Понятие и отличительные особенности лженауки. Как лженаука в россии вышла из подполья

Ни для кого не секрет, что наука – источник главных достижений человечества. Не было бы науки, не было бы прогресса, не зря его называют научно-техническим. Но, как всегда в нашей жизни, есть чёрное и белое, есть правда и ложь, есть наука и лженаука. И если главная цель науки, прогрессивных учёных – это движение вперёд на благо человечества, то лженаука, как компьютерный вирус, мешает прогрессу и вводит в заблуждение простых людей.

А ещё лженауку многие вполне справедливо сравнивают с злокачественной опухолью. Так что же такое лженаука? И какой вред она может нанести? Эти вопросы как никогда актуальны сегодня, потому что интернет буквально завален лженаучными (а ещё их называют – псевдо-, квази-, пара-) работами. То есть учениями, имитирующими научное знание, претендующими на статус научных, но не являющихся таковыми. Вместо экспериментов, они ссылаются на “очевидность” или “здравый смысл”, вместо логических доводов на “авторитетное мнение”, всяческий пресекают критический анализа своих идей.

Научный метод перевернул жизнь человечества. Именно благодаря науке и её открытиям сегодня «...космические корабли бороздят просторной Вселенной…». Помните ведь духовно одарённую речь прораба из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Да, были времена, когда главным средством передвижения была повозка, потом появились автомобили, поезда и самолёты. Были времена, когда от эпидемий чумы и холеры вымирали целые селения, сегодня благодаря прогрессу излечимы многие смертельные болезни. Да и средняя продолжительность жизни человека увеличилась. За каждым открытием или изобретением стоит труд и гений из цепочки сотен и даже тысяч учёных, инженеров и мыслителей. Поэтому человеку трудно объять необъятное: объём накопленных знаний за полвека даже в одной очень узкой научной сфере – это внушительно! И, как ни странно, во многом именно это стало благодатной почвой для манипулирования псевдоучёных. Если в прошлые века астрологи, эзотерики и хироманты ссылались на некое тайное древнее знание, то сегодняшние предсказатели судеб, ловко жонглируя сложными терминами, выдают случайные, а чаще и вовсе несуществующие эффекты за «новейшие достижения науки». Одни делают это по недомыслию, другие – осознанно обманывая доверчивых «клиентов».

На такие пустышки человечество расходует громадные ресурсы. Годовой объём рынка гомеопатических «лекарств» достигает 5 млрд долларов. Только в США люди тратят на них 300 млн долларов за год, в Германии и Франции – по 400 млн. В соседней России, где при Академии наук действует Комиссия по борьбе с лженаукой и регулярно проводятся конференции на эту тему, в 2008 году был запущен спутник «Юбилейный», одним из компонентов которого был двигатель на основе «неизвестного явления взаимодействия рабочего тела с полями» и с нарушением фундаментального физического закона сохранения импульса. Конечно, двигатель не сработал, и миллионы были потрачены впустую. Это яркий пример, иллюстрирующий как действует псевдонаука.

В вопросах здоровья лженаука даже опасна. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения и врачи-добровольцы из проекта Cochrane ведут постоянную борьбу со лженаучными течениями в медицине, указывая, что люди рискуют жизнью, полагаясь в лечении болезней на помощь целителей ауры, чистильщиков биоэнергетических полей или гомеопатов. Лженаучные теории, как психоанализ, могут «кружить голову» и опытным специалистам, надолго направляя развитие науки в ложном направлении. Другие, например – движение против использования ГМО или креационизм, серьёзно тормозят прогресс науки и общества.

Наука и её метод

Что отличает научные знания и от лженаучных? Инструменты и понятия. Стоит отметить, что у каждой сферы науки свои инструменты и понятия: историки опираются на раскопки или письменные свидетельства, биологи – на результаты хроматографии или электрофореза, астрономы – на спектры далёких космических объектов, а химики ставят эксперименты. Но все научные знания учёные получают, применяя единый подход, который называется научным методом. Он применяется повсюду – от биохимической лаборатории до Большого адронного коллайдера.

Главный принцип научного метода следует из бытовой логики –«докажи». Теория доказывается на эксперименте, а эксперимент ставится многократно. Но на практике всё сложнее, и наука использует сложный циклический подход к поиску истины. Всё начинается с наблюдений и экспериментов, которые нащупывают новые неизвестные эффекты. Затем, на основе уже накопленных человечеством знаний, выдвигаются гипотезы, которые объясняют эти явления. Из этих гипотез делают новые предсказания, которые проверяются и уточняются другими наблюдениями и экспериментами. Далее ставятся новые эксперименты, выявляются новые эффекты и цикл повторяется.

Гипотеза, способная объяснить широкий круг явлений, становится теорией, а если она постоянно подтверждается – то и законом. Стоит сказать, что некоторые законы по тем или иным причинам продолжают именовать теориями – так произошло с учением об эволюции или с эйнштейновскими теориями относительности. Это сослужило им плохую службу, и до сих пор часто слышим заявления о том, будто «дарвинизм – это всего лишь теория».

Научный метод всесторонне развивался и шлифовался тысячелетиями, от древнегреческих софистов и до Галилея. Он продолжает совершенствоваться и сегодня, создаются точные подходы к статистике или к проведению клинических испытаний. Однако основа этого метода остаётся неизменной – «Докажи». Размышляя над этим, в 1930-е годы философ Карл Поппер нашёл ещё один критерий подлинно научного знания: фальсифицируемость.

Согласно этому критерию, любое утверждение должно опровергаться хотя бы в принципе, и, как обнаружил Поппер, многие взгляды, считавшиеся научными, этому не удовлетворяют. Можно придумать эксперимент, который позволит проверить, не направлена ли сила тяжести на Луне вверх от поверхности. Но нельзя провести измерения, способные опровергнуть психоанализ Фрейда, как невозможно экспериментально доказать, что вы или я не являемся астральной проекцией какого-нибудь мелкого божества.

Настоящие чудеса

Существуют и другие «усложнения» научного метода, включая мысленный эксперимент (как с котом Шрёдингера), теоретическое моделирование и т. д. Но в основе остаётся эмпирическое знание – то, что получено в наблюдениях, в опыте. Поэтому в физике и химии, а тем более в медицине к эксперименту предъявляются жёсткие требования, которые гарантируют точность и надёжность, невозможность вмешательства посторонних факторов или подделки. Каждая научная работа сопровождается подробным протоколом всех манипуляций и расчётов, и то и дело учёный мир будоражат истории о вскрытии махинаторов, подделывавших выгодные им результаты.

Научный метод – непрерывный процесс получения экспериментальных данных, построения и уточнения теорий.

Главная сила науки – гибкость, способность обнаруживать ошибки, отбрасывать ложные концепции и находить новые. Лженаука косна, неподвижна, а противоречащие факты отбрасываются и игнорируются, тем самым нарушается принцип научного метода.

Дело не в том, будто учёные «скрывают» от публики особо ценные знания из каких-то хитрых соображений. Если бы кому-то удалось продемонстрировать влияние расположения звёзд в момент рождения на судьбу или возможность излечения рака наложением рук, имя такого человека осталось бы в веках – и вряд ли какой-нибудь астроном или онколог отказался бы от такого шанса. Просто шансов таких нет. Как заметил один известный геолог, обрушить всё здание науки очень просто: достаточно найти одну косточку кролика в отложениях, датированных миллиардом лет назад. Пока такое не доводилось никому.

Мы склонны об этом сожалеть, сокрушаясь, что наука «не оставила места чуду» в жизни. Но это не так. Чудес в донаучном прошлом было совсем мало – и только прогресс подарил нам поющие на все голоса коробочки плееров, способность волшебным образом общаться с людьми на другом конце Земли и даже – если реанимация сделана вовремя – восставать из мёртвых. Просто в науке требуется разобраться, а не принимать на веру истории астрологов и иже с ними. Но если приложить немного усилий, в ней откроются чудеса, которые ей и не снились.

Организованный фондом «Эволюция» совместно с РВК. Учёные, популяризаторы, организаторы научпоп-мероприятий, блогеры и научные журналисты собрались, чтобы начать борьбу. Борьбу против лженауки, псевдооткрытий, недоэкспериментов и липовых учёных.

Что такое лженаука? Насколько эта проблема актуальна в России? Что делается и что можно сделать ещё? Вот об этом говорили, думали, решали и договаривались.

Какие задачи нужно решить, чтобы изгнать лженауку и шарлатанство из поля зрения?

