Сборник темные аллеи краткое содержание. «Тёмные аллеи

Название: Темные аллеи

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 4мин 20сек

Аннотация:

Почтовая станция под Тулой. Приезжает карета, в которой сидит важный на вид пожилой господин, Николай Александрович. Он проходит в горницу, чтобы отдохнуть и попить чаю. Его встречает хозяйка, еще не старая и довольно привлекательная женщина. Он начинает ее расспрашивать и при ответе понимает, что это Надежда, которой он был очень увлечен в юности. Она выросла при господском доме. В молодости Надежда была красавицей, на нее все засматривались. Но она была простолюдинкой. Николай женился на женщине своего круга, которую очень любил, у них родился сын. Но он признается Надежде, что не был счастлив в жизни. Жена ему изменила, а из сына вырос оболтус. Надежда признается ему, что всю жизнь любила и продолжает любить только его одного. Она никогда не была замужем. Николай Александрович смущен этим признанием и этой встречей. Он торопится уехать. По дороге он размышляет, как сложилась бы его жизнь, если бы он мог жениться на Надежде.

И.А. Бунин — Темные аллеи. Прослушать краткое содержание онлайн.

Полный вариант 10 минут (≈3 страницы А4), краткое содержание 3 минуты.

Главные герои

Николай Алексеевич, Надежда

Второстепенные персонажи

Клим (кучер), жена Николая Алексеевича, сын генерала

Осенним ненастным днем тарантас подъехал к избе. Здесь располагалась почтовая станция и постоялый двор. В тарантасе сидел старик стройного телосложения. На нем был большой картуз и серая николаевская шинель с воротником из меха бобра. Лицо с седыми усами и бакенбардами, бритым подбородком и усталым. Вопрошающим взглядом напоминало лицо Александра Второго.

Он зашел в комнату постоялого двора, в которой было сухо, тепло и убрано. Здесь вкусно пахло щами. Навстречу ему вышла хозяйка. Она имела темные волосы и обладала красотой, не свойственной ее возрасту. Гость попросил чаю и похвалил ее за чистоту. Хозяйка назвала его Николаем Алексеевичем. И тут он узнал в женщине Надежду, которую любил раньше и не видел около тридцати пяти лет.

Николай Алексеевич взволнован. Он спросил женщину о ее жизни на протяжении всех этих лет. Надежда рассказала, что хозяева предоставили ей вольную. Замуж она не выходила, так как достаточно сильно любила Николая Алексеевича. Старик смутился, пробормотал, что их любовь была обыкновенной и давно прошла. Спустя годы все проходит.

Женщина сказала, что у других, возможно, и так. но у нее иначе. Она любила его на протяжении всех этих лет, сознавая, что для него это не имело такого большого значения. когда он хладнокровно покинул ее, женщина несколько раз собиралась покончить жизнь самоубийством.

С печальной улыбкой женщина вспомнила, как возлюбленный читал стихи ей. Он помнил, как красива была женщина в то время. Николай Алексеевич также обладал красотой. Поэтому она и влюбилась в него.

Николай Алексеевич взволновался и расстроился. Он попросил женщину уйти. Старик сказал, что он надеется, бог его простит. А Надежда итак его уже простила. Но женщина его не прощала и не в состоянии была это сделать. Это было невозможно.

Поборов слезы и волнение, старик велел подать ему лошадей. В его жизни тоже никогда не было счастья. Причиной его женитьбы стала большая любовь. Но супруга оставила его. И это произошло гораздо оскорбительнее, чем он поступил с Надеждой. Все его надежды были обращены на сына. Но он стал негодяем и наглецом, у которого отсутствовали честь и совесть.

Во время прощания женщина поцеловала старику руку. А он в ответ поцеловал ее руку. Во время дороги ему становится стыдно за этот поступок, а также стыдно из-за этого стыда. От кучера он узнал, что Надежда провожала их взглядом из окна. А также добавил, что она умная и справедливая женщина.

Николай Алексеевич осознал, что период романтических отношений с надеждой оказался лучшим временем его жизни. Он попытался представить себе мысленно, что женщина являлась не владелицей постоялого двора, а его супругой, хозяйкой его дома в Петербурге, матерью их общих детей. Он закрыл глаза и покачал головой.

Название произведения: Тёмные аллеи
Иван Алексеевич Бунин
Год написания: 1938 год
Жанр произведения: рассказ
Первая публикация: 1943 год, Нью-Йорк
Главные герои: хозяйка постоялого двора Надежда и пожилой военный Николай Алексеевич

Иван Алексеевич Бунин известен как мастер любовной прозы, сюжетную линию одного из целой серии романтических произведений раскроет краткое содержание рассказа «Тёмные аллеи» для читательского дневника.

Сюжет

Осень. Бричка с извозчиком бандитского вида и немолодым военным на пассажирском месте в поисках ночлега останавливается возле небольшого постоялого двора.

Путники оказываются в чистой, светлой и уютной горнице. На зов барина Николая Алексеевича вышла хозяйка гостевой избы Надежда: немолодая уже, но ещё очень приятной внешности. В процессе непринуждённой беседы выяснилось, что барин и хозяйка давние знакомые.

