Почему считается что идеи кальвина способствовали. О духовной основе западной цивилизации – кальвинизме и о том почему это учение способствовало бурному росту новой экономики. Вопросы к концу параграфа

Вопросы в начале параграфа

Почему движение за переустройство церкви стало общеевропейским?

Потому что кризис Католической церкви и падение ее авторитета были повсеместным. В европейских странах монархи стремились освободиться от власти Папы Римского, общество выражало недовольство богатством и роскошью церкви и падением морального облика духовенства. Как и в Германии феодалы желали заполучить церковные земли, а горожане и крестьяне избавиться от десятины. И повсеместно требовалось вероучение на родном языке, которое бы отвечало новому мировоззрению человека Нового времени.

Вопросы в параграфе

Вопрос. На какие качества иезуитов обращает внимание автор карикатуры?

Найдите фрагмент текста, который помогает объяснить замысел художника.

Орден иезуитов имел неофициальное название «Псы господни», поэтому автор карикатуры изобразил иезуитов с песьими головами, в пасти одного из таких псов – овечка, т.к. перед иезуитами стояла задача «вернуть заблудшие массы в ограду церкви», как собаки загоняют овец в загон.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Составьте словарик новых терминов параграфа. Внесите в него термины, характеризующие кальвинизм, и термины, характеризующие процесс Контрреформации.

Кальвинизма – учение Ж. Кальвина

Пресвитерианская церковь – самоуправляющаяся церковь, исповедующая учение Ж. Кальвина, во главе которой стояли старейшины – пресвитеры.

Пастор – проповедники в пресвитерианской церкви.

Контрреформация – политика Римской католической церкви против Реформации.

Орден иезуитов – монашеский орден, созданный для борьбы с Реформацией.

Тридентский собор – собрание католического духовенства в 1545-1563 гг. для разрешения спорных и кризисных явлений в церкви.

Вопрос 2. Расскажите об учении Кальвина и устройстве кальвинистской церкви.

Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг – идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности. В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах знак спасения. Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.

Кальвинистская церковь признавала только два обряда – крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей - проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. - старейшина). Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники - пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание.

Вопрос 3. Используя материал параграфа, документы к нему и художественную литературу, ответьте на вопрос: когда и с какой целью был создан орден иезуитов?

Орден иезуитов был создан в 1540 г. Целью ордена стало борьба с реформацией, для чего иезуиты стремились всеми средствами укрепить авторитет католической церкви, а также участвовать во всех сферах деятельности (в политике, в торговле и предпринимательстве, в колонизации и миссионерской деятельности, в образовании). Также орден ставил целью на основе идей католицизма воспитать новые элиты в европейских странах.

Вопрос 4. Назовите причины Контрреформации.

Причины Контрреформации: нежелание Католической церкви смириться с Реформацией, нежелание терять источник богатств – десятину.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Сравните общие черты и различия в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. Сделайте вывод.

Вопрос 2. Согласны ли вы с утверждением, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы? Свою точку зрения докажите.

Да, кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности, т.к. приверженцы кальвинизма стремились преуспеть в предпринимательской деятельности, чтоб убедиться, что их успешность означает богоизбранность. Учение, соответствовало настроениям буржуазии и купцов, поднимая их предпринимательский дух, т.к. накопительство больше не воспринималось как грех.. Также кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчёт, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом.

Вопрос 3. Обсудите в парах фрагмент работы И. Лойолы «Духовные упражнения». Какими чертами характера, по мнению автора, должен обладать человек, верующий в Бога? Согласны ли вы с мнением И. Лойолы?

У верующего человека, по мнению И. Лайолы, должен быть следующие черты характера: фанатичная преданность и покорность церковному авторитету, безропотное повиновение, почитание вышестоящих, отказ от собственной воли и мнения, подчинение своего разума, готовность исполнить любой приказ. Нет, я не согласен, т.к. в описании не верующий человек, а фанатик, готовый на все.

Вопрос 4. Французский писатель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Как вы понимаете это высказывание?

Учение Ж. Кальвина, которое определяло очень суровые и жесткие правила жизни, Вольтер сравнивает с уставом средневекового католического монастыря.. Согласно учению последователи кальвинизма должны были подчиняться строгому уставу, который запрещал развлечения и предписывал лишь трудиться и молиться, как это требовалось от монахов

Капитализм и кальвинизм

Была ли связь между развитием бизнеса и религиозным рвением? Стремились ли воинствующие протестанты к капиталистической экспансии, пока реформа католицизма не воспрепятствовала им? Было ли неким совпадением то, что наиболее предприимчивые дельцы вышли как раз из протестантской Голландии и наиболее высокий индустриальный рост пришелся на протестантскую Англию? Обе страны были ярко кальвинистскими. Почему гугеноты добились таких успехов среди делового сообщества католической Франции? И почему протестантская Бранденбург-Пруссия под властью кальвинистского Великого курфюрста, единственная из княжеств Германии в XVII в., смогла добиться благосостояния? И почему католические Италия, Португалия, Фландрия, выдающиеся деловые центры до 1559 г., пришли в такой упадок к 1689 г., а Испания, самая агрессивная католическая страна того времени, переживала экономический коллапс?

Ученые спорят на эту тему в течение последних 60 лет, и безрезультатно. Немецкий социолог Макс Вебер начал эту дискуссию в 1904 г., когда вышла его книга «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он доказывал, что различные ветви протестантизма - особенно Кальвин и его сподвижники - повлияли на рождение капитализма на протяжении XVI и XVII вв. Вебер заметил, что на протяжении Средних веков и Ренессанса было много мелких индивидуальных капиталистов, но он соглашался и с тем, что эти дельцы не были включены в общеевропейское экономическое сообщество. Он описывает дух капитализма как рационально просчитанное и высокосистематизированное стремление к доходу, в отличие от иррационального стремления к власти или величию. Вебер не находит черт этого рационального капитализма в дореформационных купцах-банкирах, таких как Медичи во Флоренции или Фуггеры в Аугсбурге. Он утверждал, что Медичи и Фуггеры были ужасно скупы в своих финансовых операциях. Они рисковали ради своего статуса, давали сомнительные займы королям и духовенству, тратили прибыли на проекты, меценатство или вкладывали их в имущество и жилье. Вебер связывает зарождение духа капитализма с мелким и средним купечеством XVI–XVII вв. в Англии и Нидерландах. Эти дельцы, считает он, практиковали сдержанное, приносящее выгоды производство и просчитывали всю необходимую экономию для того, чтобы получать нормальный доход. В своей деловой практике они применяли этическое учение Кальвина. Вебер придавал большое значение кальвинистской идее о том, что любая профессия или занятость человека - это «зов» Бога. Если человек слышит этот призыв, то этот знак Бога приведет его к спасению. По мнению Вебера, кальвинистская доктрина предопределения воспитала в ее адептах внутреннее одиночество и внешнюю дисциплину, аскетизм и любовь к действиям. Энергия купцов-кальвинистов поднимала их над социальным классом. Они гордились своим презрением к роскоши и праздности аристократов и банковских принцев. Поддерживая Вебера, Р.Х. Тауней писал, что «Кальвин сделал для буржуа в XVI в. то, что Маркс сделал для пролетариата в XIX».

Идеи Вебера критиковались с разных сторон. Некоторые отвергали его предпосылку о том, что есть значимая культурная связь между религией и экономикой. Другие не видели смысла в изучении феномена «дух капитализма». Марксисты и прочие экономисты в целом отклоняли версию Вебера о том, что экономические идеи и поведение людей вызывают изменения в практической сфере. Они утверждали, что, наоборот, практика влияет на изменения в экономическом поведении. Поэтому основной точкой исследования должна быть экономика сама по себе, а не некий ее «дух». Другие критики упирали на веберовский дореформационный капитализм. Они указывали, что Флоренция и Венеция периода Возрождения использовали все бизнес-технологии Амстердама и Лондона XVII в. Многие члены католической буржуазии практиковали самодисциплину и воздержанность задолго до того, как Кальвин обозначил эти черты. Другим направлением критики стало то, что Вебер разрушил этическое учение Кальвина. Он обвинялся в искажении понимания «предопределения» и игнорировании репрессивной атмосферы кальвинистской Женевы, которая скорее тормозила, чем стимулировала развитие бизнеса. Более того, было утверждено, что наиболее преданные Кальвину регионы Европы в XVI–XVII вв. - Шотландия и Нидерланды - оставались экономически неразвитыми. В сравнении с аграрной Фрисландией Амстердам вряд ли можно было назвать кальвинистским: он одинаково нейтрально относился и к католикам, и к евреям и его священники не придерживались доктрины о предопределении. Наиболее ярые критики Вебера вообще утверждали, что кальвинисты были противниками капитализма.

