболее близок к языку хантов. Письменность у манси существует с 1931 года. Предполагается, что народ манси возник вследствие объединения племён уральских неолитов и угров, прокладывающих путь с юга через Западную Сибирь и Северный . Народное хозяйство основывается на охоте, рыболовстве, земледелии, оленеводстве. В культуре народа манси преобладает фольклорный компонент.

Удмурты

Старейшие останки различных поселений и орудий, обнаруженные археологами на территории современной Удмуртии, относятся к периоду мезолита. Эти находки доказывают, что удмурты являются древнейшим народом Прикамья и Предуралья. На сегодняшний день в России проживает 552 тысячи удмуртов, из них 410 тысяч в Удмуртской Республике. В роли основных языков выступают удмуртский и русский. Предками удмуртов являются пермяне - народ, обосновавшийся в 1 тысячелетии нашей эры на территории Приуралья. Основу традиционного удмуртского быта составляют охота, земледелие, скотоводство, пчеловодство и различные ремёсла. В национальном фольклоре преобладает песенное творчество.

Вепсы

Наименование «вепсы» появилось относительно недавно, до 1917 года этнос носил название «Чудь». Вепсы проживают на территории Карелии, а также в Ленинградской и Вологодской областях. В России их численность составляет 5936 человек. Считается, что вепсы происходят от прибалтийско-финского племени «Весь», заселявшего окрестности Ладожского, Онежского и Белого озёр.

Традиционный уклад вепсов был основан на сельскохозяйственном производстве. Вепсы занимались разведением скота, возделывали землю и выращивали различные зерновые культуры. До начала XX века проживали большими семейными общинами.

Марийцы

Большая часть марийского народа проживает в Республике Марий Эл, где зафиксировано 290 тысяч марийцев. Другая крупная часть этнической общности приходится на Республику Башкортостан — здесь численность марийцев достигает 130 тысяч человек. Помимо вышеприведённых геопространств, значительная часть марийского народа расселена по Уралу и Поволжью: по Нижегородской, Кировской, Свердловской областям, в Татарской и Удмуртской республиках, в Пермском крае и ХМАО.

Также марийцы проживают в Казахстане и Узбекистане. Марийский язык достаточно распространён как в самой республике, так и в Кировской области и на Урале. По показателям на 2002 год, марийским языком, включая его различные диалекты, владеют 487855 лиц.

Ранние марийские племена были сформированы из потомков ананиньцев, ассимилировавших под влиянием племени Меря. Предки современных марийцев - черемисы, в период с V по VIII века коммуницировали с готскими племенами. У марийцев существует собственная национальная религия, в которой преобладают элементы пантеизма.

Мордва

Наименование «мордва» - собирательный термин, включающий в себя две этнические группы, на которые подразделяются мордовцы: мокшане и эрзяне. Диалекты, употребляемые мокшанами и эрзянами, разнятся, равно как их национальная культура, особенности традиционного быта и даже антропология. На территории современной России в общей сумме проживает приблизительно 844 тысячи представителей названной народности (296 тысяч мошкан и 517 тысяч эрзян).

История мордвы берёт своё начало в середине первого тысячелетия нашей эры, когда на территориях, пролегающих между реками Ока и Волга, сложилась финно-угорская этногруппа, включающая в себя племена мокшан, эрзян, муромы и мерян. В культуре мордвы одну из главенствующих ролей играет культ почитания предков. Традиционные верования мордвы основываются на политеизме, в прошлом присутствовали языческие жертвоприношения.

Сету

Для большинства финно-угорских народностей характерна малочисленность, сету не являются исключением. На территории Эстонской Республики проживают 10-13 тысяч представителей сету, в России, в Псковской области, - 214 человек. Однако точные численные показатели установить невозможно, поскольку сету не внесены в списки народов, проживающих в РФ и ЭР, а зафиксированы как этническая группа.

По этой причине сету нередко обозначают себя эстонцами или русскими, что препятствует установлению точного их количества. По одной из теорий сету являются потомками эстов, бежавших от Ливонского ордена в Псковскую республику. Другая теория предполагает, что предками сету являются эстонские переселенцы, соединившиеся с группой прибалтийско-финских народностей, носивших собирательное наименование «Чудь».