  • Научить популяризировать науку;
  • Глубоко исследовать лженауку;
  • Работать с обществом, которое одобряет лженауку;
  • Сделать науку и образование доступными.

Тезисы привели, теперь расскажем о каждом из этих пунктов подробнее.

Популяризация науки для популяризаторов науки

Сама по себе наука - это глобальная познавательная деятельность специалистов, а её популяризация - это «перевод» полученных знаний на язык, доступный всем остальным. Только так наука сможет полностью реализоваться в обществе, и именно поэтому просветительское сообщество обязано содействовать совершенствованию такого «перевода». Кроме того, науке нужно учиться использовать инструменты продвижения, совершенно нормально работающие в других сферах деятельности. О том, почему настоящей науке не хватает пиара, рассказывает Виталий Егоров, блогер, специалист по связям с общественностью в космической компании России.

Виталий Егоров

блогер, специалист по связям с общественностью в космической компании России

Дело в том, что наука противоречит базовым принципам и биологическим потребностям человека. Наука - это сложно, она требует умственного напряжения. Чтобы разобраться в любой научной теме, нужно постараться: сесть, взять книгу, разобраться, сделать собственные выводы. Всё это нелегко, требует времени и возможностей.

Но самое главное - наука не оставляет места для чуда. А лженаука обещает людям именно чудо - мгновенное излечение, немедленное состояние счастья и самую правильную правду. Именно поэтому стопроцентной победы науки над лженаукой не произойдёт никогда.

Более того, антинаука - это повод для существования самих просветителей, ведь если не будет её, не будет и смысла в общественной деятельности популяризаторов. Задача популяризаторов - пользоваться деятельностью лженауки в собственных интересах.

Например:

В октябре 2016 года российская организация «Национальный совет по гомеопатии» подала в суд на журнал «Вокруг света» за опубликованную статью научного журналиста Аси Казанцевой о гомеопатии «Растворённая магия» . В заявлении организации утверждалось, в частности, что статья журналиста, «порочит метод гомеопатии, успешно применяемый во многих странах более 200 лет».

В интернете такой лакомый инфоповод вызвал рост запросов как по вопросу гомеопатии, так и по исследованиям о пользе и вреде такого метода лечения, и на эту самую статью Аси Казанцевой.

Так любое действие со стороны лженауки может работать на просветителей. Лженаучное сообщество умеет привлекать к себе внимание. Часть этого внимания должно перетягивать на себя уже научное сообщество, расширяя аудиторию, повышая свою узнаваемость и вовлекая людей в получение новых знаний.

Лженаука вышла из тени и шагает по стране

Лженаука постоянно совершенствуется. Как только её противники находят способы эффективной борьбы, она, подобно вирусу, начинает мутировать и избавляться от уязвимостей.

Например, в 1970-х астрологию критиковали за то, что она почему-то учитывает в расчетах лишь несколько тел Солнечной системы. К концу века некоторые астрологи были готовы вводить в свои расчёты что угодно, вплоть до пульсаров и квазаров. Этим они «обосновывали» научность и современность своих гаданий.

Но особо пышным цветом астрология расцвела в нашей стране. Когда в бывшем СССР отменили цензуру, вместе с открывшейся исторической правдой на головы наших сограждан полились и тонны прочей непроверенной информации. Гражданам было трудно отличить одно от другого: если от населения умалчивали про ГУЛАГ, то, может, и астрологию зря называли лженаукой?

Одновременно с этим наука почти лишилась финансирования, отчего сильно упал её авторитет в обществе. Исчезла научно-популярная литература. Резко снизился уровень образования. Разные авантюристы, дорвавшись до рычагов управления, увидели в лженауке эффективный способ манипулирования людьми и стали продвигать её на телевидении.

Член комиссии по борьбе с лженаукой РАН Александр Сергеев поднял проблему существования лженауки в России. Даже не просто существования, а настоящей эпидемии.

Александр Сергеев

член комиссии по борьбе с лженаукой РАН

Проблема в том, что в России ситуация несколько аномальная по сравнению с остальным миром. У нас случился неприятный казус - лженаука в нашей стране демаргинализировалась.

Лженаука должна существовать как необходимый противовес. Но её место - где-то в тени; её дело - иногда осторожно высовываться из норки, вызывать споры и критику. У нас же она вышла из маргинального положения, стала массовой и одобряемой.

Вот они, признаки выхода лженауки из подполья:

  • Лженаука стала организованной. Сейчас трудно найти крупное научное учреждение, скажем, уровня большого университета, в котором не было бы серьезного направления, исследующего абсолютно лженаучные области.
  • Лженаука юридически защищена. Если вы попытаетесь противодействовать лженауке, называя конкретные имена и компании, то получаете иски в суд.
  • Лженаука получила государственную поддержку. Например, гомеопатия официально признана приказом Минздрава в 1991 году. А недавно в сети появилась информация о том, что Минздрав планирует выдавать лицензии народным целителям.
  • Лженаука служит политическим целям. Такой вид лженауки служит для обоснования конкретных принимаемых решений. Например, в своё время геополитика, имеющая лженаучную базу, была обоснованием экспансии Третьего рейха и его движения на Восток.

Достаточно вспомнить пригретого высокими чиновниками Петрика, который гениально производит судебные иски, а не научные исследования.

Лженауке подыграло развитие интернета, позволившие каждому создавать и распространять любые мифы. Этим яростно пользуются мошенники, а зачастую и журналисты несознательно им подыгрывают. Как мы видим сейчас, российское законодательство фактически защищает мошенников: назови кого-то лжеученым, и можно сразу ждать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В результате лженаука в России вышла из-под всякого контроля.

Расцвет лженауки как зеркало общественных проблем

В 2011 году немецкий министр обороны Карл Гуттенберг покинул свой пост из-за обвинения в плагиате докторской диссертации. Его отставка стала результатом деятельности анонимного сетевого сообщества VroniPlag. Похожий проект действует и в России.

Доктор физико-математических наук, сооснователь проекта «Диссернет» Андрей Ростовцев рассказывает, как липовые диссертации перекликаются с лженаукой и что после этого происходит.

Андрей Ростовцев

доктор физико-математических наук, сооснователь проекта «Диссернет»

Наука - это явление социальное, а исследование диссертаций, научных работ, монографий и фальсификаций в них - это большой социологический эксперимент. Само содержание фальшивых диссертаций не так интересно, как интересен феномен распространения этого явления.

Ростовцев полагает, что масштабы этого явления в России обрели катастрофический характер и, пожалуй, ни в одной цивилизованной стране таких масштабов нет. Да, в академической сфере всего мира существует явление подлога, но в России это приобрело институциональный объем и государственную поддержку.

Фальсификация в академической сфере - лакмусовая бумажка, которая говорит, насколько тот или иной человек готов пойти на подлог в своей жизни. Академическая и повседневная жизнь - это коррелируемые явления.

Какой высоты барьер отделяет человека от того, чтобы после фальшивой диссертации не начать фальсифицировать что угодно?

Речь идёт не просто об отдельных псевдоученых, а про целые слои сообщества, насыщенные академическими званиями. Например, в Государственной Думе больше 60% людей с учёными степенями. Для сравнения: только каждый восьмой депутат немецкого бундестага является дипломированным учёным.

Еще один занимательный факт:

исследование команды «Диссернета» показало, что распределение фальшивых диссертаций по специальностям очень неоднородно. С большим отрывом лидирует экономика, второе место делят педагогика и право.

Такое распределение соответствует распределению по самым проблемным областям российского государства в целом: больная экономика, ущербная юриспруденция, деградирующее образование - всё, что нам, к сожалению, известно на основании собственного жизненного опыта.

Почему возникает такая корреляция между проблемами в определённой сфере жизни общества и масштабом фальсификации в соответствующей области знаний? Ключевым словом в ответе на этот вопрос является «невежество».

Именно высокий уровень невежества и отсутствие сильного экспертного сообщества в определенной области знания, с одной стороны, не позволяют выстроить надёжный заградительный барьер и открывают двери перед мошенниками и фальсификаторами, а с другой, - приводят к общему снижению качества определённой сферы деятельности.

Качественное образование и научное знание должны быть доступны для всех

В начале осени британский научный журнал Nature опубликовал на своих страницах статью по важной теме современности - «Наука только для богатых?» . Автор репортажа на примере 8 стран (Соединенные Штаты, Китай, Великобритания, Япония, Бразилия, Индия, Кения и Россия) попытался разобраться, как социальное положение граждан влияет на возможность получения качественного образования.

