Государственная поддержка семей воспитывающих детей инвалидов. Порядок приема в образовательные учреждения. Помощь семьям с детьми инвалидами

В России существуют различные виды социальных пособий для незащищенных слоев населения. В нашей статье речь пойдет о такой важной и необходимой сфере деятельности государства, как помощь детям инвалидам, а также их семьям. Мы расскажем Вам о том, какие льготы и социальные привилегии положены инвалидам, а также на какую помощь от государства могут рассчитывать члены их семей.

Социальная помощь детям инвалидам

Прежде всего, следует сказать, что до 1979 года в РФ вообще не было официально признаваемого понятия «ребенок-инвалид. В 1979 году ООН провела акцию под названием «Год ребенка», а в СССР был введен закон, по которому официально признавался статус ребенка-инвалида. До 1991 года список заболеваний, по которым могла быть назначена инвалидность, был весьма ограниченным. Он включал в себя тяжелые травмы и психические неизлечимые болезни. В 1991 году по рекомендации ВОЗ перечень болезней, по которым присваивалась инвалидность, был существенно расширен. На сегодняшний день социальная помощь детям инвалидам является важной частью государственной социальной политики, которая регулируется международными, общегосударственными и местными законами и подзаконными актами.

В общем виде понятие инвалидности у детей подразумевает их существенное ограничение жизнедеятельности, которое приводит к неспособности адаптироваться в социуме вследствие отставания в развитии, а также ограниченной возможности самообслуживания, перемещения в пространстве, ориентации, обучения, общения и трудовой деятельности. Основной документ, регулирующий вопрос о присвоении ребенку статуса инвалида, — это закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и перечень соответствующих медицинских показании. В нашем государстве создан фонд помощи детям инвалидам, из которого выделяются средства на выплату материальных пособий детям-инвалидам, а также их семьям. Кроме того часть денег идет на обеспечение нематериальных льгот.

Кто имеет право на выплату материального пособия по инвалидности. И каковы размеры помощи? Согласно федеральному закону материальная помощь ребенку инвалиду до исполнения ему 16 лет выплачивается в следующем размере:

  • если ребенок относится к 1-й группе инвалидности (см. специальный перечень групп инвалидности), ему полагается пособие в размере 2162 рубля ежемесячно,
  • если ребенок имеет 2-ю группу инвалидности – 1544 рубля,
  • если ребенок относится к 3-й группе инвалидности – 1236 рублей.

Размеры детских пособий полностью совпадают с размерами взрослых пособий по инвалидности. Они подлежат обязательной индексации 1 апреля текущего года в связи с установленными нормами прожиточного минимума и уровня инфляции в стране.

Помимо материальной, существует также адресная помощь детям инвалидам. Она отличается от пенсии по инвалидности тем, что имеет конкретное целевое назначение – на учебу, на проведение операции, на оплату коммунальных услуг и т.п. Выплачивается адресное пособие также из государственного фонда помощи инвалидам.

Для того чтобы оформить материальное пособие ребенку-инвалиду, требуются следующие документы:

  • заявление о начислении материального пособия по инвалидности,
  • подписанное врачом и нотариально заверенное заключение о присвоении ребенку инвалидности,
  • свидетельство о рождении,
  • паспорта, ИНН родителей (опекунов, усыновителей).

Помощь семьям с детьми инвалидами

По закону, помимо материального пособия, дети инвалиды России должны быть обеспечены также и нематериально. К основным нематериальным льготам, на которые могут рассчитывать дети инвалиды, относятся:

  • обеспечение местами в детских садиках, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в привилегированном порядке на бесплатном основании,
  • свободный проезд в общественном транспорте по месту жительства, а также 50% скидки на проезд в любом междугороднем транспорте с 1 октября по 15 мая. Помимо детей инвалидов на такие же скидки могут рассчитывать и сопровождающие лица,
  • бесплатные лекарства по врачебному рецепту в любой аптеке страны до 16 лет,
  • бесплатные кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски детям до 3-х лет и средства передвижения (трости, коляски, ходули и т.п.) для инвалидов старшего возраста,
  • полное или частичное освобождение от оплаты стоимости протезов и ортопедических изделий, а также стоимости их последующего ремонта.