Водь

Водь относятся не только к самым малочисленным представителям финно-угорских народностей, но и внесены в перечень исчезающих народов России. Являются коренным населением Ленинградской области, основная локализация приходится на северную часть Кингисеппского района, отдельные лица проживают в Санкт-Петербурге и Эстонской Республике. На момент 2010 года численность вожан составляла всего 64 человека, показатели на сегодняшний год отсутствуют.

Ранние исторические сведения сообщают, что в конце первого тысячелетия нашей эры водь проложили миграционный путь из Эстонии в Ленинградскую область, где впоследствии обосновались. Однако по результатам более поздних исследований можно предположить, что водь заселили нынешние территории своего обитания намного раньше: в I-IV веках. Доказательством этому служат водские захоронения, обнаруженные археологами на территории Ленинградской области. В XIX веке вожская народность насчитывала 5148 человек, причиной сокращения численности народа стала ассимиляция вожан ижорами и славянами.

Быт народа води был ориентирован на ведение сельского хозяйства, в особенности земледелия. Этнографический портрет описывает вожан как красивых голубоглазых людей с необычайно светлыми, почти белоснежными волосами. Водский язык, имеющий несколько территориальных разновидностей, на сегодняшний день находится на грани исчезновения по причине лингвистической невостребованности.

Венгры

Многочисленный европейский народ, исторически происходящий от угров. За исключением Венгрии широко расселены по территориям Румынии, Словакии, Украины, Великобритании, Германии и Сербии. Общая численность венгров составляет 15 миллионов человек. Венгерский язык отличается определённой самобытностью, поскольку не имеет близкого сходства с прочими финно-угорскими языками.

Это объясняется тем, что в период ранней истории венгры коммуницировали со славянскими, хазарскими и протобулгарскими народами, благодаря этому взаимодействию в венгерском языке оказалось множество тюркизмов и славянизмов. Большое значение в традиционном быте венгров имели земледелие и скотоводство. К основным ремёслам можно было отнести выделку и дубление кожи, ткачество, гончарное дело, создание льняных и конопляных тканей.

Карелы

Основной зоной расселения карелов является Россия. Проживают в Республике Карелия, а также в Ленинградской, Калужской, Мурманской, Тверской, Новгородской и Московской областях. Помимо вышеперечисленных территорий, локализуются в восточной части Финляндии. Численность карелов составляет 60815 человек в России и 25000 человек в Финляндии.

История карелов происходит от прибалтийско-финского племени «Весь», располагавшегося близ Белого и Ладожского озёр в эпоху позднего средневековья. Предки карелов, отделившись от «Веси», совершили миграцию до Карельского перешейка, где впоследствии закрепились как этнос. Помимо ведения традиционного сельского хозяйства, карелы промышляли добычей железа из болотных и озёрных руд, освоили кузнечное дело и литьё. Проживали семейными общинами, на вершине домовой иерархии находился старейший из мужчин семейства.

Ижора

Ранний период истории народа ижора относят к I-II тысячелетию нашей эры, когда нарушилось единство прибалтийско-финского племени «Корела», вследствие чего часть карел переселилась с юга на береговые зоны реки Ижора. В XII - XVIII веках произошло заселение Ижорской земли, где ижорцы, наряду с вожанами, представляли превалирующий этнос. Взаимодействие с народом водь привело к образованию ижорско-водского диалекта. По показателям 1848 года количество ижорцев составляло 17800 человек, на сегодняшний день их численность сократилась до 500-1000 человек. Ижорцы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, а ижорский язык внесён в Атлас исчезающих языков мира. Большая часть современных ижорцев проживает в Ленинградской области, помимо этого представители народа ижора зафиксированы на территориях Эстонии и Украины.

В фольклоре ижорцев преобладает устное и песенное творчество. В древности был широко распространён жанр рунической песни. Ижорцы освоили немало ремёсел, подтверждением этому служат результаты археологических раскопок, во время которых были найдены фибулы и перстни, отлитые из бронзы, остатки керамических изделий, а также различные виды боевого и охотничьего оружия. Охота у ижорцев являлась одним из главных промыслов: добывали птицу, белок, зайцев. Была развита культура соколиной охоты. Ижора декорировали свои жилища: ставни расписывались традиционными узорами и орнаментами с преобладанием ярких оттенков, окна и двери украшались резными наличниками.