Больше 30-ти лет назад Николай Алексеевич и Надежда встречались, их связывали нежные чувства, но разделяло разное социальное положение в обществе. Она - простая дворовая девка, а он - юный отпрыск из знатного рода. Молодой барин любил, но не женился на простолюдинке. Надежда всю жизнь оставалась одна, так и не сумев забыть своего возлюбленного и их романтичных свиданий. Обиды она ему не простила и, как выяснилось в дальнейшем разговоре, жизнь за разбитое сердце девушки Николая Алексеевича наказала сполна. Он так и не обрёл счастья: супруга от него ушла, а сын вырос негодяем. Прощаясь, Надежда и барин поцеловали друг у друга руки. Николай Алексеевич осознал, что лучшие дни в его жизни прошли рядом с этой простой женщиной. А Надежда долго смотрела в след отдаляющейся повозке.

Вывод (мое мнение)

История учит читателя понимать, как ничтожны социальные неравенства, общественное мнение и прочие преграды, когда идёт речь о любви. Неверный выбор на всю жизнь может сделать человека несчастным, как это случилось с героями рассказа. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый. Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы. — Налево, ваше превосходительство, — грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево. В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом. Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове — седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы: — Эй, кто там! Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой. — Добро пожаловать, ваше превосходительство, — сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете? Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил: — Самовар. Хозяйка тут или служишь? — Хозяйка, ваше превосходительство. — Сама, значит, держишь? — Так точно. Сама. — Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело? — Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю. — Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя. Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь. — И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич. Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел. — Надежда! Ты? — сказал он торопливо. — Я, Николай Алексеевич, — ответила она. — Боже мой, боже мой! — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять? — Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю? — Вроде этого... Боже мой, как странно! — Что странно, сударь? — Но все, все... Как ты не понимаешь! Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить: — Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах? — Мне господа вскоре после вас вольную дали. — А где жила потом? — Долго рассказывать, сударь. — Замужем, говоришь, не была? — Нет, не была. — Почему? При такой красоте, которую ты имела? — Не могла я этого сделать. — Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? — Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила. Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал. — Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». — Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело. Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: — Ведь не могла же ты любить меня весь век! — Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот... Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, — сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой. — Ах, как хороша ты была! — сказал он, качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались? — Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть. — А! Все проходит. Все забывается. — Все проходит, да не все забывается. — Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. — Уходи, пожалуйста. И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: — Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила. Она подошла к двери и приостановилась: — Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят. — Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, — ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. — Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни. Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее. — Прикажи подавать... Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью: — А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее? — Давно, Клим. — Баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает. — Это ничего не значит. — Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя. — Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду... Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал: «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...“ Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой. 20 октября 1938

В осенний ненастный день по разбитой грязной дороге к длинной избе, в одной половине которой была почтовая станция, а в другой чистая горница, где можно было отдохнуть, поесть и даже переночевать, подъехал обкиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом. На козлах тарантаса сидел крепкий серьезный мужик в туго подпоясанном армяке, а в тарантасе - «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый».

Когда лошади стали, он вылез из тарантаса, взбежал на крыльцо избы и повернул налево, как подсказал ему кучер. В горнице было тепло, сухо и опрятно, из-за печной заслонки сладко пахло щами. Приезжий сбросил на лавку шинель, снял перчатки и картуз и устало провел рукой по слегка курчавым волосам. В горнице никого не было, он приоткрыл дверь и позвал: «Эй, кто там!» Вошла «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина… с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Она вежливо поздоровалась.

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на легкие ноги и попросил самовар. Оказалось, что эта женщина - хозяйка постоялого двора. Приезжий похвалил её за чистоту. Женщина, пытливо глядя на него, сказала: «Я чистоту люблю. Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич». «Надежда! Ты? - сказал он торопливо. - Боже мой, боже мой!.. Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?» - «Тридцать, Николай Алексеевич». Он взволнован, расспрашивает её, как она жила все эти годы. Как жила? Господа дали вольную. Замужем не была. Почему? Да потому что уж очень его любила. «Все проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

У других - может быть, но не у нее. Она жила им всю жизнь. Знала, что давно нет его прежнего, что для него словно бы ничего и не было, а все равно любила. Поздно теперь укорять, но как бессердечно он её тогда бросил… Сколько раз она хотела руки на себя наложить! «И все стихи мне изволили читать про всякие „темные аллеи“, - прибавила она с недоброй улыбкой». Николай Алексеевич вспоминает, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош. «И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». - «А! Все проходит. Все забывается». - «Все проходит, да не все забывается». «Уходи, - сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. - Уходи, пожалуйста». Прижав платок к глазам, он прибавил: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Нет, она его не простила и простить никогда не могла. Нельзя ей его простить.

Он приказал подавать лошадей, отходя от окна уже с сухими глазами. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а она бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду. Возлагал столько надежд на сына, а вырос негодяй, наглец, без чести, без совести. Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее. Уже в дороге он со стыдом вспомнил это, и ему стало стыдно этого стыда. Кучер говорит, что она смотрела им вслед из окна. Она баба - ума палата. Дает деньги в рост, но справедлива.

«Да, конечно, лучшие минуты… Истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…“ Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, он качал головой.

Loading...Loading...