Помимо индивидуальных нематериальных благ, на которые может рассчитывать ребенок инвалид, хорошо развита в нашей стране и помощь семьям с детьми инвалидами. Помощь родителям детей инвалидов выражается в следующих льготах:

  • мужчинам, на попечении которых находятся дети инвалиды 1-й или 2-й групп, полагается отсрочка от армейской службы,
  • при выдаче ребенку путевки на санаторное лечение, сопровождающему его лицу также выдают путевку и оплачивают от 50 до 100% стоимости проезда до места оздоровления, весь период санаторного лечения вносится в больничный лист сопровождающего и оплачивается на его работе соответственно,
  • кроме того, взрослый человек, ухаживающий за ребенком инвалидом, может рассчитывать дополнительно на один оплачиваемый выходной ежемесячно,
  • доходы лиц, ухаживающих за детьми инвалидами, не облагаются подоходным налогом,
  • семьи, в которых растут дети-инвалиды, в первую очередь обеспечиваются жильем, а также имеют право на субсидии на оплату коммунальных услуг или на более чем 50% компенсацию расходов на топливо при условии, что семья проживает в помещении без центрального отопления,
  • и наконец, люди в обязанности которых входит оказание помощи детям инвалидам, имеют право на включение всего времени ухода за инвалидом в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту.

По данным статистики, на сегодняшний день в России зарегистрировано около 15 миллионов инвалидов, фактически, каждый 10 житель страны получает специальное пособие. При этом более половины из этого числа - граждане трудоспособного возраста. Также ежегодно возрастает количество детей-инвалидов.

Лица, потерявшие трудоспособность полностью или частично, находятся под защитой государства, которое осуществляет их материальную поддержку. Из бюджета производится выплата пособий, пенсий и льгот, а также оказываются другие виды помощи инвалидам.

Кого же можно причислить к категории инвалидов?

Инвалид – человек, имеющий психические, умственные, сенсорные, либо физические отклонения, не позволяющие ему полноценно жить в обществе.

Люди с ограниченными возможностями имеют различные степени нарушений здоровья, в связи с этим введена градация по группам инвалидности:

  • 1 группа, в которую входят люди с тяжелыми поражениями здоровья;
  • 2 группа, в которую попадают лица, сохранившие способность самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;
  • 3 группа, в которую входят лица, имеющие проблемы со здоровьем, но способные трудиться на благо страны;
  • дети-инвалиды – не достигшие 18-летнего возраста;
  • инвалиды детства - взрослые, которые получили инвалидность еще в детском возрасте.

Оказание помощи инвалидам осуществляется всем вышеперечисленным категориям граждан. При этом для каждой группы предусмотрен определенный перечень льгот, который может отличаться в различных регионах страны, в зависимости от местных региональных программ помощи инвалидам.

Виды выплат по инвалидности

В зависимости от условий установления инвалидности, в РФ предусмотрены следующие виды пособий:

  1. Трудовая пенсия по инвалидности. Такое пособие назначается лицам, отработавшим хотя бы один день и признанными инвалидами, а также получившим производственные травмы и «профессиональные» заболевания.
  2. Государственная пенсия по инвалидности полагается участникам ВОВ, космонавтам, жителям блокадного Ленинграда, военнослужащим, а также пострадавшим в катастрофах техногенного и радиационного характера.
  3. Социальная пенсия по инвалидности назначается инвалидам 1,2,3 групп, инвалидам детства, и детям-инвалидам.

Размер этих пособий утвержден федеральным бюджетом.

Для получения пособий по инвалидности необходимо проходить медико-социальную комиссию по месту жительства для установления группы инвалидности. Выплаты производятся органами по выплате пенсий и пособий.

Социальные услуги

Министерство здравоохранения регулярно обновляет перечень лекарственных препаратов, которыми должны бесплатно снабжаться инвалиды. Лекарственные препараты назначаются согласно основному заболеванию и утверждаются лечащим врачом. Помимо этого, бесплатно должны выделяться предметы медицинского назначения, а также специальное питание детям-инвалидам. В качестве помощи инвалидам предусмотрено ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном транспорте, а также оплачиваемый проезд до места реабилитации и обратно. Помощь инвалидам 1 группы и детям инвалидам включает в себя и оплачиваемый билет для сопровождающего лица.

Помощь инвалидам 3 группы, которые официально являются безработными, заключается в 50% скидке на выписанные врачом препараты.

Получатели помощи могут самостоятельно решать, какие из социальных услуг им необходимы, либо отказаться от них вообще, выбрав денежную компенсацию, размер которой также фиксирован.