В состав финно -угорской этноязыковой общности народов входят свыше 20 млн человек. Их предки проживали на территориях Урала и Восточной Европы в древние времена начиная с эпохи неолита. Финно —угры являются коренными народами для своих территорий. Огромные пространства, которые принадлежали финно -угорским и самодийским (близким к ним) племенам, берут начало у Балтийского моря, лесостепи Русской равнины, и заканчиваются у Западной Сибири и Ледовитого Океана соответственно. Современная европейская часть России занимали финно —угры , которые не могли не внести свой вклад в генетическое и культурное наследие этих земель.

Деление финно —угров по языковой принадлежности

Существует несколько подгрупп финно —угров , разделенных по языковой принадлежности. Есть так называемая волжско -финская группа, в состав которой вошли марийцы , эрзяне и мокшане (мордва). В пермско -финскую группу входят бесермяне , коми и удмурты. Финны-ингерманландцы , сету, финны, ижорцы , вепсы , потомки мери и прочие народы относят к группе прибалто -финнов. Отдельно выделяют так называемую угорскую группу, в состав которой входят такие народы, как венгры, ханты и манси . Некоторые ученые относят волжских финнов в отдельную группу, в которую вошли народы, являющиеся потомками морумы и средневековой мещеры.

Неоднородность антропологии финно —угров

Некоторые исследователи считают, что наряду с монголоидной и европеоидной существует так называемая уральская раса, народам которой свойственны признаки представителей как первой, так и второй расы. Манси , хантам, мордве и марийцам более присущи черты монголоидов . У остальных народов доминируют признаки европеоидной расы, либо они разделены равномерно. Однако финно —угры не имеют черт индоевропейской группы.

Культурные особенности

Всем финно -угорским племенам характерны идентичные материальные и духовные культурные ценности. Они всегда стремились к гармонии с окружающим миром, природой, граничащими с ними народами. Лишь они смогли сохранить свою культуру и традиции, включая и русские, до наших дней. Это легко объясняется тем, что финно —угры всегда почитали не только свои традиции и обычаи, а и те, которые они позаимствовали у соседних народов.

Большинство древних русских легенд, сказок и былин, составляющих эпический фольклор, относят к вепсам и карелам – проживавших в Архангельской губернии потомков финно —угров . С земель, занимаемых этими народами, к нам также перешли и многие памятники древнерусского деревянного зодчества.

Связь между финно —уграми и русскими

Несомненно, финно —угры оказали немалое влияние на становление русского народа. Вся территория Русской равнины, которую теперь занимают русские, раньше принадлежала этим племенам. Материальная и духовная культура именно последних, а не тюрков или южных славян, была во многом заимствована русскими.

Легко заметить общие черты национального характера и психологических особенностей русских и финно —угров . Особенно это касается той части населения, которая проживает в северо-восточной, северной и северно-западной части Европейской России, считающейся коренной для русского народа.

Известный академик О. Б. Ткаченко , посвятивший свою жизнь изучению народа мери , заявил, что представители русского народа по отцовской линии связаны с финнами, а лишь по материнской – со славянской прародиной. Данное мнение подтверждается множественными культурными признаками, характерными для русской нации. Новгород и Московская Русь возникли и начали свое развитие именно на тех территориях, которые занимали финно —угры .

Различные мнения ученых

По словам историка Н. А. Полевого, который в своих трудах затрагивал проблему этногенеза великороссов, русский народ генетически и в культурном плане является чисто славянским. Племена финно —угров не оказали никакого влияния на его формирование. Противоположное мнение высказал Ф. Г. Духинский , который также проживал в 19 веке. Польский историк считал, что русский народ сформировался на основе тюрков и финно —угров , а от славян были позаимствованы лишь языковые особенности.

Ломоносов и Ушинский , сошедшиеся во мнении, отстаивали промежуточную точку зрения. Они считали, что финно —угры и славяне обменивались культурными ценностями друг с другом. В состав русского народа со временем вошли мурома, чудь и меря, внеся свой вклад в только зарождающийся на тот момент русский этнос. Славяне в свою очередь повлияли на угро-венгерские народы, о чем свидетельствует наличие славянской лексики в венгерском языке. В жилах русских течет кровь как славянская, так и финно -угорская, и в этом нет ничего зазорного, по мнению Ушинского .