Этот спор угас за несколько лет. Сегодня многие специалисты в истории этого периода считают тезисы Вебера чрезмерно упрощенными. Хотя, как бы слабо ни обозначил Вебер свою позицию, несомненно, было бы наивно сомневаться в его выводе, что динамичная экономика и религиозные движения XVI и XVII вв. имели сильную связь.

Влияние протестантской и католической реформации на экономический климат в Европе трудно оценить, но вывод Вебера о том, что протестантская этика индивидуализма изменила систему ценностей коммерческого общества, не лишен смысла.

Чтобы убедиться в этом, вспомним, что святой Игнатий Лойола уделял эмоциональной и интеллектуальной дисциплине столько же внимания, сколько и Кальвин, однако дисциплинированные кальвинисты практиковали скромность и старались не привлекать к себе внимания, тогда как убежденный иезуит вкладывал свои ресурсы в роскошное барокко, стремясь показать величие Бога. Барочный Рим, измененный построенными папством церквями, широкими улицами, площадями, лестницами, статуями, фонтанами и дворцами, был живым примером того, что Вебер называл капиталистическим иррациональным. Амстердам XVII в. при всем своем достатке был довольно скромным городом с небольшим количеством богатых домов. С каждого канала открывался одинаковый вид: двойные ряды высоких, расположенных вплотную друг к другу домов, выглядящих довольно однообразно и невыразительно. Голландский купец обычно размещал свою лавку на первом этаже, жил в средних этажах и держал склад под крышей.

Влияние кальвинизма на капитализм может быть измерено только интуитивно; влияние капитализма на кальвинизм доказать несколько проще, рассматривая определенные отрезки времени. Первые кальвинисты проявляли глубокое недоверие по отношению к деньгам.

Святые середины XVI в. в Женеве, занимая небольшой оазис в пустыне грехов, делали все, чтобы контролировать алчность монополистов. Но к концу XVII в., когда ученики Кальвина попали во все экономические центры Европы, они не могли долго оставаться в стороне от занятий своих соседей. Только в таких отдаленных регионах, как Шотландия, Новая Англия и Нидерланды, было возможно сохранять и поддерживать прежние традиции сообщества. Протестантским активистам приходилось полагаться на самодисциплину.

Но успех в деле, данный Богом, призывал протестанта ценить в себе мирского труженика. Получение дохода считалось теперь обязанностью. К концу XVII в. те английские и амстердамские капиталисты, которые практиковали кальвинизм, продолжали настраивать себя на тяжелую работу и истинное значение «предназначения» видоизменялось. Святые 1559 г. стали держателями имущества в 1689 г.

Протестантская этика пошатнулась, но не исчезла. Удачливые протестантские дельцы чувствовали меру уважения в обществе как управляющие богатствами Господа, и их стремление помочь бедным и обездоленным было очень значимо в то время, когда правительство могло обеспечить лишь минимальные социальные службы. Голландские дома призрения и больницы для нищих, поддерживаемые частными вложениями, заслужили хорошую славу и благодарность всех их пациентов. Что касается английского учения о филантропии, то преуспевающие классы давали на благотворительность в восемь раз больше денег в 1649 г., чем в 1480-м. Купцы давали денег больше, чем кто-либо другой, особенно в начале XVI–XVII в., когда многие примкнули к пуританскому движению. Поскольку мы упоминали об увеличении цен на 350 процентов и о росте торговли в Англии на протяжении этого периода, то можем задаться вопросом: были ли в XVII в. протестанты более щедрыми, чем их католические предшественники в XV в.? Без сомнения, их средства шли на различные благотворительные цели. Филантропы до Реформации отдавали 53 процента дохода церкви (часть - чтобы достойно похоронить священников) и только 15 процентов на нужды бедных, больницы и т. п. А филантропы начала XVII в. давали 12 процентов церкви и 55 оставляли бедным. Статистики любят эти показатели, иллюстрирующие связь между предприимчивостью в торговле и религиозным рвением в XVII в.

Из книги От рабства к рабству [От Древнего Рима к современному Капитализму] автора Катасонов Валентин Юрьевич

9.2. Христианство и капитализм Среди всех цивилизаций, существовавших и существующих на планете, нас, русских людей, наверное, больше всего волнует судьба христианской цивилизации, которая возникла на развалинах римской цивилизации и сформировалась в Византии при

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

На дороге в капитализм Арестанты преувеличивали понятие о действительной свободе, и это так естественно, так свойственно всякому арестанту. Ф. Достоевский Анатоль Леруа-Болье, историк и современник эпохи контрреформ, сравнивает два события, совпавших по времени:

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

«Капитализм» на пепелище Отдельная песня – отраслевая структура «эрэфианской» экономики. В карикатурной и злой форме она повторяет экономику России 1900-х годов. Там тоже был экспортно-сырьевой сектор, внутренний товарный сектор и самая что ни на есть первобытность.

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

15. КАПИТАЛИЗМ ИЛИ CARITAS? Отсутствующий в средние века: капитализм Определения капитализма в XIX и XX вв. предложили три мыслителя первого плана. Их позиции недавно изложил в очень интересной книге Филипп Норель, согласно которому Бродель видел в капитализме нечто иное, чем

Из книги 13 опытов о Ленине автора Жижек Славой

9. Культурный капитализм Этот виртуальный капитализм, доведенный до своего логического завершения, ставит нас перед господствующим означающим в чистом виде. Нужно только представить компанию, полностью перенесшую свое производство в регионы с более дешевой рабочей

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Государственный капитализм? От незнакомых явлений нередко ищут спасения в знакомых терминах. Загадку советского режима пытались перекрыть именем государственного капитализма. Этот термин представляет то удобство, что никто точно не знает, что, собственно, он означает.

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Глава 1. Кальвинизм против католицизма в Западной Европе Весной 1559 г. послы Филиппа II Испанского и Генриха II Французского встретились на нейтральной территории - в епископском дворце в Като-Камбрези, небольшом городке на границе Франции и Голландии, - для подписания

Из книги Колониальная эра автора Аптекер Герберт

III. Рабство и капитализм Первым по времени районом вне Европы, вызвавшим праведные воздыхания благочестивых миссионеров, привлекшим к себе благосклонные взоры алчных купцов и освященные мечи милостивых государей, явился тот земельный массив, который был расположен

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Азиатский капитализм Во второй половине XIX века в самодержавной России начинает развиваться капитализм. Но это был воровской, азиатский капитализм.Когда Карамзина попросили дать короткое определение Российской империи, знаменитый писатель и историк определил страну

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Кальвинизм Несмотря на сопротивление католического костёла, в ВКЛ получил широкое распространение кальвинизм. Его базу составили магнаты, шляхта и часть горожан - примерно 10 % населения государства. Н иколай Радзивилл «Черный» основал в 1553 году в Бресте первый

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ В 20–30–е гг. XVI в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

5.3.8. Центр и периферия международной капиталистической системы. Капитализм центра (ортокапитализм) и периферийный, зависимый капитализм (паракапитализм) Вслед за становлением всемирного исторического пространства шло формирование всемирного капиталистического рынка,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Появились новые теоретики Реформации и ее самостоятельные

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Капитализм и/или экология Человеческое общество является продуктом преобразования природы в условия жизни человека. Этот процесс называется общественным производством, в ходе которого, преобразуя природу, преобразовывается и человек, меняя формы общественного

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

Тоталитарный капитализм Мы часто можем столкнуться с критикой вещизма, диктатуры денег, алчности господствующего класса. Все это различные стороны одного явления, имя которому – тоталитарный капитализм. В чем же суть тоталитарного капитализма?Капиталистические страны

Из книги Полное собрание сочинений. Том 25. Март-июль 1914 автора Ленин Владимир Ильич

Капитализм и печать Когда два вора дерутся, от этого всегда будет известная польза для честных людей. Когда вконец перессорятся «деятели» буржуазного газетного дела, они раскрывают перед публикой продажность и проделки «больших» газет.Нововременец Н. Снессарев

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет

имени П.М. Машерова»


Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и мировой культуры


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу «Мировая история»


на тему: Ж. Кальвин и его учение


Студентки 2 курса

группы ОЗО

№ зачётки 20090458

Орловой Татьяны Михайловны


Работу проверил:

Косов Александр Петрович


Витебск, 2011



Введение

1.Жан Кальвин: его жизнь и учение

2.Распространение кальвинизма в Европе и его последствия

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Кальвинизм - это название религиозно-философской системы, генератором фундаментальных идей которой и наиболее ярким выразителем был Жан Кальвин. Его богословские взгляды являются своеобразным возрождением августинианства, именно Кальвин в XVI в. наиболее основательно систематизировал их и обосновал практическое применение. Кальвинизм не ограничивается богословием, представляя собой всеобъемлющую систему, включающую также определенные взгляды на политику, общество, науку и культуру и дающую достаточно цельное мировоззрение.