Помощь социальных работников

Помощь инвалидам 2 группы, равно как и первой, одиноко проживающим оказывают социальные работники. Ими осуществляется: покупка продуктов и медикаментов, сопровождение в лечебные учреждения, уборка в квартирах, оказание юридической помощи, доставка топлива и воды инвалидам, проживающим в домах без коммунальных удобств. Также инвалидам и малоимущим может быть оказана единовременная материальная помощь в случае непредвиденных ситуаций (пожар, потоп, смерть близкого), а также при необходимости приобретения дорогостоящих медицинских препаратов в других ситуациях. Обо всех видах помощи можно узнать в СОБЕСе. Материальная помощь может быть оказана лишь один раз в год.

Также предусмотрена и специфическая помощь инвалидам. К примеру, ремонт инвалидных колясок и прочих реабилитационных средств, услуги сурдопереводчика, содержание и лечение собак-поводырей.

Люди с нарушением двигательных функций имеют право воспользоваться социальным такси, стоимость которого значительно ниже, чем у городских служб.

Инвалидам бесплатно предоставляются все необходимые технические средства:

  • инвалидные коляски;
  • трости, костыли, и прочие виды опор;
  • ортопедическая обувь;
  • протезы;
  • специальные матрасы и подушки, которые предупреждают образование пролежней;
  • специализированные устройства для облегчения одевания, кормления, купания, а также одежда особой конструкции;
  • устройства для слабовидящих: говорящие часы, аудиокниги;
  • собаки-поводыри со всем необходимым снаряжением, а также выплаты на их содержание и лечение.
  • медицинская аппаратура по назначению;
  • слуховые аппараты;
  • корсеты;
  • подгузники;
  • а также многое другое, предусмотренное для облегчения жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями.

Льготы жилищные

Предоставляется скидка на услуги ЖКХ 50%, вне зависимости от группы инвалидности. Семьи, где растет ребенок-инвалид, поучают льготы при обращении за улучшением жилищных условий. Также учитывается, что инвалиду нужна большая жилплощадь, чем при обычных нормах расчета.

Инвалидам вне очереди предоставляются наделы земли под ведение строительства или сельскохозяйственную деятельность.

Льготы на образование

Дети-инвалиды имеют право на получение среднего образования. Ребенок может посещать учебные заведения, в которых введено инклюзивное образование, либо ребенок может учиться на дому, а учителя будут приходить из школы микроучастка, либо из той, к которой прикреплен ребенок. Если же родители сами занимаются обучением детей, то им выплачивается компенсация.

Помощь инвалидам заключается и в льготах на образование. Так, инвалиды 1 и 2 групп могут поступать в учебные заведения. При наборе проходных баллов на экзаменах их зачисляют на факультет без конкурса. При сдаче экзаменов им может быть продлено время для подготовки.

Помимо основной стипендии, выплачиваемой в учебном заведении, инвалидам полагается социальная стипендия при условии успешной учебы.

Льготы для работающих инвалидов

Государство защищает интересы работающих инвалидов. Так, лица, имеющие 1 и 2 группы, имеют право на 35-часовую рабочую неделю при полной оплате труда. Им предоставляется удлиненный отпуск, а также возможность брать отпуск без содержания до 60 дней по уважительной причине.

Налоговые льготы

Инвалиды освобождаются от уплаты налога на имущество, зарегистрированного на них.

Скидки на транспортный налог до 50%.

Послабления предусмотрены и при оплате земельного налога.

Государство оказывает различные виды помощи инвалидам, чтобы поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Помимо государственной помощи, которая распространяется на всех зарегистрированных лиц с ограниченными возможностями, помощь инвалидам могут оказывать и различные общественные организации, и благотворительные фонды.

Помощь детям с ограниченными возможностями и инвалидам с детства регулируется на государственном уровне. Таким семьям положены различные ежемесячные выплаты (пенсия и пособия), а также несколько разновидностей трудовых, денежных и социальных льгот.

Все эти виды поддержки от государства призваны обеспечить ребенка-инвалида, его родителей и опекунов самым необходимым, оказывать содействие его социальной адаптации, поддержать здоровье и создать возможности, соответствующие возможностям других граждан.

Денежные выплаты на детей-инвалидов оформляются в заявительном порядке через отделения Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональные центы (МФЦ). Каждая из них потребует самостоятельного оформления и подачи нужного пакета документов.

