Как автор относится к герою повести шинель. Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель

***

Д овольно естественно, что у каждого литературного произведения есть автор. В литературоведении сложилось так, что автор как бы занимает роль стороннего наблюдателя за происходящим в его произведении, а также может быть активным участником событий. И всё же художественность предполагает, что эти оба подхода всё равно необъективны, даже если автор нарочито говорит «я» в каждом предложении и даже больше – мы видим конкретные описания и повествования из жизни самого писателя.

Что касается одного из знаменитых произведений Н.В. гоголя «Шинель», то и там автор проявляет себя должным образом.

В центре внимания – маленький человек, чиновник в некоем присутственном месте. Акакий Акакиевич Башмачкин – особый гоголевский типаж, образ которого за основу потом возьмут многие писатели, но такого Башмачкина ни у кого не будет.

В герое нет ничего особенного и Гоголь постоянно указывает на это через детали, интерьер, описание обстоятельств. Он серый, нелюдимый человек, но с обостренным чувством справедливости. Он гнётся под силой обстоятельств. Он совершенно один в этом мире, и ему никто не помогает – даже только потому, что просто не замечает маленького неприметного чиновника.

Гоголь не смеётся, но саркастически указывает на такую нерасторопность и неосведомлённость об окружающем мире. С помощью смертоносной шинели Гоголь пытается показать, насколько действительно ничтожен герой, что даже элемент одежды способен убить его: духовно – когда он расстраивается оттого, что пошив шинели выходит ему чрезвычайно дорого, и материально – когда он просто умирает.

И только в завершении повести можно проследить авторскую позицию: он толкает своего героя к возмездию. Но это возмездие вне под силу Башмачкину, его сможет провернуть только его призрак. В конце повести значительное лицо, обидевшее Башмачкина, попадает под его суд. Башмачкин-призрак (мертвец) беспощаден и тем выделяется своей невиданной при жизни силой.

Получается, что сам автор снисходительно относится к своему герою вообще, но и им, также, как и читателями, движет чувство сожаления и даже отчасти брезгливости, когда он скрупулезно описывает нищенское и жалкое состояние Башмачкина, его образ жизни, серость его будней.

Гоголь принимает решение о том, что Башмачкин должен непременно умереть, потому что всё равно этого человека никто не замечает, а банкет устраивают в его честь только для того, чтобы посмеяться над ним в очередной раз. Единственное, что роднило Башмачкина с миром – это новая шинель, которую ему так и не посчастливилось носить.

Гоголь считает своего героя достаточно слабохарактерным, не умеющим подстраиваться под жизненные трудности и неприятные ситуации, он не понимает, что жалобами не помочь своему горю.

*** Внимание! Копирование статьи на другие сайты запрещено

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» повествует читателю о судьбе «маленького человека». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, бесправный и униженный человек.

Гоголь так описывает внешность главного героя: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Жизнь его – непрерывная отчаянная борьба за существование.

Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек, безропотно сносил постоянное унижение. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышалась нестерпимая жалость.

Башмачкину неоткуда ждать защиты, он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование. Он считает условия своей жизни вполне естественны и не имеет возможности, и, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести так, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель. А когда заветная мечта сбылась, чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача. Только теперь герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, которое привело к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

Образ Башмачкина в повести не однозначен. С одной стороны, автор подчёркивает, что герой духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённом до отчаяния способен противостоять против жестокости, несправедливости , произвола сильных мира сего и бессердечия окружающих. При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Акакий Акакиевич Башмачкин работает в департаменте чиновником самого низкого ранга. У него нет ни друзей, ни семьи. Цель его существования – переписывание и ответственное отношение к своей работе.

Внешность его неказиста: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Поведение главного героя тоже, он безропотно переносил унижения и насмешки сослуживцев. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» От этих слов у окружающих просыпалось что-то человеческое.

Самое трагичное, что Акакия Акакиевича полностью устраивало такое существование и даже не было желания изменить свою участь.

Башмачкин ходит в старой, истертой шинели. А когда покупает новую, ночью грабители отнимают её. В полиции, его даже не удостоили ответа. Только теперь герой понимает свою ничтожность, испытывает сильнейшее душевное потрясение и умирает

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

С одной стороны, автор подчёркивает, что Башмачкин духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённый до отчаяния, способен противостоять жестокости, несправедливости , произволу и бессердечию окружающих. Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, тоже имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные обиды в будущем придется ответить.

