Почему мы не помним себя в младенческом возрасте? Есть вопрос: почему мы не помним себя в раннем детстве

Вы не поверите, но мне знакомые рассказывали, что их дети до 2-3-хлетнего возраста помнили не только как родились , но и как они там на небе видели свою маму.

Были это детские фантазии или реальные воспоминания, сказать трудно. Но мозг человека устроен так, что большую часть информации до 5-тилетнего возраста мы почти не помним.

Причем случается так, что мы можем помнить какое-то яркое событие всю жизнь. Причем это событие могло произойти, когда вам еще и года не было. Так, например, я хорошо помню как меня крестили в полугодовалом возрасте.

Почему же взрослые не помнят, как появились на свет?

По одному из мнений ученых, считается, что у человека есть долговременная и кратковременная память. Так вот психологически сложный и опасный момент родов блокируется и относится к кратковременной памяти.

Да вы и сами, наверное, часто слышали о том, что многие люди забывают какие-то опасные моменты, угрожающие жизни, которые с ними происходили.

Вообще период детства до 3-х лет, а не только сами роды, не помнят даже дети в возрасте 5-7 лет. Этот период еще называют "младенческой амнезией".


  • Также есть мнение, что мы не можем вспомнить момент родов, так как в этот период жизни ребенок еще не разговаривает. То есть нервные клетки не могут объединить воспоминание со словами.

А вообще мозг человека до сих пор мало изучен . Поэтому многие процессы, связанные с памятью, ученым пока не подвластны. Также как, например, объяснить такое явление, как человеческий сон.

Тем не менее некоторые индивидуумы пытаются вспоминать свою младенческую жизнь и момент рождения с помощью процедуры гипноза. Хотя пока это практически никому не удавалось.

Почему вместе со смертью человека останавливаются и его наручные часы?
- Почему мы не помним наше детство и то, как родились?
- Почему мы иногда видим летающие в воздухе бесцветные мушки?
- Почему нас так раздражает звук собственного голоса в записи?
- Почему у мужчин тоже есть соски?
- Почему у армян фамилии на ЯН?

К уча вопросов на которые я не знала ответов… и вуяля! Покопавшись в нете они найдены! Может кому то кроме меня будет интерессно)

1.Почему вместе со смертью человека останавливаются и его наручные часы?

Следователи, особенно те, кто имеет отношение к раскрытию убийств, знают: часто одновременно с гибелью человека останавливаются его наручные часы. Даже если механических повреждений они не получили. Дело в том, что, долго находясь на руке, металлические часы, возможно, (особенно с железным или кожаным ремешком на левой руке) становятся частью электромагнитного поля человека, как бы включаются в электрическую схему, играя роль своеобразного заземления. В эту конечную точку и стекается вся энергия организма (в электронике такая деталь называется терминатором, или заглушкой).

Постепенно, уже через несколько месяцев ношения, часы-терминатор приобретают заряд человеческого поля, подпитываются им. Энергия сжатой пружины дополняется энергией человеческого поля.
Если механические часы не в порядке, может быть надо идти сначала не в мастерскую, а на прием к врачу!

Следует помнить, что это всего лишь теория и задокументированных доказательств этому нет, не смотря на утверждения следователей. Поэтому и отнесли статью к рубрике «Прочее».

2. Почему мы не помним наше детство и то, как родились?
Термин «младенческая амнезия» ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. По мнению Фрейда, взрослые не способны запоминать события первых 3-5 лет своей жизни, так как в течение первых лет жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Но это идея носила односторонний характер и не прижилась.

Возможно, основной причиной амнезии детства являются различия в кодировании полученной информации у детей и взрослых. И если взрослый человек способен хранить в памяти много данных, то у ребенка они периодически пропадают.

Процессом формирования воспоминаний занимается сеть нервных клеток, которая создается в 6-18 месяцев. На этом этапе появляется краткосрочная и долгосрочная память. Но если наша память уже достигла нужного уровня, почему мы забываем наше детство? Оказывается, это происходит из-за отсутствия возможности связать события со словами, так как мы еще не умеем говорить, и не знаем слов, которыми можно описать какое-либо событие.

3. Почему мы иногда видим летающие в воздухе бесцветные мушки?
Многие люди видят летающие в воздухе бесцветные «мушки», особенно при взгляде на яркую освещённую поверхность, например, чистое небо. Этому эффекту есть научное название - деструкция стекловидного тела. В идеале стекловидное тело нашего глаза - это прозрачное студенистое вещество, но в силу болезней, травм, повышенной нагрузки на глаза или просто возрастных изменений отдельные волокна в нём утолщаются и теряют прозрачность, что и воспринимается нами как мушки. Обычно деструкция стекловидного тела ничем не опасна и не вызывает осложнений, но если мушки появляются очень резко, сопровождаясь вспышками света, это может говорить о скором отслоении сетчатки, что ведёт к слепоте.