Многие народы, проживающие на берегах балтийского поморья, а также датчане, шведы и даже русские берут свое начало с необъяснимо молчаливым исчезновением финно —угров . Эти племена, проживавшие преимущественно в Европе, образовались настолько давно, что их невозможно назвать народами, которые перекочевали с других земель. Возможно, ранее они проживали на всей северной части Азии и Европы, и даже занимали территорию средней Европы. Таким образом финно —угры фактически заложили прочный фундамент для формирования большинства северных и европейских держав, к числу которых можно отнести и Россию.

Почти всем известно, что финно-угры - это предки современных финнов, венгров, эстонцев и некоторых других, хотя и в меньшей степени, народов. Проживали они с раннего средневековья на очень больших пространствах – на территории современной Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европы. Практически полностью были ассимилированы, в некоторых случаях истреблены, славянами к концу 14 века на территории Древнерусского государства. Мы рассмотрим типичное финно-угорское поселение на близком и понятном нам примере, речь пойдет о таком жилище, расположенном близ реки Ока. Вот как выглядит место, на котором когда-то жили финно-угры.

Начать стоит с того, что финно-угорские племена всегда селились рядом с водой – будь то река, озеро, море. В отличие от большинства славянских племен, которым для устройства некрупной деревни порой было достаточно ручья или другого чистого даже небольшого источника воды рядом, финно-угры в любом случае «жались» к средним и крупным рекам и другим водоемам. О чем это говорит? В основном о том, что эти племена активно занимались рыболовством. Еще одно серьезное отличие финно-угорских поселений от типичных славянских – это частый выбор более высокого места для жилья. Здесь мы сделаем оговорку – это относится к племенам, жившим в средней полосе современной России, потому что ближе к Уралу и Западной Сибири это правило работает не всегда. Так же стоит принимать во внимание, что ближе к 14 веку, когда притеснение со стороны славянских племен усилилось, финно-угры стали устраивать жилища, укрываясь от них в ранее несвойственных им местах – на невысоких берегах малых рек, возле болот и других «неудобных» местах. Это затрудняло обнаружение их племен недружественными народами. В 9-12 вв. типичное поселение финно-угров располагалось на таких крутых мысах, горках, выступах с небольшими, порядка 200-300 кв. м. плато для жилищ, что, глядя на них, сложно себе представить, как тут вообще можно было жить. Однако, селения на таких доминирующих высотах чаще всего были созданы для наблюдения и охраны территории от неприятеля, т.е. для военных целей. Это были городища. На описываемом нами поселении, которое находится в 100 м. от Оки на круглом холме с плоской жилой террасой 250 кв. м. есть только один относительно пологий – около 35 градусов, спуск на сторону от реки. Остальные склоны настолько круты, что подниматься по ним летом сложно, а зимой крайне тяжело. Крутость наклона достигает 65 градусов.

Почему финно-угры выбирали такие, на наш взгляд, неудобные места для жилья? Это объясняется в первую очередь безопасностью. Атаковать подобные высоты сложно, при обнаружении противника жителями его положение оказывалось крайне невыгодным. Обычно на такой большой высоте люди селились непосредственно близ воды, с которой возможно внезапное появление неприятеля. Если же стоянка находилась в глубине леса, на небольшой реке, то и селение располагалось ниже. Большой минус жилья на высоте - сложный доступ к воде. Понятно, что на таких горках грунтовые воды очень глубоки. Однако часто селения располагались на мысах, это значит, что как бы «задняя» часть территории уходила в континент, где были и ручьи, и родники, и другая доступная вода, но у подножья, со стороны самой крутой части этого мыса обязательно должна быть река. Вокруг такого городища, расположенного на большой высоте, в радиусе до 20 км располагались стоянки поменьше, которые локализовались на сухих холмах, также рядом с водой. В современной Рязанской области, на месте которой в старину также обитали финно-угорские племена, археологи находили их поселения на небольших островах в болотах. Это нечастый для финно-угров способ организации поселения, и даже несмотря на его нетипичность, в нескольких сотнях от этого болота все равно крупное озеро, что говорит о неизменной привязанности древнего народа к существенным водным пространствам.

Дома финно-угров были похожи на дома славян – как минимум, треть дома находилась под землей, небольшие окна и дверь. Строили из дерева. Для отопления использовались дрова, собранные в окрУге. Зола, получавшаяся в результате такого способа обогрева дома, выбрасывалась рядом с жилищем, отсюда сохранившийся до сих пор темный оттенок почвы рядом с бывшими стоянками.