В последние годы интерес к кальвинизму заметно вырос, о чем говорит, прежде всего, широкое его распространение в различных районах земного шара. По мнению Луиса Беркхофа, автора предисловия ко второму изданию «Основных идей кальвинизма» Х. Г. Миттера, «сегодня учение Кальвина даже важнее, чем в дни Реформации». Ему вторит американский лютеранин Ф. Е. Майер в «Concordia Theological Monthly»: «кальвинизм остается мощным фактором в богословской практике современного протестантизма» .

В настоящее время сложилась такая ситуация, когда появились новые возможности не только для популяризации идей великого женевского реформатора, но и основательного их изучения, исследования творчества Кальвина с различных точек зрения. Это позволит дать более полную, а главное, более объективную картину периода становления нового общества. Литературное наследие Кальвина остается своеобразным «наследством» только западной цивилизации, ибо переводов его сочинений и публикаций исследований, посвященных ему и кальвинизму как вероучению в целом, на русском и других языках, кроме западных, прискорбно мало.

Исходя из вышесказанного можно поставить цель и задачи контрольной работы: изучить жизнь Жана Кальвина: его учение, политические взгляды, проследить судьбу кальвинизма в Европе.

При написании работы были использованы: учебник по истории средних веков С.П. Карпова, энциклопедия по всемирной истории в которых излагается история стран Европы в раннее новое время; фрагмент сочинения Жана Кальвина: «О христианской жизни»; а также Интернет-ресурсы.


1. ЖАН КАЛЬВИН: ЕГО ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ


С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии оказались неразрывно связаны с именем Жана Кальвина (1509 - 1564). Его учение оказало сильнейшее влияние на реформационное движение и в других странах Европы, прежде всего во Франции.

Жан Кальвин (Calvin, Calvinus - латинизированный вариант французской фамилии Ковен - Cauvin) родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северовостоку от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами, - Амьена и Реймса.

Его родители, Жерар Ковен и Жанна Лефран, принадлежали к уважаемым в провинции Пикардия семьям буржуа, поддерживавшим деловые отношения со столицей Франции и крупнейшими нидерландскими городами - Антверпеном и Брюсселем.

Вначале предполагалось, что Жан будет духовным лицом: в 12 лет он был зачислен в соборный клир Нуайона, удостоен тонзуры, с 1527 г., будучи студентом Сорбонны, считался священником, не отправляя своих обязанностей, что было вполне обычным в церкви того времени.

В Париже Жан изучал филологию и схоластическую философию под руководством педагогов, принадлежавших к религиозно-обновленческому движению «Нового благочестия», через школы которого прошли в своё время Эразм Роттердамский и Лютер.

Завершив в 1528 г. теологическое образование, по-видимому, со степенью бакалавра искусств, Кальвин по настоянию отца переменил намерение быть священником и отправился в университеты Орлеана и Буржа изучать право и греческий язык.

В 1531 г. он вернулся в Париж и вёл жизнь учёного, работал над книгой «Комментарии к трактату Сенеки «О милосердии»», изданной в 1532 г. В это время в Германии и Швейцарии активно шли выступления против Римско-католической церкви, но во Франции реформационное движение развивалось медленнее: о необходимости реформировать христианство рассуждали и писали главным образом интеллектуалы из университетской среды, собираясь на гуманистические собеседования и в кружки по изучению Евангелия.

Здесь Кальвин проявил себя в 1533 г., когда обстановка стала сложной. В Париже и в ряде французских провинций произошли открытые нападения на католические реликвии, и правительство короля Франциска I не без основания возложило вину за эти выступления на университетских профессоров, подозревавшихся в «лютеранской ереси».

Ректор Сорбонны Николя Коп, сын личного врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии Кальвина. Речь стала поводом для гонений. В ней он сказал, что в религии Евангелие должно первенствовать над обрядами, а мир в церкви восстановит божественное Слово, но не меч.

Кальвину пришлось покинуть Париж, а затем и Францию, по которой он некоторое время странствовал, наблюдая, как возникают в провинции различные «секты», порождённые влиянием идей Реформации. Наиболее радикальной «сектой» были анабаптисты. Критике вероучительных принципов анабаптистов посвящено первое доктринальное сочинение Кальвина «О сне души», написанное в 1534 г.

Жизнь Кальвина в эмиграции началась в протестантском Базеле, где он был известен как Мартин Луканиус. В этом псевдониме можно усмотреть проявление личного уважения к Мартину Лютеру, с которым лично Кальвину встретиться не довелось. В это время здесь же, в Базеле, близились к концу дни великого гуманиста Реформации Эразма Роттердамского. В связи с этим позднее возникла легенда о встрече Кальвина и Эразма, которую трудно опровергнуть, но нечем и подтвердить.

В 1536 г. Кальвин принял приглашение Гийома Фареля стать проповедником в Женеве, и, возможно, одно из объяснений состоит в том, что влияние французской культуры в Женеве чувствовалось сильнее, чем в Базеле. Хотя Жан Кальвин стал «гражданином мира», горький мотив изгнания с родины часто слышится в его произведениях.

В этом же году в Базеле он издал свой главный труд «Наставление в христианской вере» (Institutiones Religionis Christianae), считающегося высшим достижением теологии Реформации. Если Мартина Лютера протестантская мысль чтит как великого пророка Реформации, то Кальвина - как великого создателя системы протестантских идей. «Наставление» и поныне служит энциклопедией принципов протестантизма, хотя было создано в XVI веке, когда в эпоху заката феодального общества Европа переживала могучий подъём культуры Возрождения, в ней сформировались нации и некогда единая Римско-католическая церковь раскололась на две - католическую и протестантскую .

Центральное место в теологии Кальвина занимают проблемы познания Бога как творца и суверенного правителя мира, а миссии Иисуса Христа - как искупителя. Кальвин даёт своё понимание истинно христианской жизни и средств, которые для неё необходимы. Одним из главных элементов учения Жана Кальвина стала его концепция «двойного предопределения». Он утверждал, что Бог ещё до сотворения мира по своей Премудрости предначертал всё, что должно совершиться, в том числе каждому человеку - его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным - спасение, вечное блаженство. Изменить этот приговор или избежать его человеку невозможно. Он способен лишь осознать, что в мире непрерывно и мощно действуют силы, не зависящие от желаний отдельных лиц. Чисто человеческие представления о доброте Бога здесь не годятся, человек может только с трепетом понять, что причины Божьего осуждения для него непостижимы. Ему открыто другое - веровать в свою избранность и молиться, смиренно готовясь принять любую волю Божью. Сомневаться в собственном избранничестве он не должен, ведь подобная обеспокоенность уже сама по себе является «сатанинским искушением», симптомом недостаточной веры в Бога .

Эта часть кальвиновской доктрины была в своей развитой форме окончательно сформулирована уже преемниками и последователями Кальвина и получила название учения о «мирском призвании» и «мирском аскетизме». Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином. Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой доход, и он откажется от использования такой возможности, он совершит греховный поступок.