Освещая положение дел в современной России, автор приходит к выводу, что страна после распада Советского Союза всё же сохраняет прежние советские идеалы в области образования. Отмечается, что в России сегодня довольно большая доля студентов и научных работников, которые росли в семьях со средним и низких доходом, но, тем не менее, получили неплохое образование. Автор заключает, что российскую модель все-таки можно отнести к моделям сбалансированного доступа образования. О том, как организовать сбалансированную модель доступного образования, рассказал Александр Василевский.

Александр Василевский

кандидат химических наук, научный сотрудник Института биоорганический химии РАН

Команду Института биоорганической химии недавно пригласили организовывать первую биологическую смену в образовательном центре «Сириус». Со всей страны отобрали 160 школьников-победителей Всероссийских олимпиад по биологии, экологии и химии и показывали, как на самом деле устроены научные исследования. Почему этот вроде бы небольшой пример важен? Потому что в этот центр попадают вне зависимости от экономических возможностей или социального положения.

Тем не менее, нужно продолжать вести работу над образованием так, чтобы доступ к лучшим знаниям имели все - и те, у кого «всё хорошо», и те, кто имеет возможность учиться только в дворовой школе.

«Слёт» закончился, но не закончилось желание участников продолжить борьбу «добра со злом». Озвученные темы позволили просветителям сформировать перечень задач, стоящих перед всем научным сообществом:

  • расширение аудитории просветительских мероприятий, интернет-сайтов, СМИ, книг;
  • пропаганда консолидированного мнения научного сообщества по важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющим научную составляющую;
  • просвещение школьных учителей, методическая и научная поддержка учителей;
  • просвещение лиц, принимающих решения.
  • изучение лженауки как общественного явления;
  • построение горизонтальной сети взаимодействия между просветительскими проектами;
  • использование разнообразных форматов, в том числе совсем популярных; построение цепочек форматов от простых к сложным;
  • использование нетрадиционных площадок и медиа-ресурсов: учительские форумы, геймерские сообщества и т. п.

Что удастся сделать к следующему «Слёту» и насколько участники продвинутся в своей борьбе, покажет время. Нам остаётся не только надеяться, но и самим что-то делать. Мы вот написали о том, что происходит. Ваше дело - советовать хорошие книги и статьи знакомым и друзьям, заботиться о своих пожилых близких людях и создавать активный информационный фон, разоблачающий заблуждения и понукающий мошенничества.

Как вы относитесь к лженаукам? Я отрицательно. И это мягко говоря. Это шарлатанство, игра на человеческом легковерии и лени, которая несет за собой страшные последствия.

Популярность псевдонауки легко объяснима: она куда легче, чем академическая наука, не требует серьезного изучения, а главное говорит людям то, что они хотят услышать.

Адепты лженауки лишь имитируют научный подход, подтасовывают факты и игнорируют достижения признанной науки, нарушают логические связи, но заворачивают свои учения в красивую оболочку, и тем самым легко обманывают обывателя.

А иногда лженауки выступают и средством определенной идеологии.

Ресурс составили список самых известных псевдонаук и рассказал, почему им так и не удалось заслужить доверие ученых.

Астрология

Предсказывать будущее, руководствуясь движениями планет и звезд, начали еще в древности - первые свидетельства о попытках узнать грядущее встречаются в шумеро-вавилонских мифах, где небесные тела отождествляются с богами. Греческая астрология переняла идею «божественной» звездной сущности и развила ее до знакомых нам форм. Самое значимое на сегодняшний день явление астрологии - гороскопы, которые составляются на основе индивидуального влияния планет для 12 знаков зодиака.

С современной научной методологией методология астрономии несовместима, что неоднократно было доказано ученым.

Хрестоматийные примеры доказательств - развенчание статистической гипотезы Мишеля Гоклена, получившей название «эффекта Марса», и эксперимент Бертрама Форера под названием «Эффект Барнума». Гоклен обнаружил взаимосвязь между рождением спортсменов-чемпионов и фазами Марса, и долгое время настаивал на правдивости результатов своего исследования, пока не был уличен в подтасовке исходных статистических данных.

В свою очередь Форер доказал несостоятельность астрологии при помощи социального эксперимента: выдав студентам тест на определение специфических черт их личности, он обещал предоставить на его основе индивидуальный психологический портрет каждого, но вместо этого раздал всем единообразное описание, составленное по принципу гороскопа. Большинство студентов высоко оценили их «персонализированное» описание и остались довольны усилиями профессора.

Однако, несмотря на многочисленные доводы в пользу признания астрологии лженаукой, гороскопы продолжают ежедневно обновляться, некоторые люди продолжают верить в существование мифической планеты Нибиру, которая способна уничтожить землю, а «Общество плоской Земли» (согласно постулатам которого Антарктида - лишь ледяная стена, опоясывающая мир, а фотографии Земли из космоса - подделки) еще не распалось, так что астрология, оставаясь в определенных кругах лженаукой, в общем, процветает.

Френология

Псевдонаука, получившая распространение в начале XIX века, благодаря исследованиям австрийского врача и анатома Ф.Й. Галля, который установил связь между психическим портретом личности и физическими характеристиками, которыми обладает череп. Галль считал, что любые внутренние изменения мозга, в особенности, изменения объемов его полушарий, провоцируют видимые изменения на соответствующих участках черепа, в связи с чем можно судить о развитости или недоразвитости человека и о наличии у него определенных навыков, способностей и личностных характеристик.

Кинозрителям френология знакома благодаря фильму Квентина Тарантино «Джанго Освобожденный», где рабовладелец Кэнди увлекается сравнениями черепов представителей разных рас.

Подобная деталь исторически обусловлена - многие рабовладельцы Америки действительно заинтересовались френологией в XIX веке и ставили жестокие эксперименты на своих рабах. Развенчание френологии происходило вместе с развитием нейрофизиологии, научно доказавшей, что особенности психики не зависят от рельефа мозга, а тем более от строения черепа.

Гомеопатия

Псевдомедицинское направление в науке, призывающее принимать особые гомеопатические лекарства для предотвращения развития болезней в будущем. Основоположник направления - немецкий врач Христиан Ганеман, в конце XVIII века разработавший целую систему лечения гомеопатией (он же выдвинул так называемую «кофейную теорию болезней», согласно которой почти все известные людям болезни спровоцированы исключительно употреблением кофе).

В основе гомеопатии лежит противоречащий современной рациональной фармакотерапевтической медицине принцип «подобное лечится подобным», поэтому лекарственное средство в гомеопатии, по сути, является катализатором развития облегченной формы болезни, от которой собирается лечиться пациент. Все якобы действующие препараты разведены как минимум в двенадцатикратной концентрации и, по мнению ученого сообщества, ничем не отличаются от плацебо - вещества, не содержащего лечебных свойств. По крайней мере, большинство исследований не подтвердило эффективности гомеопатических лекарств.

Парапсихология

Парапсихология изучает такие сверхъестественные явления, как телепатия, телекинез, ясновидение, телепортация и внушение. Эта паранаука пытается убедить общественность в том, что перемещаться во времени и пространстве возможно, а наделенные особенными талантами люди могут предсказывать будущее, а также управлять окружающими силой мысли. Призывая поверить в астральное двойничество, околосмертные опыты и реинкарнацию, парапсихологи проводят множество опытов и экспериментов для доказательства того, что сверхчеловеческие возможности существуют.

Телепатия, к примеру, какое-то время объяснялась учеными при помощи «волновой теории», которая сообщала о наличии особых волн, которые при улавливании человеком, могли вызвать у него определенный образ, схожий с образом, возникшим у другого человека, но эта теория не была доказана и была признана несостоятельной.

В 1930-х годах на предмет наличия сверхспособностей был исследован игрок в кости, который утверждал, что может силой мысли укладывать кубики так, чтобы они показывали нужную сумму, но более 650 000 выбрасываний кубиков опровергли его заявление, установив, что совпадения случайны. Не удалось установить торжество аномальных способностей и Ури Геллеру, известному своей способностью изменять физическую форму материальных объектов на расстоянии. Он и вовсе был уличен в том, что заранее обрабатывал пальцы специальным химическим составом, который и позволял ему сгибать ложки, только прикасаясь к ним.

Реинкарнацию в течение 40 лет пытался изучать ученый Ян Стивенсон, изучивший 3000 случаев предполагаемого перерождения, сопоставив родинки и врожденные дефекты детей и покойников, имевших родинки и шрамы на одних и тех же местах.

Научно доказать факт реинкарнации ему не удалось. Точно так же еще ни одно экстраординарное явление не было научно доказано, а постоянное появление сведений о новых феноменах парапсихологии происходит только из–за того, что какой-то процент населения планеты все еще не утратил веру в паранормальные явления.