Набор социальных услуг (НСУ) для детей-инвалидов

На детей-инвалидов и лиц с инвалидностью с детства, получающих ежемесячную денежную выплату, по закону также автоматически предоставляется ежемесячный набор социальных услуг в натуральном виде . Он состоит из трех основных блоков и может выплачиваться в установленном денежном эквиваленте.

Получатель НСУ или его родители (опекуны) могут отказаться от получения соц. услуг в натуральном виде полностью или частично, получая вместо них денежное возмещение . Изменить порядок получения набора услуг можно только с 1 января каждого следующего года при условии, что соответствующее заявление в ПФР подано до 1 октября текущего года.

Размер НСУ с 01.02.2017 г., руб.

Примечание: Ребенок с инвалидностью, а также инвалид с детства I группы, который может ездить только с сопровождением, имеет право на получение второй путевки на курорт для сопровождающего лица, а также на его обеспечение бесплатными билетами при выезде к месту лечения и назад.

Поскольку НСУ является частью ЕДВ, для его получения не требуется идти в ПФР и писать отдельное заявление! При назначении ЕДВ у ребенка-инвалида сразу автоматически возникает право на НСУ в натуральной форме , о чем в ПФР выдается соответствующая справка.

В этой справке содержатся следующие сведения:

  • категория льготника (ребенок-инвалид или инвалид с детства);
  • на какой срок установлена ЕДВ;
  • на какие социальные услуги в составе НСУ гражданин имеет право в конкретном году.

По этой справке, предъявленной в медицинские, профилактические учреждения или железнодорожные кассы на всей территории страны, могут быть оказаны соответствующие социальные услуги.

Гражданин также имеет право отказаться от получения НСУ в натуральной форме, получая вместо него денежный эквивалент в составе ЕДВ. Соответствующее заявление об отказе от НСУ достаточно подать не позднее 1 октября текущего года в территориальный орган ПФР - тогда оно будет действовать с 1 января следующего года на постоянной основе до тех пор, пока получатель не изменит своего решения.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом неработающему родителю

Если трудоспособный родитель (опекун или иное лицо) ухаживает за ребенком, требующим постоянного присмотра, и не имеет возможности по этой причине работать, он может рассчитывать на . За осуществление ухода на каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы полагается выплата в размере:

  • 5500 руб. - если уход осуществляется родителем, усыновителем либо опекуном
  • 1200 руб. - если ухаживает другое лицо).

При II и III группах инвалидности на ребенка после 18 лет это пособие не положено . Ниже приводятся некоторые другие особенности его назначения:

  • при обращении за выплатой родителям (опекунам) потребуется документально доказать, что ребенок нуждается в постоянном ходе;
  • выплата перечисляется вместе с ;
  • пособие положено трудоспособным неработающим гражданам , осуществляющим , и не выплачивается пенсионерам или получателям пособия по безработице через службу занятости населения (ЦЗН).

В отличие от других выплат Пенсионного фонда, размер этого пособия не подлежит ежегодной индексации . При этом до 2013 года размер выплаты был единым и составлял 1200 руб. независимо от того, кто осуществляет уход, а сейчас установлена повышенная сумма 5500 руб. для родителей и опекунов.

Для оформления пособия потребуется обратиться в ПФР со следующим набором документов:

  • удостоверение личности и трудовая книжка лица, осуществляющего уход;
  • 2 заявления:
    • о назначении пособия от неработающего трудоспособного гражданина, осуществляющего уход за ребенком, с указанием даты его начала;
    • о согласии на осуществление ухода от родителя, опекуна или другого законного представителя ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы (не требуется, если уход осуществляется самими указанными лицами);
  • 2 справки на лицо, осуществляющее уход:
    • из ПФ по месту жительства ухаживающего лица о том, что ему не выплачивается пенсия;
    • из службы занятости населения о неполучении им пособия по безработице;
  • выписка из акта освидетельствования ребенка-инвалида в органах МСЭ (направляется в ПФР самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия).

Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество

Средства из маткапитала можно тратить на покупку товаров и оплату услуг , направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида (любого из детей в семье, а не обязательного давшего право на сертификат) в виде компенсации уже потраченных на это денег.

В оплату медицинских услуг, реабилитацию и покупку лекарств средства вкладывать не разрешается ! На практике деньги из материнского капитала стало возможным использовать на деток-инвалидов только после выхода Распоряжения Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 г. , утверждающего перечень соответствующих товаров и услуг (48 наименований).