В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические и социальные потребности нарождавшейся молодой хищной буржуазии периода первоначального накопления: её преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, жажда наживы.

Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. «Определяет не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие» могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение» [цит. по: 1, с. 200].

Сознавая несказанное величие и славу Господа, как и свою малость, человек должен со всей энергией твёрдо и решительно действовать в этом мире, следуя заповедям и наставлениям Священного Писания. Он должен с максимальной полнотой реализовать своё «призвание» - дарования и возможности, заложенные в него Богом, которые проявляются во всей его деятельности. Бог сам как бы даёт человеку ориентир, свидетельствующий о его поддержке, о том, что человек верно понял своё «призвание» и на правильном пути осуществляет его - это успех или неудача его дела. Кальвин пользуется здесь понятиями «процветание» или «беда». Бог благословляет удачу, но её надо добиваться только честным и законным путём, не забывая о долге и перед Богом, и перед ближними. «Процветание» и «беда» являются испытаниями смирения и нравственных устоев человека. «Процветание», например, приводит к накоплению богатства (Кальвин не осуждает накопительство само по себе), но этот дар Бога нельзя обретать «ценой крови и пота других людей», то есть нарушая заповедь «не укради». Уже имея богатство, его нельзя промотать, удовлетворяя свои прихоти, но следует уделять от своего изобилия нужде другого. Бедняк, в свою очередь, должен стойко и терпеливо переносить свои испытания.

В целом религиозно-нравственные принципы учения Кальвина утверждают и стимулируют высокую активность личности, её трезвый и рациональный подход к делу, волевой напор в решениях, заботу об успехе дела при аскетичности собственных желаний - и всё это при не поддающейся логическим объяснениям твёрдой уверенности в своей избранности Богом. Учение Жана Кальвина о спасении и благочестии, которое включало этические нормы труда и представления об умеренном аскезе в светской жизни, было нацелено на воспитание внутренней дисциплины, собранности, бойцовских качеств человека.

Церковный культ, по учению Кальвина, требовал строгости и простоты. Отвергалось поклонение святым, мощам, реликвиям, иконам. Из кальвинистских храмов удалялись алтари, распятия, свечи, богатые одеяния и украшения, прекратилась органная музыка. Ничто не должно было отвлекать от сосредоточенной молитвы. В церковной службе главное внимание уделялось проповеди, пению псалмов.

Для устойчивости кальвинистской традиции имело созданное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличительное от системы католической иерархии. «Видимая церковь» состояла из общин, в которых действовал принцип самоуправления. Руководители общины избирались и контролировались её членами. Существовали четыре вида «служб»: пасторы для проповеди, доктора (учителя) для сохранения чистоты учения, пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной, диаконы для надзора за церковным имуществом, сбора пожертвований и заботы о бедных. Дела общины обсуждались её руководством на совете старейшин - консистории, догматические вопросы - на конгрегациях, собраниях духовных наставников.

В соответствии с учением Кальвина большое внимание уделялось авторитету духовных пастырей и церковной дисциплине, которая не исключала самых строгих мер воздействия на её нарушителей. Сообщество верующих следовало твёрдо воспитывать и вместе с тем решительно ограждать от грехов и соблазнов .

Острая социально-политическая борьба угнетённых народных масс в Германии, отзвуки её в Швейцарии, опыт Цвингли и Лютера показали Кальвину, сколь опасно без всяких оговорок взывать к Евангелию и идеям раннего христианства, которые угнетённые массы понимали и толковали по-своему, усматривая в них обоснование своим требованиям. Поэтому Кальвин очень осторожно подходил к трактовке проблем государства и социально-политического устройства общества.

Кальвин порицал князей, монархов и феодалов за их насилия, произвол. Он утверждал, что если государь и правительство устанавливают тиранический режим, попирают божеские законы и оскорбляют церковь, то рано или поздно они испытают на себе карающую десницу божью, орудием которой могут стать их собственные подданные. Но в то же время Кальвин всякое государственное устройство и власть, в том числе и феодальную абсолютную монархию, объявлял божественными. Право сопротивления тирании он признавал лишь за подчинёнными органами власти, церковью и представительными учреждениями, например Генеральными штатами. При этом сначала должны быть исчерпаны легальные формы борьбы и пассивное сопротивление; лишь в исключительном случае допустимо открытое неповиновение и свержение тирании.

Демократию Кальвин считал «наихудшей формой правления». Все свои симпатии он отдавал аристократической форме правления, т. е. по существу олигархии. Как компромиссное решение он допускал её сочетание с «умеренной демократией».

В соответствии с этими взглядами Кальвина власть в Женеве всё больше и больше сосредоточивалась в руках узкой группы лиц. Когда же кальвинизм вышел на широкую общеевропейскую арену и стал идеологическим знаменем ранних буржуазных революций, вопрос о характере политической и церковной организации решался по-разному, в зависимости от конкретной расстановки классовых сил и местных условий.

Жестоко ненавидел и преследовал Кальвин крестьянско-плебейскую ересь - анабаптизм. Требование крайних анабаптистов об установлении общности имуществ и отрицание ими властей он оценивал как «присвоение чужого» и «возмутительную дикость».

В то же время Кальвин оправдывал взимание процента и ростовщичество, считал закономерным существование самой жестокой формы эксплуатации человека человеком - рабства, которое стало получать всё более широкое применение в колониях.

Кальвинизм сложился, таким образом, в стройную и последовательную систему взглядов буржуазии эпохи первоначального накопления.

В Женеве была создана консистория, фактически подчинившая себе светскую власть и учредившая придирчивый полицейский надзор за поведением и жизнью горожан.

Это было временем наивысшего могущества Кальвина, когда и женевская церковь и магистрат полностью склонялись перед его авторитетом.

Кальвинистская консистория столь же нетерпимо, как и католическая церковь, относилась ко всякому проявлению инакомыслия, особенно если имела место оппозиция народных масс (в частности, анабаптизм). Недаром Женева слыла протестантским Римом, а Кальвина нередко называли женевским папой. Анабаптистов либо высылали из города, либо казнили. В 1553 г. Кальвин лично добился ареста и осуждения случайно оказавшегося в Женеве крупного испанского учёного-гуманиста Сервета, естествоиспытателя и анатома, близко подошедшего к открытию кровообращения. Сервет «осмеливался» критиковать в своих книгах кальвинистские догматы и поддерживал связь с анабаптистами. Сожжение Сервета, вызвавшее недовольство в кругах образованного общества, побудило Кальвина опубликовать специальный трактат, где он «обосновывал» право церкви истреблять вероотступников. «Бог,- заявлял Кальвин,- не щадит целые народы; он велит до основания разрушать города и уничтожать следы их; мало того, он приказывает ставить трофеи победы в знак проклятья, чтобы зараза не охватила остальной земли».

В истории Женевы при Кальвине подчёркивается факт существенного изменения моральных норм городского сообщества. Романисты охотно изображали превращение почти вольного феодального города в унылую вотчину придирчивого «женевского папы», но для многих современников Женева служила «лучшей школой Иисуса Христа, когда-либо встречавшейся на земле с апостольских времен» (Дж. Нокс) [цит. по: 3, с. 4].


2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАЛЬВИНИЗМА В ЕВРОПЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ


Новое понимание религии должно было охватить, по мнению вождей протестантизма, население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о невидимой церкви к церквям видимым. Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит, находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинства европейцев.

Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей:

он был сильнее остальных первоначальных протестантских вероучений настроен против католицизма;

в нём в большей степени были возрождены такие особенности раннехристианского периода, как противопоставление любому инакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал нравственности;

ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном авторитете Библии;

Кальвин и его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа и учения суеверия и язычество, т. е. всевозможные внешние символы, пышность культа и т. п.;

особое стремление восстановить раннехристианскую общину встречало достаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чего симпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его истории практически во всей Европе;

в то же время в кальвинистских общинах их руководители, пасторы и старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение;

отдельные общины объединялись между собой в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство);

кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей в своих целях любые оппозиционные католической церкви учения.

Кальвинист XVI в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности.

Центром кальвинизма остаётся Женева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он стал буфером между лютеранским севером и католическим югом.