Уфология

Паранаука, в основном изучающая НЛО, а также зафиксированные факты и предстоящие возможности общения жителей Земли с пришельцами и инопланетянами, полтергейстами и призраками.

Главный предмет изучения уфологии - палеоконтакты - контакты существ внеземного происхождения с землянами и даже их посещение нашей планеты в прошлом. В качестве доказательства состоятельности теории палеоконтакта уфологи приводят оставленные пришельцами знаки на земле - круги на полях, неопознанные плавающие объекты и другие весьма сомнительные артефакты.

Как наука уфология зародилась только в 1940-х годах, когда стали поступать первые свидетельства о «летающих тарелках», передвигающихся со сверхзвуковой скоростью. К подобным заявлениям сначала отнеслись серьезно даже главы многих государств государств, тут же создавшие специальные секретные проекты по изучению феномена. В США - проект «Сайн» и проект «Синяя книга», в Британии - «Комната 801», во Франции «GEPAN». Однако за годы исследований подтвердить главное опасение уфологов о том, что Земля находится под наблюдением других существ, так и не удалось.

Нумерология

Паранаучное учение о мистическом смысле чисел и их влиянии на жизнь людей. Толчок к зарождению нумерология получила много веков назад, благодаря древнееврейскому алфавиту, в котором буквы использовались, в том числе и для записи чисел, из–за чего имели свои числовые значения.

Основоположником главных положений нумерологии считается философ и математик Пифагор, открывший взаимосвязь между цифрами и нотами. После своего открытия он установил, что любой предмет и любое явление действительности может быть выражено числами.

В нумерологии любая многозначная цифра может быть сведена к однозначному, обладающему своими характеристиками числу, путем сложения ее компонентов. Число дает возможность разгадать слабые и сильные стороны человека, находящегося под его влиянием, предсказать будущее и описать закономерности его жизни. Множественное количество нумерологических таблиц и наличие разнообразных тактик сложения чисел не позволяет прийти к единой трактовке чисел в нумерологии.

Индивидуальный числовой эквивалент имеют и буквы, поэтому нумерология охотно раскрывает «тайны имен» всем желающим. Число дает возможность разгадать слабые и сильные стороны человека, находящегося под его влиянием, предсказать будущее и описать закономерности его жизни. Множественное количество нумерологических таблиц и наличие разнообразных тактик сложения чисел не позволяет прийти к единой трактовке чисел, что всегда подчеркивается противниками распространения нумерологии.

Еще один веский аргумент сомневающихся в этой паранауке связан с женскими фамилиями. Если еще вчера девушка была, к примеру, «Белоусовой Анной Алексеевной» и числом ее судьбы считалось число «13», а сегодня она вышла замуж за испанца и стала, допустим «Марес Анной Алексеевной», то число ее судьбы уже вовсе не «13», а «1».

Криптозоология и криптоботаника

Cмежные дисциплины, занимающиеся поиском животных и растений, известных нам только из легенд, мифов и рассказов очевидцев, а так же поисками животных и растений, которые, согласно признанию ученых, считаются вымершими.

Криптозоологи не ограничиваются поиском динозавров, драконов и единорогов, они занимаются и существами из более современных легенд - снежным человеком и Лох-Несским чудовищем. Сами ученые, занимающиеся криптозоологией или криптоботаникой, признают ее лженаукой, но все равно считают полезной дисциплиной и продолжают поиски озерных демонов (огопого) и коз-вампиров (чупакабра).

Хиромантия

Ненаучный метод установления взаимосвязи между линиями на ладони человека и его судьбой. Хиромантия исследует кожный рельеф ладоней, в особенности - папиллярные линии - считается, что каждая из линий отвечает за какое-то направление в жизни человека и, изучив ее рисунок, можно предсказать успешность судьбы человека в той или иной области.

Узоры на ладонях, форма ладони и пальцев, позволяют разобраться во внутреннем мире: большой палец и отходящая от него линия - линия жизни, указательному пальцу соответствует линия сердца, среднему - линия судьбы, безымянному - линия счастья. По дополнительным линиям, таким как линия брака и линия потомства, можно определить успешность брака и количество детей.

Однако в многочисленных пособиях по хиромантии одни и те же признаки на ладонях объясняются по-разному, а для предсказаний предлагается использовать то левую, то правую ладонь, узоры на которых чаще всего противоречивы. Хиромантия не признается наукой в большинстве стран, но в некоторых по-прежнему считается серьезным занятием в некоторых странах: так, в Национальном Индийском университете и в наши дни преподают хиромантию, а в Канаде существует «Национальная академия хиромантии».

В противовес хиромантии активно развивается наука, всерьез изучающая кожу ладоней и позволяющая определить предрасположенность к наследственным заболеваниям - дерматоглифика.

Соционика

Псевдонаука, построенная на основе учении Юнга о типологии и архетипах, предлагающая возможность на основе определенной тестовой методики выявить для каждого человека его личный, так называемый тип «информационного метаболизма» - процесса обмена индивидуальными сигналами с внешним миром - и причислить его к одному из 16 подробно описанных социотипов.

Соционика как отдельное учение возникло в 1970-х годах, благодаря усилиям литовского экономиста и психолога Аушуры Аугустинавичюте. Ключевые параметры для определения типа информационного метаболизма - «ощущение», «мышление», «интуиция», «чувство»(в физическом смысле слова), «интроверсия» и «экстраверсия»: в разных сочетаниях они формируют разные соционические типы личности. По итогам соционического теста (он существует в нескольких вариантах от разных авторов) каждый человек условно отождествляется с одним из 16 персонажей, названных в честь известных людей и литературных героев (Например, Дон Кихот, Дюма, Штирлиц или Наполеон) и получает возможность узнать о своей совместимости с другими социотипами.

Соционика известна в основном на постсоветском пространстве и не считается официальной наукой - у нее нет ни общей научной теории, ни закрепленных единообразных методов исследования. Ее также критикуют за излишнюю умозрительность и недостаток эмпирических доказательств. Кроме того, концепция была сильно дискредитирована толпами энтузиастов, которые брались с ходу определять соционические типы незнакомых, уже умерших людей и даже целых стран - в то время, как основатели соционики подчеркивали, что не претендуют на создание универсальной психологической классификации на все случаи жизни.

Физиогномика

Альтернативное направление в науке, пытающееся доказать связь внешнего облика человека с его характером и душевными качествами. Физиогномика пытается «прочесть» лицо, особенности строения тела, смысл жестов, поз и общего телесного впечатления, которое производит человек, а так же определить уровень интеллекта человека исключительно по его внешнему облику и манере держаться.

В восточных странах физиогномика не была отделена от медицины и начала развиваться еще до нашей эры, призывая изучать человека, исходя из принципа «пяти вершин»: лба, носа, подбородка, скул. В европейской культуре наука тоже нашла поддержку, к примеру, Чарльз Дарвин поддерживал развитие физиогномики, считая, что благодаря изучению работы мускул индивида, можно понять, каковы его основные личные склонности. На основе формы лица, волосяного покрова, расположения и форм естественных лицевых отверстий и других рельефов на лице, исходя из основ физиогномики, можно составить для себя базовый портрет внутреннего мира человека.

Современное научное сообщество в удивительные возможности физиогномики не верит, особенно после того, как были проведены исследования близнецов,которые, несмотря на внешнюю идентичность, зачастую имеют диаметрально противоположные характеры.

Фолк-хистори

Преимущественно российское направление псевдоистории, занимающееся перекраиванием исторических реалий, чаще всего с целью публикации книг массовой направленности. Альтернативная история тяготеет к беллетристике и фальсификациям при видимом сохранении научной формы.

Автор произведения фолк-хистори делает вид, что открывает читателю новую историю, а на деле всего лишь подтасовывает факты и, нарушая логические связи, создает «новую историю», которая идет вразрез с доподлинно установленными событиями.

Фолк-хистори стала активно развиваться в России в годы после распада СССР, когда над историей перестала довлеть единая коммунистическая идеология. Предшественником направления считается Лев Гумилев, который, предлагая читателям свою теорию пассионарного этногенеза, тоже выдвигал весьма специфическую «авторскую» версию истории.

А как вы относитесь к лженаукам?

VELVET: Савич Анастасия

Сразу хочу оговориться. Эта статья подготовлена не для того, чтобы кого-то обидеть, что-то доказать или с кем-то поспорить. Цель - уберечь вас от слишком серьезного отношения к достаточно распространенным теперь явлениям в нашей жизни, которым пытаются дать научное обоснование, чтобы ввести в заблуждение и получить с помощью этого свою материальную выгоду. Ведь даже самого образованного человека, который постоянно занимается саморазвитием, могут обвести вокруг пальца обыкновенные шарлатаны.