Документы, которые нужно предоставить в ПФР для перечисления средств материнского капитала:

  • заявление от матери;
  • паспорт и СНИЛС заявителя;
  • индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка (ИПР, ИПРА);
  • документы, подтверждающие покупку товаров и услуг для соц. адаптации и интеграции;
  • акт из соцзащиты, подтверждающий наличие и соответствие купленного товара нуждам ребенка (если куплен товар, а не услуга);
  • реквизиты банковского счета заявителя.

Льготы детям инвалидам и их родителям в 2019 году

Помимо денежных выплат, детям с инвалидностью и их родителям предоставляется множество льгот, призванных повысить их уровень жизни.

Государство берет на себя обязанность поддерживать семьи, в которых члены семьи обладают особыми потребностями, исходя из принципа категориальности . То есть помощь предоставляется на каждого ребенка-инвалида, семья которого имеет основания для получения льгот и выплат, а не . Т.е. все эти виды помощи назначаются вне зависимости от материального положения семьи, и в ближайшее время государство не планирует пересматривать этот принцип.

Налоговый вычет на ребенка-инвалида в 2019 году (льгота по НДФЛ)

На каждого из детей-инвалидов до 18 лет (или на учащегося по очной форме студента, аспиранта с инвалидностью 1, 2 группы до 24 лет) предоставляется льгота по НДФЛ, которая полагается обоим родителям (усыновителям, опекунам) ребенка-инвалида.

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В ст. 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. оговорены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и права на улучшение условий проживания. Среди них:

  • Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма при нуждаемости в улучшении жилищных условий (для находящихся на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий). При этом площадь помещения по договору соцнайма должна превышать нормативы, приходящиеся на одного человека, но не более, чем в два раза.
  • Первоочередное получение земельного участка для постройки жилого частного дома, ведения подсобного или дачного хозяйства, садоводства.
  • Компенсация 50%:
    • на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);
    • на оплату взноса за капремонт жилья.

Право на дополнительную жилплощадь (отдельную комнату или добавочные 10 кв. м) предоставляется семьям, в которых дети страдают от психических расстройств, поражений ЦНС с тяжелыми последствиями и есть необходимость использовать кресла-коляски.

Льготы при поступлении ребенка в колледж и вуз

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса без учета данных аттестата. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

  • возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;
  • прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.

Указанными льготами можно воспользоваться только один раз , поэтому учебное заведение и будущую специальность стоит выбирать очень внимательно.

При подаче заявления в учебное заведение должны быть предоставлены такие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • подтверждение особых прав абитуриента (справка об инвалидности);
  • заключение медико-психолого-педагогической комиссии;
  • заключение об отсутствии противопоказаний к обучению в данном заведении.

Другие меры социальной поддержки детям-инвалидам

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

  • первоочередной прием дошкольников в детсады, бесплатное их посещение;
  • возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);
  • бесплатное питание в школе;
  • щадящий режим сдачи ЕГЭ;
  • помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической).

Заключение

К сожалению, пока на пути к максимальной социальной адаптации детей и инвалидов с детства для создания им возможностей к полноценной жизни российскому обществу нужно преодолеть еще очень много препятствий. Однако государство берет на себя обязанность поддерживать детей-инвалидов и их семьи. Поддержка осуществляется как в денежном (

В этой статье мы затронем такой важный вопрос, как получение социальной помощи от государства семьям, воспитывающим детей-инвалидов и инвалидов детства. Невзирая на трудности, сопутствующие кризису в стране, и дефицит бюджета, правительство в этом году предусмотрело статью расходов, позволяющую получать материальную поддержку данной группе населения.

Дети с ограниченными возможностями, инвалиды детства

Инвалидом признается ребенок, имеющий серьезные врожденные дефекты, пороки развития. Или приобретенные неизлечимые проблемы со здоровьем, возникшие у него вследствие полученной травмы. Конечно, появление на свет или воспитание малыша, нормальная и полноценная жизнедеятельность которого невозможна – это тяжкое испытание для любой семьи. Справиться в одиночку с этим бременем под силу не каждому. Поэтому государство помогает таким семьям в рамках региональных и федеральных программ.

В бюджетах федеральных округов запланированы выплаты:

  • субсидий;
  • ежемесячных пособий;
  • жилищных и транспортных льгот;
  • соцпенсий и др.