На родине Реформации, в Германии, кальвинизм не получил широкого распространения. Кальвинистов было немного и они враждовали с лютеранами. Вражда была настолько сильной, что среди лютеран ходила поговорка лучше паписты, чем кальвинисты. К кальвинизму обратились прежде всего те, кто жил лучше в финансовом отношении.

Закрепился кальвинизм в Пфальцграфстве (Палатинате), правитель которого курфюрст Фридрих III поддерживал кальвинистское богословие и пресвитерианское управление церкви. После диспута 1560 г. он склонился окончательно к кальвинизму.

В период Тридцатилетней войны (1618-1648) враждебность по отношению к кальвинистам со стороны немецких реформаторов сохранялась. Лютеране не поддержали заключенную кальвинистскими князьями унию 1609 г. Вестфальский мир 1648 г. распространил принцип терпимости и на кальвинистов. В XVII в. кальвинизм был принят могущественным бранденбургским курфюрстом, что способствовало некоторому распространению данного вероучения на территории германских княжеств.

В Нидерландах кальвинизм начал распространяться довольно рано и широко. Лютеранским идеям императором Карлом V был нанесен здесь серьезный удар и в 50-х гг. начал распространяться кальвинизм, на первых порах среди низших слоев города. С самого начала он принимает форму оппозиционного течения. К 1560 г. большинство протестантов были кальвинистами, а меньшинство анабаптистами, во главе которых стоял Менно Симонс, часть следовала за М. Лютером. Проповеди кальвинистов собирали многотысячные толпы, если правительственные чиновники производили аресты, арестованных освобождали силой. С 1566 г. развернулось иконоборческое движение .

В 1571 г. Национальный собор в Эдмоне принял пресвитерианскую кальвинистскую систему церковного управления. Однако здесь среди протестантов у кальвинизма появился богословский противник - арминианство. Последователи Якоба Арминия в противовес учению Кальвина о предопределении судьбы каждого человека, выработали свои 5 статей «Ремонстрации».

Сущность их сводилась к следующему:

выбор человека к спасению предопределяется верой, осуждение предопределяется неверием;

выбор к спасению принадлежит всем, и именно таким образом, что никто не получает прощения кроме тех, которые уверовали;

вера идет не от человека, а от Бога;

благодать действует не непреодолимо;

остается нерешенным, является ли благодать непреодолимой.

Этим статьям нидерландские кальвинисты противопоставили свои 5 канонов ортодоксального кальвинизма:

полная порочность человека, то есть человек ничего не может сделать для своего спасения;

безусловный выбор, то есть человек избирается Богом без всяких на это оснований и условий;

ограниченность искупления, то есть Христос умер только за избранных, а не за всех людей;

непреодолимая благодать, то есть, если человек избран для спасения, он не может совершить сопротивление Святому Духу;

вечная безопасность, то есть раз спасенный - спасен навсегда и не может быть оставлен Богом никогда.

Впоследствии эти каноны стали основой всех форм кальвинизма и были приняты во французских, английских, швейцарских и других реформатских церквях. Следует отметить также, что арминиане, как и кальвинисты верили в полную испорченность человека грехом и невозможность спасения человека без действия Божьей благодати. С развитием богословия протестантизма происходило появление новых течений, часть из которых приняла пять основных канонов ортодоксального кальвинизма. В данное время его исповедуют многочисленные реформатские и пресвитерианские церкви Западной Европы и Америки. Пять основных канонов кальвинизма также исповедует большинство баптистов .

Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов (протестантов во Франции начали называть гугенотами по фамилии одного из своих руководителей - Безансона Гуга). Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления определялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие.

В 50-х годах XVI в. кальвинизм начинает распространяться в Шотландии. Во время регентства Марии Гиз, правившей при малолетней дочери Марии Стюарт, в среде дворянства сформировалась политическая оппозиция против династии Стюартов. Эти группировки начинают активно использовать кальвинистские идеи и принципы организации кальвинистской общины. С самого начала вождем протестантов становится Джон Нокс. В своих проповедях он беспощадно бичевал идолослужение королевского двора. Джон Нокс и шотландские кальвинисты большое внимание уделяли различным социально-политическим вопросам. Он высказал мысль о народной воле как источнике гражданской власти, обосновывал необходимость ограничения полномочий монарха и правомерность сопротивления тирании. Его идеи окажут большое влияние на радикальные слои английских пуритан.

В 1560 г. постановлением парламента была проведена секуляризация церковных земель, большая часть которых досталась дворянству. Шесть Иоаннов (Нокс и пять других людей по имени Джон) за одну неделю составили так называемое Шотландское исповедание веры, которое оставалось основным шотландским исповеданием до принятия Вестминстерского исповедания в 1647г. Позже были составлены первая Книга наставлений и в 1561г. Книга общего порядка. В итоге в Шотландии был введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви. Новая церковь имела синодальную организацию. Священники в ней избирались, но не народом непосредственно, а церковными советами и пользовались большим авторитетом.

В Англии кальвинизм распространяется после проведения реформации. В результате он находится в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской англиканской церкви. Англиканская церковь, созданная при Эдуарде VI и Елизавете, имела целый ряд черт, общих с католицизмом. Кальвинисты требовали дальнейшего очищения церкви от суеверий и идолослужения. Вскоре они получат название пуритан (от лат. purus- чистый, puritas - чистота). Официальная церковь стала именовать их нонконфоромисты, ибо они отвергали единообразие учения и культа, или диссентеры (разногласные, от англ. dissent - разногласие, расхождение во взглядах). Это течение не было однородным. Наиболее умеренные пуритане готовы были смириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и остатки католицизма в культе. Другая группа была близка по своим воззрениям к шотландским кальвинистам и выступала за республиканско - аристократическую организацию пресвитерианства во главе с национальным синодом.

Пуритане активно боролись против королевского верховенства в церковных делах и абсолютизма в государстве. Тяжесть этой борьбы и преследования властей заставили многих пуритан переселиться в Америку. В самой Англии пуританство постепенно распадается на различные толки и группы и утрачивает своё влияние .

Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связано с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были увлечены протестантскими идеями. Первыми поборниками религиозных реформ стали самые образованные люди, которых приглашали богатые лица для обучения своих детей и развертывания научно-образовательного процесса в стране. Из первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковском, Павле Зеновиче, Николае Житнем, Александре Витрелине. На Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины до Подолья и Киевщины, однако сами собрания, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. В 1554 г. состоялся первый синод, который объединил кальвинистские общины Речи Посполитой. В 1562 г. в Несвижской типографии князей Радзивилов был впервые отпечатан на русском языке кальвинистский катехизис, который составил Сымон Будный. В 60-х годах XVI столетия в Украине насчитывалось около 300 реформатских общин.

Следует отметить, что распространение кальвинизма на Украине тесно связано с его распространением в Польше и Беларуси из-за принадлежности Речи Посполитой. Значительным было и влияние кальвинистов в польском сейме в результате принадлежности к кальвинизму высокой шляхты. В целом, благодаря стараниям князя Николая Радзивила Черного, который был канцлером Великого княжества Литовского, кальвинизм стал на определенное время господствующим среди магнатов и шляхты княжества, которое в то время охватывало также значительную часть украинских земель .

Распространение кальвинизма в Европе имело своим результатом появление его различных разновидностей, особенности которых зависели от конкретных обстоятельств места и времени. Кальвинистская теория и практика порой достаточно сильно отходили от Кальвина. Многоликость кальвинизма при сохранении его фундаментальных принципов не была чем-то необычным: существование различных течений оказалось характерным и для других крупных направлений Реформации, в том числе лютеранства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Жан Кальвин, при всей противоречивости своей натуры был типичным представителем своей эпохи. Да, и это факт, Кальвин - гениален. За его гением пошли сотни и тысячи людей во всём мире. Его идеи по утверждению многих исследователей явились идеологией формирующейся в то время буржуазии. Такого же мнения придерживается и Макс Вебер. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он писал:

«Основное свойство Кальвинистского благочестия состоит в том, что каждый христианин должен быть монахом в течение всей своей жизни. Перемещению аскезы из мирской повседневности в монастыри был поставлена преграда, и те глубокие пристрастные натуры, которые до той поры становились лучшими представителями монашества, теперь вынуждены были осуществлять аскетические идеалы в рамках своей мирской профессиональной деятельности» .