4. Почему нас так раздражает звук собственного голоса в записи?

Для многих из нас слышать в записи звук собственного голоса – целое испытание. Мы его не узнаём, и он нам совсем не нравится. Он тоньше, выше и вообще довольно противный. Запись не может врать, а это значит, что окружающие слышат наш голос именно таким.

Объясняется это тем, что звук проделывает определенный путь до того, как попасть в наше внутреннее ухо. Каждый звук, который мы слышим – это колебания, распространяющиеся по воздуху. Внутреннее ухо «ловит» эти колебания и «вливает» их в голову через наружный слуховой проход, где они приводят в движение барабанные перепонки.

Потом эти вибрации проникают во внутреннее ухо и превращаются в сигналы, которые передаются по слуховому нерву в мозг, где и расшифровываются. Однако внутреннее ухо улавливает не только те колебания, что поступают снаружи через слуховой проход. Оно воспринимает и те вибрации, которые возникают внутри организма. Поэтому, когда вы говорите сами, то слышите комбинацию из этих двух видов вибраций. А звук в разных средах передаётся по-разному. Этим и объясняется несоответствие, которое так раздражает, когда слышишь собственный голос в записи.

5. Почему у армян фамилия всегда заканчивается на «ян», «янц»?
Армянские фамилии обычно заканчиваются на -ян или -янц, что означает принадлежность (в данном случае, к роду). Так, -анц(-янц) - это окончание родительного падежа множественного числа (сравните «нранц» - их). В современном армянском языке суффикс -ян используется для образования прилагательных, например, «московъян» - московский, «киевъян» - киевский. Так, фамилия «Саркисян» означает принадлежность к роду Саркиса.

6. Почему у мужчин есть соски – какое их предназначение?
Зачем они нужны не кормящим грудью потомство мужчинам? Рассмотрим наиболее распространённые версии об их необходимости. Сразу оговоримся, что ни одна из версий не является научно доказанным фактом.

Итак, по одной из версий, соски мужчинам нужны для красоты. Действительно, представитель сильного пола без этой части тела выглядит, мягко говоря, не эстетично. Но понятия эстетики и красоты – чисто человеческие, существующие только в сознании людей. В природе все продумано, и каждый орган играет определённую роль, необходимую для обеспечения и продолжения жизни на земле.

По этой же причине версия о том, что соски необходимы для причинения боли и нанесения увечий (если схватить противника за них и покрутить) выглядит не обоснованно.
ПОЧЕМУ у мужчин есть соски? Многие рассматривают соски как эрогенную зону. Но у мужчин достаточно других органов, участвующих в возбуждении и возникновении сексуального желания. Отдельных мужчин вообще раздражает любое прикосновение к груди. Некоторые рассматривают наличие сосков как «наследство» от далёкого прошлого, когда все люди были бесполыми существами. Согласно этой версии соски – орган, утративший свои функции в процессе развития человечества (рудимент).

Интересен тот факт, что теоретически, представители мужского пола могут иметь молоко для кормления грудью. Но мужской гормональный фон не создаёт для этого благоприятных условий. Для полноценного кормления необходимо определённое количество женских гормонов (эстрогенов). В самом деле, в жизни и врачебной практике встречаются мужчины с аномально увеличенной грудью. Это явление носит название гинекомастии и связано с избытком эстрогена в организме, гормональными отклонениями. Гинекомастия распространена при алкоголизме.

В норме развитие молочных желез и сосков у мальчиков тормозится еще на ранних этапах, и они приобретают незавершенный вид женской груди. Основной функцией грудной клетки остаётся защита внутренних органов (в первую очередь – сердца и лёгких) от внешних неблагоприятных факторов.

Научно обоснованной является версия о внутриутробном формировании сосков. По мнению учёных, между 10 и 15 неделями развития плода мужской и женский эмбрионы совершенно одинаковы. По истечению данного срока происходит всплеск гормонов, которые определяются наличием мужских или женских хромосом у плода. После этого происходит формирование половых отличий.

Соски, наряду с руками, ногами и другими частями тела, появляются у зародышей обоих полов до гормонального взрыва. Таким образом, наличие сосков у мужчин объясняется биологическими процессами эмбрионального развития плода.

Правообладатель иллюстрации

Младенцы впитывают информацию как губка - почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель решил выяснить причину этого явления.

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Между прочим, эти люди - ваши родители - потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента - появления на свет - до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие "зарубки в памяти" получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин "младенческая амнезия", и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Правообладатель иллюстрации Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Дети впитывают информацию как губка - невероятными темпами, но при этом не могут ясно запомнить то, что с ними происходит

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов - слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как "каг" или "сланс", - и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Правообладатель иллюстрации SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

"Все дело в различии между воспоминаниями "В зоопарке были тигры" и "В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело"", - поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван - прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

"В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: "Зачем это тебе?"", - рассказывает она.