Более того, некоторые стремятся получить государственное финансирование для своих псевдонаучных исследований, поэтому в России работает целая «Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований», в которой заседают академики, доктора и кандидаты наук. Они давно уже определили основные признаки, отличительные особенности и классификацию, а также назвали конкретные псевдодисциплины. Рассмотрим семь самых популярных в нашей повседневности лженаук.

1 лженаука: Гомеопатия

Доказательств ее эффективности не существует. Более того, гомеопатия идет вразрез с законами природы. Нет таких явлений в физике или биохимии, в соответствие с которыми она бы работала. Это просто и не более того. Даже в клинических испытаниях обычных лекарств 10% закладывается на него. А у некоторых производителей доходит и до 40%. Это общепринятая практика. Что уж говорить об альтернативной медицине. Более подробно о псевдонаучности этого явления можно узнать из документального фильма Ричарда Докинза «Гомеопатия».

2 лженаука: Парапсихология

Здесь прячется целый комплекс псевдонаучных дисциплин. Все они изучают сверхъестественные психические способности людей, животных и растений с помощью научной методологии. Парапсихологи утверждают, что якобы конфиденциально проводились лабораторные исследования, которые даже финансировались некими университетами, но лишь малая часть результатов публиковалась в научных журналах. Ну да, ответим мы, многие «результаты» отражены в голливудских блокбастерах.

Большинство признанных ученых считают парапсихологию (не путать с ) псевдонаукой. И это неудивительно - более чем сто лет исследований не дали ни одного адекватного доказательства существования заявленных парапсихических феноменов.

3 лженаука: Астрология

Псевдонаучность этого популярного в современном мире явления доказывают описательные и предсказательные практики, а также различные традиции и верования, на которые она опирается. Попыток дать физическое обоснование астрологии очень много. Но до сих пор ни одна из них не увенчалась успехом. Современная наука полностью отрицает действительность астрологических методик, провозглашающих влияние небесных тел на человека и мир в целом. А независимое агентство «Национальный научный фонд США» использует ее в качестве эталонной лженауки в своей оценочной системе.

4 лженаука: Уфология

Эта «дисциплина» занимается поиском и изучением доказательств существования неопознанных летающих объектов и инопланетян, а также их «посещения» и мысленного общения с ними и других проявлений якобы внеземного разума (например, круги на полях). Название «уфология» происходит от американской аббревиатуры UFO, а по-русски - НЛО (неопознанный летающий объект). Обычно эти термины используются в СМИ и совсем не встречаются в научных текстах. Много различных специалистов интересуются загадками, связанными с НЛО, но характер этого интереса, как указано в энциклопедии «Кругосвет», «…неоднороден - от строгого научного исследования до параноидальных идей и откровенного шарлатанства».

5 лженаука: Эзотеризм

Это совокупность особых восприятий реальности, которое имеет некое тайное содержание и выражается в психодуховных практиках. Здесь нужно быть особо осторожным тем, кто увлекается . Эзотеризм опирается на магию, алхимию, астрологию, гностицизм, кабалу, теософию, суфизм, йогу, буддийскую тантру, масонство, мондализм и так далее. Звучит как-то жутко и безумно, согласитесь. Существует много подходов к определению эзотеризма в качестве особой области культуры. В отечественной истории философии эту лженауку иногда представляют как совокупность многообразных форм знаний, которые приводятся интеллектуальными сообществами. Однако эти умозаключения находятся вне рационализма, принятых норм и эталонов, а также отличаются от классического научного образца и стандарта.

6 лженаука: Соционика

Попытка разделить всех людей на земле на определенные изначально не может быть успешна. Ведь для того, чтобы дать научное обоснование соционике, нужно исследовать абсолютно всех людей на земле и доказать, что они относятся к тому или иному социотипу. Как вообще можно подогнать под определенные рамки человека, который отличается от всего остального живого мира своей достаточно сложной душевной организацией?

7 лженаука: Нумерология

Ее часто называют «магией чисел» (книга « » не имеет к этому никакого отношения) и не зря, поскольку в основном нумерологию используют для гадания. Как и другие подобные псевдонауки она отрицает любую возможность опровержения своих выводов. А ее концепция близка к астрологии и другим древним паранаукам.

И в заключении хочу добавить. Мы даже и представить себе не можем сколько полезных и очень нужных сейчас для человечества открытий было загублено упомянутой выше «Комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований». Например, множество разработок в области альтернативных источников энергии определены ею как псевдонаучные…

Ознакомиться с полным списком лженаук можно на официальном сайте Комиссии - http://klnran.ru.

Если у вас есть сомнения, опровержения или размышления по поводу того, что является лженаукой, а что - нет, пишите в комментариях к этой статье.

Статья 2-я, дополненная и исправленная.

Настоящая статья посвящена такому явлению в познании, как лженаука.

Проведен междисциплинарный, системный анализ явления лженауки, с целью определения методологии лженаук, основных характеристик и классификации лженаучных концепций. Обобщение понятия лженауки позволит рационализировать

мероприятия по контролю и ограничению развития и распространения лженаук.

1. ОСНОВЫ ЛЖЕНАУК.

1.1 Лженаукой является все, что не соответствует современной официальной науке, а это те знания, которые недоказуемы или опровергнуты. Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Классические лженауки имеют много общего с мошенничеством, и возможно являются таковыми в том отношении, что, маскируясь «научностью» или истинностью они получают доверие людей, и получаю доход от пустых услуг и товаров. Помимо преступности, лженаука стремится уравняться с наукой или даже задавить науку, поскольку только в этом случае они обретут значимость истины в обществе, и лживость их афер будет скрыта. Лженауки создают технологии и прочее, которые станут поводом для изъятия больших фондов и государственных денег. Подобные варианты лженаук особенно стремятся задавить науку и влиять на политиков и научные институты, от которых эти лженауки могут получить признание, а за ним крупную прибыль.

Любое общество изобилует глупыми и доверчивыми людьми и невеждами, количество которых обратно пропорционально просвещенности общества, но в любом случае их количество несравненно больше, количества мыслящих и самостоятельных людей. Лженаука использует этот контингент мало просвещенных людей и проникает в их сознание с целью получения от них легких доходов. Мало просвещенные люди, как правило, это доверчивые люди, которые, не обладая знанием о мире, находятся на уровне средневекового развития, веря в богов и сверхъестественное. Во времена средневековья лженаука и ложные учения, вроде религии, находились в оппозиции с наукой, и с помощью инквизиции подавляла познание, в нынешнее время наука настолько развилась, что обрела заслуженное главенствующее место в осознании человечеством мира. Нынешняя наука обрела главенствующую позицию не только в силу доказанности своих тезисов, но и за счет особой значимости для развития техники и уровня жизни, что в свою очередь определяет уровень развития цивилизации, то есть является основой цивилизации. Нынешняя наука достигла авторитетности, которую уже никогда не достигнет религия, поэтому религия кроме мелких попыток не способна противостоять фактам. Лженаука избрала иной путь развития: не в противостоянии, а в адаптации и интеграции с наукой, создавая тезисы подобные научным, но имеющие смысл и цели религии – влияние на сознание людей и их доверие.

1.2 Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.

1.3 Человеческий вид, обретя независимость от природы, и достигнув уровня самосознания, обладает архаичными особенностями, например, человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания - это самосознание полностью реализовалось в религиозных учениях, в которых человек произошел по подобию бога, является повелителем Земли, «Земля находится в центре вселенной», а «вся вселенная это твердая оболочка с прикрепленными звездами», «мысли человека - проявления его души, которой нет у животных». Наука путем неопровержимых доказательств опровергала каждый из этих тезисов: Коперник создал гелиоцентрическую систему и низверг миф об избранности Земли, Дарвин доказал происхождение человека от животных, это же подтвердили генетики – так был опровергнут миф об избранности человека в живой природе, Павлов доказал рефлекторный механизм мышления и разоблачил мифическую душу человека. Лженауки и религия опираются на эту архаичность самосознания, и развиваются в их рамках - вновь появляется те направления, которые были опровергнуты наукой недавно или которые слишком неугодны для самолюбия людей, как, например, теория Дарвина и теория эволюции вообще, лженауки развивают представления о неком мире сверхъестественного, в котором может быть душа и прочее - таким образом, развивается неудачная альтернатива познанию, но в замен лженаука получает большее одобрение людей, которым утешили самолюбие.