Тем самым можно с уверенностью сказать, что кальвинизм дал широким слоям религиозных людей положительный стимул к аскезе, а обоснование кальвинисткой этике учением о предопределении привело к тому, что духовную аристократию монахов вне мира и над ним вытеснила духовная аристократия святых в миру.

Многие могут говорить о Кальвине исключительно в отрицательном контексте и даже считать его тираном.

Но если Кальвин кажется суровым, а его образ правления в Женеве - тираническим, то главную причину этого надо искать в той жестокости - всегда решительной и злобной,- с какой приверженцы старого порядка отстаивают свои интересы. Одержав победу над своим врагом, никто не захочет, чтобы он снова ожил из-за личного милосердия. Революции после первых своих побед все еще не чувствуют себя в безопасности и нуждаются в сохранении тех же строгих мер и порядка, которые обеспечили победу. Несоблюдение рядовыми членами организации установленной дисциплины кажется все ещё столь же опасным для дела (и до некоторой степени это верно), как и в ходе самой борьбы. Вообще говоря, все отвратительное в подобного рода делах порождается наличием кризиса, а кризис можно определить как крайне напряженное состояние социального конфликта, когда любой поступок человека может стать вопросом жизни или смерти.

В жизни Жана Кальвина было множество таких противоречивых двояко трактуемых фактов. Но, всё же, невозможно не оценить его вклад в мировую историю, реформацию, формирование людского мировоззрения.

кальвинизм религиозный философский ортодоксальный


Список использованной литературы


1.Всемирная история: в 10 т. Т.4. / под ред. М.М. Смирина, И.Я. Златкина [и др.]. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. - 822с.

2.История средних веков: в 2 т. Т. 2: Раннее новое время: учебник / под ред. С.П. Карпова. - 5-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 432 с.

3.Кальвин Ж. О христианской жизни: фрагмент сочинения Жана Кальвина / перевод с французского, введение, примечания доктора исторических наук Н.В. Ревуненковой; под ред. А. Д. Бакулова. - Москва: Протестант, 1995.

4.Решетникова Т. // Кальвинизм. - 2010. - режим доступа дата доступа: 05.04.2011 г.

Режим доступа: дата доступа: 05.04.2011 г.

Режим доступа: http://www.koob.ru (Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с. - (Социологич. мысль Запада)) дата доступа: 06.04.2011 г.

Режим доступа: дата доступа: 05. 04. 2011 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В период борьбы с католицизмом реформаторы активно использовали достижения гуманизма. Гуманизм немало дал для протестантизма: античный образец поведения христианина, новое прочтение Библии, идея отделения христианской морали от обрядов и т. д. Реформаторы "первого поколения" включали в свои учения элементы гуманистического истолкования христианства. Однако так называемое "второе поколение" реформаторов, к которому принадлежал Ж. Кальвин, эволюционировали от мировоззренческой эклектики в сторону построения четких систем. Кальвин выдвигает идеал религиозного поведения, построенный уже на отрицании гуманистической антропологии, сравнения человека с Богом, философии "эллинов" и светского прочтения Библии. Он подвергает ревизии гуманистические традиции ранней Реформации с учетом тех процессов, которые на его глазах "портили веру". Ему пришлось бороться уже на два фронта - против католицизма и радикальных народных трактовок Реформации.

Начинал свой жизненный путь Кальвин, однако, как гуманист, ученый филолог и правовед. В своей первой значительной работе - комментарии к трактату Сенеки "О милосердии" - он ориентировался на методы критики античных текстов Эразма Роттердамского и Гийома Бюде. Разумеется со временем почтение и уважение сменяются порицанием или суровым осуждением большинства ученых. По мере развития Реформации полемика с гуманистическим мировоззрением в трудах Ж. Кальвина углублялась и конкретизировалась, но его принципиальная оценка не менялась. В качестве главного греха гуманизма Ж. Кальвин видит именно сочетание человеческой и Божественной мудрости, смешение в итоге Божественного и человеческого, религии и философии, земли и неба Бурдах К. Реформация. Реннесанс. Гуманизм. М., 2004. С. 141..

Философия и любая другая наука имеют лишь прикладное значение: они могут "шлифовать" естественные качества человека и формировать его как "гуманную" личность. Исходным пунктом формирования личности у Кальвина является не познание, как у гуманистов, а наличие христианской совести. И без свободных искусств христианину доступны те блага и добродетели, к которым он предназначался свыше. А процесс познания вообще лишается всякого смысла, если он не направлялся на познание Бога.

Гуманисты создали непререкаемый авторитет "святого Сократа" и "божественного Платона" и пытались сочетать античную культуру с христианской нравственностью. Ж. Кальвин считает подобное сочетание в принципе невозможным, унижающим веру и Бога. Он прямо ставит задачу вырвать христианина из плена античной культуры. Первой проблемой, имевшей особое значение для многих протестантов, была проблема "помощи" античной философии в вопросах веры. Может ли христианин свои религиозные сомнения разрешить с помощью латинских и греческих философов? Аргументы в пользу того или иного религиозного тезиса, взятые у Платона или Аристотеля, постоянно вызывали диспуты между реформаторами. Цицерон, Платон и многие другие античные авторы для иных приверженцев Реформации олицетворяли универсальную истину. Более того, он требует от каждого истинного христианина обязательной полемики со школами античной философии.

Таким образом, отношение к античному наследию у Кальвина стало универсальным критерием религиозности человека и культуры. С этого времени вычленение языческих истоков того или иного философского или религиозного утверждения становится хорошим основанием для обвинения в антихристианской позиции Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2013. С. 222..

Схоластика в эпоху Возрождения и Реформации подвергалась многочисленным нападкам как со стороны гуманистов, так и со стороны реформаторов именно потому, что была живым воплощением средневековой культуры, уже едва ли не синонимом ее. Можно сказать, что она стала объектом критики не в меньшей степени, чем практика и догматика католической церкви. В парижском университет Кальвин знакомится с богословской доктриной школы "Via moderna". Особенно очевидным свидетельством знакомства Кальвина с этой позднесредневековой богословской школой является волюнтаризм - доктрина, в соответствии с которой окончательным основанием заслуги является воля Божья, а не благость самого поступка. Жан Кальвин был детально знаком с различными современными схоластическими произведениями, но в итоге пошел своим путем, существенно увеличив элемент рационализма при решении отдельных проблем. Его взгляды на место и роль в жизни человека церкви, природу человека, понимание Бога и мира дают возможность увидеть в нем не просто завершителя средневековых традиций, но и мыслителя нового типа Культура эпохи Возрождения и Реформация. Ленинград, 1981. С. 178..

О своеобразном подходе Жана Кальвина к средневековой культуре говорит и его отношение к практике церкви, основывающейся во многом на средневековых традициях мышления и быта. В частности, речь идет об отношении Кальвина к реликвиям. Кальвин написал трактат "Предупреждение весьма полезное о великой пользе, могущей произойти для христианства, если бы оно составило перечень всем святым мощам и реликвиям, находящимся как в Италии, так и во Франции, Германии, Испании и других королевствах и странах". Первое его издание вышло в Женеве в 1543г., но задуман он был, видимо, раньше. Основной задачей Кальвина и главным содержанием трактата было перечисление важнейших реликвий и показ обмана и подлога духовенства.

Таким образом, в своем трактате, как и в других сочинениях, Жан Кальвин преследует три основные цели. Он стремится доказать, что католическая церковь исказила заветы Христа. Он обвиняет ее в кощунстве, поскольку она заменила единого посредника между Богом и людьми целым сонмом святых. Наконец, он обвиняет ее в идолопоклонстве, т. к. Она вместо поклонения Богу стала поклоняться реликвиям святых.

Протестантские реформаторы столкнулись с двумя диаметрально противоположными взглядами на церковь. Это были взгляды католиков и различных ересей. Первые считали церковь видным историческим институтом, являющимся историческим преемником апостольской церкви, для вторых истинная Церковь была на небесах и ни одна организация на земле не заслуживала названия "Церкви Божией". Новое отношение к церкви рождалось не сразу. Первые реформаторы отнюдь не собирались разрушать сложившуюся церковь. Сама идея деноминации была еще неизвестна в 16в. Схизма казалась страшнее любой ереси. Надежды на "примирение" с католиками стали рассеиваться после Регенсбургского сейма 1541г. и особенно после начала работы Тридентского собора (1545-1563). Именно этот собор и осудил окончательно основные идеи протестантизма. Протестантские церкви должны были теперь оправдывать свое автономное существование наряду с институтом, который основывался на многовековой традиции Кристен О. Реформы Лютера, Кальвина и протестантизм. Москва, 2005. С. 98..