Правообладатель иллюстрации Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

"Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните", - утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

"Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени", - утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

"Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу", - поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации - в точности как младенец.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. "У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо", - говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Правообладатель иллюстрации SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0 Image caption Свои ранние воспоминания не всегда можно считать точными - иногда они видоизменяются по итогам обсуждения того или иного события

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

"Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем", - поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, - не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

"Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний", - рассказывает она.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

На Лофтес нахлынули "воспоминания", однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, - труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им "воспоминания".

Самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

"Мы говорили участникам исследования: "Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось"".

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились "вспомнить" это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Представьте, что вы обедаете с кем-то, кого знаете уже несколько лет. Вы вместе отмечали праздники, дни рождения, веселились, ходили по паркам и кушали мороженое. Вы даже жили вместе. В целом этот кто-то потратил на вас довольно много денег - тысячи. Только вы не можете вспомнить ничего из этого. Самые драматичные моменты в жизни - день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду - большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?

Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.

Изучение этой табулы расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?

Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.

Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.

Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» - выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» - и принялся запоминать тысячи их.

Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.

Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.

Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие - не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.

Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.

Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.

«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.

Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.

Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.

«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».

«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».

Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.

Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.

Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации - как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.

Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве - и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.

Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.

При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.

Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их - они становятся словно воспоминаниями», говорит она.

Воображаемые события

Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.

Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.

Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.

Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом - эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.

Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.

Мы уверены, что ты не раз об этом задумывалась. Мы помним наше детство и юность, но не способны вспомнить тот момент, когда мы пришли в мир — наше рождение. Почему? Мы объясним в нашей статье.

1. Нейрогенез в первые годы жизни

С развитием цивилизации и медицинского обслуживания момент нашего рождения перестал быть опасным. Мы приходим в этом мир с помощью чужих рук, которые достают нас из материнской утробы — такой уютной, спокойной и безопасной. Мы больше никогда не сможем найти места, где были бы так же желанны и так же уверены в своей безопасности.

Но мы вынуждены выйти наружу — в мир, наполненный светом, тенями и звуками, не зная точно, почему мы это делаем. Скорее всего, мы испытываем .

Это первый раз, когда мы врываемся в мир в слезах с нашим первым криком (после этого будет еще множество таких раз, которые мы не сможем забыть).

Но что, кроме боли, мы испытываем? Страх, радость, любопытство? Мы этого не знаем, на эти вопросы никто не может ответить, потому что никто, или почти никто, не может вспомнить этот момент.

Все происходит именно так благодаря процессу, называющемуся нейрональный нейрогенез. Звучит непонятно, но это на самом деле увлекательный процесс формирования новых нервных клеток.

До момента рождения наш мозг продолжает наращивать нейроны. Некоторые из них накладываются друг на друга. Ты можешь спросить — почему же тогда мы ничего не помним? Разве память и когнитивные способности не связаны с нейронами? Разве большее количество нейронов не улучшает нашу память?

У младенцев, которые оказались в мире только что, все происходит не так. По крайней мере, не в первые месяцы их жизни. Воспоминания не сохраняются, потому что нейрогенез нейтронов становится слишком интенсивным, структуры накладываются друг на друга и воспоминания не длятся слишком долго, потому что новые нейроны постоянно возникают.

Память нестабильна в течение этого времени из-за их продолжающегося роста. Требуется хотя бы пять или шесть месяцев, чтобы процесс стабилизировался. После этого новые нейроны продолжают появляться, но этот процесс происходит не так интенсивно.

Но уже может стабилизироваться и воспоминания могут сохраняться в течение какого-то времени. После того как ребенку исполняется шесть или семь лет, процесс меняется и некоторые нейроны начинают исчезать.

Следовательно, наиболее интенсивный эволюционный период для ребенка длится между возрастом в один год и пять лет. В это время ребенок впитывает все как губка и стремится к знаниям, поэтому ему очень просто выучить сразу несколько языков. Тем не менее, практически все дети так и не смогут вспомнить первые дни своей жизни.

2. Значение речи и памяти


Согласно мнению врачей и психологов, мы можем вспомнить только то, что можем объяснить словами. Чтобы проверить, так ли это, попробуй подумать о своем первом воспоминании. Возможно, это какое-то ощущение, или картинка из прошлого: ты на руках у мамы, вы гуляете по парку.

Совершенно точно в это время ты уже начала говорить. Есть множество экспериментов, которые доказали, что нам намного проще запомнить то, что мы можем выразить словами. Мозг лучше структурирует и сохраняет в гиппокампе то, что он может связать со словами. Важно помнить, что язык и способность говорить тесно связаны с памятью.

Очень сложно запомнить моменты до и после своего рождения, когда мы еще не умеем говорить. Тем не менее, известны случаи, когда люди могли сохранить небольшие воспоминания о своем рождении, какие-то ощущения. Ты относишь себя к таким людям? Расскажи нам о своем опыте.

Loading...Loading...