Герой повести -- Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из
петербургских департаментов, --бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает
внешность главного героя повести: "низенького роста, несколько рябоват, несколько
рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с
морщинами по обеим сторонам щек".
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, "как будто бы через приемную пролетела простая
муха". А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно
нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. Повествование в
"Шинели" построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится
трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы
по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно,
"почти на цыпочках", чтобы "не истереть подметок" раньше времени, редко отдает
прачке белье. "Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но
потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по
вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей
шинели", --пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники
устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они
насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители
сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день.Он обращается
за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий
Акакиевич идет к "значительному лицу", но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить
их. Он заболел и вскоре умер.Подчеркивая типичность судьбы "маленького человека",
Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина
просто занял другой чиновник.
Повесть "Шинель", несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически.
После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным,
другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью
призрак встретил "значительное лицо" и сорвал с него шинель, напугав чиновника до
того, что тот "даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка". После
этого случая "значительное лицо" стало лучше относиться к людям. Такой конец
повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе "маленького человека". Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы
предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему
обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: "Оставьте
меня, зачем вы меня обижаете?" другие слова: "Я брат твой".

В 1842 году Николай Васильевич Гоголь написал небольшое произведение «Шинель», которым завершил цикл своих «Петербургских повестей». Дата первой публикации — 1843 год. В повести ведется повествование о жизни и смерти «маленького человека», судьба которого так похожа на миллионы других несчастных судеб жителей России девятнадцатого века.

Вконтакте

Главная сюжетная линия

История создания произведения и кто его главные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному имя его отца Акакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни: был небогат , служил титулярным советником , в обязанности которого входило скрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты, имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно! Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель , а затем ее потерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля. Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдают премию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер , хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин направляется за помощью к частному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина, который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Другие герои

Помимо Акакия Акакиевича в повести присутствуют портной Петрович и «Значительное лицо», описание которых помогает автору глубже раскрыть натуру Башмачкина. Характеристика героев позволяет понять особенности того времени.

Акакий Акакиевич:

  • внешность: пожилой человек 50 лет, небольшого роста, с лысиной на голове , бледным цветом лица. Не придает значения своей одежде, носит потрепанные и выцветшие вещи;
  • отношение к работе: ревностно относится к своим обязанностям , никогда не прогуливает работу. Для него переписывание бумаг — наивысшее наслаждение в жизни. Даже после работы Акакий Акакиевич брал бумаги домой для упражнения в писании;
  • характер: незлобивый, робкий и пугливый. Башмачкин — бесхарактерная личность , не умеющая постоять за себя. Но в то же время это воспитанный, спокойный человек, не позволяющим себе сквернословия и ругани, главными его добродетелями были искренность и чистосердечие;
  • речь: говорит бессвязно и непонятно, употребляя большей частью и предлоги;
  • жизненная позиция: домосед, живущий в своем мирке , не интересующийся развлечениями и общением. Несмотря на жалкое существование, любит свою работу, доволен своей жизнью и умеет радоваться мелочам.

Возвращение Башмачкина в полночь домой

Портной Григорий Петрович:

  • бывший крепостной с рябым одноглазым лицом, часто ходил с голыми ногами, как принято было у портных во время работы;
  • род занятий: искусный мастер , ответственно относящийся к выполнению заказов. Своим клиентам помогал выбрать материал для изделия, советовал, делал скидки, особенно когда был пьян.
  • характер: любил выпить, за что часто был бит собственной женой. Трезвый Петрович – это несговорчивый и грубый человек, пьяный – более уступчивый, мягкий. Очень гордился своими изделиями, любил важничать и «заламывать» цены.

«Значительное лицо»

  • генерал в летах с мужественной богатырской наружностью;
  • отношение к своему положению: стал значительным не так давно, поэтому всеми силами пытался изобразить из себя важного человека . Пренебрежительно относился к людям, младшим по званию, и вел себя подобающим образом с равными по чину;
  • характер: хороший отец семейства, строгий и требовательный начальник. Грубо обращается с низшими по рангу людьми, держит их в страхе. На самом деле, это добрый человек, переживает, что обидел Башмачкина.