По этой причине особый всплеск интереса к проблеме церкви в протестантизме приходится именно на 40-е годы 16в. И именно в сочинениях Ж. Кальвина эта проблема получила на тот период всестороннее рассмотрение. Жан Кальвин вынужден был заняться рассмотрением проблемой церкви гораздо более основательно, чем предшествующие реформаторы. Противостояние католиков и протестантов вступило в решающую стадию, выступления радикалов стали особенно яростными. Рассматривает этот вопрос Кальвин уже в первом издании "Наставлений". Здесь содержится "минимальное" определение истинной церкви: обязательными признаками ее являются проповедь Слова Божьего и правильное совершение обрядов таинств. Дальнейшее развитие кальвинистского учения о Церкви, строго говоря, связано не только с самим Кальвином.

Большое влияние на раннем этапе на его взгляды оказал Мартин Буцер (1491-1551). Буцеру Кальвин обязан представлением о необходимости четвертичной структуры духовенства (пастор, доктор или учитель, старейшина, диакон) и теорией о различии между видимой и невидимой церковью. Кальвин утверждал, что есть конкретные библейские указания относительно правильного порядка служения, поэтому конкретная форма церковного порядка стала особым пунктом его доктрины. Кальвин разрабатывает подробную теорию церковного управления, базирующуюся на экзегезе Нового Завета и во многом основанной на терминологии римской императорской администрации.

Таким образом, Кальвин закладывает, по сути, основания нового отношения к церкви. Если Лютер определил церковь по ее отношению к проповеди Слова Божьего, называл ее "собрание святых"(congregatio sanctorum) и "общение веры и Духа Святого в сердцах" (societas fidei et spiritus sancti in cordibus), то Кальвин, сохраняя акцент на важности проповеди Слова Божьего, начинает разрабатывать конкретные формы новой церковной организации. Его точка зрения была более конкретной и определенной, чем точка зрения Лютера. А результатом явилось то, что ко времени смерти Ж. Кальвина, новая реформаторская церковь стала таким же институтом общества, как и католическая церковь Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М., 1989. С. 218..

Особо Кальвин настаивает на различении видимой и невидимой церкви. Церковь безусловно является общиной верующих христиан и, следовательно, видимой группой. Но она также является братством святых и собранием избранных, известных одному Богу, - невидимой сущностью. Невидимая церковь состоит лишь из избранных, видимая - из добрых и злых, избранных и отверженных. Невидимая церковь является объектов веры и надежды, видимая - объектом настоящего опыта. Здесь возникает вопрос о том, какая из видимых церквей соответствует Церкви невидимой. Кальвин признает необходимость выработки объективного критерия, в соответствии с которым можно было бы судить о подлинности конкретной церкви. Он указывает на два таких критерия: "Когда вы видите, что Слово Божье проповедуется и внимается в чистоте, а таинства исполняются в соответствии с установлениями Христа, то можете не сомневаться, что Церковь существует" Кальвин Жан. Наставления в христианской вере. Т. I-II. М., 1997. С. 178..

"Предопределение" - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о свойствах Бога, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Эта идея является универсальным выражением и признанием всемогущества Бога и бессилия человека. Эта проблема издревле занимала умы всего мыслящего человечества и многие греческие мыслители пришли путем логических выводов к абсолютному отрицанию свободы воли человека. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у Аврелия Августина как реакция против пелагианства. По представлениям Пелагия человеческая воля получала такое значение, что практически не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Провиденциализм Августина оказался первой систематизированной концепцией предопределения и включал в себя учение о благодати или предопределении к спасению избранных, и телеологическую концепцию истории, которая представлялась осуществлением недоступного человеческому пониманию Божественного плана и должна была завершиться концом света и установлением Божьего царства.

Вскоре после смерти Августина в монастырях южной Галлии возник спор о пределах человеческой свободы между его ревностными учениками и некоторыми последователями восточного аскетизма. Наиболее крупным представителем нового течения был Иоанн Кассиан (Римлянин, 360-435), основатель монашества в Галлии и один из главных теоретиков монашеской жизни. Будучи учеником Иоанна Златоуста, Кассиан в своих воззрениях на благодать и свободу следовал восточным богословам. Для него учение Августина, отрицающее участие человека в деле собственного спасения и настаивающее на безусловном предопределении, показалось слишком мрачным и безотрадным. Как человек, ведший аскетическую жизнь, он не мог согласиться с тем, что подвиги самоотречения не могут иметь никакого значения. Первородный грех, действительно, повредил природу человека, но не настолько, чтобы он совсем не мог желать добра. В то же время Кассиан признавал необходимость благодати: она дается человеку в том случае, если человек становится достойным ее. Она дается всем, но принимаютее не все, поэтому не все и спасаются.

Таким образом, Кассиан отвергал пелагианские представления, но и в августиновском учении видел опасность для нравственности. Августин в последние годы своей жизни активно боролся с этим учением и прозвал его последователей "массилийцами" или "массилианами". Представители схоластики прозвали их полупелагианами. Католическая церковь старается держаться некоей средней линии. Отрицать свободу воли значит отрицать заслугу праведника и грех грешника; отрицать благодать Божью значит изгнать в конце концов сверхъестественное из религии и свести ее к морали, закону.

Идеи августинианства оказались возрождены и развиты в рамках протестантизма. Доктрина предопределения часто рассматривается как основная черта реформатского богословия. Взгляды Ж. Кальвина на данную проблемы не просты. Сразу надо отметить, что тот акцент на предопределении, который характерен для кальвинизма в целом, не всегда оправдан в отношении этого реформатора. Последователи Кальвина развили многие его идеи и придали им известную сейчас четкость и категоричность Пиков Г. Г. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации. URL: http://lib.ru/HISTORY/CALVIN/calvin.txt (дата обращения 8.04.14).

Отправной точкой для учения о предопределении в кальвинизме стало учение о Боге, считающееся иногда даже ядром этого христианского направления. Мысль эта основывается на евангельском положении: "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь" (Рим 11:36). При этом речь идет не о сути Бога, его самосущности (aseitas), а о "всевластии Бога в природной и моральной сферах", его "абсолютном всевластии". Бог - источник любых норм и установлений, абсолютно суверенной воли. В кальвинизме речь идет не об оплате услуг, а о свободном даре. Бог теперь требует от человека полного и безусловного доверия и под верой понимается уже не рациональная, умственная убежденность, а чувство "пребывания в руках Божьих", охватывающее всю душу человека.

Кальвин в соответствии со строгой логикой считает, что Бог не может не решить эту проблему: искупать или осуждать. Бог активен и потому активно желает спасения тех, кто будут спасены и проклятия тех, кто спасены не будут. Поэтому предопределение является "вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим" Кальвин Жан. Наставления в христианской вере. Т. I-II. М., 1997. С. 124..

Одним из центральных в рассуждениях Кальвина является подчеркивание милости Божьей. Доктрина предопределения не была центральной в богословии Кальвина, но именно она стала ядром более позднего реформатского богословия. Во многом это произошло благодаря таким авторам, как Петр Мартир Вермилий (Petrus Martyr Vermilius,1500 - 1562) и Теодор Беза. Самой доктрине предопределения Ж. Кальвин придает подчеркнуто мало значения и в своем изложении уделяет всего четыре главы (главы 21-24 третьей книги). Он обозначает предопределение как "вечное повеление Божие, которым он определяет то, что Он хочет сделать с каждым человеком. Ибо он не создает всех в одинаковых условиях, но предписывает одним вечную жизнь, а другим - вечное проклятие".Там же. С. 124. Причины и основания такого подхода реформатора к данной проблеме, как, впрочем, и к другим, надо искать в распространяющемся рационализме.