Помимо вышеперечисленных выплат, предусмотрена поддержка детей-инвалидов при поступлении их в детские сады, школы, университеты. Финансируется медицинская помощь, в том числе ортопедическая и протезная. А также возможно покрытие стоимости санаторного и курортного отдыха и лечения для самого ребенка и для лица, которое его сопровождает. При устройстве на работу для инвалидов предусмотрены более мягкие условия труда в соответствии группой инвалидности.

Внимание! С 2014 года само понятие «инвалид с детства» в законодательстве упразднено. Но все необходимые выплаты сохранены. Теперь, при оформлении бумаг, необходимо оперировать понятием «ребенок-инвалид» если речь идет о гражданах до 18 лет. Если же человек с ограниченными возможностями более старшего возраста, то следует оформить ту или иную группу инвалидности.

Куда обратиться за получением помощи?

Гражданин, трудоспособный и неработающий, имеющий на попечении инвалида, даже если он не является его кровным родственником, и формально не проживает совместно, имеет право на получение компенсационных выплат. Для их получения необходимо заявить о своем положении в отдел соцзащиты в своем районе проживания.

Размер положенных ежемесячных выплат и субсидий

Размер выплат колеблется в широких пределах. Например, опекун, попечитель, усыновитель получит ежемесячную компенсацию, которая составляет около 5 500 рублей. Для других лиц положенная сумма много меньше, около 1 200 рублей.

Размер социальной пенсии

Социальная пенсия назначается лицам, имеющим первую, вторую и третью группу инвалидности и детям-инвалидам, у которых нет рабочего страхового стажа. Размер пенсии для последних составляет почти 12 тысяч рублей.

Внимание! Северный коэффициент. Для инвалидов, проживающих в районах Крайнего Севера и других, приравненных к ним из-за чрезмерно суровых погодных и климатических условий, правительством РФ устанавливается особый, повышающий коэффициент выплат.

На какой срок оформляются выплаты

Один раз необходимо подать все необходимые документы в Пенсионный фонд РФ в отдел соцзащиты. Все выплаты сохраняются до тех пор, пока лицо имеет статус инвалида. В том числе, помощь может быть назначена бессрочно.

В силу того, что из-за ограничений по состоянию здоровья, получение денежных средств гражданами данной категории может быть затруднено, им на выбор предоставляется несколько вариантов доставки:

  • Почта РФ;
  • на банковскую пластиковую карту;
  • через кассу отделения банка;
  • через службу, доставляющую социальные выплаты на дом.

Квартиры для детей-инвалидов

Трудовые льготы для опекунов

Одному из имеющихся родителей или опекуну детей-инвалидов положено 4 дополнительных выходных дня каждый месяц помимо основных общепринятых. Женщина, воспитывающая такого ребенка, имеет право на неполную рабочую неделю и даже на неполные рабочие дни. И в том и в другом случае с сохранением заработка.

Также один из родителей или опекун ребенка-инвалида может выйти на пенсию ранее законом установленного срока. Условие – его трудовой стаж должен быть не менее 20-ти и 15-ти лет для лиц мужского и женского пола соответственно.

Внимание! Размеры и типы всех выплат могут варьироваться, в зависимости от региона и могут меняться из года в год. Кроме того, для данной категории населения, как для одной из самых незащищенных, существует множество различных пособий и назначений, которые суммируются. Для уточнения полного перечня льгот обратитесь в отделение ПФ вашего района любым удобным для вас способом.

Социальная поддержка детей-инвалидов: видео

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вместе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. К сожалению, в настоящее время поддержка семьи с ребенком-инвалидом со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей .

В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

  • 1. Проблемы социально-медицинского и амбулаторного обслуживания.
  • 2. Материально - бытовые и жилищные проблемы.
  • 3. Финансовые проблемы.
  • 4. Психолого-педагогические проблемы.
  • 5. Проблемы психологического климата в семье и взаимоотношений.
  • 6. Проблема профессиональной подготовки детей-инвалидов.
  • 7. Проблема организации безбарьерной среды.
  • 8. Проблема достаточного правового обеспечения.
  • 9. Проблема информационного обеспечения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.
  • 10. Проблема оказания комплексной социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами.

Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Нет достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации .

Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, "слабыми" службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке .

Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6м 2 полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком.

Количество разводов в семьях, воспитывающих детей-инвалидов намного выше - отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи.

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями. .

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени. В каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей по уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов). Особую роль в вынужденном высвобождении матерей детей-инвалидов из сферы оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмов исполнения законодательных норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами.