1.4 Человеческая психология обладает ещё одной особенностью, которую используют лженауки для проникновения в сознание - это субъективное мышление доверчивых людей. Доверчивые и впечатлительные люди видят то, чего нет, но чего они хотят видеть, и не видят того, что не хотят видеть, не видят явных противоречий. Религиозные люди именно к таким относятся, они даже не желают слышать что-либо против бога и религии, будь то хоть явные опровержения, в то же время они в обычных явлениях видят знамения, явления ангелов, божью волю или божью кару. Доверчивые люди ограничены в своем критическом мышлении, поскольку собственные мысли им заменяет совокупность домыслов, сформированных верой во что-либо. Переубедить таких людей почти невозможно, какими бы доказанными не были опровергающие факты.

1.5 Одним из средств развития и популяризации лженаук является фальсификация, когда вымышленные явления выдаются за реальные. В случае фальсификации, лженауки пытаются укрепить свои позиции ложными доказательствами, экспериментальными данными, подделанными. Фальсификации продвигаются лженаукой через СМИ и литературу, и служат «доказательством» лженаучных положений. Помимо фальсификаций, лженаука распространяет вымыслы о проявлениях сверхспособностей и целительных свойств чего-либо, при этом лженаука не утруждает себя доказательствами и связыванием с наукой, их «доказательства» идут параллельно и независимо от науки, тем самым, демонстрируя свою изоляцию и независимость от противника – науки. В аспекте использования лженаукой фальсификаций стоит отметить, что всякого рода сверхъестественные явления демонстрируются, как правило, публично, или в лабораторноподобных условиях какого-либо помещения в присутствии неких сторонних людей производящих впечатление экспертов или ученых, и все эти демонстрации не отличаются, а даже уступают в зрелищности фокусам иллюзионистов. Нетрудно найти связь демонстрации лженаучных «доказательств» и производимых иллюзионов. Всякий опытный престидижитатор без труда разоблачит такие демонстрации, но рассчитаны они на простых людей, которые, видя фокусы иллюзионистов, дивятся им, но видя те же фокусы названные «сверхспособностями». Можно допустить, что Иисус Христос существовал и творил чудеса, но только чудеса эти были обычными фокусами, нынешние иллюзионисты творят такое, что Иисус меркнет в их свете: иллюзионисты летают (Копперфилд) – Иисус не летал, только один раз вознесся (по свидетельству 12 учеников, против тысяч свидетелей полетов Копперфилда), исчезают, проходят через стены, заставляют исчезать объекты и даже сооружения (Статуя свободы), повторяют фокусы с «приумножением хлебов», воскрешают мертвых (Лонго, Грабовой), исцеляющие на расстоянии целые стадионы (Кашпировский, Чумак).

Чудеса Иисуса были ограничены: не летал в повседневной жизни, не гасил Солнце, не гасил звезды, не насылал землетрясения, потому что такие фокусы не под силу никому.

Библейские сюжеты и чудеса, скорее всего выдумки, поскольку не доказаны, но могут быть и реальными явлениями, только искаженными, преувеличенными и трактуемыми с религиозным оттенком, что свойственно верующим, например, морской отлив мог верующими представляться как расхождение вод моря перед Моисеем; «манна небесная» могло быть то же явление, что и «рыбные» или лягушачьи дожди», когда ураганы и смерчи поднимают с поверхности разные объекты; растворение красной глины в речной воде может восприниматься «кровавой рекой»; нагретая суша создает оптический эффект зеркала – иллюзия поверхности воды, который мог иметь место на косе в заливе, скрывая эту косу от наблюдателей, и маскируя под поверхность моря, всякий идущий по ней создает впечатление «идущего по воде» - ведь Иисус шел по воде, а не летел над водой. Многие люди склонны поклоняться чего-либо, чаще всего это вымышленные боги, но это могут быть и другие люди, например, адепты, обожествляют предводителей своих религиозных сект, фанаты обожествляют знаменитый певцов, люди верящие Кашпировскому, Грабовому и другим магам составят толпу людей, которые будут убеждены в избранности и величии своего идеала, как были убеждены последователи человека Иисуса Христа в его божественности, и переубедить таких людей невозможно, преклонение для них сильнее логики и самооценки.

Как правило, разного рода «феномены», на которые опираются лженауки, представляют собой либо иллюзию, созданную или естественную, либо очень искаженные явления, преувеличенные или неверно истолкованные, либо эти феномены просто вымысел. Лженауки никогда не занимаются изучением своих явлений, как это происходит в науке, в лженауке явления и законы просто описываются, поскольку являются результатом произвольных размышлений сторонних от реальности людей. Несмотря на то, что, например, некоторые специализированные институты официально подтверждают наличие сверхвозможностей у людей, тем не менее, эти же институты не идут дальше частного «подтверждения» и частных конференций, и тема о неких способностях не превращается в исследования, диссертации и статьи, которые в свою очередь докажут сверхвозможности человека и сделают это частью науки. Этого не происходит в силу фальсификаций экспертизы, ограниченной единичными случаями и рискующей при полноценном исследовании немедленно быть опровергнутым. Подобный синтез лженауки и научных фальсификаций наиболее эффективен для существования лженаук, поскольку позволяет лженауке напрямую интегрироваться в официальную науку.

1.6 В прежние времена и ныне лженаука описывает и пользуется реальными явлениями, облачая их в некую сверхъестественность. Хорошо изучено официальной наукой явление самовнушения, при котором человек с помощью психики способен неосознанно влиять на функции организма и стимулировать внутренние резервы. На основе эффекта самовнушения существует лечебное средство – плацебо, которая представляет собой пустое вещество лишенное лечебных свойств, но в то же время, оказывающее лечебное воздействие той силы, насколько недуг связан с психическими функциями организма. Лженауки используют эффект плацебо, но под его видом продают дорогостоящие вещества и аппараты, получая мошеннический доход от «высокотехнологичного» плацебо. Аналогичным путем лженаука использует гипноз, подводя под него некие свойства некой души или сверхчувственного мира, чем добиваются согласия со своих ложных учений с реальностью. Эффект плацебо также возникает при «предсказаниях судьбы», когда человек настраивает и неосознанно наводит на себя предсказание, или при магических обрядах, когда «магия» путем самовнушения действует на человека.

1.7 СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ ЛЖЕНАУК.

Наиболее негативное для государства явление, это взаимодействие между лженаукой и кругами людей, обладающими властью или крупными денежными средствами, или распорядители фондов. Политики и владельцы крупных капиталов не отличаются интеллектом от обычных людей, они столь же доверчивы, и также не способны понять разницу науки и лженауки, поэтому лженауки разных видов, манипулируя сознанием таких влиятельных людей, сами получаю часть этого влияния. Одурачивать влиятельных и известных людей (актеров, космонавтов) для лженауки ещё выгодно и в плане доходов, чем от влияния на простых людей. Лженаука успешно использует свое влияние на влиятельных людей для лоббирования своих интересов, для распространения и популяризации лженаук, увеличения их авторитета, а также для давления на науку и контратаки на критику. Лженауки особенно стремятся лоббировать свои интересы во власти, поскольку это позволит лженаукам легализоваться «сверху», и превратиться в науку. Особенно эффективно влияние лженаук на коррумпированную власть, поскольку становится взаимовыгодным. Лженауку способны определить только ученые, простым людям это не дано принципиально, поэтому одурачить простых людей, среди которых и политики

для лжеученых ничего не стоит, а в свою очередь оболваненный политик для лженауки самый лучший трофей – он становится для лженауки ключом к гигантским государственным фондам, он становится защитой от любых нападок, в том числе со стороны Академии наук.

Лженаука влияет также через науку, путем подкупа специалистов и редакторов журналов, патентных бюро, пробивая себе дорогу в научные журналы, получая липовые рецензии, дипломы и научные звания, пробиваясь на научные конференции и покупая экспертизы в институтах – то есть, пытаясь чисто механически занять место в науке. Пробиваться в науку для лженауки является второй по важности задачей после получения финансирования, поскольку это придает лженаукам больше научности,

потому лжеученые особенно тратятся на обретение официальности и научности.

1.8 ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛЖЕНАУК.