Реформатские богословы столкнулись с необходимостью отстаивать свои идеи не только в борьбе с католическими оппонентами, но и в спорах с лютеранами. Аристотелевская логика, возрожденная гуманистами разных стран, превратилась в достаточно надежного союзника Кальвина и его последователей. На примере Кальвина - Безы мы видим, как в богословии происходит переход от аналитически-индуктивного метода к методу синтетически-дедуктивному, который станет основным в более позднем протестантизме Вульфиус А. Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, Реформация, католическая реформа. Петербург, 1922. С. 112..

Библия является главным документом европейской цивилизации, оказывавшим огромное влияние на развитие общества и культуры. Под Писанием в средние века понимался textus vulgatus ("общеупотребительный текст), составленный в конце 4 - начале 5вв. Иеронимом. Текст Вульгаты в средние века существовал в нескольких вариантах, между которыми были значительные расхождения. Так, например, в период Каролингского Возрождения Теодульф и Алкуин пользовались совершенно разными версиями. По этой причине с 11в. началась работа по выработке единого стандартного текста и к 1262г. была создана так называемая "парижская версия", ставшая нормативной.

Гуманисты, придававшие большое значение "возвращению к истокам" (ad fontes) европейской цивилизации, стали разводить два таких понятия, как "Писание" и "Вульгата". Они стали отвергать сложную систему толкований и комментариев и обращаться непосредственно к тексту Библии. Гуманисты настаивали на чтении священных текстов в оригинале, а не в латинском переводе.

В период Реформации Библии снова стало придаваться огромное значение, по некоторым параметрам воссоздавался прежний взгляд на важность Библии. Одним из основных лозунгов реформаторов стал лютеровский принцип "sola Scriptura" ("только Писание"). "Если доктрина оправдания одной верой была материальным принципом Реформации, то принцип "Scriptura sola" был ее формальным принципом. Реформаторы низвергали папу и возводили на его место Писание. Каждое течение Реформации рассматривало Писание как источник, из которого оно черпало свои идеи и обряды" Возникла потребность в разработке принципов новой библеистики. Эта работа была проделана прежде всего Жаном Кальвином. Первым принципом нового отношения к Библии Кальвин объявил уверенность в Писании. Оно не должно быть подвластным сомнениям Руоканен М. Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности. СПб., 2004. С. 132-133..

В отличии от Лютера Кальвин признавал богодухновенным весь комплекс библейских текстов. Кальвин решительно отстаивал цельность Писания. В своем "Наставлении" он специально анализирует Ветхий и Новый Заветы на предмет сходства и отличия и доказывает их единство, неделимость и равенство. Для католика Писание было трудно истолковать и потому римско-католическая церковь взяла на себя этот "труд". Реформаторы категорически отвергли это и сделали не правом, а обязанностью каждого верующего чтение и толкование библейских текстов. Уже "Малый Катехизис" М. Лютера (1529) давал читателю рамки, в которых они могли разбирать Библию. Однако именно "Наставление" Кальвина являются наиболее известным руководством по Писанию, особенно окончательный вариант 1559г.

Социально-политические представления Жана Кальвина сложны и разнообразны. Прежде всего его интересует проблема государства. Вопрос о наилучшем государственном устройстве, волновавший умы гуманистов того времени, Кальвин считает теоретически неразрешимым, ибо, по его мнению, всякая форма правления имеет свои плюсы и свои минусы. Государство должно охранять собственность от обмана и грабежа, обеспечивать людям доступность материальных благ. Однако современные государства не только не гарантировали собственности, но и фактически покушались на нее путем налогов, произвола чиновников и т. д. Кальвин в своих сочинениях обрушивается на королей с обвинениями в жадности и произволе.

Принципы организации церкви, перенесенные на государство, по мнению реформатора, могут способствовать его процветанию. Божественное происхождение власти, по Кальвину, совмещается с народным избранием. Но и республика чревата "смутой", "тиранией народа", по этим-то причинам Кальвин и считает лучшим типом власти аристократическое правление или умеренную демократию. У такого государства и большие обязанности. Кальвин считает, что церковь и светская власть в определенном смысле должны быть независимы. Но и государство - установление бога. Поэтому светские должности должны считаться не исходящими от городской общины, а божеским учреждением. А это значит, что государство обязано обеспечить соблюдение воли божьей, торжество истинной религии.

Таким образом, государство Кальвином понимается как исполнительный орган церкви. Кальвинистское понимание абсолютного предопределения непосредственно связано и с учением о "мирском призвании" и "мирском аскетизме". Человеку не дано знать своего предопределения, ибо это - тайна и величие бога. Но люди могут догадываться об ожидающей их участи, ибо профессиональная деятельность есть "божье предначертание" и успех в делах, в профессиональной деятельности, обогащение служат признаком избранности к спасению. В то же время праздность, лень, склонность к удовольствиям, все, что ведет человека к порокам и бедности, - явные симптомы его печальной участи.

Ответ оставил Гость

ЖАН КОВЕН (Кальвин) родился в городке Нуайон (Франция) в 1509 году. Он основал религиозное течение, сыгравшее огромную роль в жизни многих людей в Европе, обеих Америках, Южной Африке и других частях мира. Его считают одним из крупнейших реформаторов Церкви в истории Западной Европы.
Сегодня, спустя 500 лет с рождения Кальвина, идеи и учения этого реформатора в той или иной форме процветают в разных протестантских конфессиях, например Реформатской, Пресвитерианской, Конгрегационалистской церквях и других пуританских течениях. На сентябрь прошлого года Всемирный альянс реформатских церквей насчитывал 75 миллионов приверженцев в 107 странах.
Конфликт с Католической церковью
Отец Кальвина был секретарем и поверенным Католической церкви в Нуайоне. Скорее всего, выполняя свои обязанности, он видел недостойное поведение духовенства того времени. Вызвало ли это у него протест, или подорвало уважение к церкви, сказать трудно, однако со временем и отец, и брат Кальвина были отлучены от церкви. Когда отец умер, Жану стоило больших усилий похоронить его по церковному обряду. Вполне возможно, что из-за этого случая его неприязнь к католицизму усилилась.
В большинстве трудов о жизни Кальвина мало что сообщается о его юношеских годах. Известно лишь, что он был замкнутым и необщительным. Даже в студенческие годы, когда он учился в Париже, Орлеане и Бурже, у него практически не было друзей. Кальвин обладал живым умом и поразительной памятью. Благодаря своей одаренности и невероятной трудоспособности - каждый день он занимался с пяти утра и до полуночи - к 23 годам он получил ученую степень в юриспруденции. Кроме того, он изучал еврейский, греческий и латинский языки, чтобы исследовать Библию. Однако, прежде всего, Кальвин был известен железным прилежанием и добросовестным отношением к работе - качествами, с которыми часто ассоциируют кальвинизм и сегодня.
В это же время по другую сторону границы, в Германии, Мартин Лютер открыто обличал Католическую церковь за продажность и небиблейские учения. Принято считать, что в 1517 году он прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов, призывая к религиозной реформе. Многие поддержали Лютера, и Реформация стала распространяться по Европе. Это породило волну противодействия во многих местах, и протестующие, или протестанты, подвергались преследованиям за свои убеждения. В 1533 году в Париже Николай Коп, друг Жана Кальвина, произнес речь в поддержку взглядов Лютера, и поскольку составить ее помогал Кальвин, им обоим пришлось спасаться бегством. Кальвин покинул Францию и больше там не жил.
В 1536 году Кальвин опубликовал сочинение «Наставления в христианской вере» , в котором он изложил основные учения протестантской веры. В нем он обратился к королю Франциску I в защиту французских протестантов, позднее известных как гугеноты. Кальвин подверг суровой критике католическое вероучение, решительно выступая за Божье владычество - краеугольный камень своей теологии. Его труд «Наставления» не только оказал влияние на религиозные учения, но и сыграл ключевую роль в развитии французского языка и прозы. Кальвина считали одним из самых выдающихся реформаторов. Позднее он поселился в Женеве (Швейцария) , и начиная с 1541 года этот город служил оплотом Реформации.

Кальвин оказал колоссальное влияние на жизнь в Женеве. Как отмечалось в одной энциклопедии, движимый сильным стремлением к благочестию и праведности, он превратил Женеву из «города с дурной славой в город, в котором все было подчинено строгим правилам поведения»

Loading...Loading...