Внимание! Хотя главный персонаж был неприметным человеком, с первого взгляда казался абсолютно ненужным в обществе, жизнь его оказывала большое влияние на окружающих.

Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть. Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: «Я брат ваш». Да и сам «значительное лицо», после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным.

Шинель. Николай Гоголь.

Шинель, гоголь, краткое содержание

Вывод

После написания «Шинели», где Гоголь выступил в защиту прав личности каждого «маленького человека», идея гуманизации нашла свое отражение в произведениях других известных писателей. Произведение оказало значительное влияние на развитие критического в России 40-х годов.

1.Кто главный герой повести. - Чиновника зовут Акакий Акакиевич Башмачкин.
2.Каков его характер и образ жизни.
У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться» . Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
3.Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою.
Автор к герою относится вроде бы без щепетильности. Он показывает его внутреннее убожество, ограниченность и скудость интересов, неспособность мыслить логически, поразительное косноязычие. Но при этом он как бы отстраняется от этих его отрицательных свойств, приглушает их, не делает на них акцента. Зато крупным планом демонстрирует душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка.
4.Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия
Повесть направлена против бездушия чиновничьего мира, его обезличенности, против отождествления человека с принадлежащи­ми ему вещами, что неизбежно ведёт к рабству у вещей. Говоря обобщённо, автор протестует против выноса центра подлинной лич­ности за пределы этой личности и переноса её в должность («значи­тельное лицо» как предмет страха и фетиша) , в предмет (шинель) .

Акакий Акаки­е­вич Башмач­кин
внешне ничем не примечательный человек, что Н. В. Гоголь сразу открыто заявляет (“нельзя сказать чтобы очень замечательный”). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределённого “несколько”, которое обозначает малое количество чего-то, уменьшительный суффикс -еньк-, отрицающая большое приставка не-.

Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Акакий Акакиевич живёт только своей работой: “Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью”. Занятия писаря он не оставляет и дома, спать ложится, “улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра? ” Даже на насмешки чиновников герой реагирует лишь тогда, когда они мешают ему “заниматься своим делом”.
Максимальное сближение личной жизни и службы оборачивается равнодушием к себе. А подобная безучастность к собственной персоне всегда чревата наблюдаемым нами жалким видом Акакия Акакиевича, его безответностью и униженностью, которых он до поры до времени не чувствует.
Преображает героя мечта о новой шинели. С появлением её изменяются неприметная внешность и поведение Башмачкина: “С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопределённые черты”. Изменяется характер: “...сделался как-то живее, даже твёрже... ” Изменяется сама жизнь: “...существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился... ”
В Акакии Акакиевиче просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, одетого так, как подобает, и чувствующего себя в своей одежде очень комфортно. Потому, придя в департамент, герой поручает шинель, против обыкновения, “в особый надзор швейцару”, требуя должного почтения к себе и своей одежде.
про возмездие---Акакия Акакиевича по дороге домой избивают и отнимают новую шинель. Он идет за правдой к частному приставу, с трудом попадает на прием, но понимает, что надежды вернуть шинель мало. В департаменте советуют идти к «значительному лицу» . Акакий Акакиевич пробивается на прием к генералу. Генералу обращение посетителя кажется фамильярным, он топает ногами и выставляет его. Перепуганный Акакий Акакиевич уходит, по дороге простужается, лежит в горячке.

В бреду он видит Петровича, который шьет ему шинель с западнями для воров, и генерала, распекающего его. Умирает. В департаменте спохватываются только на 4-й день.
Вскоре по городу распространяются слухи, что у Калинкина моста стало показываться привидение - «мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели» . После ухода Акакия Акакиевича генерал почувствовал нечто вроде сожаления, послал к нему, узнал о его смерти, несколько огорчился, но быстро развеялся на вечере у приятеля. Однажды, отправляясь к знакомой в гости, чувствует, что кто-то схватил его за воротник. Оборачивается, узнает Акакия Акакиевича (привидение) , который требует себе шинель и отнимает ее у генерала. С того дня генерал изменился, стал менее высокомерным по отношению к своим подчиненным. Появления чиновника-мертвеца прекратились.

Loading...Loading...