Лженауки оказывают сильное сопротивления всякого рода попыткам их ликвидировать, подключая к этому все возможные ресурсы в которые они проникли, начиная от политиков и судов (судебные процессы против преподавания теории Дарвина), и заканчивая подключением СМИ и подкупленных ученых вплоть до академиков. Столь сильное сопротивление лженауки оказывают по той причине, что они приносят высокие доходы своим создателям, которые в свою очередь легкие доходы терять не хотят и пойдут на любые действия против критиков. Для всяких научных концепций характерен диалог «доказательства-опровержения», что составляет сам научный процесс поиска истины, в котором ключевое значение имеет критика, но лженауки не могут вести такого диалога, поэтому они избирают тактику агрессивного и упорного противостояния в виде несогласия с критикой, а также атаки на самих критиков, которые характеризуются уничижительным тоном. Пытаться опровергнуть лженауку также бесполезно, как оправдывать бред, хотя бы потому, что опровергать нечего, трудно найти доводы на произвольные идеи, это не мешает официальным ученым тратить время на опровержение лженаук.

Одной из защитных стратегий лженаук является их проникновение в секретные отрасли, в первую очередь в хорошо финансируемую военную сферу, для чего созданы целые воинские части (в/ч 10003). Защита секретностью позволяет избежать лжеученым огласки своих фальсификаций, которые могут вызвать поток разумной критики, а также избежать всякого влияния со стороны РАН и официальной науки, которые ограничены «военной тайной», оберегающей теплое местечко для лжеученых - это же является самым опасным влиянием лженауки, которая подрывает обороноспособность страны. Лженаукой создана принципиально новая тактика самозащиты – она сама организует борьбу с лженаукой, но при этом находится на стороне науки и не только избегает чистки, но и ликвидирует конкурентные направления, к подобной тактике прибегла Русская православная церковь, которая стала одним из инициаторов создания российской «Комитет по борьбе с лженаукой», а значит, минимум становится защищенной в процессе гонения против лженаук, максимум - управляет процессом ликвидации лженаук, разумеется, это не означает, что Комитет по борьбе с лженаукой не эффективна, это означает, что РПЦ имеет иммунитет от этого комитета.

1.9 Опровержение лженаук учеными является, несомненно, наиболее надежным средством уничтожения лженаук, но не всегда требуется научное опровержение для ограничения лженаук, поскольку это трата времени и привлечение внимания к лженаукам, и эффективность этих методов временна, поскольку произвольные учения в виде лженаук довольно изменчивы, и способны преодолевать устаревшие опровержения. Наиболее эффективным критерием лженаучности является внутренняя и внешняя противоречивость этих учений: внутренняя связана с противоречиями внутри концепции, которые возникают неизбежно при произвольных выкладках недалеких людей; внешние противоречия связаны с несопоставимостью достигнутому уровню официальной науки. Заниматься опровержением лженаук довольно неблагодарное дело, поскольку приходится спускаться на уровень развития лжеученых, уделять им внимание, и тем самым косвенно поднимать им статус, уделяя лженаукам внимание со стороны науки. Критиковать лженауки малоэффективно ещё и потому, что человеческая фантазия неисчерпаема и лженаука даже при полностью развитой науке найдет своё место для существования – на месте ликвидированных лженаук возникнут новые, и так будет неограниченно долго. Именно бесполезность критики приводит нынешнюю науку к простому запрету на какие-либо концепции, например, запрет на рассмотрение проектов вечных двигателей, или на публикацию критики теории относительности, поскольку на противостояние нескончаемому потоку лженаучных идей, заведомо лишенных смысла занимает больше времени, чем, собственно, развитие науки.

1.10 Лженауки активно укореняются, используя всякого рода финансирование, влияние на власть, что создают организованные центры-конгломераты – так называемые международные академии и институты (МАИСУ, международная академия тринитаризма, академия биоэнергоинформатики и подобные). Организация многократно усиливает влияние лженауки и делает её почти неуязвимой от нападок науки, общественности и власти. Достаточно вспомнить массированную поддержку лжеученого Грабового, для чего была собрана Научно-практическая конференция «Современные проблемы науки, техники, культуры, здравоохранения, общества и проблемы Космической безопасности Земли», г. Санкт-Петербург, на которой в защиту Грабового стали профессора, кандидаты наук, нанятые влиятельными лженаучными организациями или являющиеся просто мнимыми учеными, готовые за деньги нести такой бред, за который даже школьнику двойку поставят, например, на той же конференции Е.И.Боровков, профессор, директор НИИ астробиологических проблем и космической безопасности им. С.И. Репьева, президент МАИСУ заявил: «Ведь до сих пор, наша современная метеорология кроме циклона и антициклона ничего не знает. Она даже не знает, откуда образуется этот самый циклон. Откуда образуется антициклон. А это есть проекция околосолнечной чёрной дыры. Если даже метеорологи не знают, откуда и что берётся, ну как они могут правильно предсказывать погоду? Да ни как!» - подобных антинаучных перлов на той конференции было пруд пруди, и произносились они людьми с учеными степенями и званиями! За подобные рассуждения ученый должен быть просто лишен или понижен в научном звании, а те лица (ВАК, Патентное бюро, президиум РАН и другие), которые вручили ему звание или патент должны подпадать под внутреннее разбирательство за некомпетентность.

1.11 Лженауки развиваются в тех направлениях, в которых наука не развилась,

а также в тех познаниях, которых нет в природе. Существует и можно вообразить ещё больше понятий и явлений, которые невозможны по законам природы, например «Вечный двигатель», антигравитация и прочее, которые на всегда останутся несуществующими, и невозможность существования их недоказуема как бесконечность вселенной, поэтому лженаука особенно стремится реабилитировать и описывать их, и поскольку доказать их невозможность нельзя, то они становятся устойчивыми понятиями для существования лженаук.

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖЕНАУК.

2.1. Лженауки описывают некий непознаваемый, «скрытый» мир, обладающий той или иной одухотворенностью, божественностью, это позволяет использовать веру недалеких людей в сверхъестественное и при этом придать своему учению больше научности - это позволяет интегрировать глупое доверие и «сферу наук». Лженауки оперируют понятиями и терминологией абстрактно-всеобъемлющей, напоминающей рассуждения философов или людей средневековья, которые формируются из ограниченного набора слов: бог (создатель, вселенский разум), душа, разум, мысли, жизнь, вселенная (космос), пространство-время, волны (резонанс), энергия (свет, квант), информация, счастье, любовь, здоровье, добро и зло, свобода, новые знания, из которых путем комбинации формируются подавляющее большинство рассуждений и терминов лжеучений.

2.2. Социально-личностная направленность. Лженауки описывают личность, социальную жизнь, отношения людей, болезни, бизнес, войны и катаклизмы, и прочие явления, имеющие непосредственное отношение к жизни человека, при этом, не проявляя интереса к явлениям не связанным с человеком (например, физику звезд, вулканологию, энтомологию). Это указывает на то, что лженаука стремится развиваться в той сфере человеческого мышления, которая имеет для каждого человека наибольшее значение, а значит наиболее востребованной людьми, то есть лженаука нацелена на наибольший интерес людей, получая большее внимание. Независимо от области лженауки, будь то физика, биология или религиозные учения – все они сходятся в итоге к свойствам человека.

2.3. Очень характерным признаком лженаук является их бурное внедрение в практику. Лженаука не только стремительно достигает уровня применения своих «идей» в деле, которое порой опережает развитие самих этих идей, но и стремление в первую очередь использовать «идею». Ярким примером являются торсионные технологии, которые развились прежде, чем физики развили идею полей кручения, позднее опровергнутую.

2.4. Лженаука реализуется в торговле и услугах. Лженауки преимущественно стремятся к непосредственной продаже своей продукции, будь то вещи, в виде амулетов, гороскопов, целительных средств и прочее, или это услуги, в виде предсказания судьбы или «излечения». Этот признак указывает цель лженаук – легкий доход, поэтому лженауки развиваются там, где у доверчивых людей имеются крупные денежные средства и власть, то есть у политиков, бизнесменов, преступников и других, поэтому для разного рода лжеученых характерно стремление в эти круги, дабы дороже продать свои вымыслы, например при дворе королей и президентов всегда были собственные астрологи, маги, целители и прочий сброд.

2.5. Лженаука обладает высокой универсальностью. Обычно в основе целостного учения лежит некий единый принцип, напоминающий произвольные рассуждения, вроде милогии, или единое явление вроде биоинформатики (биоэнергоиформатики), торсионных полей, от которых развивается некое учение, чуть ли не до панацеи или теории всего. Для лженаучных лекарств, способов лечения и аппаратов характерен огромный перечень излечиваемых болезней, на гране панацеи от всего, причем, болезней никак не связанных между собой. Одно и то же лженаучное средство лечит одновременно и ожирение и худобу.