Поскольку финно-угры обитали в один исторический период и часто на одной географической территории со славянскими племенами, то они не могли не иметь с ними отношений. Как любой народ, который стремится сохранить свою идентичность и целостность, финно-угры противостояли проникновению славянской культуры. Например, материальной. У них были свои, отличающиеся по стилю от славянских, ювелирные украшения из меди, медно-оловянного сплава, серебра. Вот несколько вещей племени Мещера, представители которого жили на территории Владимирской и Рязанской областей в 10-13 веках.


  1. Ременной набор бронзовых накладок, крепился к кожаному ремню с помощью «усиков» (в коже проделывались небольшие отверстия, в них продевалась пара припаянных к накладке усиков и зажималась на внутренней стороне ремня).
  2. Украшение, которое носили на обуви, крепилось пришиванием.
  3. Привеска с лапками. Пришивалась к деталям одежды, при движении издавала негромкий шум, отсюда название «шумящая» привеска.
  4. Накладка в виде сердца с выпуклыми лепестками, также, как и почти все накладки крепилась к кожаным изделиям с помощью «усов».
  5. Шумящая привеска «бутылочка». В нее продевалась веревка, на конце завязывался узел и фиксировался в ее узкой части так, чтобы привескане открепилась. Носилась на одежде, обуви.
  6. Витое кольцо с плоским щитком без орнамента.
  7. Брошь с кольцом на обратной стороне для пришивания к одежде.
  8. Лунница«рогатая» с кольцом в верхней части. Носили на шее по одной или несколько штук.
  9. Накладка ременная бронзовая круглая.
  10. Бусина стеклянная.
  11. Бубенцы, крепились к разным украшениям. Более крупные имели внутри шарик, который издавал шум, ударяясь о стенки бубенца, мелки пустые внутри.
  12. Набор «бутылочек», которые активно использовались для украшения одежды древних финно угров.

На стоянках финно-угорских племен археологи часто находят куфические дирхемы с арабскими надписями 10 века, что говорит о хождении этих монет у финно-угров. Часто они использовали их в украшениях монисто. Иногда носили как сережки, проделав отверстие в верхней части монеты, иногда прикрепляли к другим украшениям, припаивали к ним ушки для крепления. Не стоит переоценивать частоту использования куфических дирхемов в качестве денег в финно-угорских племенах, эти монеты сложно назвать участником полноценных товарно-денежных отношений древнего народа. Однако, в это же время у славянских племен не было вообще в обороте постоянных монет. Позже, в конце 13 века арабские дирхемы исчезли и у финно-угров.

Чем еще примечательна материальная культура рассматриваемого племени? Касаясь этого вопроса, следует сказать, что они были большими мастерами в искусстве литья медного сплава в восковую форму. Большинство их украшений выполнено именно с помощью этой ювелирной техники. На представленной выше фотографии все вещи отлиты именно так. Вы можете ознакомиться с другими предметами племени мещера в нашем .

Финно-угорские племена были язычниками с культом водоплавающих птиц, лошади, других животных. Они делали обереги, амулеты, украшения с изображениями этих животных из кости, глины, камня, бронзы. При погребении умершему клали украшения с собой в захоронение, одев их на шею, положив в руку или закрепив на поясе. Считалось, что в загробном мире языческие символы также будут помогать их владельцу. Хоронили людей, закапывая в землю, либо кремируя. Причем при втором способе все украшения сгорали вместе с усопшим.

Чем еще жили финно-угорские племена помимо рыболовства? Они также занимались охотой и собирательством. Охота была организована загонным способом. Для этого собиралось несколько поселений вместе, и охотники гнали животных в какой-нибудь водный тупик (место со всех сторон окруженное водными преградами), из которого невозможно было выбраться, а там все вместе забивали топорами, копьями, например, бизона. Мясо делили поровну и разносили к месту селения.

Мы осветили лишь некоторые аспекты быта финно-угорских племен. Жизненный уклад этого народа значительно отличается в зависимости от территории проживания. Например, если говорить о финно-уграх Прикамья, то в их материальной культуре нередко встречаются украшения из золота. У племен, живших на местах упомянутых Владимирской и Рязанской, Московской областях, таких изделий не было. Стиль производства украшений прикамских финно-угров также разнится с древними племенами вышеназванных районов.

Наш рассказ носит познавательный характер и не претендует на строгую научную статью. Также читайте на нашем сайте о том, в 12-14 веках на Европейской части современной России.

Loading...Loading...