Трудовыми льготами (неполным рабочим днем с сохранением рабочего места, гибким режимом работы, частым использованием больничного листа по уходу или отпуска без сохранения заработной платы), пользуются менее 15% работников.

Ограничения по предоставлению этих льгот возникают, когда они осложняют производственный процесс, организацию производства, ведут к потере прибыли предприятия. Переходу матерей детей-инвалидов в статус домохозяек способствует и отсутствие специальных программ, которые бы обеспечивали переквалификацию родителей, позволяли им пользовать надомный труд, организовывали оплачиваемую занятость, предполагающую совмещение работы с уходом за детьми-инвалидами. Неработающие родители, осуществляющие уход за детьми, сегодня фактически не имеют компенсаций за свой труд (вряд ли можно считать реальной компенсацией установленную законодательно выплату в размере 60% от минимального размера оплаты труда, покрывающую лишь одну десятую часть первоочередных потребностей человека) .

В отсутствие адекватной социальной поддержки неработающим родителям со стороны государства увеличивается иждивенческая нагрузка в семьях, в особенно тяжелом положении оказываются неполные семьи. В этой связи сохранение занятости родителей детей-инвалидов (в равной степени мужчин и женщин), поддержание их экономической активности могло бы стать важным ресурсом и условием преодоления бедности семей с детьми-инвалидами, их успешной социально-экономической адаптации.

Уход за ребенком занимает все время матери. Поэтому уход за ребенком ложится на мать, которая, сделав выбор в пользу больного ребенка, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, от частых обострений недугов. Себя она отодвигает на столь дальний план, что оказывается за бортом жизни. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата .

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно, если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения).

Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Большинство родителей отмечают недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.

Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей инвалида, являются:

  • * воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;
  • * заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;
  • * вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;
  • * вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;
  • * постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

Все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, характеризуются определенными признаками:

  • * родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
  • * личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
  • * семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
  • * социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
  • * особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;
  • * в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, роли, как правило, изменены .

В личности ребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет его без внимания и заботы, то он попадает под власть физических недугов, которые определяют его характер, отношения с людьми, семейное положение, уровень образования, карьеру, в общем, весь жизненный путь. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на задний план.

Значительное место в жизни детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, занимают проблемы получения информации. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющий непосредственное значение для них (исчерпывающие средства о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки. Это вызвано и экономическими причинами. Например, если родители этих детей не могут купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, испытывают дефицит специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т.д.), а также имеет место неразвитость современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране. Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хоты первые шаги в этой сфере предпринимаются .

Дети-инвалиды имеют трудности с получением образования. Российская Федерация подготовила Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальное образование".

В законе сказано, что специальное образование - это система условий, которую создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения их равными возможностями в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивилизирующих методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка. Специальное образование помогает детям-инвалидам развить свои психические и физические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Для таких обучающихся проектируются техникумы, профессиональные учебные заведения (ПТУ), а так же учебные заведения смешенного типа - ПТУ-техникумы. Основные зоны техникумов и ПТУ: учебная, учебно-производственная, физкультурно-оздоровительная, отдыха, хозяйственная, жилая (при наличии жилых корпусов для учащихся инвалидов непосредственно на территории учебного заведения) .

Законы Российской Федерации и субъекты Российской Федерации гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и/или психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность начального основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее девяти лет. Также гарантируется бесплатность обучения; свободный доступ к образованию любого уровня; обучение с возможно минимальной изоляцией от общества.

Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще. В условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна примерно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда .

К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае, она выплачивается более регулярно.

И очень часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях "дикой" рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная и нежелательная. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам предоставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. То есть при таких условиях ребенок-инвалид практически не имеет возможности самостоятельно выйти во взрослую жизнь.

Комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем детей-инвалидов, является следствием внешних и физических ограничений, и эмоциональной защиты самоизоляции, и выпадение из трудового коллектива, и дефекта привычной информации. Закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникацией является одной из наиболее наружных целей социальной реабилитации инвалида.

Важным и трудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней .

Исходя из этого, необходимы различные подходы к определению инвалидности с детства и общего заболевания, только медицинских критериев явно недостаточно. Необходима комплексная социальная оценка.

Таким образом, развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.

Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи. Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе .

Важным представляется межведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства для детей с ограниченными возможностями, объединение усилий органов управления здравоохранением, комитетов по вопросам семьи, матерей и детей, ученых ведущих научных медицинских учреждений.

Loading...Loading...