2.6. Лженаучные учения создаются, заимствуя понятия от разнородных наук, которые обладают минимальной связью, иначе говоря, лженауки очень междисциплинарные. В своих междисциплинарных достижениях лженауки достигают высоких величин, превращаясь в принципиальный балаган, например, в медицинских и психологических направления лжеученые активно применяют понятия квантовой физики (торсионные поля), в своих физических направлениях применяют религиозно-эзотерических понятия (милогия, биоэнергоинформатика). Это качество лженаук проявляется также в том, что лженауку могут создавать даже ученые, только при условии, что это ученый занимается лженаукой в области познания, отличной от той, в которой он является специалистом, так, например, часто о физике рассуждают инженеры, биологи, историки, философы и рассуждения эти формируют лженауки.

2.7. В лженауках все положения основаны на произвольных измышлениях, в виде каких-то философствований или домыслов, которые выдаются в качестве выводов, за которыми должно быть экспериментальное подтверждение. Иначе говоря, лжеученые заменяют эксперименты рассуждениями, в тех случаях, когда это недопустимо.

2.8. Лженаука развивается параллельно официальной науке, адаптируя и заимствуя из науки знания, с целью маскировки себя «научностью», именно развивается следом, то есть, именно догоняя, а не превосходя, поскольку не может достигать новых знаний. Лженаука заимствует термины из официальной науки, такие как кванты, черные дыры, пространство-время, волны, резонанс и прочие, привязывая их к своим учениям, делая это так глупо и наивно, как попугаи, которые повторяют за человеком слова и производят впечатление разговора, хотя естественно ничего не понимают в них. Наука развивается, терминов становится больше, а значит, словарный запас лжеученых расширяется и их речи приобретают более научный звон, оставаясь

бессмысленным лепетом попугая. Лженаука активно искажает понятия науки, приспосабливая их к своим учениям, делая сложные трактовки банальных явлений.

2.9. Лженаука попустительствует и развивается в тех направлениях, которые более предпочтительны простым людям с их архаичным мышлением. Лженаука не пытается переубедить, а напротив соглашается, что существует некий божественный мир непознанного, что человек является высшим существом, что существует душа, что человечество и Земля обладает избранностью и прочее, именно потому, что такие взгляды более предпочтительны простым людям, лженаука особенно легко проникает в их сознание. Лженауки «подтверждают», что существуют некие сверхспособности человека, в которые хочет верить обычный человек, эта же лженаука «опровергает» теорию Дарвина, стремясь доказать обычным людям, которые хотят видеть в себе нечто высшее, что они действительно высшие, подобных поощрений архаичному пониманию людей со стороны лженаук много, поскольку это один из стимулов их развития.

2.10. Для лженаук характерно бурное развитие, поскольку основано оно не на научном поиске, а на произвольных рассуждениях. Та или иная новая лженаучная концепция появляется уже с готовым базисным знанием, которое было словно написано кем-то до них, и длительно кем-то изучалось, хотя в действительности было придумано в короткие сроки неким проходимцем. Лженаука характеризуется полным отсутствием, каких-либо сомнений в себе, она утверждает себя как истинную истину, подобно религии «как написано, так и есть». Это признак того, что лженаука заимствует

способ самообразование от религиозного способа, и потому никак не приемлет каких- либо опровержений, и никогда не сойдется в дискуссии с научной экспертизой, результат которой предопределены, причем, не в пользу лженаучного учения.

2.11. Лженауки не противостоят друг другу, вполне терпимо сосуществуя вместе притом, что составляют совершенно разные представления и конкуренцию. Казалось бы, религия не должна признавать «чтение мыслей бога» в виде астрологии, и не должна признавать учения, не совпадающие с религиозным учением, но нет даже намека на такие противостояния. Официальная наука представляется лженауками как некое точное и доказанное, но неполноценное и ограниченное знание, в то время как лженауки это «глубокие и всесторонние знания», которые представляют собой ту часть «знаний» до которых официальная наука не может или не хочет развиться. Лженауки не составляют друг для друга угрозы, поскольку цель у них одна – влияние на людей. Всякие попытки опровержения лженаук ограничиваются со стороны последних лишь аргументами о том, что «наука не достигла их уровня и потому не может доказать», при этом неизвестно и тем более не доказано каким образом получены эти знания, относящиеся к лженауке.

2.12. Для всякой лженауки характерно, что при «гигантских, безграничных» возможностях – реальный нулевой эффект. Например, если бы телепатия была реальна – то пропала бы необходимость в военной разведке, если бы телегипноз был реальностью – то не нужны были бы дипломаты и так далее. При этом телепатия и телегипноз не только эффективнее, но и значительно дешевле и безопаснее – но ничего подобного нет. Причем, такая технология могла бы применяться с давних времен, когда появилась магия, пророчества, спиритизм. Например, если бы спиритизм был реальностью, то можно было бы созывать души великих ученых (Ньютона, Эйнштейна) и узнавать у них новые идеи и теории. Торсионщики обещали огромное количество энергии из физического вакуума, абсолютное оружие, но ни того, ни другого нет, а Европа все также продолжает закупку нефти.

2.13 Для лженаук характерно полное отсутствие самокритики. Большинство лженаучных концепций провозглашают свои выводы окончательными и правильными, без намека на сомнение, хотя к этому не прилагаются должных доказательств, и «истинность» этих знаний только провозглашается. Целители и методы нетрадиционной медицины почти (или вообще) не обладают побочными эффектами, псевдоисторические концепции представляют себя «правдивой историей», религиозные учения провозглашаю себя абсолютной истиной, и запрещают другие истины, другие религии.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЖЕНАУКИ И НАУКИ.

Наука в своем развитии неуклонно познает мир, и в этом познании нет таких фактов, которые нельзя объяснить, нет таких пределов, за которые познание не могло бы проникнуть, иначе говоря, в мире нет ничего божественного и сверхъестественного, а есть только то, что уже изучили, и то, что предстоит изучать. Физика проникла в глубины атома, и до элементарных частиц и полей изучила его, нашла законы, управляющие им. Атом не оказался неделимым «божественным творением», «бог» решил себя утрудить и усложнил вещи до такой степени, что они могли бы существовать и без бога. Казалось бы, лженауки должны отступать и разрушаться под действием развивающейся науки, но этого не происходит, этого не происходит потому, что глупые невежды, владеющие деньгами, не перевелись, а значит, почва для лженауки сохранилась.

Лженаука даже развивается, она развивается параллельно науке, поскольку начинает использовать научные понятия и законы для «объяснения» прежде «необъясненных вещей», фактически лженаука пытается интегрироваться в науку, она тянется вверх по научному древу, как лиана, достигая при этом вершины без собственного крепкого ствола. Этот механизм формирования лженаук на основе достигнутого научного знания является универсальным, отличает лженауки то, что они только адаптируются к науке, и не развивают познание, как это делает наука. Объяснение, которые делает лженаука на основе научных познаний, является довольно примитивным связыванием аналогий, связи доказанного наукой и аналогичного недоказанного. Так, например, астрологи пытаются объяснить «влияние на людей планет» путем гравитационного поля этих планет, даже при всей нелепости подобных выводов в том, что гравитация может вызвать только смещение массы, например, гравитационное поле от атмосферы и облаков превышает гравитационное поле планет, поэтому лучше предсказывать судьбу по облакам.

Лженаука заимствует из науки явления, адаптирует в себе и даже развивает их в ложном направлении, при этом, чем сложнее явление (квантовая физика), тем больший эффект получается от его использования, например, подведено под физические понятия некие «торсионные поля», которые являют собой уже не божественность и магию, а некое лженаучное понятие сформулированное подобно научным формулировкам. Большой взрыв создавший видимую вселенную очень удачно использовался религиозными лжеучеными, как акт божественного творения, другой важный пример этого заимствования лженаукой фактов из науки является приобщение астрологией вновь открытых планет: Урана, Нептуна, Плутона, при этом вновь открытые планеты довольно легко вбирались астрологией, также, например, известное всем явление «эффект Кирлиана», представляющее собой лишь электрическое явление, подобное разрядам, изучаемым Тесло, выдается лженаукой в качестве того самого мифического биополя, о котором рассуждают многие лженауки, вот только остается неясным, каким образом появляется биополе у неживых объектов. Подарком для лженауки являются научные гипотезы фантастического содержания, например, дополнительные измерения, которые мы не можем обнаружить ввиду пр

Последние публикации на сопряженные темы

  • Краткое введение в научный метод познания и систему научных знаний

    Пришествий на страницу: 248 

  • Loading...Loading...